Классный час история российского флага 1 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

- Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это то место, где мы родились, где мы живем. Родина начинается на пороге вашего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Наша Родина – Россия.

Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей…

Люблю тебя с твоей тайгою,
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгою-рекою.
С могучим быстрым Иртышом.
Люблю все то, что называю
Одним широким словом “Русь”!

- Каждый человек должен знать историю своей страны, ее символы, географические особенности. Нельзя считать себя гражданином государства, не зная о нем ничего.

Россия – Родина моя!
Цвет знамени, цвет ржи, цвет неба –
В них слава древняя твоя
Взлетает с новою на гребень.

- Сегодня мы с вами поговорим о Государственном флаге России.

- Кто видел государственный флаг России?

- Какие цвета у нашего флага?

- А вы знаете, почему именно такие цвета выбраны для российского флага?

- Сколько на земле государств, столько существует и флагов. У каждого государства свой флаг. И все они разные: одноцветные и многоцветные, с полосками и в узорах, со звездами и с крестами. Каждый знак, фигура, цвет, полоса имеет свое значение. У каждого флага своя история, своя судьба. Наука, которая все это изучает, называется вексиллология. Сегодня мы узнаем историю российского флага.

Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.

Россия – мать! Тебе хвала!
В веках ты видела немало.
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.

- И вот сейчас мы отправляемся с вами на машине времени в далекий XVII век, когда впервые на Руси появился бело-сине-красный флаг (закрывают глаза, звучит музыка).

Ученик. Чередующиеся белая, синяя и красная полосы появились во времена правления царя Алексея Михайловича. В те времена Россия была многонациональным государством, и основными многочисленными народами являлись белорусы (белый цвет), украинцы (синий цвет) и русские (красный цвет). Общность и единство этих народов и отражал флаг.

- Такой флаг появился как отличительный знак главного российского военного корабля “Орел”.

- И вот мы снова садимся в машину времени и оказываемся в 1705 году, когда в России правил царь Петр I. В те времена начали развиваться различные отрасли, наука, флот.

Ученик. В 1705 году Петр I издал указ, по которому бело-сине-красный флаг стал флагом торговых судов России. Эту дату считают датой рождения будущего трехцветного государственного флага.

- И вот мы снова закрываем глаза и переносимся на машине времени в наши дни.

Давайте рассмотрим Государственный флаг России.

В законе о Государственном флаге, принятом Государственной Думой и подписанном Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным 25 декабря 2000 года, о нем говорится так: “Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого цвета, средней – синего, нижней – красного”.

В России существует праздник, который отмечается 22 августа, - день Государственного флага Российской Федерации.

Геральдисты (ученые, изучающие государственную символику) объясняют расцветку Российского флага так: белый цвет означает откровенность, благородство, совершенство; синий – верность, честность; красный символизирует мужество, отвагу, героизм, смелость.

Чтобы запомнить эти цвета и их последовательность, придумали слово “бесик”: “бе” - белая полоса, “си” - синяя полоса, “к” - красная полоса.

У вас на парте лежит белый прямоугольник, разделенный на 3 части. Раскрасьте его так, чтобы у каждого из вас получился Российский флаг.

- Где вывешивается Государственный флаг?

Государственные флаги вывешивают над зданиями, где работает президент и правительство, над другими важными государственными учреждениями, а также на улицах городов во время праздников.

- Как следует относиться к Государственному флагу?

Каждая страна очень ценит свой флаг и гордится им. Если, например, кто-нибудь всенародно и специально разорвет государственный флаг своей страны, то этого человека могут арестовать и даже посадить в тюрьму. А если то же самое произойдет с флагом чужой страны, то между странами может возникнуть конфликт, потому что оскорбление государственного флага считается оскорблением всей страны.

Наш Государственный флаг гордо реет над нашей страной. Государственный флаг России – наша гордость, наша святыня – символ независимости и величия нашей Отчизны. Он символизирует нашу необъятную Родину с ее непростой судьбой, ее славным прошлым. Долг каждого гражданина – оберегать честь нашего флага.

Сегодня вы унесете домой частичку Государственного флага России, расскажите родителям о его истории, о значении цветов. И я надеюсь, вы вырастите настоящими гражданами России, которые знают историю своей страны и любят свою Родину всем сердцем.

Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем.

Пускай совсем я маленький,
Но Родину люблю,
Свой дом на тихой улице
И всю страну мою!

Люблю я речку быструю
И дальний лес за ней.
Пусть будет небо чистое
Над Родиной моей!

Начинается урок
Он пойдет ребятам впрок.
А о символах страны
Все ребята знать должны.

- Ребята, прочитайте пословицы:

Родная сторона, как мать: и накормит, и приласкает.

Родная сторона - мать, чужая - мачеха.

- С кем сравнивает родину русский народ? (С матерью )

-А вы знаете, как зовут вашу маму?

- Поднимите руки, кто знает имя и отчество своей мамы, и можете его назвать. ( Ответы детей .)

Так же четко вы должны знать и название своей страны, родины, которая сейчас заботится о вас.

-Как называется страна, в которой вы живёте? ( Россия )

И красива и богата

Наша Родина, ребята.

Долго ехать от столицы

До любой ее границы.

Все вокруг свое, родное:

Горы, степи и леса:

Рек сверканье голубое,

Дорог каждый сельский дом.

Все в боях когда-то взято

И упрочено трудом! –

В чем может проявиться служение Родине вас как маленьких граждан? (хорошо учиться, расти добрыми, отзывчивыми, бережно относиться ко всему, что нас окружает, не ломать, не рвать ;беречь окружающую природу…)

Послушаем стихотворение о Родине.

( Читают подготовленные дети.)

Встанем утром рано,
Выглянем в окно.
Смотрит с неба солнце
Светит нам оно.
Всё, что ясным утром
Видно из окна –
Это наша Родина,
Родная сторона. ( Л. Некрасова. )

(на доске - политическая карта Мира)

Россия - самая большая в мире страна. (Показ на карте)

Когда в Москве вечер, то на Чукотке начинается новый день. Поезд идет от Владивостока до Москвы целую неделю.

Посмотрите на карту, здесь вы видите много разных стран.

-Как на карте отличается одна страна от другой? ( По цвету.)

У каждого государства есть отличительные признаки, символы.

Сегодня на уроке мы поговорим о символах нашей Родины.

Но сначала надо выяснить, что же такое символ?

Символ - это условный знак, обозначение. Например:голубь - символ мира, якорь - символ надежды.

- Какие вы знаете символы России?

У каждой страны есть три обязательных символа. По ним всегда можно узнать, о какой стране идёт речь. Это – герб, гимн и флаг.

Герб - это изображение, которое в условной форме показывает исторические традиции государства или города. Гербы появились очень давно. Их изображение были найдены на медалях, монетах и печатях древних государств и городов.

В наше время герб изображается на официальных документах, денежных банкнотах, устанавливается при въездах на территорию страны, области, города.

Давайте познакомимся с гербом нашей Родины - России.

(Учитель предлагает учащимся рассмотреть изображение современного герба России.)

- Опишите герб: в поле красного щита расположен золотой двуглавый орёл. В лапах орла – скипетр и держава. Скипетр – это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Орел увенчан двумя малыми коронами и над ними – одной большой короной, соединенными лентой. Держава – это золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр и держава когда – то служили знаками царской власти. Теперь у нас царя нет. Сегодня они напоминают нам о прошлом страны и символизируют независимость России от других государств. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне – это святой Георгий, поражающий серебряным копьем черного змея.

Двуглавый орел - это один из древнейших в истории человечества символ власти, верховенства, силы и мудрости.

Наш современный герб очень древний. Ему уже более пятисот лет.

а) Святой Георгий Победоносец

- Как же называют всадника, изображённого на гербе?

- Изображение всадника, пронзающего копьём змея, мы называем святым Георгием Победоносцем, и это изображение напоминает об одном из самых известных его подвигов. Издавна на Руси почитали святого Георгия Победоносца.

На Руси его именем часто называли детей – оно известно в двух вариантах: Егор и Юрий. Согласно легенде, некогда в Палестине жила прекрасная царевна. Но в окрестном озере завёлся страшный змий, которому горожане должны были отдать царевну на съедение. Однако воин по имени Георгий, который был христианином, победил чудовище и спас девушку. Он пронзил чудовище копьём, а конь растоптал змея. Царь – отец девушки и его подданные сами убедились в силе христианской веры и крестились. Позже Георгий был признан святым, а его почитание распространилось во многих странах.

В России святой считался покровителем воинов и землепашцев. Теперь изображение всадника на белом коне, поражающего копьём змея, является гербом, то есть отличительным знаком, Москвы – столицы России.

Таким образом, на российском гербе изображён христианский воин. Он олицетворяет добро и добродетель. Он убивает копьём чёрного змия – символ зла.

б) Двуглавый орёл

- На гербе мы видели изображение орла. Чем оно необычно? (У орла две головы).

- Две головы орла символизируют единство страны: он как бы смотрит одновременно на Запад и Восток.

- Как вы думаете, почему подняты крылья орла?

- Орёл показывает свою силу и мощь, чтобы все знали, что Россия – могучая страна.

Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
“Где же лучшая земля?”
Отвечал он, пролетая:
“Лучше нет родного края”

Ещё один государственный символ России – это её флаг.

Сколько на земле государств, столько существует и флагов. У каждого государства свой флаг. И все они разные: одноцветные и многоцветные, с полосками и в узорах, со звездами и с крестами. Каждый знак, фигура, цвет, полоса имеет свое значение. У каждого флага своя история, своя судьба. Сегодня мы узнаем историю российского флага. Давайте рассмотрим Государственный флаг России.

Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого цвета, средней – синего, нижней – красного цвета".
Возникает вопрос: почему именно белый, синий и красный?
Геральдисты (ученые, изучающие государственную символику) полагают, что белый и синий цвета издревле считались цветами Русской православной церкви. Белый цвет означает откровенность, благородство, совершенство, синий – верность и честность. А вот красный символизирует мужество, отвагу, героизм, смелость.
– Государственный флаг России постоянно поднят над зданиями органов власти нашей страны. В преддверии государственных праздников он вывешивается на площадях, учреждениях, домах. В дни траура флаг приспускается или к нему прикрепляют в верхней части черную ленту. Это говорит о всеобщей скорби народа.
Государственный флаг – важный символ страны. Он подлежит защите как внутри страны, так и за ее пределами. Его оскорбление рассматривается как оскорбление чести народа и государства. Флаг – это святыня. Долг каждого гражданина – оберегать честь нашего флага.
В России существует праздник, который торжественно отмечается 22 августа, – день Государственного флага Российской Федерации.

Вывод: Что же означают цвета полос на флаге?

БЕЛЫЙ цвет - это цвет мира. Наша страна миролюбивая.

СИНИЙ цвет – небо, вера, верность. Означает волю к миру.

КРАСНЫЙ цвет – отвага, защита людей, героизм,огонь, смертный бой. Готовность не жалеть крови при защите Родины.

- Где вы видели флаг? (Ответы детей)

Ещё одним символом нашей страны является гимн. Слово "гимн" в переводе с греческого языка означает "хвалебная, торжественная песня".
И действительно, ее исполняют в особых, наиболее важных торжественных случаях. Гимн звучит при вступлении в должность Президента Российской Федерации и руководителей органов государственной власти, при открытии и закрытии заседаний Совета Федерации и Государственной Думы, во время встреч и проводов глав государств, во время проведения спортивных состязаний или военных мероприятий. Часто мы слышим Государственный гимн на праздниках, на военных парадах. Отдавая дань уважения, люди встают, а военные отдают честь.
Гимн – это песня, посвященная Родине, это символ государства, такой же, как герб и флаг. Он прославляет могущество и величие нашей огромной страны. Каждая страна имеет свой Государственный гимн. Каждый гражданин должен уважать символы своего государства, знать слова гимна своей Родины.
Слова Гимна Российской Федерации написал советский писатель Сергей Владимирович Михалков. Прочитайте самостоятельно слова Гимна России (слова С.В. Михалкова, музыка А.В. Александрова):

Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава –
Твое достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая –
Хранимая Богом родная земля!

Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!

– Что вас больше всего удивило, порадовало, вызвало чувство гордости за нашу Родину?

– В словах гимна отражаются могущество и величие нашей Родины, ее необъятные просторы, богатая история. Эти стихи объединяют людей всех национальностей, всех, кто любит свою страну, гордится ею и желает ей процветания.
В отличие от других государственных символов – герба и флага – гимн можно не только увидеть на листе бумаги, но и услышать.
Мелодию Государственного гимна написал известный композитор и хоровой дирижер Александр Васильевич Александров. Впервые она прозвучала еще в годы Великой Отечественной войны, когда Красная Армия и Военно-Морской Флот сражались с фашистами. Красивая, величественная и торжественная музыка рождает в сердце каждого россиянина чувство гордости за свою Родину. Ее знают во всем мире. Вместе с легко запоминающимися словами она ярко представляет нашу широкую матушку-Русь с ее бескрайними полями, лесами, реками и озерами, городами и деревнями.

Как истинные патриоты и граждане своего государства, мы должны знать слова главной песни своей страны.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект внеклассного мероприятия на тему:

Опубликованный материал поможет в доступной и интересной форме рассказать ученикам 1-2 классов о флаге России.

Образовательная : познакомить детей с историей российского флага.

Развивающая : способствовать речевому развитию учащихся и обогащению словаря.

Воспитательная : воспитать любовь к Родине и историческому прошлому страны.

Оборудование: изображения Государственного герба и Государственного флага России, 4 карточки формата А4 белого цвета, 4 карточки формата А4 синего цвета, 4 карточки формата А4 красного цвета (на обратной стороне карточек изображена географическая карта России), запись Государственного гимна Российской Федерации.

На сцене: ведущий (учитель) и мальчик Вова. Вова сидит за письменным столом с многочисленными книгами.

Вед.: Вова за столом сидел,

И в учебник все глядел.

Вова : Ничего я не пойму,

Что, зачем и почему?

Придумал кто Российский флаг?

Я не разберусь никак.

Вед. : Аж до вечера наш Вова

Над историей сопел.

Мух ловил, ногами дрыгал,

Глупо в книгу он смотрел.

Вова: А цвета что обозначают?

Кто ж, друзья, об этом знает?

Кто поможет мне понять,

Что это может означать?

Выходят 4 человека, у каждого в руках карточка белого цвета формата А4.

1-й: Мы поможем, мы расскажем

И, кончено, все покажем.

2-й: Белый цвет на флаге нашем

Самый первый, нету краше.

3-й : Означает благородство,

Благородней цвета нет.

4-й : Цвет свободы - белый цвет.

Выходят 4 человека, у каждого в руках карточка синего цвета формата А4.

1-й: Кто сказал, что белый лучше?

Главный цвет – синий цвет.

Лучше цвета в мире нет.

2-й : Синий – это наше небо,

Синий – это чистота.

3-й : Синий – это наше море,

Синий – это красота.

4-й : А ещё синий цвет

Даже маленький ребенок

И то об этом знает.

Выходят 4 человека, у каждого в руках карточка красного цвета формата.

1-й: Что вы спорите, всё бред.

Лучше красного здесь нет.

2-й: Красный - это власти цвет,

Гордости и чести.

3-й : Красный очень смелый цвет,

Он не любит лести.

4-й: Красный – доброта людей,

И поэтому, друзья,

Нет цвета лучше.

Вед.: Погодите, не ссорьтесь, друзья.

Вот, что хочу сказать вам я:

Вы все вместе должны быть,

Вы всегда должны дружить.

Вы друг к другу встаньте ближе.

Белый выше, синий ниже.

Ну а красный цвет – вот так.

Вот и наш российский флаг!

Ведущий выстраивает детей, так что бы получился флаг (у каждого ребенка свое место).

Вед.: Ну что, Вова, поныл это?

У тебя вопросов нет?

Вова: Погодите, не спешите.

Историю флага расскажите.

Вед.: В 1693 (одна тысяча шестьсот девяносто третьем)

Плыл Пётр I на яхте, поверьте.

И на волнах белого моря качалась.

На яхте впервые наш флаг поднялся.

И на нём в середине орёл красовался.

С тех пор этот флаг кораблям служил.

Военно-морским и гражданским был.

И офицеры во время войны

Носили бело-сине-красные шарфы.

И Российский император

Так же следовал традиции такой.

Утвердил он бело-сине-красный цвет.

Стал единым для России флаг,

Другого больше нет.

Дети переворачивают карточки, на обратной стороне изображена географическая карта России.

Теперь он реет над Москвой,

Над столицей нашею родной,

Над Россией нашею большой.

Над многонациональною страной.

Как богата матушка-земля,

Здесь леса, моря, луга, поля.

Много здесь республик, областей.

Есть чем удивить наших гостей.

Вова : Да, сам я это знаю.

Ведь я живу в Хабаровском крае.

Здесь все леса полны голубикой.

На сопках найдешь ты всегда бруснику.

Богата зверями наша тайга:

Здесь тигр уссурийский и кабарга.

А сколько народностей не перечесть.

Здесь уличи, нанайцы и орочи есть.

Хотите, на карте свой край покажу.

А вот и мой город, здесь я живу.

Это моя родная земля.

Комсомольск-на-Амуре родина моя.

Вед.: И для нас не России

Это наша страна,

Это Родина наша!

Звучит гимн России.

Проверка рефлексии учащихся.

Когда и при чьём правлении появился трёхцветный Российский флаг?

Что означают цвета на флаге?

Какой город вы назовете своей Родиной?

Ученики раскрашивают шаблон российского флага или собирают разрезные картинки с изображением флага.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 927 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 19.05.2016 759
  • DOCX 20.5 кбайт
  • 0 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Гайнаншина Елена Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Цель: формировать уважительное отношение к культуре родной страны, создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине; воспитание у детей уважительного отношения к государственным символам России - флагу, гербу, гимну; расширять кругозор учащихся, обогащать словарный запас детей, развивать творческое воображение детей.

Ход классного часа.

I . Организационный момент .

Слайд 2. «… Два мира есть у человека:

один, который нас творил,

Другой, который мы от века к веку

- Сядет тот, кто сможет объяснить смысл стихотворения, написанного на мониторе компьютера.

II . Основная часть.

- Итак, о чём же это стихотворение? Как вы его понимаете? (ответы детей)

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

- Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие по нашей стране, побываем на станциях, где узнаем много нового о государственных символах России.

Как велика моя земля. И поезд по стране моей

Как широки просторы! К границе до границы

Озёра, реки и поля, Не меньше, чем за десять дней

Леса, и степь, и горы.… И то едва домчится.

Раскинулась моя страна И в городах, и средь морей

От севера до юга: И средь колхозных пашен -

Когда в одном краю весна, Везде вы встретите людей.

В другом – снега и вьюга Родных, российских наших.

В Москве ложатся спать сейчас, Живём мы в радостном краю,

Луна глядит в оконце. И знать его должны мы -

Дальневосточник в тот же час Россию. – родину свою.

Встаёт, встречая солнце. Которой лучше нету.

- О чём это стихотворение?

- Ребята, а что же такое - Родина? Что входит в слово Родина? Что человек считает своей родиной? Давайте послушаем стихотворение Любовь Баевой (она живёт в г. Вольске), которое она написала в 2001г.

Я – человек будущего.

Не думала, далёк ли, близок.

Но новый век уж наступил.

И вот сейчас передо мною выбор –

Куда учиться мне пойти.

Я – гражданин своей России

Её прогресс и у меня в руках.

И я должна собрать все силы.

Давайте вспомним мы историю страны

Она ведь долго и упорно поднималась,

Ей помогали наши деды и отцы,

А мы должны беречь всё то.

Что нам с трудом досталось.

Пусть я ещё студентка молодая:

Но вскоре буду я учить детей.

И, первоклашкам глазки раскрывая,

Прекрасных выращу их них людей.

Профессия моя гласят, уж не престижна,

Но я не верю в то, что говорят.

Ведь педагог, как записная книжка,

До крайности идеями полна

Плохих профессий вовсе не бывает.

Каждая работа хороша;

Вот врач кого-то вновь спасает

А журналист об этом написал…

Нахваливать профессий нет смысла,

Зависит всё от самого себя,

И, если нравится тебе твоя работа,

Ты будешь счастлив с ней всегда.

На мне лежит ответственность большая

Я – будущего человек.

А для страны – ячейка небольшая.

- Как называется наша Родина?

- Итак, путешествие начинается!

К примеру, проходя мимо дома. На котором изображён красный крест, мы сразу понимаем, что это больница. На светофоре загорелся световой сигнал – зелёный человечек, это означает, что путь для пешеходов свободен. Всё это – символы.

Свои собственные символы (флаг, герб, гимн) могут иметь различные организации, учебные заведения, спортивные общества.

- А теперь задание: придумать и нарисовать символы, которыми можно обозначить понятия - остановка автобуса; железнодорожный переезд: книжный магазин, лесная зона.

Флаг, герб, гимн – официальные государственные символы, означающие суверенитет (независимость) государства.

Задание; соединить стрелочками название государственного символа и его определение.

Прикреплённое к древку полотнищ определённого размера и цвета

Официальная эмблема государства

Россия - это страна, в которой мы живём. Россия занимает первое место по территории среди всех стран мира. В России проживают люди многих национальностей: русские, татары, украинцы, чуваши, хакасы и другие народы. Столица нашей Родины – город Москва.

Рассматривание карты РФ.

Наше Отечество, наша Родина – матушка – Россия. Отечеством мы зовём её потому, что в неё испокон веков жили наши отцы и деды.. Родиной мы зовём её потому, что здесь мы родились, всё вокруг для нас тут родное. А матушкой – потому что она вскормила, вырастила, выучила русскому языку и, как мать, защищает и бережёт нас.

- В слово родина входит очень много. И часть из них мы сейчас рассмотрим, узнаем, отгадав несколько загадок и ребусы.

Анализ половиц и загадок с детьми.


Доброе, хорошее, на людей глядит, а людям на себя глядеть не велит. (солнце)

Солнце - на лето, зима – на мороз.

Птице – крылья, а человеку – разум.

Где уничтожается природа, так иссякает жизнь.

На выдумку природа таровата.

Солнце, луна, звёзды – красота неба; леса и ягоды – красота гор.

Одна у человека мать, одна у него и Родина.

Звучит мелодия народной песни.

Рассматривание герба России.

- Посмотрите на герб и скажите, очертание какого старинного вооружения напоминает герб? (щит)

- Послушайте историю герба РФ.

Русское государство было образовано при князе Иване III . В старину непременной частью вооружения воинов являлся щит, на котором изображался личный родовой знак. Со временем такие знаки передвигаться по наследству от отца к сыну. Так возникли первые гербы. Раньше у каждого князя был свой герб, а когда Иван III объединил русские княжества в одно большое государство, то у нового русского государства появился свой, новый герб.

Иван III женился на дочери императора Византии – очень сильного и богатого государства. На гербе Византии был изображён орёл, как символ непобедимости и силы, поэтому Иван III решил, что на гербе России тоже должен быть орёл, чтобы все знали, что Россия – сильная страна.

Но почему у орла две головы? Две головы, охраняя государство, смотрит и на запад, и на восток. Корона на голове орла – символ законности, означающий, что страна живёт по законам чести и справедливости. В одной лапе орла скипетр – эмблема власти, а в другой власти, держава – символ могущества страны.

- В центре герба ещё один герб. Кто скажет – какой? (Герб Москвы)

- Кто догадался: почему он расположен в центре российского герба? (Москва – столица России)

Нашему российскому гербу очень много лет. Уже давно не правит страной царь, но корона, скипетр и держава напоминают нам о том, что Россия – древняя и могучая страна.

На груди орла красный щит с изображением святого Георгия, колющего змия.

_ Как называют всадника, изображённого на гербе? Что вы о нём знаете?

Изображение всадника, пронзающего копьём змея, мы называем святым Георгием Победоносцем, и это изображение напоминает об одном из самых известных его подвигов. Издавна на Руси почитали святого Георгия Победоносца. Посмотрите репродукцию иконы Чудо Георгия о змии. На Руси его именем часто называли детей – оно известно в двух вариантах: Егор и Юрий.

Согласно легенде, некогда в Палестине жила прекрасная царевна. Но в окрестном озере завёлся страшный змий, которому горожане должны были отдать царевну на съедение. Однако воин по имени Георгий, который был христианином, победил чудовище и спас девушку. Он пронзил чудовище копьём, а конь растоптал змея. Царь – отец девушки и его поданные воочию убедились в силе христианской веры и скрестились. Позже Георгий был призван святым, а его почитание распространилось во многих странах.

В России святой считался покровителем воинов и землепашцев. Теперь изображение всадника на белом коне, поражающем копьём змея, является гербом, т.е. отличительным знаком, Москвы - столицы России.

Таким образом, на российском гербе изображён христианский воин. Он олицетворяет добро и добродетель. Он убивает копьём чёрного змия – символ зла.

- Где можно встретить изображение российского герба?

Звучит народная музыка.

- Флаг, как и герб, - отличительный знак, символ государства. Наличие флага указывает на полную независимость государства от других государств, на его самостоятельность.

Кремль – место работы президента РФ. Над здание Большого Кремлёвского дворца поднят государственный флаг России. Флаг состоит из трёх полос одинаковой ширины. Верхняя полоса – белая, средняя – синяя, нижняя – красная.

В России эти цвета почитались издавна и имели свои символические значения: белый – благородство, синий – честность, красный – смелость и великодушие.

Бело-сине-красный флаг впервые дал русскому флоту и армии царь Петр I . Расположение полос отражало древнерусское понимание мира: внизу – мир физический (природный) красный; выше – небесный, голубой; ещё выше – мир божественный, белый.

Цвет первых стягов славян был красным. Этот цвет наиболее заметный и яркий. На Руси всё самое красивое называли красным (красна девица, красно солнышко. Красная площадь и т.д.)

Президент России тоже имеет такой флаг. Он называется штандартом Президента РФ. Это флаг квадратной формы: на фоне белой, синей и красной полос в центре расположен герб России. Края штандарта украшает золотая бахрома.

- Итак, ребята, зачем же нам нужен флаг? Где его можно увидеть?

- Из каких частей состоит флаг? (Из древка и полотнища)

- Как назывались первые флаги? (Знамя, стяг, вымпел, штандарт)

Практическая работа.

Дети изготавливают любой флаг по выбору.

У каждого государства есть и свой гимн.. В гимне проявляется величие страны, так как в нем обычно рассказывается о славных страницах истории государства, о его исторической судьбе и его предназначении. Гимн – торжественная песня, прославляющая свою страну.

Это самая главная песня государства, которую исполняют только в особо торжественных случаях, на государственных празднованиях, приёмах иностранных делегаций. Когда спортсмены побеждают на соревнованиях, поднимается флаг их Родины и звучит гимн их страны. При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы.

- почему мысль об отечестве связана с мудростью предков?

- Найдите слова, которые звучат, как клятва.

- Какое чувство испытали, прослушивая гимн?

III . Итог занятия.

«… мне не думать об этом нельзя,

И не помнить об этом не вправе я,

Это наша с тобою Земля,

- А сейчас проверим, как вы запомнили, символы нашего государства, которые нужно помнить и прославлять.

3. Имя воина, изображённого на гербе России и города Москвы. 7. Как называют воина, который сражался на коне. 9. Столица нашей Родины. 10. Главный символ (эмблема) любого государства, города. 11. Какого цвета щит на гербе России.

1. Золотой шар с крестом наверху. 2. Птица, изображённая на российском гербе. 4. Как иначе называется флаг? 5. Какой цвет имеет средняя полоса на флаге России? 6. Жезл – символ власти – это… 8. Сколько голов у орла на гербе России? 10. Торжественная песня – символ государства.

Ответы: По горизонтали: 3. Георгий. 7. Всадник. 9. Москва. 10. Герб. 11. Красного.
По вертикали: 1. Держава. 2. Орёл. 4. Знамя. 5. Синий. 6. Скипетр. 8. Две .

Цель: познакомить учащихся с историей появления флага России и сделать флаг в технике бумажное моделирование.

Задачи:

- Обучающие: познакомить учащихся с историей появления флага России,

уточнить представление детей о России как о государстве, в котором они живут (столица).

научить делать флаг в технике бумажное моделирование.

- Развивающие: развивать познавательный интерес к историческому наследию России, чувства любви и гордости к Отечеству.

развивать память, коммуникативные навыки, творческое воображение.

- Воспитательные: воспитание чувства гражданства, патриотизма, формирование уважительного отношения к государству и государственной символике.

Предполагаемый результат занятия.

После окончания занятия обучающиеся будут:

историю появления флага России,

технологию изготовления флага в технике бумажное моделирование;

правила работы с инструментами и материалами.

изготавливать флаг в технике бумажное моделирование;

работать с инструментами и материалами.

Методы обучения:

словесный метод (объяснение, беседа);

наглядный метод (показ образца, видеоролик);

практический метод (выполнение работы).

Форма организации учебного занятия: групповое практико-ориентированное.

Ход занятия.

1. Организационная часть.

Педагог: Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас у себя на занятии.

Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Занятие мы должны начать с хорошего настроения. Ведь хорошее начало – это половина дела.

Давайте проверим, все ли готовы к занятию.

Молодцы! Все готовы, приступим к работе.

Теоретическая часть.

Родина - это место, где ты родился. Но человек не всегда остается в том месте, где родился, поэтому Родина - это твой город, дом, в котором ты живешь, твой двор, улица, детский сад, школа. Это - твоя страна, а что вы знаете о нашей стране?

Давайте проверим ваши знания.

Наша страна называется… Россия.

Граждане России называются… россияне.

Столица России – город… Москва.

Кто президент в России… Путин.

Кто выбирает президента… российский народ.

Какой документ имеет гражданин России… паспорт.

В каком документе записаны права гражданина России… конституция РФ.

Что должен делать гражданин, живя в российском государстве… соблюдать права и обязанности России.

Какие вы знаете символы России…флаг, гимн, герб. (Ответы детей)

Сегодня государственный флаг представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета.

Давайте послушаем, что обозначают эти цвета.

1. Наш флаг – история России,

В нем дело славного Петра,

И в каждом цвете есть свой символ,

Надежд и мудрости пора.

2. Белый – честь и благородство,

Мощь России на века.

Не сломить страны господство

Всем врагам издалека.

3. Синий – верность, чистота

И прекрасная мечта,

Неба ясность, солнца луч –

Пусть не будет больше туч!

4. Красный – мужество, любовь

Мир пусть озаряют вновь.

Пусть не меркнет флага свет

Над Россией много лет.

А сейчас я предлагаю вам посмотреть видеоролик об истории нашего государственного флага.

Вам понравился фильм?

Что Вы узнали нового?

Российский флаг – символ доблести и чести российского народа.

Скажите, пожалуйста, где можно увидеть российский флаг? (ответы детей)

Государственный флаг развевается в Москве над Кремлем, где находится резиденция главы нашего государства. Флаг можно увидеть над всеми государственными зданиями нашей необъятной Родины. Все российские корабли уходят от родных берегов под бело-сине-голубым полотнищем. Реет наш флаг и над всеми зданиями, где работают российские дипломаты.

Осенью 2008 года Государственная Дума поддержала законопроект, разрешающий любое уважительное использование Государственного флага Российской Федерации негосударственным организациям и частным лицам.

Физкультминутка.

Я по очереди буду поднимать флажки, а вы будите выполнять движения соответствующие цвету одной из полос Российского флага:

красный – стоим на месте:

Практическая часть.

Сегодня на занятии мы будем делать флаг в технике бумажное моделирование.

Инструктаж по технике безопасности.

Перед началом работы давайте вспомним, правила работы с ножницами.

Ими нельзя играть. Надо передавать ножницы кольцами вперед.

Нельзя их класть на край парты. Нельзя оставлять их в раскрытом виде.

Нельзя ходить с ними по классу.

А кто помнит правила безопасной работы с клеем?

Клей нельзя брать в рот. Нельзя оставлять его открытым, особенно на краю парты.

Им нельзя играть. Не допускать попадания клея в глаза.

Передавать клей-карандаш только в закрытом виде.

После окончания работы клей закрыть и убрать в безопасное место.

Технология изготовления.

Показываю детям флажок и объясняю, что любой флаг имеет полотнище и древко. Полотнище это отрезок ткани, а древко это палочка, на которую крепится полотнище. Отношение ширины флага к его длине составляет 2:3. Далее показываю приёмы выполнения работы, подробно объясняя каждое действие.

Для того чтобы сделать флаг нужно:

1. На белый лист наклеить сначала красную полоску, затем синюю, получится полотнище.

2. Аккуратно разгладить поверхность полотнища.

3. Из полоски бумаги скрутить трубочку, получим древко.

4. Затем при помощи клея соединим полотнище с древко.

5. Наш флаг готов.

Педагог: Молодцы, ребята! Какие нарядные красивые флажки у вас получились. Теперь вы можете показать их своим родителям, бабушкам и дедушкам и рассказать всё то, что сегодня узнали на занятии.

Итог урока. Рефлексия.

Ребята давайте повторим:

Какой праздник празднуют 22 августа?

Какие цвета нашего флага? Что они обозначают?

Что такое полотнище и древко?

А теперь, ребята, возьмите свои флажки и если:

- вам всё понравилось, у вас все получилось, было интересно на занятии, то поднимите свой флажок,

- если вы немного устали и у вас что-то не получилось, то опустите флажок.


Как здорово, что все ваши флажки подняты. Я очень рада, что у вас все получилось.

Вы – маленькие россияне. Вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих друзей и близких. Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнемся и дружно скажем:

Наше занятие подходит к концу. Все работали очень хорошо. Молодцы!

Всем спасибо. До свидания!

Уборка рабочих мест.

Читайте также: