План конспект внеурочного занятия по научно познавательному направлению
Обновлено: 03.07.2024
Данный конспект занятия составлен с учётом требований ФГОС второго поколения. Содержательный аспект:
Тип занятия: открытие нового знания.
Методы: проблемный, исследовательский.
Методические приёмы: повторение пройденного в виде теоретического опроса, работа со словарными словами , работа в парах со взаимопроверкой , работа в группах с целью открытия новых знаний, фронтальная работа.
Занятие проводится в конце первого полугодия второго класса .
Дидактическая цель : развитие умения распознавать в корне слова букву, которая требует проверки (орфограмму), и проверять её разными способами путем подбора однокоренного проверочного слова
- Создать условия : для усвоения орфографического правила о написании безударных гласных в корне; для осознания детьми необходимости укреплять своё здоровье.
- Способствовать: повторению изученных правил правописания ; обогащению словарного запаса учащихся ; решению графико-каллиграфических задач ; развитию орфографической зоркости.
- Способствовать: развитию умения выбирать эффективные способы решения орфографической задачи ; формированию навыков самоконтроля и самооценки.
- Содействовать развитию речи , внимания, памяти ,творческого воображения, интеллектуальных способностей учащихся.
- Обосновывать правильность написания безударного гласного в корне ; устанавливать наличие орфограмм в слове и доказывать правильность их написания, осуществлять орфографический самоконтроль .
Судьба свела нас с величайшим в мире
С красивым, умным, Русским языком.
Пусть разливается по свету он всё шире
И будет, словно в море маяком.
Его нам завещали предки,
И им владеем мы сейчас,
Поэтому должны и взрослые и детки
Приумножать его богатство много раз.
В здоровом теле - здоровый дух. (Предложение записано на доске)
Почему так говорят? Когда у человека крепкое здоровье -это хорошо? ( Да, здоровье- это здо/рово)
Какую орфограмму вы увидели? Можно ли подобрать слово, родственное слову "здоровый" для проверки безударной гласной? Всегда ли легко можно подобрать к слову с безударной гласной в корне проверочное слово? ( не всегда)
Как вы думаете ,какова тема нашего занятия?
-Повторение правописания безударной гласной в корне слова.
-Цель: открыть разные способы подбора проверочных слов для проверки безударного гласного в корне.
Ещё на занятии будем говорить об укреплении и сохранении здоровья.
Сп[a]ртсмен , зак[a]ляться, укр[и]плять, л[и]ниться, б[е]гать.
Какое слово лишнее ?Почему?(По смыслу-лениться, а орфографически- бегать, т.к. в его корне-ударный гласный, а во всех других словах в корне -безударный гласный.)
Замените звуковую запись буквенной, составьте предложение с одним или сразу с несколькими данными словами. Обозначьте ударение , подчеркните безударные гласные.
Безударный хитрый гласный
Слышим мы его прекрасно.
На письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья!
(Письменная работа с комментированием. Устный подбор проверочных слов)
4. Словарная работа.
Как связаны занятия физкультурой и спортом с укреплением здоровья?
(Спорт укрепляет человека. Он делает его выносливым, ловким, сильным, волевым .В спортивной борьбе крепнут дружба, воля, выдержка.)
Рассказ учителя о слове "здоровье":
В старину писали: сдоровье, с-приставка, корень- доров- дерево, дрова; слово "сдоровый" означало "крепкий, высокий, как дерево". Т. к. [д]-звонкий согласный звук, под его влиянием глухой согласный звук [с] "превратился" в свою звонкую пару-звонкий согласный звук [з];теперь слово пишется "здоровый", и з- входит в корень слова.
Давайте подберём однокоренные слова к слову "здоровье".(письменно)
( стихотворение распечатано , на парте у детей)
Как то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым ,
Был он просто словом.
Это слово , слово — корень
Разрастаться стало вскоре,
И плоды нам принесло-
Стало много новых слов.
Вот из сада вам - рассада.
Вот ещё посадки рядом.
С ним садовник идёт.
Гулять в саду словесном.
Назовите корень в выделенных словах. Как называют эти слова? Что вы заметили в написании этих слов? ( Корни в однокоренных словах пишутся одинаково) .
-Какие слова называются однокоренными ? Как пишутся корни в однокоренных словах?
-Как проверить безударный гласный в корне слова?
Работа по карточкам .
1) Выбери правильный ответ:
Однокоренными (родственными ) называются слова:
-с похожим значением;
-сходные по смыслу и имеющие общую часть—корень;
-с похожим звучанием;
2)Вставь пропущенные слова:
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо изменить слово так, чтобы безударный гласный звук стал или подобрать слово с гласным в корне.
3) найдите лишнее слово
Объясни свой ответ. Какое слово проверяемое, а какое проверочное?
Силачом я стать хочу
Прихожу я к силачу:
-Расскажите вот о чём:
Как вы стали силачом?
Улыбнулся он в ответ:
-Очень просто. Много лет
Ежедневно, встав с постели,
Поднимаю я гантели.
8.Открытие новых знаний и способов действий. Работа по группам.
В группе по 4 человека. Дети совещаются и записывают слова в тетрадь вместе с проверочными. Выводят правило.
Подбери однокоренные проверочные слова:
Сл[a]ны, гн[и]здо, гр[a]чи, ст[и]кло, стр[и]ла. (измени число проверяемого слова)
Л[и]сной, пл[a]довое, гр[и]знуля, б[и]гун, св[и]стит(проверочное слово состоит только из корня).
К[a]вёр, тр[a]ва, пч[и]ла ,м[и]чи , тр[a]па, пл[и]та(проверочное слово имеет уменьшительно-ласкательное значение)
Д[a]бро, б[а]рец, кр[a]снеть, с[и]неть, гл[и]дят (проверочное слово является другой частью речи).
К[a]тался, к[и]дал, исп[a]лнял, поб[a]рол, б[и]жал (чтобы подобрать проверочное слово, измени время данного глагола).
Озвучивание результатов работы.
Какими способами вы подбирали проверочные однокоренные слова?
Как пишется корень в однокоренных словах?
Составьте предложение на тему "Спорт и физкультура", используя глаголы из 5 группы слов. Есть ли в других группах слова на эту тему?
9. Контроль и самоконтроль знаний и способов действий:
а)Запись предложения на доске под диктовку:
Держи голову в холоде, живот- в голоде, а ноги- в тепле.
Объясните правописание слов с безударной гласной.
б)Парами подумайте и решите, какие буквы вставить. Опирайтесь на второе слово в словосочетании.(запись на доске):
Пол скать щенка, пол скать бельё, зак ляться на солнце, раск лоть дрова, отв рить картофель, отв рить дверь, пос деть к старости, пос деть на скамейке, прож вать на даче, прож вать мясо, сл зать с забора, сл зать сметану, зап вать песню, зап вать лекарство.
10. Итог занятия.
-Какую ставили учебную задачу?
- Удалось её решить?
-Как нужно заботиться о своем здоровье?
11. Домашнее задание( по карточке):
Начерти в тетради таблицу. Запиши в неё данные слова, заменяя звуковую запись буквенной.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Форма внеурочного занятия : познавательная беседа
Воспитательные:
Воспитывать познавательную активность, любовь к животным. Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу, воспитание коммуникативно-активной коммуникат ивно-грамотной личности, ищущего, информационно всесторонне развитого, творческого, человека, уважительно относящегося к разным точкам зрения, человека умеющего не догматично принимать информацию, а уметь её анализировать и опровергать.
Развивающие:
Создание благоприятных условий для развития у учащихся потребности в ненасыщаемости познавательных процессов в учебной деятельности,развитие интереса к познанию неизвестного в окружающем мире, осуществление подготовки к самостоятельному изучению научно-популярной литературы.
Образовательные:
Формирование устой чивого познавательного интереса, ф ормирование умения анализировать полученную информацию .
Планируемые результаты:
Личностные : расширение кругозора учащихся, развитие их воображения и эмоциональной сферы.
Метапредметные : последовательное приобщение учащихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.
Предметные: познакомить учащихся с насекомыми, как классом членистоногих животных ;
Уровень воспитательных результатов внеурочной деятельности:
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значе ние имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Оборудование:
Организация начала урока:
– Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь и приготовьтесь слушать.
Подготовительный этап:
1.Повторение изученного.
Как называют животных, которые кормят своих детей молоком? (млекопитающие)
Как называется группа животных, имеющих оперенья? (птицы)
Почему лягушек называют земноводными? (могут жить и в воде и на суше)
Как называют животные, которые передвигаются ползком? (пресмыкающиеся)
Как называют животных, у которых есть плавники и жабры? (рыбы)
Медведь, волк, лиса, белка (белка-не хищник)
Олень, овца, корова (олень-дикое травоядное, а остальные домашние травоядные млекопитающие)
Змея, ящерица, лягушка (лягушка - не входит в группу пресмыкающихся)
Работа с календарём природы.
Какое сейчас время года? (зима)
Назовите зимние месяцы. (декабрь, январь февраль)
Какие изменения происходят в неживой природе с приходом зимы? (становится холоднее, падает снег, день становится короче, солнце светит, но не греет)
-Какие изменения происходят в живой природе?( звери залегают в спячку, клесты выводят птенцов)
– Сегодня мы познакомимся ещё с одной группой животных, а кто относится к этой группе, вы узнаете, если отгадаете загадки.
III. Изучение нового материала
От цветка к цветку летает,
Утомится – отдыхает (бабочка)
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь
Тут уж вволю нажжужжусь (жук)
С ветки на тропинку
С травки на былинку
Зелёная спинка (кузнечик)
Не змея, а жалит
Сел на белый одуванчик (стрекоза)
Не птица, а с крыльями
Над цветком летает,
Медок собирает (пчела)
Насекомые- маленькие, большие; одни летают, другие ползают, прыгают; одни живут несколько лет, другие – один день. Живут в почве, на земле, в воде, в воздухе, то есть везде: от жарких стран до границ льдов на севере.
Назовите вредных насекомых (жук листогрыз, комары, муха цеце)
Вывод : насекомые все нужны.
Насекомые от слова насекать (на теле есть полоски как насечки)
Определение признаков насекомых.
По мере определения признаков на доску выставляются таблички с надписью признака.
- У разных видов насекомых лапки служат для различных целей. Например, пчелы и шмели с помощью лапок собирают цветочную пыльцу в “корзиночки” на задних лапках. Богомолы используют передние лапки для охоты, зажимая ими свою жертву. Кузнечики и блохи совершают мощные прыжки, спасаясь от врага, а водяные жуки используют их для плавания
- Так чем же отличаются насекомые, от других групп животных?( наличием 6 ног)
- Но не только этим отличаются насекомые от других животных. Давайте попробуем назвать части тела насекомых.
- Какие части тела насекомого вы видите? (голова,тело,лапки…)
- Так в чём же вы видите особенность строения тела насекомых?(тело разделено)
Тихо, тихо высоко
Прыгаем на носках легко
4.Питание насекомых
А чем питаются насекомые? (растениями, личинками других насекомых, пыльцой)
У меня в руках губка, шприц, кусачки. Как вы думаете, какое отношение имеют эти предметы к питанию насекомых?(похожи на то, как питаются насекомые)
Челюсти кузнечика, которыми он откусывает траву, действуют как кусачки
Самка комара хоботком, словно шприцем, протыкает кожу и высасывает кровь
Ротовые органы мухи впитывают жидкость, как губка
Могут ли так же питаться звери? рыбы? птицы?(нет не могут)
3 признак насекомых (наличие усиков)
А чем питаются ночные бабочки? (нектаром).
А как они ночью находят нужный цветок? Ведь ночные цветы неяркие. Они распускаются в сумерки, когда цвет плохо виден. ( Им помогает запах).
Но ведь носа у насекомых нет, они улавливают запахи с помощью усиков.
Усики характерный признак многих насекомых (появляется табличка на доске).
4 признак (наличие двух пар крыльев)
Рассмотрите еще раз насекомых и ответьте на вопрос, чем еще отличаются насекомые от других групп животных?(6 ног,две пары , есть усики, строение тела другое)
Что помогает их передвижению?(крылья)
У животных, какой группы тоже есть крылья?(у птиц) Сколько их?(пара)
Посчитайте, сколько крыльев у насекомых?(4 крылышка)
Узнай животных по описанию.
Я плету красивую, легкую сеть. Чтобы поймать себе на обед насекомых. Я не летаю, а тихонько жду, когда кто-нибудь попадет в мою ловушку. У меня восемь ног. (Паук) Мое тело покрыто пушком. Мой звук – жужжание. Только я могу добраться до пыльцы цветков клевера своим длинным хоботком. У меня шесть ног и есть крылышки. (Пчела, шмель) Я быстро летаю и умею бегать по потолку. Очень люблю, когда оставляют крошки на обеденном столе. (Муха).
- А теперь подумайте, как же зимуют насекомые?( прячутся в кору деревьев)
Как только лето начинает идти на убыль, насекомые, как и многие другие животные, начинают готовиться к зимовке. Происходит это по-разному.
Оказывается, большинство взрослых насекомых до зимы не доживает. Продолжительность их жизни обычно невелика – от нескольких месяцев до одного-двух дней. Некоторые насекомые, выйдя из оболочки куколки и отложив яйца, тут же умирают. Другие, лежат себе где-то за отслоившимся кусочком коры, и нипочем им зимняя стужа. Ну а те насекомые, которым надо дожить до весны, усиленно нагуливают жир и избавляются от воды. От всей воды, конечно, избавиться невозможно, иначе организм погибнет. Поэтому они вырабатывают вещество, препятствующее замерзанию.
-Здравствуйте, ребята, меня зовут Олеся Олеговна и сегодня внеурочное занятие проведу у вас я.
Каждому я раздам по лучику, ваша задача озвучить одно слово, которое будет символизировать лично для него то, что он бы хотел получить или достичь на занятии. Но главное условие – это слушать внимательно своих одноклассников и подбирать такие слова, чтоб они не совпадали со словами одноклассника.
Положительно настраиваются на работу.
Элементы социально-психологического тренинга
ЛУУД: формировать широкую мотивационную основу деятельности
2. Актуализация знаний
-Ребята, с какими понятиями мы познакомились на прошлом занятии?
-Что мы учились делать?
- Исследование, мышление и логика, эксперимент
-Проводит простейшие эксперименты, а также научные наблюдения и фиксировать результаты в специальную тетрадь
ПУУД: умение устанавливать причинно-следственные связи
3. Организация познавательной деятельности
3.1 Постановка проблем
-Ребята, сегодня мы с вами станем научными исследователями.
Пропишите свои имена и фамилии в них.
-Ребята, обратите внимание на доску. Перед вами высказывание Эрнста Хайне.
-Прочтите это высказывание про себя и попробуйте ответить мне на 2 вопроса: о чём хотел сказать этим афоризмом мыслитель и как это высказывание связано с темой нашего урока.
-Подумайте, чем же могут быть заняты научные сотрудники секретной станции в домашних условиях?
Данный материал расширяет и конкретизирует знания обучающихся о планетах Солнечной системы, О Солнце. Формирует у детей научное мировоззрение, творческое воображение. Содействует воспитанию бережного отношения к природе, вовлекает учащихся в мир познания.
Оценить 2510 0
Целевая установка: систематизация и расширение знаний о Солнце, как источнике тепла и света, его роли для живых организмов и человека.
Основные понятия: Солнце, свет, тепло.
Предметные: описывать ближайшую к Земле звезду – солнце; объяснять значение солнца как источника тепла и света; использовать в описании солнца различные приемы (сравнение, сопоставление), дополнять описание художественными образами (пословицы, поговорки, сказки)
Метапредметные :
Регулятивные: понимать учебную задачу, выполнять действия по образцу и под руководством учителя, осознавать возникающие трудности;
Познавательные: называть характерные признаки объекта; сравнивать объекты;
Коммуникативные: принимать участие в обсуждении, уметь работать в группе, слушать и слышать друг друга, строить небольшие монологические высказывания
Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, осознавать трудности и стремиться к их преодолению, способность к самооценке своих действий, поступков, интерес и уважение к природе.
ценностное отношение к окружающему миру
Оборудование: Бумага А3,фломастеры, лучики, карточки со словами, разрезные буквы, мультимедийная презентация, проектор, шары, апельсин, глобус, светильник.
Предварительная работа:
-Беседа о Солнечной системе
-рисование солнышка на выставку;
-подбор закличек, песен о солнце
-наблюдение за солнцем в течение дня;
Ход занятия:
Организация класса. Эмоциональный настрой
Настрой детей на работу.
-Молодцы, все готовы к уроку.
- Глазки ваши пусть не просто смотрят, а всё видят и замечают. Ушки ваши пусть не просто слушают, а всё слышат. И не допускайте, чтобы язычки ваши забегали вперёд ума.
А теперь повторяйте за мной:
Пусть наша добрая улыбка, (руки к губам)
Согреет всех своим теплом, (руки к сердцу)
Напомнит нам, как важно в жизни (руки вперед)
Делиться счастьем и добром! (руки в стороны)
-Сегодня мы будем работать дружной семейкой, поэтому соблюдаем правила семьи.Наш девиз: Поём вместе, а говорим врозь! ? У нас роли распределены. Итак!На старт!
II. Мотивация к деятельности
-Как называется этот мультфильм? (Львёнок и Черепаха)
Какое настроение у этих героев? Почему? Как вы думаете? О чём мы с вами будем говорить?( О солнце)
- Правильно, ребята. Поговорим о солнце.Слайд 2
-У каждого из нас есть семья и у планеты Земля, на которой мы живем, есть своя большая семья.
-Вы уже догадались, как она называется?
( появляется слово СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА ).Слайд3
-А кто главный в этой семье? (солнце)
-Правильно, конечно же солнце. Почему он главный?
( Солнце имеет большое значение и для растений, и для животных, и для человека )
- Ребята, у вас на столах лежат разрезные буквы, нужно из них попробовать составить слово. Работаем дружной семейкой!
Что у нас получилось? В чём связь?
- Итак, тема нашего урока:
-Солнце-источник(готовый)
тепла и света. (выходят потом) слайд 4
-Что обозначает слово источник?
(Начало чему-нибудь).
III. Основная часть. Знакомство с понятием " солнце”.
Мозговой штурм.
- А что произойдёт на Земле, если вдруг Солнце погаснет?
- Продолжите предложение: Если бы солнца не было, то….
-А какую похожую сказку мы читали?
Учитель.Итак, Солнце нас обогревает и освещает в дневные часы. Так почему же оно излучает свет и тепло? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проведём небольшое исследование.Слайд 5
-Что вы видите на слайде? (костёр, электрическая лампа, свеча).Почему я их тоже хочу вам показать? (Они тоже излучают свет и тепло)
( раскалённая лампа и глобус демонстрируется детям)
Теперь мы можем сделать вывод, что Солнце – это тоже… слайд 6 солнца)
( Раскалённое тело )
-А можно к ним близко поднести руки? А к солнцу подлететь?
-Ребята, а что интересно делает наш цветок, который стоит в шкафу?
-Какой мы можем сделать вывод?
Круг радости
К тебе я обращаюсь, друг!
Вставай скорее с нами в круг!
Почувствуй радость и тепло,
И как с друзьями хорошо!
Игра с апельсином.
Под музыку передают апельсин, на ком останавливаются читают закличку.
Все : Солнышко.
Ты такое чистое,
Если б мы тебя достали,
Мы б тебя расцеловали!
Сравнение Земли и солнца (апельсин и мак)
-Почему же он нам кажется маленьким?
Групповая работа
Прилёт инопланетян (сопровождает космическая музыка)слайд
-Ну, что ж, ребята, поможем инопланетянам. На ваших столах лежат слова, нам нужно их прочитать, и заклеить на наш маршрутный лист и объяснить инопланетянам.
Звезда, шар, карлик, , фотоны , лучи, жизнь, Земля, природа, заяц
Солнечная система.
Жаркое, яркое, ясное, щедрое, тёмное, лучистое, светлое, игристое, грустное, красное.
IV .Итоговая часть
-Ребята, а на что похоже солнце?
-Скажите, а верно ли, что в солнечные дни гораздо реже бывает плохое настроение?
Я благодарю вас за вашу работу. Вы молодцы!
У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.
Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)
Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.
Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь
Физкультура в школе нужна для физического развития школьников, как воспитательная составляющая и озд. Подробнее.
Материал поможет расширить представления детей о весеннем празднике – 8 Марта.Учащиеся познакомятся . Подробнее.
Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение
Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС
Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника
- Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
- Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
- В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.
Читайте также:
- План конспект з біології 6 клас на тему живлення рослин дихання рослин рухи рослин
- Конспект урока агния барто веревочка
- Чем похожи чем различаются конспект
- Нормы русского речевого и невербального этикета 7 класс конспект урока родной язык
- Экстремальные ситуации и их влияние на психологическое состояние личного состава внг конспект