Карнавал свято музики і танцю 7 клас конспект уроку
Обновлено: 05.07.2024
- познакомить учащихся с основными традициями празднования карнавалов разных странах;
- расширять знания учащихся об окружающем мире;
- развивать интерес к истории, представлений о народных обрядах разных стран;
- воспитание толерантности к укладу жизни, быту, обычаям народов мира.
- мира.
- изготовить карнавальные маски
- знакомство учащихся с историей карнавалов, созданием венецианских масок;
- развитие творческих способностей на уроке, развитие фантазии, художественного вкуса;
- создание объемных выразительных масок;
- использование различного материала для работы;
- закрепление знаний при передачи пропорций лица человека;
- закрепление знаний при работе в технике папье-маше;
- выявление индивидуальных способностей детей.
Материал: бумага белая А 4, пластилин, картон, клей, ножницы, краски, кисти.
Здоровьесберегающие технологии: физминутка, смена видов деятельности.
Оснащение урока:
1. Натурный фонд – различные варианты масок.
2. Слайды, фотографии масок.
3. Работы учащихся и учителя.
Оборудование: мультимедийное оборудование.
- представление проектной работы;
- мультимедийный показ презентаций;
- самостоятельная работа;
- представление и анализ работ;
- подведение итогов.
2. Определение предмета исследования. Что подлежит изучению?
В рамках проектной деятельности мы изучили теоретический материал по истории карнавалов и карнавальной маски, технологию её изготовления, проанализировали материал, систематизировали и обобщили.
Для выполнения проекта мы разработали следующий тематический сценарий:
1. Изучить историю карнавалов разных стран.
2. Изучить возникновение и виды венецианской карнавальной маски.
3. Изучить технологию изготовления масок.
4. Разработать эскизы карнавальных венецианских масок.
5. Подготовить необходимые для работы материалы.
6. Изготовить карнавальные маски.
- формирование музыкального мышления школьников на основе знакомства с циклом музыкальных пьес, изображающих разных животных.
Задачи урока:
- учить слушать музыку эмоционально осмысливая, анализируя средства музыкальной выразительности, раскрывая образную сущность музыки, музыкальное содержание;
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Министерство Науки и Образования республики Казахстан
Зыряновский район г. Зыряновск
по произведениям французского композитора К.Сен-Санса
учителя музыки Марковой О.Г.
Сентябрь 2015 г
по произведениям французского композитора К.Сен-Санса
- Дать представление о музыкальном жанре сюита;
- формирование музыкального мышления школьников на основе знакомства с циклом музыкальных пьес, изображающих разных животных.
- учить слушать музыку эмоционально осмысливая, анализируя средства музыкальной выразительности, раскрывая образную сущность музыки, музыкальное содержание;
- Научить детей прислушиваться к музыке, ее выразительным особенностям;
- Расширить представление детей о мире животных;
- Развивать у детей фантазию и образное восприятие музыки;
- Развивать вокальные навыки при исполнении песен.
- Воспитывать бережное отношение к животным.
- презентация к уроку;
- портрет композитора – К. Сен-Санса;
- кроссворд для детей.
Аудио, видео, музыкальный материал:
1. Орг. момент – приветствие
Я начну наш урок с музыкальной загадки. А вы внимательно послушайте и отгадайте о ком идет речь. Подумайте, как мы назовем наш урок?
В этой сюите – увидите сами,
Ноты живые, с хвостами, усами!
Бегать умеют они и летать,
Ползать и плавать, кусать и хватать!
Ноты мохнатые, ноты пернатые,
Стройные ноты и ноты горбатые.
Добрые, злые, наземные, водные.
Кто же они, догадались?
Вопросы. - Умеет ли музыка рисовать?
- Как рисует музыка?
- Что или кого может изобразить музыка?
Основная часть урока
Что такое сюита? Учитель:
(Сюита – это музыкальное произведение, состоящее из нескольких самостоятельных частей) В сюите Сен-Санса каждая часть рисует музыкой образ животного.
Что такое карнавал?
Сегодня мы познакомимся с животными музыкального карнавала. Но сегодняшнее занятие будет не совсем обычным: утром в школу пришло удивительное письмо – приглашение. Я его прочитаю, а вы послушайте. (Учитель достаёт из конверта письмо и читает ученикам).
Черепаха, слон и львенок,
Мы поем с утра спросонок,
Каждый друга видеть рад,
Совершенно верно. Чтобы показать людям и сохранить многих зверей, птиц, рыб из разных уголков планеты, строят зоопарки. В зоопарке учёные наблюдают за животными. Побывав в зоопарке вы также узнаете много интересного и нового о животных. А для начала разгадаем кроссворд про животных.
В творчество отечественных художников входят государственные и народные праздники, а также связанные с ними традиции, обряды и обычаи: пасхальные богослужения, крестные ходы, балы, масленичные гуляния.
Василий Перов
В ночь Ивана Купала существовал обычай не спать, караулить встречу месяца с солнцем, жечь костры и прыгать через них с целью очищения от немощей и болезней. Также юноши и девушки пели песни, водили хороводы, скатывали к воде колесо как символ поворота солнца на зиму. Праздник Иван купала - это ещё и разгул нечисти: по преданию ведьмы и колдуны крали с неба месяц и звёзды. В купальню ночь цвели волшебные разрыв-трава и папоротник, открывались закопанные клады.
Анна Виноградова
Всеволод Иванов
Нона Кукель
Полина Лучанова
Ольга Денисенко
Татьяна Лушникова
Татьяна Сипович
Ах, карнавал! Удивительный мир…
Кто из вас не мечтал побывать на настоящем карнавале - шумном, весёлом празднике, облачившись в яркий костюм и скрыв своё лицо под причудливой маской?! Давайте посмотрим это замечательное зрелище.
Марсель Нино Пажо
Марсель Нино Пажо –
Известный французский художник-иллюстратор с мировым именем.
Он показал карнавал – веселый, богатый красками, полный фарса, гротеска, иронии и безудержного веселья.
И сейчас в Венеции происходят настоящие чудеса. Набережная лагуны, как в зеркале, отражает всё многоцветие и пышность венецианского карнавала. Множество туристов съезжается сюда в последние дни февраля, чтобы посмотреть и принять участие в этом удивительном зрелище.
Сколько здесь необычных, экстравагантных и экзотичных костюмов, масок, за которыми очень трудно угадать истинное лицо!
Все участвуют в играх, розыгрышах, поют и танцуют под гремящие звуки взрывающихся петард, ослепительных фейерверков, под торжественный звон колоколов венецианских церквей и монастырей. Поистине необыкновенное, удивительное зрелище, которое всё-таки лучше увидеть собственными глазами!
С наступлением сумерек начинается главное карнавальное шествие. Герои в костюмах спускаются с ярко освещенных лестниц и торжественно замирают в картинных позах.
Наш самый любимый и детьми и взрослыми праздник-карнавал. Самый веселый, самый долгожданный и желанный, самый волшебный.
Содержимое публикации
г. Глазов, Удмуртская Республика.
Дата: 16.11.2020
Предмет: музыка
Вид урока: открытие новых знаний
3. Воспитывать любовь к людям, воспитывать патриотизм, учить понимать чужую боль, воспитывать культуру поведения на уроке.
Дидактические средства:
- для учителя: ПК, проектор, экран, презентация Microsoft Power Point , видеоматериалы учебник;
- для учащихся: учебник, тетрадь, раздаточные материалы.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений класса, для которого проектируется урок
В 4 Б классе 24 ученика, из них 17 девочек и 7 мальчиков. Все посещают кружки в г. Глазове (бассейн, ДШИ №2, бокс, хореография, туризм, легкая атлетика, художественная школа, дизайн и др.). В классе нет детей с ограниченными возможностями здоровья, но есть учащиеся с нарушением зрения (8 человек носят очки, один человек – с частичным дальтонизмом). В целом, класс имеет высокий уровень развития, отклоняющихся в поведении детей нет.
Обучающиеся владеют:
Регулятивными УУД: Реализовывать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных задач; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательными УУД: Сравнивать музыкальные произведения по заданным критериям, сравнивать музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира, сравнивать и соотносить произведения разных искусств по характеру и эмоциональному состоянию; Различать, группировать изученные музыкальные произведения по жанрам, авторам; деятельности;
Личностные УУД: Осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы по заданному алгоритму (2 уровень). Положительная мотивация к обучению и познанию музыкального искусства и музыкальной деятельности, к знакомству с выдающимися музыкальными произведениями отечественной и мировой культуры
Коммуникативными УУД: Выражать своё эмоциональное, эстетическое отношение к искусству в различных видах музыкально-творческой деятельности; слушать собеседника и включаться в диалог о музыкальном искусстве;
Планируемые учебные действия
Положительная мотивация к обучению и познанию музыкального искусства и музыкальной деятельности.
Знать смысл понятий: карнавал; названия изученных произведений и их авторов; выразительность и изобразительность музыкальной интонации.
Уметь демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.
Сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях.
Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания содержания музыкальных образов.
Соблюдать при пении певческую установку, использовать в процессе пения правильное певческое дыхание.
Участвовать в коллективной музыкально-творческой деятельности, в инсценировках произведений разных жанров и форм.
Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов.
Формировать умение обрабатывать и систематизировать информацию.
Виды работы, формы, методы, приемы
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Планируемые результаты
Способы контроля
I . Мотивационно-целевой этап
Приветствует. Предлагает посмотреть на экран и определить тему урока по изображениям
Принимают задачу урока. Формулируют тему урока
Личностные УУД: действие смыслообразования – установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; формирование внутренней позиции обучающегося.
Регулятивные УУД: осуществлять контроль своей деятельности, контроль качества музицирования, коррекция недостатков собственной музыкальной деятельности
Коммуникативные УУД:
Формирование умения прислушиваться к другим, уметь вступать в диалог, высказывать свою точку зрения, слушать и слышать одноклассников. Познавательные УУД: устанавливать логические связи между объектами.
Устные ответы. Проверка по слайду
II . Ориентировочный этап
Работа с планом деятельности на уроке
Фронтальная беседа; информационно-коммуникационные технологии;
Предлагает составить план работы на уроке по опорным словам для продуктивной работы
Формулируют задачи совместно с учителем
Предметные:формировать умение планировать свою деятельность
Регулятивные УУД:определять цели учебной деятельности.
Проверка по слайду
III . Поисково-исследовательский этап
Исследовательский метод; логические приемы (построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез)
Спрашивает, что такое карнавал.
Спрашивает, где можно узнать о значении слова карнавал.
Предлагает прочитать информацию про карнавал в учебнике.
Предлагает записать в рабочие тетради основную информацию.
Высказывают свои предположения
Отвечают (в словаре)
Записывают. (Карнавал – народное празднество с шествиями, уличным маскарадом. Родина карнавала – Венеция. Впервые карнавал появился в 1094 году.)
Предметные:формировать представление понятии карнавал.
Познавательные УУД: находить необходимую информацию из текста, иллюстраций; применять методы информационного поиска
Коммуникативные УУД: вступать в диалог с членами группы, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Устные ответы, запись в тетрадь
Происхождение и история праздника
исследовательский метод; логические приемы (построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез)
Спрашивает о назначении карнавальных масок.
Спрашивает, какой праздник в России сродни карнавалу.
Высказывают свои предположения.
Смотрят видео, отвечают на вопрос.
Личностные УУД: действие смыслообразования – установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; формирование внутренней позиции обучающегося.
Регулятивные УУД: осуществлять контроль своей деятельности,Коммуникативные УУД:
Формирование умения прислушиваться к другим, уметь вступать в диалог, высказывать свою точку зрения, слушать и слышать одноклассников. Познавательные УУД: устанавливать логические связи между объектами.
Устные ответы детей.
Знакомство с композитором Робертом Шуманом
Работа с учебником, фронтальная беседа, информационно-коммуникационные технологии.
Предлагает прочитать о композиторе Роберте Шумане в учебнике.
Включает видео про жизнь и творчество Роберта Шумана. На доске вопросы, на которые учащиеся должны ответить, посмотрев видео.
Принимают учебную задачу. Записывают.
Составляют определение, записывают его в тетрадь.
Смотрят видео, отвечают на вопросы.
Познавательные УУД:
Формирование позиции обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы
Регулятивные УУД:
владение умением целеполагания в постановке учебных задач при восприятии и исполнении музыкальных сочинений разных жанров и стилей музыки (народной и профессиональной);
Коммуникативные УУД:
совершенствование умений планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности
IV . Практический этап
Фронтальная беседа, информационно-коммуникационные технологии, логические приемы
Знакомит со стихотворением об отношениях главных героев Венецианского карнавала.
Предлагает послушать две миниатюры: Пьеро и Арлекина и записать в таблицу характер музыки, соответствующей каждому герою.
Составляют таблицу в тетради совместно с учителем, слушают музыку, анализируют, записывают характер музыки в тетрадь.
Познавательные УУД:
владение умениями и навыками самостоятельного интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа музыкальных сочинений на основе понимания интонационной природы музыки и использования различных видов музыкально-практической деятельности;
владение формами рефлексии при индивидуальной оценке восприятия и исполнения музыкальных произведений разных жанров, стилей, эпох
Регулятивные УУД:
Контроль качества музицирования, коррекция недостатков собственной музыкальной деятельности;
проявление способности к саморегуляции (формирование волевых усилий, способности к мобилизации сил) в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке
Коммуникативные УУД:
поиск способов в разрешении конфликтных ситуаций в процессе восприятия музыки, размышлений о ней, ее исполнения
совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной деятельности;
усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя в процессе восприятия и музицирования, участия в различных виды музыкального творчества.
Устные ответы, заполненная таблица в тетради.
V . Рефлексивно-оценочный этап
II . Ориентировочный этап
Подведение итогов урока
Предлагает нарисовать на стикерах карнавальную маску, которая характеризует их удовлетворенность своей работой на уроке.
Рисуют карнавальные маски.
Личностные УУД: оценивать усваиваемое содержание учебной деятельности, осуществлять моральный выбор.
Регулятивные УУД: оценивать степень достижения цели
Устные ответы, рефлексия на стикерах в виде карнавальных масок.
Цель: сформировать у учащихся первоначальное представление о Венецианском карнавале.
Мотивационно-целевой этап:
Музыкальное приветствие:
Учитель: Ученики:
(c d t f G g), – ( G f t d C c)
- Добрый день – тебе сказали,
- Добрый день – ответил ты.
Как две ниточки связали –
Теплоты и доброты.
- Вы на протяжении многих уроков путешествуете по разным странам мира, знакомитесь с их музыкальной культурой, с национальными музыкальными инструментами, танцами, и конечно, с национальными композиторами и музыкантами.
- Скажите, пожалуйста, какие танцы вы уже знаете?
(Полонез, Вальс, менуэт, гавот, мазурка, полька)
- Сейчас я предлагаю взглянуть вам на экран. Что вы видите на изображениях?
2. Ориентировочный этап:
- Чтобы работа на уроке была продуктивной, я предлагаю вам составить план, в этом вам помогут опорные слова на экране:
3.Поисково-исследовательский этап:
- А знаете ли вы что такое карнавал? (предположения детей)
(Карнавал - народное празднество с шествиями, уличным маскарадом. (С. И. Ожегов)
- Как вы думаете, что нам поможет выполнить поставленные задачи? (учебник)
- Открываем стр. 26 учебника и прочитаем, что же там написано про карнавал.
- Запишем основную информацию в тетрадь: родина карнавала – Венеция (что вы знаете о Венеции? – это итальянский город на воде), впервые карнавал появился в 1094 году.
- Мы с вами сегодня изучим именно венецианский карнавал, но на самом деле, это праздник существует во многих других странах (Бразилия – Рио-де-Жанейро, Германия – Кёльн, Франция – Ницца)
- А как вы думаете, зачем люди придумали такой праздник? (предположения детей)
- Зачем надевали маски? (предположения детей)
- Слово "карнавал" означает в переводе "прощай, мясо!" — отказ от мяса, религиозный пост перед Пасхой. Это время всеобщего равенства и процветания. Пропасть между господином и рабом на время праздника исчезала — рабы веселились за одним столом с вельможами. Отсюда и ведут своё происхождение карнавальные маски: чтобы ограничения не мешали веселью, все прятали свои лица под масками. Маска и карнавальный костюм скрывали подлинный облик хозяина, позволяя ему делать все, что угодно, невзирая на титулы и звания, и главное — нисколько не задумываться о последствиях.
- Может быть вы знаете, какой праздник в России сродни карнавалу? (Масленица)
- Я думаю, что вам будет интересно посмотреть на современный венецианский карнавал, и мне хочется пожелать, чтобы при возможности, вы посетили этот праздник и прониклись по-настоящему его атмосферой. Подумайте, чем карнавал отличается от маскарада.
Просмотр видео материала.
- Основное отличие – это наличие в образе или костюме маски, что заложено в самом названии. Маска призвана скрыть личность, перевоплотиться в неузнаваемого персонажа. Это мероприятие не носит такой массовый характер, как карнавал.
- О карнавалах написано много музыки, песен, снято много фильмов. А мы сегодня с вами поговорим о композиторе, который также любил отражать в своих произведениях тему карнавала. Прочитайте его имя на странице 27 (Роберт Александр Шуман)
- Запишите в тетрадь имя и годы жизни композитора.
- Давайте прочитаем о нем.
- Кто может объяснить, что же такое цикл?
(Цикл — несколько частей музыкального произведения, расположенных в определенном порядке, самостоятельных по строению, но связанных единством замысла.)
- Запишем определение в тетрадь.
- А что такое миниатюра?
(В музыке миниатюрой называют любую небольшую пьесу, звучанием примерно до пяти минут.)
- Сейчас я включу вам видео о Роберте Шумане. Ваша задача внимательно посмотреть его и ответить на вопросы:
1. Кто в семье Роберта Шумана был музыкантом? (только он один)
2. Какое образование получил Роберт Шуман? (Юрист)
3. Из-за чего композитор перестал давать свои концерты? (Повредил руку устройством для разрабатывания)
5. Какие псевдонимы были в Шумана? (Флорестан и Эвзебий)
4. Практический этап:
- Из учебника мы выяснили, что главными героями венецианского карнавала были Арлекин, Пьеро и Коломбина.
- Арлекин не любил Коломбину.
Коломбину любил Пьеро.
Коломбина лепила из глины,
Коломбина любила кино.
Коломбина читала романы.
Коломбина писала стихи.
Не считала монетки в карманах
И шаги ее были легки.
Коломбина смеялась беспечно,
Но глаза ее были грустны…
Не любила лишь слово “вечно”
В отношении вечной любви.
Коломбина любила быть милой,
И любила ходить в кино.
И любила она Арлекина,
А встречалась она с Пьеро.
(Это стихотворение дает нам понять о сложных отношениях внутри этого треугольника.)
- Сегодня мы с вами послушаем миниатюры Арлекина и Пьеро и запишем в таблицу характер музыки:
(таблицу начертить на доске, дети переносят ее к себе в тетради)
Слушание музыки. Заполнение таблицы.
5. Рефлексивно-оценочный этап:
- Я раздала вам маленькие листочки. Пожалуйста нарисуйте карнавальную маску, которая отражает, то как вы довольны своей работой на уроке.
- Открываем дневники, записываем домашнее задание: продолжить таблицу: нарисовать Пьеро и Арлекина, найти в Интернете или в литературе их описание, записать.
- Сдайте свои маски на последнюю парту. Спасибо за урок, можете отдыхать.
Читайте также: