План конспект выразительные средства скульптуры кролик

Обновлено: 29.04.2024

Учащиеся: 1 класс художественного отделения МБОУ ДОД "Кайерканская детская школа искусств”. 12–13 лет.

практическая работа – 60 мин.

Тема: Познакомить учащихся с понятием “фактура в скульптуре”.

Тема 1-го урока: “Фактура - выразительное средство скульптуры”.

Цель урока: познакомить учащихся с понятием “Фактура” в скульптурных изображениях.

- познакомить учащихся с выразительными возможностями рельефного изображения, связью рельефа с окружающим пространством и освещением;

- повторение материала, пройденного в 1-ом классе;

- закрепить способы лепки;

- научить создавать рельефные изображения с помощью оттисков от предметов;

- воспитывать интерес к учебной деятельности и скульптурному искусству.

- “Изображения рельефных поверхностей”. (Работы учащихся прошлых лет);

- глина, баночки с водой, ткань для протирки рук, клеёнка на стол, ножи для глины, стеки, скалка. Плакат инструментов скульптора;

- природные материалы (веточки, палочки, шишки, листики), предметы быта, кухонная утварь (терка с крупными отверстиями и терка с мелкими отверстиями), картон, бумага мятая, фольга мятая, карандаш, колпачки от фломастеров и т.д.

1. Организационный момент. Проверка готовности рабочего места

- Что такое фактура? (Отличие от текстуры)

Фактура (от лат. factura - обработка, строение) в изобразительных искусствах, характер поверхности художественного произведения. В скульптуре и декоративно-прикладном искусстве - полированная, шероховатая и т.д. поверхность статуи, рельефа, произведения художественного ремесла.

Эффекты фактур, являющиеся одним из признаков, наиболее непосредственно выявляющих личный творческий почерк того или иного мастера.
Свойство поверхности материала, зависящее от характера ее обработки и светоотражения и влияющее на восприятие ее цвета, называется фактурой.

Фактура - свойство, характеризующее внешнее строение поверхности формы (шероховатая, гладкая и др.).

Фактура - видимое строение лицевой поверхности материала, характеризуемое степенью рельефа и блеска. По степени рельефа выделяют гладкие, шероховатые (высота рельефа до 0,5 см) и рельефные (высота рельефа более 0,5 см) фактуры.

По степени блеска различают блестящие и матовые фактуры.

Максимальное расстояние, с которого различимы элементы фактуры, связано с их размерами и расстоянием между ними.

При выборе фактуры учитывается комплекс факторов, в том числе цвет материала. Фактура более отчетливо воспринимается на светлой поверхности. Фактура приобретает высшую выразительность, только когда предмет должным образом освещен.

На основе знаний предыдущих уроков:

Слово “скульптура” нам известно уже давно, но, вот какими возможностями обладает объёмное изображение, какие виды скульптурных изображений существуют, (повторение пройденного материала). Кроме того, вы сами побываете в роли скульпторов и создадите фактуру глины методом оттиска различных предметов.

3. Изучение нового материала

- Давайте вспомним, что “Скульптура” – древнейший вид искусства, возникший на заре существования человечества. Что же представляет собой скульптура и чем она отличается от других видов искусства? В живописи изображение создаётся красками на плоскости холста. Скульптура, в отличие от живописи, имеет настоящий, реальный, а не изображённый объём. Круглую статую можно обойти и увидеть со всех сторон, оценив разные точки зрения. К скульптуре можно прикоснуться рукой, ощутить шероховатую или гладкую поверхность камня, округлость формы. Слово “скульптура” первоначально означало высекание, вырубание (ваяние) фигур из твёрдых материалов. Впоследствии этим понятием обозначались и произведения, создаваемые посредством лепки.

Вопрос ученика: Что изображает скульптура?

- Основной предмет изображения в круглой скульптуре – человек, хотя иногда скульпторы изображают животных и птиц, а ещё реже – неодушевлённые предметы. Возможности скульптуры существенно отличаются от возможностей живописи. В круглой скульптуре весьма сложно воспроизвести картины природы, нельзя показать особенности воздушной атмосферы. Изображая в основном только человека, скульпторы, тем не менее, умеют выразить в его телесной форме любые идеи – от лирических, задушевных до самых грандиозных и величественных.

Вопрос ученика: Скульптура – это копия натуры?

- Подобно любому из художников, скульптор должен уметь верно передавать натуру (т. е. собственно то, что является предметом изображения). Он должен хорошо знать строение человеческого тела, его пропорции, мускулатуру, уметь достоверно показывать движение. Но скульптор вовсе не стремится точно копировать то, что видит в жизни. Если сделать точную копию человеческого лица или фигуры, получится нечто весьма неприглядное – застывший, неживой двойник. Для того чтобы получилось произведение искусства, отражающее чувства и раздумья скульптора, необходимо отображать самое важное, существенное, убрать ненужные детали, а что-то выделить, подчеркнуть, преувеличить. Скульптор не копирует, он творит, создаёт новую форму.

Вопрос ученика: Где можно встретить фактуру в скульптуре?

- Скульптура создаётся в мастерской скульптора, а встречается она повсюду – на улицах и площадях городов, среди зелени парков, на фасадах зданий, в тишине музейных залов и в комнатах современных квартир. Фактура встречается в произведениях скульпторов когда создают скульптурные фигуры животных, а также в архитектуре, где можно передать фактуру камня, кирпича, ракушечника с помощью другого материала. Скульптор создаёт своё произведение в расчёте на определённое окружение. Место, где будет стоять скульптура, определяет её размер, материал, из которого она будет изготовлена, и её художественные особенности.

4. Постановка художественной задачи. Практическая работа

- Сегодня каждому из вас предстоит побывать в роли скульптора и выполнить фактуру поверхности на пластине из глины. Но сначала, давайте повторим основные способы лепки. (Работа то схемам-таблицам)



1-ый приём лепки: отрываем, раскатываем, соединяем с плоскостью. Приёмы лепки. (Приложение 1)

1. Шар. 2. Яйцо. 3. Капля. 4. Колбаска. 5. Жгутик. 6. Завиток. 7. Морковка. 8. Лепёшка. 9. Полоска. 10. Пластик. 11. Трубочка. 8. Соломка.

2-ой приём лепки: Раскатываем, налепливаем.

Положить глину на доску с листком бумаги, раскатать скалкой, поворачивая пласт с одной стороны на другую. Самая лучшая толщина пласта 3-5 мм. Делаем из пласта ровный квадрат размером 5 x 5 см. Используя первый прием лепки, налепливаем детали на пластину, создавая неровность поверхности.


Метод налепливания. Рисунок 3

2-ой приём лепки: Раскатываем, делаем отпечаток.

Используя второй прием лепки, вылепливаем пластины из глины размером 5 x 5 см. Далее делаем на пластинах отпечаток мятой бумаги, мятой фольги от шоколада, авторучки, колпачка фломастера и других предметов, приготовленных и принесенных заранее, инструментов предметов быта, кухонной утвари, природных материалов.


Метод отпечатывания. Рисунок 4

Самостоятельная работа детей.

5. Выставка детских работ. Обобщение полученных знаний

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Что обозначает слово “Фактура”?

- Перечислите, какие детали лепки использовали?

- Перечислите, какими предметами делали отпечатки?

Критерии оценки в баллах от 0 - 9;

0-1 балл ставится ученику в том случае, если за отведенное на выполнение задания время (40 мин) он так и не смог ничего придумать и сделать руками.

2-3 балла ученик получает тогда, когда он придумал и вылепил из пластилина что-то очень простое, например шарик, кубик, палочку и т.п.

4-5 баллов ученик зарабатывает в том случае, если он сделал сравнительно простую поделку, в которой имеется небольшое количество обычных деталей, не более двух-трех.

6-7 баллов ученику ставится в том случае, если он придумал что-то необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии.

10 баллов по этому заданию ученик может получить лишь в том случае, если придуманная им вещь весьма оригинальна, детально проработана и отличается хорошим художественным вкусом.

- Вот и подошёл к концу наш урок. Благодарю Вас за сотрудничество.

8. Домашнее задание

- Принести изображения 5 разных отпечатков от различных мелких предметов на пластилине, и 5 штук с использованием налепливания.

1. Боголюбов Н. “Лепка на занятиях в школьном кружке”. М.,1979 г.

2. Изобразительное искусство. Программа для начальных школ Крайнего Севера. – Л.: Просвещение, 1974 г.

3. Конышева Н. “Лепка в начальных классах. Пособие для учителя. – М.: Просвещение,1971 г.

4. Шпикалова Т. Народное искусство на уроках декоративного рисования.- М.: Просвещение 1974 г.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Вид занятий: лепка птиц и животных (работа в объеме).

Цели и задачи: знакомство со скульптурными материалами, освоение работы с пластилином; понять отличие работы в плоско­сти от работы в объеме; показ произведений из разных материалов с разными выразительными возможностями (камень, глина, дерево пластилин, стекло, фарфор, металл, бетон); дать представление о работе художника-скульптора; знакомство с анималистическим жанром; укрепление межпредметных связей (чтение, биология); развитие внимания к природе и наблюдательности, воспитание за­ботливого отношения к ней; развитие творческих способностей, художественной и общей культуры.

Оборудование урока: для учителя - пластилин; для уче­ников - дощечка-подставка (ДВП, картон), пластилин (нежирный), стеки, тряпка, банка с водой, тальк, газеты (накрыть парты и сто­лы), проволока (для каркаса дерева).

Литературный ряд: Ф. Тютчев «Листья, А. Балонский и др.

I . Организация класса.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку.

II . Беседы по теме урока. Объяснение задания.

Природа, которая нас окружает, прекрасна и неповторима. Как нарядны цветы, пластичны звери и птицы! Художники любят изо­бражать животных. Их рисуют не только красками, мелками, ту­шью, но и лепят из пластилина, глины.

- А чем рисунок на бумаге отличается от фигурки из пластилина?

- Мы с вами сегодня лепим зверей из пластилина. Можно ли отнести лепку из пластилина к скульптуре - одному из видов изо­бразительного искусства? (Да.)

Изображение животных - тема в искусстве едва ли не самая древняя. Еще первобытные люди изображали на скалах и стенах пещер бизонов, коней, сцены охоты (показать). Художники всех времен рисовали, лепили, писали красками животных, братьев на­ших меньших, которые так же, как и мы, живут на планете Земля. Так родился анималистический жанр в изобразительном искус­стве. Этот жанр есть и в живописи, и в графике, и в скульптуре. Анималисты рисуют картины о жизни животных, птиц, насекомых, иллюстрируют книги о природе. Они хорошо знают повадки, образ жизни и внешний вид животных, которых изображают. - Давайте рассмотрим фотографии и репродукции картин. (Анализ зрительного ряда и обобщение учителя.)

Т. Агафоненко. Такого белого медведя

Златогривый конь. Соломка высек из камня В. Ватагин

III . Работа над заданием.

Задание: изобразить животных родного края (или привычных домашних) по впечатлению и памяти (лепка).

Следует посмотреть (на таблицах, фотографиях), как лепят жи­вотных художники, каковы формы, пропорции, движения выбран­ных для работы животных (использовать слайды, иллюстрации детских книжек и журналов).

Одновременная работа учителя и учащихся.

Делаем объемное изображение (скульптуру) животных родного края (заяц, лиса, кот, собака, медведь). В нашем случае - лиса и ло­шадка. Из небольших игрушек, принесенных детьми, отобрать для лепки наиболее выразительные и подходящие по форме и цвету.

- У кого из вас есть домашние животные?

- Что общего у разных животных, птиц? (Наличие определен­ных частей тела: головы, туловища, конечностей, шеи; тело по­крыто шерстью, перьями, чешуей и т. д.)

- Как передвигаются звери? Где живут? Чем питаются? Лепим лошадку:

2) Разделить на 3 части:

- из первой лепим голову и шею способом скатывания, вытяги­вания, придавливания;

- из второй - туловище, вытягиваем и прогибаем посередине;

- из третьей - делаем ноги и хвост (тоже разделив на три час­ти), вытягиваем гриву.

4) Закрепить на дощечке.

2) Голову и шею вытягиваем так же, но мордочка острее; нос -можно добавить шарик.

3) Туловище расположить вертикально (лиса стоит или сидит).

4) Верхние лапы крепим с боков, задние - сбоку, горизонтально вытягиваем их ступни.

5) Хвост заострить на кончике и у основания; можно отделать белым хвостик, лапы, уши.

6) Закрепить на дощечке.

Способы работы похожи, но разница в деталях.

Этапы работы художника-анималиста над изображением животного, птицы:

1 ) Анализ основных форм, частей тела.

2) Уточнение характера движений.

3) Ознакомление с поведением и способами передвижения.

4) Особенности внешнего вида (кожа, мех, перья).

5) Изучение среды.

Напомнить о привязанности домашних животных и птиц к хо­зяину-человеку, о трудностях жизни диких и бездомных животных, о сохранении мира природы на Земле.

IV . Итоги урока.

Экспресс-выставка (по возможности) из лучших работ. Оценка выполненных учащимися работ. Требования к работам:

- работа над мелкими деталями (шерсть, глаза и др.); - общая завершенность, выразительность;

Домашнее задание: найти изображения скульптур по те­ме урока; рассказать, что в них понравилось (не понравилось).

Ход урока 7

I . Организация класса.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку.

II . Выполнение задания предыдущего урока (продолжение).

Учитель. Сегодня мы лепим дополнительный элемент - де­рево, с помощью которого мы создадим уже объемную компози­цию из двух элементов.

Лепка дерева (на картонном квадратике) с корнями, изогнутым живым стволом, все более утончающимся, и растущими в разном направлении ветвями дает представление об объеме (и объекте) в пространстве, видимом со всех сторон. Дерево должно быть выше зверя (лисы, лошадки). Лепим с использованием каркаса. В конце урока деревья компонуем в лес и заселяем зверушками. Создается игровая ситуация.

Знакомство учащихся с выразительными возможностями объемного изображения, видами скульптурных изображений, связью объема с окружающим пространством, художественными материалами, применяемыми в скульптуре, и их свойствами

ВложениеРазмер
plan-konspekt_uroka_izo.docx 22.03 КБ
prezentatsiya_k_otkrytomu_uroku_-.pptx 2.94 МБ
fizminutka_korrektsiya_zreniya.ppt 218.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Тип урока: Урок открытия нового знания

Учитель: Насонова Н.П. (1 квалификационная категория)

Цель урока: познакомить учащихся с выразительными возможностями объемного изображения, видами скульптурных изображений, связью объема с окружающим пространством и освещением, художественными материалами, применяемыми в скульптуре, и их свойствами;

Прогнозируемые результаты: научатся создавать объемные изображения животных, используя пластилин, воспитывать интерес к учебной деятельности и скульптурному искусству

Метапредметные результаты: умение ориентироваться в зрительном материале; проявлять заинтересованное отношение к образованию, интегрировать полученные знания и представления в смежных предметных областях (зоология); умение реализовать приобретённые знания, умения и навыки во внеурочной деятельности; умение принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения, художественных материалов, направлений поисковой деятельности, содержательного искусствоведческого познавательного материала, проливающий свет на предмет изучения, умение классифицировать произведения, определяя их родство по художественным признакам, осуществлять контроль своей деятельности, адекватно оценивать результат

Личностные результаты: воспитание уважения и интереса к художественной культуре мировой цивилизации; формирование активного и заинтересованного отношения к познанию; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и практическую художественно- творческую деятельность; формирование коммуникативных навыков в процессе сотрудничества с учителем и сверстниками при выполнении работ .

Образовательные технологии: информационно-коммуникационная

Оборудование к уроку: мультимедийная презентация, рисунки художников и скульптурные работы, выполненные в анималистическом жанре; пластилин, стеки.

Словарь: скульптура, лепка, рельеф, барельеф, горельеф, анималистический жанр

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по скульптуре для учащихся 1 класса, обучающихся по дополнительной предпрофессиональной программе "Живопись".

Задонского муниципального района

Липецкой области

Методическая разработка Григорьевой ТН.

Задонск, 2016г.

Тема: Анималистический жанр в скульптуре.

Цели и задачи: знакомство с анималистическим жанром; развитие пространственного видения, зрительной памяти, мелкой моторики; создание выразительного образа.

Оборудование:

для учителя – иллюстративный и наглядный материал;

для учащихся - цветной пластилин, стеки, доска для лепки, салфетки.

Вводная беседа:

- Сегодня на уроке мы будем работать в древнейшем жанре изобразительного искусства. Как вы думаете, в каком?

Изображение животных – тема в искусстве едва ли не самая древняя. Еще первобытные люди изображали на скалах, стенах пещер бизонов, коней, сцены охоты. Художники всех времен рисовали, лепили, писали красками животных. Так родился анималистический жанр в изобразительном искусстве. Этот жанр есть и в живописи, и в графике, и в скульптуре. Анималисты рисуют картины, лепят скульптуры животных, птиц, насекомых, иллюстрируют книги о природе. Они хорошо знают повадки, образ жизни и внешний вид животных, которых изображают.

— Что вы знаете о животных, которые жили много-много лет назад?

Учитель показывает иллюстрации с изображением динозав­ров.

Мы будем делать объемные скульптурные изображения животных, которые жили на Земле много-много лет назад.

- Что значит, изобразить предмет в объеме? (Изобразить предмет так, чтобы его можно было рассматривать со всех сторон).

Свои скульптуры мы выполним из пластилина.

Из пластилина можно выполнять объемные работы, полуплоскостные композиции и плоские рисунки.

Пластилин делают из белой природной глины с добавлением: воска – чтобы он не затвердевал; глицерина – для придания ему пластичности; жировых веществ – для предохранения от высыхания; красителей – чтобы получить различные цвета.

- Как можно получить смешанные цвета из пластилина, если у вас нет нужного вам цвета?

(Учащиеся высказывают свои предположения. Учитель показывает приемы смешивания пластилина.).

Творческая практическая деятельность учащихся

Динозавров удобнее лепить комбинированным или скульп­турным способом. Туловище с головой и хвостом лепится из од­ного большого куска пластилина без деления его на части. А ноги и другие более мелкие детали — из маленьких кусочков пластили­на. На спине некоторых динозавров растут колючки. Их можно слепить следующим способом: раскатать колбаску, нарезать ее на кусочки, заострить, чтобы вышли шипы. Сплющить шипы и прорезать стекой.

(Учитель показывает приемы лепки — оттягивание, прищипы­вание, загибание, закручивание, вдавливание, сплющивание.)

Можно оформить шкуру динозавра: колпачком фломастера продавить чешуйки, стекой нанести узор из волнистых линий, зубочисткой сделать дырочки, покрыть туловище комочками или шариками пластилина и слегка прижать.

Попробуем слепить динозавров своими руками.

(Учащиеся выполняют работу, учитель оказывает индивиду­альную помощь.)

Читайте также: