Л н толстой булька конспект
Обновлено: 07.07.2024
2 Вот звонок сигнал нам дал – Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем.
3 1. В 2. дом 3. чу 4. до 5. го 6. не 7. пу 8. щу 9. без 10. хо 11. за 12. и 13. на 14. гру 15.щу
7 Мордашка – старинное название собак породы бульдог Пиявки – кровососущие черви, которые живут в болоте и могут использоваться в медицинских целях. Клещук – клещ – насекомое-вредитель, переносчик инфекционных заболеваний (энцефалит). Арап – негр.
9 1 группа: найти лишнее предложение в следующем тексте: Один раз его пускали на медведя, и он вцепился медведю в ухо и повис как пиявка. Собака помнит, кто её кормит. 2 группа: из данных слов выберите те, которые встречались в тексте. нижняя челюсть, лицо, молоко, глаза, скатерть, зубы и клыки, похож на арапа.
10 ВЫВОД: Животные требуют внимания, ухода и заботы. Надо думать об этом, когда заводишь собаку, котёнка или другое домашнее животное. Ты в ответе за тех, кого приручил. Мы должны заботиться о братьях наших меньших.
11 1) Продолжить историю. 2) Разделить текст на части и озаглавить их. 3) Принести фотографии домашних любимцев и подготовить рассказ о них. 4) Прочитать рассказ.
1. Учить анализировать текст, находить в нём слова и выражения для характеристики героя.
3. Развивать фантазию, выдумку, умение додумывать, продолжать рассказ писателя.
4. Воспитывать любовь и сострадание к животным.
Оборудование: маршрутный лист, памятки, карточки, толковый словарь русского языка, тренажёр для развития навыка быстрого чтения.
I. Организационно-мотивационный этап.
1). Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно, закройте глаза, положите голову на руки, медленно повторяйте вполголоса:
Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому. (Пауза.)
Внимание моё растёт.
Голова мыслит ясно. (Пауза.)
Я готов к работе.
Растираем ладошками лоб – все посторонние мысли уходят. Растираем ушки – голова будет лучше думать. Пальчиками массируем точки перед ушами и за ними – чтобы нам все хорошо видеть и слышать, быть внимательными.
- Что ценит Владимир? (Мир)
- Что катилось за мальчиком? (Ком)
- Какое число чуть меньше, чем восемь? (Семь)
- Сколько ребят шалят опять? (Пять)
- Сколько зубов потерял Юра Бородин? (Один)
- Сколько поваров месят тесто? (Сто)
III. Формулировка темы и постановка цели и задач урока.
Загадка о собаке.
Расставьте слоги по порядку, прочитайте загадку и запишите отгадку.
В дом чужого не пущу, без хозяина грущу. (Собака)
Работают в группе. Определяют тему и цель урока.
- Так о ком сегодня пойдёт речь на уроке?
- Как вы думаете, чему сегодня мы должны научиться?
(Предположения детей и постановка цели и задач урока).
IV. Работа по теме урока.
Сдавнихпорживетрядомсчеловекомсобака,охраняетегодом,защищает, помогаетпастистадо,охотитьсяназверя.Какихтолькособакнебывает– служебные,охотничьи,декоративныеивовсебеспородные,ивсеони,верно служат человеку.Ведьнедаромговорят,что собака –друг человека.
- Как собаки помогают человеку?
- Какие породы собак вы знаете? (Учащиеся называют породы собак и немного рассказывают о них.)
- В каком предложении заключена главная мысль ?
2. Творческое задание. Пока шла беседа один из учащихся составляет четверостишие, используя данные слова:
После окончания беседы заслушивается четверостишие.
У меня собачка есть,
Волосков ее не счесть.
Черненька Чернашка,
А зовут Мордашка. Вывешивается изображение собаки.
Учащиеся читают заглавие текста, фамилию автора, высказывают предположения о содержании текста, героях.
3. Подготовка к чтению произведения. Упражнение на внимание и развитие артикуляционного аппарата.
- Чтобы ваше чтение было правильным, четким, давайте немного разомнемся. Произносим слова и выполняем соответствующие движения.
Ход урока:
1. Орг.момент:
Каждый час, всегда, везде
На уроке и в игре
Громко, четко говорим
И тихонечко сидим
Учитель: ребята, чтобы узнать тему нашего урока нам нужно отгадать загадкуВо дворе построен дом,
Новый дом с одним окном.
Поселился сторож в нём.
Ночью сторож лает —
Дом свой охраняет.
Стоит домик у ворот.
Отгадайте , кто там живёт?
Ответ: собака
С давнихвремен рядом с человеком живет собака, помогает в охране жилища и скота. Собака для человека не только помощник, но и верный друг.
Какие породы собак вы знаете? ( называют породы)
1. Описание Бульки (чтение в слух)
2. Приключения Бульки на охоте (чтение шепотом)
3.Разлука Бульки с хозяином ( чтение в слух)
4.Анализ
Что сделала пес, когда его хозяин уехал на службу? ( пробил раму и выскочил из окна, проскакал по дороге в жаркую погоду)
Чтослучилось когда хозяин БУльки ехал на Кавказ? ( хозяин увидел что Булька летел к нему)
Понравился ли вам рассказ?
Какие чуства вы испытывали читая его.
Средства обучения: портрет писателя, тексты для самозамера скорости чтения, секундомер, технологическая карта, текст для скорочтения, таблицы Шульте, иллюстрация породы собаки - мордашки.
Акмолинская область
Средняя школа № 19
Сарсекеева Жанар Жаскеновна,
учитель первой категории
Урок литературы в 4 коррекционном классе.
Цель: Познакомить с произведением Л.Н. Толстого
Учить осмысленному, выразительному, скорому чтению, используя технологические приёмы В. Зайцева .
Развивать связную речь через пересказ текста и ответы на вопросы, развивать процессы логического мышления (умение анализировать и обобщать), корригировать внимание через точное выполнение инструкций урока.
Прививать интерес, любовь к животным.
Уделять внимание охране здоровья детей, через массаж биологически активных зон, гимнастику для глаз.
Формы организации обучения: индивидуальная, фронтальная, коллективная
Средства обучения: портрет писателя, тексты для самозамера скорости чтения, секундомер, технологическая карта, текст для скорочтения, таблицы Шульте, иллюстрация породы собаки - мордашки.
I .Организационный момент.
- Дорогие ребята, я шла в школу и собирала улыбки.
Я по улице шагала и улыбки собирала.
Вот улыбка малыша, до чего же хорошо.
Вот улыбка почтальона-гордость нашего района,
Вот улыбка продавщицы- очень редкая вещица.
Вот веселый смех ребят- для меня он просто клад.
-А у вас хорошее настроение?
Растираем ушки – голова будет лучше думать.
II. Жужжащее чтение.
III. Упражнение на развитие поля зрения (Работа с таблицами Шульте, время – 25 сек)
IV. Речевая разминка
а)Артикулляционная гимнастика.
- Прежде чем приступить к ежедневному самозамеру скорости чтения, приготовим свой речевой аппарат для работы. Отработаем отдельные звуки.
1. Произносим после хлопка с выдохом звук [п];
..меняем на парный звук [б]
2. Кулаком правой руки бьём в ладонь левой руки, на выдохе звук [т],
..меняем на парный звук [д]
3. На щелчки пальцев звук [к],
..меняем на парный звук [г]
4. Отодвигаем от себя тяжёлый предмет, тянем звук [ф],
а теперь рывками - [в]
б) Дыхательная гимнастика.
- Прочитайте звуки на одном выдохе.
а-э-о-у о-у-ы-э а-э-ы-о о-у-а-ы
- Прочитайте слоги на одном выдохе.
ма-мо-му-мы-мэ ми-ме-ма-мо-му ми-ма-мё-мо-мы
V. Самозамер скорости чтения. ( время – 1 мин.)
- Результаты внесите в индивидуальные карты учёта скорости чтения)
VI. Проверка домашнего задания.
- Произведения какого писателя мы изучаем?
- Какую басню вы читали дома?
- Сегодня мы познакомимся еще с одним из рассказов Л.Н.Толстого. А о ком будет рассказ узнаете , если разгадаете загадку, составленную из слогов.
•Во дворе поставлен дом -
На цепи хозяин в нём. /собака/
VIII . Беседа.
- С давних пор живет рядом с человеком собака, охраняет его дом, защищает, помогает пасти стадо, охотиться на зверя. Каких только собак не бывает – служебные, охотничьи, декоративные и вовсе беспородные, и все они, верно служат человеку. Ведь не даром говорят, что собака – друг человека.
- Какие породы собак вы знаете? / Гончие, терьеры, бульдоги, овчарки, мопсы, болонки,чихуахуа и мн.др. /
А сейчас выясним название рассказа. Разгадайте грамматическую задачу:
Физминутка .
IX . Работа с текстом.
1. Словарная работа.
В рассказе встретятся вот такие слова:
Мордашка – старинное название собак породы бульдог.
Пиявка – это кровососущие черви, которые живут в болоте и используются в медицине.
Верста - устаревшая русская единица измерения расстояния
Клещ – вредитель животных и человека, переносчик возбудителей инфекционных заболеваний.
2. Чтение рассказа учителем.
- Почему Л.Н.Толстой написал рассказ об этой собаке?
3. Упражнение на внимание и развитие артикуляционного аппарата.
- Чтобы ваше чтение было правильным, четким, давайте немного разомнемся
/ Повторяем за мной и выполняем соответствующие движения./
1. Кусок мяса бросаем на сковороду - [ш],
2. Растягиваем губы в улыбке - [с],
3. Подоили корову - [ч , ],
4. Сухие листья сметаем в парке со скамейки [ш],
5. – За то, что мы сейчас сделали, похвалим себя. Поглаживаем себя от левого плеча по всей руке - [м], и наоборот.
4. Чтение рассказа учащимися .
- Мысленно нарисуйте картину, как Булька бежит за хозяином.
Докажите, был ли Булька предан хозяину.
5.Гимнастика для глаз .
- Ответы на следующие вопросы мы будем искать в тексте. Дадим глазам отдохнуть.
1. Плотно закрыть и широко открыть глаза.
2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.
З. Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.
А теперь с закрытыми глазами.
6.Выборочное чтение.
I группа: Найди лишнее предложение. Подчеркни.
Один раз его пускали на медведя, и он вцепился медведю в ухо и повис, как пиявка. Медведь бил его лапами, но не мог оторвать и повалился на голову, чтобы раздавить Бульку. Собака помнит, кто ее кормит .
II группа: Из слов данных на карточке выбери те, которые встречались в тексте, подчеркни их.
Чёрная, нижняя челюсть, молоко, кончики лап, скатерть, зубы, силён, цепок, как клещ, мороз.
Проверка I группы:
- Какое предложение лишнее? Докажите словами учебника.
Проверка II группы:
- Назовите слова, которые встретились в тексте.
- О чем эти слова?
-Какой была внешность Бульки , прочитайте в тексте.
7. Работа с пословицей.
- Прочитайте еще раз лишнее предложение. Это, ребята, пословица. Подумайте, по смыслу подходит ли она к нашему рассказу?
- Почему вы так считаете?
- Как бежал Булька за своим хозяином?
- Как он вел себя, когда догнал хозяина? Покажите это мимикой, жестами.
-Мы в ответе за тех, кого приручили, за ласку – они отвечают лаской, за заботу – заботой. Собака помнит, кто ее кормит. Мы должны заботиться о братьях наших меньших.
Читайте также: