Конспект урока 4 класс бунин детство
Обновлено: 05.07.2024
Продолжить знакомство с литературоведческими терминами.
Продолжить формирование навыка выразительного чтения.
Прививать любовь к русской литературе.
Оборудование: мультимедийный проектор
I . Мотивация.
-Знаете ли вы, что такое айсберг? (Плавучая ледяная гора, большая часть которой скрыта под водой.)
- Вот и литературное произведение, как айсберг: малая часть лежит на поверхности, ясная и понятная, а большая – скрыта от нас, и ее надо научиться увидеть. А для этого необходимо внимательное, вдумчивое чтение, работа и ума, и сердца. Ведь прочесть произведение – это проникнуть в мир писателя, поэта, прожить жизнь вместе с ними и его героями.
II . Целеполагание.
-Давайте поставим цель нашего урока. (постараться проникнуть во внутренний мир Бунина, увидеть картину в стихотворении глазами автора. Постараемся показать чувства в своем чтении)
- Да, будем учиться читать стихи – не только глазами, но и сердцем, душой, учиться открывать тот глубинный смысл и те чувства, которые скрыты от невнимательного читателя.
Нам предстоит встретиться с удивительными стихами замечательного русского поэта Ивана Алексеевича Бунина. Вглядитесь в его лицо, серьезное, строгое. И в глаза – удивительные, задумчивые, проницательные. Это взгляд человека, который, кажется, все видит, замечает и чувствует, стараясь понять мир, который он так любит:
И весело думать о небе,
О солнце, о зреющем хлебе,
И счастьем простым дорожить…
-Кажется, тоже могли бы сказать и мы. Ведь так все просто… И порой это создает обманчивые чувства, что все это нам известно, все это мы легко можем увидеть и без посторонней помощи. На самом деле стихи поэта дают необыкновенно много нашему глазу, слуху, уму и сердцу, помогают смотреть вокруг себя и внутрь себя, учат нас видеть, слышать, наблюдать.
А самое важное – мы учимся у него ценить Слово. Бунин писал прекрасные стихи. За каждым из них – он сам, его переживания, мысли, душа.
Первичное восприятие текста (Читает учитель, прием показа )
- Поделитесь первыми впечатлениями от услышанного.
Свободные высказывания детей:
- Стало так тепло, солнечно.
- Захотелось тоже побродить между сосен, потрогать стволы деревьев.
Вторичное восприятие текста.
Словарная работа.
Определение темы произведения.
-О чем это стихотворение?
-Оно о самом авторе, когда ему было 10 лет. О жарком летнем дне в сосновом бору, где любил гулять герой стихотворения.
Анализ языка произведения
Прочтите строки: Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом…
-Какие запахи вам удалось почувствовать, читая эти строчки? ( Густой смолистый запах сосны)
- В чем разница слов запах и аромат, почему именно аромат, а не запах.
-Аромат – это приятный запах, словно аромат отражает настроение автора.
-Конечно, слово здесь эмоционально окрашено, передает чувства поэта.
И весело мне было по утру бродить по этим солнечным палатам!
-Бродить, значит медленно, тихо идти, о чем думать, останавливаться, любоваться тем, что вокруг тебя.
-Бродить можно мечтая, когда на душе светло и хорошо. Эти строки передают радостное настроение автора.
Какие еще слова отражают авторское восприятие мира?
- Найдите и прочитайте метафору
2. Работа в тетради № 2 с. 71 задание № 3,4,6
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок – как шелк..
- Что необычного в этих строках?
-Повторяется дважды слово повсюду
- Как вы думаете, зачем?
-Наверно, для того, чтобы показать, что везде разлит солнечный свет, радостью
- Совершенно верно, слово повторяется для усиления впечатления.
(Работа в тетради № 2, с. 71 задание 2)
- Найдите в тексте сравнения
-Бунин сравнивает песок с шелком.
-В чем необычность этого сравнения?
- Шелк – мягкий, нежный. Если его перебирать руками он струится, блестит.
Так же и песок блестит на солнце.
-Обратите внимание на многоточие в конце этой строфы, для чего оно
Кажется, что автор перебирает песок, он струится бесконечно между пальцев.
-Какие еще ощущения описывает нам автор?
- Чувство теплого ствола сосны: Прильну к сосне корявой…
-Подберите синоним к слову прильну
- В чем же разница? Убеждаемся, что снова в особой эмоциональности – прильну – с лаской, нежно прислонюсь.
- Какое чувство вызывает последнее строфа?
-Чувство радости, тепла, нежности.
(Рассматривание репродукции картины и свободные высказывания детей)
Определение исполнительской задачи.
-Какое общее настроение стихотворения?
(Радость, восторг. Бунин находит в само обыкновенном – необыкновенное. В этом стихотворении так много тепла, свет, нежности)
Определение задачи своего чтения.
-Вы представили себе картину этого солнечного утра, постарайтесь в своем чтении передать все чувства, которые родились в вашей душе.
VI . Выразительное чтение . (Прием сопоставления особенностей исполнения нескольких учеников.)
-Как вы думаете, кому удалось передать в своем чтении чувство радости и нежности?
VII . Итог урока. Рефлексия.
-В этом стихотворении говорится о солнечном свете в сосновом бору, свет как бы смешивается со смоляным ароматом, сам солнечный луч излучает его.
-Бунин находит в самом обыкновенном – необыкновенное и заражает нас этим чувством.
-Тесное общение с природой переносит автора в далекое детство, делает его снова маленьким мальчиком.
-Урок очень понравился, он оставил в душе такое тепло и нежность.
VII . Домашнее задание : выучить стихотворение наизусть, подготовить выразительное чтение стихотворения.
- В гостях у нас сегодня снова поэзия И.А. Бунина, а именно, стихи о природе (показать портрет).
3. Скорочтение
(1. мин читают, 1 мин. подсчитывают, записывают результаты)
- Для того, чтобы наслаждаться чтением, мы должны полностью овладеть техникой чтения.
4. Рассказ о поэте
1. - Итак, наша гостиная открыта… Чтобы понять творчество И.А. Бунина, мы должны хоть немного прикоснуться к его личности, к его восприятию мира, природы.
2. Монтаж о И.А. Бунине.
- Прохладный хмурый осенний день. В Ясной Поляне моросит дождь, и березы стоят влажные, матово-белые. Двое гуляют по роще и оживленно беседуют.
- Недавно прочитал где-то стихи:
- “Грибы сошли, но крепко пахнет
- В оврагах сыростью грибной…
- И восклицает: “Очень хорошо! Очень верно!
- Это Лев Толстой. Его собеседники зовут Алексей Максимович Горький. А стихи, восхитившие Толстого, написал Иван Алексеевич Бунин.
- Ныне имя Бунина известно всему миру, оно составляет славу и гордость нашей родной литературы вместе с именами Пушкина, Гоголя, Толстого, Чехова.
- И.А. Бунин родился 10 октября 1870 г. в Воронеже. Его детство прошло на хуторе Бутырки, неподалеку от Ельца и запомнилось писателю веселыми солнечными днями.
- Стихи Бунин начал писать еще в гимназии. Начнешь читать Бунина и попадешь в многоцветный, радостный яркий мир природы.
- Какое стихотворение И.А. Бунина вы читали дома? Какие чувства пробуждает у поэта весенняя природа? О чем он мечтает? Что вы должны передать при чтении этого стихотворения слушателям?
Посмотрим на иллюстрации к стихотворению, которые вы нарисовали. Они помогут вам настоится на лирический лад.
5.3. Выразительное чтение стихотворения.
- У кого получилось лучше всех передать настроение поэта? Почему?
- Бунин был жизнелюбом. Общение с природой делало его счастливым. А кого поэт называет счастливым в стихотворении “Гаснет вечер, даль синеет…”
Людей, которые видят красоту этого вечера.
- Какие краски, звуки, запахи вы чувствуете, когда читаете это стихотворение?
- Обратите внимание на иллюстрации, которые вы нарисовали.
- Каким голосом надо читать это стихотворение?
Спокойным, но радостным, счастливым.
5.5. Чтение стихотворения по строфам (2 чел.)
5.6. Сравнение, анализ чтения.
5.7. Конкурс на лучшее прочтение стихотворения.
а) А теперь проведем конкурс на лучшее прочтение стихотворения (2-3 ч.)
б) Анализ чтения, выбор лучшего чтеца.
6. Знакомство с новым стихотворением И.А. Бунина “Детство”
- Листаю сборник стихов И.А. Бунина и вижу стихотворение “Детство”.
- Давайте прочитаем его. Я буду его читать, а вы подумайте, какие чувства хотел передать автор читателям.
- В стихотворении вам встретились такие слова, объясним их смысл.
бор, палаты, зной, корявая.
- Читаем это стихотворение в полголоса (жужжащее чтение).
- Вникнем в его содержание.
- Сколько строф в этом стихотворении?
- Прочитать первую строфу.
- Почему поэт называет лес солнечными палатами? В какое время суток бродил поэт в этом чудном сосновом бору?
- Какое настроение у него было?
– Давайте отметим паузы и логическое ударение в I строфе.
6.2. Выразительное чтение первой строфы.
– Найдите рифму в I строфе (бору – поутру, ароматом – палатам).
- Такая рифма называется перекрестной.
- С чем сравнивает поэт песок? Как поэт показывает величие сосны? Что почувствовал мальчик, когда прильнул к сосне?
а) расстановки пауз и логических ударений.
б) выразительное чтение II строфы.
- Представьте себе эту старушку – сосну. Как ее описывает поэт? Какие чувства они вызывают? Какие ароматы чувствует поэт в лесу?
- Расставьте самостоятельно паузы и логическое ударение.
- Выразительное чтение III строфы.
6.5. Выразительное чтение стихотворения “Детство”.
- Читаем стихотворение, выразительно. Постарайтесь своим чтением донести до слушателей настроение автора.
- Посмотрите на иллюстрацию.
К какой строфе она нарисована? Чем бы вы дополнили ее.
- Кому удалось более точно передать настроение автора, чувство любви к природе?
7. Итог
- Наша гостиная закрывается. С каким стихотворением И.А. Бунина вы познакомились? Захотелось ли вам почитать другие стихотворения этого поэта? (Выставка книг)
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Тема: Поэзия как особое переживание мира.
Цели деятельности учителя: продолжить знакомство с творчеством И.Бунина; прививать любовь к поэзии; научить видеть красоту поэтического слова.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся, артиста: осознанно, правильно читать вслух; получат возможность научиться осмысливать эстетические ценности художественного текста и высказывать собственные суждения.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: самостоятельно формулируют тему и цели урока.
Познавательные: перечитывают текст с целью нахождения литературного приёма (сравнения).
Личностные: высказывают собственную точку зрения; сравнивают с высказываниями сквозных героев.
1. Организационный момент
- Посмотрели друг на друга.
Улыбнулись друг другу.
Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!
2. Проверка домашнего задания
- Давайте ещё раз прочитаем на стр.109, что говорит Евдокия Васильевна о природе и о любви к природе?
- вспомним - с творчеством, какого поэта мы с вами работали на прошлом уроке. СЛАЙД 1
-Какие ещё стихи И.Бунина знаете?
- Над каким произведением работали дома
НА ПАРТЕ ЛИСТ САМООЦЕНКИ
Проверка д/з (5 человек)
Поработайте с ЛИСТОМ САМООЦЕНКИ
А) - Познакомимся ещё с одним произведением И. Бунина.
-Кто назовёт тему урока?
- Посмотрите по содержанию. Какой раздел изучаем?
- Какие цели поставите перед собой?
Б) –Прочитайте стихотворение самостоятельно.
-Назовите героя стихотворения.(ребенок с его бесконечным стремлением к познанию мира, не устающий радоваться жизни, восхищаться ею)
В) -Прочитаем вслух по одной строфе.
- От чьего имени написано стихотворение?
4. Словарно – лексическая работа (РАБОТА В ПАРЕ)
Стихи дают необыкновенно много нашему глазу, слуху, уму и сердцу, помогают смотреть вокруг себя и внутрь себя. Учат нас : видеть, слышать, наблюдать. А самое важное - мы учимся у поэта ценить слово .
- Прочитайте стихотворение еще раз друг другу, как вы его поняли.
Г) - Какие непонятные слова вы встретили? ( Бор).
- О каком дереве говорится в стихотворении? О сосне.
-Значит, бор- это лес, в котором растут сосны. ( Палаты ).
- В каких случаях это слово употребляют в речи?
«Старичок к старухе воротился.
Что ж? Пред ним царские палаты,
В палатах видит свою старуху,
- Так что же такое палаты? (Большой и красивый зал, зал в царском дворце).
- Царские палаты, нарядные, красивые. А у Бунина, какие палаты? Найдите в тексте и прочитайте.
Бродить – идти медленно, тихо, любуясь всем, что вокруг. Бродят обычно без цели, мечтая или ни о чем не думая.
Прильнуть – прислониться. Прильнуть ласково, нежно можно даже к корявой сосне.
5.Беседа по содержанию
- Кому предоставим слово, чтобы послушать ещё раз это произведение?
- Какое настроение соответствует стихотворение?
Какие слова помогли передать это настроение?
Что именно вспоминает герой стихотворения? ( Свои чувства и впечатления. Ощущение детства: запахи, цвет, и свет все на ощупь –тактильные ощущения.)
Что герою нравилось больше: смотреть или вдыхать запахи леса?
-Основное ощущение, которое описывает поэт – запах.
Какой запах описывает И.Бунин?
- Какие эпитеты он при этом использует?
Прочитайте: о чем спрашивает Евдокия Васильевна?
- Как можно догадаться, что мальчику нравится в сосновом бору?
Что радовало глаз рассказчика?
Какой приём использован поэтом ? ( Противопоставление (КОНТРАСТ) маленького мальчика и величественного, огромного дерева.)
ЛИСТ САМООЦЕНКИ - активность на уроке
6. Упражнение в выразительном чтении.
РАБОТА В ГРУППЕ
- А сейчас поработаем над выразительностью (выделяем логические ударения, паузы, выбираем темп чтения - В ПОМОЩЬ – КАРАНДАШ)
3 человека от каждой группы читают вслух
Анализ чтения.
- Кому удалось более точно передать настроение автора, чувство любви к природе?
Посовещайтесь каждая группа
ЛИСТ САМООЦЕНКИ -личный вклад в работу группы
7. Чтение стихотворения по частям.
Выборочное чтение.
- В какое время дня бродил поэт по лесу?
«И весело мне было поутру
- Что увидел поэт в один из таких солнечных дней?
«Повсюду блеск, повсюду яркий свет
«Прильну к сосне корявой-
И чувствую: мне только десять лет,
- Причитайте строки, в которых автор описывает кору?
Кора груба, морщиниста, красна.
Но как тепла, так солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного лета.
- Кора сосен теплая, морщинистая, как лицо старого человека, которое лучится добротой и светом мудрости. Сосны напоминают мальчику великанов из сказки, рядом с которыми герой сам себе кажется очень маленьким.
- А вы знаете, ребята, что сосна может достигать высоту в 40 метров, а доживает она до 400 лет.
- А человек может столько прожить?
- Вспомните сколько лет автору в этом стихотворении? Найдите эти строчки в тексте.
- Представьте, что мы в том же лесу, на том же месте. Можем ли мы увидеть эту сосну?
8.ФИЗМИНУТКА ( для глаз)
9. Беседа по картинам И.И.Шишкина.
- Лес поражал своей красотой и величием не только И.А.Бунина. Великолепным певцом русского леса был замечательный русский художник И.И.Шишкин.
На многих его картинах мы видим суровые и веселые, хмурые и светлые хвойные леса.
- Любая из этих картин могла бы стать иллюстрацией к стихотворению: все они пронизаны светом, теплом, радостью.
- От сосен падают тени. А когда это бывает? ( В солнечный день.)
- Перед вами солнечные палаты. Царские палаты создает человек. Кто создает палаты солнечные? (Их создает природа.)
- А какими словами из стихотворения Бунина вы можете описать солнечные палаты изображенные Шишкиным?
Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!
- Природа для Бунина - живое существо. Еще мальчиком он умел замечать прекрасное вокруг себя. Он восхищается, наслаждается красотой соснового бора. А ведь этот мальчик ваш ровесник. А в таком юном возрасте познание мира начинается с восхищения красотой.
8. Рефлексия
- О чем мы сегодня говорили на уроке? С каким стихотворением И.А. Бунина вы познакомились? Захотелось ли вам почитать другие стихотворения этого поэта? (Выставка книг)
- В чем созвучны произведения И.А.Бунина и И.И.Шишкина?
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно…
- Давайте и мы будем жить, и радоваться каждому прожитому дню.
11. Информация о домашнем задании
(По выбору и желанию).
Научиться читать стихотворение выразительно.
По желанию выучить наизусть.
Нарисовать иллюстрацию к стихотворению.
Прочитать другие стихи И.А. Бунина.
ЛИСТ САМООЦЕНКИ - сколько всего баллов набрали – оценка
Лист самооценки ученика(цы) _______класса
Моя работа на уроке Критерии оценивания
- формирование навыков частичного анализа поэтического произведения.
- развивать речь, память, воображение, мышление посредством беседы с учащимися;
- воспитывать пытливое, жизнерадостное отношение к окружающему миру, чувство прекрасного, вызвать желание и интерес к наблюдению за природой, любовь к родной природе, бережное отношение к ней.
Оборудование:
1. Организационный момент
Учитель: Прозвенел уже звонок, начинается урок.
Отдохнуть вы все успели?
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, друзья, за дело.
- Сейчас тихо сядут девочки и ещё тише мальчики.
2. Дыхательная, артикуляционная гимнастика, речевая разминка
Учитель: На партах у вас лежат карточки, на которых написаны упражнения для речевой разминки.
1) - Делаем вдох, а на выдохе произносим звуки: п с ш
2) - Прочитайте строчки чисто:
Са – са – са – в лесу бегает лиса;
Со – со – со – у Вовы колесо;
Ос – ос – ос – на поляне много ос;
Су – су – су – было холодно в лесу;
Усь – усь – усь – на лугу пасётся гусь.
3) - Прочитайте чисто, с интонацией радости, обиды, вопроса.
Мед в лесу медведь нашел, мало меду, много пчёл.
3. Объявление темы урока и постановка целей
Учитель: Определить цели урока нам помогут опорные слова: (Слайд № 2)
- На этом уроке будем учиться читать стихи – не только глазами, но и сердцем, душой, учиться открывать тот глубинный смысл и те чувства, которые хотел показать автор через стихотворение.
4. Подготовка к восприятию нового материала
Где-то там, за горами,
Там, где солнце ночует,
Белой птицей летает
И поёт наше детство.
- Как вы понимаете эти строки?
Самостоятельная работа с учебником
- Сейчас один ученик прочитает статью вслух. А затем два ученика прочитают то, что написали на карточках.
5. Новая тема
Учитель: Нам предстоит встреча с удивительными стихами замечательного русского поэта Ивана Алексеевича Бунина. Он писал прекрасные стихи. За каждым из них – он сам, его переживания, мысли, душа. (Слайд № 3)
- Но для начала представьте, что вы не ученики, а художники и поэты. Прежде чем мы начнём знакомство со стихотворением, я предлагаю вам поразмышлять, что такое детство? Какое оно? (Слайд №4)
- Свои размышления о детстве мы будем записывать или рисовать на лучиках солнышка, которое лежит у вас на столе пока одинаковое у всех.
Групповая работа
(У каждой группы одинаковые солнышки. Круг с лучиками, лучи белые.
Учитель: На столах лежат карточки с заданием. Прочитайте задание и скажите, что должна сделать ваша группа.
Карточка с заданием для художников
- У вас на столах цветные карандаши, выбирайте те, которыми бы вы нарисовали детство.
Карточка с заданием для поэтов
Учитель: Вспомните, что такое эпитет? (Эпитеты – художественное определение предмета или действия. Эпитеты чаще всего бывают прилагательным.)
Защита проектов
(Отвечают по очереди представители каждой группы.)
Учитель: А теперь, чтобы нам видеть не только свои солнышки, но и работы друг друга, закрепим их на доске.
- Какое яркое, цветное детство! Какие добрые, радостные впечатления живут в нём! Ребята, это ваши ощущения детства, а вам интересно узнать каким остаётся детство в памяти взрослых людей?
6.Первичное восприятие текста
7. Вторичное восприятия текста
Учитель: Сейчас прочитайте самостоятельно стихотворение.
Словарная работа
Учитель: Какие непонятные слова вы встретили?
(В бору, ароматом, палатам, зной.)
Аромат - приятный запах.
Бор - лес, в котором растут сосны.
Зной – когда очень жарко и трудно дышать.
Палаты - большое светлое просторное помещение.
Сладостный – приятный, доставляющий удовольствие.
8. Чтение и анализ произведения
Учитель: О чем это стихотворение?
Комментированное чтение
- Бродят обычно без цели, мечтая, или ни о чем не думая. У человека хорошо на душе. Значит, и в этом слове выражено настроение автора. (III часть)
- Я предлагаю сходить в этот лес и окунуться в его красоту.
Физкультминутка
По грибы все пойдём,
Их в лукошко соберём.
Под берёзкой, под осинкой
Мы наклоним свои спинки.
Это - белый, будем брать.
Это - красный, всем стоять.
И в корзинки отправляем.
Груздь, лисички и опята,
Очень дружные ребята.
Ядовитый не берём,
Лучше мы домой пойдём.
Учитель: Посмотрите на сосны, какие они? Что мы еще видим на картине?
- Перед вами солнечные палаты. Царские палаты создает человек.
- Кто создает палаты солнечные? Что необычного в этих строчках? (Повторяется дважды слово повсюду.)
- Обычно мы не обращаем внимания на песок под ногами, поэтому мы приходим еще к одному открытию: то, как поэт описывает обыкновенный песок, говорит читателю о его состоянии, душевном настрое. Так чувствует себя только радостный, счастливый человек.
…Прильну к сосне корявой…
- Совпадает ли по настроению это стихотворение с пейзажем И. И. Шишкина? Почему?
- Какими вы представляете себе людей, которые могут так воспринимать природу? Поэт зорко видит, тонко чувствует и точно, образно передает свои впечатления!
Выразительное чтение стихотворения несколькими учащимися
9. Итоги урока
Бунин находит в самом обыкновенном – необыкновенное.
Учитель: Тесное общение автора с природой делает его молодым, возвращает его в детские годы, когда все воспринимается ярче, зримее, острее.
- Как стихотворение И. А. Бунина учит нас относиться к природе?
- О чём вы расскажите сегодня своим родителям, друзьям после нашего урока?
10. Рефлексия
Учитель: Ребята, у нас с вами появилось солнышко в начале урока, а к концу выросло и дерево, но только на нём чего-то не хватает.
- У нас сейчас последние дни осени и через пару дней настанет зима, а так хочется чего- то яркого и радостного. Я предлагаю вам выразить своё настроение после нашего урока при помощи вот таких ярких листочков, которые в данный момент опали с деревьев, но мы их на время вернём.
-Я считаю, что урок прошёл для меня с пользой. Я научился читать стихи – не только глазами, но и сердцем, душой - красный листочек.
-Я считаю, что научился читать стихи – но только глазами - жёлтый.
- Я считаю, что было трудно на уроке - зелёный листочек.
- А теперь покажите своё настроение.
Учитель: Ребята, мне очень понравилось, как вы работали, и я хочу подарить вам на память сову. Скажите, пожалуйста, почему именно сову? (Слайд № 8)
(Сова – символ мудрости и знаний.)
- А закончить урок я хочу словами писателя Александра Блока. (Слайд № 9)
9. Домашнее задание
Читайте также: