Конспект занятия по декоративной лепке в средней группе

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Барабанщикова Елена Николаевна

Населенный пункт: Ростовская область, г. Таганрог

Цель: формировать у детей познавательный интерес к исторически культурному наследию своего народа посредством знакомства с филимоновской глиняной игрушкой.

Задачи:

- Познакомить детей с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства, имеющим свою специфику и образную выразительность,

-формировать представление о том, какими материалами и инструментами пользуются мастера-игрушечники.

-создать условия для творчества детей по мотивам филимоновской игрушки.

-учить лепке птички на основе овоида.

-развивать воображение, чувство формы. -воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.

Предварительная работа:

-рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, беседа о том, что все эти красивые вещи создали мастера-народные умельцы.

Материалы, инструменты, оборудование:

Вводная часть.

В. Ребята, у нас сегодня в гостях гостья необычная, звонкая да яркая. Смотрите. Показывает игрушку.

В. Кто это, догадались? На какую птичку похожа? Ответы детей.

В. Вы заметили, что у неё в хвостике есть дырочки? В неё можно подуть и послушать, что получится. Воспитатель свистит в игрушку.

Ой, свистулечка какая:

И чуть-чуть пузатая!

Ты откуда, уточка?

Уточка свистит моя:

Мы идем цветущими лугами (обычная ходьба друз за другом)

И цветов букеты соберем (наклоны вперед)

Где-то за высокими горами (поднимаем руки вверх)

Ручеек по камушкам пройдем (ходьба на носочках)

Если встретятся овраги,

Мы овраги обойдем (ходьба назад)

Если встретятся коряги,

Под корягой проползем (ходьба на четвереньках)

Шаг за шагом, потихоньку (ходьба на носочках)

Дружно в сказку попадем (обычная ходьба).

По окончании физминутки дети присаживаются на стульчики перед экраном проектора.

Основная часть.

В. вот такая сказка о филимоновской игрушке. Понравилась? Дадим нашим глазкам отдохнуть.

Глазки. (физминутка для глаз)

Глазки видят все вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть все дано-

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

В. ребята, а вы хотите сделать таких уточек-свистулек? Мастера из Филимоново прислали для нас схему лепки уточки. Она нам поможет в работе. Произнесем волшебные слова и наберемся сил.

Физкультминутка.

Раз, два, раз, два (руки поднимают вверх—вытягивают, затем к груди—согнуты в локтях)

Стали дети мастера. Сели, встали, сели, встали (выполняют движения по тексту)

Мы работать не устали. Ручки хлоп, хлоп, хлоп, Ножки топ, топ, топ.

Раз, два, раз, два Наши дети мастера. руки поднимают вверх—вытягивают, затем к груди—согнуты в локтях)

За столы садимся дружно – нам теперь трудиться нужно. ( присаживаются на рабочие места).

Вот вы и превратились в мастеров. Пора и за работу. Мы с вами будем лепить свистульку-уточку.

Лепить мы будем по схеме-рисунку. Посмотрите все на рисунок. Начинаем.

1. Скатаем шар из комка теста величиной с кулачок и превращаем его в широкий цилиндр. (раскатываем в ладонях с разным нажимом).

2. Концы полученной формы неравномерно загибаем вверх: для шеи повыше, для хвоста пониже.

3. Прищипываем плоский клювик.

4. У фигурки лепим хвостик, оттягиваем часть теста для хвоста, в хвосте карандашом протыкаем отверстие для свистка (как бы вкручиваем карандаш).

5.из отдельно кусочка лепим подставку. Лепим шар немного его сплющиваем и прикрепляем к уточке. (обратить внимание чтобы поделка стояла) .

4. Крылышки налепим, сделав небольшие плоские овальчики. (работают под русскую народную музыку).

Итог занятия.

В. Какие у вас красивые получились игрушки! Молодцы! Настоящие мастера! Давайте их поставим на подставочки . А когда они высохнут мы их обязательно распишем яркими цветами, чтобы они всех нас радовали.

-Что нового вы узнали на занятии?

- Откуда родом такие игрушки-свистульки?

- Трудное ли было задание?

- Какое у вас настроение?

Есть под Тулой деревенька, Филимоново зовут.

И живут там мастерицы,

Что добро в дома несут.

И добро там не простое,

И не злато-серебро.

Давно это было. В одной деревне, что недалеко от города Тула на высоком берегу реки Уна, жил дед Филимон. Веселый, работящий был человек. Как-то раз пошел Филимон в овраг и выкопал из земли кусок сине-черной глины.

Был дедушка гончаром. Умел лепить посуду, да с остатков глины игрушки на потеху малым деткам. Положил глину на гончарный круг и давай её мять с водичкой да приговаривать:

- Лепись ковш, лепись горшок,

Да веселый петушок!

И пошло дело! Получились зверушки, петушки, кони. Козлики, барышни с солдатами. Все игрушки забавные, высокие, веселые и такие вытянутые, будто они всегда чему-то удивляются, да так удивляются, что все на длинношеих жирафов похожи!

Очень любил Филимон деток забавлять. Проковырял он своим игрушкам дырочки. Зверушкам – в хвостике, барышням – спрятал в кувшины, у солдатиков - в гусей. Залилась звонкой песней игрушка. И стали они игрушками-свистульками. Детишкам и людям понравилось. Стал Филимон свистульки для народа делать да весной на ярмарке продавать . Всем полюбилось это занятие. Мужчины лепили посуду, а женщины с детками игрушки. А чтобы игрушки были твердыми да звонкими, ставил их Филимон в огненную печь. Игрушки на огне сначала раскаливаются докрасна, а потом добела. Когда остывают, становятся бело-розовыми и твердыми, как камень.

Остынут свистульки, тогда их Филимон начинал украшать узорами. В этом ему помогала природа-матушка. Бывало, проснется дед ранешенько, улыбнется солнышку, а потом яркие лучики на игрушке появляются. Посидит на берегу реки Уна, вот и волна перекатывается на свистульке. Посмотрит на яркие звездочки в ночном небе и добавит их яркими точками на игрушки. Пойдет в лесок, поговорит с елочками, и вот уже разноцветная "елочка" украшает свистульку. И цвета выбирал любимые, те что подсказывала земля-матушка. Желтый – цвет солнышка, алый и малиновый – цвет спелой ягодки, зеленый – цвет травы да деревьев. Вот так и прославилась это деревня, назвали ее Филимоново, в честь деда Филимона, а игрушки и по сей день зовут филимоновскими. Прошли годы. Много поколений гончаров-игрушечников сменилось в Филимоново. И в наши дни лепят игрушку-свистульку, соблюдая секреты мастерства. Прославила она Филимоново по всему миру. Делают её с любовью и радостью. Вот и она дарит хорошее настроение и гордость за наших мастеров.

Библиографический список:

2. Грибовская, А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации / А.А. Грибовская. – М.: Просвещение, 2005.

Создание условий для развития художественно-творческой деятельности через украшение тарелки декоративной лепкой.

ВложениеРазмер
konspekt_nod_v_sredney_gruppe_po_hudozhestvenno-tvorcheskoy_deyatelnosti.doc 32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в средней группе по художественной-творческой деятельности(Лепка)

Цель: Создание условий для развития художественно-творческой деятельности через украшение тарелки декоративной лепкой.

Задачи: 1. Создать условия для развития творчества детей в декоративной лепке.

2.Создать условия для использования приёмов барельефной лепки в украшении тарелки.

3.Создать условия для развития мелкой моторики через раскатывание пластилина из тонких жгутиков, завитков, шарообразных форм.

4.Воспитывать самостоятельность и аккуратность при работе с пластилином.

Материал и оборудование : магнитофон, декоративные тарелки, одноразовые пластиковые или картонные тарелки, мольберт, пластилин, коврики для лепки, стеки, салфетки.

Предварительная работа : рассматривание образцов барельефной лепки, рассматривание иллюстраций.

1. Вводная часть (организационный и мотивационный момент)

В группе оформлена выставка декоративных тарелок. Дети самостоятельно замечают выставку посуды, собираются в круг, обращаются к воспитателю с вопросами.

Воспитатель : дети мы сегодня с вами попали на выставку посуды.

Ребята, а что такое выставка?(ответы детей)

Выставка-это показ, выставление на показ чего либо, чтобы многие люди могли это увидить.

Воспитатель: предлагает рассмотреть предметы выставки.

-Из какого материала сделано?

-Что изображено на тарелке?( ответы и обследовательские действия детей)

Воспитатель: - Какие именно тарелки вам понравились больше всего?

-Но зачем человеку столько разных тарелок?

( ответы и предложения детей)

Воспитатель подводит итог: -Жизнь человека разнообразна, и разные тарелки нужны для разных случаев. Сегодня мы увидели много разнообразных тарелок и все они сделаны мастерами. Давайте будем с уважением относиться к таким людям, беречь их труд, аккуратно обращаться с тарелками, не бить их.

Рядом с выставкой расположена полочка( стол) с одноразовыми пластиковыми или картонными тарелками. Дети замечают однотонные тарелки из разных материалов, по их мнению не красивых и выражают желание украсить их узорами, чтобы своими тарелками дополнить уже имеющуюся выставку.

Воспитатель: -Ребята я согласна с вами , у меня тоже возникло такое желание ,но чем мы можем украсить наши тарелки?

Дети: -Можно взять пластилин и украсить разными узорами тарелки.

2. Основная часть

На мольберте находятся образцы украшенных тарелок.

Воспитатель : обращает внимание на образцы, объясняет, но сначала подготовим наши пальчики к работе.

разъединяются)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики. (подушечки всех пальцев одной руки одновременно дотрагиваются до пальцев другой)
Раз, два, три, четыре, пять… (поочередно соединяем одноименные пальцы: большой с большим, указательный с указательным и т.д.)

Начинай считать опять . (одновременно касаемся подушечками пальцев 2 рук)
Раз, два, три, четыре, пять… (поочередное касание)
Мы закончили считать . (встряхиваем опущенные вниз кисти рук)

Дети: выполняют работу.

Воспитатель: украшает наравне с детьми свою тарелку и одновременно показывает знакомые приёмы барельефной лепки ( раскатывание, загибание, сплющивание) и элементы узоров (цветок, завиток, линия), уточняет у детей цвета пластилина.

Дети: самостоятельная деятельность детей под спокойную музыку.

3. Заключительная часть

Дети : выставляют свои получившиеся тарелки на выставку.

Воспитатель: -Можно будет есть из такой тарелки?

Воспитатель : -Тарелки, которые изготавливают не для еды, а красоты называют декоративными.

-Давайте повторим это слово и запомним его.

Воспитатель: -Как вы считаете, наши тарелки достойны для выставления на показ?

Дети: ответы детей.

Воспитатель : -Сегодня мы с вами постарались и пополнили выставку красивой коллекцией декоративных тарелок, на которую мы можем даже пригласить гостей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект интегрированного занятия по речевому и художественно - творческому (нетрадиционные техники лепки) развитию с детьми средней группы.

Человек, увлеченный творчеством, способен превратить любой труд в искусство, в красоту для себя и окружающих. В своих работах (планетолеты) дети использовали изученные и уже известные им нетрадиц.


Конспект занятия по изобразительной деятельности (лепка) в средней группе "Рыбка"

Учить детей лепить предметы из одного кусочка пластилина.


Конспект непосредственной художественно-творческой образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста "Дождевая тучка" (аппликация).

Аппликация с элементами рисования.Тема: "Дождевая тучка".Предварительная работа:- наблюдение за тучами на прогулке;- наблюдение за дождём;- чтение и разучивание стихотворения "Дождик, дождик. "- расс.


Конспект занятия по изобразительной деятельности (лепка) в средней группе на тему: "Фрукты и овощи"

Мы пришли на грядку.Тыква – вот, а вот – томат.Здесь – капуста, здесь – салат,Тмин, картошка, артишок,и петрушки корешок.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Организованная деятельность по декоративной лепке в средней группе.

Цель: формирование у детей интереса к предметам народного декоративно- прикладного искусства путѐм ознакомления с филимоновской игрушкой.

-познакомить детей с филимоновской игрушкой, как видом народного декоративно;

-прикладного искусства, имеющим свою специфику и образную выразительность;

-формировать представление о ремесле игрушечных дел мастеров;

-создать условия для творчества детей по мотивам филимоновской игрушки;

-учить лепке птички на основе овоида или цилиндра;

-развивать воображение, чувство формы;

-воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.

-рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, беседа о том, что все эти красивые вещи создали мастера-народные умельцы. Материалы, инструменты, оборудование:

- 3-4 филимоновские игрушки, подставка для демонстрации, схема с показом способа лепки, альбом с рисунками филимоновских игрушек, компьютерная презентация (слайды), музыкальное сопровождение (рус.народная музыка в аудиозаписи), глина, дощечки, стеки, салфетки, карандаш для проделывания отверстия под свисток.

-Здравствуйте ребята! Ребята, а вы любите сказки? Так вот сегодня у нас волшебное, сказочное занятие, на котором мы будем лепить интересные игрушки. Вы ведь любите лепить? Но для начала я расскажу вам сказку о чудо-птицах, чудо-животных, о филимоновских игрушках, которые начали лепить в селе Филимоново, Тульской области.

hello_html_4e72eea1.jpg
hello_html_4abe617c.jpg

Занимайте свои места, сказка начинается.(сказка) Сказка про Филимона!

- Ну, погодите! Я вам задам! - решил Филимон. Позвал он к себе дочерей и стал он бранить их за то, что вместо дела безделицей занимаются.

- Не ругай нас, батюшка,- говорит Танюшка, — мы сначала горшки да миски лепили, как ты велел, а потом скучно стало и мы песню запели.

- Песня наша веселой была - продолжает Оленька,- мы и не заметили, как из волшебной глины-синики сами стали всякие фигурки получаться.

- А я, батюшка, только частушки завела,- подхватила Нюшенька, — и не помню, как мои руки ко всем фигуркам свистульки понаделали!

Поворчал немного Филимон, простил дочерей за шалость, но строго-настрого приказал песни и частушки петь после работы. А чтобы наказ этот помнили, фигурки на видное место в сарайчике поставил.

Прошло времени ни много-ни мало, посватались за Филимоновых дочерей молодые мастера-гончары. Сыграли три свадьбы в один день и остались в избе Филимон с женой вдвоем. Но недолго скучал Филимон, скоро во двор к нему стали приходить ребятишки, дети его дочек, его внуки и внучки. И стали его звать в деревне дедом Филимоном. Как-то раз вспомнил дед Филимон о фигурках и решил дать их внучатам поиграть. А внучата — не хотят: " Что ты, дедушка! Они же некрасивые".

Скоро все барыни и кавалеры, дочками вылепленные, украсились яркими нарядами. Барашки, козлики и поросята расцветились узорами и яркими полосками. А свистульки, что Нюшенька понаделала, стали от такой красоты звучать ещё задорней и заливистей.

-Понравилась сказка? Как называются эти игрушки? Что особенного в этих игрушках? У нас в группе тоже есть филимоновские игрушки, давайте их рассмотрим, подходите все к столу. (Рассмотрение игрушек-свистулек выставленных на подносе). Посмотрите, какие они яркие, весѐлые, нарядные, и все игрушки—это свистульки. Ребята! Я сегодня, когда пришла в садик получила посылку, давайте еѐ вместе откроем. Посмотрите здесь письмо.

hello_html_m5b1affad.jpg

А вот и глина. Ну что ребята попробуем? А чтобы у нас всѐ получилось, давайте произнесѐм волшебные слова и сделаем волшебные движения, наберѐмся силы. Встаньте ровно по линии.

Раз, два, раз, два (руки поднимают вверх—вытягивают, затем к груди—согнуты в локтях)

Стали дети мастера.

Сели, встали, сели, встали (выполняют движения по тексту) Мы работать не устали.

Ручки хлоп, хлоп, хлоп,

Ножки топ, топ, топ. Раз, два, раз, два

Наши дети мастера.

-Вот вы и превратились в мастеров. Пора и за работу. Мы с вами будем лепить свистульку-петушка. Посмотрите, какой он.

Создан для парада! Перья—пух! Перья—пух!

Гребешок? Что надо! Глазки—щѐлки! Очи зорки! Голосок соловушки! Полюбуйтесь! Полюбуйтесь На цветные пѐрышки! Вот какой Петя- петушок. Давайте, мы тоже слепим такого красавца! Лепить мы будем по схеме-рисунку. Посмотрите все на рисунок.

Начинаем. 1. Скатаем шар из комка глины величиной с кулачок.

2. Вытягиваем вверх шею петушка, слегка наклоним небольшую головку. Заострим клювик, прищипываем пальчиками бородку и гребешок.

3. Нижнюю часть обхватим пальцами, сожмѐм, оттянем и расплющим чтобы получилась подставка. (обратить внимание чтобы он стоял)

4. У фигурки лепим хвостик, оттягиваем часть глины для хвоста, в хвосте карандашом протыкаем отверстие для свистка (как бы вкручиваем карандаш).

5. Крылышки процарапаем стекой. (работают под русскую народную музыку).

hello_html_m56868852.jpg

Какие у вас красивые получились игрушки! Молодцы! Настоящие мастера! Давайте их поставим на подставочки . А когда они высохнут мы их обязательно распишем яркими цветами, чтобы они всех нас радовали.

Главная Фольклор

Программное содержание:

Направление: Художественно-эстетическое развитие.

Методы и приемы:

  • Наглядные: дымковская барышня, иллюстрации с изображением дымковской игрушки, показ приемов лепки.
  • Словесные: беседа, ситуативный разговор, уточнение приёмов выполнения, вопросы к детям, поощрения.
  • Практические: подбор материала для лепки, лепка игрушки.
  • Игровые: пальчиковая игра, физминутка.

Материал: дымковские барышни, иллюстрации с изображением дымковской барышни, пластилин, отрезанная верхняя часть от пластиковой бутылки, доска, салфетки.

Предварительная работа:

Познакомить детей с дымковской игрушкой. Рассмотреть варианты выполнения дымковских барышень (одежду, украшения, головные уборы, оборка и т. п.), рассматривание иллюстраций в детских книгах, художественных открыток, альбомов с изображением дымковской игрушки. Чтение потешек.

Ход занятия:

Дети заходят в группу.

- Ребята, я приглашаю вас сегодня на выставку. Пойдем?

На мольберте висят иллюстрации дымковских барышень, на полочке стоят фигурки дымковской игрушки, вылепленной из глины.

Щечки алые горят,

- Ребята, о ком это стихотворение?

(О дымковской игрушке)

- Посмотрите, какие красавицы! А все ли барышни одинаковые?

(Нет. Одна с зонтиком, другая с ведрами, а эта с детьми)

Воспитатель предлагает рассмотреть Дымковскую барышню

(Красивая юбка, на голове шляпа)

- Это богатая барышня.

- Что можно рассказать об этой игрушке?

(У нее на руках малыш, на голове шапочка.)

- Это кормилица. Она кормит и нянчит малыша.

Игрушки лепили для детей, старались их развеселить, поэтому и лепили такие забавные игрушки..

- Посмотрите, что у меня есть (показываю пластиковую заготовку). На что она похожа?

(На юбку дымковской барышни)

- Я предлагаю вам изготовить дымковскую барышню. Согласны?

- Присаживайтесь за столы. Перед вами на подносах лежит заготовка юбки и кусочки пластилина разного размера и цвета. Нам нужно будет вылепить голову и руки барышне. Сначала мы слепим голову. Какой кусок пластилина возьмем?

Голова, какой формы?

Как будем ее лепить? Какими движениями?

(Дети показывают, круговые движения)

- Теперь нам надо прикрепить голову к туловищу.

Воспитатель показывает, как прикрепить заготовку, напоминает приемы примазывания.

- Голова готова. Теперь будем лепить руки. Сколько рук у барышни?

- А кусок пластилина один. Что надо сделать?

(Разделить пополам, на две части)

- Как мы будем лепить руки? Какой они формы? На что похожи?

- Что теперь нужно сделать?

(Прикрепить руки к туловищу)

- Посмотрите, у нас получилась куколка. Но чего-то не хватает. Как выдумаете, чего не хватает?

(Головного убора: корона, шляпка, глаза, ротик)

- Конечно. Сделаем куколке лицо, шляпку, фартучек, воротничек.

- А теперь, вы слепите своих барышень. Но сначала, мы разомнем пальчики, чтобы они лепили, не ленились:

Есть у нас игрушки: (Хлопки)
Пластмассовые погремушки, (Встряхивают кулачки)
Мишка мягкий меховой, (Сжимают и разжимают пальцы)
Мяч резиновый цветной, (Делают шар из пальцев)
Шарик легкий надувной, (Руки сложить в круг перед собой)
Я люблю играть с тобой. (Хлопают в ладоши)

Дети приступают к работе. Воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми, корректирует действия, подсказывает, советует.

- Какие красивые барышни у вас получились! Но мне кажется, они немного грустные. Чего-то не хватает. Как вы думаете, чего?

(Узоров на юбке, рюшечек, фартучка)

- Давайте, украсим наших барышень. Согласны?

- На ваших подносах лежат разноцветные кусочки пластилина. Вы можете использовать их для того, чтобы украсить наряд куклы.

- А теперь, давайте поставим ваших дымковских барышень в хоровод и полюбуемся, какие они получились гордые, важные, веселые.

Девица в венце,
Румянец на лице,
Собой хороша,
Стоит не дыша.

-Этот хоровод мы поставим в раздевалке, чтобы ваши мамы, папы, бабушки и дедушки смогли тоже полюбоваться вашими красавицами.

Читайте также: