Л н толстой булька конспект

Обновлено: 07.07.2024

2 Вот звонок сигнал нам дал – Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем.

3 1. В 2. дом 3. чу 4. до 5. го 6. не 7. пу 8. щу 9. без 10. хо 11. за 12. и 13. на 14. гру 15.щу

7 Мордашка – старинное название собак породы бульдог Пиявки – кровососущие черви, которые живут в болоте и могут использоваться в медицинских целях. Клещук – клещ – насекомое-вредитель, переносчик инфекционных заболеваний (энцефалит). Арап – негр.

9 1 группа: найти лишнее предложение в следующем тексте: Один раз его пускали на медведя, и он вцепился медведю в ухо и повис как пиявка. Собака помнит, кто её кормит. 2 группа: из данных слов выберите те, которые встречались в тексте. нижняя челюсть, лицо, молоко, глаза, скатерть, зубы и клыки, похож на арапа.

10 ВЫВОД: Животные требуют внимания, ухода и заботы. Надо думать об этом, когда заводишь собаку, котёнка или другое домашнее животное. Ты в ответе за тех, кого приручил. Мы должны заботиться о братьях наших меньших.

11 1) Продолжить историю. 2) Разделить текст на части и озаглавить их. 3) Принести фотографии домашних любимцев и подготовить рассказ о них. 4) Прочитать рассказ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Учить анализировать текст, находить в нём слова и выражения для характеристики героя.

3. Развивать фантазию, выдумку, умение додумывать, продолжать рассказ писателя.

4. Воспитывать любовь и сострадание к животным.

Оборудование: маршрутный лист, памятки, карточки, толковый словарь русского языка, тренажёр для развития навыка быстрого чтения.

I. Организационно-мотивационный этап.

1). Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно, закройте глаза, положите голову на руки, медленно повторяйте вполголоса:

Я в школе на уроке.

Сейчас я начну учиться.

Я радуюсь этому. (Пауза.)

Внимание моё растёт.

Голова мыслит ясно. (Пауза.)

Я готов к работе.

Растираем ладошками лоб – все посторонние мысли уходят. Растираем ушки – голова будет лучше думать. Пальчиками массируем точки перед ушами и за ними – чтобы нам все хорошо видеть и слышать, быть внимательными.

- Что ценит Владимир? (Мир)

- Что катилось за мальчиком? (Ком)

- Какое число чуть меньше, чем восемь? (Семь)

- Сколько ребят шалят опять? (Пять)

- Сколько зубов потерял Юра Бородин? (Один)

- Сколько поваров месят тесто? (Сто)

III. Формулировка темы и постановка цели и задач урока.

Загадка о собаке.

Расставьте слоги по порядку, прочитайте загадку и запишите отгадку.

В дом чужого не пущу, без хозяина грущу. (Собака)

Работают в группе. Определяют тему и цель урока.

- Так о ком сегодня пойдёт речь на уроке?

- Как вы думаете, чему сегодня мы должны научиться?

(Предположения детей и постановка цели и задач урока).

IV. Работа по теме урока.

Сдавнихпорживетрядомсчеловекомсобака,охраняетегодом,защищает, помогаетпастистадо,охотитьсяназверя.Какихтолькособакнебывает– служебные,охотничьи,декоративныеивовсебеспородные,ивсеони,верно служат человеку.Ведьнедаромговорят,что собака –друг человека.

- Как собаки помогают человеку?

- Какие породы собак вы знаете? (Учащиеся называют породы собак и немного рассказывают о них.)

- В каком предложении заключена главная мысль ?

2. Творческое задание. Пока шла беседа один из учащихся составляет четверостишие, используя данные слова:

После окончания беседы заслушивается четверостишие.

У меня собачка есть,
Волосков ее не счесть.
Черненька Чернашка,
А зовут Мордашка. Вывешивается изображение собаки.


Учащиеся читают заглавие текста, фамилию автора, высказывают предположения о содержании текста, героях.

3. Подготовка к чтению произведения. Упражнение на внимание и развитие артикуляционного аппарата.

- Чтобы ваше чтение было правильным, четким, давайте немного разомнемся. Произносим слова и выполняем соответствующие движения.

Ход урока:
1. Орг.момент:
Каждый час, всегда, везде
На уроке и в игре
Громко, четко говорим
И тихонечко сидим

Учитель: ребята, чтобы узнать тему нашего урока нам нужно отгадать загадкуВо дворе построен дом,
Новый дом с одним окном.
Поселился сторож в нём.
Ночью сторож лает —
Дом свой охраняет.
Стоит домик у ворот.
Отгадайте , кто там живёт?
Ответ: собака
С давнихвремен рядом с человеком живет собака, помогает в охране жилища и скота. Собака для человека не только помощник, но и верный друг.
Какие породы собак вы знаете? ( называют породы)


1. Описание Бульки (чтение в слух)
2. Приключения Бульки на охоте (чтение шепотом)
3.Разлука Бульки с хозяином ( чтение в слух)

4.Анализ
Что сделала пес, когда его хозяин уехал на службу? ( пробил раму и выскочил из окна, проскакал по дороге в жаркую погоду)
Чтослучилось когда хозяин БУльки ехал на Кавказ? ( хозяин увидел что Булька летел к нему)
Понравился ли вам рассказ?
Какие чуства вы испытывали читая его.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Средства обучения: портрет писателя, тексты для самозамера скорости чтения, секундомер, технологическая карта, текст для скорочтения, таблицы Шульте, иллюстрация породы собаки - мордашки.


Акмолинская область

Средняя школа № 19

Сарсекеева Жанар Жаскеновна,

учитель первой категории

Урок литературы в 4 коррекционном классе.

Цель: Познакомить с произведением Л.Н. Толстого

Учить осмысленному, выразительному, скорому чтению, используя технологические приёмы В. Зайцева .

Развивать связную речь через пересказ текста и ответы на вопросы, развивать процессы логического мышления (умение анализировать и обобщать), корригировать внимание через точное выполнение инструкций урока.

Прививать интерес, любовь к животным.

Уделять внимание охране здоровья детей, через массаж биологически активных зон, гимнастику для глаз.

Формы организации обучения: индивидуальная, фронтальная, коллективная

Средства обучения: портрет писателя, тексты для самозамера скорости чтения, секундомер, технологическая карта, текст для скорочтения, таблицы Шульте, иллюстрация породы собаки - мордашки.

I .Организационный момент.

- Дорогие ребята, я шла в школу и собирала улыбки.

Я по улице шагала и улыбки собирала.

Вот улыбка малыша, до чего же хорошо.

Вот улыбка почтальона-гордость нашего района,

Вот улыбка продавщицы- очень редкая вещица.

Вот веселый смех ребят- для меня он просто клад.

-А у вас хорошее настроение?

Растираем ушки – голова будет лучше думать.

II. Жужжащее чтение.

III. Упражнение на развитие поля зрения (Работа с таблицами Шульте, время – 25 сек)

IV. Речевая разминка

а)Артикулляционная гимнастика.

- Прежде чем приступить к ежедневному самозамеру скорости чтения, приготовим свой речевой аппарат для работы. Отработаем отдельные звуки.

1. Произносим после хлопка с выдохом звук [п];

..меняем на парный звук [б]

2. Кулаком правой руки бьём в ладонь левой руки, на выдохе звук [т],

..меняем на парный звук [д]

3. На щелчки пальцев звук [к],

..меняем на парный звук [г]

4. Отодвигаем от себя тяжёлый предмет, тянем звук [ф],

а теперь рывками - [в]

б) Дыхательная гимнастика.

- Прочитайте звуки на одном выдохе.

а-э-о-у о-у-ы-э а-э-ы-о о-у-а-ы

- Прочитайте слоги на одном выдохе.

ма-мо-му-мы-мэ ми-ме-ма-мо-му ми-ма-мё-мо-мы

V. Самозамер скорости чтения. ( время – 1 мин.)

- Результаты внесите в индивидуальные карты учёта скорости чтения)

VI. Проверка домашнего задания.

- Произведения какого писателя мы изучаем?

- Какую басню вы читали дома?

- Сегодня мы познакомимся еще с одним из рассказов Л.Н.Толстого. А о ком будет рассказ узнаете , если разгадаете загадку, составленную из слогов.

Во дворе поставлен дом -
На цепи хозяин в нём. /собака/

VIII . Беседа.

- С давних пор живет рядом с человеком собака, охраняет его дом, защищает, помогает пасти стадо, охотиться на зверя. Каких только собак не бывает – служебные, охотничьи, декоративные и вовсе беспородные, и все они, верно служат человеку. Ведь не даром говорят, что собака – друг человека.

- Какие породы собак вы знаете? / Гончие, терьеры, бульдоги, овчарки, мопсы, болонки,чихуахуа и мн.др. /

А сейчас выясним название рассказа. Разгадайте грамматическую задачу:

Физминутка .

IX . Работа с текстом.

1. Словарная работа.

В рассказе встретятся вот такие слова:

Мордашка – старинное название собак породы бульдог.

Пиявка – это кровососущие черви, которые живут в болоте и используются в медицине.

Верста - устаревшая русская единица измерения расстояния

Клещ – вредитель животных и человека, переносчик возбудителей инфекционных заболеваний.

2. Чтение рассказа учителем.

- Почему Л.Н.Толстой написал рассказ об этой собаке?

3. Упражнение на внимание и развитие артикуляционного аппарата.

- Чтобы ваше чтение было правильным, четким, давайте немного разомнемся

/ Повторяем за мной и выполняем соответствующие движения./

1. Кусок мяса бросаем на сковороду - [ш],

2. Растягиваем губы в улыбке - [с],

3. Подоили корову - [ч , ],

4. Сухие листья сметаем в парке со скамейки [ш],

5. – За то, что мы сейчас сделали, похвалим себя. Поглаживаем себя от левого плеча по всей руке - [м], и наоборот.

4. Чтение рассказа учащимися .

- Мысленно нарисуйте картину, как Булька бежит за хозяином.

Докажите, был ли Булька предан хозяину.

5.Гимнастика для глаз .

- Ответы на следующие вопросы мы будем искать в тексте. Дадим глазам отдохнуть.

1. Плотно закрыть и широко открыть глаза.

2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.

З. Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.

А теперь с закрытыми глазами.

6.Выборочное чтение.

I группа: Найди лишнее предложение. Подчеркни.

Один раз его пускали на медведя, и он вцепился медведю в ухо и повис, как пиявка. Медведь бил его лапами, но не мог оторвать и повалился на голову, чтобы раздавить Бульку. Собака помнит, кто ее кормит .

II группа: Из слов данных на карточке выбери те, которые встречались в тексте, подчеркни их.

Чёрная, нижняя челюсть, молоко, кончики лап, скатерть, зубы, силён, цепок, как клещ, мороз.

Проверка I группы:

- Какое предложение лишнее? Докажите словами учебника.

Проверка II группы:

- Назовите слова, которые встретились в тексте.

- О чем эти слова?

-Какой была внешность Бульки , прочитайте в тексте.

7. Работа с пословицей.

- Прочитайте еще раз лишнее предложение. Это, ребята, пословица. Подумайте, по смыслу подходит ли она к нашему рассказу?

- Почему вы так считаете?

- Как бежал Булька за своим хозяином?

- Как он вел себя, когда догнал хозяина? Покажите это мимикой, жестами.

-Мы в ответе за тех, кого приручили, за ласку – они отвечают лаской, за заботу – заботой. Собака помнит, кто ее кормит. Мы должны заботиться о братьях наших меньших.

Читайте также: