В мире стекла средняя группа конспект занятия с презентацией

Обновлено: 05.07.2024

— развивать любознательность, наблюдательность, внимательность; -воспитывать бережное отношение к вещам.

Планируемые результаты: уметь поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения;

выражать положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при участии в решении игровых и познавательных задач; иметь представление о свойствах стекла;

активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и сверстниками.

Материалы и оборудование: небольшие стеклянные предметы, шарик, карандаши, стеклянная ваза, рамка, краски гуашь, кисть для рисования.

Ход занятия.

В: Здравствуйте, ребята! Сегодня утром к нам пришло письмо.

Это письмо прислала Королева Стеклянной Страны. Давайте почитаем! (дети стоят полукругом на коврике)

«Здравствуйте, дорогие ребята!

Пишет вам Королева Стеклянной Страны. Жители моей страны все сделаны из стекла. И я хочу познакомить вас с ними. Если вы будете внимательными и активными, то узнаете много интересного и нового. А для того, чтобы начать наше знакомство, вы должны выполнить несколько заданий.

Воспитатель: Дети, вы хотите познакомиться с жителями стеклянной страны? Ну, тогда давайте выполним задание Королевы.

1.Организационный момент :

3.Обучающий этап.

(Воспита34ен67тель убирает салфетку, и дети видят различные предметы из стекла.) Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Были времена, когда человек не знал, что есть такой материал — стекло. Как вы думаете, стекло – это природный материал или рукотворный? (Это дело рук человека.)

Воспитатель: Все эти предметы сделаны из стекла. Сегодня поговорим о стекле, о его свойствах, то есть какое оно. Предметы, сделанные из стекла, называются стеклянными. Повторите это слово – стеклянные. А хотите узнать, как из чего появилось стекло?

Воспитатель: Однажды в давние временам моряки причалили к чужому берегу. Они вышли на сушу, развели на песке костер и завели разговор. Чтобы костер не погас, они обложили его комками соды. Ночь и усталость взяли свое, моряки заснули крепким сном. Каково же было их удивление, когда утром вокруг костра они нашли блестящие камушки – камни, которые образовались из сплава песка и соды. Как вы думаете, из чего образовалось стекло? (ответы детей). Ребята посмотрите на предметы которые лежат на столе? Давайте их назовем. (Воспитатель предлагает рассмотреть все эти вещи, просит их назвать). Обращает внимание на то, что вещи похожи друг на друга, так как все они – все сделаны из стекла.)

В: Очень много изделий делают из стекла.

Ребята посмотрите на стаканчик? А как вы узнали, что в стакане цветной шарик? Посмотрите через окно, что вы там видите?

Почему мы видим, что лежит в стакане, что у нас на улице? (Потому, что стекло прозрачное). Стекло прозрачное, поэтому из него делают оконные стёкла. Где ещё используют это свойство? (Стёкла в машинах, градусниках, аквариумах и т. д.)

В: Стекло бывает светлое, но бывает и цветное стекло. Назовите изделия из цветного стекла, которые стоят на столе, и определите цвет (зелёный стакан, синий графин и т. д.)

В: Ребята давайте возьмем эти предметы в руки. Какое стекло на ощупь?

(Берут стеклянные изделия в руки, определяют, какое стекло на ощупь: гладкое, холодное, скользкое и т. д.) .

В: Предметы из стекла ребята делают из толстого и тонкого стекла. Из толстого стекла делают витрины, а из тонкого бокалы, лампочки, посуду. (Воспитатель помогает выделить ещё одно свойство. Есть изделия из тонкого стекла, а есть – из очень толстого).

Отгадывание загадок.

Воспитатель: Ребята, а теперь отгадайте загадки:

А ударь – разобьюсь. (Стекло)

Холод терпит, а палку нет. (Стекло)

Я, молча, смотрю на всех,

И смотрят все на меня.

Весёлые видят смех

С печальными плачу я.

Глубокое, как река

Я дома на вашей стене.

Увидит старик старика

Юбю т Ребёнок — ребёнка во мне. (Зеркало)

3.Обучающий этап .

Воспитатель: Мы сегодня знакомимся со свойствами стекла, а загадку я загадала про зеркало. Как вы думаете почему? (ответы детей)

Воспитатель: Зеркало это тоже стекло, но не прозрачное, а умеющие отражать изображения.

Физкультминутка:

А сейчас у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка

Воспитатель: Ребята, вы хотите узнать о свойствах стекла, тогда мы с вами станем исследователями и будем экспериментировать с различными предметами и узнаем много нового. Готовы? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята хочу с вами поиграть в игру. Я буду прятать шарик в различные предметы, которые находятся на столе, а вы должны догадаться, куда же я спрятала шарик. ( Дети закрывают глаза, шарик кладем в непрозрачную коробку)

Воспитатель: 1, 2, 3 – шарик скорее найди! (Дети ищут шарик)

Воспитатель: Попробую ещё раз спрятать шарик, что бы вы его точно не нашли. (Шарик кладем в стеклянную банку)

Воспитатель: Молодцы ребята! А когда вам было сложнее искать шарик? Почему? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, потому что стекло прозрачное. (Беру стеклянный предмет и чуть не роняю его)

Воспитатель: Ой, ребята, а что было бы, если уронить стакан на пол? (ответы детей)

Воспитатель: Кто же быстрее соберёт? Мы сейчас и посмотрим.

Воспитатель: Значит, стекло обладает еще одним свойством. Что это за свойство? (стекло хрупкое)

Воспитатель: Вывод, значит, стекло прозрачное и хрупкое.

Воспитатель: Назовите изделия из стекла, в которые мы можем налить воду. (Воспитатель предлагает детям налить воду в стакан.) Пропускает ли стакан воду? Значит стекло – водонепроницаемое, то есть в любую стеклянную посуду мы можем налить воду.

Воспитатель: А сейчас покажу вам, какие произведения искусства из стекла делают талантливые люди.

Воспитатель: Проведём эксперимент. Опустите предмет из стекла в воду. Что с ним произойдёт? (Правильно он утонул)

Воспитатель: А если положить деревянный предмет? (кладем в воду карандаш)

Воспитатель: Будет плавать. Значит, стекло какое? (тяжелое) А дерево какое? (легкое) ответы детей.

Воспитатель: Возьмите в руки стекло. Какое оно на ощупь?

(гладкое, холодное, скользкое) ответы детей.

Воспитатель: А по запаху можно различить? (ответы детей)

Воспитатель: А по звуку? (ответы детей)

Воспитатель: П ослушайте классическую мелодию и попробуйте отгадать на каком инструменте его играют (включаю музыку на муз.диске ответы детей.)

Воспитатель: Ребята, у стекла есть и ещё одно свойство — оно может издавать звук. (Ударяется по хрустальному стакану карандашом).

Воспитатель: Ребята а как вы думаете на стекле можно рисовать?

Конечно можно. Давайте мы с вами нарисуем рисунок на стекле?

4.Коллективная работа.

(Дети рисуют на стекле краской гуашь) Рисунок на выбор детей, или предложенный рисунок педагогом.

Рефлексия

Воспитатель: Дети, скажите, что нового вы узнали про жителей Стеклянной Страны? Какими они обладают свойствами (ответы детей)

Воспитатель: Сегодня хорошо постарались. Молодцы! А работу которую мы нарисовали на стекле можно повесить в вашей группе.

Словарная работа: прочное, плотное, водонепроницаемое, прозрачное, звучащее, хрупкое, гладкое, холодное.

И. О. О. : П. р., Р. р., С. -К. р., Ф. р., Х. -Э. р.

Ход занятия:

Начало НОД.

Для начала встанем в круг,

Сколько радости вокруг!

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

- Ребята, посмотрите, у меня на столе спрятаны под салфеткой какие-то предметы. Хотите узнать, из чего они сделаны? Тогда отгадайте загадки: Звучащее,

А ударь – разобьюсь. (Стекло)

На окошечках простое,

А в бутылочках цветное.

Не бежит, не льется,

А ударишь – разобьется. (Стекло)

Не влетят в наш домик мошки.

И тепло нам и светло.

Очень прочное в окошке

И прозрачное (Стекло).

- Так из чего сделаны предметы, спрятанные под салфеткой? Из стекла (убираю салфетку, они - стеклянные. Повторите это слово – стеклянные. Давайте с вами сегодня выясним свойства стекла, то есть какое оно.

Основная часть.

1. Рассказ воспитателя с показом презентации.

- Но сначала не хотите ли узнать, как люди научились изготавливать стекло?

В давние времена моряки причалили к чужому берегу. Они вышли на сушу, развели на песке костер и завели разговор. Чтобы костер не погас, они обложили его комками соды. Ночь и усталость взяли свое, моряки заснули крепким сном. Каково же было их удивление, когда утром вокруг костра они нашли блестящие стеклянные камушки, которые образовались из сплава песка и соды. Как вы думаете, из чего образовалось стекло? (ответы детей).

- Ребята, в земных недрах нашей республики очень много полезных ископаемых, в том числе и песок для производства стекла.

2. Загадки.

- Очень много изделий делают из стекла. Отгадайте загадки о предметах из стекла:

1. Стеклянный домик на окне,

С прозрачною водой.

С песком и камешком на дне

И с рыбкой золотой. (2 слайд)

2. Вот стеклянный пузырек,

А живет в нем – огонек

Днем он спит, а вечером проснется,

Ярким пламенем зажжется. (3 слайд)

3. Вот стеклянный карандаш-

Он в беде помощник наш.

Определит без докторов,

Кто заболел, а кто здоров. (4 слайд)

Хоть целый день,

Смотреть не лень. (5 слайд)

3. Физминутка

Вот большой стеклянный чайник (надуть живот, одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник (надуть щеки, свободную руку изогнуть, как носик чайника)

Вот стеклянные чашки (одна рука опущена, другая на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки («испугавшись, качать головой)

Вот стеклянные блюдца (покружиться на месте)

Только стукни (хлопок в ладоши) – разобьются.

Вот – стеклянный поднос (широко развести руки в стороны)

Он посуду нам принес (поклониться)

4. Опыты со стеклом.

ОПЫТ 1 Воспитатель кладет в стакан пуговицу (игрушку.)

- Скажите, что я опустила в стакан? Как вы узнали, что там именно пуговица? Почему вы смогли разглядеть?

- Правильно, стекло прозрачное, поэтому мы и видим пуговицу. Это одно из свойств стекла. Стекло прозрачное.

- Где используется прозрачность стекла? Что делают из стекла? (Из него делают окна в домах, в машине, очки, люстры, лампочки, витрины и т. д.).

- Возьмите в руки стакан, потрогайте его. Какой стакан на ощупь? (Гладкий, холодный)

- А теперь сожмите его. Получается? Почему? (Стакан твердый)

Аккуратно налейте в стакан воду. Пропускает ли стакан воду? Почему?

- А ещё стекло может быть разной толщины. Предметы из толстого стекла прочные, а из тонкого стекла хрупкие. Ребята, назовите предметы, из толстого стекла? (Витрина, стакан.)

- Хорошо, а теперь назовите предметы из тонкого стекла? (Лампочки, бокалы.)

- На столе предметы из стекла, какие они? (Цветные.) Стекло бывает и цветное (зеленая бутылка, коричневый пузырек, синяя лампочка и различные цветные вазочки, посуда).

-А что будет со стеклом, если его уронить? Если стекло может легко разбиться, то оно какое? Это еще одно свойство стекла. Стекло хрупкое.

- Любое стекло может расколоться от удара, нажима, падения. К предметам из стекла нужно относиться очень бережно и аккуратно. А что делать, если стекло разбилось, его можно брать руками? Почему? (Ответы детей.)

- Есть у стекла еще одно интересное свойство, хотите определить какое?

- Посмотрите, у меня на столе стоят бокалы. Послушайте, что-нибудь слышите? (Нет.) А теперь? Воспитатель стучит по краю бокала.

- В первый бокал я налью немного воды, в следующий – больше, а в следующий еще больше. Возьму ложку и ударю по бокалам по очереди, один за другим. Что вы услышали?

- А сейчас я ударю в любом порядке. Можно ли сыграть мелодию? Чем больше воды, тем звук ниже, чем меньше воды – звук выше. Попробуйте.

- Это еще одно свойство стекла. Стекло издает звук.

- Что это? (воспитатель показывает мяч) А из чего он сделан? Он сделан из резины, значит, он какой? (Резиновый)

Что это? (показывает кубик) А из чего он сделан? Он сделан из дерева.

Значит, он какой? (деревянный)

Что это? (показывает бутылку) Из чего она сделана? (сделана из пластмассы) Значит, это какая бутылка? (пластмассовая)

А это что, ребята? (стакан) Из чего он сделан? (он сделан из стекла) Значит, стакан какой? (стеклянный)

- А сейчас давайте повторим все свойства стекла. Какое бывает стекло? (Цветное и прозрачное, толстое и тонкое.)

- Какое стекло на ощупь? (Гладкое, холодное.)

- Стекло пропускает воду? (Нет, стекло водонепроницаемое.)

- Если стекло может разбиться, то оно какое? Хрупкое. Как с ним нужно обращаться? Со стеклом нужно обращаться бережно и аккуратно.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Воспитатель: Ребята! Сегодня утром к нам пришло письмо и посылка из Стеклянн.

Воспитатель: Дети, вы хотите познакомиться с жителями стеклянной страны? Ну.

Воспитатель: Дети, вы хотите познакомиться с жителями стеклянной страны? Ну, тогда давайте откроем коробку. (Дети садятся на стульчики. Воспитатель открывает коробку, и дети видят различные предметы из стекла.) Воспитатель: Все эти предметы сделаны из стекла. И сегодня мы с вами поговорим о стекле, о его свойствах, то есть какое оно. Предметы, сделанные из стекла, называются стеклянными. Повторите это слово – стеклянные. Давайте посмотрим и назовем их. (Воспитатель предлагает рассмотреть все эти вещи, просит их назвать. Обращает внимание на то, что вещи похожи друг на друга, так как все они – все сделаны из стекла).

Воспитатель: Очень много изделий делают из стекла. Ребята посмотрите на стак.

Воспитатель: Очень много изделий делают из стекла. Ребята посмотрите на стакан, что в нем лежит? Посмотрите через окно, что вы там видите? Почему мы видим, что лежит в стакане, что у нас на улице? (Потому, что стекло прозрачное). Стекло прозрачное, поэтому из него делают оконные стёкла. (Стёкла в машинах, градусниках, аквариумах и т. д.)

Воспитатель: Стекло бывает светлое, но бывает и цветное стекло. Назовите изд.

Воспитатель: Стекло бывает светлое, но бывает и цветное стекло. Назовите изделия из цветного стекла, которые стоят на столе, и определите цвет (зелёный стакан, синий графин и т. д.)

Воспитатель: Ребята давайте возьмем эти предметы в руки. Какое стекло на ощу.

Воспитатель: Ребята давайте возьмем эти предметы в руки. Какое стекло на ощупь? (Берут стеклянные изделия в руки, определяют, какое стекло на ощупь: гладкое, холодное). Воспитатель: Что случится, если вдруг уронить или бросить стеклянную вещь? Значит, стекло очень хрупкое, оно легко бьётся.

Физкультминутка: Девочки и мальчики: хлоп-хлоп-хлоп, Прыгают как мячики: пры.

Физкультминутка: Девочки и мальчики: хлоп-хлоп-хлоп, Прыгают как мячики: прыг- скок, прыг- скок. Ножками топочут: топ, топ, топ. Весело хохочут: ха, ха, ха. Глазками моргают (ритмичное зажмуривание глаз) После отдыхают (приседают, руки свободные) (поиграли и сели).

Воспитатель: Ребятки, а в посылке еще что-то есть, ой, это же «Чудесный мешо.

Воспитатель: Правильно, это ёлочный шарик, и он тоже сделан из стекла. Очень.

Воспитатель: Правильно, это ёлочный шарик, и он тоже сделан из стекла. Очень красивый и хрупкий. На фабрике елочных игрушек шарики выдувают из стекла и раскрашивают.

 А потом они красуются у нас на елочке.

А потом они красуются у нас на елочке.

Воспитатель: Ребятки, что же нового мы сегодня узнали о стекле и его свойств.

Воспитатель: Ребятки, что же нового мы сегодня узнали о стекле и его свойствах? (ответы). Что ж, мы сегодня славно потрудились!

Занятие проходит в заранее подготовленном зале, где расположены на столах небольшие стеклянные предметы. Дети входят в зал и встают лицом к гостям, здороваются с ними.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
На окошечках простое,
А в бутылочках цветное,
Не бежит, не льется,
А ударишь - разобьется.

1. – Дети, сегодня мы поговорим о стекле, о его свойствах, какое оно бывает. Подойдите, пожалуйста, к столу, посмотрите на предметы, которые лежат на столе (дети встают полукругом возле стола). Ручками ничего не трогаем. Давайте назовем эти предметы (ответы детей). Все эти предметы похожи друг на друга. Подумайте, чем? Правильно, они все сделаны из стекла. Значит они? (стеклянные) Ребята, а делают эти красивые вещи стеклодувы, посмотрите на экран. Мастер, который выдувает стекло – стеклодув. Так называется его профессия – стеклодув. Как называется профессия этого человека? (индивидуальные ответы). Хорошо. Пройдите, пожалуйста, на стульчики. (дети садятся на стульчики, установка на посадку).

2. – Очень много изделий делают из стекла. (воспитатель показывает стакан, внутри которого лежит цветной шарик). Посмотрите внимательно на стакан, что вы видите? (шарик). Посмотрите через окно, что вы там видите? (деревья, небо..) Почему мы видим в стакане шарик, а за окном дерево? (потому что стекло прозрачное). Стекло прозрачное, поэтому из него делают оконные стёкла. А вы где-нибудь видели прозрачное стекло? (Стёкла в машинах, градусниках, аквариумах и т.д.)

3. – Стекло бывает прозрачное, а бывает и цветное. Кто может сказать, какие предметы из цветного стекла стоят на столе? Определите их цвет (зелёный стакан, синий графин и т. д.) Замечательно.

4. – Ребята, сейчас я открою коробочку и раздам вам. (шарики). Какой они формы? А вы мне скажете какие шарики на ощупь (холодные, гладкие, скользкие, твердые, прозрачные и т. д). Совершенно верно, вот какими свойствами обладает стекло. Молодцы, а сейчас уберём шарики в коробочку.

5. – Как мы уже сказали, стеклянные предметы бывают из прозрачного и цветного стекла. А ещё их делают из тонкого и толстого стекла. Например, из толстого стекла делают витрины, а из тонкого бокалы, лампочки, посуду. Саша, подойди, потрогай бокал и вазу. Как ты думаешь, из какого стекла сделан бокал, тонкого или толстого? А ваза? Соня, потрогай вазу. Как ты думаешь, ваза сделана из толстого или тонкого стекла? Превосходно!

6. – Дети, а вы знаете, что случится, если вдруг уронить или бросить стеклянную вещь? (она разобьётся). Значит, стекло очень хрупкое, оно легко бьётся (аудио). А при вас разбивалось когда-нибудь стекло? Можно ли трогать разбитый предмет? Почему?

7. – А сейчас мы проведём с вами эксперимент. Кто из вас назовёт стеклянный предмет, в который можно налить воду? (стакан) Хорошо, я попробую налить воду в стакан. Ира, как ты считаешь, вода не прольётся мимо? (воспитатель наливает воду из бутылки). Пропускает ли стакан воду? (воспитатель предлагает детям потрогать стакан) Нет. Значит, в любую стеклянную посуду мы можем налить воду и она не прольется мимо. Стекло не пропускает воду.

8. – Есть у стекла еще одно свойство. Оно издаёт приятный мелодичный звон. Послушайте. Воспитатель прикасается одним бокалом к другому, ударяет карандашом по изделию из тонкого (толстого) стекла. - Никита, иди постучи по изделию из толстого (тонкого) стекла (воспитатель предлагает детям повторить опыт). Прекрасно.

9. – Молодцы. А теперь я приглашаю вас на физкультминутку. Вставайте в круг и повторяйте за мной.

Физкультминутка
Динь-динь, динь-день,
Начинаем новый день. (шагаем на месте)
Дили, дили, дили, дили,
Колокольчики будили (руки на поясе, повороты влево – вправо)
Всех зайчат, всех ежат, (руки на поясе, наклоны влево – вправо)
И воробышек проснулся, (прыжки на месте)
И зайчонок встрепенулся. (приседания)
На зарядку, кто вприпрыжку, (прыжки с ноги на ногу)
Кто вприсядочку, (приседания)
Через поле напрямик (бег на месте)
прыг-прыг-прыг-прыг. (прыжки на месте)

11. – И я вас приглашаю в изостудию (дети проходят к другому столу, на котором лежит зеркало. Песок насыпан на зеркало. Оно закрыто). Встаньте красиво (дети встают полукругом, лицом к гостям). Вы знаете, есть такие мастера-художники, которые расписывают стекло красками. Давайте и мы с вами сегодня художниками. Но рисовать мы с вами будем не на стекле, а на зеркале. Ведь, зеркало тоже сделано из стекла. И не красками, а пальчиками на песке( открываем зеркало). Давайте нарисуем солнышко. Алина нарисует кружок, а каждый из вас по очереди нарисует лучик. Вот, какое солнышко у нас получилось. Просто шедевр! Присаживайтесь.



Ребята, наше занятие подошло к концу. Давайте вспомним, о чём мы сегодня с вами говорили на занятии? (о стекле). Какое бывает стекло? (прозрачное, цветное, толстое, тонкое, хрупкое, звонкое, на нем можно рисовать, оно не пропускает воду, гладкое, твердое).
Наше занятие окончено, всем большое спасибо. А всем нашим гостям спасибо за внимание!

Читайте также: