Конспект занятия дефектолог зима

Обновлено: 06.07.2024

Оборудование: карточки с рисунками для запоминания; карточки на внимание; рабочая тетрадь; простой карандаш; ластик; снеговики, платочки, игрушка зайчик, маркеры.

Вводная часть

К нам снежинки прилетели,

Поиграть с нами хотели,

Кто снежинки найдет,

В кабинет играть пойдет!

1.Упражнение на развитие сенсомоторики.

Какое время года наступило?

А какой праздник скоро будет?

Давай попробуем нарисовать елочку.

Посмотри, как я это сделаю.

Нарисовать двумя руками одновременно ёлочку.

/активизация стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия/

Педагог обращает внимание ребенка на демонстрационный материал и читает:

Вот зайчишка у реки

Встал на задних лапках.

Перед ним снеговики

С метлами и в шапках.

Заяц смотрит, он притих,

Лишь морковку гложет,

Но что разного у них –

Он понять не может.

- Поможем зайчику понять, что разного у этих снеговиков.

3.Упражнение на развитие зрительной опосредованной памяти.

- Давай научим зайчика запоминать словосочетания с помощью рисунков.

/Педагог показывает картинку и произносит словосочетания. Затем снова показывает картинки, а ребёнок повторяет словосочетания к каждой картинке/

4.Физминутка./собирание платочка в кулак: сначала одной рукой, потом другой и обеими руками вместе/

-Познакомим зайчика с проглотом?

И зимою наш проглот

Все опять подряд жует,

Он жует платочки,

Стал большой, как бочка!

5. Собери снеговика

Сегодня ночью был сильный ветер, он сломал снеговики. Давай соберем их?

Послушай как: На 1 комке цифра. Нужно найти второй комок, на котором столько же пуговиц. Глаза по форме, такие же, как ноги. Ведро на голове у снеговика должно быть такого же цвета, как ноги.

пирамидка – матрешка – портфель – кукла;

сосиски – печенье – тарелка – сыр;

чайниккружка – колбаса – кастрюля;

кепка – шапка – шляпа – тапочки;

перчатки – ботинки – сапоги – туфли;

муха – воробей – стрекоза – кузнечик;

мандарины – бананы – помидоры – лимоны;

машина – троллейбус – самолет – скакалка;

синичка – индюк – гусь – петух;

пенал – тетрадь – карандаш – юла;

сом – щука – жук – окунь;

куртка – полотенце – платье – костюм

7. Графический диктант.

- Покажем, как ты умеешь рисовать под диктовку?

- Начинай рисовать от точки.

- Как ты думаешь, зайчику было интересно с нами играть. Почему?

Зайчику очень понравилась елочка. Давай, ты раскрасишь ее в группе и подаришь зайцу.

Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях :)

Также вас может заинтересовать

Курсы повышения квалификации для педагогов дистанционно

Курсы профессиональной переподготовки педагогов

Современные авторские сказки

Войти на сайт

Войти через социальную сеть

Свидетельство участника образовательного сообщества

Скачайте документ бесплатно сразу после регистрации на сайте.

Цель – закрепить знания о признаках зимы и научить применять их в предметно-практической и игровой деятельности.

1. Уточнять и закреплять знания детей о признаках зимы, закреплять названия зимних месяцев.

2. Закреплять пространственные представления (пространственная ориентировка на плоскости, понимание предлогов).

3.Закреплять элементарные математические представления (закреплять представления о геометрических фигурах, закреплять знание цифрового ряда от 1 до 10,порядковый счет до 10, умение решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10).

1. Развивать мышление (умение исключать предмет из ряда, объяснять свой выбор, умение отгадывать загадки, объяснять их смысл),

2. Развивать речь (работа над составлением связного рассказа по опорным картинкам, над выразительностью речи при рассказывании стихов, над диалогической речью).

3. Развивать зрительную память, внимание, восприятие (составление целого из частей).

4. Развивать общую и мелкую моторику ( пальчиковая гимнастика, речь с движением).

1. Создание положительного эмоционального фона, доброжелательности.

2. Развивать коммуникативные навыки - желание совместно выполнять задания и получать результат.

- Ребята, сегодня утром я получила необычное письмо. Посмотрите, какое оно красивое. Давайте откроем и прочитаем, от кого же оно?

«Я белоснежная Зима,
И все вы знаете меня.
Я сад, и лес посеребрила,
На санках с горки прокатила,
Большую ёлку подарила.

Мне уходить пришла пора,

Расстанусь скоро с вами я.

- Ребята, зима приготовила для вас зимние задания на снежинках. Вам нужно будет вспомнить все, что вы знаете о зиме. Будьте внимательными и находчивыми и у вас все получится. А я вам помогу.

Вы готовы выполнять задания зимы?

2. Составление рассказа о зиме по опорным картинкам.

Вот вам первая снежинка,
И на ней задание.
Расскажите мне, друзья,
А какая я – зима?

Слайды 2-3 (картинки – времена года, зимние месяцы)

- Ребята, посмотрите на доску и скажите, какое время года было перед зимой? Какое время года будет после зимы?

- Есть у зимы три брата, три зимних месяца. Как они называются? (Декабрь, январь, февраль).

- А сейчас какой месяц? (Февраль).

- Теперь вспомните, что бывает зимой? Назовите зимние приметы по картинкам.

Дети называют приметы зимы по опорным картинкам:

Зимой холодно.Солнце светит, но не греет. Зимой идёт снег. Часто дует холодный ветер, бывают вьюги, метели. Реки замерзают и покрываются льдом. Деревья и кусты стоят голые. Птицам холодно и голодно зимой. Нужно делать для птиц кормушки и подкармливать птиц. Зимой животные линяют, медведи и ёжики впадают в спячку, белка делает на зиму запасы еды. Зимой люди надевают теплую одежду: шубы, шапки, шарфы, варежки, сапоги. Зимой можно кататься на санках, на лыжах, на коньках, можно лепить снеговиков, играть в снежки.

3. Отгадывание загадок.

Отгадайте вы, ребятки,

Мои зимние загадки.

- Ребята, нужно отгадать зимние загадки, тогда снежки растают, и появятся картинки-отгадки.

1.Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке.

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь – вода в руке (снежинки)

2. Подышал он на окно —

Вмиг покрылось льдом оно.

Даже веточки берез

Инеем укрыл. (мороз)

3. Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост, как синее стекло,

Скользко, весело, светло!(лёд)

4. Кто зимой метет и злится,

Дует, воет и кружится?

Стелет белую постель?

5. Я живу под самой крышей ,

Даже страшно глянуть вниз .

Я могла бы жить и выше ,

Если б крыши там нашлись . (Сосулька )

Дети отгадывают загадки, объясняют их смысл. На слайде появляются картинки-отгадки.

4. Пальчиковая гимнастика (с использованием кинезиологических упражнений)

Стихотворение вы про меня расскажите,

И руками движения вы покажите.

- Ребята, сделаем вместе пальчиковую зарядку и расскажем стихотворение о зиме.

Пришла зима, ( трем ладошки друг о друга)

Принесла мороз. (пальцами массажируем плечи, предплечья)

Пришла зима, (трем ладошки друг о друга)

Замерзает нос. (ладошкой массажируем кончик носа)

Снег, (плавные движения ладонями)

Сугробы, ( кулаки стучат по коленям попеременно)

Гололед. (ладони шоркают по коленям разнонаправлено)

Все на улицу — вперед! (одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в локте-кулак (меняем) Теплые штаны наденем, (ладонями проводим по ногам)

Шапку, шубу, валенки. ( ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами)

Руки в варежках согреем ( круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони)

И завяжем шарфики. ( ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи)

Зимний месяц называй! (ладони стучат по коленям)

Декабрь, Январь, Февраль. ( кулак, ребро, ладонь)

Вам разложить картинки нужно,

Чтобы они не повторялись,

И чтобы мы потом все вами восхищались.

- Ребята, вам нужно разложить пропущенные картинки, чтобы они не повторялись в ряду ни слева направо, ни сверху вниз.

Дети выполняют задание. Затем по очереди рассказывают, как разложили картинки.

Вот ещё одна снежинка –
Посмотрите на картинки.
Вы скажите мне, друзья,
Что здесь лишнее убрать?

Снег, дождь, сосульки, снеговик

Лиса охотится за мышкой, медведь с медвежатами, заяц в белой шубке, белка в серой щубке

Снегирь, ворона, синица, аист

Дети лепят снеговика, катаются на санках, катаются на лыжах, мальчик катается на велосипеде

Дети называют лишнюю картинку и объясняют свой выбор. На слайде лишняя картинка исчезает.

А сейчас, скорей вставайте

В подвижную игру сыграйте.

- Я предлагаю немного подвигаться. Вставайте в кружок. Будем лепить снеговика.

Давай, дружок, смелей, дружок,

Кати по снегу свой снежок.

Дети идут по кругу друг за другом, изображая, что катят перед собой снежок.

Он превратится в снежный ком

Останавливаются, “рисуют” двумя руками ком.

И станет ком снеговиком.

“Рисуют” снеговика из трех кругов разного размера.

Его улыбка так светла,

Показывают руками на лице улыбку.

Два глаза, шляпа, нос, метла.

Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу.

Снеговикам рукавички вы подберите,

Для этого скорее примеры решите.

- Ребята, подберем снеговикам рукавички. Для этого вам нужно решить примеры на рукавичках и найти снеговика с цифрой-ответом.

Дети решают примеры, рассказывают решение.

На картинки посмотрите,

Что где находится, скажите.

- Ребята, посмотрите внимательно на картинки и назовите, что находится в правом верхнем углу?

- Правильно. А что находится в левом нижнем углу? («В левом нижнем углу – снеговик)

- Что находится над снеговиком? (Над снеговиком - лыжи.)

- Что находится под санками? (Под санками - снежки.)

- Что находится между лыжами и санками? (Между ними – коньки)

- Что находится между снеговиком и снежками? (Между снеговиком и снежками – клюшка)

- А теперь, вам нужно вспомнить где какие были картинки. Что было правом верхнем углу? в левом нижнем углу? И т.д.

Дети называют, картинки появляются на слайде.

А сейчас фигуры возьмите

И снежинки из них соберите.

- Ребята, соберите снежинки из геометрических фигур.

Дети собирают снежинки по образцу. Затем называют фигуры, из которых состоит снежинка.

11. Итог занятия. Рефлексия.

Сегодня вы очень старались,

Так хорошо занимались.

Я хочу вас наградить,

Волшебство для вас совершить.

В сундучок мои снежинки положите

И волшебные слова произнесите

Слайд 12 (картинка с изображением Зимы)

Дефектолог кладет снежинки в сундук. Вместе с детьми произносит волшебные слова.

Открывает сундук и раздает детям призы.
- Понравился вам сюрприз зимы?

- Молодцы. Вы сегодня были внимательными, находчивыми и показали, что вы много знаете про зимнее время года.

Цель: создание условий для развития наглядно-действенного мышления.

-Уточнить и закрепить знания детей о признаках зимы;

развивать наглядно-действенного мышление, внимание, память;

развивать мелкую моторику

развивать умение ориентироваться в пространстве;

Воспитывать положительную отношение к природе.

Оборудование: карточки с рисунками зима; два зайчика, разрезные снежинки, муляжи снежков, корзинка.

Ход занятия

Дефектолог: Здравствуйте, дети! Давай, мы со всеми поздороваемся и улыбнемся друг другу.

Дети приветствуют с улыбкой гостей.

Дети мы сегодня идем на прогулку вместе с зайчатами. Но сначала нам

нужно собрать картину.

- Дети вместе с педагогом собирают картину. Молодцы, какую красивую зимнею картинку собрали. На ней, изображен зимний лес и снеговик.

Дефектолог: Ребята давайте с вами вместе с зайками погуляем по зимнему лесу и посмотрим, как там красиво.

Беседа с детьми о признаках зимы

Зима - красивая, чудесная пора. Зимой идет снег, все вокруг белым бело. Можно кататься на санках, на лыжах и лепить снеговика. Также можно играть в снежки.

Дефектолог: Ребята давайте поиграем снежинками. Ой посмотрите, ночью подул сильный ветер и они пока летели, разломались на части. Давайте их соберем. Дети вместе с педагогом собирают снежинки.

Мы погреем наши руки

Вот так, вот так.

А потом потрем ладошки

Вот так, вот так.

И похлопаем немножко

Вот так, вот так.

Ход игры.

Дефектолог: На столе лежат картинки по теме зима. Дети посмотрите на картинке и выберите те на которых изображен снеговик. Дети по очереди выбирают картинки с изображением снеговика.

Зайчата играли в снежки и раскидали их в разные стороны. А теперь им надо забрать их в корзинки. Давайте поможем зайчатам (большие комочки в синею корзинку, маленькие комочки в белую корзинку положить). Дети собирают снежки в корзинки.

Дефектолог: Молодцы, ребята! Все снежки собрали.

Дефектолог: Вот и закончилась наша прогулка. Зайчику понравилась с вами гулять

Ребята, если и вам понравилась наша прогулка по зимнему лесу, то наклейте синий смайлик рядом со снежинкой.

Развивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДОО

Развивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДОО Пояснительная записка Паспорт кабинета – основной документ, который отражает материально-техническое оборудование, состояние и оснащённость.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Баринова Татьяна Павловна

Цель: закрепить знания о признаках зимы, расширение и активизация словаря.

1. Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе.

2. Закреплять названия месяцев.

1. Развивать мышление: учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, учить анализировать и делать выводы, составлять целое из частей, учить отгадывать загадки.

2. Развивать зрительное внимание и восприятие.

3. Развивать речь детей: развивать умение отвечать на вопрос полным предложением, развивать координацию речи с движением.

1.Создание положительного эмоционального фона, доброжелательности, умение видеть красоту природы.

2.Развивать коммуникативные навыки - желание совместно выполнять задания и получать результат.

3. Воспитывать заботливое отношение к природе и её обитателям.

Ход занятия

Дефектолог: Отгадайте загадку:

Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает? (Зимой)

- Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие, но путешествие у нас будет необычное. Мы будем путешествовать по зимним месяцам.

- Сколько всего времён года? (Четыре)

- У каждого времени года по три месяца, а всего месяцев 12.

Месяцев двенадцать ровно

Составляют целый год.

И у всех них свой черед.

Только лишь один уходит,

Сразу же другой приходит.

- Зима год начинает и год заканчивает.

- Какой зимний месяц первым вступает в свои права? Чтобы это узнать, давайте отгадаем загадку:

Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год (месяц декабрь).

Дефектолог: Правильно, ребята. Первый месяц зимы – декабрь. Давайте попробуем описать этот зимний месяц. Каким он бывает? (дети предлагают разные варианты прилагательных – морозный, холодный, снежный, вьюжный).

-Давайте теперь используя названные слова, составим предложение о первом зимнем месяце. (В декабре выпало много снега. Декабрь - холодный месяц. И др.)

Работа с раздаточным материалом.

Дефектолог: Ребята, перед вами в конвертах лежат разные картинки. Ваша задача найти картинки, которые подходят к нашей теме.

Ребята, вы знаете, что многие птицы улетают на юг. Я предлагаю вам определить, какая птица улетела, что изменилось на нашей картинке.

На доске закрепляется дерево, на нем разные птицы. Учащимся предлагается внимательно посмотреть на дерево, запомнить, какие птицы там сидят. Затем, последовательно убирая птиц, предложить детям узнать, что изменилось. Таким образом выяснить, какие птицы улетают, а какие остаются зимовать.

Дефектолог: А теперь давайте узнаем второй зимний месяц. Отгадайте загадку.

Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? (месяц январь)

Дефектолог: Правильно, ребята. Второй месяц зимы – январь. Дети, вы любите зиму? А за что вы ее любите? (Зимой можно кататься на санках и коньках, ходить на лыжах. Можно лепить снежную бабу и строить из снега горки. Зимой бывает наш любимый праздник – Новый Год и Дед Мороз приносит подарки).

- Сейчас ребята, вы сядете за стол и нарисуете то, что вам больше всего нравится делать зимой.

Физкультминутка.

Крепко глазки закрываем, вместе до 5 считаем,

Раз, два, три, четыре, пять,

И зарядку продолжаем!

Раз – подняться , потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

И снова работать продолжать!

Дефектолог: А теперь давайте узнаем третий зимний месяц. Отгадайте загадку.

Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это? (месяц февраль)

- Молодцы ребята, теперь вы знаете все зимние месяцы. Каким бывает февраль? Какими словами мы можем его описать?(снежный, вьюжный, холодный). Давайте попробуем с этими словами составить предложения (Наступил вьюжный февраль. По ночам еще очень холодно, а днем светит яркое солнце.)

Дефектолог обращает внимание на странную картину, которую нарисовал художник. (Разрезной материал). Дети рассматривают картину.


Оборудование: Мольберт, предметные картинки (лыжи, коньки, санки, снеговик), картинки снеговиков с недостающими деталями, простые карандаши.

Ход занятия

1. Организационный момент

Дети входят, здороваются. Дефектолог говорит детям, что занятие сегодня необычное, и посмотреть его пришло много гостей.

2. Знакомство с темой

Посмотрите на картину и послушайте загадку.

Дефектолог. Сейчас я загадаю загадку. Слушайте внимательно.

«Запорошила дорожки, разукрасила окошки.

каком времени года эта загадка? (О зиме.)

И говорить мы сегодня на занятии будем о зиме.

Кто назовёт признак зимы, тот сядет на свое место.

Снег, холод, мороз, вьюга, стужа, пороша (Дети отвечают и садятся).

4. Образование относительных прилагательных

Дефектолог: Я хочу послушать, что вы знаете о зиме? Зима (какая?), погода (какая?), снежинки (какие?), лед (какой?).

Дефектолог предлагает варианты: Если на улице идёт снег, то погода…

Снег – (снежная). Мороз – (морозная). Ветер – (ветреная). Стужа – (студёная). Холод – (холодная).

Дефектолог: Я проснулась ранним утром, выглянула в окно и удивилась. Зимушка-зима, что же ты наделала?

Зима пришла с морозами и всё… – (заморозила).

Метель мела и все тропинки… – (замела).

Река покрылась льдом и вся… – (заледенела).

Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).

Снежная пороша дорожки все…– (запорошила).

6. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных

Дефектолог: Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как?

Зима - (зимушка). Мороз – (морозец). Лёд – (ледок). Холод – (холодок). Снежинка – (снежиночка). Метель – (метелица)

8. Разрезанные картинки

9. Упражнение "Исправь ошибку" на логическое мышление с мячом

Лыжнику нужны санки. Конькобежцу нужны лыжи. Саночнику нужны санки. Хоккеисту нужны лыжи.

Зимой дети катаются на лыжах, прыгают через скакалку, играют в хоккей, играют в футбол, лепят снежную бабу, загорают, строят снежную крепость.

10. Физкультминутка

Текст

Действие

Раз, два, три, четыре,

загибать пальчики, начиная с большого пальца

Мы с тобой снежок слепили,

"лепят", меняя положение ладоней

Круглый, крепкий, очень гладкий

показать круг, сжимая ладони вместе, гладить одной ладонью другую

И совсем, совсем не сладкий

Раз - подбросим
Два - поймаем
Три - уроним
И. сломаем!

загибать пальчики, начиная с большого пальца

11.Развитие слухового и зрительного внимания

12. Употребление существительных в родительном падеже

Дефектолог показывает снеговика:

13. Работа с предложением

Дефектолог: Давайте каждый скажет красивое предложение о зиме.

14. Заключительная часть

Читайте также: