План конспект звуковая сторона слова

Обновлено: 02.07.2024

коммуникативное развитие, Художественно - эстетическое развитие, Познавательное развитие.

Задачи: Упражнять в умении проводить звуковой анализ слова, делить слова на слоги, выделять

ударный слог в слове; закр - ть чтение слогов; разв - ть память; восп - ть мотивацию к учению.

Материал : кружки (синий, зеленый, красный, индивидуальные карточки со схем ой слова с

картинкой, увеличенная карточка со схем ой и картинкой, картинки на определенные звуки,

Закрепить умения определять гласн ые , согласные твердые и мягкие звуки на слух.

1. Послушать и определить: первый звук : (ау, (иа, (оо) ; последний звук: (аи, (уо, (иои).

(гласного, согласного твердого, согласного мягкого, п одойти к оп ределенному кружк у п о сигналу

воспитателя (кружки – красный, синий, зеленый – расположены в разных местах комнаты).

4. Звуковой анализ слова РОЗА. Дети сидят за столами.

Загадка. На кустах в саду растет. Запах с ладкий, словно мед.

Но нередко льются слезы, тех, кто рвет руками … (розы) . (иллюстрация)

- Посчитайте, сколько звуков в слове Р - О - З - А. (четыре звука) Произнесите ка ждый звук за

- Произнесите первый звук. (звук Р) Как он произнос ится? (с преградой, мешает язычок) Какой

первый звук? (твердый согласный) Как обозначим его? (синей фишкой)

- Произнесите второй звук. (звук О) Как он произн осится? (свободно, без п реграды) Какой второй

Аналогично проводится работа над третьим и четвертым звуками.

- Сколько гласных звуков в слове Р - О - З - А? (два звука - О и А)

Вместе с воспитателем дети составляют схему слова в своих карточках по ходу объяснения (у

детей индивидуальные карточки со схемой и картинкой слова РОЗА) .

- Произнесем слово Р - О - З - А медленно за указкой. Прочитаем!

- Послушайте, как я с ейчас прои знесу с лово: Р О – ЗА . (по частям) В ерно, с начала сказала первую

часть РО, потом вторую часть ЗА. Произнесла слово по слогам.

- Теперь поучимся про износить другие слова по слогам: О - СА (повторяют, С ТРЕ - КО - ЗА, МУ - ХА,

КО - МАР, ПЧЕ - ЛА, ЖУК, КУЗ - НЕ - ЧИК. Назовите слова, в которы х один слог (жук). Назовите

слова, в которых два слога (оса, муха, пч ела, комар). Назовите слова, в которых три слога

(стрекоза, кузнечик). Как одним словом назвать их? (насекомые)

- Запомните такое правило: сколько в слове гласных, столько и слогов!

У детей н а столе карты схемы со словами, дети определя ют количество слогов вслове и

Цель занятия :Продолжать обучению звукового анализа слов; учить различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки.

1. Развивать фонематическое восприятие, слуховой контроль над речью.

2. Учить проведению звукового анализа слова. Знакомство со звуковым анализом слова ПАУК.

3. Закреплять умение различать гласные и согласные звуки

4. Продолжать учить называть слова с заданным звуком.

5. Способствовать сохранению правильной осанки и положительному эмоциональному настрою детей.

• развивать логическое мышление, творческое воображение, зрительную память, мелкую моторику

• развивать связную, выразительную речь детей

• развивать умение отвечать полным предложением.

• воспитывать уважение ко взрослым, друг к другу

• воспитывать такие чувства, как: взаимопомощь, взаимовыручка

• воспитывать любовь к природе.

Создание среды для организации и проведения ОД:

• Фишки, обозначающие звуки

• Шапочки звуковичков

Приемы руководства деятельностью детей в ОД:

1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: создание проблемной ситуации; игровая ситуация.

2. Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД: беседа, вопросы к детям, создание развивающей среды, анализ и выводы.

4. Приемы поддержания интереса у детей: ситуация выбора, планирование, музыкальное сопровождение, чередование видов детской деятельности, показ слайдов.

5. Приемы оценки и самооценки: анализ деятельности, поощрение, взаимопомощь детей.

Знакомство с дедом Грамотеем

Виды детской деятельности в ОД:

- умения детей действовать самостоятельно;

- проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками;

- воспитание нравственных качеств;

- активизация словарного запаса;

- формирование умения выполнять звуковой анализ слова

Критерии оценки деятельности детей на занятии

1. Активно участвует в продуктивной деятельности.

2. Проявляет самостоятельность.

3. Обращается за помощью к взрослому и детям и оказывает ее своим сверстникам.

5. Эмоционально реагирует.

6. Соподчиняет мотивы.

7. Проявляет волевое усилие.

8. Аргументирует самооценку.

9. Ребенок вступает в обсуждение.

Ход ОД:

1. Организационный момент.

Дети заходят в зал.

-Ребята, хотите получить посылку?

-Тогда давайте позвоним и сообщим свой адрес (адрес сада)

- Я включаю громкую связь, а вы хором говорите свой адрес (г. Оренбург, пр. Гагарина 12 в, детский сад № 87)

2. Основная часть.

(дети садятся на, лицом к экрану)

Звучат звуки зимы

Воспитатель: Что за звуки мы слышим? (слайд № 2)

Вос-ль: Правильно! на экране пейзаж зимы

- Какими словами мы можем сказать о зиме? Какая она? (передаём снежинку и называем описательные слова)

Дети: снежная, холодная, суровая, морозная…

ГОЛОС с экрана: (слайд № 3) Здравствуйте, ребята! Посылку Дед Грамотей выслал, но она попала в мои снежные владения. Наверное её я оставлю себе. Хотя… Я верну её вам, если вы выполните мои задания.

(на экране появляется одна снежинка – 1 задание. Слайд № 4)

1. Артикуляция звуков : ЗИМА хочет поиграть с вами в дразнилки. А вы хотите поиграть?

Дети: Да! (Слайд № 5, № 6)

Вос-ль: Я буду показывать звуки, а вы их будете озвучивать все вместе хором.

Ветер со снежинками играет - У-У-У-У

Ветки с дерева срывает - И-И-И-И

Снежинки по ветру летят- О-О-О-О

Прямо под ноги ребят - А-А-А-А

А,О,У, И – это что за звуки? (подходим к столу)

Вос-ль: Почему их так называют?

Дети: Они легко, тянутся, поются.

Вос-ль: Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?

(правильный ответ на слайде 7)

Восп: Сколько гласных звуков вы знаете?

Вос-ль: А звуки, которые нельзя спеть, как называются?

Вос-ль: Какие согласные бывают?

Дети: Твёрдые и мягкие.

Восп: Согласные твёрдые звуки каким цветом обозначаем?

Воспитатель: Согласные мягкие каким цветом обозначаем?

_Ребята, кто понял почему Зима нам задаёт вопросы о звуках?

(Да, потомучто у зимы много разных звуков : то как зверь она завоет, то заплачет как дитя… Вот она и захотела побольше узнать о звуках)

(Слайд № 10 – второе задание)

Воспитатель называет звуки, а дети показывают нужные фишки

(Слайд № 10--11 –третье задание)

Посмотрите на экран: Звуки взялись за руки. Почему они так дружны? Может быть они родственники?

Мы зимой в снежки играем, мы играем.

(имитация лепки снежков)

По сугробам мы шагаем, мы шагаем.

(шагаем, высоко поднимая колени)

И на лыжах мы бежим, мы бежим.

(пружинистые движения на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)

На коньках по льду скользим, мы скользим.

(плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)

И снегурку лепим мы, лепим мы.

(соответствующие движения)

Гостью-зиму любим мы, любим мы.

(развести руки в поклоне и поставить на пояс)

(Садимся за столы)

5. Звуковой анализ слова ПАУК. (Слайд № 17-23, № 22 по щелчку)

Воспитатель: Посмотрите какие узоры вырисовывает мороз зимой на окнах. Что напоминают нам узоры на окнах.

Воспитатель: На что похож следующий узор? (на паутину)

Воспитатель: А кто плетёт паутину? (паук)

- Сколько звуков в том слове?

_Разделим на слоги слово паук. Сколько слогов в этом слове? (2)

-1 звук (П) какой? (согл, твёрдый)

- Какого цвета фишку поставим? (синий)

_Назовите 2 звук. Какой он? (а) (гласный)

- Какого цвета фишку поставим? (красного)

- Назовите следующий звук. Какой он? (у) (гласный)

- Какого цвета фишку поставим? (красного)

- Назовите следующий звук. Какой он? (к) (согл, твёрдый)

- Сколько всего звуков в том слове? (4)

- Сколько гласных звуков?

-Сколько согласных звуков?

- Обратите внимание в слове ПАУК стоят подряд два гласных звука. Мы впервые сегодня выполнили звуковой анализ слова ПАУК

Я тепла не потерплю:

Все поляны побелю,

Замету снежком дома

Потомучто я … (зима) (Слайд №25, 26)

Проводится звуковой анализ слова самостоятельно.

-Ребята, ЗИМА нас просит составить предложение со словом ЗИМА.

. Воспитатель: -Ребята, вы любите зиму?

- Давайте мы подарим стих Зимушке (стих)

Мы в снежки сражаться будем

Мы с горы кататься любим

И поэтому нам очень

Очень нравится ЗИМА!

Воспитатель: –Вы выполнили все задания Зимушки.

(На экране появляется ЗИМА)

ЗИМА: (Слайд № 27)- Спасибо за стихотворение. Ну что ж, ребята, выполнили вы мои задания. И я много узнала о звуках. Я рада, что познакомилась с такими интересными ребятами, как вы. Посылка, адресованная вам уже наверное прибыла. До Новых встреч!

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Пока посылку нам несут…

ИТОГ: Воспитатель: Встали в кружок и вспомним:

• Что нам выслал Дед Грамотей?

• Мы сразу получили посылку? Почему?

• Справились мы с заданиями ЗИМЫ?

• Вы – умнички, говорили уверенно, правильно, полными предложениями

(Заносят посылку). Эмоции детей.

Прикреплённые файлы:

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте Старшая группа Составила Красикова А. Н. Цель : Обучать звуковому анализу слова, умению.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока

Русский язык

Звуковая сторона русского языка. Орфоэпия.

Перечень рассматриваемых вопросов

  1. Что является предметом изучения фонетики?
  2. Каковы основные особенности фонетической системы русского языка?
  3. Как возникают и меняются произносительные нормы?
  4. В чем состоит практическое значение фонетического разбора?

Глоссарий по теме

Звуки речи – минимальные единицы речевого потока, которые, сами по себе не обладая значением, образуют план выражения значимых единиц – морфем и слов.

Слог – минимальная произносительная единица речевого потока.

Ударение – основное ритмико-интонационное звуковое средство, которое обеспечивает единство фонетического слова в потоке речи.

Интонация – совокупность важнейших фонетических средств языка, оформляющих высказывание.

Произносительная норма – общепринятая в литературном языке реализация возможностей звуковой системы в соответствии с установленными орфоэпическими правилами.

Фонетика – раздел лингвистики, изучающий звуковые средства и звуковой строй языка.

Фонетический разбор слова – анализ звуковой структуры слова в данной форме, предпринимаемый в учебных целях при изучении языка.

Список обязательной и дополнительной литературы для углублённого изучения темы

Основная литература:

1. Власенков А. И. Русский язык. 10—11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый уровень / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2009, 287 с.

Друговейко-Должанская С. В., Чердаков Д. Н. Русский язык. Школьный энциклопедический словарь. СПб.: СПбГУ, 2014, 583 с.

Дополнительная литература:

1. Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. – М.: Просвещение, 1984, 383 с.

2. Розенталь Д. Э., Джанджакова Е. В., Кабанова Н. П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М.: Московская международная школа переводчиков, 1994, 400 с.

3. Тимофеев Б. Н. Правильно ли мы говорим? – Л.: Лениздат, 1961, 195 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Фонетический разбор имеет не только теоретический, ноФонетиикладной характер. Различия между произношением и орфографией (при том, что один из принципов русской орфографии – фонетический), становящиеся очевидными при фонетическом разборе, помогают научиться видеть так называемые ошибкоопасные места, слабые позиции гласных и согласных звуков, которые могут спровоцировать ошибки.

Порядок фонетического разбора таков:

- определить количество слогов в слове и место ударения;

- указать место ударения;

- установить соотношение между буквами и звуками;

- дать характеристику звуков (для гласных – ударный/безударный, для согласных – твердый/мягкий, звонкий/глухой, парный/непарный);

Никитина Елена Валентиновна

Аннотация: Методическая разработка конспекта занятия подготовлена для воспитателей МДОУ и направлена на обучение детей работе со схемой звукового состава слова.

Содержание занятия соответствует возрастным особенностям детей. Занятие проходит в игровой форме с использованием игры по технологии ТРИЗ.

Образовательная область: познавательное развитие.

Возраст: 5-6 лет.

Формы организации: развивающая игра.

Цель: Познакомить детей со схемой звукового состава слова; научить произносить слово медленно, интонационно выделяя звук, который отмечается на схеме.

Задачи: Научить детей определять объект по заданным признакам и звуковой схеме слов, развивать фонематический слух.

Ход образовательной деятельности:

А теперь ответьте мне на такой вопрос: когда мы кричим ау, какой звук мы в этом слове первым произносим? /Воспитатель показывает звук на звуковой схеме/.

Воспитатель. Звуки в словах мы будем изображать специальными схемами. Посмотрите на первый квадрат на схеме. Это мы так изобразили звук а. Ну, а какой же второй звук в слове ау-у-у? Кто его услышал? /Ответы детей/.
Воспитатель. Верно, второй звук в слове ау — у. Вот мы рядом с первым квадратиком нарисуем второй.

"Аист"
(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.)
— Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.)
— Топай правою ногою,
Топай левою ногою,
Снова — правою ногою,
Снова — левою ногою.
После — правою ногою,
После — левою ногою.
И тогда придешь домой.

А теперь посмотрите, какая у меня здесь картина (переворачивает висящую до этого рисунком к стене таблицу с маком). Что это?
Дети. Мак.
Воспитатель, Да, это мак. Очень красивый цветок, правда? Посмотрите: под маком нарисованы точно такие клеточки, как те, которые мы видели для слова ау. Кто догадается, что эти клеточки обозначают?
Ответ детей: Обозначали звуки.
Воспитатель. Да, эти две клеточки обозначали звуки в слове ау, правда? А в каком слове обозначают звуки эти клеточки? (Показывает на схему звукового состава слова мак.)
Ответ детей: В слове мак.
Воспитатель. Очень хорошо! Правильно, эти клеточки обозначают, сколько звуков в слове мак. Сколько же здесь клеточек? /Ответ детей/

VI. Зрительная гимнастика.

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.

Закрывают оба глаза.

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.

Продолжают стоять с закрытыми глазами.

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

Открывают глаза, взглядом рисуют мост.

Нарисуем букву о, получается легко.

Глазами рисуют букву о.

Вверх поднимем, глянем вниз,

Глаза поднимают вверх, опускают вниз.

Вправо, влево повернем,

Глаза смотрят вправо- влево.

Заниматься вновь начнем.

Глазами смотрят вверх, вниз.

Правила игры: предложить детям найти объект по заданной карточке со звуковой схемой слова и заданными признаками данного объекта.



III. Рефлексия:

Молодцы, ребята! Хорошо справились с заданиями. А сейчас давайте вспомним, что нового мы сегодня узнали? Чему научились? Что понравилось?

Читайте также: