Жуковский песня конспект урока 4 класс

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дата проведения: 23. 02. 2017 год

База проведения: МБОУ СШ № 15

Тип урока : комбинированный.

Цели: ознакомление учащихся с биографией В. А. Жуковского; формирование умения анализировать лирические стихотворения.

Образовательные: дать представление об авторе и познакомить с произведением.

Развивающие: уметь определять идею произведения, развивать умения читать стихотворные произведения, связно рассказывать о своих впечатлениях,

Воспитательные: воспитание трудолюбия, стремления к получению знаний, интереса к предмету на основе разнообразных форм работы.

Планируемые результаты:

Личностные:

Уметь объяснять свое отношение к предложенным ситуациям;

Формировать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью.

Предметные:

Учиться читать произведение со смыслом;

Анализировать и отвечать на поставленные вопросы.

Метапредметные:

Регулятивные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Уметь ориентироваться в своей системе знаний;

Осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

Преобразовывать информацию из одной формы в другую; составлять ответы на вопросы.

Коммуникативные:

Уметь слушать и понимать речь других;

Оформлять свои мысли в устной форме.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Орг. момент

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Юлия Владимировна. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Садитесь.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Личностные : развитие доброжелательности, проявление эмоциональной отзывчивости.

Пятиминутное чтение.

Подготовка к чтению.

- Ребята, у вас у каждого нас столах лежат листы со стихотворением. Читаем на месте всё произведение, а у доски только одно шестистишье. Читаем выразительно, стараемся.

Не пойму я взрослых этих,

Все у них наоборот:

Сразу тянутся к котлете

И не смотрят на компот!

Жалко взрослых мне бывает:

Ничего не понимают!

В магазин приходим с дедом –

Там горою карамель!

Ну, а дед берет к обеду

Колбасу и вермишель.

Жалко взрослых мне бывает –

Ничего не понимают!

Во дворе такая лужа!

Лучше лужи не найти!

Но сосед вздыхает: «Ужас!

Жалко взрослых мне бывает:

Ничего не понимают!

В дом вчера принес мышонка

(Я нашел его в саду).

Закричала мама звонко:

Жалко взрослых мне бывает:

Ничего не понимают.

Читают сначала самостоятельно, а потом у доски по желанию.

Познавательные: умение ориентироваться в системе знаний.

Усвоение нового материала.

Включение нового материала в систему знаний.

- Ребята, сегодня мы поговорим о творчестве замечательного русского поэта Василия Андреевича Жуковского. (портрет)

- Что вы знаете об этом авторе?

Послушайте факты биографии писателя, а потом я вам задам вопросы по прослушанному.

Василий Андреевич Жуковский (1783 – 1852) – русский поэт, академик, переводчик.

Ранние годы

Родился Василий Жуковский 29 января (9 февраля) 1783 года в селе Мишенском Тульской губернии. Он был незаконнорождённым сыном помещика А. И. Бунина. Получил новую фамилию после усыновления крёстным – бедным белорусским дворянином Андреем Григорьевичем Жуковским.

Образование и творчество

Первое образование в биографии Жуковского было получено в семье Буниных.

Затем он обучался в частном пансионе, Тульском народном училище, у сестры В. Юшковой. Увлекался сентиментализмом, на этой почве познакомился с Николаем Карамзиным.

Первые стихотворения Жуковского были написаны во время учебы в пансионе при университете г. Москвы. Творчество Жуковского тех времен наполнено сентиментализмом, романтизмом.

В 1815 году Жуковский был участником литературного общества “Арзамас”.

В это же время начинает придворную службу, которая продлилась 25 лет. Десятилетие с 1810 по 1820 годов считается расцветом творчества Василия Андреевича Жуковского.

Жуковский был хорошо знаком со многими известными личностями, среди них можно выделить императора Николая I, Александра II, Александра Пушкина, Николая Гоголя.

Личная жизнь

В 58 лет Жуковский женился на 20-летней дочери его друга живописца Рейтерна – Елизавете. После, 12 лет он жил у своих новых родственников в Германии, вплоть до самой смерти. У него было двое детей – Павел (1844) и Александра (1842).

Смерть писателя

Умер Жуковский 12 (24 апреля) 1852 года в Баден-Бадене. Тело писателя перевезли в Россию и похоронили в Санкт-Петербурге.

- Какие факты биографии писателя запомнили?

Жуковский писал свои произведения в нескольких жанрах, но для детей можно выделить только два. Как вы думаете, что это за жанры?

- Перед тем, как я прочту вам это стихотворение, я хочу, чтобы вы обратили внимание, на то, как поэт передаёт своё отношение и чувства, какие картины вы при этом представляете.

- Какие вы представили картины, слушая стихотворение?

- Сейчас мы почитаем по строфам.

- Что такое строфа?

- Читаем 1 строфу.

Розы расцветают,

Сердце, отдохни;

Скоро засияют

Благодатны дни.

- Как вы понимаете, что такое благодатные дни?

- Читаем 2 строфу.

Все с зимой ненастной

Грустное пройдет;

Сердце будет ясно;

Розою прекрасной

Счастье расцветет.

- Как вы понимаете словосочетание ненастная зима?

- Читаем 3 строфу.

Розы расцветают —

Сердце, уповай;

Есть, нам обещают,

Где-то лучший край.

- Какое слово здесь не понятно?

Уповай значит верить, надеяться на что-либо.

- Читаем 4 строфу.

Вечно молодая
Там весна живет;
Там, в долине рая,
Жизнь для нас иная
Розой расцветет.

- Ребята, а что такое рай?

- А сейчас прочитаем первые две строфы.

- Почему скоро наступят благодатные дни?

- Какие слова повторяются в этих строфах?

- С чем сравнивается счастье? Прочитайте.

- Получается, что роза у поэта – это символ счастья.

- Давайте понаблюдаем, что с сердцем в первой строфе? Какое состояние описывает поэт?

- А что с сердцем происходит во второй строфе? Когда оно станет ясным?

- Прочитаем 3 и 4 строфу.

- Тут поэт как бы обращается к сердцу. Что он говорит ему?

- В каких словах данного стихотворения чувствуется, слышится надежда? Прочитайте.

- На что должен человек всегда надеяться?

- Какой мы можем сделать вывод, что хотел сказать нам В.А. Жуковский в этом стихотворении?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока литературного чтения в 4 классе

Познакомить с содержанием произведения.

Формировать навык чтения: сознательность, правильность, беглость, выразительность.

Познакомиться с новым автором и разделом.

Развивать речь, осуществлять словарную работу.

Развивать внимание, память.

Воспитывать интерес к чтению

Воспитывать и бережное отношение к природе

Учебник 4 класса Литературное чтение 4 часть автор Кубасова

Здравствуйте, ребята, садитесь.

Ученики встали у парт, успокоились, поприветствовали учителя и друг друга.

Сегодня мы начинаем новый раздел, который называется «Мир волшебных звуков.

-Предположите, о чем будем читать и какие произведения?

Учащиеся читают название раздела на слайде

III .Знакомство с новым материалом.

1) Знакомство с новым разделом.

IV Объявление темы и задач урока

1)Знакомство с автором

2)Чтение стихотворения учителем наизусть, психологическая пауза после чтения, организация слушания

3)знакомство с произведением, чтение стихотворения детьми

- Как вы думаете из чего будет состоять этот раздел?

-А что выражают стихи?

-давайте откроем учебник на стр. 42 и прочитаем , что написано про этот раздел. Прочитайте еще раз название раздела и о чем этот раздел.

-Впечатления, чувства, мысли

-учитель читает текст, дети слушают и следят

В.А.Жуковский- первый автор, с которым мы познакомимся в этом разделе.

Откройте учебнике на стр. 42 найдите стихотворение. Сейчас я вам прочитаю это стихотворение вы внимательно следите.

-понравилось ли вам это стихотворение?

Теперь прочитайте это стихотворение вы. Начинаем читать с первой парты по 1 строчки, друг за другом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок освоения новых знаний способов действий (изучение нового материала)

Планируемые результаты:

метапредметные

-умение анализировать свою работу;

- умение оценивать не свою работу по заданным критериям;

- умение моделировать обложку.

- умение различать рифмы, строфы, находить в тексте эпитеты, устойчивые эпитеты, олицетворения, метафоры и сравнение.

-овладеть основами смыслового восприятия художественных текстов;

-формировать умение работать с учебником, книгой (умение найти нужное место в уже прочитанной книге, умение листать и бегло просматривать.

-планировать учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

-аргументировать свое мнение и позиции;

-строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

-принимать и сохранять учебную задачу;

-проявлять инициативу в учебном сотрудничестве.

-воспринимать литературу как значимую сферу жизни, нравственный и эстетический ориентир;

Оборудование: учебник, слайдовая презентация, аудиозапись, раздаточный материал.

Структурные

компоненты урока

Действия учителя по организации деятельности учащихся и формулировка заданий

Планируемые результаты

Способы проверки и критерии оценивания результатов

метапредметные

1.Мотивация к учебной деятельности.

Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь своему соседу по парте, пожелайте ему хорошего рабочего настроения на урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам хорошо поработать на уроке, открыть для себя что-то новое. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Диана Владимировна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

Планировать учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (КУУД)

2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.

- Ребята, с каким жанром вы познакомились на предыдущих уроках? (басня)

- Что такое басня? (Басня –это жанр дидактической литературы; небольшое произведение в стихах или прозе, в котором аллегорически обрисовываются человеческие поступки, социальные отношения, высмеиваются пороки людей.).

- Сейчас вы поработаете в парах.

- У вас на столах лежат карточки. Вам нужно соединить название произведения с его автором.

- Ребята, посмотрите, как мир вокруг прекрасен, украшен весенним золотом. Пышное лето вы тоже не успели забыть. А талантливые поэты с прекрасной душой воспевают эту красоту, дарят нам через свои стихотворения. И сегодня мы познакомимся с этой красотой

- Какую для себя цель вы поставите на уроке?

Строить логические цепи рассуждений, доказательств (ПУУД)

Принимать и сохранять учебную задачу (РУУД)

- Что вы знаете о В.А. Жуковском?

В А. Жуковский (1783-1852) – русский поэт, академик, переводчик, друг А.С. Пушкина. СЛАЙД 2 (биография)

Поэт рос и воспитывался в имении своего отца – помещика Бунина. Матерью В.А. Жуковского была турчанка Сальха. Фамилию и отчество поэт получил от крестного отца – Андрея Жуковского, бедного дворянина. Учился В.А. Жуковский в частном пансионате в Туле, а потом в Благородном пансионе при Московском университете, где он написал свои первые стихи. Жуковский любил свою Родину и В 1812 году он вступил в ряды ополчения и защищал Москву от войск Наполеона. Потом он был учителем русского престола Александра II.

Жуковский – автор множества стихотворений, поэм, баллад, сказок и переводов.

- Природу нужно слушать душевно. Закройте глаза сядьте правильно. (слушают аудио)

- Когда вы слушали, какую картину вы представили перед собой?

- Ребята, что такое песня? (небольшое поэтическое произведение, предназначенное для пения).

- Откройте 58 страницу и прочитайте творение поэта самостоятельно, про себя.

- Прочитайте стихотворения выразительно, с интонацией. Кто прочитает? (один из учеников читает стихотворение).

- Ребята, оцените по критериям:

- Что тебе помогло прочитать это стихотворение?

-Какой след в вашей душе оставило это стихотворение? Почему?

- Что вы чувствуете, когда читаете это стихотворение?

- О чем это стихотворение?

Благодатны дни – радостные, доставляющие удовольствие. Благодать (упоительная красота, наполняющая душу прелестью мира)

- Все ли могут почувствовать благодатны дни? (Нет, только человек с прекрасной душой)

Уповай – верь и надейся.

- Равны ли строфы по количеству строк? (Нет, есть строфы по четыре строк, есть по пять). У вас есть у каждого имя, у этих четверостиший и пятистиший тоже есть имя, только пишется с маленькой буквы

- Четверостишие, оно носит имя катрен, пятистишия-квинтет, двустишия-дистих, трехстишия-терцет, шестистишия-секстина, семистишия-септима, восьмистишия-октава

Рифма – созвучие концов стихотворных строк. Сонет – стихотворение, состоящее из 14 строк: двух четверостиший и двух трехстиший.

- Кто прочитает первую строфу и начертит партитуру? (ученик читает)

- Почему он просит сердце отдохнуть? (сердце раньше было наполнено грустью, сейчас он хочет, чтобы оно расслабилось и отдохнуло)

- Прочитайте вторую строфу и составьте партитуру. Представьте её образно, какая возникла у вас картина? В каком словосочетании главная мысль? (счастье расцветёт), значит тема какая? (тема счастья)

- Чем является роза для поэта?

- Роза – это символ счастья для поэта. СЛАЙД 3

- Прочитайте 3 строфу и составьте партитуру.

- Почему автор заставляет сердце надеяться и верить (Он верит в это)

- В каких словах чувствуется надежда?

- Прочитайте 4 строфу, составьте партитуру.

- А почему автор в пример привел именно весну, а не лето? (потому что весна самая прекрасное время года)

- Что значит жизнь для нас иная? (другая, счастливая, долгая, вечная).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отрабатывать навыки выразительного осознанного чтения.

Развивать умение работать над иллюстрацией; умение составлять план. Обогащать словарный запас. Развивать память, речь, внимание.

Оборудование: интерактивная доска

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III. Постановка цели урока

- Сегодня на уроке мы начинаем новый раздел.

- Прочитайте, как он называется? (Чудесный мир классики.)

- Как вы думаете, произведения, каких авторов будут помещены в этом разделе?

- Открывает этот раздел поэт В.А. Жуковский. С его творчест­вом вы уже знакомились во 2 и 3 классах.

- Можете ли вы прочитать их наизусть?

Учитель читает вступительную статью перед сказкой.

- Что вы узнали из жизни писателя?

IV. Изучение нового материала

1. Первичное чтение первой части сказки.

2. Беседа после чтения:

· Как царь оказался у колодца?

- Почему напившись воды, он не смог поднять голову?

- Как автор описывает Кощея Бессмертного?

- Найдите в тексте этот отрывок и прочитайте.

- Какой откуп попросил Кощей Бессмертный у царя?

- Почему царь согласился? (Он не знал про сына)

- Что же увидел царь, когда вернулся в свое царство?

- Как он отреагировал на это известие? Найдите в тексте слова, которые описывают чувства царя. Прочитайте?

- Как Кощей потребовал отдать долг? (Иван-царевич охотился и встретил в лесу Кощея)

- Как решил поступить царевич, после того как отец ему все рассказал?

- Как произошла первая встреча Ивана-царевича с Марьей- царевной?

- Какой совет дала Марья-царевна Ивану?

- Как вы думаете, почему Марья-царевна решила помочь царе­вичу?

- Помог ли царевичу ее совет?

- Как принял Ивана-царевича Кощей Бессмертный? Почему?

Наверху созрела слива,

А внизу растет крапива.

Мучается бедный ослик,

Что сначала съесть, что после?

Позади малина спеет.

Голоден до полусмерти.

Ослик головою вертит.

Снизу свежая трава

VI Закрепление нового материала 1. Работа над иллюстрацией

- Кто на ней изображен?

- Опишите, как выглядит Кощей Бессмертный?

- Найдите в тексте и прочитайте отрывок, где его описывает Жуковский. Каким мы привыкли видеть Кощея Бессмертного на картинках?

- Опишите, как выглядит Иван-царевич?

- Как называется оружие, которое находится за спиной у Ивана- царевича (Лук и колчан со стрелами)

Читайте также: