Конспект ханс кристиан андерсен 5 класс

Обновлено: 04.07.2024

Здравствуйте, дорогие ребята, я рада видеть Вас сегодня на уроке. Давайте поприветствуем гостей, которые пришли к нам окунуться с нами в мир удивительных сказок.

В моём шкафу теснится к тому том,

И каждый том на полке словно дом…

Обложку-дверь откроешь второпях –

И ты вошёл, и ты уже в гостях.

Как переулок – каждый книжный ряд.

И весь мой шкаф – чудесный Книгоград…

Давайте и мы откроем обложки-двери книг, книг со сказками Г.Х.Андерсена и совершим удивительное путешествие в этот замечательный волшебный мир.

В цветущей Дании, где свет увидел я,
Берет мой мир свое начало:
На датском языке мать песни мне певала,
Шептала сказки мне родимая моя…

–Ребята, сколько сказок Г.Х.Андерсена вы знаете?

А их у него более 170! Волшебные, фантастические, и в то же время абсолютно реалистичные, они вмещают в себя мир чудаков и мудрецов, королей и нищих, учёных, крестьян, служивых, птиц, животных, растений…

А сейчас ваши одноклассники расскажут Вам историю о детстве Ганса Христиана Андерсана

Знаменитый датский сказочник Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в городе О́денсе..Отец его был бедным башмачником, а мама – прачкой. Семья жила очень бедно. В доме не было ни богатой мебели, ни картин, ни украшений. Родители очень любили своего сына. Отец водил его на прогулки, мастерил чудесные игрушки и даже сделал для мальчика настоящий кукольный театр.

- Маленький Ганс Христиан часто болел и обычно не участвовал в проказах соседских мальчишек. Больше всего он любил слушать сказки, которые рассказывал мальчику отец - вспоминал те, что слышал сам в детстве, пересказывал и читал книги. Ганс Христиан и сам начал придумывать сказки, но рассказывать их взрослым стеснялся, и эти первые сказки Андерсена слушал только старый домашний кот.

- Актёром Андерсен так и не стал. Он много путешествовал и стал знаменитым сказочником. При его жизни сказки были переведены на пятнадцать языков, после смерти – едва ли не на все языки мира. Ганс Христиан Андерсен сочинил более ста семидесяти сказок, семьсот семьдесят стихотворений, шесть романов и множество пьес.

И не случайно высшая награда, присуждаемая лучшим детским писателям Европы, носит имя великого сказочника. Это международная золотая медаль Г.-Х. Андерсена.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Каждая команда должна была придумать себе название, связанное с творчеством Андерсена. (2 балла за оригинальность)

Однажды Андерсен сказал «Мои сказки я всегда рассказывал открыто и чистосердечно для самых близких друзей, для моих любимых читателей. Давайте узнаем, как Вы дружны со сказками Г.Х. Андерсена

- Спасибо, ну, а мы отправляемся дальше

Горстку отважных героев,

Что не сдаются ветрам,

Бережно держит в ладонях

Андерсен Ганс Христиан.

Герды, Русалки, Солдатика стойкого,

Может быть, нет на земле.

Но их поступки достойные –

Лучший пример детворе!

Перед Вами Сказочное дерево, на этом дереве выросли яблоки, но они не простые, а волшебные и сказочные. Сорвав их, Вы окажетесь в сказке, а вот в какой именно и о каком герое идет речь Вам нужно будет угадать?

  1. “…она только и любила, что цветы ярко красные, как солнце там, наверху, да еще красивую мраморную статую. Это был прекрасный мальчик, высеченный из чистого белого камня…Больше всего ( она) любила слушать рассказы о мире людей, там наверху.” ( “Русалочка”)
  2. “…на нем шелковый кафтан, только нельзя сказать, какого он цвета, - он отливает то голубым, то зеленым, то красным… Под мышками у него по зонтику”. ( “Оле-Лукойе”)
  3. “…(в санях) сидел кто-то укутанный в белую меховую шубу и в такой же шапке… Как она была хороша! Лица умней и прелестней он не мог себе представить”. ( “Снежная королева”)
  4. “Увидала в воде свое лицо…и совсем перепугалась – такое он было черное и гадкое. Но вот она зачерпнула горстью воды, обмыла лоб и глаза, и опять заблестела ее белая нежная кожа… Краше принцессу поискать было по всему свету!” (Элиза, “Дикие лебеди”)
  5. “Он и в самом деле явился с визитом в черной бархатной шубе. Уже он и образован, и богат…и дом у него раз в двадцать просторнее… а уж учен-то как, вот только не терпел он ни солнца, ни красивых цветов и отзывался о них очень дурно, потому что никогда их не видел.” (Крот, “Дюймовочка”)
  6. “…место у нее было хорошее: и солнышко ее пригревало, и воздуха было вдосталь… Только не терпелось…самой стать взрослой; не думала она ни о теплом солнышке, ни о свежем воздухе; не замечала и говорливых деревенских детишек, когда они приходили в лес собирать землянику или малину”. (“Елка”)

Читая сказки, мы учимся сострадать, сопереживать, сочувствовать, сказки учат нас любить ближнего, иногда мы смеёмся, а иногда плачем. И когда эти чувства переполняют нас, в нас просыпается желание творить. Наши капитаны, прочитав сказки Г.Х.Андерсена, попытались сами сочинить свои сказки, и сейчас капитан каждой команды расскажет нам ее.

Есть в датских сказках какой-то секрет,

Дети их любят больше конфет!

Есть в них добро, есть зависть, любовь,

От чудных сюжетов кипит в венах кровь.

Дети не спят и не ложатся,

Хочется сказки конца им дождаться.

Кто написал это чудо?! Кто это? Он.

Андерсен Ганс – добрейший чудак!

Пусть на столе его вечный бардак.

В сердце проникнуть, сказкой занять,

Детскую душу сумел он понять!

“Новое платье короля”

“Стойкий оловянный солдатик”

Смелым счастье помогает.

Выдумка дороже работы.

Ручки белые, душа черная.

Мал золотник, да дорог.

Мать гладит по шерсти, мачеха - супротив.

Устами младенца глаголет истина.

По одежде не суди, по делам гляди.

Что имеем, не храним, а потерявши плачем.

1. … узнать настоящую принцессу? (Уложить девушку на 20 тюфяков и на 20 пуховиков, а под ними положить горошину).

2. … у русалочки появилась пара стройных ножек? (Отдать свой голос нам напиток ведьмы).

3. … братья превратились из лебедей в принцев? (Сплести из крапивы, растущей на кладбище, рубашки).

5. … принцессе заполучить горшочек с бубенцами? (Надо принцессе 10 раз поцеловать свинопаса).

6. … появилась на свет Дюймовочка? (Посадить в цветочный горшок необычное ячменное зернышко).

7. … узнать, кто из сановников не на своем месте и кто умен, а кто глуп? (Показать новое платье короля из чудесной ткани).

8. … тебя приняли за турецкого бога? (Прилететь в сундуке-самолете).

9. … дети уснули и Оле-Лукойе мог бы рассказывать им сказки? (Прыснуть в глаза из спринцовки сладким молоком и подуть на затылок).

Подведение итогов урока

У нас сегодня даже домашнее задание будет необычным , каждый из Вас должен будет написать письмо великому сказочнику Да-да, Г.Х.Андерсену. Поделитесь с ним своими впечатлениями о прочитанных сказках, напишите, что вам в них понравилось, какой герой пришелся по душе.

И хоть сегодняшнее наше необыкновенное путешествие закончилось, но самый сказочный писатель с вами не прощается, с вами остаются его замечательные истории, которые учат нас быть добрыми, самоотверженными, преданными, учат любить близких нам людей. Читайте сказки и верьте в чудеса! Ведь они иногда происходят на самом деле.

Ханс Кристиан Андерсен - известный всему миру датский поэт и создатель огромного количества детских сказок. Мальчик родился в простой бедной семье. Он был слишком эмоциональным и очень раздражительным ребенком. Еще с юных лет Ханс мечтал о славе. Уже во взрослом возрасте Андерсен говорил, что самым плохим периодом его жизни было обучение в школе. Самая первая его публикация фантастического рассказа принесла ему большую известность. В дальнейшем, он стал публиковать не только произведения для детей, но также романы и пьесы.

Ганс Христиан Андерсен (1805–1875 гг.) – знаменитый датский сказочник. Огромную часть творчества автора занимают произведения для детей. В них гармонично сочетаются юмористические, фантастические и романтические мотивы, которые пронизаны человеколюбием и гуманистическими идеалами.


Детство и юность

В краткой биографии Андерсена нельзя не упомянуть ранние годы автора. Мальчик появился на свет 2 апреля (15 апреля) 1805 года. Он жил в довольно небогатой семье. Его отец работал башмачником, а мать – прачкой.

Юный Ганс был очень ранимым ребенком. В учебных заведениях того времени нередко применяли физические наказания, поэтому страх перед учебой не покидал Андерсена. В связи с этим мать отправила его в благотворительную школу, где учителя были более лояльными. Руководителем этого образовательного заведения был Феддер Карстенс.

Уже в подростковом возрасте Ганс переехал в Копенгаген. Юноша не скрывал от родителей, что отправляется в большой город за славой. Некоторое время спустя он попал в Королевский театр. Там он играл роли второго плана. Окружающие, отдав должное рвению парня, позволили ему учиться в школе бесплатно. Впоследствии Андерсен вспоминал это время, как одно из самых страшных в его биографии. Виной тому был строгий ректор школы. Ганс закончил обучение только в 1827 году.

Начало литературного пути

Расцвет творчества

Ближе к концу 1840-х и далее он стремился к саморазвитию и пробовал себя в качестве романиста. Краткое содержание его произведений вызывает интерес у читателей. Однако для широкой публики Ганс Христиан Андерсен навсегда останется сказочником. И по сей день его произведения вдохновляют немалое количество людей. А отдельные произведения изучают в 5 классе. В наше время нельзя не отметить и доступность творений Андерсена. Теперь его работы можно просто скачать.

Последние годы

В 1871 писатель присутствовал на премьере балета, основанного на его произведениях. Несмотря на провал, Андерсен способствовал тому, чтобы его друга, балетмейстера Августина Бурнонвиля, наградили премией. Свою последнюю историю он написал в Рождество 1872.

В этом же году писатель ночью упал с кровати и травмировался. Эта травма стала решающей в его судьбе. Ганс продержался еще 3 года, но так и не смог прийти в себя после этого происшествия. 4 августа (17 августа) 1875 года – этот день стал последним днем жизни знаменитого сказочника. Похоронили Андерсена в Копенгагене.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

"Г.Х. Андерсен - великий детский сказочник".

Познакомить с историей создания некоторых произведений Андерсена, показать связь произведения с личностью автора и его биографией.

Создать условия для “живого” знания, т. е. духовно – нравственного сопереживания сказок Андерсена.

Развивать все виды и формы образного мышления и умение отражать свои переживания в речи.

План содержания учебного материала

Историческое создание сказок Андерсена.

Знакомство с биографией сказочника.

Определение темы и духовно – нравственного содержания сказок.

Методы и приёмы

Иллюстративно – объяснительный метод.

Для достижения поставленных целей и задач урока используются такие методы контроля:

а) визуальное наблюдение учителя с целью определить эмоциональный отклик на произведение:

в) качество подготовки домашнего задания;

д) активность класса, эмоциональность.

1 Оргмомент.

-Карточки на проверку предыдущего материала.

Что такое сказка?

На какие группы делятся сказки? (волшебные, бытовые, богатырские).

А на какие группы делятся сказки по авторской принадлежности? (народные и литературные, авторские).

К каким сказкам она относится?

К какой группе она относится? (авторская)

Кто автор (Пушкин)

Давайте вспомним истоки творчества Пушкина.(жизнь народа, сказки няни)

Цепологения.

-Ребята я предлагаю. Вам поиграть в небольшую игру. Перед вами названия , давайте попробуем догадаться, что они обозначают, угадать откуда они взяты и подумать , кто автор этих произведений.

- Молодцы, вы все верно отгадали. О чем же мы с вами сегодня на уроке будем говорить?

- на предыдущих уроках мы с вами вспоминали писателей - сказочников из разных стран мира . Давайте вспомним какой стране принадлежит этот автор ( дании. все верно.

- а что вы можете сказать о нем?

3 Знакомство с новым материалом.

- Кто-то из писателей сказал, что сказки делаются из того вещества, из которого состоят сны. Ханс умел превращать сны в удивительные сказки. А ещё сам Андерсен серьёзно уверял, что нет сказок лучше тех, которые создаёт сама жизнь. Ханс Кристиан прожил трудную, но прекрасную жизнь

1-2 группы составляют план биографии Г.Х.Андерсена (в ходе выступлений учащихся).

- Г.Х.Андерсен родился в старом датском городе Оденсе, в семье сапожника. Оденсе славился своими резчиками по дереву. У отца Андерсена, как у всех башмачников, висела над дверью деревянная вывеска с изображением орла с парой голов – в знак того, что башмачники всегда шьют только парную обувь. Дед Андерсена тоже был резчиком по дереву. В старости он занимался тем, что вырезал всякие причудливые игрушки- людей с птичьими головами или коров с крыльями – и раздаривал эти фигурки соседским мальчишкам. Дети радовались, а их родители считали старого резчика слабоумным.

Андерсен вырос в бедности. Единственной гордостью семьи Андерсенов была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землей, где густо разрастался лук, и несколько вазонов на окнах: в них цвели тюльпаны.

- Тихий мальчик Ганс рано начал выдумывать невероятные истории. Но он не сразу решился рассказывать эти истории взрослым. В доме у Андерсенов у мальчика был только один благодарный слушатель – старый кот по имени Карл. Но у Карла был крупный недостаток: кот часто засыпал, не дослушав до конца интересную сказку. Но мальчик не сердился на старого кота. Первые сказки мальчик услышал от отца и старух из соседней богадельни. Весь день старухи пряли, сгорбившись, серую шерсть и бормотали свои нехитрые рассказы. Мальчик переделывал эти рассказы по- своему, украшая их, и в неузнаваемом виде снова рассказывал их, но уже от себя, богаделкам. А те только ахали и шептались между собой.

- Родители же мечтали сделать из мальчика хорошего портного. Мать учила его кроить и шить. Но мальчик если что-либо и шил, то только пестрые платья для своих театральных кукол (у него уже был свой собственный домашний театр).

Когда Андерсену исполнилось 14 лет, умер его отец. Вскоре после смерти отца Христиан отпросился у матери и на жалкие сбережения уехал из Оденсе в столицу Копенгаген – завоевывать счастье, хотя сам еще толком не знал, в чем оно заключается.

- Ребята, всего, что написал Андерсен, не перечислишь. В общей сложности он написал 176 сказок . Да и вряд ли это нужно. На экране написаны лишь некоторые произведения Андерсена. Какие из них вы читали?

Огниво. Маленький Клаус и Большой Клаус. Цветы маленькой Иды. Новое платье короля. Дюймовочка. Стойкий оловянный солдатик. Дикие лебеди. Райский сад. Сундук- самолет. Оле – Лукойле. Эльф розового куста. Свинопас. Калоши счастья. Жених и невеста. Гадкий утенок. Снежная королева. Волшебный холм. Пастушка и трубочист. Старый уличный фонарь. Тень. Пятеро из одного стручка. Свинья – копилка. Русалочка. Снеговик. Золотой мальчик. Жаба. Злой князь. Старый церковный колокол.

Спасибо, ребята, за ваши ответы. А сейчас посмотрим, как группы справились с заданиями. Какой план получился у 1-2 групп.

Выступают представители от каждой группы, озвучивают свой план, работа оценивается учителем и самими учащимися.

1). Рождение Г.Х.Андерсена.

3). Невероятные истории, придуманные Андерсеном.

4) Благодарный слушатель – кот Карл.

5). Умение переделывать сказки богаделок.

6). Первая встреча с театром.

7). Дружба с расклейщиком афиш.

8). Мечта родителей.

10).Отъезд в Копенгаген.

11).Множество огорчений и обид.

12)Любовь к путешествиям.

14).Счастье быть обласканным своим народом.

^ Итог урока.

- Какой фрагмент из биографии Г.Х.Андерсена запомнился мне больше всего и почему?

( отвечать на этот вопрос можно устно или письменно).


А теперь я предложу вам небольшой тест на материал, который мы с вами изучили сегодня на уроке.

Краткое описание документа:

Ход урока.

1 Оргмомент.

-Карточки на проверку предыдущего материала.

-Ребята я предлагаю. Вам поиграть в небольшую игру. Перед вами названия , давайте попробуем догадаться, что они обозначают, угадать откуда они взяты и подумать , кто автор этих произведений.

  1. … королева
  2. … утёнок
  3. …- Лукойе
  4. Новое … короля
  5. ……лебеди.
  6. …… солдатик.

- Молодцы, вы все верно отгадали. О чем же мы с вами сегодня на уроке будем говорить?

- на предыдущих уроках мы с вами вспоминали писателей - сказочников из разных стран мира . Давайте вспомним какой стране принадлежит этот автор ( дании. все верно.

- а что вы можете сказать о нем?

3 Знакомство с новым материалом.

- Кто-то из писателей сказал, что сказки делаются из того вещества, из которого состоят сны. Ханс умел превращать сны в удивительные сказки. А ещё сам Андерсен серьёзно уверял, что нет сказок лучше тех, которые создаёт сама жизнь. Ханс Кристиан прожил трудную, но прекрасную жизнь

1-2 группы составляют план биографии Г.Х.Андерсена (в ходе выступлений учащихся).

Ученик.

- Г.Х.Андерсен родился в старом датском городе Оденсе, в семье сапожника. Оденсе славился своими резчиками по дереву. У отца Андерсена, как у всех башмачников, висела над дверью деревянная вывеска с изображением орла с парой голов – в знак того, что башмачники всегда шьют только парную обувь. Дед Андерсена тоже был резчиком по дереву. В старости он занимался тем, что вырезал всякие причудливые игрушки- людей с птичьими головами или коров с крыльями – и раздаривал эти фигурки соседским мальчишкам. Дети радовались, а их родители считали старого резчика слабоумным.

Андерсен вырос в бедности. Единственной гордостью семьи Андерсенов была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землей, где густо разрастался лук, и несколько вазонов на окнах: в них цвели тюльпаны.

Ученик.

- Тихий мальчик Ганс рано начал выдумывать невероятные истории. Но он не сразу решился рассказывать эти истории взрослым. В доме у Андерсенов у мальчика был только один благодарный слушатель – старый кот по имени Карл. Но у Карла был крупный недостаток: кот часто засыпал, не дослушав до конца интересную сказку. Но мальчик не сердился на старого кота. Первые сказки мальчик услышал от отца и старух из соседней богадельни. Весь день старухи пряли, сгорбившись, серую шерсть и бормотали свои нехитрые рассказы. Мальчик переделывал эти рассказы по- своему, украшая их, и в неузнаваемом виде снова рассказывал их, но уже от себя, богаделкам. А те только ахали и шептались между собой.

Ученик:

- Родители же мечтали сделать из мальчика хорошего портного. Мать учила его кроить и шить. Но мальчик если что-либо и шил, то только пестрые платья для своих театральных кукол (у него уже был свой собственный домашний театр).

Когда Андерсену исполнилось 14 лет, умер его отец. Вскоре после смерти отца Христиан отпросился у матери и на жалкие сбережения уехал из Оденсе в столицу Копенгаген – завоевывать счастье, хотя сам еще толком не знал, в чем оно заключается.

Учитель:

Учитель:

- Ребята, всего, что написал Андерсен, не перечислишь. В общей сложности он написал 176 сказок . Да и вряд ли это нужно. На экране написаны лишь некоторые произведения Андерсена. Какие из них вы читали?

Огниво. Маленький Клаус и Большой Клаус. Цветы маленькой Иды. Новое платье короля. Дюймовочка. Стойкий оловянный солдатик. Дикие лебеди. Райский сад. Сундук- самолет. Оле – Лукойле. Эльф розового куста. Свинопас. Калоши счастья. Жених и невеста. Гадкий утенок. Снежная королева. Волшебный холм. Пастушка и трубочист. Старый уличный фонарь. Тень. Пятеро из одного стручка. Свинья – копилка. Русалочка. Снеговик. Золотой мальчик. Жаба. Злой князь. Старый церковный колокол.

Учитель:

Спасибо, ребята, за ваши ответы. А сейчас посмотрим, как группы справились с заданиями. Какой план получился у 1-2 групп.

Выступают представители от каждой группы, озвучивают свой план, работа оценивается учителем и самими учащимися.

1). Рождение Г.Х.Андерсена.

3). Невероятные истории, придуманные Андерсеном.

4) Благодарный слушатель – кот Карл.

5). Умение переделывать сказки богаделок.

6). Первая встреча с театром.

7). Дружба с расклейщиком афиш.

8). Мечта родителей.

10).Отъезд в Копенгаген.

11).Множество огорчений и обид.

12)Любовь к путешествиям.

14).Счастье быть обласканным своим народом.

^ Итог урока.

- Какой фрагмент из биографии Г.Х.Андерсена запомнился мне больше всего и почему?

( отвечать на этот вопрос можно устно или письменно).


А теперь я предложу вам небольшой тест на материал, который мы с вами изучили сегодня на уроке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока - урок изучения биографии писателя. данный урок рассчитан для работы по учебнику "Литература. 5 класс. 1 часть" авторов М.А. Снежневской, О.М. Хреновой, Э.Э. Кац.

План-конспект по литературе в 5 классе

Тип урока: урок изучения биографии писателя.

Задачи: 1) познакомить с биографическими сведениями из жизни и творчества Х.К.Андерсена; 2) развивать связную речь и умение устно выражать свои мысли; 3) воспитывать интерес к творчеству писателя, к литературному и художественному слову.

Оборудование: портрет писателя, учебники, выставка книг Андерсена, видеофильм.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Настраиваются на работу.

Вступительно слово о писателе.

- Всмотритесь в портрет писателя. Каким вы его видите?

Отвечают на вопросы учителя.

- Тема нашего урока посвящена великому сказочнику. Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством Ханса Кристиана Андерсена.

Изучение нового материала:

Слово учителя о писателе.

Самостоятельная работа

Беседа с учащимися.

Просмотр видеофильма об Андерсене.

Писатель и его творчество любимы и почитаемы не только в Дании, но и во всём мире. Сказки его очаровывают, приносят удовлетворение и детям, и взрослым.

Ещё боьший успех и мировая известность приходят к Анднрсену с момента выхода из печати его 4-х сказок. Ими зачитывались и ждали новых творений мастера.

- Кто такой сказочник?

- А что такое сказка?

- Какие сказки Андерсена вы уже прочитали?

Какая из них и почему понравилась вам больше всего?

- Есть ли сказки Андерсена у вас дома? Расскажите об этой книге и о том, как она появилась у вас.

- Назовите сказочных героев сказок Андерсена.

- Рассмотрите иллюстрации на странице 134. К каким сказкам они принадлежат?

- Ханс Кристиан Андерсен – величайший мастер изумлятьлюдей полетом воображения. Он удивился бы, если бы узнал, по каким необъятным просторам земли странствуют его нестареющие сказки.

Читайте также: