План конспект занятия по лепке в старшей группе медведь

Обновлено: 03.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Он коричневый, лохматый.

Кто, построив теплый дом,

Дети:туловище, голова, ноги, лапы, уши.

- Ребята Вы немного устали, встаньте возле своих стульчиков и выполняйте движения и слова за мной.

Физкультминутка:
"Мы топаем как Мишка"

Топ – топ – топ – топ.

Мы похлопаем, как мишка:

Хлоп – хлоп – хлоп - хлоп.

Мы попрыгаем, как мишка:

Гоп – гоп – гоп – гоп.

-Молодцы! А теперь садимся за столы.

-Правильно. Посмотрите, на меня как нужно лепить туловище: скатать шарик коричневого цвета, прямыми движениями рук, и преобразовать его в овал. У всех получилось?

-А теперь какую часть тела мы будим лепить?(голову).

-Правильно. Катаем шарик, прикладываем его к голове, с помощью стеки разглаживаем соединения головы и туловища. Какую часть тела мы будим лепить теперь? (Лапы).

Правильно. Ребята, а задние и передние лапы у медведя одинаковые? (Нет). Задние лапы у медведя короче и толще, чем передние.
-Раскатываем четыре цилиндра задние и передние лапы, предаем форму лап и прикладываем их к туловищу (показ детям). -А сейчас, нужно прищипнуть уши, а потом оттянуть мордочку,смотрите как я делаю.Молодцы!

Цель: развитие продуктивной деятельности детей.

Задачи:

Материал: макет Арктики, пластилин, доски для лепки, стека, фигурка белого медведя, иллюстрация с изображением белого медведя.

Интеграция образовательных областей:

Задачи: закрепить знания детей о белом медведе: его внешнем виде, среде обитания, питании, выращивании потомства;

Задача: развивать диалогическую форму речи.

Задача: развивать самостоятельность, умение доводить начатую работу до конца.

Ход ООД:

Воспитатель: Ребята, на прошлом занятии мы с вами сделали макет Арктики. У вас получились высокие снежные горы и белоснежные льды на поверхности Северного Ледовитого океана. Но пока наши арктические просторы пустынны, Но ведь в Арктике обитает много животных, давайте вспомним и назовем их.

Дети: белый медведь, северный олень, песцы, тюлень, морж, полярный волк и др.

Воспитатель: Молодцы, вы назвали много животных, обитающих на Севере. А вот кого их них мы сегодня будем лепить вы узнаете, прослушав стихотворение Н. Родивилина

Может кто-то не поверит,

Любят холод эти звери.

Шубок белых не снимают,

В шубках спят, едят, играют,

Даже в шубках рыбу ловят.

Где вы видели такое?

Если знаешь, то ответь:

Это … северный медведь.

Воспитатель вывешивает на доске картину с изображением белого медведя.

Воспитатель: Ребята, вы уже очень много знаете о белых медведях, давайте расскажем о них. Где они живут?

Дети: Белый медведь – это самый крупный хищник на Земле. Он живет на Крайнем Севере, в холодной и снежной Артике.

Воспитатель: Как они приспособились к суровым условиям Севера?

Дети: Тело медведя покрыто белой теплой шерстью, а под кожей находится толстый слой жира, который защищает его от холода.

Воспитатель: Чем они питаются?

Дети: Белый медведь питается тюленями, рыбой, детенышами моржей.

Воспитатель: Что помогает ему охотиться?

Дети: Белый медведь может быстро бегать, хорошо плавать и нырять. Он обладает чутким слухом и острым зрением, а также маскироваться во время охоты ему помогает белый цвет шерсти.

Воспитатель: Обычно у медведицы появляются один или два медвежонка. Как она заботится о них?

Дети: Медведица кормит их жирным молоком. А когда медвежата подрастут мама-медведица будет учить их охотиться и выживать в суровых условиях Арктики.

Воспитатель: А теперь давайте немного отдохнем и сделаем физминутку.

Физминутка "Белый мишка".

Бурый мишка на полянке днем малину собирал. (нагибаться,"собирая малину)

Было лето, было жарко, и мишутка так устал! ("Вытереть пот со лба")

Захотелось искупаться, мишка к речке побежал (ходьба вразвалочку)

Долго в речке он плескался, и купался, и нырял! (имитировать плавание)

А когда на берег вышел, чтобы шубку просушить-оглядел себя и ахнул (осмотреть себя)

Кто надумал так шутить? Стала шубка белой-белой, лапы белые и хвост (погладить руки)

Ушки, спинка побелели, белоснежным стал живот. (погладить уши, спину, живот)

Разозлился сильно мишка, громко очень стал реветь (имитировать плач)

"Был с утра я бурый мишка, теперь белый я медведь!"(покачать головой)

Воспитатель ставит на макет Арктики фигуру белого медведя.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на наш макет Арктики, здесь появился белый медведь, он сидит на льдине и ему очень грустно. Как вы думаете, почему он грустит?

Воспитатель: верно, ему грустно, потому что он один и у него нет друзей. Давайте поможем ему найти друзей. Я предлагаю вам слепить таких же белых медведей. Но прежде, чем приступить к работе давайте внимательно рассмотрим белого медведя. Какое туловище у белого медведя?

Дети: туловище у белого медведя большое, крупное.

Воспитатель: какой оно формы?

Дети: оно овальной формы.

Воспитатель: Что вы можете сказать о голове?

Дети: голова небольшая, круглая, а мордочка вытянутая.

Воспитатель: Какие лапы у белого медведя?

Дети: лапы у медведя толстые короткие, а нижняя часть лап - ступни – широкие.

Воспитатель: что еще есть у медведя?

Дети: короткий маленький хвост.

Воспитатель: теперь внимательно посмотрите на голову, что есть у медведя на голове.

Дети: маленькие круглые уши, маленькие черные глаза, а на кончике мордочки – черный нос.

Воспитатель: Чем покрыто все тело белого медведя?

Воспитатель: Давайте подумаем, на сколько частей нужно разделить брусок пластилина, чтобы слепить медведя?

Дети: на шесть частей.

Воспитатель: Посмотрите, все ли части пластилина будут одинакового размера?

Дети: Нет. Для туловища нужна самая большая часть пластилина.

Воспитатель: верно, поэтому отрезаем стекой половину бруска пластилина для туловища, а оставшийся кусок разделим еще на пять частей: одна для головы и четыре части для лап. С чего вы начнете лепить медведя?

Дети: Сначала нужно слепить туловище.

Воспитатель: А потом, что будете лепить?

Дети: Голову и лапы.

Воспитатель: Чтобы сделать вытянутую мордочку и хвост каким приемом лепки вы воспользуетесь?

Дети: Приемом оттягивания пластилина.

Воспитатель: А как можно сделать уши?

Дети: Нужно прищипнуть пластилин пальцами.

Воспитатель: Тело медведя покрыто густой шерстью, как мы можем это показать?

Дети: Нужно стекой нарисовать на теле медведя много коротких штрихов – как будто это шерсть.

Воспитатель: Молодцы, но прежде чем начать лепить предлагаю разогреть наши пальчики.

Кто на севере живет?

Кто там ест и кто там пьет?

Звери необычные к холоду привычные.

Вот песец из норки смотрит.

Белый мишка важно ходит,

Ну, а морж, как капитан

Гордый северный олень

Грузы возит целый день.

Хлопки ладошки – кулачки, попеременно.

Кисти рук скрещены, пальцы раздвинуты.

Растирание ладоней движениями вверх, вниз

Дети лепят. Воспитатель помогает советами, поощряет поиски и находки детей, отмечает оригинальные приёмы.

В конце занятия дети составляют коллективную композицию на предварительно сделанном макете Арктики. Воспитатель вместе с детьми рассматривает готовые работы.

Рефлексия. Ребята, вам понравились ваши работы? Трудно ли было лепить белого медведя? Все белые медведи получились разные, не похожи друг на друга. Расскажите, что делают ваши медведи?

1. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: методическое пособие для воспитателей и педагогов. - м.: мозаика-синтез, 2005. - 200с.2. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. - м.: карапуз-дидактика, 2006. - 192 с.3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. - м.: карапуз-дидактика, 2008. - 208 с.


Дать представление об образе жизни бурых медведей.Как они преспособлены к жизни.

Содержимое разработки

Конспект непосредственной образовательной деятельности

Подготовительная к школе группа

дать представление об образе жизни бурых медведей, о том, как они приспособлены к жизни в природных условиях;

учить изображать фигуру медведя способом пластилинографии, передовая строение тела животного, пропорции и характерные детали;

научить использовать стеку для придания шерсти необходимой структуры (мохнатость) ;

развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер;

развивать моторную память, слуховое и зрительное внимание;

воспитать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца;

I. Организационная часть.

II. Основная часть.

Воспитатель сообщает детям о том, что в детский сад пришло письмо приглашение:

Вы стесняться бросьте,

Приходите в гости!

Путь совсем не длинный-

А зимой ко мне, ребята.

Не советую ходить.

А зимой меня, ребята,

Не советую будить!

Воспитатель: Дети, как вы думаете, от кого это послание?

Дети: От медведя.

Воспитатель: Медведь – очень крупное лесное животное с мохнатой и теплой шубой бурого цвета. У него большая голова на короткой шее, которую практически не заметно под густой шерстью, глазки маленькие, как бусинки. Видит мишка очень плохо, зато обоняние и слух у него прекрасные. А почему медведя иногда называют косолапым?

Воспитатель: все очень просто: при ходьбе медведь ставит лапы пальцами внутрь, а пятками наружу, поэтому его и прозвали косолапым.

(Воспитатель предлагает детям встать и изобразит мишку косолапого) .

Воспитатель: Хоть кажется медведь громадным и неповоротливым, ходит он тихо, так что ни одна веточка у него под ногами не хрустнет.

Воспитатель: Летом мишке раздолье: он собирает разные ягоды – чернику, малину, бруснику. Любят грибы, орехи, желуди. Медведь еще и рыболов. Очень терпеливо и долго может сидеть у лесной речушки и ждать, когда к берегу приплывет большая рыба, тогда он метко бьет по ней лапой и достает из воды.

А как вы думаете, что ест лесной богатырь зимой?

Дети: зимой он спит в берлоге.

Воспитатель: А вы знаете, почему медведь зимой спит?

Почему медведь зимой спит

Раз морозною зимой

Вдоль опушки лесной

Шел медведь к себе домой

В теплой шубе меховой.

Шел он, шел к своей берлоге

По проселочной дороге

И, шагая через мост,

Наступил лисе на хвост.

Подняла лисица крик,

Зашумел темный лес

И медведь с испуга в миг

На сосну большую взлез.

На сосне веселый дятел

Белке домик конопатил

И промолвил: «Ты, медведь,

С той поры медведь решил,

Что зимою нужно спать,

По тропинкам не гулять,

На хвосты не наступать.

Он в берлоге безмятежно

Спит зимой под крышей снежной.

И доволен неспроста,

Что родился без хвоста!

Воспитатель: Зимой медведь ложится в свою берлогу, снег прикрывает его жилище сверху, и там становится тепло. Мишка спит и сосет свою лапу. Будить его зимой нельзя, потому что разбуженный медведь очень опасен, такого медведя зовут медведь-шатун.

И. п. – стоя у стола.

Как на горке снег, снег, Руки поднять вверх – потянуться.

И под горкой снег, снег. Присесть руки вперед.

И на елке снег, снег. Руки развести в стороны книзу.

И под елкой снег, снег. Присесть, руки в стороны книзу.

А под елкой спит медведь. Палец к губам.

Тише, тише! Не буди, Встать и тихонечко сесть на место.

Сядь на место, не шуми!

Воспитатель: поздней зимой в берлоге у медведя появляются медвежата – точная копия своей мамы, только маленькие. Медвежата сосут молоко и греются около мохнатой мамы.

Был сынок у маменьки –

В маму был фигурою –

В медведицу бурую.

Воспитатель: Скажите, а когда просыпается медведь?

Воспитатель: Правильно, мишка просыпается очень голодный и сразу отправляется на поиски пищи для себя и своих медвежат. Наверное, мишка потому и прислал нам с вами приглашение, что проснулся. Ну что ж давайте сходим к нему в гости.

Мишка вылез из берлоги, Повороты вправо-влево.

Огляделся на пороге.

Потянулся он со сна: Потягивания – руки вверх.

К нам опять пришла весна.

Что б скорей набраться сил, Вращение головой.

Головой медведь крутил.

Наклонился взад-вперед, Наклоны вперед-назад.

Вот он по лесу идет.

Ищет мишка корешки Наклоны: правой рукой касаются левой

И трухлявые пеньки ступни, затем наоборот.

В них съедобные личинки –

Для медведя витаминки.

Наконец медведь наелся Садятся на свои места.

И на бревнышке уселся.

Воспитатель: Вот мы с вами и побывали в гостях у хозяина леса, узнали о нем много интересного и нового. Давайте в память о нашем незабываемом знакомстве изобразим портрет мишки косолапого.

III. Практическая часть.

Этапы выполнения работы

1. Туловище. Из коричневого пластилина скатать шар, прямыми движениями преобразовать его овал, расположить в центре основы и расплющить по поверхности, сохраняя овальную форму. С любой стороны пальчиками вытянуть хвостик – короткую колбаску.

2. Голова. Далее скатать шарик поменьше, пальчиками вытянуть мордочку и расположить голову с противоположной от хвоста стороны туловища удлиненной частью вниз. Из маленького кусочка пластилина скатать шарик, расплющить его, стекой разрезать на два полукруга, прикрепить ушки с верхней части головы медведя, на затылке.

3. Лапы. Скатать длинную колбаску, стекой разделить ее на четыре части (пополам, и каждую половинку – еще раз пополам). Закрепить лапы в нижней части туловища (две спереди, две сзади, слегка загибая внизу каждую лапу-стопу и приминая концы лап сверху двумя пальчиками. Стекой сделать неглубокие надрезы в тех местах, где у медведя будут когти.

5. Дополнения в общую композицию:

трава – расплющенная в нижней части основы колбаска из зеленого пластилина с нарисованными стекой короткими полосками-травинками.

елочки – колбаска из пластилина коричневого цвета- ствол, зеленые колбаски, согнутые уголком, - веточки в распущенной нижней частью при помощи стеки.

солнце – шарик из пластилина желтого цвета с нанесенными стекой штрихами-лучиками по краю окружности.

облака – кусочки белого пластилина произвольной формы.

грибы – ножки-колбаски с полукруглыми шляпками разного цвета.

Разминка для пальчиков во время работы

Бурый мишенька зимой

Крепко спал в берлоге

Весною он проснулся, зевнул и потянулся:

- Здравствуй, рыжая лисичка!

- Здравствуй, серенький волчонок!

- Здравствуй, беленький зайчонок!

(Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.)

IV. Заключительная часть.

Выбирается ребенок на роль медведя, ему надевается шапочка-маска, медведь стоит в стороне. Дети, наклоняясь, имитируют сбор грибов и ягод и приближаются к лесу, где живет медведь, произнося текст игры:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Библиографический список:

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Организационный этап:

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Яна Александровна. Рада всех вас видеть. Я студентка педагогического колледжа имени Куратова.

Я вижу, что все готовы к нашему занятию, присаживайтесь.

Проверяют свои школьные принадлежности садятся за парты

Основной этап:

усвоение новых знаний

Ребята, сегодня на занятии мы будем работать с пластилином.

-А кто из вас знает , из чего можно сделать пластилин? Из дерева? Нет, оно хрупкое. Из камня? Нет .Камень твердый. Из песка? Нет , песок рыхлый. Так из чего же делают пластилин? (из глины)

- Да, пластилин – пластичный материал для лепки.

Первый материал для лепки был серого цвета. Формула, по которой он изготавливался до сих пор остается большим секретом. Несколько позже появляется пластилин четырех цветов. В состав современного пластилина входит порошок глины, воск, животное сало, вазелин и вещества, которые препятствуют высыханию.

Каким бывает пластилин?

Сегодня материал для лепки представлен в широком ассортименте. Он бывает простым, скульптурным, плавающим, восковым, перламутровым, флюресцентным, шариковым, в колбасках, ведрах и ячейках.

Полезен ли пластилин?

Безусловно, материал широко используется не только для развития творческих способностей. При работе с пластилином развивается координация пальцев. При лепке каких-либо изделий развивается мелкая моторика рук, что способствует умственному развитию. Более того, расширяется кругозор.

- Как называются инструменты, которые нам помогают при работе с пластилином?

- Что можно сделать при помощи стеков?

Как из твердого пластилина сделать мягкий?

- Правила работы с пластилином

Как надо обращаться с пластилином ?

- Для чего нужна доска или клеенка? (чтобы не испачкать парту)

- Можно ли грязными руками прикасаться к лицу, тереть глаза?

- После работы с пластилином, что нужно сделать?

- Как называется инструмент, который применяют для работы с пластилином?

- Для чего он нужен?

Сегодня мы слепим…что? Вы узнаете, отгадав загадку:

Косолапый и мохнатый

Греет он в берлоге лапы

Летом любит погулять

И зверушек охранять

Какие виды медведей вы знаете?

Что вы можете рассказать о буром медведе?

А кто может рассказать о белом медведе? Где они живут?

Что вы можете рассказать о панде?

Большая панда (бамбуковый медведь) .Данный вид медведей имеет массивное, приземистое тело, которое покрыто плотным, густым мехом черно-белого окраса. Лапы короткие, толстые, с острыми когтями и абсолютно лишенными шерсти подушечками: это позволяет пандам крепко удерживать гладкие и скользкие бамбуковые стебли. Очень необычно развито строение передних лап этих медведей: пять обычных пальцев дополняет большой шестой, хотя он и не является настоящим пальцем, а представляет собой видоизмененную кость. Такие удивительные лапы дают возможность панде легко управляться с тончайшими побегами бамбука. Обитает бамбуковый медведь в горных областях Китая, особенно большие популяции живут на Тибете и в Сычуане.

Еще есть много видом медведей,но мы сегодня с вами будем лепить декоративного, игрушечного медведя.

Из каких деталей состоит медведь?

Назовите самую большую часть медведя?

Какие лапы у медведя большие нижние или верхние?

Молодцы,вы все ответили правильно .

Ребята, а сейчас, мы приступим к работе. Будем лепить декоративного медведя.

Правила безопасной работы с пластилином

1. Выбери для работы нужный цвет пластилина.

2. Отрежь стекой нужное количество пластилина.

3. Согрей кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким.

4. По окончанию работы хорошо вытри руки сухой мягкой тряпочкой и только потом вымой их с мылом.

Всем известно ,что у всех мастеров руки всегда готовы к работе ,а наши ручки готовы?
Две ладошки - два домишки,

Там живут малышки-мишки.

Рассердились - подрались. (стук кулачками)

Помирились- обнялись. (пальцы в замок)

- Возьмите коричневый цвет пластилина.

- Приступаем к разметке, делим пластилин на 2 части. Меньшую часть мы оставим для головы, а остальная часть будет туловищем. Туловище медведя имеет цилиндрическую форму.

- Раскатайте пластилин в цилиндр, закругляя края.

- Возьмите кусочек для головы медведя. Голова имеет круглую форму. Сделайте из пластилина шарик.

- Возьмите черный цвет пластилина. Нам его нужно разделить так, чтобы хватило на 2 верхние лапы и нижние лапы. Найдите середину и поднимите стеку на пару сантиметров повыше. Так как нижние лапы у медведя больше, чем верхние.

- Отметьте и разделите.

- Получилось 2 части. Кусок, который побольше положите на парту. Оставшийся кусок на руках разделите пополам. Чтобы, у нас получились верхние лапы, нужно скатать колбаски, но не большие.

- И последняя деталь это нижние лапы. Возьмите кусок, который отложили. Поделите его пополам. Скатайте колбаски и с одной стороны сплющьте двумя пальцами.

- И так, все детали готовы стать одним целом. Возьмите туловище и голову, соедините их. Указательным пальцем примажьте части к друг другу.

- Нижние и верхние лапы, так же примажьте к туловищу.

-У всех почти медведь почти готов. Осталось только оформить лицо. Каждый самостоятельно делает глаза, нос и уши.

Читайте также: