Конспект урока 4 класс бунин детство

Обновлено: 05.07.2024

Продолжить знакомство с литературоведческими терминами.

Продолжить формирование навыка выразительного чтения.

Прививать любовь к русской литературе.

Оборудование: мультимедийный проектор

I . Мотивация.

-Знаете ли вы, что такое айсберг? (Плавучая ледяная гора, большая часть которой скрыта под водой.)

- Вот и литературное произведение, как айсберг: малая часть лежит на поверхности, ясная и понятная, а большая – скрыта от нас, и ее надо научиться увидеть. А для этого необходимо внимательное, вдумчивое чтение, работа и ума, и сердца. Ведь прочесть произведение – это проникнуть в мир писателя, поэта, прожить жизнь вместе с ними и его героями.

II . Целеполагание.

-Давайте поставим цель нашего урока. (постараться проникнуть во внутренний мир Бунина, увидеть картину в стихотворении глазами автора. Постараемся показать чувства в своем чтении)

- Да, будем учиться читать стихи – не только глазами, но и сердцем, душой, учиться открывать тот глубинный смысл и те чувства, которые скрыты от невнимательного читателя.

Нам предстоит встретиться с удивительными стихами замечательного русского поэта Ивана Алексеевича Бунина. Вглядитесь в его лицо, серьезное, строгое. И в глаза – удивительные, задумчивые, проницательные. Это взгляд человека, который, кажется, все видит, замечает и чувствует, стараясь понять мир, который он так любит:

И весело думать о небе,

О солнце, о зреющем хлебе,

И счастьем простым дорожить…

-Кажется, тоже могли бы сказать и мы. Ведь так все просто… И порой это создает обманчивые чувства, что все это нам известно, все это мы легко можем увидеть и без посторонней помощи. На самом деле стихи поэта дают необыкновенно много нашему глазу, слуху, уму и сердцу, помогают смотреть вокруг себя и внутрь себя, учат нас видеть, слышать, наблюдать.

А самое важное – мы учимся у него ценить Слово. Бунин писал прекрасные стихи. За каждым из них – он сам, его переживания, мысли, душа.

Первичное восприятие текста (Читает учитель, прием показа )

- Поделитесь первыми впечатлениями от услышанного.

Свободные высказывания детей:

- Стало так тепло, солнечно.

- Захотелось тоже побродить между сосен, потрогать стволы деревьев.

Вторичное восприятие текста.

Словарная работа.

Определение темы произведения.

-О чем это стихотворение?

-Оно о самом авторе, когда ему было 10 лет. О жарком летнем дне в сосновом бору, где любил гулять герой стихотворения.

Анализ языка произведения

Прочтите строки: Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом…

-Какие запахи вам удалось почувствовать, читая эти строчки? ( Густой смолистый запах сосны)

- В чем разница слов запах и аромат, почему именно аромат, а не запах.

-Аромат – это приятный запах, словно аромат отражает настроение автора.

-Конечно, слово здесь эмоционально окрашено, передает чувства поэта.

И весело мне было по утру бродить по этим солнечным палатам!

-Бродить, значит медленно, тихо идти, о чем думать, останавливаться, любоваться тем, что вокруг тебя.

-Бродить можно мечтая, когда на душе светло и хорошо. Эти строки передают радостное настроение автора.

Какие еще слова отражают авторское восприятие мира?

- Найдите и прочитайте метафору

2. Работа в тетради № 2 с. 71 задание № 3,4,6

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок – как шелк..

- Что необычного в этих строках?

-Повторяется дважды слово повсюду

- Как вы думаете, зачем?

-Наверно, для того, чтобы показать, что везде разлит солнечный свет, радостью

- Совершенно верно, слово повторяется для усиления впечатления.

(Работа в тетради № 2, с. 71 задание 2)

- Найдите в тексте сравнения

-Бунин сравнивает песок с шелком.

-В чем необычность этого сравнения?

- Шелк – мягкий, нежный. Если его перебирать руками он струится, блестит.

Так же и песок блестит на солнце.

-Обратите внимание на многоточие в конце этой строфы, для чего оно

Кажется, что автор перебирает песок, он струится бесконечно между пальцев.

-Какие еще ощущения описывает нам автор?

- Чувство теплого ствола сосны: Прильну к сосне корявой…

-Подберите синоним к слову прильну

- В чем же разница? Убеждаемся, что снова в особой эмоциональности – прильну – с лаской, нежно прислонюсь.

- Какое чувство вызывает последнее строфа?

-Чувство радости, тепла, нежности.

(Рассматривание репродукции картины и свободные высказывания детей)

Определение исполнительской задачи.

-Какое общее настроение стихотворения?

(Радость, восторг. Бунин находит в само обыкновенном – необыкновенное. В этом стихотворении так много тепла, свет, нежности)

Определение задачи своего чтения.

-Вы представили себе картину этого солнечного утра, постарайтесь в своем чтении передать все чувства, которые родились в вашей душе.

VI . Выразительное чтение . (Прием сопоставления особенностей исполнения нескольких учеников.)

-Как вы думаете, кому удалось передать в своем чтении чувство радости и нежности?

VII . Итог урока. Рефлексия.

-В этом стихотворении говорится о солнечном свете в сосновом бору, свет как бы смешивается со смоляным ароматом, сам солнечный луч излучает его.

-Бунин находит в самом обыкновенном – необыкновенное и заражает нас этим чувством.

-Тесное общение с природой переносит автора в далекое детство, делает его снова маленьким мальчиком.

-Урок очень понравился, он оставил в душе такое тепло и нежность.

VII . Домашнее задание : выучить стихотворение наизусть, подготовить выразительное чтение стихотворения.

- В гостях у нас сегодня снова поэзия И.А. Бунина, а именно, стихи о природе (показать портрет).

3. Скорочтение

(1. мин читают, 1 мин. подсчитывают, записывают результаты)

- Для того, чтобы наслаждаться чтением, мы должны полностью овладеть техникой чтения.

4. Рассказ о поэте

1. - Итак, наша гостиная открыта… Чтобы понять творчество И.А. Бунина, мы должны хоть немного прикоснуться к его личности, к его восприятию мира, природы.

2. Монтаж о И.А. Бунине.

  1. Прохладный хмурый осенний день. В Ясной Поляне моросит дождь, и березы стоят влажные, матово-белые. Двое гуляют по роще и оживленно беседуют.
  2. Недавно прочитал где-то стихи:
  3. “Грибы сошли, но крепко пахнет
  4. В оврагах сыростью грибной…
  5. И восклицает: “Очень хорошо! Очень верно!
  6. Это Лев Толстой. Его собеседники зовут Алексей Максимович Горький. А стихи, восхитившие Толстого, написал Иван Алексеевич Бунин.
  7. Ныне имя Бунина известно всему миру, оно составляет славу и гордость нашей родной литературы вместе с именами Пушкина, Гоголя, Толстого, Чехова.
  8. И.А. Бунин родился 10 октября 1870 г. в Воронеже. Его детство прошло на хуторе Бутырки, неподалеку от Ельца и запомнилось писателю веселыми солнечными днями.
  9. Стихи Бунин начал писать еще в гимназии. Начнешь читать Бунина и попадешь в многоцветный, радостный яркий мир природы.

- Какое стихотворение И.А. Бунина вы читали дома? Какие чувства пробуждает у поэта весенняя природа? О чем он мечтает? Что вы должны передать при чтении этого стихотворения слушателям?

Посмотрим на иллюстрации к стихотворению, которые вы нарисовали. Они помогут вам настоится на лирический лад.

5.3. Выразительное чтение стихотворения.

- У кого получилось лучше всех передать настроение поэта? Почему?

- Бунин был жизнелюбом. Общение с природой делало его счастливым. А кого поэт называет счастливым в стихотворении “Гаснет вечер, даль синеет…”

Людей, которые видят красоту этого вечера.

- Какие краски, звуки, запахи вы чувствуете, когда читаете это стихотворение?

- Обратите внимание на иллюстрации, которые вы нарисовали.

- Каким голосом надо читать это стихотворение?

Спокойным, но радостным, счастливым.

5.5. Чтение стихотворения по строфам (2 чел.)
5.6. Сравнение, анализ чтения.
5.7. Конкурс на лучшее прочтение стихотворения.

а) А теперь проведем конкурс на лучшее прочтение стихотворения (2-3 ч.)
б) Анализ чтения, выбор лучшего чтеца.

6. Знакомство с новым стихотворением И.А. Бунина “Детство”

- Листаю сборник стихов И.А. Бунина и вижу стихотворение “Детство”.

- Давайте прочитаем его. Я буду его читать, а вы подумайте, какие чувства хотел передать автор читателям.

- В стихотворении вам встретились такие слова, объясним их смысл.

бор, палаты, зной, корявая.

- Читаем это стихотворение в полголоса (жужжащее чтение).

- Вникнем в его содержание.

- Сколько строф в этом стихотворении?

- Прочитать первую строфу.

- Почему поэт называет лес солнечными палатами? В какое время суток бродил поэт в этом чудном сосновом бору?

- Какое настроение у него было?

– Давайте отметим паузы и логическое ударение в I строфе.

6.2. Выразительное чтение первой строфы.

– Найдите рифму в I строфе (бору – поутру, ароматом – палатам).

- Такая рифма называется перекрестной.

- С чем сравнивает поэт песок? Как поэт показывает величие сосны? Что почувствовал мальчик, когда прильнул к сосне?

а) расстановки пауз и логических ударений.
б) выразительное чтение II строфы.

- Представьте себе эту старушку – сосну. Как ее описывает поэт? Какие чувства они вызывают? Какие ароматы чувствует поэт в лесу?

- Расставьте самостоятельно паузы и логическое ударение.

- Выразительное чтение III строфы.

6.5. Выразительное чтение стихотворения “Детство”.

- Читаем стихотворение, выразительно. Постарайтесь своим чтением донести до слушателей настроение автора.

- Посмотрите на иллюстрацию.

К какой строфе она нарисована? Чем бы вы дополнили ее.

- Кому удалось более точно передать настроение автора, чувство любви к природе?

7. Итог

- Наша гостиная закрывается. С каким стихотворением И.А. Бунина вы познакомились? Захотелось ли вам почитать другие стихотворения этого поэта? (Выставка книг)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Поэзия как особое переживание мира.

Цели деятельности учителя: продолжить знакомство с творчеством И.Бунина; прививать любовь к поэзии; научить видеть красоту поэтического слова.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся, артиста: осознанно, правильно читать вслух; получат возможность научиться осмысливать эстетические ценности художественного текста и высказывать собственные суждения.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: самостоятельно формулируют тему и цели урока.

Познавательные: перечитывают текст с целью нахождения литературного приёма (сравнения).

Личностные: высказывают собственную точку зрения; сравнивают с высказываниями сквозных героев.

1. Организационный момент

- Посмотрели друг на друга.

Улыбнулись друг другу.

Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

2. Проверка домашнего задания

- Давайте ещё раз прочитаем на стр.109, что говорит Евдокия Васильевна о природе и о любви к природе?

- вспомним - с творчеством, какого поэта мы с вами работали на прошлом уроке. СЛАЙД 1

-Какие ещё стихи И.Бунина знаете?

- Над каким произведением работали дома

НА ПАРТЕ ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Проверка д/з (5 человек)

Поработайте с ЛИСТОМ САМООЦЕНКИ

А) - Познакомимся ещё с одним произведением И. Бунина.

-Кто назовёт тему урока?

- Посмотрите по содержанию. Какой раздел изучаем?

- Какие цели поставите перед собой?

Б) –Прочитайте стихотворение самостоятельно.

-Назовите героя стихотворения.(ребенок с его бесконечным стремлением к познанию мира, не устающий радоваться жизни, восхищаться ею)

В) -Прочитаем вслух по одной строфе.

- От чьего имени написано стихотворение?

4. Словарно – лексическая работа (РАБОТА В ПАРЕ)

Стихи дают необыкновенно много нашему глазу, слуху, уму и сердцу, помогают смотреть вокруг себя и внутрь себя. Учат нас : видеть, слышать, наблюдать. А самое важное - мы учимся у поэта ценить слово .

- Прочитайте стихотворение еще раз друг другу, как вы его поняли.

Г) - Какие непонятные слова вы встретили? ( Бор).

- О каком дереве говорится в стихотворении? О сосне.

-Значит, бор- это лес, в котором растут сосны. ( Палаты ).

- В каких случаях это слово употребляют в речи?

«Старичок к старухе воротился.

Что ж? Пред ним царские палаты,

В палатах видит свою старуху,

- Так что же такое палаты? (Большой и красивый зал, зал в царском дворце).

- Царские палаты, нарядные, красивые. А у Бунина, какие палаты? Найдите в тексте и прочитайте.

Бродить – идти медленно, тихо, любуясь всем, что вокруг. Бродят обычно без цели, мечтая или ни о чем не думая.

Прильнуть – прислониться. Прильнуть ласково, нежно можно даже к корявой сосне.

5.Беседа по содержанию

- Кому предоставим слово, чтобы послушать ещё раз это произведение?

- Какое настроение соответствует стихотворение?

Какие слова помогли передать это настроение?

Что именно вспоминает герой стихотворения? ( Свои чувства и впечатления. Ощущение детства: запахи, цвет, и свет все на ощупь –тактильные ощущения.)

Что герою нравилось больше: смотреть или вдыхать запахи леса?

-Основное ощущение, которое описывает поэт – запах.

Какой запах описывает И.Бунин?

- Какие эпитеты он при этом использует?

Прочитайте: о чем спрашивает Евдокия Васильевна?

- Как можно догадаться, что мальчику нравится в сосновом бору?

Что радовало глаз рассказчика?

Какой приём использован поэтом ? ( Противопоставление (КОНТРАСТ) маленького мальчика и величественного, огромного дерева.)

ЛИСТ САМООЦЕНКИ - активность на уроке

6. Упражнение в выразительном чтении.

РАБОТА В ГРУППЕ

- А сейчас поработаем над выразительностью (выделяем логические ударения, паузы, выбираем темп чтения - В ПОМОЩЬ – КАРАНДАШ)

3 человека от каждой группы читают вслух

Анализ чтения.

- Кому удалось более точно передать настроение автора, чувство любви к природе?

Посовещайтесь каждая группа

ЛИСТ САМООЦЕНКИ -личный вклад в работу группы

7. Чтение стихотворения по частям.

Выборочное чтение.

- В какое время дня бродил поэт по лесу?

«И весело мне было поутру

- Что увидел поэт в один из таких солнечных дней?

«Повсюду блеск, повсюду яркий свет

«Прильну к сосне корявой-

И чувствую: мне только десять лет,

- Причитайте строки, в которых автор описывает кору?

Кора груба, морщиниста, красна.

Но как тепла, так солнцем вся прогрета!

И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного лета.

- Кора сосен теплая, морщинистая, как лицо старого человека, которое лучится добротой и светом мудрости. Сосны напоминают мальчику великанов из сказки, рядом с которыми герой сам себе кажется очень маленьким.

- А вы знаете, ребята, что сосна может достигать высоту в 40 метров, а доживает она до 400 лет.

- А человек может столько прожить?

- Вспомните сколько лет автору в этом стихотворении? Найдите эти строчки в тексте.

- Представьте, что мы в том же лесу, на том же месте. Можем ли мы увидеть эту сосну?

8.ФИЗМИНУТКА ( для глаз)

9. Беседа по картинам И.И.Шишкина.

- Лес поражал своей красотой и величием не только И.А.Бунина. Великолепным певцом русского леса был замечательный русский художник И.И.Шишкин.

На многих его картинах мы видим суровые и веселые, хмурые и светлые хвойные леса.

- Любая из этих картин могла бы стать иллюстрацией к стихотворению: все они пронизаны светом, теплом, радостью.

- От сосен падают тени. А когда это бывает? ( В солнечный день.)

- Перед вами солнечные палаты. Царские палаты создает человек. Кто создает палаты солнечные? (Их создает природа.)

- А какими словами из стихотворения Бунина вы можете описать солнечные палаты изображенные Шишкиным?

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!

- Природа для Бунина - живое существо. Еще мальчиком он умел замечать прекрасное вокруг себя. Он восхищается, наслаждается красотой соснового бора. А ведь этот мальчик ваш ровесник. А в таком юном возрасте познание мира начинается с восхищения красотой.

8. Рефлексия

- О чем мы сегодня говорили на уроке? С каким стихотворением И.А. Бунина вы познакомились? Захотелось ли вам почитать другие стихотворения этого поэта? (Выставка книг)

- В чем созвучны произведения И.А.Бунина и И.И.Шишкина?

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно…

- Давайте и мы будем жить, и радоваться каждому прожитому дню.

11. Информация о домашнем задании

(По выбору и желанию).

Научиться читать стихотворение выразительно.

По желанию выучить наизусть.

Нарисовать иллюстрацию к стихотворению.

Прочитать другие стихи И.А. Бунина.

ЛИСТ САМООЦЕНКИ - сколько всего баллов набрали – оценка

Лист самооценки ученика(цы) _______класса

Моя работа на уроке Критерии оценивания

- формирование навыков частичного анализа поэтического произведения.

- развивать речь, память, воображение, мышление посредством беседы с учащимися;

- воспитывать пытливое, жизнерадостное отношение к окружающему миру, чувство прекрасного, вызвать желание и интерес к наблюдению за природой, любовь к родной природе, бережное отношение к ней.

Оборудование:

1. Организационный момент

Учитель: Прозвенел уже звонок, начинается урок.

Отдохнуть вы все успели?

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей, друзья, за дело.

- Сейчас тихо сядут девочки и ещё тише мальчики.

2. Дыхательная, артикуляционная гимнастика, речевая разминка

Учитель: На партах у вас лежат карточки, на которых написаны упражнения для речевой разминки.

1) - Делаем вдох, а на выдохе произносим звуки: п с ш

2) - Прочитайте строчки чисто:

Са – са – са – в лесу бегает лиса;

Со – со – со – у Вовы колесо;

Ос – ос – ос – на поляне много ос;

Су – су – су – было холодно в лесу;

Усь – усь – усь – на лугу пасётся гусь.

3) - Прочитайте чисто, с интонацией радости, обиды, вопроса.

Мед в лесу медведь нашел, мало меду, много пчёл.

3. Объявление темы урока и постановка целей

Учитель: Определить цели урока нам помогут опорные слова: (Слайд № 2)

- На этом уроке будем учиться читать стихи – не только глазами, но и сердцем, душой, учиться открывать тот глубинный смысл и те чувства, которые хотел показать автор через стихотворение.

4. Подготовка к восприятию нового материала

Где-то там, за горами,

Там, где солнце ночует,

Белой птицей летает

И поёт наше детство.

- Как вы понимаете эти строки?

Самостоятельная работа с учебником

- Сейчас один ученик прочитает статью вслух. А затем два ученика прочитают то, что написали на карточках.

5. Новая тема

Учитель: Нам предстоит встреча с удивительными стихами замечательного русского поэта Ивана Алексеевича Бунина. Он писал прекрасные стихи. За каждым из них – он сам, его переживания, мысли, душа. (Слайд № 3)

- Но для начала представьте, что вы не ученики, а художники и поэты. Прежде чем мы начнём знакомство со стихотворением, я предлагаю вам поразмышлять, что такое детство? Какое оно? (Слайд №4)

- Свои размышления о детстве мы будем записывать или рисовать на лучиках солнышка, которое лежит у вас на столе пока одинаковое у всех.

Групповая работа

(У каждой группы одинаковые солнышки. Круг с лучиками, лучи белые.

Учитель: На столах лежат карточки с заданием. Прочитайте задание и скажите, что должна сделать ваша группа.

Карточка с заданием для художников

- У вас на столах цветные карандаши, выбирайте те, которыми бы вы нарисовали детство.

Карточка с заданием для поэтов

Учитель: Вспомните, что такое эпитет? (Эпитеты – художественное определение предмета или действия. Эпитеты чаще всего бывают прилагательным.)

Защита проектов

(Отвечают по очереди представители каждой группы.)

Учитель: А теперь, чтобы нам видеть не только свои солнышки, но и работы друг друга, закрепим их на доске.

- Какое яркое, цветное детство! Какие добрые, радостные впечатления живут в нём! Ребята, это ваши ощущения детства, а вам интересно узнать каким остаётся детство в памяти взрослых людей?

6.Первичное восприятие текста

7. Вторичное восприятия текста

Учитель: Сейчас прочитайте самостоятельно стихотворение.

Словарная работа

Учитель: Какие непонятные слова вы встретили?

(В бору, ароматом, палатам, зной.)

Аромат - приятный запах.

Бор - лес, в котором растут сосны.

Зной – когда очень жарко и трудно дышать.

Палаты - большое светлое просторное помещение.

Сладостный – приятный, доставляющий удовольствие.

8. Чтение и анализ произведения

Учитель: О чем это стихотворение?

Комментированное чтение

- Бродят обычно без цели, мечтая, или ни о чем не думая. У человека хорошо на душе. Значит, и в этом слове выражено настроение автора. (III часть)

- Я предлагаю сходить в этот лес и окунуться в его красоту.

Физкультминутка

По грибы все пойдём,

Их в лукошко соберём.

Под берёзкой, под осинкой

Мы наклоним свои спинки.

Это - белый, будем брать.

Это - красный, всем стоять.

И в корзинки отправляем.

Груздь, лисички и опята,

Очень дружные ребята.

Ядовитый не берём,

Лучше мы домой пойдём.

Учитель: Посмотрите на сосны, какие они? Что мы еще видим на картине?

- Перед вами солнечные палаты. Царские палаты создает человек.

- Кто создает палаты солнечные? Что необычного в этих строчках? (Повторяется дважды слово повсюду.)

- Обычно мы не обращаем внимания на песок под ногами, поэтому мы приходим еще к одному открытию: то, как поэт описывает обыкновенный песок, говорит читателю о его состоянии, душевном настрое. Так чувствует себя только радостный, счастливый человек.

…Прильну к сосне корявой…

- Совпадает ли по настроению это стихотворение с пейзажем И. И. Шишкина? Почему?

- Какими вы представляете себе людей, которые могут так воспринимать природу? Поэт зорко видит, тонко чувствует и точно, образно передает свои впечатления!

Выразительное чтение стихотворения несколькими учащимися

9. Итоги урока

Бунин находит в самом обыкновенном – необыкновенное.

Учитель: Тесное общение автора с природой делает его молодым, возвращает его в детские годы, когда все воспринимается ярче, зримее, острее.

- Как стихотворение И. А. Бунина учит нас относиться к природе?

- О чём вы расскажите сегодня своим родителям, друзьям после нашего урока?

10. Рефлексия

Учитель: Ребята, у нас с вами появилось солнышко в начале урока, а к концу выросло и дерево, но только на нём чего-то не хватает.

- У нас сейчас последние дни осени и через пару дней настанет зима, а так хочется чего- то яркого и радостного. Я предлагаю вам выразить своё настроение после нашего урока при помощи вот таких ярких листочков, которые в данный момент опали с деревьев, но мы их на время вернём.

-Я считаю, что урок прошёл для меня с пользой. Я научился читать стихи – не только глазами, но и сердцем, душой - красный листочек.

-Я считаю, что научился читать стихи – но только глазами - жёлтый.

- Я считаю, что было трудно на уроке - зелёный листочек.

- А теперь покажите своё настроение.

Учитель: Ребята, мне очень понравилось, как вы работали, и я хочу подарить вам на память сову. Скажите, пожалуйста, почему именно сову? (Слайд № 8)

(Сова – символ мудрости и знаний.)

- А закончить урок я хочу словами писателя Александра Блока. (Слайд № 9)

9. Домашнее задание

Читайте также: