Требования безопасности при проведении занятий по пожарно строевой подготовке конспект

Обновлено: 20.05.2024

Введение в курс Пожарно-строевая подготовка

Пожарно-строевая подготовка (ПСП) - это основной предмет обучения личного состава подразделений пожарной охраны приемам и способам работы с пожарной техникой.

Ее основной задачей является формирование у личного состава высокого профессионального уровня мастерства и готовности (боевой слаженности) отделений, дежурных смен и караулов, высокого уровня развития физических, волевых и специальных качеств, обеспечивающих успешное выполнение задач в условиях ведения действий по тушению пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Также, цели изучения дисциплины заключаются в приобретении обучаемыми теоретических знаний о работе с пожарно-техническим вооружением (ПТВ) и спасательным оборудованием, формировании практических умений и навыков при организации и проведении занятий по пожарно-строевой подготовке, организации спортивной работы, повышении уровня психологической устойчивости, обобщении и внедрении в практику передовых форм и методов подготовки личного состава подразделений ФПС МЧС России.

Необходимо помнить, что современные способы тушения пожаров с применением техники требуют от спасателей и пожарных высокого мастерства и физической подготовки. Умело действовать в сложных и трудных условиях борьбы с огнем, полностью используя мощность пожарной техники, может только волевой и всесторонне подготовленный пожарный и спасатель. Систематически проводимые занятия по ПСП в значительной степени помогают выработать эти качества у обучаемых.

В целях поддержания постоянной готовности личного состава, пожарно-строевая подготовка осуществляется на протяжении всего года.

Пожарно-строевая подготовка включает в себя:

    организацию и планирование процесса обучения (составление тематического плана, расписания занятий, перечня отрабатываемых нормативов, плана проведения учебного занятия);

Специальные прикладные упражнения – основное средство пожарно-строевой подготовки. Они представляют собой различные приемы и действия с пожарной техникой, используемые для формирования и совершенствования специальных навыков и физического развития личного состава. Перечень упражнений, которые применяются в обучении личного состава, определяется программами подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

ПСП имеет тесную связь с другими изучаемыми дисциплинами:

  • Пожарная тактика изучает приемы и способы тушения пожаров.
  • Пожарная техника изучает теоретические знания по работе с ПТВ.
  • Физическая культура вырабатывает силу, выносливость, смелость, ловкость и другие качества, которые необходимы и на занятиях по ПСП.

Задачи и содержание обучения личного состава определяются руководящими документами МЧС России, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также ведомственными нормативными актами и формулируются в учебных, тематических планах и программах.

Руководителям органов управления и подразделений пожарной охраны, образовательных учреждений пожарно-технического профиля, необходимо:

  • создавать необходимые условия для своевременного и качественного обучения личного состава, рассматривая это как одну из главных служебных обязанностей;
  • обеспечивать высокую профессиональную и методическую подготовку руководителей подразделений, должностных лиц, ответственных за обеспечение и проведение занятий;
  • осуществлять постоянное совершенствование и развитие учебной материально-технической базы, позволяющей создавать реальную обстановку и проводить с личным составом комплексные занятия по всем разделам настоящих Рекомендаций;
  • обеспечивать действенное методическое руководство обучением;
  • уделять особое внимание соблюдению безопасных условий обучения личного состава;
  • учитывать при организации обучения и проведении занятий специфику выполняемых оперативно-служебных задач, состав имеющейся в подразделениях пожарной техники, уровень подготовленности личного состава, наличие и состояние учебно-материальной базы, требования охраны труда.

Формы и методы обучения личного состава

К формам пожарно-строевой подготовки относятся:

  • теоретические занятия;
  • практические занятия;
  • различные виды внеурочной работы.

Теоретические занятия – форма изучения главным образом теоретических положений темы и принципов работы пожарной техники, психофизиологических особенностей личного состава.

Практические занятия – это учебно-тренировочные, контрольно-проверочные, показные, занятия в теплодымокамере, на огневой полосе психологической подготовки, в спортивном манеже, на полигоне (объекте). Они проводятся с целью поддержания и совершенствования общих и специальных навыков, слаженности отделений, дежурных смен, решения общих и специальных задач физической и психологической подготовки.

Внеурочные занятия – это разные состязательные формы совершенствования профессиональных навыков, физических и психологических качеств (конкурсы, соревнования, отработка нормативов, сдача зачетов). Для этих форм обучения используются преимущественно часы спортивно-массовой и культурно-досуговой работы, спортивных мероприятий и самостоятельной подготовки.

В практике пожарно-строевой подготовки наиболее часто используются следующие методы практического обучения:

  • информационно-сообщающие методы(устное изложение, беседа, команды);
  • методы формирования навыков и умений (объяснение, демонстрация, упражнения);
  • методы закрепления и совершенствования навыков и умений(повторение упражнений, тренировка, соревнования, самостоятельная работа);
  • методы проверки и оценки знаний, навыков и умений(наблюдение, практические контрольные задания);
  • инструктивный метод(согласование потребностей обучаемых, достижение полной ясности относительно того, что от них требуется).

Последовательность обучения

Последовательность обучения упражнению (приему, действию) условно можно разделить на три тесно связанные между собой этапа:

  • создание предварительного представления об упражнении;
  • разучивание упражнения;
  • закрепление и совершенствование двигательных навыков.

Для создания предварительного представления об упражнении руководитель занятия применяет следующие приемы:

  • знакомит личный состав с названием упражнения и его элементами в соответствии с принятой терминологией;
  • показывает наглядные пособия для создания двигательных представлений об упражнении;
  • демонстрирует приемы и технику их выполнения;
  • объясняет последовательность выполнения приемов и их технику, сообщая при этом пространственные и временные характеристики двигательных действий;
  • разъясняет безопасные условия выполнения упражнения и его элементов;
  • разрешает пробные попытки;
  • информирует обучаемых о допущенных ими технических ошибках;
  • разрешает очередные попытки.

Разучивание упражнения производится с целью овладения личным составом техникой выполнения упражнения и формирования у него новых двигательных навыков. Приемы и способы выполнения упражнений разучивают в условиях практических занятий. В зависимости от подготовленности личного состава и сложности упражнения разучивание проводится в целом или по частям.

При разучивании приемов в целом двигательная задача решается целостным способом, основные части и элементы приема воспринимаются в общем виде. Целостный метод применяется, как правило, для разучивания простых упражнений или когда сложное действие трудно или нецелесообразно разделять на части.

Разучивание упражнений по частям обладает большим методическим преимуществом. Этот способ применяется в том случае, если упражнение состоит из разнородных по характеру частей и элементов, объединенных только общей тактико-технической задачей, а структура позволяет расчленить его на отдельные части. После освоения по частям упражнение выполняется в целом – слитно.

Задача третьего этапа обучения – добиться стабилизации приемов и способов выполнения упражнения, сделать их доступными для личного состава в условиях ведения действий по тушению пожара. Под стабилизацией приемов и способов понимается умение выполнять упражнение каждый раз или совершенно одинаково, или в рамках допустимых отклонений.

После того как освоенное упражнение будет закреплено в стандартных условиях, постепенно переходят к совершенствованию упражнения, для чего выполняют его в условиях тренировки или с применением ряда методических приемов, например, многократного повторения, включения различных комбинаций двигательных действий, выполнения в непривычных условиях или на снарядах и учебных объектах различного качества, оценки качества и учета времени выполнения и др.

Контроль и исправление ошибок – один из важных методических приемов обучения, которому руководитель занятия должен уделять постоянное и предметное внимание. В случае обнаружения ошибок вначале исправляются главные, исходные, а затем второстепенные, незначительные ошибки с помощью объяснения, показа, наглядных пособий, подводящих упражнений и др.

Применение мер, предупреждающих травмы и обеспечивающих безопасные условия выполнения упражнений, является обязательным для руководителя занятий и обучаемых.

Тщательная разминка, подбор упражнений, соответствующих возможностям обучаемых, правильная методика обучения, соблюдение нормального физиологического и гигиенического режима занятий – важнейшие условия пожарно-строевой подготовки.

При обучении упражнению (приему, действию) место построения обучаемых и установки (укладки) пожарной техники определяется руководителем занятий. При выполнении индивидуальных и групповых упражнений, связанных со снятием и (или) установкой пожарной техники, исходным положением для обучаемых является построение их с правой (левой) стороны пожарного автомобиля, спиной к нему, в порядке номеров пожарного расчета, водитель – на левом фланге.

Личный состав на основных пожарных автомобилях размещается в следующем порядке: на автоцистерне № 1, 3, 4, 2 в кабине пожарного расчета, командир отделения рядом с водителем; на насосно-рукавном автомобиле (автонасосе) № 1, 3, 7, 2 в кабине пожарного расчета на заднем сиденье, № 5, 4, 6 – на переднем, командир отделения рядом с водителем.

Структура учебного занятия

Учебное занятие (урок), носящее тренировочный характер, является основной формой организации обучения личного состава, в рамках которого необходимо обеспечить реализацию средств, форм и методов обучения.

Для учебного занятия по пожарно-строевой подготовке характерно наличие четырех частей:

  • Вводной;
  • Подготовительной;
  • Основной;
  • Заключительной.

Вводная часть предусматривает подготовку учебной группы к решению задач подготовительной и основной частей занятия.

Подготовительная часть занятия проводится с целью подготовки обучаемых к выполнению задач основной части занятия с помощью общеразвивающих и специальных упражнений. В завершающей фазе подготовительной части обучаемые готовят материально-техническое обеспечение занятия, занимают соответствующие учебные места.

Основная часть представляет собой методическую подструктуру (как система приемов), элементами которой будут различные виды деятельности руководителя занятий и обучаемых. Число элементов в ней, их функциональное назначение и последовательность определяются руководителем занятия в соответствии с тематическим планом и программой обучения. Упражнения, которыми овладевают обучаемые, должны соответствовать уровню развития их специальных и физических качеств и условиям обучения.

В основной части занятия решаются его главные задачи:

  • развитие психологических и физических качеств обучаемых;
  • формирование и совершенствование новых двигательных навыков, приемов и способов работы с пожарной техникой;
  • овладение приемами и способами работы с пожарной техникой в составе отделения, караула, дежурной смены.

На основную часть занятия, как правило, отводится большая часть времени учебного занятия. Эффективность занятия определяется успехом или неудачей именно этой главной части занятия.

Заключительная часть предусматривается с целью активизации восстановительных процессов в организме обучаемых, приведения в порядок учебных объектов и заканчивается построением для подведения итогов и постановки задач для самостоятельной работы.

Правила по охране труда в подразделениях Федеральной противопожарной службы МЧС России при организации и проведении занятий по пожарно-строевой подготовке

Важнейшим аспектом является соблюдение правил по охране труда в подразделениях Федеральной противопожарной службы МЧС России при организации и проведении занятий по пожарно-строевой подготовке, требований безопасности при выполнении основных боевых действий.

При изучении пожарно-строевой необходимо усвоить: требования безопасности к пожарно-техническому вооружению, требования безопасности на учебных объектах, пути и средства предупреждения травматизма и несчастных случаев.

Личный состав пожарной охраны обязан постоянно изучать, знать Правила по охране труда, не допускать их нарушения и следить за тем, чтобы его действия не привели к несчастному случаю, принимать меры, исключающие травматизм, уметь оказать первую помощь себе и пострадавшим.

Руководство и ответственность за правильную организацию работы по правилам охраны труда возлагается на руководителя аппаратов, подразделений, учебных заведений пожарной охраны. При проведении занятий, учений, соревнований ответственность возлагается на руководителей.

Личный состав подразделений ФПС допускается к к занятиям по ПСП после прохождения обучения по правилам охраны труда в подразделениях ФПС МЧС России.

ПТВ предназначено для поиска, спасения людей при пожарах и аварийных ситуациях, с ними связанных, и эвакуации их в безопасное место, должно обеспечивать безопасную работу личного состава подразделений ФПС, сохранение жизни и здоровья спасаемых, отвечать требованиям, соответствующим ГОСТ и техническим условиям. Запрещается пользоваться неисправным и неиспытанным ПТВ при обучении и боевых действиях.

Учебно-тренировочные комплексы: спортивный зал с подсобными помещениями, площадка для 100-метровой полосы с препятствиями, подземный резервуар емкостью 50 м 3 и пожарный гидрант с площадкой для стоянки пожарных автомобилей, площадка с учебной башней, баскетбольная площадка, волейбольная площадка; пожарные полигоны и огневые полосы психологической подготовки должны отвечать требованиям безопасности при проведении занятий по ПСП.

Психологическая подготовка личного состава подразделений ФПС на пожарных полигонах и огневых полосах психологической подготовки пожарных (ОПППП) проводится в условиях, максимально приближенных к реальным, возникающим при тушении пожаров.

Личный состав обязан знать и выполнять правила охраны труда при обучении и выполнении боевой задачи. Руководитель занятия перед проведением каждого занятия должен тщательно готовиться, подбирая рациональные методы обучения, так как он несет непосредственную ответственность за соблюдение и выполнение правил охраны труда обучаемых.

Оказание первой медицинской помощи при травмах

Профилактика травматизма

В профилактике травматизма огромное значение имеют следующие мероприятия:

  • рационально организованный учебно-воспитательный процесс;
  • предупреждение переохлаждения;
  • постепенность и наращивание нагрузок;
  • рациональная разминка;
  • использование мероприятий, ускоряющих восстановительные процессы, как в период занятий, так и после них;
  • полноценное материально-техническое обеспечение;
  • систематический врачебный контроль;
  • соблюдение Правил охраны труда;
  • соблюдение дисциплины.

Таким образом, умелое и своевременное оказание первой медицинской помощи пострадавшему — надежная гарантия сохранения здоровья и жизни.

Огневой полигон и огневая полоса психологической подготовки пожарных

Все виды тренировок выполняются личным составом подразделений ФПС в специальной защитной одежде и снаряжении, теплоотражательных костюмах и с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания.

Перед началом тренировок руководителем подразделения ФПС предусматриваются следующие мероприятия:

а) опрос личного состава подразделений ФПС о состоянии здоровья;

б) инструктаж личного состава подразделений ФПС о порядке выполнения упражнений на снаряде;

в) устанавливается единый сигнал оповещения личного состава подразделений ФПС об опасности;

г) проверка работоспособности и исправности всех элементов полигона и аварийных систем.

Запрещается:

1) проведение тренировок на огневом полигоне в ночное время;

2) допуск на огневой полигон посторонних лиц без сопровождения

Территория, на которой расположен огневой полигон, ограждается.

Для имитации опасных факторов пожара разрешается применять нетоксичные огнеопасные жидкости, использовать в качестве средств горения и задымления отходы, пропитанные горючими жидкостями, а также нетоксичные средства имитации дыма.

Не допускается растекание горючих жидкостей на путях передвижения личного состава подразделения ФПС.

Наполнение оборудования и лотков нефтепродуктами производится после их охлаждения.

Розжиг горючих жидкостей производится:

а) на технологическом оборудовании огневого полигона – с использованием дистанционной системы разового или многоразового действия;

б) на снарядах огневой полосы психологической подготовки пожарных – с использованием специальных факелов длиной не менее 1 м.

Зоны огня и высокой температуры преодолеваются личным составом подразделений ФПС быстро, в зоне видимости друг друга, без глубоких вдохов. Первым следует командир звена ГДЗС, а замыкающим – наиболее опытный сотрудник из числа личного состава подразделения ФПС, который выбирается командиром звена.

При проведении тренировок около снарядов и препятствий с применением открытого огня с целью безопасности выставляются посты на пожарной автоцистерне. От пожарной автоцистерны прокладываются пожарные рукавные линии с ручными пожарными стволами по одной к каждому снаряду и препятствию; при этом пожарные рукавные линии заполняются водой, двигатель и насос пожарной автоцистерны должны работать на холостом ходу.

Учебная башня

Учебная башня устанавливается на специально оборудованной площадке дворовой территории или пристраивается к зданию пожарного депо (встраивается в здание). Пристроенная (встроенная) учебная башня должна соответствовать степени огнестойкости здания и иметь отдельный вход. При наличии входа в здание дверь выполняется противопожарной соответствующего типа.

Отдельно стоящая учебная башня может быть любой степени огнестойкости.

Учебные башни отвечают следующим требованиям:

а) вертикальная фасадная сторона учебной башни обшивается строительным материалом, является рабочей и на ней предусматриваются по два и более оконных проема размером 1,10 x 1,87 в каждом этаже (кроме первого);

б) расстояние от окна до обреза стены – не менее 65 см;

в) ширина простенка – не менее 60 см;

д) расстояние до верхней поверхности подоконника от уровня пола – 80±5 см (с учетом применения контактной площадки);

е) высота подоконника второго этажа от поверхности предохранительной подушки – 4,25 м, расстояние между подоконниками 2, 3, 4 этажей – 3,3 м;

ж) подоконники 2, 3, 4 этажей выступают за фасадную плоскость учебной башни на 3 см; к рабочей части по всей ее ширине на уровне подоконников 2, 3, 4 этажей набивается брус (рейка), при этом толщина бруса (рейки) соответствует размеру подоконника;

з) на рабочей стороне учебной башни запрещается наличие отверстий (кроме оконных проемов) и выступающих частей.

На расстоянии 3 м 20 см от верхней поверхности подоконника второго этажа учебной башни к ее основанию на лицевой стороне нашивается брус размером 6 x 6 см по всей ширине башни (расстояние замеряется до нижней стороны бруса). Под окнами второго этажа до земли на фасадную часть разрешается набивать листовое железо, резину, пластик или фанеру для предохранения личного состава подразделений ФПС от заноз;

и) на каждом этаже учебной башни находятся площадки глубиной (от рабочей стороны) не менее 1,5 м, при этом каждая площадка имеет выход на стационарную лестницу, имеющую ограждение и установленную внутри учебной башни на одной из ее нерабочих сторон;

к) учебная башня оборудуется надежными страхующими приспособлениями или сеткой;

л) перед рабочей стороной учебной башни в грунте размещается предохранительная подушка толщиной не менее 1 м, шириной от фасадной стороны 4 м, выступающая за габариты башни не менее чем на 1 м.

Предохранительная подушка указанной толщины делается из засыпки, состоящей из 50% опилок и 50% песка, которая перемешивается и насыпается слоем на пружинистое основание; толщина основания – 50 см.

Между пружинистым основанием и засыпкой делается прокладка из рогожи.

Засыпка в яме выполняется взрыхленной, но на одном уровне с дорожкой разбега. Для отвода воды из приямка делается дренаж или другое устройство, обеспечивающее сток воды. Яма предохранительной подушки может быть оборудована паропроводом для подогревания материалов подушки в холодное время года.

Перед проведением тренировок на учебной башне верхний слой предохранительной подушки необходимо взрыхлить. Обновление предохранительной подушки производится не реже одного раза в 24 месяца и оформляется актом.

Перед учебной башней устраивается площадка длиной не менее 35 м.

Ширина площадки составляет:

а) при учебной башне на 2 ряда окон – не менее 5 м;

б) на 3 ряда окон – не менее 7,5 м;

в) на 4 ряда окон – не менее 10 м.

Учебная башня оборудуется ставнями с запорами для закрывания окон и щитами для предохранения подушки от попадания влаги.

Учебная башня обеспечивается страхующими устройствами из расчета: одно устройство на один ряд окон по вертикали, которые ежегодно испытываются в установленном порядке с оформлением соответствующего акта.

Страхующие устройства учебных башен перед использованием подвергаются проверке: замок должен прочно удерживать веревку и после снятия нагрузки на нем должны отсутствовать повреждения и заметная остаточная деформация.

При использовании учебной башни для сушки и мойки пожарных рукавов шахта для сушки пожарных рукавов и помещения для мойки пожарных рукавов отделяются от помещений учебной башни сплошной стеной. Выход на верхнюю рабочую площадку шахты для сушки пожарных рукавов и в помещение для мойки пожарных рукавов допускается через помещение учебной башни. Верхняя рабочая площадка шахты для сушки пожарных рукавов оборудуется лебедкой для подъема пожарных рукавов высотой 1,25 м. Шахта для сушки пожарных рукавов оборудуется пусковой аппаратурой, которая размещается внизу и на верхней ее площадке. Башенная сушилка пожарных рукавов имеет калорифер или другие приборы для подогрева воздуха. Пожарные рукава для сушки развешиваются равномерно по всему сечению шахты.

Крепление пожарных рукавов обеспечивается приспособлениями, позволяющими простое и быстрое их закрепление и освобождение, а также исключающими самопроизвольное падение пожарных рукавов вниз.

Запрещается использовать учебные башни для хранения оборудования и различных предметов, кроме пожарных рукавов, подвешенных для сушки.

Теплодымокамера

Система электрооборудования теплодымокамеры включает в себя следующие виды освещения:

а) рабочее (общее и местное) – 220 В;

б) аварийное – 220 В;

в) ремонтное – 36 В.

Для подключения имитаторов обстановки на пожаре в задымляемых тренировочных помещениях устанавливаются штепсельные розетки с напряжением питания 36 В.

Необходимо предусматривать аварийное освещение задымляемых помещений, включая лестничные клетки, для чего на стенах устанавливаются светильники с зеркальными лампами, улучшающими видимость в задымленных помещениях в случае экстренной эвакуации газодымозащитников. Аварийное освещение подключается к двум независимым источникам питания.

Задымление создается только в тренировочных помещениях. В качестве дымообразующих средств используются имитаторы и составы, не вызывающие отравления и ожоги в случае нахождения пожарных в задымленных помещениях без средств индивидуальной защиты органов дыхания.

В теплодымокамерах запрещается применять нефтепродукты, горючие пленки и полимерные материалы.

Для удаления дыма в тренировочных помещениях предусматриваются три обособленные системы дымоудаления, состоящие из вытяжной, приточной и аварийной установок каждая. Производительность каждой системы обеспечивает десятикратный воздухообмен в обслуживаемом помещении.

Помещения для тренировок оснащаются системами контроля за местонахождением пожарных.

Площадь помещения для тренировок рассчитывается на одновременную тренировку двух звеньев (не менее 10 м2 на одного пожарного). Высота помещений дымокамеры составляет не менее 2,5 м.

Помещение для тренировок должно иметь не менее двух выходов. Над выходами с внутренней стороны устанавливаются световые указатели с надписью “ВЫХОД”, включаемые с пульта управления.

Перед помещениями, предназначенными для задымления, устраиваются незадымляемые тамбуры для исключения проникновения дыма в другие помещения здания.

Пол в дымокамере должен иметь имеет ровное, нескользкое покрытие с уклоном в сторону трапов для стока воды в канализацию. Стены и потолок изготавливаются из материалов, допускающих их мойку водой.

Теплокамера состоит из предкамеры и камеры, соединяющихся между собой тамбуром. В стене между ними устаивается смотровое окно размером 1 x 1 м. Предкамера может быть общей как для дымовой, так и тепловой камер.

В зависимости от условий тренировки температура воздуха в теплокамере поддерживается в пределах от 20 до 40±2 °C.

Подогрев воздуха в теплокамере осуществляется от электронагревательных печей или тепловентиляторов.

Относительная влажность воздуха в теплокамере составляет 25-30%.

Стены, потолок и полотна дверей теплокамеры должны иметь необходимую теплоизоляцию.

Пути и средства предупреждения травматизма и несчастных случаев на занятиях и соревнованиях

Перед проведением занятий л/с должен сделать разминку во избежание травм суставов и сухожилий. На занятиях используются страховка и выставляются страховщики. При невыполнении требований ОТ руководитель занятий немедленно останавливает сотрудника(ов).

Для профилактики травматизма и несчастных случаев огромное значение имеет:

  • соблюдение правил охраны труда;
  • рационально организованный учебный процесс, исключающий пе­регрузки и переутомление;
  • предупреждение переохлаждения;
  • постепенность наращивания нагрузок;
  • проведение комплекса разминки для разогрева мышечных тканей;
  • полное материальное обеспечение.

Со стороны личного состава должны исполнятся распорядок и очерёдность тренировок, занятий и соревнований.

До начала занятий, тренировок – проводится инструктаж личного со­става, проверяется готовность учебных объектов, наличие испытанного ПТВ, проводится разогрев мышц тела особенно в холодную погоду, в сырую по­году необходимо убедится в безопасности тренировок.

Медицинское обеспечение соревнований

Организаторы соревнований обязаны обеспечить медицинское об­служивание соревнований.

Основные задачи медицинского обслуживания:

  • контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм в районах старта и финиша, местах питания и размещения участников;
  • профилактика спортивного травматизма;
  • оказание первой медицинской помощи участникам, эвакуация по­страдавших участников.

Соревнования рекомендуется обеспечить машиной скорой помощи.

При проведении соревнований на сложных дистанциях по решению главного судьи могут быть предусмотрены:

  • пункты медицинской помощи на дистанции;
  • индивидуальные перевязочные пакеты на КП.

О местах расположения пунктов медицинской помощи должны быть информированы судейские бригады, представители команд, участники соревнований.

Врач соревнований входит в состав ГСК, он обязан:

а) проверять при подаче заявок правильность представленной на спортсменов медицинской документации и осуществлять контроль над тем, чтобы в соревнованиях участвовали только допущенные по состоя­нию здоровья спортсмены;

б) осуществлять врачебное наблюдение за спортсменами в про­цессе соревнований;

в) организовать контрольно-врачебное обследование спортсменов по специальным показаниям (заболевания, травмы и пр.) и давать заключение о возможности продолжения соревнований, а в случае снятия спорт­смена с дальнейших соревнований извещать об этом главного судью;

г) следить за соблюдением санитарно-гигиенических требований при проведении соревнований;

д) обеспечивать оказание медицинской помощи;

е) по поручению организации, проводящей соревнования, организовать допинговый контроль согласно утвержденным методикам;

ж) по окончании соревнований представлять главному судье и в организацию, проводившую соревнования, отчет о медико-санитарном обеспечении с выводами и предложениями.

ВНИМАНИЕ: Если текст документа не отобразился, попробуйте обновить страницу, так же файл доступен по кнопке скачать внизу страницы!

Требования безопасности при проведении занятий на учебных объектах.

Все упражнения выполняются в боевой одежде и снаряжении с учетом времени года. Рукавицы надеваются при необходимости.

Перед началом занятий и тренировок руководитель занятия осматривает внешний вид личного состава, доводит до личного состава цель занятия, порядок и очерёдность выполнения упражнений. Проводит инструктаж личного состава, назначает при необходимости страховщиков.

Применяемое пожарно-техническое вооружение и оборудование перед занятиями обязательно проверяется:

Спасательные веревки должны осматриваться командирами отделений не реже одного раза в десять дней, а начальниками караулов перед каждым занятием. Перед каждым занятием спасательная веревка закрепляется за надежную конструкцию, на ней зависают трое-четверо пожарных на 1-3 с. Если после снятия нагрузки удлинение веревки сохраняется, она считается непригодной для спасательных работ (занятий). Перед каждым занятием необходимо проверять веревки страхующих устройств учебной башни.

Ручные пожарные лестницы. При организации и проведении занятий по подъему на этажи учебной башни с помощью штурмовых лестниц руководитель занятия обязан лично проверить исправность лестниц, страхующего приспособления, состояние защитной подушки около учебной башни, взрыхлить ее, назначить на этажи страховщиков и проинструктировать их.

При работе с выдвижной лестницей необходимо ставить ее 1,5 — 2 м. От стены, выдвигая колена лестниц равномерно без рывков, не допуская накручивания цепи (веревки) на руки, поддерживать равновесие лестницы во время ее выдвижения.

Подъем и спуск по выдвижной лестнице допускается после того, как она будет надежно закреплена, прислонена к зданию (сооружению) и поддержана за тетивы первого колена пожарным.

При подъеме по лестнице следует смотреть перед собой, охватывать ступени пальцами, не раскачивать лестницу.

Пожарные полигоны и огневые полосы психологической подготовки пожарных

Психологическая подготовка Л/С подразделений ГПС на пожарных полигонах и огневых полосах психологической подготовки пожарных проводится в условиях, максимально приближенных к реальным, возникающих при тушении пожаров.

К занятиям на полигоне пожарном или огневой полосе допускаются лица, прошедшие обучение в объеме специального первоначального обучения и сдавшие зачет, о чем делается запись в Журнале инструктажей.

Все виды тренировок выполняются личным составом подразделений ГПС в боевой одежде и снаряжении (в пожарной каске с защитным стеклом, брезентовых рукавицах), а в отдельных случаях — в теплозащитных костюмах (ТК, ТОК) и СИЗОД.

Руководитель занятий перед началом занятий обязан:

— проинструктировать личный состав подразделений ГПС (учебной группы) о порядке выполнения упражнений на снаряде;

— установить единый сигнал оповещения людей об опасности;

— опросить обучаемых о состоянии здоровья;

— проверить исправность технологического оборудования полигона и снарядов огневой полосы.

Для имитации пламени разрешается применять нетоксичные огнеопасные жидкости, использовать в качестве средств горения и задымления тряпки, ветошь и т.п. отходы, пропитанные горючими жидкостями, а также нетоксичные средства имитации дыма.

Необходимо не допускать растекания ГЖ на путях движения личного состава подразделения ГПС (учебной группы).

Наполнение оборудования и лотков нефтепродуктами разрешается производить только после их охлаждения. Розжиг ГЖ на технологическом оборудовании полигона должен производится с помощью дистанционной системы разового или многоразового действия; на снарядах огневой полосы — с помощью специальных факелов длиной не менее 1 м.

Зоны огня и высокой температуры личный состав должен преодолевать быстро, не теряя друг друга из вида, не производя глубоких вдохов. Замыкает группу командир отделения или звена.

При проведении занятий, около снарядов и препятствий на которых применяется открытый огонь, выставляются посты безопасности в составе отделения на АЦ. От АЦ прокладываются рукавные линии со стволами по одной к каждому снаряду и препятствию, при этом рукавные линии заполняются водой, двигатель и насос АЦ должны работать на холостом ходу.

проведение занятий на полигонах и огневых полосах в ночное время;

допуск посторонних лиц без сопровождения сотрудников ГПС.

Учебная башня и стометровая полоса

Учебная башня устанавливается на специально оборудованной площадке на дворовой территории или пристраивается (встраивается) к зданию пожарного депо.

Перед проведением занятий (соревнований) на учебной башне верхний слой предохранительной подушки должен быть взрыхлен. Обновление предохранительной подушки проводится не реже одного раза в 24 месяца и оформляется актом.

Все упражнения выполняются в боевой одежде и снаряжении с учетом времени года. Рукавицы надеваются при необходимости.

Подушка, площадка перед учебной башней, а также беговые дорожки осматриваются и освобождаются от посторонних предметов (камней и т.п.). Выравнивают ямы на беговой дорожке, укрепляют и выравнивают снаряды разветвления при этом не закрепляются

Все упражнения выполняются в боевой одежде и снаряжении с учетом времени года. Рукавицы надеваются при необходимости.

Перед началом занятий и тренировок руководитель занятия осматривает внешний вид личного состава, доводит до личного состава цель занятия, порядок и очерёдность выполнения упражнений.

Теплодымокамера

Ответственность за соблюдение ТБ в период тренировок личного состава в ТДК возлагается на руководителя занятий.

До начала тренировок в ТДК ответственный за ТБ должен убедиться в исправности системы аварийной вентиляции, освещения, громкоговорящей связи, приборов контроля температуры

Тренировки личного состава выполняются в боевой одежде и снаряжении, а при необходимости в теплозащитных костюмах (ТК, ТОК). При тренировке в ТДК звено ГДЗС работает в связке (или с направляющим тросом) и обеспечивается средствами связи, позволяющими осуществлять контакт газодымозащитников между собой и с ПБ ГДЗС.

Для поддержания постоянной связи со звеном ГДЗС, работающим в ТДК, выставляется постовой на посту безопасности.

Очередное звено ГДЗС является резервным, оно предназначено для оказания при необходимости помощи работающему звену.

Для оказания первой медицинской помощи в случае получения пожарными травм или при появлении у них стрессового перенапряжения необходимы аптечки со следующим набором медикаментов: ацизол (антидот оксида углерода); анальгетики (50% раствор анальгина 2,0 мл, фенганила I флакон); настойка йодная; марганцовокислый калий в кристаллах; лейкопластырь; бинты ( не менее 3 шт); борная кислота; трубка или жгут длиной 100 см; транспортно-иммобилизационные шины; настойка валерианы; валидол; вата; нашатырный спирт.

В случае отравления газодымозащитников продуктами горения или при получении теплового удара необходимо вызвать скорую медицинскую помощь, а до ее прибытия оказать доврачебную помощь.

Причины спортивных травм:

— неправильная организация занятий;

— недочеты и ошибки в методике проведения занятий;

— неудовлетворительное состояние мест занятий и спортивного оборудования;

— нарушение правил врачебного контроля;

— неблагоприятные санитарно-гигиенические и метеорологические условия при проведении занятий.

— нарушение правил врачебного контроля, который имеет большое значение в профилактике травматизма.

Существуют внутренние факторы, вызывающие спортивные травмы: состояние утомления, переутомления, перетренировка, хронические очаги инфекций, индивидуальные особенности организма, возможные перерывы в занятиях.

При занятиях физическими упражнениями и спортом возможны различные виды травм:

— ссадины, потертости, раны, ушибы, растяжения, разрывы мягких тканей, вывихи суставов, переломы костей и разрывы хрящей;

— ожоги, обморожения, тепловые и солнечные удары;

— обмороки, потеря сознания и т.п.

В спортивном травматизме отмечается преимущественно поражение суставов — 38%, много ушибов — 31%, переломы — 9%, вывихи — 4%. В зимний период травм больше (до 51%), чем в летний период (21,8%), а в межсезонье (в закрытых помещениях) — 27,5%.

Пути и средства предупреждения травматизма и несчастных случаев на занятиях и соревнованиях.

Для профилактики травматизма и несчастных случаев огромное значение имеет:

— соблюдение правил охраны труда;

— рационально организованный учебный процесс, исключающий перегрузки и переутомление;

— постепенность наращивания нагрузок;

— проведение комплекса разминки для разогрева мышечных тканей;

— полное материальное обеспечение.

Со стороны личного состава должны исполнятся распорядок и очерёдность тренировок, занятий и соревнований.

До начала занятий, тренировок — проводится инструктаж личного состава, проверяется готовность учебных объектов, наличие испытанного ПТВ, проводится разогрев мышц тела особенно в холодную погоду, в сырую погоду необходимо убедится в безопасности тренировок.

Медицинское обеспечение соревнований.

Организаторы соревнований обязаны обеспечить медицинское обслуживание соревнований.

Основные задачи медицинского обслуживания:

— контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм в районах старта и финиша, местах питания и размещения участников;

— профилактика спортивного травматизма;

— оказание первой медицинской помощи участникам, эвакуация пострадавших участников.

Соревнования рекомендуется обеспечить машиной скорой помощи.

При проведении соревнований на сложных дистанциях по решению главного судьи могут быть предусмотрены:

— пункты медицинской помощи на дистанции;

— индивидуальные перевязочные пакеты на КП.

О местах расположения пунктов медицинской помощи должны быть информированы судейские бригады, представители команд, участники соревнований.

Врач соревнований входит в состав ГСК, он обязан:

а) проверять при подаче заявок правильность представленной на спортсменов медицинской документации и осуществлять контроль над тем, чтобы в соревнованиях участвовали только допущенные по состоянию здоровья спортсмены;

б) осуществлять врачебное наблюдение за спортсменами в процессе соревнований;

в) организовать контрольно-врачебное обследование спортсменов по специальным показаниям (заболевания, травмы и пр.) и давать заключение о возможности продолжения соревнований, а в случае снятия спортсмена с дальнейших соревнований извещать об этом главного судью;

г) следить за соблюдением санитарно-гигиенических требований при проведении соревнований;

д) обеспечивать оказание медицинской помощи;

е) по поручению организации, проводящей соревнования, организовать допинговый контроль согласно утвержденным методикам; ж) по окончании соревнований представлять главному судье и в организацию, проводившую соревнования, отчет о медико-санитарном обеспечении с выводами и предложениями.

Читайте также: