Конспект урока слова противоположные по значению 2 класс

Обновлено: 05.07.2024

- Обратите внимание на эпиграф нашего урока: “Ученье – свет, а неученье – тьма”. Прочитайте его. К какому литературному жанру относится эпиграф? (Пословица). Объясните значение пословицы. Ученье - назовите противоположное по значению слово (неученье), свет – назовите противоположное по значению слово (тьма). Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Антонимы).

- Итак, сегодня на уроке мы обобщим, углубим и закрепим знания об антонимах; будем учиться находить антонимы в разных видах текстов и применять их.

- Что же такое антонимы? (Ответы учащихся)

3. Постановка проблемного вопроса.

- В конце урока вы должны будете ответить на вопрос: “Почему мы употребляем в речи антонимы?”

4. Формирование навыков нахождения антонимов. Работа в парах.

- Старая пословица недаром молвится. “Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится”, - в этом мудром изречении заключён вековой опыт народной жизни. В пословицах и поговорках часто встречаются антонимы.

- Возьмите карточки. Прочитайте задание.

Прочитайте. Объясните смысл пословиц. Спишите, найдите и подчеркните антонимы.

Знай больше, говори меньше. Не бойся врага умного, бойся друга глупого. Лучшая вещь - новая, лучший друг – старый. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

5. Создание проблемной ситуации.

- На доске записаны пары слов. Я считаю, что это антонимы. Права я или нет? Докажите.

День – ночной.

Добрый – зло.

(Не являются антонимами. Так как антонимы – это разные по звучанию слова, противоположные по значению, которые отвечают на один и тот же вопрос и являются одной частью речи)

- А какими частями речи могут быть антонимы? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол)

- Расположите пары антонимов по частям речи. (На доске прикреплены 3 больших конверта с обозначением части речи и карточки с антонимичными парами)

6. Домашнее задание.

- Ребята, дома вы будете выполнять аналогичное задание. Упражнение 5 на странице 60. (Задание задаю в этот момент, так как оно аналогичное, а в конце урока обычно не хватает времени для пояснений)

7. Задания по разным уровням сложности. Обогащение словарного запаса учащихся. Самостоятельная работа. Самоконтроль. Самооценка.

- А сейчас самостоятельная работа. Несколько человек будут выполнять упражнение в учебнике, а остальные работать по карточкам. После окончания работы, каждый из вас сам себя проверит и оценит, сложив мозаику с правильными ответами.

Первый текст сначала читает учитель. Проводится словарная работа.

- В тексте встречается выражение “кучевые облака”. Как вы понимаете лексическое значение этих слов? Обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова и проверим.

Летний день невыносимо душен. Тяжёлые кучевые облака клубятся и клубятся. Вот они превратились уже в белые тучи, закрыли и голубое небо, и ясное солнце. Вдруг с неба стали капать крупные редкие капли. Началась зимняя гроза.

2. По учебнику с.58 упражнение 1. Поиск антонимов в предложенном ряду слов.

9. Подбор антонимов к разным значениям многозначного слова. Разноуровневая работа в группах.

- Скажите, ребята, все ли слова имеют антонимы? (Нет)

- Приведите примеры таких слов. (Нога, корова, Маша)

- А может одно слово иметь несколько антонимов? ( а)

- Правильно. В определении словосочетания одно и то же слово может иметь несколько антонимов.

острый нож – тупой нож

острый соус – сладкий соус

- Подберите антонимы к словосочетаниям. Запишите пары.

Лёгкий чемодан - …(тяжёлый)

Лёгкая задача - … (трудная)

Лёгкий мороз - … (сильный)

Свежий огурец - …(солёный)

Свежий хлеб - … (чёрствый)

Свежая газета - … (старая)

Мелкий почерк - … (крупный)

Мелкий дождь - … (проливной)

Мелкое озеро - … (глубокое)

Сладкое яблоко - … (кислое)

Сладкое лекарство - … (горькое)

Сладкий сон - … (плохой)

Старый человек - … (молодой)

Старый учебник - … (новый)

Старый друг -… (неверный)

Красивый человек - … (некрасивый)

Красивое платье - … (ужасное)

Красивый портрет - … (безобразный)

Фронтальная проверка задания. Отвечает один представитель группы.

10. Использование антонимов в различных произведениях.

- Там, где говорится о противоположных предметах, признаках, действиях используются антонимы. Они есть и в стихах, и в загадках, и в сказках, и в баснях.

- Отгадайте загадки и назовите антонимы.

1) Белый зайчик прыгает
По чёрному полю. (Мел и школьная доска)

2) Днём спит,
Ночью летает,
И прохожих пугает. (Сова)

3) Бывает он в холод,
Бывает он в зной.
Бывает он добрый,
Бывает он злой.
В открытые окна
Нежданно влетит.
То что-то зашепчет,
То вновь загудит.
Притихнет, умчится,
Примчится опять.
То вздумает по морю
Волны гонять. (Ветер)

- Всё в мире познаётся в сравнении. А может ли быть один и тот же человек и хорошим, и плохим? Послушайте инсценировку стихотворения В. Орлова “Спор”.

Жила плохая девочка,
Она была хорошая,
Она была хорошая,
Хотя была плохая.
- Ну да!
Вот это выдумки!
- Ха-ха!
Вот это выдумки!
Не может быть хорошая,
Когда она плохая!
- И ничего не выдумки,
Она была хорошая!
- И ничего не выдумки!
Она была плохая!
Она была хорошая,
Когда была послушная,
Когда она не слушалась,
Она была плохая.

- Как видите, один и тот же человек может быть и хорошим, и плохим. О человеке судят по его делам.

- Прочитайте и закончите предложение: “ Буду делать …, и не буду …” (В.Маяковский)

- Мне бы очень хотелось, чтобы вы делали только хорошее.

11. (Дополнительно). Наблюдение за различием синонимов и антонимов. Работа по учебнику с.59 упражнение 3. Выполняется фронтально, устно.

Уточнение: пара радость – восхищение не является ни синонимами, ни антонимами. Следует проанализировать: можно испытывать восхищение от встречи с другом? Когда мы восхищаемся?

12. Ответы на проблемные вопросы. Итог урока.

- Вернёмся к началу нашего урока и ответим на проблемный вопрос.

- Как вы думаете, почему в речи мы употребляем антонимы?

(Антонимы помогают выразить свою мысль более выразительно, красиво, обогащают наш язык. Используются в пословицах, загадках, сказках, баснях)

Учитель подводит итог вышесказанному детьми.

- Там, где говорится о противоположных предметах, состояниях, явлениях природы, деятельности человека мы употребляем антонимы.

13. Оценивание учащихся. Комментарии.

14. Рефлексия урока через настроение.

- Покажите своё настроение, раскрасив одного из пушистиков. Прокомментируйте.

Цели деятельности учителя: познакомить детей с антонимами; обогатить их словарный запас; формировать умения распознавать антонимы, научить находить их в тексте.

ВложениеРазмер
konspek_uroka_rya_antonimy2klass.doc 93.64 КБ
etalon.docx 13.9 КБ
zadaniya_po_antonimam.docx 18.63 КБ
antonimy.pptx 798.1 КБ

Предварительный просмотр:

Дата урока: 27.01.17 Студент: Башмакова К. М.

Учитель: Пашнина Т. С. Методист: Галиуллина Н. К.

Конспект урока русского языка

Тема: СЛОВА, ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ (АНТОНИМЫ)

Цели деятельности учителя: познакомить детей с антонимами; обогатить их словарный запас; формировать умения распознавать антонимы, научить находить их в тексте.

предметные: узнать о словах противоположных по значению, узнать, чем схожи и чем различаются, научится определять противоположные слова (антонимы).

личностные: находить необходимую информацию в учебнике, анали зировать ее содержание; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать делать выводы, сравнивать, воспитывать интерес к предмету, аккуратность ведения записей в тетрадях.

Тип урока: комбинированный

Содержание урока. Деятельность учителя.

Самоопределение к деятельности

Словес.: ответы на вопросы

Прозвенел и смолк звонок

Мы за парты тихо сели

На экран все поглядели.

Составьте предложение из слов на экране: Нас, получится, у, всё (У нас все получится) Какое предложение по интонации? Восклицательное.

Говори мало, слушай много, а думай еще больше.

О чем эта пословица? Чему она учит? Обратите внимание на слова много и мало . Чем эти слова схожи? Чем эти слова различаются? Посередине красиво пишем число и классная работа. Запишите их в строчку. Мы вернемся к этой пословице чуть позже, но уже с новым вопросом.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч.

Актуализация знаний и мотивация

Практич.: устное лексич.упр.

Словес.: подводящий диалог

Практич.: чтение правила.

Актуализация опорных знаний.

На доске записаны в два столбика слова. К каждому слову первого столбика подберите синоним из второго столбика. 1- Алфавит, пламя, кидать, алый, шалун; 2- азбука, огонь, бросать, красный, озорник. Какое знание вам помогло выполнить это задание? Знание синонимов. А что такое синонимы? Слово близкие по значению, но различные по звучанию. Давайте заполним эталон.

На экране вы видите картинки. Что объединяет эти вещи? Кисть. Чем является слово кисть? Многозначным словом. А что такое многозначные слова? Слова схожие по звучанию и схожие по значению. Давайте заполним эталон. Что объединяет этих людей? Коса. Чем является слово коса? Омонимом. Что такое омонимы? Слова схожие по звучанию, но различные по значению. Заполним эталон. Русский язык богат различными словами. Вы изучили омонимы, синонимы, многозначные слова. Сегодня нам предстоит узнать еще одно богатство русского языка.

Какую цель мы поставим на сегодняшнем уроке? Познакомиться с антонимами, научиться употреблять их в речи. Узнаем, что об этих словах говорят в учебнике. Открываем страницу 33.Давайте заполним эталон в группах по 4 человека.

Приведите свой пример антонимов.

Отвечать на вопросы подводящего диалога.

Отвечать на вопросы.

Работать с иллюстрацией по заданию.

Ставить цели на урок.

П: осуществляют по учебнику и словарю поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

Р: принимают и сохраняют уч задачу

Решение частных задач

Словес.: слово учителя, ответы на вопросы.

Практич.: устное лексич. упр.

Практич.: фронтал. проверка.

Словес.: подводящий диалог

Практич.: работа с иллюстрацией

Практич.: письмен. граммат. упр.

Изучение нового материала.

Поработаем в парах. Прочитайте рассказ на карточке и попытайтесь его закончить. Чтобы продолжить рассказ, возьмите его начало, замените выделенные слова на противоположные по значению.

Как вы видите, один и тот же человек в разное время может оказаться то веселым, то грустным, то аккуратным, то небрежным. А вам какой больше нравится?

Давайте разомнемся. Повторяйте движения за мной. Я буду читать стихотворение, а вы, как только я замолчу, вставляете слово – антоним.

Скажу я слово Высоко, а ты ответишь…Низко
Скажу я слово Далеко, а ты ответишь…Близко
Скажу тебе я слово Трус,ответишь ты…Храбрец
Теперь начало Я скажу, ну отвечай:…Конец.

Работа в печатной тетради

Посмотрите на иллюстрацию. Как вы думаете, кто это? Посмотрите – во что он одет? В шкуры животных. А что это значит? Значит, что там, где он живет – холодно. А в какой части страны холодно? В северной. Кто-нибудь слышал про полярную ночь? Можете рассказать, что это такое? Полярная ночь - А вы знаете такой народ – Эвенки? Сейчас мы поработаем над упражнением, чтобы поподробнее узнать о них и о том, что может быть на севере, а чего не может быть. Откроем нашу тетрадь на странице 14. Работать мы будем по алгоритму.

1.Читаю задание.2.Читаю текст.3.Нахожу ошибки, которые допустил ученик.4.Нахожу и подчеркиваю орфограммы в словах.5. Подбираю и записываю проверочные слова.

Работать в группе.

Заменять слова на противоположные по смыслу.

Вставлять слова противоположные по значению.

Отвечать на вопросы учителя.

Высказывать свое мнение.

Выполнять упражнение по алгоритму.

П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч.

К:работать с соседом по парте (распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы)

Р: понимать, что можно апеллировать к правилу для подтверждения своего ответа или того решения, с которым он соглашается;

Итог урока. Рефлексия

Для того, чтобы проверить на сколько хорошо вы поняли тему урока, я предлагаю вам заполнить анкету. Из пары антонимов подчеркнуть тот, который подходит именно вам. А в пустые строчки нужно написать ответ письменно.

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ______

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что..

Р: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ________________ __________________________________.

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что __________________________________.

Я плохой ученик. Тетради у меня грязные , пишу я небрежно . Грустно я плетусь домой после уроков. Мама всегда огорчается , когда видит мой дневник. Мне все это надоело. Что я хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я … ученик. Тетради у меня … , пишу я … . … я … домой после уроков. Мама всегда … , когда видит мой дневник. Мне все это нравится.

Я плохой ученик. Тетради у меня грязные , пишу я небрежно . Грустно я плетусь домой после уроков. Мама всегда огорчается , когда видит мой дневник. Мне все это надоело. Что я хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я … ученик. Тетради у меня … , пишу я … . … я … домой после уроков. Мама всегда … , когда видит мой дневник. Мне все это нравится.

Я плохой ученик. Тетради у меня грязные , пишу я небрежно . Грустно я плетусь домой после уроков. Мама всегда огорчается , когда видит мой дневник. Мне все это надоело. Что я хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я … ученик. Тетради у меня … , пишу я … . … я … домой после уроков. Мама всегда … , когда видит мой дневник. Мне все это нравится.

Я плохой ученик. Тетради у меня грязные , пишу я небрежно . Грустно я плетусь домой после уроков. Мама всегда огорчается , когда видит мой дневник. Мне все это надоело. Что я хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я … ученик. Тетради у меня … , пишу я … . … я … домой после уроков. Мама всегда … , когда видит мой дневник. Мне все это нравится.

Я плохой ученик. Тетради у меня грязные , пишу я небрежно . Грустно я плетусь домой после уроков. Мама всегда огорчается , когда видит мой дневник. Мне все это надоело. Что я хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я … ученик. Тетради у меня … , пишу я … . … я … домой после уроков. Мама всегда … , когда видит мой дневник. Мне все это нравится.

Я плохой ученик. Тетради у меня грязные , пишу я небрежно . Грустно я плетусь домой после уроков. Мама всегда огорчается , когда видит мой дневник. Мне все это надоело. Что я хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я … ученик. Тетради у меня … , пишу я … . … я … домой после уроков. Мама всегда … , когда видит мой дневник. Мне все это нравится.

Я плохой ученик. Тетради у меня грязные , пишу я небрежно . Грустно я плетусь домой после уроков. Мама всегда огорчается , когда видит мой дневник. Мне все это надоело. Что я хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я … ученик. Тетради у меня … , пишу я … . … я … домой после уроков. Мама всегда … , когда видит мой дневник. Мне все это нравится.

Я плохой ученик. Тетради у меня грязные , пишу я небрежно . Грустно я плетусь домой после уроков. Мама всегда огорчается , когда видит мой дневник. Мне все это надоело. Что я хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я … ученик. Тетради у меня … , пишу я … . … я … домой после уроков. Мама всегда … , когда видит мой дневник. Мне все это нравится.

Я плохой ученик. Тетради у меня грязные , пишу я небрежно . Грустно я плетусь домой после уроков. Мама всегда огорчается , когда видит мой дневник. Мне все это надоело. Что я хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я … ученик. Тетради у меня … , пишу я … . … я … домой после уроков. Мама всегда … , когда видит мой дневник. Мне все это нравится.

Я плохой ученик. Тетради у меня грязные , пишу я небрежно . Грустно я плетусь домой после уроков. Мама всегда огорчается , когда видит мой дневник. Мне все это надоело. Что я хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я … ученик. Тетради у меня … , пишу я … . … я … домой после уроков. Мама всегда … , когда видит мой дневник. Мне все это нравится.

Я плохой ученик. Тетради у меня грязные , пишу я небрежно . Грустно я плетусь домой после уроков. Мама всегда огорчается , когда видит мой дневник. Мне все это надоело. Что я хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я … ученик. Тетради у меня … , пишу я … . … я … домой после уроков. Мама всегда … , когда видит мой дневник. Мне все это нравится.

Я плохой ученик. Тетради у меня грязные , пишу я небрежно . Грустно я плетусь домой после уроков. Мама всегда огорчается , когда видит мой дневник. Мне все это надоело. Что я хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я … ученик. Тетради у меня … , пишу я … . … я … домой после уроков. Мама всегда … , когда видит мой дневник. Мне все это нравится.

Я плохой ученик. Тетради у меня грязные , пишу я небрежно . Грустно я плетусь домой после уроков. Мама всегда огорчается , когда видит мой дневник. Мне все это надоело. Что я хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я … ученик. Тетради у меня … , пишу я … . … я … домой после уроков. Мама всегда … , когда видит мой дневник. Мне все это нравится.

Я плохой ученик. Тетради у меня грязные , пишу я небрежно . Грустно я плетусь домой после уроков. Мама всегда огорчается , когда видит мой дневник. Мне все это надоело. Что я хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я … ученик. Тетради у меня … , пишу я … . … я … домой после уроков. Мама всегда … , когда видит мой дневник. Мне все это нравится.

Я плохой ученик. Тетради у меня грязные , пишу я небрежно . Грустно я плетусь домой после уроков. Мама всегда огорчается , когда видит мой дневник. Мне все это надоело. Что я хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я … ученик. Тетради у меня … , пишу я … . … я … домой после уроков. Мама всегда … , когда видит мой дневник. Мне все это нравится.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Слова, противоположные по значению (антонимы)

Основные задачи: 1) расширить знания детей об антонимах; 2) обогатить речь учащихся антонимами разных частей речи;3) показать роль антонимов в речи; 3) тренировать умение в подборе антонимов к заданным словам, определять лексическое значение антонимов; 4) развивать орфографическую зоркость, наблюдательность, память, речь учащихся; 5) воспитывать интерес к предмету, познавательную активность, доброжелательность.

1.Оргмомент . Психологический настрой.

Улыбнулись друг другу.

Пожелаем всем удачи!

За работу, в добрый час!

2. Постановка цели.

-Сегодня мы с вами будем работать с интересными словами. Почему я их так называю, вы попробуете сами это определить.

- Помогите мне рассказать сказку.

-Догадайтесь, о каких словах мы сегодня будем говорить.

3. Изучение нового материала.

1.Работа с презентацией. На слайдах картинки.

Дети называют: слон – большой, а комар – маленький, футболка (чистая-грязная), смайлик (грустный-весёлый), карандаш (длинный-короткий), ребёнок (плачет- смеётся) и т.д.

-Составьте предложение, используя слова с противоположным значением.

2.Нахождение слов с противоположным значением в пословицах (упр. 46).

-Запишите парами слова: добрый- худой, мало-много, ленивый-проворный

4.Упр.48 –Найдите в тексте слова с противоположным значением.

-Выпишите слова с пропущенными буквами. Подбор проверочных слов.

Физминутка с антонимами. Я начинаю, дети продолжают с движениями.

Мы немножко отдохнём.

Дружно встанем и начнём.

Это высоко , а это …

Это далеко , а это…

Поднимаем руки вверх .

Наклоняемся вперёд ,

Наклонимся дружно влево ,

А потом все дружно…

Дружно все за парту сядем,

Тихо сядем и начнём.

- Какие антонимы Вы называли?

4.Закрепление изученного материала

1. Нахождение антонимов в стихотворении (упр. 48).

2.Работа в парах

- К каждому слову из первого столбика найти антоним из второго.

3. Проблемный вопрос: Может ли замена антонимами некоторых слов в тексте резко изменить его смысл? Давайте посмотрим.
Работа с текстом.

Хмурый осенний день

Сегодня холодный пасмурный день. Стоит ненастная погода. Сеет мелкий осенний дождик. Дует резкий ветер. Небо мутное, низкое. Под ногами грязь.
Скучная, унылая пора.

(Активизируется словарный запас учащихся)

-Мы не в силах изменить погоду. Но можем это сделать средствами нашего родного языка.

- Какие антонимы вы подобрали бы к каждому слову, чтобы изменилось настроение .

(Дети должны прийти к выводу, что при замене выделенных слов антонимами. они получили описание совсем другого дня: не пасмурного, ненастного, а солнечного)

-А теперь как изменилось настроение? Что этому способствовало?

5. Итог урока

- Какие слова называют антонимами? Какую же роль играют антонимы в речи?

6. Рефлексия (у детей ладошки красного и зелёного цветов)

- Поднимите ладошку зелёного цвета, если у вас всё получилось, и вы поняли новый материал. Если вы не всё поняли и нуждаетесь в помощи, то красную.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку по теме "Слова, противоположные по значению", во втором классе. Урок составлен в рамках обновленной программы. Это урок изучения нового материала.

Раздел: В здоровом теле – здоровый дух!

Лексическая тема: Воспитание характера.

Тема урока: Слова, противоположные по значению (антонимы)

Дата проведения: 22.01.2019г

Учитель: Елеусизова Мадина Асылбековна

Средняя школа имени Гагарина

2.1.5.1 строить монологическое высказывание на заданную и

интересующую учащихся тему, раскрывая тему и основную мысль на

основе опорных слов.

2.2.2.1 различать синонимы, антонимы, омонимы и понимать их роль в

2.3.2.1 составлять и писать короткие тексты на заданную тему по опорным словам и по плану (с помощью учителя).

Развитие навыков:

1.5 Составление монологического высказывания на заданную тему.

2.2 Понимание роли лексических и синтаксических единиц в тексте.

3.2 Создание текста по плану и опорным словам.

Предполагаемый результат:

Все учащиеся смогут:

Узнать о словах, противоположных по значению.

Большинство учащихся смогут:

Читать текст по ролям.

Объяснять смысл слов.

Приводить примеры антонимов.

Записывать предложения с антонимами по образцу.

Подбирать слова с противоположным значением.

Построить монологическое высказывание на заданную тему и, объясняя тему и идею на основе ключевых слов с помощью учителя, определить

художественные и нехудожественные тексты (стихотворение, рассказ,

статья) и выделить их признаки с помощью учителя.

Различать антонимы и понимать их роль в тексте с помощью учителя.

Составить короткий текст на заданную тему по плану с помощью учителя.

Некоторые учащиеся смогут:

Рассказать о воспитании положительных черт характера, используя

Основные термины и словосочетания:

Слова с противоположным значением, предложение, текст, стихотворение, основная мысль, опорные слова, рисунок, слово, тема, план, вопрос, задание, упражнение, постер, плакат, интервью.

Используемый язык для диалога/письма на уроке:

Вопросы для обсуждения:

Какие черты характера спортсмена помогают ему добиться успеха?

Материал прошедших уроков:

Звуки и буквы, гласные и согласные звуки, печатные и рукописные буквы, алфавитные названия букв, слог, язык – средство человеческого общения, высказывание, текст, языковые и неязыковые средства общения, устная и письменная речь, предложение, прописная буква в начале предложения и в именах собственных, сила голоса и темп речи, алфавитный порядок слов, перенос слов, ударные и безударные гласные, мягкий знак на конце и в середине слов, твердые и мягкие согласные, правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, нщ, рщ, шн, звонкие и глухие согласные, звук [й], разделительный Ь, состав слова, окончание, корень, приставка, суффикс, родственные и однокоренные слова, лексическое значение слова, слова- предметы, слова-признаки, слова-действия, имена собственные, омонимы,

Читайте также: