Пешка против ферзя ладьи коня слона конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Сегодня наш урок будет необычным. Мы с вами отправимся на экскурсию. Я буду вашим экскурсоводом.

– Обратите внимание на написание выделенных гласных, запомните, как пишется это слово.

– Кто такой экскурсовод?

– Экскурсовод – это человек, который руководит экскурсией, рассказывает о том месте, где находятся посетители, путешественники.

– Куда мы отправимся, узнаете, когда разгадаете шахматные фигуры.

    Вперёд и назад ходит браво
    Помчится налево, направо
    Ту фигуру знаю я
    Ведь зовут её … (ладья)

– Как ходит ладья? (по вертикали и по горизонтали)

– Как ходят слоны? (по диагонали)

  • На одной стоит ноге
    А ходит только буквой “Г” (конь)

– Что можете добавить о коне? (может перепрыгивать через фигуры)

– Как ходит ферзь? (по вертикали, по горизонтали, по диагонали)

– Запомните, какие фигуры нам встретились.

– Куда же мы совершим путешествие?

– В город, который является для вас родным, город, в котором вы живёте.

Слайд с панорамой города

– Почему наш город так назвали? (он расположен на берегу реки Кама)

22 сентября 1966 года Нижнекамск был объявлен городом и появился на карте.

– Сколько сейчас лет городу? (45 лет будем праздновать в этом году)

– Ребята, вспомните, какой фигуры не было при разгадывании названия нашего города? (пешки)

– Сколько их? (8 белых, 8 чёрных, всего 16)

– Пешка, как и наш город – это самая маленькая фигура, но очень значимая. Именно благодаря пешке, необычным правилам ее движений и взятий, ее способности превращаться в другие фигуры, шахматы оказались такой интересной игрой. Пешка ни на кого не похожа. Она отличается от всех фигур.

3. Изучение нового материала.

– Сегодня на уроке мы поговорим о правилах перемещения пешки, познакомимся с правилом превращения и правилом взятия. Поговорим о нашем городе, чем он знаменит.

Слайд. Ходы пешки

Пешка ходит только вперёд и только на одну клетку. Но с одним исключением: со своего исходного положения для белых со 2-ой горизонтали, для чёрных с 7-ой горизонтали каждая пешка, если свободен путь, по желанию играющего может быть передвинута либо на ближайшее поле, либо через одно поле.

Сделав первый ход, в дальнейшем пешка теряет право на двойной прыжок, т.е. в дальнейшем она может передвигаться только на одно поле.

– Ходить таким образом пешка может в том случае, если перед ней не стоит какая-либо фигура.


Слайд. Правило превращения

В отличие от других фигур пешка бьёт фигуру противника не так как ходит, а на одну клетку вперёд по диагонали. Перейдя на соседнюю диагональ, она продолжает путь по ней.


Вывод: Таким образом, пешка ходит вперед, а бьет по диагонали на одну клетку. Это единственная фигура в шахматах, которая ходит по одному правилу, а наносит удар по-другому. У остальных фигур направление движения и удара совпадает. Ниже приведены две позиции:

В позиции “A” белая пешка имеет целых четыре варианта хода: может пойти на одно или на два поля вперед, а также может ударить одну из черных фигур.

В позиции “B” пешка не имеет ни одного возможного хода – впереди стоит пешка соперника, и нет фигур, которые можно ударить

А.

4. Физминутка.

– Для того чтобы отдохнуть, заняться творчеством в нашем городе есть кинотеатры, музыкальные и художественные школы, музеи.

Если хочешь заняться спортом, тебя ждут спортивные школы, стадионы, катки и Ледовый дворец.

– А сейчас мы с вами превратимся в пешек:

Ну-ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом (вращение головой)
3 – 4 – приседаем,
Наши ножки разомнём. (приседания)
1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
За столы мы вновь спешим. (садятся за столы)

5. Первичное закрепление.

Стихи рассказывают ученики

На войну, не на парад
Пешка держит путь.
Ей нельзя идти назад,
В сторону свернуть.

Чтоб в борьбу вступить скорей.
В рукопашный бой,
Первым ходом можно ей
Сделать шаг двойной.

А потом – вперёд, вперёд,
За шажком шажок.
Ну, а как же пешка бьёт?
Бьёт наискосок.

Всю доску пройти должна
Пешка до конца –
Превратиться там она
В генерала, не в бойца!

1 задание – Выполнив задание по вариантам, вы ответите на вопрос: Чем известен наш город?

Получились слова: ХИМИЯ, ШИННЫЙ. Наш нефтехимический комбинат является крупнейшим производителем нефтехимической промышленности. Его продукция каучук отправляется почти в 100 стран мира.

Каждая 3-я шина в России выпускается нашим шинным заводом.

Жизнь города связана с нефтехимиками, поэтому центральная улица города носит название “проспект Химиков”, параллельно ей расположен “проспект Шинников”.

Получились слова: БЫЗОВА, ЛЕСНАЯ.

Улица Бызова названа в честь русского химика, специалиста по технологии получения каучука из нефтяного сырья.

Улица Лесная названа так, потому что она расположена рядом с лесом.

– А какие ещё есть названия улиц в нашем городе? (Кайманова, Тукая, сквер Лемаева, Менделеева, Мурадьяна, Вахитова, Чабьинская, Ахтубинская, Юности, Южная, Студенческая, Корабельная, Сююмбике, Мира, Баки Урманче, Вокзальная, Чишмале, Южная, Строителей, Индустриальная, Гагарина,).

Названия улиц даются не только по месту расположения, но и в честь выдающихся людей.

6. Итог урока. Вопросы из “Шахматной шкатулки”

– Какими предприятиями знаменит наш город? (химкомбинат, шинный завод)

– Сколько лет исполняется нашему городу в этом году? (45 лет)

– Назовите улицы, которые названы в честь выдающихся людей? (Бызова, Кайманова, сквер Лемаева, Тукая, Баки Урманче, Гагарина, Первостроителей,Мурадьяна, Сююмбике, Менделеева)

– В каком направлении ходит пешка? (только вперёд, по вертикали)

– Ходит ли пешка по горизонтали? (нет)

– В каком направлении бьёт пешка? (по диагонали)

– Может ли пешка сделать шаг назад? (нет)

– Бьёт ли пешка назад? (нет)

– Превращается ли пешка в короля? (нет)

– В какие фигуры может превратиться пешка? (в ферзя, слона, коня или ладью)

– Может ли белая пешка побить белого слона? (нет) Почему? (они из одной армии)

– Какой ход может сделать пешка с исходной позиции? (вперёд на1 поле, или на 2 поля)

7. Домашнее задание.

Повторить ходы и взятие пешки.

При возможности поиграть с партнёром всеми пешками, соблюдая шахматные правила игры.

8. Игровая практика.

Работа в парах. Игра на индивидуальных досках всеми пешками.

– А теперь, у нас игровая практика. Я предлагаю вам сейчас поиграть всеми пешками.

– Спасибо за внимание. Я вам желаю побеждать себя каждый день, каждый день открывать все новые знания, идти только вперед.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Республиканский семинар учителей

общеобразовательных учреждений по теме:

«Интеграция общего и дополнительного образования

План-конспект открытого урока

Учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Очкина Ольга Алексеевна

Нижнекамск, март 2011 года

Повторить и закрепить знания детей об изученных шахматных фигурах, движении фигур (конь, ладья, слон, ферзь). Закрепить знание хода пешки, взятие, превращение пешки, взятие на проходе.

Учить обобщать, сравнивать, предвидеть результаты своей деятельности.

Развивать умение работать в парах.

Вырабатывать выдержку, настойчивость, уверенность в своих силах, спокойствие. Воспитывать любовь и уважение к игре, уважение друг к другу.

мультимедийная презентация (см.Приложение)

шахматная демонстрационная доска

шахматы у детей

- Сегодня мы снова отправляемся в путешествие по стране, догадайтесь какой:

Зовётся мудрою страной двухцветная страна,

Ведётся в ней упорный бой, двухцветная война.

Там обе армии смелы, борьбой увлечены.

В одной из них бойцы белы, в другой бойцы черны.

Но разве цвет всего важней?

Тот, кто решительней, умней -

Вот там закон, какой!

- Какая же страна нас ждет? (шахматная страна) Нас встречает Загадай.

hello_html_11c4dcc0.jpg

-Сегодня он будет нашим экскурсоводом по шахматной стране. А раз он загадай, то будет задавать разные вопросы. А вы не ленитесь, внимательно слушайте и правильно отвечайте.

II . Повторение пройденного.

- Сколько жителей живет в шахматной стране? (32)

- Неужели нам придется обойти все 32 дома? (нет, не 32, а только 6, т.к. различных фигур только 6)

1. Ладья.

- Отгадайте, какая фигура ходит по шахматной доске такими путями? (ладья)

hello_html_m5b604b58.jpg

hello_html_m10606135.jpg

- На каком поле может находиться черная ладья в начале игры?

А) a 1 В) h 8 Г) c 8 Д) d 5

hello_html_m44708544.jpg

-Какая фигура передвигается по шахматной доске следующими дорожками? (слон)

hello_html_1a9dda85.jpg

hello_html_2d855b24.jpg

- На каком поле может находиться белый слон в начале игры? ( f 1)

hello_html_m345c5cf1.jpg

3. Ферзь.

- Какая фигура является таким виртуозом, совершая такие разные ходы? (ферзь)

hello_html_m28a2acc4.jpg

hello_html_40b0b59c.jpg

- Сколько ферзей в начале игры? (2)

hello_html_58e9dc5f.jpg

- На каком поле может находится белый ферзь в начале игры? ( d 1)

hello_html_m5f1645f0.jpg

- Ход какой фигуры напоминает одну из букв? (коня)

hello_html_m496f1230.jpg

hello_html_699de882.jpg

- Конь стоит на поле а6. На какое поле он может перебраться? (с5)

hello_html_31e1375.jpg

hello_html_17dbb22b.jpg

hello_html_4e6dcaf8.jpg

И можешь ты узнать сейчас,

Листай листы, не мешкай!

Что приключилось как-то раз

С отважной белой (пешкой)

Когда друзья стеной стоят,

Попробуй Пешку съешь-ка!

Плечо к плечу сомкнул отряд,

И браво смотрит (пешка).

- Почему про пешку говорят, как про отряд? (их 8, выстроились в ряд)

- На какой горизонтали стоят пешки в начальном положении? (2 и 7)

hello_html_mffda172.jpg

- Чем отличается ход пешки от всех остальных фигур? (ходит только вперед)

- А чем еще очень интересным отличается пешка от остальных фигур? (взятие по диагонали, взятие на проходе).

hello_html_5abee0ff.jpg

hello_html_9245ce6.jpg

hello_html_48f9f037.jpg

hello_html_8c75b93.jpg

hello_html_345e1816.jpg

hello_html_5bf6389a.jpg

hello_html_733d4ada.jpg

III . Дидактические задания.

Атака неприятельской фигуры.

hello_html_568f6150.jpg

hello_html_m1f53b99a.jpg

hello_html_m1f53b99a.jpg

hello_html_m1f53b99a.jpg

hello_html_76304392.jpg

hello_html_2de44513.jpg

hello_html_m76419528.jpg

hello_html_1b98c4e9.jpg

hello_html_m805dd76.jpg

hello_html_m73e9561a.jpg

hello_html_m1d53753e.jpg

hello_html_5b110282.jpg

hello_html_m5070eb69.jpg

IV . Итог урока.

(использовать сигнальные карточки зеленого - да и красного - нет цвета)

- Проведем небольшой блиц-опрос, чтобы выяснить, насколько хорошо вы запомнили правила пешки.

1. Может ли пешка попасть на белое поле? На черное поле? (да)

2. Ходит ли пешка по горизонтали? (нет)

3. Ходит ли пешка по вертикали? (да)

4. Бьет ли пешка по горизонтали? Вертикали? (нет)

5. Бьет ли пешка по диагонали? (да)

6. Может ли пешка перепрыгнуть через одно поле? (да)

7. Может ли пешка перепрыгнуть через два поля? (нет)

8. Может ли пешка брать на проходе слона? (нет)

9. Может ли черная пешка бить на проходе белую пешку? (да)

10. Если пьешь на проходе неприятельскую пешку, то твоя пешка встанет на поле, которое занимала неприятельская пешка? (нет)

11. Превращается ли пешка в короля? (нет)

12. Превращается ли пешка в коня? Слона? Ладью? (да)

- Пройдя по клеткам так, как бьет пешка, начиная с коричневой клетки, прочитайте выражение, записанное на клетках.

hello_html_5206d8ca.jpg

hello_html_6d545935.jpg

- Молодцы! А в конце урока я хочу вам пожелать никогда не становиться пешкой в чьей-то игре, а стать в жизни самостоятельными людьми, как шахматная пешка стремится стать ферзем.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 203 человека из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 607 910 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 08.10.2017 6028
  • DOCX 11 мбайт
  • 139 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Очкина Ольга Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.



Рекомендации:






Презентация подготовлена к внеурочному занятию кружка "Шахматная школа". Она станет полезным пособием для всех тех, кто решил освоить азы интеллектуальной игры в шахматы. Презентация направлена на закрепление знаний о шахматной фигуре - пешке и отработку её ходов в игре с другими шахматными фигурами: ферзем, слоном, ладьей, конем.

7. Цель : создать условия для закрепления умения построить тактику в два-три хода, предугадывая ходы противника, умения находить лучший ход.

Образовательные : закрепление умения предугадывать ходы противника, аргументировать словесно, при помощи терминов, наименований полей и полных названий фигур; умения найти все возможные ходы противника, умения найти ход, при выполнении которого, контролируются все обозначенные поля

Развивающие : развивать внимание, долговременную память.

Воспитательные : воспитывать умение работать в команде, воспитывать эмпатию.

9. Средства реализации (наглядный материал, ТСО и т.д.): шахматные доски, шахматные фигуры, наглядный материал – презентация.

10. Форма организации : фронтальная, индивидуальная

11. Планируемый результат :

Закрепление в долговременной памяти основных понятий и фигур; умеют построить тактику в два-три хода, предугадывая ходы противника, аргументируют словесно, при помощи терминов, наименований полей и полных названий фигур; умеют найти все возможные ходы противника. Умеют найти ход, при выполнении которого, контролируют все обозначенные поля.

Читайте также: