Конспект целевой прогулки в старшей группе по экологии

Обновлено: 02.07.2024

развивать речь, мы шление, наблюдате льность; у мение вести д иалог.

Воспитывать э стетические чу вства; эмоцион альную отзывчивость на крас оту

родного края ; бережное отношен ие к природе. Зак репить з нания о

приспособлен ии живой природы к сезо нным изменени ям; у чить выделять

Предварительная работа: Раз работка ма ршрута. Зау чивание стих отворений.

Сюрпризный м омент. Ведущий: ре бята, оглянитесь в окру г! Обратите

внимание на ок ружающу ю нас природу ! Как красиво кру гом, куда не

бросишь взгляд! С кажите, к акое время года сейчас ? (Ответы детей).

Правильно, лето! С амое ярк ое и тёпл ое время года. Послушайте, как красив о

Если в рощах над калин ой вплоть до н очи гул пчелиный,

Значит это у же лето! Значит к ончилась весна! Ре бята, а как ие признаки л ета

вы знаете ,назов ите их? (Высказыв ания детей). О чень хоро шо, молодцы! Мы

с вами сегодня отправимся гу лять в оче нь интересну ю страну полную т айн и

загадок. Смотрите и слу шайте внимател ьно во кру г. Много нов ого и

интересного у знаете сегодн я. Давайте сначала п оприветству ем окру жающий

Улыбнитесь дру г дру гу, подарите свои у лыбки окру жающим!

Отправляемся в пу ть. П ервую нашу останов ку вы у знаете, если отгадает е

Ведущий: мол одцы, отгадали. Ребята, а вы знаете о пользе воды?

(Рассуждения детей). П равильно. Вода нужна всем: и людям, и раст ениям, и

животным. Без во ды всё ж ивое вокру г нас погибнет. А посмотрите как ой

красивый цвето к вырос и ка чается в это м маленьком водоёмчик е. как он

Да вот беда – пр ивязан плот, О н не куда не поплывёт.

Ведущий: ребята, а вы знаете о то м, что вода – это дом для некото рых

Молодцы, всё зн аете и правильн о ответ или. Ну , что отправляемся даль ше? А

вот где мы остановимся вы се йчас дога даетесь. Отгада йте загадку :

Ведущий: ребята, давайте посм отрим в нимательно н а эти цветы. Пока на них

только бу тоны, но пройдёт вре мя и расп устятся прекрас ные, ароматн ые

цветы. А кто з нает, как над о ухаживать за цветами? (Ответы дет ей).

Правильно! Ну жно рыхлить з емлю, поливать , срезать засо хшие листик и. А

какие ещё цветы в ы знаете? (Ответ ы детей) М олодцы! Ка к много цв етов вы

знаете. А я пре длагаю немног о поиграть и прев ратиться в по левые цветочки

Смотрит на н их зачар ованно лес, (П однимаются на носочки, покачивают

Ветер тихонько над ними к ружит, (Кру жатся на месте )

Нежно качает волну васильков, (В новь покач ивают поднят ыми вверх

Ведущий: как хорошо мы от д охнули! Сколь ко красивы х цветочков

васильков выросл о у нас на п олянке! Д авайте дальше п ойдём гу лять. Но

Дети испытывают потребность в общении с природой. В условиях санатория мы можем помочь детям расширить знания по ознакомлению с окружающими природными объектами, научить их наблюдать и любить природу, бережно к ней относиться.
Цель: Познакомить детей с природными объектами, расположенными на территории санатория. Расширить знания о растениях ближайшего окружения. Учить любоваться разнообразием растений, видеть прекрасное в прекрасном, формировать начало экологической культуры.
Задачи: Закрепить знания детей о растениях ближайшего окружения, их частях.
Дать представление о цветнике,свободно растущих растениях, лесе.
Показать в чем отличие этих объектов.
Учить видеть красоту и разнообразие цветов и цветущих растений, внимательно рассматривать и выделять части, цвет, форму, строение.
Развивать интерес к родной природе, способность любоваться ею и бережно относиться к ней.
Расширять и активизировать словарь: цветник, тропа, бархатцы, анютины глазки, сирень, декоративные и т.д.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создание условия для формирования познавательно-исследовательских знаний и умений детей.

Цель: создание условия для формирования познавательно-исследовательских знаний и умений детей.

Задачи:

Образовательные

Учить рассуждать, делать выводы о некоторых закономерностях, взаимосвязях в природе.

Научить детей пользоваться простейшими способами обследования деревьев.

Научить видеть красоту окружающего мира.

Развивающие

Развивать интерес и заботу к растительному миру.

Развивать речевые и творческие способности детей.

Развивать ловкость при выполнении движений, быстроту, выносливость.

Воспитательные

Воспитывать бережное отношение к дереву, как живому объекту.

Интеграция образовательных областей

Познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое развитие.

Оборудование

Ход прогулки

Познавательно-исследовательская деятельность

Воспитатель: Сегодня я хочу пригласить вас на встречу с природой, её тайнами, сюрпризами.

Нас в любое время года учит мудрая природа.

Птицы учат пению. Паучок терпению.

Пчёлы в поле и в саду обучают нас труду.

Учит снег нас чистоте, учит солнце доброте.

У природы круглый год обучаться нужно.

Весь лесной народ учит крепкой дружбе.

Вам интересно, что нас ждёт впереди и чему нас сможет научить природа сегодня?

Дети: Да, нам очень интересно.

Наблюдение за погодой

Воспитатель: Дети, какое у вас настроение? (ответы детей)

А какое настроение у погоды, давайте попробуем определить вместе. Посмотрите, какое небо? Расскажите о нём. Радуется ли нам солнце? Какое оно? Есть ли сегодня ветер? Как вы узнали?

Обобщение: По небу плывут облака, каждое может показаться нам чем-то необычным. Лёгкий ветерок раскачивает ветки деревьев, делится своими секретами. Яркое солнышко нам спутник и друг. Пусть наше настроение сегодня ничего не омрачит. Мы будем рады любым встречам.

И вот наша первая встреча. Обратите внимание, какое разнообразие деревьев на участке детского сада и вокруг.

Воспитатель: Кто может сказать, какие деревья растут на участке?

Дети: На нашем участке растут тополя, клён, каштаны, липа.

Воспитатель: А по каким признакам вы смогли определить название деревьев?

Дети: У всех деревьев разная форма листа и цвет коры.

Воспитатель обращает внимание на условия, в которых находятся некоторые экземпляры (тень, наличие забора или стены, мешающие росту растений) Сравнить с деревьями, которые растут на солнечной стороне. Выявить различия в кроне, коре деревьев, расположение веток.)

Воспитатель: Дети, а сейчас мы с вами отправимся в гости ещё к одному дереву, а к какому, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Дружно встали у дорожки,

К низу веточки спускаются,

А на веточках серёжки.

О каком дереве эта загадка?

Дети: О берёзе, они в детском саду возле спортивной площадки растут.

Воспитатель: Правильно, это берёза, она особенно мила нашему народу. Как вы думаете, почему её называют белоствольной?

Дети: Берёзу называют белоствольной, потому что у неё белый ствол.

А сейчас я вам предлагаю взять лупы и внимательно рассмотреть кору берёзки.

(Дети вместе с воспитателем рассматривают кору деревьев и рассказывают о том, что наблюдают)

Воспитатель: Дети, как вы думаете, есть ли у деревьев друзья? Кто они?

А вы хотели бы подружиться с деревьями? Знаете, как это сделать? (Размышления детей) Сейчас я вам покажу. Я хочу подружиться с вот этой берёзой. Я поглажу её кору, прижмусь к ней щекой, обниму. Ещё можно ей прочесть стихотворение.

Берёза белая, берёза чистая,

Всегда весёлая, всегда лучистая.

К теплу и свету ветвями тянется,

Весну и лету всегда улыбается.

А теперь вы, дети, выберите себе дерево и подружитесь с ним.

В народе говорят: если обнять дерево, оно подарит силу и здоровье.

Дидактическая задача

Найти дерево по названию

Игровое действие

Деревья – украшение нашей Земли,

Без них не живут муравьи, соловьи,

Ни звери, ни ягоды, ни грибы,

Ни люди, ни птицы и ни слоны.

Воспитатель: Какую пользу приносят деревья людям?

Дети: Деревья дают нам кислород, чтобы мы дышали.

Воспитатель: Да, действительно, деревья дают нам кислород, чтобы мы дышали, следовательно, жили и за это их надо любить и благодарить.

Деревья необходимы не только человеку. Как вы думаете, кому ещё нужны деревья?

Дети: Деревья нужны птицам.

Воспитатель: Дерево – это своеобразный дом, в котором живут разные жильцы. Как вы думаете, кто может жить на берёзе?

Дети: На берёзе могут жить птицы и насекомые.

(Дети берут лупы и ищут различных насекомых на стволе берёзы, в трещинах)

Воспитатель: Для жителей, дерево не только жилище, но и столовая.

Как вы думаете, почему?

Дети: Птицы кушают различных насекомых.

Воспитатель: Да, вы правы, птицы питаются насекомыми, а ещё они находят семена и плоды деревьев. А насекомые - растительную пищу и личинок других насекомых.

Дети, а вы любите получать подарки? (Ответы детей)

А сами любите дарить подарки? ( Ответы детей)

Давайте с вами подарим подарки берёзке.

Дети: Я дарю тебе солнышко, пусть оно светит ярко, ярко и согревает тебя.

Я дарю тебе капельку воды, пусть она напоит и умоет тебя.

Я дарю тебе птицу, она будет тебе другом и спасёт от гусениц.

Я дарю тебе зелёные листочки, пусть их будет у тебя всегда много, много, они будут шуметь, я приду послушать шум и спрячусь под ним от яркого солнца.

Я дарю тебе землю – почву, чтобы ты лучше росла, пусть она кормит и поит тебя.

Воспитатель: Лучшим подарком для берёзки и её подружек будет наша забота и внимание. Как мы можем помочь берёзке?

Дети: Мы её можем поливать, не рвать с неё ветки и листья.

Цель: Формировать трудолюбие, развивать желание работать дружно, воспитывать чувство прекрасного.

Воспитатель: Да, конечно, мы можем её поливать, не обижать. И вот сейчас я вам предлагаю выровнять лунки возле берёзок, выдернуть траву и полить.

Как вы понимаете эту пословицу?

Цель: Развивать двигательную активность детей. Развивать ловкость, быстроту, пространственную ориентировку.

Одного из участников игры выбирают по считалке водящим

Раз, два, три, четыре, пять

Нам друзей не сосчитать,

А без друга в жизни туго,

Выходи скорей из круга.

Остальные играющие, образуя круг, ходят, взявшись за руки. Водящий идёт за кругом в противоположную сторону и говорит:

Как сорока стрекочу.

Никого в дом не пущу.

Как гусыня гогочу,

Тебя хлопну по плечу –

Самостоятельная двигательно-игровая деятельность детей.

Лазание на гимнастической лестнице (Не допускать спрыгивания с верхнего уровня)

Цель: закреплять умение лазать по гимнастической лестнице.

Цель: Развивать точность движения, глазомер.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитывать у детей потребность оберегать природу, бережное отношение к деревьям, умение работать в коллективе.

Речевые задачи:

  1. Развивать монологическую речь
  2. Развивать умение отстаивать свою точку зрения
  3. Развивать умение рассуждать

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Экскурсия в лес"

Возраст: Старшая группа

Воспитатель-практикант: Царева Елена Викторовна

Тема: Экскурсия в лес

Направление: познавательное развитие, речевое развитие

Тип НОД: экскурсия

Цель: закрепить знания, умения и навыки по экологии.

Программное содержание

Образовательные задачи:

Дать детям представление о том, как люди заботятся о природе, хотят ее сохранить

Учить наблюдать явления природы, анализировать их, делать выводы.

Развивающие задачи:

Развивать умение прогнозировать, создавать причинно-следственные связи

Развивать знания детей о деревьях и об их пользе.

Формировать экологическое сознание

Воспитательные задачи:

Воспитывать у детей потребность оберегать природу, бережное отношение к деревьям, умение работать в коллективе.

Речевые задачи:

Развивать монологическую речь

Развивать умение отстаивать свою точку зрения

Развивать умение рассуждать

Активный словарь: ствол, – активизировать в разговорной речи.

Пассивный словарь: красная книга

Предварительная работа с детьми: наблюдение за деревьями на прогулке, наблюдение за изменениями в природе, заучивание стихотворений.

Предварительная работа воспитателя: написание конспекта, предварительная работа с детьми, предварительный осмотр участка для проведения экскурсии.

СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Элементы деятельности

Вспомнить с детьми как вести себя на природе.

Основная часть

Рассказ воспитателя о защите природы

Загадка про лес


Дидактическая игра “С какого дерева шишка?”


Игра “Какие деревья живут в лесу?”


Загадки о деревьях

Заключительная часть.

Вопросы: “Куда ходили?”, “Что узнали?”


Обобщение “Природу надо беречь”

Ход деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Методы, приемы

Вопросы по теме

Дать детям представление о том, как люди заботятся о природе, хотят ее сохранить

Организационный момент

Ребята, сейчас мы с вами пойдем на экскурсию. Сегодня экскурсия у нас будет в лес. Давайте сначала вспомним, как надо вести себя на природе.

Правильно, дети. Я думаю, с вами можно идти в лес.

Ребята, а как Вы думаете, что такое природа? А лес это природа? А луг? И т.д.

-Ребята, правда, наша природа очень красива?

Ребята, есть такие люди, которые не умеют ценить красоту нашей природы. Они не берегут ее, загрязняют ее, вырубают леса и от этого наша природа страдает.

Вы, согласны со мной? Но мы ведь с вами не такие? Мы ценим и любим нашу природу!

А еще есть такие люди, которые стараются

сберечь нашу природу.

Они создали такую книгу, где записаны животные и растения, которые находятся под угрозой исчезновения, чтобы люди знали и берегли животных и растения.

Ответы детей: не шуметь, не сорить, не ломать ветки.

Дети слушают рассказ воспитателя

Учить наблюдать явления природы, анализировать их, делать выводы

Развивать знания детей о деревьях, о пользе растений

Вот мы и пришли в наш красивый лес. Посмотрите вокруг, что вы видите в саду?

А как называются эти деревья?

Правильно. А теперь я вам загадаю загадку. Слушайте внимательно.

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом -
Чудеса увидишь в нём!

Правильно, ребята. Молодцы. Мы с вами уже говорили, что у нас в саду растут и деревья, и кустарники. Скажите, пожалуйста, как их отличить?

Еще, какие отличительные черты вы заметили?

Хорошо. А кто скажет: они похожи?

Правильно. А теперь мы с вами поиграем. Игра называется “С какого дерева шика?” Я вам покажу шишки, а вы мне скажете с какого дерева

(Воспитатель показывает шишки )

Воспитатель. Молодцы, ребята

А сейчас я загадаю вам загадки:

1. Зимой и летом одним цветом

2. На полянках девчонки
В белых рубашонках,
В зеленых полушалках.
3. В шубе летом, а зимой раздетым.
4. Что же это за девица?
Не швея, не мастерица.
Сама ничего не шьет,
Но в иголках круглый год.
5. У меня иголки длиннее чем у елки,
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке.
6. Листик колюч, стволик липуч.

Молодцы, дети. А еще, какие растения растут у нас в саду?

А какие деревья чаще всего встречаются на улицах нашего села?

Люди в городах сажают такие деревья, которые растут быстро и не прихотливо, не боятся загрязненного воздуха. Тополь растёт очень быстро.

За одно лето из небольшой веточки вырастает дерево высотой до второго этажа. Как вы думаете, для чего необходимо озеленение – посадка деревьев?

К городским деревьям и кустарникам тоже нужно относиться бережно. Ведь они очень помогают нам. Они защищают нас от пыли, сильного ветра, от знойного солнца.

Читайте также: