Конспект занятия береги честь смолоду

Обновлено: 20.05.2024

Предмет: Русский язык и литература
Категория материала: Конспекты
Автор: Зинович Валентина Николаевна это Вы?
Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 19.91 Kb

1. Познакомить учащихся с творчествомГ.Г. Батца, одним из крупнейших

2. Воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Привить любовь к родной природе, к месту, где родился.

Как же велика твоя сила воздействия, родина.

Есть ли что-нибудь у человека священнее, чем неиссякаемая любовь и преклонение перед тобой.

Прежде, чем начинать знакомство с произведением, скажите, имя Г. Батц вамзнакомо? Предлагаю познакомиться с этим талантливым писателем, нашим земляком.

Генрих Генрихович Батц родился 22 января 1928 года в семье служащих в селе Привольном Саратовской области, по национальности немец. В 1941 году был вместе с семьей репрессирован, отправлен на жительство в Сибирь Туруханский район. В эти годы работал рыбаком, охотником, плотником, ямщиком, кассиром, лесозаготовителем, колхозником, звероводом, инкассатором, учителем, лесничим, инженером. В 1955 году былреабилитирован и через 10 лет выехал на юг Красноярского края.

Г.Г. Батц - член Союза писателей России, заслуженный работник культуры Республики Хакасия.

Писатель умело наблюдает за людьми в их обычной размеренной жизни. В нём так же как и у сельских жителей присутствует совестливость, природная сметка, любовь к родной земле. Он не оканчивал университета, на его жизненный университет - это труд, помноженный на самообразование.

Зрелое письмо незаурядного художника слова проявилось и в признании его работ в живописи. Более 150 полотен Генриха Батца украшают выставочные залы Саяногорска, Абакана, Красноярска. Главное в них - Природа и человек.

Умер в 2010 году.

Словарная работа. Штурман -

Вопросы к классу. Как вы считаете, о чем это произведение?

Выслушать ответы учащихся.

Вопрос к классу: Интересно, в чем проблема.

Кто такой Илья Никитич и что мы о нем узнаем?

С каким чувством он приближается к родной деревне?

Кто такой Илья Никитич и что мы о нем узнаем?С каким чувством он приближается к родной деревне.Автор, используя прием умалчивания, не говорит, почему герой столько не был дома. Но он рассказывает о том, чего он достиг, кем он стал?

С каждым годом щемящее чувство радости и мальчишеского нетерпения закипало и поднималось внутри подступало к горлу, подкрадывалось колючками к глазам.

Какой прием автор использует, говоря о чувстве героя - сложная метафора. Что же манит героя сюда, домой?

Как же велика твоя сила воздействия, родина. Есть ли что - нибудь у человека священнее перед тобой.

Почему Илья Никитич остановился поражённый?

- Вместо зеленотравногоморя передним,ощетиниваетсяголыми,застуженными|В

обезображенными нагромождениями илькиной борозды.

Найдите в рассказе текстовые синонимы к слову нагромождение, раздол,

Встреча со стариком.

Как ведет себя герой со старцем?

- Почему Илья Никитич не называет старику себя?

-это Илькина Борозда

шельмец его проделкаИнтересно, в чем проблема?Давайте найдем как можно больше способов решения проблемы?есть ли какие - либо решенияЗаписываем на доске.

- А теперь сделаем выбор

- Любопытно, как это осуществляется на практике.

Дочитываем рассказ до конца.

Наши мнения не совсем совпадают, значит, сделаем следующим образом. Мыиспользуем шкалу нравственного выбора. Вспомните героев в соответствии со свойственной вам точкой зрения, и оцените поведение героев. Но свое мнение нужно аргументировано доказать (опираясь на текст).

Чтобы вы могли отстоять свою точку зрения, проведем дискуссию.

Каждая группа получает задание

А) Выберите выступающего от группы.

Б) Подготовьте его к защиты вашей точки зрения

(опираясь на сведения из текста)

В) Подготовьте вопросы другой группы.

Давайте выберем одного аналитика, который оценит выступление каждой группыпо таким критериям.Обоснованность аргументов (ссылка на текст)Логика выступления (от общего )Оригинальность выступленияКорректностьЧтобы облегчить вам работу по защите своей точки зрения, я Вам предлагаюнесколько пословиц и поговорок, которые помогут Вам отстоять Ваше мнение.

Честь ценят не по словам, а по делам.

Береги честь смолоду.

Честь честью, а дело делом.

Правды не скроешь.

Выступление групп. Подведение итогов.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема "Береги честь смолоду"

Задачи урока:

развивать познавательные интересы;

воспитывать доброту, чуткость, гуманность; положительные черты характера, культуру поведения; желание уважать себя и окружающих людей, свою Родину;

побудить детей к анализу собственных поступков;

обсудить, как воспитывать в себе честь, развивать достоинство

беречь честь, уметь выбрать свою жизненную позицию.

Оборудование: высказывания о чести; словарь В.И. Даля; дерево Чести;

1.Организационный момент.

(Приветствие учителем учащихся и гостей, психологический настрой к уроку).

Что может быть честнее

Я большим поручиться не могу.

Я честь не меньше жизни берегу,

Только с честью вместе!

- С чем сравнивают оба героя свою жизнь, и если это у них отнять, то их жизни придет конец?

Правильно, с честью. Многие люди предпочитают умереть, но сохранить свою честь.

- Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. - О чести и ее значению в жизни.

- О высоко нравственных, морально-этических качествах человека, одним из которых является честь.

- Цель нашего урока: Выяснить, что такое честь?

узнаем, что такое честь и почему она так важна для жизни человека.

• Кого называют честным человеком?

• Почему необходимо беречь честь смолоду?

3. Основная часть.

- Какие ассоциации вам приходят в голову со словом честь ? (совесть, честность) Эти слова пишу на ветках дерева.

- Давайте попробуем своими словами дать определение, что такое честь. (Ответы детей)

- А теперь давайте заглянем в словарь знаменитого толкователя русского языка Владимира Ивановича Д а ля.

На слайде выводится определение чести по Далю.

- Какие значимые слова вы услышали? Каких слов нет на нашем дереве? (дописываю)

Работа в парах.

А сейчас поработаем в парах. У вас на партах лежат листики с этими же словами, вам нужно прочитать, обсудить в парах и соединить эти слова с их значением на ваше усмотрение, а когда мы рассмотрим все качества человека, вы сами убедитесь, оправдались ваши предположения или нет. Соедините простым карандашом.

- А теперь давайте о каждом из них сейчас и поговорим.

Первое значимое слово – это достоинство .

Человек ценит себя не за модные вещи, крутые айфоны, планшеты, а за свою человеческую сущность, за то насколько он ЧЕЛОВЕК.

Таким образом, независимо от возраста, пола, национальности, богатства и всего прочего человек достоин уважения за то, что он морален: честно живет, отличает добро от зла, не совершает безнравственных поступков, способен быть справедливым. Задача каждого человека - не унижать достоинство других и не терять собственного.

- Второе значимое слово – доблесть

Доблесть – высшая добродетель, стойкость, мужество, самоотверженность. Это способность добывать победу. Победа всегда достигается силой человеческого духа. Сильные духом, это люди чести.

1380 г. Куликово поле. Великий князь Дмитрий Иванович , сняв великокняжеское облачение и надев доспехи простого воина, встал в общий строй Большого полка вместе со своим войском три часа держал страшный удар татарской конницы.

1854 год. Адмирал Владимир Корнилов , организатор обороны Севастополя. Смертельно раненный, истекая кровью, он успевает произнести: " Скажите всем, как приятно умирать, когда совесть спокойная. Я счастлив, что умираю за Отечество.

Много имен известнейших патриотов, прославившихся на поле брани, родила земля Русская, но не меньше их и в наше время.

- Какие нравственные качества проявились в этих поступках? ( Мужество, доблесть)

- Можно ли его назвать человеком чести?

- Какими качествами он должен обладать?

Не предавать друзей, Родину.

Умение сдержать свое слово.

Не совершать безнравственных поступков.

Прийти на помощь слабым.

Третье слово – честность – это качество человека, достойного уважения .

- А какого человека называют честным? (Который всегда говорит правду. Он справедливый, правдивый, совестный.) А почему?

- Каждый человек хотя бы раз в своей жизни давал честное слово. А вы давали честное слово? Если да, то сдерживали вы его?

- Честный человек всегда правдив. Он сдерживает свое слово и поступает по правде. Честным должно быть каждое слово человека. Честный человек имеет честь, он достоин уважения.

4. Физкультминутка.

- О последнем мы и поговорим. Благородство души.

Благородство — это когда ты делаешь добро незаметно, не ради признания и наград. Признать свою ошибку, извиниться, если ты виноват, не бояться попасть в глупое или трудное положение ради доброго дела — это не значит поступиться собственным достоинством, а значит поступить великодушно.

- Чистая совесть – это внутренний голос человека, который предостерегает его от совершения дурных поступков, это осознание ответственности за свое поведение, свои поступки перед самим собой.

- Вот мы и выяснили, что такое честь. Посмотрите на свои ответы. Оправдались ли ваши предположения или нет.

5. Подведение итогов урока

- А теперь, давайте выясним, почему необходимо беречь честь смолоду . Кто может объяснить смысл этой пословицы.

Какие плоды мы соберем в будущем, если с детства будим беречь свою честь?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опережающие задания:

Цели урока:

образовательные:

обобщить, систематизировать знания по образу Петра Гринёва;

проследить развитие характера Петра Андреевича;

обучение сравнительной характеристике героев;

дать понятие о преемственности пушкинских традиций в русской литературе;

развивающие:

развивать умение учащихся анализировать текст;

- развивать способности к умозаключениям;

развивать навыки работы со словарями;

воспитывающие:

воспитывать чувство чести и собственного достоинства, верность данному слову, бескорыстие в любви и дружбе, самопожертвование;

включить учащихся в философский поиск;

- воспитывать любовь к художественным произведениям.

Словарная работа:

Честь, достоинство, присяга, верность слову, самопожертвование.

Ход урока.

Береги честь смолоду.

Пословица.

I. Оргмомент. Объявление темы урока, целей, эпиграфа.

– На сегодняшнем уроке мы попытаемся обобщить, систематизировать знания по образу Петра Гринёва, в ходе работы увидеть те изменения, которые происходят в душе героя под влиянием встреч с разными людьми.

II. Вступительное слово учителя.

В марте 1833 года, работая над историей пугачевского бунта, Пушкин среди архивных документов находит следственные материалы по делу молодого офицера, взятого в плен Пугачевым и помилованного им. Почти невероятные, но при этом достоверные события превосходили любой художественный вымысел.

Пушкин входит во все подробности судьбы офицера, уже любя его как своего героя.

Предисловие становится благословением для героев, отправляющихся в дальнюю дорогу навстречу неизвестности. Их милые образы еще не легли на бумагу, но они уже поселились в душе. Пройдет еще много месяцев, прежде чем повесть тронется, как весенняя река. И тогда навсегда войдут в наше сердце капитанская дочка голубушка Маша Миронова, пылкий и отчаянный Петр Гринёв, неусыпно заботливый Архип Савельевич, которого поначалу, в черновиках, Пушкин звал Степаном.

Молодой, неопытный и наивный, он страстно хочет повзрослеть, но для этого он часто выбирает не те способы: игра на бильярде, пьянство, дерзость с Савельичем. Но в душе он добр и стыдится плохих поступков, которые совершает по неопытности.)

− Одна из задач нашего сегодняшнего урока – проследить становление характера главного героя. Давайте вспомним, с чего началось взросление героя. Когда, с какого момента судьба Петруши переменилась? Какие события, люди повлияли на судьбу Гринёва. Вследствие чего из Петруши он становится Петром Андреевичем Гринёвым?

− Как вы понимаете слова отца? (Он говорит о долге, чести, благородстве, верности слову.)

− С чего начал Петруша свою самостоятельную жизнь? (С игры на бильярде, проигрыша Зурину ста рублей.)

− Почему путники попадают в буран, кто их спасает? (Из-за упрямства Петруши, юношеского максимализма. Спасает вожатый, который указывает дорогу.)

− Как отблагодарил Петруша своего спасителя? (Пожаловал ему заячий тулупчик.)

− Как отнёсся к поступкам Гринёва Савельич? (Был недоволен, возмущён убытком, ворчит и возражает; считал, что Петруша не отдаёт отчёта в своих поступках.)

− Как вы расцениваете поведение Петра Андреевича? (Неправильно повёл себя с Савельичем, но долг честного человека – отвечать за свои поступки, поэтому правильно поступил, что отдал долг Зурину, пожаловал тулупчик спасителю.)

− Запомните эти вехи становления Петра Гринёва. Чуть позже мы построим схему развития характера главного героя. А лучше понять Петрушу нам поможет другой герой повести. Как вы думаете, какой? (Верно, Алексей Иванович Швабрин.)

− Что вы узнаёте о Швабрине и от кого? (От Василисы Егоровны. Швабрин переведён в Белогорскую крепость за дуэль. Он стал причиной гибели человека.)

− Чтобы лучше понять характер главного героя, составим сравнительную таблицу поступков Гринёва и Швабрина, которую будем заполнять в ходе рассуждения. Давайте посмотрим, как поступки одного и другого соотносятся с понятиями чести, мужества и благородства.

− Что мы можем выделить общего у Гринёва и Швабрина? (Оба дворяне, офицеры, служат в Белогорской крепости, влюблены в Машу Миронову.)

Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина

Общее. Оба дворяне, офицеры, служат в Белогорской крепости, влюблены в Машу Миронову.

Критерий сравнения

1. Отношение к семье капитана Миронова

1) – Давайте начнём с того, что представляет собой эта крепость, такая ли она, какой представлял себе герой? Как проходила служба в крепости? Кто по-настоящему был в ней командиром? Какая атмосфера царила в семье капитана Миронова? В гарнизоне? (Белогорская крепость совсем не походила на крепость в полном смысле этого слова. Скорее всего, это была простая деревушка. Командиром можно назвать Василису Егоровну. В Белогорской крепости царит тёплая семейная атмосфера, солдаты и командиры с теплотой относятся друг к другу, нет официальщины. Вся крепость словно большая семья. Пётр полюбил этих людей, ничего другого себе не желая.)

- Как приняли Петрушу в семействе Мироновых? (Тепло, выказывали заботу.)

– Кто из обитателей крепости резко выделяется из общего круга? Чем? (Алексей Иванович Швабрин. Он единственный из обитателей крепости говорит по-французски, его разговор остёр и занимателен. Он образован, служил в Петербурге в гвардии, переведён в Белогорскую крепость за дуэль.)

− Почему Швабрин, поначалу понравившийся Гринёву, постепенно стал вызывать у него неприятие? (Он плохо отзывается о семействе капитана Миронова, клевещет на Ивана Игнатьича, в плохом свете выставил Машу. Все эти люди стали дороги Гринёву, и ему неприятно было слушать о них плохое.)

Критерий сравнения

1. Отношение к семье капитана Миронова

С симпатией и любовью, с дружеской улыбкой, искренне любит и считает своей семьёй.


Урок литературы в 8 классе с презентацией. Урок-игра по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка".Закрепление навыков работы с текстом и дополнительной литературой, деталью художественного произведения, образом литературного героя, жанром эпического произведения, изобразительно-выразительными средствами, теорией литературы.


Полный текст материала Конспект и презентация к уроку литературы "Береги честь смолоду"; 8 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий




Смотрите похожие материалы

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Читайте также: