Конспект урока александр невский презентация 5 класс

Обновлено: 04.07.2024

Цель урока: Показать, что кроме сюжета замечательные творения композитора, художника и кинорежиссёра, роднит воспетые в этих произведениях чувство патриотизма и любви к Родине.

Задачи урока:

  1. Повторение жанров русских народных песен и их характерных черт;
  2. Продолжение знакомства с кантатой, как музыкальным произведением торжественного или лирико-эпического характера, состоящим из нескольких законченных номеров и исполняемым певцами - солистами, хором в сопровождении оркестра;
  3. Укрепление понимания взаимосвязи киноискусства, изобразительного и музыкального искусства;
  1. Приобщение детей к сокровищам отечественной музыкальной классики, воспевающей силу и мощь русского народа;
  2. Создание эмоционально-положительной, творческой атмосферы на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся.
  1. Формирование музыкального вкуса, умения слушать и анализировать фрагменты кантаты;
  2. Развивать вокально-хоровые навыки;
  3. Расширить кругозор учащихся через знакомство с новым репертуаром.

Тип урока: комбинированный.

Методы:

Оборудование:

  1. компьютер;
  2. проектор;
  3. звукоусиливающая аппаратура (колонки);
  4. синтезатор.

Материалы:

Ход урока

I. Организационный момент

Слайд 1 (Тема урока)

Звучит Праздничный трезвон. Дети входят в класс. Музыкальное приветствие.

II. Работа по теме урока

Учитель: Очень часто наш город, Санкт-Петербург, называют музеем под открытым небом. И, несмотря на то, что история нашего города начала своё летоисчисление с 1703 года, сегодня мы с Вами посетим музей, который хранит память о событиях, произошедших за несколько веков до основания нашего города. Итак, о каком музее в нашем городе идёт речь? Первая подсказка сейчас появится на экране. (На слайде в качестве подсказок выведены четыре фотографии Александро-Невской Лавры. Если кто-то из ребят догадается, о каком музее идёт речь после первой подсказки, предложить сохранять эту информацию втайне и подождать остальных учащихся)

Ученики: Это Александро-Невская Лавра.

Учитель: Совершенно верно, но если быть более точным, то Свято-Троицкая Александро-Невская лавра. И вот здесь возникает следующий вопрос. Первая часть названия лавры: Свято-Троицкая связана с названием собора, который расположен на территории лавры, а вот с чем или с кем связано название второй её части: Александро-Невская?

Ученики: С князем Александром Невским, который прославился своими победами над шведами в 1240 году на Неве, за что и получил прозвище Невский и над ливонскими рыцарями на Чудском озере в 1242 году.

Учитель: Как Вы видите славные деяния Александра Невского, происходили как раз недалеко от тех мест, где в 1703 году по приказу царя Петра I началось строительство новой столицы. И по его же приказу в 1724 году мощи Александра Невского были перевезены из Владимира в Александро - Невский монастырь. Я думаю, что Вы догадались, о ком пойдёт речь сегодня на уроке?

Ученики: Да, об Александре Невском.

1. Беседа по теме урока

Учитель: Я предлагаю обратить наши взоры в далёкое прошлое. Но, как Вы думаете, откуда нам известно всё то, что происходило много веков назад?

Ученики: За это мы должны благодарить народных сказителей, которые слагали песни и былины о подвигах русского воинства, передавая их из уст в уста.

А и было дело на Неве-реке,
На Неве-реке, на большой воде.
Там рубили мы злое воинство,
Злое воинство, войско шведское.

Учитель: Как Вы думаете, прозвучавшие стихи написаны современным автором или это фрагмент былинных напевов?

Ученики: Очень похожи на былинные напевы, но если предположить, что эти стихи написаны современным автором, то они передают дух старины.

Ученики: Неторопливое, размеренное движение. Мелодия строгая и величественная, с широким дыханием.

Слайд 8 (Определение кантаты)

Кантата – (латинское canto, буквально – пою). Музыкальное произведение торжественного или лирико-эпического характера, состоящее из нескольких законченных номеров и исполняемое певцами-солистами, хором в сопровождении оркестра.

А какова основная мысль этой части?

Ученики: Рассказ о недавней победе русских над шведами.

Учитель: Правильно. А может быть кто-то готов дополнить ответ?

Ученики: И о готовящемся новом испытании: "Не уступим мы землю русскую".

Учитель: Я Вам очень благодарна, что Вы были внимательными слушателями и процитировали одну из основных идей, но мне бы хотелось дополнить: "Кто придет на Русь, будет насмерть бит". Эту идею продолжил в своём творчестве народный художник СССР Павел Дмитриевич Корин.

А что такое триптих?

Ученики: Это картина, которая состоит из трёх частей.

Учитель: И что очень важно заметить – все три части объединены общей идеей, темой или сюжетом.

Слайд 11 (Определение триптиха)

Три части картины объединены сюжетной линией — это подготовка к борьбе с иностранными захватчиками.

На центральной картине триптиха изображен Александр Невский. Каким Вы видите Александра Невского на этом полотне?

Ученики: Облик князя грозен. Это настоящий русский богатырь-защитник, который не даст в обиду свою землю. Он стоит на рубеже русских земель и зорко смотрит, откуда появится враг. Александр опирается на большой меч, а за его спиной широко простирающиеся русские земли. Широкоплечий воин в латах олицетворяет собой всю мощь русского оружия, смелость и мужество русского народа, который готов сражаться до последней капли крови за свою свободу и независимость.

Учитель: А если бы Вам предложили озвучить эту часть картины, то интонации каких жанров Вы бы предпочли?

Ученики: Мне кажется, что образ князя Александра Невского созвучен с мужественным, гордым и торжественным маршем. А вот простирающиеся русские земли, на защиту которых встал Александр Невский и его дружина - музыкальной темой, схожей по характеру с протяжными русскими народными песнями.

Как начинается этот фрагмент. Какие изобразительные интонации использует композитор?

Ученики: Эта часть кантаты начинается с колокольного звона.

Учитель: С какой целью композитор вводит в звучание оркестра колокольный звон?

Ученики: На Руси был обычай обо всех событиях оповещать людей колокольным звоном. Если нужно было сообщить о приближающейся опасности, то звонари ударяли в набатный колокол. А хор, как отклик, звучит очень активно и призывно.

Учитель: Весь фрагмент звучит активно и призывно?

Ученики: Нет, в средней части характер меняется. Здесь композитор как бы создаёт образ Родины-Матери, поэтому музыка звучит неторопливо, но при этом величественно.

Ученики: Протяжные, былинные напевы.

Учитель: Мы уже говорили о том, что появлению кантаты предшествовала работа в кино, поэтому ряд музыкальных фрагментов кантаты С.С. Прокофьев дополнил и сейчас у Вас будет небольшая творческая работа, в которой Вы после просмотра видеофрагмента, должны будете отметить, что же изменилось в звучании хора из кантаты. (Просмотр видеофрагмента. Выполнение творческой работы и её обсуждение ).

4. Заключение

Учитель: Как Вы думаете, почему этот xoр был очень любим в годы Великой Отечественной войны?

Ученики: Мы знаем, что весь русский народ откликнулся на призыв Александра Невского, и встал под ружьё от мала до велика. А также мы знаем, что битва с ливонскими рыцарями закончилась победой. Я, думаю, в годы Великой Отечественной войны нужны были такие примеры, чтобы поддержать боевой дух советской армии.

III. Домашнее задание

Слайд 20 (Домашнее задание)

IV. Показ песни. Работа над песней.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

 Александр Невский -русский национальный герой, которым гордится вся страна.

Александр Невский -русский национальный герой, которым гордится вся страна. Этот новгородский князь был разумным политиком, великим воином, стратегом и тактиком, не проигравшим ни единого сражения. Он заслужил звание истинно христианского правителя, хранителя православной веры, свободы народа. Александр Невский признан святым, канонизирован Русской православной церковью.

Александр Невский родился в городе Переславль-Залесский 13 мая 1221 года. Наз.

Александр Невский родился в городе Переславль-Залесский 13 мая 1221 года. Назвали его в честь Александра Македонского – великого полководца. Его отец, Ярослав Всеволодович был князем в этом городе, а потом становиться правителем Киевского и Владимирского княжества. В 4 года Александр прошёл обряд посвящения в воины и получил титул княжича. В 16 лет он становиться правителем Новгорода.

Знаменитая Невская битва, состоявшаяся 15 июля 1240 года. Рыцари-крестоносцы.

Знаменитая Невская битва, состоявшаяся 15 июля 1240 года. Рыцари-крестоносцы, высадились на нашей земле. Войско юного князя сумело разбить лагерь шведов, расположившийся у устья реки Ижоры. В бою произошло знаменитое сражение Александра с предводителем шведов, Ярлом Биргером. Шведы, оставшиеся без предводителя, не устояли под напором русского войска, и были разбиты.

Немецкие войска, воспользовавшись моментом, немедленно захватили Псков, Избор.

Немецкие войска, воспользовавшись моментом, немедленно захватили Псков, Изборск, вожские земли, оказались в близи Новгорода. 5 апреля 1242 года на Чудском озере Александр устроил для рыцарей Ледовое побоище. Неповоротливых рыцарей, облаченных в тяжелые доспехи, русские воины заманили на тонкий лед и разгромили .

Битвы с крестоносцами и победа над ними имели огромное значение для Руси. Але.

Битвы с крестоносцами и победа над ними имели огромное значение для Руси. Александр со своим войском дал возможность нашей стране остаться православной и не уйти под власть иноземцев.

Александр Невский был очень умным и дальновидным политиком. Он поехал в Золот.

Александр Невский был очень умным и дальновидным политиком. Он поехал в Золотую Орду к хану Батыю, прекрасно понимая, что иначе ордынцы придут сами. Перед ханом он вел себя очень учтиво и даже смиренно. Через 2 года хан дал ярлык на княжение Александру.

Жизнь в неволе и тяжелые думы подточили здоровье русского князя. Александр во.

Жизнь в неволе и тяжелые думы подточили здоровье русского князя. Александр возвращается на родную землю тяжелобольным человеком, под именем Алексия он принять торжественную клятву православных монахов. Церковь высоко чтит князя, благодаря которому Русь сохранила православие.

Храмы, освящённые в честь благоверного Александра Невского в Петербурге Свято.

Храмы, освящённые в честь благоверного Александра Невского в Петербурге Свято-Троицкая Александро-Невская лавра: архитектурный комплекс, построенный в память о победе в Невской битве. В 1710 г царь Пётр поручил строительство Александро-Невского монастыря. В Усть-Ижоре, где состоялась Невская битва построена церковь во имя святого Александра Невского.

Князе-Владимирский собор. Икона Святого Александра Невского в соборе.

Князе-Владимирский собор. Икона Святого Александра Невского в соборе.

Перенесение императором Петром I мощей святого князя Александра Невского в Са.

Перенесение императором Петром I мощей святого князя Александра Невского в Санкт-Петербург 30 августа 1724 года.

Крестный ход 12 сентября по Невскому проспекту в честь перенесения мощей свят.

Крестный ход 12 сентября по Невскому проспекту в честь перенесения мощей святого Александра Невского в Санкт-Петербург.

Орден святого Александра Невского был учреждён в 1725 г. Екатериной I и предн.

Орден святого Александра Невского был учреждён в 1725 г. Екатериной I и предназначался для награждения как военных так и гражданских лиц. С 1942 г. был учреждён новый орден Александра Невского для командного состава Красной армии.

Ответь на вопросы: 1. В каком русском городе родился князь Александр? 2.Сколь.

Ответь на вопросы: 1. В каком русском городе родился князь Александр? 2.Сколько лет было князю Александру, когда он одержал победу над шведами у устья реки Ижоры за что его прозвали Невским? 3. Как звали предводителя шведского войска? 4.Когда и где произошло Ледовое побоище? 5. Как называлась столица татар, куда пришлось ехать Александру Невскому? 6.Какое монашеское имя принял Александр Невский перед смертью? 7.Когда празднуется перенесение мощей святого Александра Невского? 8. В каком храме находиться самая большая икона в нашей стране святого Александра Невского?

Краткое описание документа:

Князь Александр Невский защитник земли русской и православия - святой покровитель Санкт-Петербурга.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема четверти: Образ борьбы и свободы.

- оценить значение творчества великого русского композитора С. Прокофьева в воплощении целостного образа русского народа как защитника Родины;

-провести анализ музыкального языка произведения, используя выразительные средства музыки: темп, регистр, тембр, мелодия, лад, интонация, динамика.

-прививать бережное отношение к истории своего народа;

-развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;

-совершенствовать вокально-хоровые навыки.

-пробуждать и воспитывать патриотические чувства детей, гордость за героев Отечества;

продолжить знакомство с жанрами вокальной музыки;

развивать интонационный слух и творческие способности учащихся;

формировать умение анализа музыкального произведения.

Музыкальный материал:

Оборудование: компьютер, презентация.

Орг мом , прив

Проверка остаточных знаний:

-Что такое романс? (небольшое музыкальное сочинение для голоса в сопровождении инструмента, написанное на стихи лирического содержания.)

- Что такое опера? (род музыкально-драматического произведения, основанный на синтезе слова, сценического действия и музыки)

- Что такое балет? (это вид сценического искусства, содержание которого выражается в музыкально-хореографических образах)

- Ребята, как называется человек, который слушает музыку? (слушатель)

- Как называется человек, который исполняет музыку? (исполнитель)

- Как называется человек, который пишет музыку? (композитор)

- Как называется группа людей играющая вместе? (оркестр)

- Кто управляет оркестром? (дирижер)

- Как называется группа людей поющая вместе? (хор)

- Кто такой А. Невский? (великий полководец)

Изучение нового материала :

У каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. Их имена остаются в веках. Это относится и к Александру Невскому. Это имя на Руси и сейчас произносят с особой гордостью и почтением.

Много военных подвигов совершил новгородский князь Александр Невский. Его войско героически сражалось со шведами на Неве-реке. За победу над врагом прозвал народ Александром Невским.

Знаете ли вы что такое кантата?

В кантате 7 частей.

Второй и третий номера кантаты представляют собой экспозицию противоборствующих сил.

Интересный факт: этот хор часто слушали солдаты во время Великой Отечественной войны, как катализатор к бою за свое Отечество.

Слушание музыки.5 часть. Определяем характер, лад, темп.

В Основе музыкальной характеристики немцев лежит хорал, созданный Прокофьевым в знакомом баховском стиле. Благодаря гармоническим и оркестровым приемам он приобретает мрачные и жестокие черты.

Слушание музыки. Слушаем 4 часть. Определяем характер, лад, темп.

В музыке русских господствует песенное начало, в оркестровке преобладают струнные. Здесь целая вереница мелодий: печальных, скорбных, величавых, героических, удалых и веселых.

Сравните, какие чувства вызывают эти 2части кантаты.

Презентация посвящена Александру Невскому- защитнику земли Русской .В презентации рассматривается борьба Александра против шведов, немецких рыцарей, его политика в отношении монголо- татар.

ВложениеРазмер
aleksandr_nevskiy.pptx 1.55 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Александр Невский ГБОУ школа №471 Выборгского района Санкт- Петербурга Учитель истории и обществознания Шимолина Т.В. 2013г.

Александр I Ярославич (Александр Невский) 1220-1263 Великий князь Киевский в 1249-1252 Великий князь Владимирский в 1252-1263

15 июля 1240 года над шведами. Побуждаемые папскими посланиями, шведы предприняли крестовый поход против Новгородской земли. По легенде, их командующий, будущий правитель Швеции Ярл Биргер , вошел на кораблях в Неву и отправил послание Александру: "Если можешь, сопротивляйся, но знай, что я уже здесь и пленю твою землю".

Биргер хотел плыть в Ладожское озеро, занять Ладогу и отсюда по Волхову идти уже к Новгороду. Но Александр сам выступил навстречу шведам. Его войска скрытно приблизились к устью Ижоры, где остановились на отдых враги, внезапно напали на них и начали рубить топорами и мечами прежде чем шведы успели взять оружие. Александр лично участвовал в битве и ранил шведского воеводу в лицо .

И менно за эту победу князя стали называть Невским. Но впервые это имя встречается в источниках только с XIV века. С ражение 1240 года предотвратило потерю Русью берегов Финского залива, остановило шведскую агрессию на новгородско-псковские земли.

. В 1242 году новгородцы вновь обратились к Александру Ярославичу за помощью в борьбе против немецких рыцарей .

Утром 5 апреля 1242 года началась знаменитая битва, известная в наших летописях под названием Ледовое побоище. Немецкие рыцари были разбиты.

В 1247 году к Александру обратился Батый: "Мне покорились многие народы, неужели ты один не хочешь покориться моей державе? Если хочешь сберечь землю свою, то приходи поклониться мне, и увидишь честь и славу царства моего". Понимая, что противостоять монголам он не в состоянии, Александр не пошел на конфликт и отправился в Монголию. Х ан , увидевши Александра, сказал своим вельможам: "Все, что мне говорили о нем, все правда: нет подобного этому князю".

В дальнейшем вся восточная политика Александра была направлена на то, чтобы обезопасить Русь от новых монгольских нашествий.

Александр Ярославич несколько раз выезжал в Орду. Последний раз – в 1262 году после волнений в суздальских городах, где были перебиты ханские баскаки и выгнаны татарские купцы. Чтобы умилостивить хана, Александр лично отправился с дарами в Орду. Хан удерживал князя подле себя всю зиму и лето.

Осенью Александр получил возможность вернуться во Владимир, но по дороге заболел и умер в Городце .

В 1547 году Александр Ярославич был канонизирован Русской православной церковью.

В условиях страшных испытаний, обрушившихся на русские земли, Александр Невский сумел найти силы для противостояния западным завоевателям, снискав славу великого русского полководца, а также заложил основы взаимоотношений с Золотой Ордой. В условиях разорения Руси монголо-татарами он умелой политикой ослабил тяготы ига, спас Русь от полного уничтожения. "".

В память о нем в Петербурге построили монастырь, Александро-Невскую лавру .

В 1724 году в Александро - Невскую лавру были перевезены . мощи Александра Невского.

В 1725 году императрица Екатерина I учредила орден святого благоверного князя Александра Невского – одну из высших наград Российской империи

В СССР во время войны, в 1942 году был учрежден орден Александра Невского, которым награждались офицеры Красной армии запроявлен ную личную отвагу и обеспечение успешных действий

Александр Невский – спаситель земли Русской.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация, посвященая Александру Невскому

Данная презентация была выполнена для сопровождения беседы с учащимися 5 класса на классном часе.


Актуальность темы. Современный Санкт-Петербург ставит перед школой комплекс образовательных и воспитательных задач, решение которых предполагает не только передачу учащимся системы знаний по целому ря.


Социальная реклама Творческого марафона славы святого благоверного великого князя Александра Невского "Посвящение Александру Невскому".

Социальная реклама Творческого марафона славы святого благоверного великого князя Александра Невского написана на стихи собственного сочинения.


Урок истории и культуры Санкт-Петербурга "Невские берега до основания Санкт-Петербурга. Александр Невский".


Познакомить учащихся с жизнью великого князя Александра Невского и его роли в истории России;воспитывать чувство уважения и благодарности к нашим великим предкам; способствовать формированию дух.


Князь Александр Невский- Великое имя России«к 8оо-летию со дня рождения Александра Невского».

Читайте также: