Конспект урока имена существительные одушевленные и неодушевленные 5 класс

Обновлено: 05.07.2024

Оборудование: таблицы, тест, текст, перфокарты.

I. Организационный момент

II. Актуализация

Повторение материала прошлых уроков.

Мини-тест

1. Выберите приставку:

Несколько дней стреляли бе..прерывно.

2. Выберите приставку:

Наутро решили ра..бить крепость.

3. Если за приставками без-, воз-, раз-, низ-, через-, из- следуют буквы р, н, м, л, то в приставках:

А. Пишется буква з Б. Пишется буква с

4. Выберите пропущенную букву:

Капюш..н, ш..мпол, ш..в, ш..ссе

5. Определите последовательность пропущенных гласных:

Возр..ст, пор..сль, отр..сль, Р..стислав

А. А – а – о – о Б. А – о – а – о

6. Определите последовательность пропущенных гласных:

Изл..гать, сл..гаемое, изл..жение, пол..жение

А. А – а – о – о Б. А – о – о – а

7. Какая буква пишется в окончаниях существительных после Ц:

8. Какая буква пишется в словах:

Позиц..я, акац..я, ситуац..я

III. Объяснение нового материала


Рассмотрим рисунок. Перечислите живые существа (мальчик, девочка, мишка, собака – названия игрушек) и вещи (кресла, диван, стол, цветы, пылесос, телевизор, стенка, книги, люстра, подушки, тряпка, шторы, вазы и др.), изображенные на рисунке. Какие из названных вами существительных отвечают на вопрос кто?, а какие – на вопрос что?



Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Теперь, на примерах в форме таблицы, посмотрим о несовпадениях в русском языке (заполнение таблицы).

IV. Закрепление темы. Работа с текстом

Какие светлые, особенные ночи в феврале! В лесу легко замечаешь след санной дороги. Далеко уходит узкая тропинка. С неба струится белесоватый свет луны. Искрится белая пороша, и на ее синеющей снежной белизне отражается мерцание звезд. В такие ночи обычно охотники устраивают засады на волков, лисиц и зайцев.
Вся снежная равнина и лесные поляны светятся, как один огромный, беззвучный зеркальный зал. Очаровательны эти ночи!

Вопросы и задания к тексту:

Стиль, тип речи (Художественный, описание).

Словарная работа:

санная дорога – дорога для саней
белесоватый свет – тускло-светлый до белизны свет
пороша – свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега
мерцание звезд – слабо светящиеся звезды

Выписать существительные. Определить одушевленность / неодушевленность, род, число, падеж.

ночи – неодуш., ж.р., мн.ч., И.п.
в феврале – неодуш., м.р., ед.ч., П.п.
в лесу – неодуш., м.р., ед.ч., П.п.
след – неодуш., м.р., ед.ч., В.п.
дороги – неодуш., ж.р., ед.ч., Р.п.
тропинка – неодуш., ж.р., ед.ч., И.п.
с неба – неодуш., ср.р., ед.ч., Р.п.
свет – неодуш., м.р., ед.ч., И.п.
луны – неодуш., ж.р., ед.ч., Р.п.
пороша – неодуш., ж.р., ед.ч., И.п.
на белизне – неодуш., ж.р., ед.ч., П.п.
мерцание – неодуш., ср.р., ед.ч., И.п.
звезд – неодуш., ж.р., мн.ч., Р.п.
в ночи – неодуш., ж.р., мн.ч., П.п.
охотники – одуш., м.р., мн.ч., И.п.
засады – неодуш., ж.р., мн.ч., В.п.
на волков – одуш., м.р., мн.ч., Р.п.
на лисиц – одуш., ж.р., мн.ч., Р.п.
на зайцев – одуш., м.р., мн.ч., Р.п.
равнина – неодуш., ж.р., ед.ч., И.п.
поляны – неодуш., ж.р., мн.ч., И.п.
зал – неодуш., м.р., ед.ч., В.п.
ночи – неодуш., ж.р., мн.ч., И.п.

V. Работа с перфокартами

Одушевленное (О) / неодушевленное (Н) существительное

Мичман (О) Ветеран (О) Трамвай (Н)
Гирлянда (Н) Дуб (О) Шофер (О)
Плакат (Н) Аппарат (Н) Ровесник (О)
Катер (Н) Почтальон (О) Диспетчер (О)
Пиджак (Н) Клоун (О) Медведь (О)
Гроза (Н) Сестра (О) Мороз (Н)
Петух (О) Юноша (О) Ромашка (Н)
Народ (Н) Ворона (О) Метель (Н)

VI. Домашнее задание: §91, сочинить лингвистическую сказку об одушевленных и неодушевленных именах существительных.

Такое удивительное Имя Существительное

VI. Подведение итога урока. Выставление оценок

– Что мы прошли с вами на уроке?
– Какие выводы вы сделали?
– Спасибо за урок. До свидания.

2. Актуализация знаний
Словарная работа. Я буду говорить вам определение, лексическое значение, а вы должны записать слово-отгадку
- Человек, который обучает чему-нибудь (учитель).
- Край земли около воды (берег).
- Синоним слову – дети (ребята).
- Противоположная сторона горизонта западу (восток).
- Огородное растение, он же томат (помидор).
- Найти частное чисел 64 и 8 (восемь)
- Млекопитающее животное, наиболее близкое по строению человека (обезьяна)
- Главный город любой республики, страны (столица).
- Яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца (заря)
- Небольшая певчая птичка с красной грудкой (снегирь).
-Замена человека машиной (робот)
Мы позже вернемся к нашему словарному диктанту Самоконтроль и коррекция

4. Целеполагание и планирование
- Как мы можем сформулировать цель нашего урока, исходя из темы?
Цель урока: познакомиться с понятием одушевлённости и неодушевлённости имен существительных.
- Определим задачи нашего урока. Предложите свои варианты и сверьте с образцом.
После урока вы сможете:
• назвать признаки существительных одушевленных и неодушевленных;
• различать одушевленные и неодушевленные имена существительные;
классифицировать одушевленные и неодушевленные имена существительные
Формулируют тему, цель и задачи, сверяя с эталоном

5. Открытие нового знания

Физкультминутка.
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
Отложили мы тетрадки,
Приступили мы к зарядке
Если слова обозначают живые предметы - подпрыгнуть.
Если слова обозначают неживые предметы - присесть и хлопнуть в ладоши.
• Кофта, дети, рабочий, дождь, ветер, ученик, строитель, цветок, машинист, машина.
Вправо, влево, поворот,
А потом наоборот
И в последний раз присели,
А теперь за парты сели.
Молодцы.

8. Творческая работа.
Сейчас мы с вами попробуем побыть писателями и сочинить свою историю.
(Под музыку вставляют одушевлённые и неодушевлённые имена существительные)

Сказка
Жил - был. Тёмной ночью он пошёл гулять по . Вдруг видит, в луже лежит . Хотел взять, да ничего не вышло. Пусть полежит до утра. Наступило утро. Пришёл он к луже, а вместо , нашёл там . Вот смеялся!
Сказка
Жил-был ёжик. Тёмной ночью он пошёл гулять по лесу. Увидел он ягодку и положил в корзинку. Вдруг видит в луже лежит звёздочка. Хотел взять, да ничего не вышло. Пусть полежит до утра. Наступило утро. Пришёл он к луже, а вместо звёздочки нашёл там солнышко. Вот ёжик смеялся!
- Куда подевалась звёздочка?

6. Включение нового знания в систему знаний
1. – А сейчас предлагаю выполнить задание. Посмотрите по классу и найдите глазками слова. Разделите слова на две группы. (Кто? Что?)
Выбираем слово, задаем вопрос, снимаем и прикрепляем к доске.
Юноша, грибок, чудище, дитя, лицо, фиалка, неряха, мох, ковыль, ласточка, пчела.
Кто? Что?
Юноша Грибок
Чудище Лицо
Дитя Фиалка
Неряха Мох
Ласточка Ковыль
– А как называются слова, которые мы поселили в первый столбик? (Одушевленные существительные)
- второго столбика? (неодушевленные существительные)

2. Работа с учебником. Откроем учебники на стр. 50 и прочитаем правило про себя.
________, какие имена существительные называются одушевленные? какие – неодушевленные?
Запомни: Все имена существительные делятся на одушевлённые и неодушевлённые. Одушевлённые существительные обозначают лиц и животных и отвечают на вопрос КТО?
Неодушевлённые имена существительные обозначают предметы, растения, явления неживой природы. Они отвечают на вопрос ЧТО?
- А сейчас выполним упр. 485. Прочитали задание про себя. В какой последовательности будем выполнять это упражнение?
– Как вы думаете, легко ли разграничивать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
- Не всегда, можно ошибиться.

3. Давайте представим себя исследователями, к доске двое учащихся, ваша задача просклонять два имени существительных. Помочь выполнить данное задание вам сможет таблица, которая лежит перед вами на парте. (У каждого ученика на парте находится таблица.)

Вопрос КТО? ЧТО?
Что обозначает ОБОЗНАЧАЮТ НАЗВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ
ЖИВОЙ ПРИРОДЫ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ
Формула В.п. = Р.п.
(во МН.ЧИСЛЕ) В.п. = И.п.
(во МН.ЧИСЛЕ)
Примеры И.п. ученики
Р.п. учеников
В.п. учеников И.п. столы
Р.п. столов
В.п. столы
Вывод из наблюдений: у имён существительных одушевлённых во множественном числе В. п. совпадает по форме с Р. п. (В. п. = Р. п.), у неодушевлённых – с И. п. (В. П. = И. п.).
- Запишем
Одушевлённые: В. п. (мн. ч.) = Р. п. (мн. ч.)
Неодушевлённые: В. п. (мн. ч.) = И. п. (мн. ч.)

10. Предлагается задание: расшифровать слова (даны цепочки слов, у каждого слова выделить первые слоги, из них составить слова).
Гигант + танец + работа = гитара
Сорока + балет + каша = собака
Корова + лето + сова = колесо
Сирень + нива + царица = синица
Зверята + ромашка + бойцы = зверобой
- 1 вариант записывает одушевлённые имена существительные, 2 вариант – неодушевлённые имена существительные. Развивают и совершенствуют мыслительные операции анализа и сравнения языкового материала
Устанавливают причинно-следственные связи, совершенствуют умения логически рассуждать и строить умозаключения на основе наблюдений
Сверяют с образцом, оценивают.
Концентрируют своё внимание на задании. Размышляют, анализируют.

7. Рефлексия и оценивание
- Какую цель мы поставили в начале урока?
- Удалось ли нам достичь поставленных целей? Каким образом?
- Что было самым интересным на уроке? Самым трудным?
- Поставьте вопросительный знак возле того задания, которое вызвало у вас затруднение.
- Поставьте восклицательный знак возле того задания, которое вам понравилось.
- Ребята, а сейчас давайте вместе оценим вашу работу. Кто у нас были самыми активными на уроке?
- Кому бы вы какие поставили оценки?
- Чтобы проверить хорошо ли вы поняли тему урока, я вам предлагаю ответить на вопросы теста (тест письменно).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных - непростая грамматичекая категория. В ходе урока учащиеся получают возможность получить представление о лексическом и грамматическом представлении имени существительного.

Конспект урока по теме:

Цель урока: формировать представление о лексическом и грамматическом богатстве имени существительного

Изучение языковых норм и их применение в своей речи.

Метапредметные:

Развитие логики мыслительных операций (анализ, обобщение и др.).

Развитие готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию.

Развитие творческих способностей учащихся в письменной речи на основе комплексного восприятия (изображение, опорные слова).

Воспитательные:

Воспитание уч-ся на образах русской классической литературы.

Воспитание чувства уважения к родному языку.

Организационный момент

Актуализация знаний.

На наших уроках мы не только учимся грамотно писать, но и открываем для себя тайны русской грамматики. Именно этим мы сегодня будем заниматься.

На слайде представлены слова. Найдите основание для их классификации и сгруппируйте их.

Дерево, машина, девочка, собака, Валя, игра, гриб, улица, мама, сосед.

Вывод: Слова первой группы отвечают на вопрос кто? Значит, они одушевлённые. Слова второй группы отвечают на вопрос что? Значит, они неодушевленные.

Определение темы урока. Целеполагание

Учитель. Кто сформулирует тему нашего урока?

Какова цель сегодняшнего урока? Сегодня мы должны научиться различать одушевлённые существительные и неодушевлённые.

4.Работа по теме урока

Мы уже знаем, что существительные делятся на два больших разряда: одушевлённые и неодушевлённые.

Почему одушевлённые существительные отвечают на вопрос кто? Потому что они обозначают живых существ. Но почему все слова, обозначающие растения, отвечают на вопрос что? Ведь это тоже живая природа?!

Ответ следует искать в глубокой древности.

Наши далёкие предки живым считали только то, что бегает, летает, плавает, хватает пищу, а растения месяцами и годами стояли на одном месте, не передвигаясь, не поедали себе подобных или что-то другое. В это время не было научного знания о живом, поэтому весь растительный мир (живой – с точки зрения биологии) оказался в языке неодушевлённым. Да и мы иногда задумываемся: микроб, бацилла – кто? или что?

Учитель. Ответ на этот вопрос вы сможете дать сами в конце урока.

Учитель. Кроме вопроса, есть другой безошибочный способ определения одушевлённых и неодушевлённых существительных. Этот способ должны открыть вы сами.

Просклоняем несколько существительных (2 ученика у доски).

И.п. друзья кони деревья столы

Р.п. друзей коней деревьев столов

Д.п. друзьям коням деревьям столам

В.п. друзей коней деревья столы

Т.п. друзьями конями деревьями столами

П.п. о друзьях конях деревьях столах

Какую разницу вы заметили при склонении?

В каком падеже окончания не совпадают?

Ещё в каком падеже эти существительные имеют такие же окончания?

Вывод: Во мн. числе у одушевленных существительных В.п. совпадает с Р.падежом, а у неодушевлённых существительных В.падеж совпадает с И. падежом.

6. Давайте проверим, насколько мы правы. Работа с учебником стр. 255

7. Тренировочные упражнения

Задание 1. Одушевлёнными или неодушевлёнными являются следующие имена существительные?

Вижу орла – вижу Орёл,

Позвать дворника – включить дворники.

Вывод: разграничение одушевлённых и неодушевлённых существительных зависит от их лексического значения.

Задание 2. Третье лишнее

1. ДЕТИ, СТОЛ, САНКИ

2. ДРОВА, СУГРОБ, СНЕГОВИК

3. БАРСУК, ДЯТЕЛ, СНЕЖИНКИ

4. ЗИМА, КУКЛА, ЛИСА

Задание 3. Мы уже работали с лингвистической сказкой Л. Петрушевской.

Сяпала калуша по напушке и увазила бутявку.

Сегодня меня интересует слово бутявка.

Какой частью речи оно является?

Это одушевлённое существительное или неодушевлённое?

Вывод. Какое основное правило нужно помнить при определении одушевлённых и неодушевленных существительных?

Тренировочное упражнение № 718 ( по группам)

8. Физкультминутка.

9. Анализ стихотворения С. Есенина. Олицетворение

С ДОБРЫМ УТРОМ!
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
"С добрым утром!"

10. Творческое задание. В группах придумайте историю про один из предметов, представленных на слайде

11. Рефлексия. А теперь прошу быть особенно внимательным. Представьте себе, что русский язык – это толстая-толстая книга. Вы учитесь в 5 классе, поэтому учебник открыт ещё только в самом начале. Сегодня на уроке мы успели прочитать ещё одну страничку этой книги. Какая она, эта страничка? Какое желание возникло у вас после её прочтения?

Сложная или несложная?

Захотелось ли читать эту книгу дальше?

12. Высказывания учащихся.

13. Домашнее задание: &92, № 719(2-4) или 720*

Тайны русской грамматики

русской грамматики

Дерево, машина, девочка, собака, Валя, игра, гриб, улица, мама, сосед

Дерево, машина, девочка, собака, Валя, игра, гриб, улица, мама, сосед

развивать готовность мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1) Этап мотивации к учебной деятельности

Учитель предлагает ассоциативный ряд, по которому учащиеся должны определить о какой части речи идет речь.

Часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что? Слова этой части речи могут относиться к мужскому, женскому и среднему роду, могут изменяться по числам и падежам.

Как вы думаете, можем ли мы узнать еще что-нибудь новое об этой части речи?

Учащиеся по ассоциативному ряду определяют, о какой части речи идет речь.

Приходят к выводу, что обладают неполными знаниями об имени существительном.

2) Этап актуализации и пробного учебного действия

По какому принципу слова объединены в первом столбике, а по какому во втором?

Кого обозначают имена существительные, отвечающие на вопрос кто?

А как назвать имена существительные, которые обозначают все остальные предметы и отвечают на вопрос что?

Приводят свои мнения.

Вывод: Имена существительные, которые обозначают людей и животных и отвечают на вопрос кто? называют одушевленными.

Вывод: Имена существительные, которые обозначают все остальные предметы и отвечают на вопрос что? называют неодушевленными.

3) Этап выявления места и причины затруднения

Но не всегда так просто бывает определить одушевленный или неодушевленный это предмет. Одушевленное или нет существительное толпа ? Ведь толпа состоит из людей. Попробуем это выяснить.

Учащиеся анализируют поставленный перед ними вопрос.

4) Этап построения проекта выхода из затруднения

Для этого попробуем сформулировать цель нашего урока.

Исходя из цели нашего урока, определите тему урока.

Запишем тему урока в тетради.

Цель – узнать как определить принадлежность того или иного существительного к категории одушевленности/неодушевленности.

Тема урока: Одушевленные и неодушевленные существительные.

Записывают тему урока в тетради.

5) Этап реализации построенного проекта

Выяснить принадлежность существительного к категории одушевленности/неодушевленности поможет изменение слова по падежам.

Перед вами частично заполненная таблица. Наша задача заполнить ее до конца.

Одушевленные сущ.

Неодушевленные сущ.

В какой форме стоят имена существительные в И.п.?

Какие формы мн.ч. совпадают у одушевленных существительных?

Какие формы мн.ч. совпадают у неодушевленных существительных?

Если у существительных во множественном числе совпадают формы Р. и В.п., значит это одушевленные имена существительные.

Если у существительных во множественном числе совпадают формы И. и В.п., значит это неодушевленные существительные.

Вид заполненной таблицы:

Одушевленные сущ.

Неодушевленные сущ.

Во множественном числе.

6) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

1) стол, яблоня, котенок , линейка, ягода;

2) гнездо , птица, комар, собака, бабочка;

3) дом, береза, машина, мальчик , цветок;

4) друг, приятель, сосед, подруга, дружба ;

5) поход, турист , дорога, костер, палатка;

6) ученик, ученица, школа, директор, школьник.

Выполняют предложенное задание (можно вызывать учащихся к доске и разбирать с ними по одной цепочке; либо работать по принципу комментированное письмо)

7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Пользуясь полученными на уроке знаниями, ваша задача доказать к какой категории относятся имена существительные.

Слова: дрова, сугроб, снеговик.

1 ряд – дети, стол, санки;

2 ряд – зима, кукла, лиса;

3 ряд – барсук, дятел, снежинки.

Работают в группах над предложенным заданием. Затем происходит проверка.

8) Этап включения в систему знаний и повторений

По реке плывет плот. На берегу сидит неподвижно толстый ленивый кот.

Плот спрашивает у кота:

- Я плыву, а ты сидишь, - возразил плот.

- Захочу – буду шевелиться, - ответил кот.

- Я великий плот, а коты – неодушевленные. Ты вещь, а я существо.

Давайте поможем коту, докажем на деле, что он прав.

Учащиеся с помощью таблицы, доказывают, что кот – одушевленное существительное, т.к. во мн.ч. у этого слова совпадают формы Р. и В.п. А плот – неодушевленное существительное, т.к. во мн.ч. у этого слова совпадают формы И. и В.п.

9) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

На экране текст с пропусками:

Учитель комментирует домашнее задание.

Читайте также: