План конспект вводного урока по обж

Обновлено: 02.07.2024

Тема урока: Правила безопасного поведения в определённых жизненных ситуациях.

Цели урока:

Познавательная: активизировать мыслительную деятельность учащихся для усвоения знаний в системе;
способствовать систематизации основных навыков поведения в определённых жизненных ситуациях.
Развивающая: способствовать развитию логического мышления, внимания и самостоятельности.
Воспитательная: способствовать формированию правильных взаимоотношений; воспитанию уважительного отношения к окружающим.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Метод урока: информационный, репродуктивный, частично-поисковый.

Межпредметные связи: русский язык, литература, обществознание, этика.

Комплексно-методическое обеспечение: ноутбук, мультимедийный проектор, учебник ОБЖ, сборник заданий по предмету ОБЖ.

План урока

Конспект урока

1. Организационный момент. (1 минута)

2. Мотивация учащихся на учебную деятельность. Целеполагание. (3 минуты)

Да, человек должен быть красив не только снаружи, но и изнутри. А внутренняя красота не есть только здоровье и забота о собственной безопасности, не менее важно нравственное наполнение. Имея нравственное наполнение, человек всегда будет заботиться о своём здоровье и физическом благополучии. Как Вы думаете, какие задачи ставит перед собой человек, заботящийся о своей безопасности и нравственном благополучии?

Итак, верно были определены следующие задачи:

  1. необходимо знать общие правила безопасного поведения и использовать их в определенных жизненных ситуациях;
  2. развивать нравственную составляющую, свойственную любой личности.

Таким образом, из определённых Вами задач, Вы ставите перед собой следующую цель: систематизировать алгоритм своих действий, проанализировав возникшую ситуацию.

О чём необходимо помнить при посещении массовых мероприятий?

  1. Необходимо ознакомиться с планом эвакуации на случай ЧС.
  2. О правилах поведения в конфликтных ситуациях.
  3. О правилах и мерах употребления алкосодержащих напитков.
  4. О правилах безопасности в местах массового скопления народа.

3. Актуализация субъективного опыта учащихся (конкурс пословиц и поговорок). (7 минут)

  • В здоровом теле – здоровый дух.
    (Здоровый дух – рождает здоровое тело.)
  • Береги честь смолоду, как платье с нову.
  • Пока гром не грянет, мужик не перекрестится.
  • На бога надейся, а сам не плошай.
  • Береженого Бог бережет, не береженого канвой стережет.
  • Без труда не вынешь рыбку из пруда.
  • Семь раз отмерь, а один раз отрежь.

(преподаватель комментирует все пословицы и поговорки учащихся)

(очень хорошо, молодцы, с конкурсом пословиц и поговорок Вы справились)

4. Обобщение и систематизация опорных знаний (комментарии высказываний учащимися). (10 минут)

Сегодняшний разговор о правилах безопасного поведения в определённых жизненных ситуациях хотелась бы начать с мудрых мыслей. Прочитайте и постарайтесь проанализировать суть данных высказываний. (Приложение 2)

(учащиеся читают высказывания и комментируют их)

  • Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и об обязанностях, вытекающих из этих отношений (Поль Анри Гольбах).
  • Когда мужчины неуважительно относятся к женщине, это почти всегда показывает, что она первая забылась в своём обращении с ними (Дени Дидро).
  • Нам дарует радость не то, что нас окружает, а наше отношение к окружающему (Франсуа де Ларошфуко).
  • Женщине разумной и хорошо воспитанной столь же противно посягать на права мужчины, сколь разумному мужчине противно злоупотреблять слабостью женщины (Даниэль Дефо).

5. Формы работы учащихся по материалу урока: (19 минут)

(спасибо, может быть у вас есть дополнения? хорошо)

Взаимоотношения людей определяются не только правилами этикета, но и основными правилами безопасного поведения.

Девушки в силу ряда причин становятся первыми жертвами преступников, уличных грабителей и хулиганов. Поэтому подготовленные мной рекомендации касаются скорее их, но и юноши должны знать, какие опасности подстерегают их подруг, чтобы вовремя предупредить или предотвратить возможное преступление. Итак, возьмите на вооружение некоторые следующие рекомендации по безопасному поведению в жизни.

(зачитываем рекомендации из презентации)

  • Одежда не должна быть вызывающей, яркой, слишком откровенной.
  • Одежда должна быть удобной для движения, в том числе быстрого.
  • Обувь должна быть удобной не только для танцев, но и для ходьбы и бега.
  • Поведение не должно быть вызывающим, развязным.
  • Слишком яркий, грубый макияж выдаёт желание обратить на себя внимание.
  • Грубый с надрывом смех, развязный разговор привлекает лиц определённой наклонности.
  • Нельзя садиться в машину к незнакомым или мало знакомым людям.
  • Идти домой следует по людным, освещённым улицам.
  • Постарайтесь, чтобы ваши близкие встречали вас или сопровождали до дома.
  • Имейте под рукой простейшие защитные средства (баллончик с газом, лаком для волос, шпильки, свисток, пакетик с молотым перцем или табаком и т.д.).

(какие ещё рекомендации Вы можете добавить?)

Чтобы избежать насилия в отношении себя, очень важно регулярно проигрывать в уме различные ситуации, находя выход из них с наименьшими потерями для себя. Вместе с тем также всегда следует помнить о недопустимости превышения необходимой обороны.

При выполнении задания Вы можете пользоваться учебником & 1.3.

АКС № 1

Продолжение описания ситуации.

Вопрос и задание.

- Как расценить действия девушки?

- Есть ли состав преступления в её действиях?

- Подобное причинение вреда является ли преступлением?

АКС № 2

Вопрос и задание.

- Правомерны ли были его действия? Объясните, почему вы так считаете.

- Какие факторы позволяют потерпевшему избрать самые жесткие меры защиты?

- Всегда ли тот фактор, что оружие от нападавшего переходит к защищавшемуся, может свидетельствовать об изменении характера посягательства?

Ответ: явно выраженный характер опасности, недвусмысленные угрозы позволяют потерпевшему избрать самые жесткие меры защиты вплоть до лишения жизни нападающего. В то же время могут создаться такие сложные ситуации, когда оружие от нападавшего переходит к защищавшемуся. Сам по себе этот факт ещё не свидетельствует о прекращении состояния необходимой обороны. Однако с учётом конкретных обстоятельств утрата нападавшим оружия может свидетельствовать об изменении характера посягательства.

5.3. работа с опорной схемой.

Давайте вместе обобщим, что надо предпринять в данной ситуации. По порядку выстройте алгоритм верных действий и ответьте на вопросы.

(учитель обобщает высказывания и предположения учащихся)

Итак, обобщим информацию. Задание – предложенные на доске этапы систематизируйте в верный алгоритм. (Приложение 4)

(1 учащийся) Ваши действия при возникновении конфликтной ситуации в клубе?

(спросить) Правильно ли составлен алгоритм на доске?

(2 учащийся) Алгоритм действий при пожаре?

(спросить) Правильно ли составлен алгоритм на доске?

6. Заключительная часть: (5 минут).

В заключительной части нашего урока мне ещё раз хотелось бы заострить Ваше внимание на том, что безопасность человека целиком и полностью зависит от него самого, от знания законов, прав и обязанностей, правил и тактики поведения в определённых жизненных ситуациях.

ценки за урок, плюсы и минусы в ответах учащихся)

Домашнее задание.

Я предлагаю Вам самостоятельно выбрать любую чрезвычайную ситуацию и проанализировать её. Составить алгоритм действий в этой ситуации.

Рефлексия: (Приложение 5) Сегодня на уроке Вы получили отметки за работу, и я, прошу Вас, выставит отметку за урок мне.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Помочь обучающимся осознать место и роль основ безопасности жизнедеятельности в предметной области и профессиональной деятельности.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Раздел: Основы безопасность жизнедеятельности.

Преподаватель: Пешкова Марина Ивановна

Специальность: дошкольное образование

корпус №_____________, кабинет №________________

Тип занятия: изучения нового материала.

Вид занятия: комбинированный с применением ИКТ.

1.Методические: показать способ изучения нового материала обучающимися через использование ЭОР;

-показать организацию деятельности обучающихся, способствующую формированию ОК1, ОК3.

- помочь обучающимся осознать место и роль основ безопасности жизнедеятельности в предметной области и профессиональной деятельности;

3.Воспитательные: воспитывать добросовестное и сознательное отношение к учебному процессу;

- воспитывать у обучающихся чувство ответственности за собственную безопасность и здоровье (окружающих людей).

4.Развивающие: способствовать формированию осознанной организации самостоятельной работы на занятиях и дома;

- формировать потребность в приобретении знаний.

Методическое обеспечение учебного занятия: рабочая программа, конспект учебного занятия, наглядный материал, учебники.

Периферийное оборудование: компьютер, видео-панель.

Структура и содержание учебного занятия

Деятельность

преподавателя

Приветствие. Знакомство с обучающимися. Проверка присутствующих.

Настроить обучающихся для восприятия нового материала.

Молча приветствуют преподавателя, садятся.

Дежурный называет отсутствующих.

Проверяют наличие учебных принадлежностей.

Изучение учебного материала

Объявление темы. Мотивация в изучении темы.

Участие в беседе, анализе проблемных ситуаций.

Подведение итогов (анализ, самоанализ)

Изложение материала занятиеа.

Беседа с учащимися по теме занятиеа.

Восприятие и осмысление учебного материала, актуализация знаний.

Инструктаж к выполнению практического задания

Подготовка к выполнению практической деятельности.

Выполнение практической работы

Индивидуальный контроль по выполнению практических действий.

Выполнение практической работы.

Анализ действий. Рефлексия, самоконтроль.

Подведение итогов учебного занятия. Оценка полученной информации.

Самооценка обучающихся. Отметки, полученные за активность на занятии.

Домашнее задание: выучить основные понятия и термины в области ОБЖ. Пользуемся записями конспекта, учебниками, интернет ресурсами.

Самостоятельная работа: начать составление и изучение глоссария основных понятий, терминов и определений в области ОБЖ. Пользуемся записями конспекта, учебниками, интернет ресурсами.

Приветствие. Знакомство с обучающимися. Проверка присутствующих.

Мотивация в изучении темы.

Какова же мораль сей сказки? И чему же она может научить?

Тому, что спасение утопающих, дело рук самих утопающих. Порой не стоит полагаться на других, а действовать самим. Разве это не помогает сформировать культуру безопасности?

Приведите пример сказок… (выслушать ответы)

Переходим к основные понятиям, терминам и определениям в области основ безопасности жизнедеятельности.

Одна из потребностей человека – потребность в безопасности.

Система потребностей: духовные (знания, развитие, культура, тяга к прекрасному),

потребность к любви, уважению, высокому статусу и витальные потребности (еда, вода, воздух, здоровье, безопасность).

Анализ истории свидетельствует, что потребность обеспечения безопасности относится к числу основных мотивов деятельности людей и сообществ. Стремление к безопасности обусловило объединение наших пращуров в сообщества, формирование силовых структур (армии, полиции и многочисленных служб охраны, в том числе от стихийных бедствий), предопределило образование многих международных организаций и, в конечном счете, привело к созданию ООН, призванной обеспечивать безопасность существования всего населения Земли.

Безопасность – это гарантированная конституционными, законодательными и практическими мерами защищенность и обеспеченность жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

это наука, которую надо изучать и развивать;

это искусство, которое надо постигать;

это культура, которую надо воспитывать.

Жизненно важные интересы – это:

правовое и социальное благополучие;

стабильное и эффективное функционирование.

- безопасность – это повседневная, тяжелая, рутинная, но крайне важная работа? (выслушать ответы)

Безопасностьэто состояние защищенности личности, общества, государства от внешних и внутренних опасностей и угроз, базирующееся на деятельности людей, общества, государства, мирового сообщества народов по выявлению (изучению), предупреждению, ослаблению, устранению (ликвидации) и отражению опасностей и угроз, способных погубить их, лишить фундаментальных материальных и духовных ценностей, нанести неприемлемый (недопустимый объективно и субъективно) ущерб, закрыть путь для выживания и развития.

Определите современные проблемы, записать в тетрадь.

- озвучьте свой список

Современные проблемы:

сохранение мира на Земле;

экологическая проблема, связанная с разрушением природной среды;

демографическая проблема, порожденная быстрым ростом численности населения и его миграцией в глобальном масштабе;

энергетическая и сырьевая проблема, вызванная ограниченностью минерально-сырьевых и других природных ресурсов планеты;

проблема здоровья человека и человечества.

Опасности – это возможные или реальные явления, события и процессы, способные нанести вред человеку, социальной группе, народу, обществу, государству, человеческому сообществу и Земле или даже уничтожить их; нанести ущерб их благополучию, разрушить материальные, духовные или природные ценности, вызвать деградацию, закрыть путь к развитию

Представляется целесообразным группировать опасности и угрозы по следующим признакам:

по направленности против определенных субъектов, их интересов и потребностей, а также против тех или иных объектов (в том числе природных);

по отношению к объектам воздействия – на внутренние и внешние;

по сферам действия (экология, экономика, политика, социальная область, сфера обороны, культурология и т.д.);

по масштабам (глобальные, региональные, государственные, местные и т.д.);

по способам и формам проявления (заявления, конкретные действия, совокупность обстоятельств, которые могут породить опасность в перспективе и требуют защитного реагирования, и т.д.);

по источникам и движущим силам (природные, обусловленные деятельностью людей и т.д.);


по ожиданию воздействия на объекты (время наступления опасности).

Угроза – это опасность на стадии перехода из возможности в действительность, высказанное намерение или демонстрация готовности одних субъектов нанести ущерб другим.

Переносим схему в тетрадь.

- В какой области знаний находится наша наука? (физика, химия, математика, физическая культура, психология т т.д.)

Черпая информацию, методы, подходы, знания из всех областей научных знаний БЖД как бы находится на стыке наук, имея явно практическую направленность. По существу, это модульное знание, направленное на оптимизацию поведения человека в современном опасном мире. Обычно такие области знаний называют технологиями (маркетинг, менеджмент, физкультура и т.д.).

- Таким образом, предлагаю дать следующее определения нашего предмета ОБЖ

- Что такое адаптация?

Задачи ОБЖ научить:

правильно действовать в опасной ситуации.

Оценка полученной информации. Самооценка обучающихся.

Предложите обучающимся облако "тегов", которые необходимо дополнить. На видео-панели слайд, где указаны варианты:

сегодня я узнал.

было интересно узнать, что…

- Мир вокруг нас не всегда может быть спокоен и добр. В нем вы, всегда, можете встретиться с опасностью. Опасность - это события или действия, способные нанести вред или даже привести к смерти человека. Люди накопили много знаний о самых разнообразных опасностях: о пожарах и отравлениях, об авариях и бытовых травмах, об укусах собак и насекомых; с ними мы с вами и будем знакомиться. Три правила помогут вам: - предвидеть опасность; - избегать ее; - при необходимости действовать.

Чем лучше вы усвоите приемы безопасного поведения, тем легче справитесь с опасностями, которые могут подстерегать в повседневной жизни.

Отметки, полученные за активность на занятии.

Домашнее задание: выучить основные понятия и термины в области ОБЖ. Пользуемся записями конспекта, учебниками, интернет ресурсами.

Самостоятельная работа: начать составление и изучение глоссария основных понятий, терминов и определений в области ОБЖ. Пользуемся записями конспекта, учебниками, интернет ресурсами.

Литература для выполнения домашнего задания и самостоятельной работы:

А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 кл.: Учебник для Общеобразовательных учреждений.-М.: Просвещение,2012.С.5

В.Н. Латчук, В.В. Марков и др. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 кл.: Учебник для НПО.- М.: Дрофа, 2011. С-5.

Список дополнительной литературы

Ильичев, А. Большая энциклопедия выживания в экстре­мальных ситуациях. - М.: ЭКСМО - Пресс, 2002.

-Формировать умение быстро и правильно действовать при опасных ситуациях.

- Умение логически мыслить;

- Развивать качества личности для обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.

- Воспитать чувство ответственности за личную безопасность;

- Воспитать чувство осторожности и самосохранение;

- Воспитать ценностное отношение к своему здоровью и жизни.

Планируемые результаты:

- Личностные: воспитывать личность безопасного типа; чувство ответственности за собственную жизнь и жизнь других людей.

- Метапредметные: учатся самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни, сравнивают, анализируют, умеют вести диалог.


Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, серия мультфильмов в области ОБЖ; презентация, подготовленная к уроку, картинки

Весь урок сопровождается мультимедийной презентацией, картинками на классной доске.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые УУД

1.Организационный момент

Прозвенел звонок веселый,

Всех собрал нас на урок.

Чтобы каждый очень просто

В жизни сам себе помог.

Подготовка к уроку, настрой на совместную деятельность

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

2.Актуализация знаний

Как вы думаете: На какой предмет вы пришли и, зачем он

Сегодня мы начинаем изучение нового предмета ОБЖ.

Начать урок хочется со стихотворения: (но стихотворение будет поделено на две части)

В школе новый есть предмет –

Он спасет от многих бед!

В каждом классе он введен,

В каждом классе нужен он!

В пятом классе и в шестом,

И в одиннадцатом он!

Это знать пора уже…

Слово длинное идет:

ОБЖ – это спасенье,

Бед от многих избавленье!

Чтоб опасность избежать,

ОБЖ должны вы знать!

Просматривают фрагмент мультфильма

Обдумывают вопрос и дают ответы.

Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

Умение организовать выполнение заданий учителя.

Умение воспринимать информацию на слух.

3.Целеполагание. Мотивация

Сегодня у нас первый (вводный урок).

А как вы думаете, какая основная задача стоит перед вами?

Вы прослушали часть стихотворения. А теперь скажите: Как можно расшифровать аббревиатуру?!

Отвечают на поставленные вопросы.

Определяют с помощью учителя или самостоятельно задачи

Вступают в дискуссию по определению задачи

Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

Преобразовать информацию из одного вида в другой.

Коммуникативные: формирование грамотных, четких речевых высказываний;

проводить анализ учебного материала.

4.Изучение нового материала

Опасностей вокруг нас хватает.

Наша задача: знать, уметь избегать и правильно действовать при их возникновении.

А можете ли вы предположить, какие темы изучает предмет ОБЖ?

А вот сейчас вы и узнаете темы, которые вы будете изучать! Но для этого вам нужно будет отгадать загадки. И по загадкам определите тему.

Шипит и злиться,

С языком, а не лает,

Без зубов, а кусает. (огонь)

Все сено съела. (спичка)

О чем мы будем говорить?! пожар

Тема: Пожарная безопасность

Я глазищами моргаю

Неустанно день и ночь.

Я машинам помогаю

И тебе хочу помочь. (светофор)

Не живая, а идет;

Неподвижна, а ведет. (дорога)

О чем здесь пойдет речь!?

Тема: Правила дорожного движения

Весной потекло. (лед)

Два брата родных:

Одного всякий видит,

Другого все слышат,

Да не видят. (молния, гром)

О чем здесь речь!?

Тема: Погодные явления. ЧС природного характера

Сейчас очень много создают для вас обучающие серии мультфильмов, программы, которые учат вести себя правильно.

А можете ли вы назвать эти мультфильмы?

Чтобы всегда быть готовым к встрече с любыми трудностями и делать как можно меньше ошибок, существуют правила ОБЖ.

Как вы думаете, какие это правила?

Вашему вниманию предлагаются Главные правила ОБЖ!

Изучай виды и причины опасностей.

Учись предвидеть опасные ситуации.

Не допускай опасных ситуаций, избегай их.

Не пугайся и не паникуй в сложных ситуациях.

Столкнувшись с опасностью, действуй обдуманно и решительно.

Обращайся за советом к родителям и специалистам.

Выбирай самый безопасный способ действия.

В трудной ситуации борись за себя.

Однажды две лягушки свалились в горшок с молоком и стали тонуть. Тонуть им, конечно, не хотелось, тогда они стали барахтаться что есть мочи. Но у этого глиняного горшка были очень высокие скользкие стенки и лягушкам оттуда никак не выбраться.

Подумала она так, перестала барахтаться – и утонула.

Но только все зря. Как ни плавай – все бесполезно. Горшок маленький, стенки скользкие – никаких шансов.

И вдруг чувствует, что под ногами у нее уже не молоко, а что-то твердое, что-то такое крепкое, надежное, вроде земли. Удивилась лягушка, посмотрела и видит: никакого молока в горшке уже нет, а стоит она, лягушка, на комке масла.

Удивилась она, а потом догадалась: ведь это она сама лапками своими из молока твердое масло сбила.

Подумала она так, выпрыгнула из горшка, отдохнула и поскакала к себе домой.

Как вы думаете, в чем смысл данной притчи?!

Никогда не сдавайся и не опускай руки! Какими бы ни были обстоятельства, выход всегда есть и иногда очень неожиданный. Побеждает тот, кто не сдается.

Учащиеся пытаются ответить

на поставленные вопросы

Слушают учителя, отвечают на заданные вопросы, рассуждают

Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

Умение работать в заданном темпе.

Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы

Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Умение работать с информацией

Вторая часть стихотворения

Праздник жизни, а не скука!

Где на все готов ответ:

Как в лесу не заблудиться,

Как под лед не провалиться.

Как пожара избежать,

Как купаться, загорать!

ОБЖ все вам расскажет,

И поможет, и подскажет:

Как узнать вороний глаз,

Как надеть противогаз.

Как вести себя в метро,

Как идти, когда темно!

Кто подскажет? ОБЖ!

В нем ответ готов уже!

5. Обобщение и систематизация знаний

А как вы думаете, могут ли сказки учить нас правильному поведению безопасности!?

В этих сказках было нарушение ОБЖ, что привело к печальным последствиям?

Объясните почему?

А закончить урок мне хочется еще одним стихотворением:

Знают взрослые и дети,

Что ценней всего на свете:

Безопасность и здоровье

В жизни – главное условие.

Мы хотим себя проверить

И родителей заверить,

Что в любой чрезвычайной обстановке

Спасем, проявим быстроту, сноровку.

Знаем, как себя вести

С незнакомым на пути,

Чем помочь при отравлениях,

Переломах и землетрясениях,

Как опасность избежать,

Как болезней миновать.

Многое уже известно,

Больше знать всегда полезно!

Друг, не мешкай, не пугайся,

В мир увлечений ОБЖ скорей пускайся!

сформулировать ответ на поставленный вопрос

Обдумывают вопрос и дают ответы.

Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности.

Умение распределять задачи для выполнения задания.

6. Рефлексия

Определение эмоционального личностного отношения к уроку.

Организует оценку итогов урока

Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

Внутренняя рефлексивная самооценка деятельности.

7. Домашнее задание

На альбомном листе формата А4, придумать предупреждающий знак о правилах поведения, о правилах безопасности


Основы безопасность жизнедеятельности (ОБЖ) – комплексная наука, изучающая поведение человека в опасных условиях. Такие условия могут создаваться производственными, социальными и природными факторам. Опасности создавае­мые этими факторами могут являться причиной травм, болезней, инвалидных и летальных исходов.

В содержание курса входят изучение теоретических и практических основ обеспечения безопасности жизнедеятельности на производстве, в условиях чрезвычайных ситуаций, изучение законодательной и нормативной базы ОБЖ, а также механизма управления охраной труда и предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС).

Целью изучения курса ОБЖ является теоретическая и практическая подго­товка к безопасному поведению в чрезвычайных, экстремальных и потенциаль­но опасных условиях.

Задачей изучения курса является выработка умения грамотно применять на практике полученные знания для обеспечения безопасности работников, преду­преждения травматизма, профессиональных заболеваний, несчастных случаев и чрезвычайных ситуаций.

Основное понятие в ОБЖ — опасность, т.е. свойство всех систем, имею­щих активные физические, химические и биологические компоненты, которые в определенных условиях могут наносить ущерб здоровью человека. Опасности могут носить явный и скрытый (потенциальный) характер, который проявляет­ся при определенных условиях.

По происхождению различают опасности:

По времени прояв­ления отрицательных последствий их разделяют на:

импульсивные (проявляют­ся сразу)

кумулятивные (склонные к накоплению)

Оценкой степени опасности является риск – частота реализации опасности. Для количественной оценки риска используют отношение числа неблагоприят­ных последствий к их возможному числу за определенный период. Создание условий жизнедеятельности, исключающих риск полностью, является невы­полнимой задачей, поэтому на практике используют концепцию приемлемого (допустимого) риска, который является компромиссом между требованиями безопасности и возможностями ее достижения.

В результате активной преобразовательной деятельности человека им соз­дан новый тип среды обитания – техносфера.

При создании техносферы чело­век стремится к повышению комфортности обитания, обеспечению защиты от внешних естественных воздействий. При этом техносферные условия наряду с положительным оказывает и негативное воздействие на человека и окружаю­щую природную среду.

Комплекс негативных факторов, связанных с созданием и развитием техносферы включает:

химическое загрязнение – повышение содержания вредных химических веществ в воздухе, воде, почве, продуктах питания;

физическое (параметрическое) загрязнение – изменение физических па­раметров среды обитания (повышение температуры, уровня шума, радиацион­ного и электромагнитного фона);

биологическое загрязнение – увеличение содержания болезнетворных микроорганизмов, рост заболеваемости, появление новых опасных инфекций;

негативные социальные и психологические факторы, обусловленные со­циальным и информационным стрессом, ведущие к росту психосоматических заболеваний, росту преступности, наркомании, суицидам.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ И ОПРОСА:

2. Что входит в курс ОБЖ;

3. Что является целью изучения курса ОБЖ;

4. Что является задачей изучения курса ОБЖ;

5. Что является основным понятием в ОБЖ;

6. Назовите виды опасностей;

7. Раскройте понятие опасности производственного фактора;

8. Раскройте понятие вредности производственного фактора;

9. Что такое охрана труда;

10. Что такое техника безопасности;

11. Что такое химическое загрязнение;

12. Что такое физическое загрязнение;

13.Что такое биологическое загрязнение;

Что такое негативные социальные и психологические факторы.


-75%

Читайте также: