Нормы русского речевого и невербального этикета 7 класс конспект урока родной язык

Обновлено: 06.07.2024

1. Ознакомить учащихся с невербальными средствами общения, изучение правил речевого этикета.
2. Совершенствование навыков публичного выступления, формировать умение считывать информацию, передаваемую невербальными средствами общения.
3. Воспитание культуры общения.

Тип урока: карточки с текстами, тест на самооценку жестикуляции.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

II. Опрос домашнего задания

Беседа.

— О чем говорит невербальная информация?

— Как называется раздел языкознания, изучающий звуковые средства, сопровождающие речь, но не относящиеся к языку?

— Назовите невербальные средства общения.

— Расскажите об известных вам средствах невербальной коммуникации.

III. Закрепление изучаемой темы

1) Эксперимент.

Профессор Альберт Мерабиан, самый цитируемый ученый, когда речь заходит о невербальной коммуникации, утверждает, что важнейшую роль в общении играют три основных фактора:

Что мы говорим — 7%
Как мы говорим — 38%
Язык нашего тела — 55%

Почему оказалось, что невербальная часть общения столь информативна? Да потому, что связь тела и психики неразрывна. И доказать ее наличие элементарно. Проведем эксперимент.

2) Читаем визуальную информацию (работа с ассистентом).

Поза тела, мимика, жестикуляция, которыми пользуется человек в каждую минуту, неслучайны, они являются прямыми выражением его психического состояния. Может ли вы определить это психическое состояние сейчас мы и проверим.

(Ассистент показывает различные позы).

1. Руки заложены за спину , голова высоко поднята, подбородок выставлен.
2. Наклон головы в сторону.
3. Корпус подан вперед, руки на бедрах.
4. Скрещенные конечности.
5. Стояние, опираясь руками о стол, стул.
6. Закладывание больших пальцев рук за пояс или в карманы.
7. Стоять, сжимая кулаки.
8. Руки с расставленными локтями заведены за голову.
9. Протирание стекол очков, перемещение дужки их оправ в рот.
10. Постукивание ногой по полу.

3) Работа с текстами художественной литературы.

Определить художественное произведение, из которого взят отрывок. Проанализировать все средства невербальной коммуникации, использованные в тексте.

«Герасим посмотрел на него, указал на собаку, сделал знак рукой у своей шеи, как бы затягивая петлю, и с вопросительным лицом взглянул на дворецкого.

— Да, да, — закивал тот головой, — да, непременно.

4) Самооценка жестикуляции

Проведем небольшой тест на самооценку жестикуляции.

1. Думаете ли вы об употреблении того или иного жеста во время беседа?
2. Есть ли у вас типичные жесты?
3. Бывали ли случаи, когда жесты собеседника являлись для вас неожиданными?
4. Возникают ли у вас ощущение неуместности жеста?
5. Отрабатывали ли вы у себя определенный жест?
6. Случалось ли вам употреблять жест — экспромт?
7. Возникает ли у вас ощущение, что вам мешают ваши руки?
8. Довольны ли вы своей жестикуляцией

IV. Обобщение

Давайте создадим некий свод правил, регулирующих нашу с вами невербальную сторону общения.

1) Твердое, уверенное рукопожатие, сопровождаемое взглядом в глаза.
2) Сочувственный наклон головы подбадривает собеседника и вызывает желание продолжить разговор.
3) Сидящий человек обычно откровеннее стоящего.
4) Информацию подают в самом начале беседы, а просьбу оставляют на конец.

V. Заключительное слово учителя

В деловой коммуникации при использовании вербальных и невербальных средств успеха добивается тот, кто знает, как стимулировать человеческие эмоции. В деловом общении важно помнить об энергетике, которую создает человеческая речь, ее экспрессивность, тональная вариативность. Об этом более подробнее на следующем уроке. Но вы не должны забывать, что собеседнику импонирует, когда партнер не суетиться и произносит фразы уверенно и внятно, выражая при этом свою позицию. Единство манеры поведения и речи создает ситуацию доверия, которая, в свою очередь, ведет к успеху. И помните: успех — это 10% везения плюс 90% потения. Так вот я вам желаю 100% успеха во всех ваших начинаниях.

VI. Домашнее задание

Конспект урока развития речевого этикета "Жесты и мимика как невербальные средства общения", в котором дается понятие о невербальных средствах общения и их роли в нашей жизни, показано с помощью различных ситуаций, что невербальные средства общения позволяют точнее передать содержание высказывания.

ВложениеРазмер
zhesty_i_mimika.doc 42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речевого этикета.

Тема: Жесты и мимика как невербальные средства общения.

Цель: 1) дать понятие о невербальных средствах общения и их роли в нашей жизни;

2) показать с помощью различных ситуаций, что невербальные средства общения позволяют точнее передать содержание высказывания.

Оборудование: плакаты с изображением различных жестов и мимики,

толковые словари, карточки с ситуативными заданиями.

Каждое движение души имеет своё естественное

выражение в голосе, жесте, мимике.

Ученица достаёт из шкафа платье, примеряет его перед зеркалом, кладёт на стол, включает утюг, гладит, нечаянно обжигает палец, бросает утюг на платье, трясёт пальцем, платье тлеет. Девочка хватает утюг, ставит его, берёт платье, плача, уходит.

- Ребята, что вы поняли из этой сценки? А как вы об этом догадались, ведь девочка не произнесла ни слова? Оказывается, многое можно передать, не произнося ни слова, используя только мимику и жесты.

2. Учитель сообщает тему урока, его цели, проводит словарную работу .

- Какое слово в названии темы непонятно? (Даётся представление о невербальных средствах общения).

- А что такое жесты и мимика? Откройте толковые словари и найдите значение этих слов.

Мимика – движение мышц лица, выражающие душевное внутреннее состояние.

Жесты – движение рукой или другое телодвижение, что-то обозначающее или сопровождающее речь.

Итак, жесты и мимика тесно связаны со словом, но они и предупреждают слово. Жесты и мимика могут заменить целую фразу. Они выражают движения нашей души, как говорил Цицерон. Поэтому цели нашего урока таковы (учитель рассказывает о цели урока).

1-й ученик. Многие жесты имеют свою историю и связаны с национальными особенностями. Вам, без сомнения, знаком жест: палец, поднятый вверх или опущенный вниз как знак одобрения или неодобрения, подводил итог поединка гладиаторов: таким образом, император показывал, оставляет он жизнь гладиаторам или нет.

2-й ученик. Когда мы здороваемся, то пожимаем друг другу руки. Этот жест сейчас понятен всем. Хотя, например, китайцы в старые времена, здороваясь, пожимали руки самим себе. В наши дни этим жестом оратор приветствует слушателей.

4-й ученик. А вот эскимосы, приветствуя друг друга, легонько стучат друг другу по голове и плечам. Лапландцы трутся носами.

Учитель. Рассказывать об истории жестов можно очень долго и интересно. Если кто-то заинтересуется, то можно найти нужный материал в библиотеке.

- А где ещё мы встречаемся с языком жестов и мимики? (В спорте, строительстве, морском деле; существует азбука глухонемых; а в школе, на уроках – подсказки.)

Попробуйте вспомнить примеры, как использованы невербальные средства общения в художественной литературе.

4. Решение ситуативных задач.

С помощью жестов и мимики изобразите действия и состояния участников этих ситуаций. (Работа ведётся в парах или по группам).

2). Идя в школу (во 2-ю смену), вы видите своих друзей, которые идут накаток. Они тоже вас увидели и приглашают пойти с ними. Какие жесты и какую мимику используют ваши друзья, а какую – вы, чтобы отказаться? (Жест-приглашение и жест-отказ).

4). Вы решаете задачу на уроке , усиленно думаете. Какие жесты вы при этом используете?

6). За ужином бабушка предлагает вам съесть кашу, а вы молча отказываетесь. Какие жесты и мимику вы при этом используете? (Жест-отказ.) А как сказать словами, чтобы не обидеть бабушку?

Вывод: значит, в некоторых случаях мы можем обойтись без слов, используя невербальные средства общения. Будем считать, что сейчас вы попробовали себя в роли артистов театра пантомимы – есть в Москве такой театр, и там вы не услышите во время представления ни одного слова. Однако зрители с удовольствием посещают его.

5. Работа с иллюстративным материалом.

- Мир мимики и жестов очень богат. Посмотрите на эти рисунки и скажите, что эти жесты обозначают?

Высунуть язык – жест-дразнилка.

Стукнуть по лбу – жест-воспоминание.

Грозить кулаком – жест-угроза.

Поднять брови – жест-удивление.

Обхватить голову руками – жест-испуг.

Ещё одно задание: перед вами ряд лиц с очень разной мимикой. Определите, какие чувства, какое настроение выражает каждый рисунок. А теперь найдите изображение, которое соответствует вашему настроению в данный момент.

6. Решение коммуникативно-ситуативных задач.

- А сейчас мы с вами поговорим… А о чём? Вам подскажет стихотворение:

Муравей сороконожке повстречался на дорожке.

- С добрым утром! Как дела? –

сорок лапок подала.

И пока он лапки жал,

Тут и вечер набежал.

Сейчас мы инсценируем несколько ситуаций встреч и прощания. Задание: я описываю ситуацию, вы разыгрываете её, используя нужные жесты и мимику.

1-я ситуация. Встречаются два знакомых мальчика. Как они приветствуют друг друга?

2-я ситуация. Мальчик встречается со знакомой девочкой. Кто первым протягивает руку?

3-я ситуация. Мальчик встречает знакомого взрослого. Кто первым протягивает руку?

и что посоветовала ему мудрая мама? (Просмотр отрывка из мультфильма.)

хочу напомнить вам прекрасные слова В.Солоухина: «А ведь у людей в распоряжении есть улыбка. Посмотрите, почти всё у человека предназначено для самого себя: глаза – смотреть, ноги – ходить, рот – поглощать пищу, -

Чтобы этого с нами не случилось, посмотрите друг на друга и улыбнитесь.

8 . Подведение итогов урока.

9. Рефлексия. Ребята, давайте заселим наше здание человечками. Если занятие прошло для вас с пользой и мы достигли целей нашего занятия - поселите веселого человечка, а если урок вам не понравился, то грустного. (На плакат с изображением многоэтажного здания в окна дети прикрепляют вырезанных из бумаги человечков.)

10. Домашнее задание.

Постарайтесь увидеть себя со стороны. Нет ли в вашем поведении скованности? Или, может быть, для вас характерна, наоборот, излишняя жестикуляция?

Корчикова Вера Алексеевна - учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №22

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель Аметова С.М.

Дата Класс № урока

Дата Класс № урока

Дата Класс № урока

Тема : Нормы русского невербального этикета

Образовательные: дать понятие о невербальных средствах общения и их роли в нашей жизни;

Воспитательные: показать с помощью различных ситуаций, что невербальные средства общения позволяют точнее передать содержание высказывания.

Развивающие: развивать невербальные средства общения у учащихся для точного содержания высказывания.

Личностные УУД: осознание себя носителем родного языка, проявлять интерес к истории своего языка, формировать самооценку школьника на основе успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Метапредметные УУД :

Познавательные результаты: сравнивать различные объекты, выявляя сходство и различие, обобщать полученную информацию, прогнозировать учебную ситуацию, выполнять учебные задания, соблюдая последовательность действий (алгоритм).

Регулятивные результаты: выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью, формулировать вопрос по учебному материалу, выявлять затруднения и их причины, осуществлять контроль, самооценку и взаимооценку учебной деятельности.

Коммуникативные результаты: участвовать в учебном диалоге, в учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками, находить общее решение учебной ситуации, организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом, выслушивать друг друга), аргументировать свою позицию и высказывать её в ходе учебного диалога, формулировать монологические ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный и читательский опыт, а также информацию, полученную на уроке или в сетевом пространстве.

Предметные УУД : знать невербальные средства общения.

Тип урока : урок общеметодологической направленности

1.Организационный момент.Приветствие.Готовность учащихся к уроку.Проверка отсутствующих.

2.Актуализация знаний. Каждое движение души имеет своё естественное

выражение в голосе, жесте, мимике.

Ученица достаёт из шкафа платье, примеряет его перед зеркалом, кладёт на стол, включает утюг, гладит, нечаянно обжигает палец, бросает утюг на платье, трясёт пальцем, платье тлеет. Девочка хватает утюг, ставит его, берёт платье, плача, уходит.

- Ребята, что вы поняли из этой сценки? А как вы об этом догадались, ведь девочка не произнесла ни слова? Оказывается, многое можно передать, не произнося ни слова, используя только мимику и жесты.

. - Какое слово в названии темы непонятно? (Даётся представление о невербальных средствах общения).

- А что такое жесты и мимика? Откройте толковые словари и найдите значение этих слов.

Мимика – движение мышц лица, выражающие душевное внутреннее состояние.

Жесты – движение рукой или другое телодвижение, что-то обозначающее или сопровождающее речь.

Итак, жесты и мимика тесно связаны со словом, но они и предупреждают слово. Жесты и мимика могут заменить целую фразу. Они выражают движения нашей души, как говорил Цицерон. Поэтому цели нашего урока таковы (учитель рассказывает о цели урока).

4.Основная часть урока .

1-й ученик. Многие жесты имеют свою историю и связаны с национальными особенностями. Вам, без сомнения, знаком жест: палец, поднятый вверх или опущенный вниз как знак одобрения или неодобрения, подводил итог поединка гладиаторов: таким образом, император показывал, оставляет он жизнь гладиаторам или нет.

2-й ученик. Когда мы здороваемся, то пожимаем друг другу руки. Этот жест сейчас понятен всем. Хотя, например, китайцы в старые времена, здороваясь, пожимали руки самим себе. В наши дни этим жестом оратор приветствует слушателей.

4-й ученик. А вот эскимосы, приветствуя друг друга, легонько стучат друг другу по голове и плечам. Лапландцы трутся носами.

Учитель. Рассказывать об истории жестов можно очень долго и интересно. Если кто-то заинтересуется, то можно найти нужный материал в библиотеке.

- А где ещё мы встречаемся с языком жестов и мимики? (В спорте, строительстве, морском деле; существует азбука глухонемых; а в школе, на уроках – подсказки.)

Попробуйте вспомнить примеры, как использованы невербальные средства общения в художественной литературе.

Решение ситуативных задач.

С помощью жестов и мимики изобразите действия и состояния участников этих ситуаций. (Работа ведётся в парах или по группам).

Решение ситуативных задач.

2). Идя в школу (во 2-ю смену), вы видите своих друзей, которые идут накаток. Они тоже вас увидели и приглашают пойти с ними. Какие жесты и какую мимику используют ваши друзья, а какую – вы, чтобы отказаться? (Жест-приглашение и жест-отказ).

4). Вы решаете задачу на уроке , усиленно думаете. Какие жесты вы при этом используете?

6). За ужином бабушка предлагает вам съесть кашу, а вы молча отказываетесь. Какие жесты и мимику вы при этом используете? (Жест-отказ.) А как сказать словами, чтобы не обидеть бабушку?

Вывод: значит, в некоторых случаях мы можем обойтись без слов, используя невербальные средства общения. Будем считать, что сейчас вы попробовали себя в роли артистов театра пантомимы – есть в Москве такой театр, и там вы не услышите во время представления ни одного слова. Однако зрители с удовольствием посещают его.

5.Физминутка. Работа с иллюстративным материалом.

- Мир мимики и жестов очень богат. Посмотрите на эти рисунки и скажите, что эти жесты обозначают?

Высунуть язык – жест-дразнилка.

Стукнуть по лбу – жест-воспоминание.

Грозить кулаком – жест-угроза.

Поднять брови – жест-удивление.

Обхватить голову руками – жест-испуг.

6.Первичное усвоение новых знаний

. - А сейчас мы с вами поговорим… А о чём? Вам подскажет стихотворение:

Муравей сороконожке повстречался на дорожке.

- С добрым утром! Как дела? –

сорок лапок подала.

И пока он лапки жал,

Тут и вечер набежал.

Сейчас мы инсценируем несколько ситуаций встреч и прощания. Задание: я описываю ситуацию, вы разыгрываете её, используя нужные жесты и мимику.

1-я ситуация . Встречаются два знакомых мальчика. Как они приветствуют друг друга?

2-я ситуация. Мальчик встречается со знакомой девочкой. Кто первым протягивает руку?

3-я ситуация. Мальчик встречает знакомого взрослого. Кто первым протягивает руку?

Чтобы этого с нами не случилось, посмотрите друг на друга и улыбнитесь.

7.Закрепление изученного материала

и что посоветовала ему мудрая мама? (Просмотр отрывка из мультфильма.)

хочу напомнить вам прекрасные слова В.Солоухина: «А ведь у людей в распоряжении есть улыбка. Посмотрите, почти всё у человека предназначено для самого себя: глаза – смотреть, ноги – ходить, рот – поглощать пищу, -

- Наша мимика, наши жесты и речь, поведение и общение не всегда таковы, как нам хотелось бы. Над многим надо ещё работать. И если наш сегодняшний урок вас чему-то научил, я очень рада

Что было сложным сегодня на уроке?

Что больше всего запомнилось ?

О чем более подробнее хотели бы знать?

Что было интересным?

9.Д/з. Постарайтесь увидеть себя со стороны. Нет ли в вашем поведении скованности? Или, может быть, для вас характерна, наоборот, излишняя жестикуляция?

Цель: познакомить учащихся с различными этикетными формулами, показать необходимость соблюдения правил речевого этикета, вежливости и тактичности в общении с собеседником, правильно выбирать этикетные формулы в зависимости от речевой ситуации

рассмотреть классификацию формул речевого этикета;

научить устанавливать и поддерживать доброжелательный, вежливый контакт с собеседником;

познакомить с историей развития русского речевого этикета

научить правильно употреблять этикетные формулы в зависимости от речевой ситуации;

развивать стремление учащихся активно обсуждать вопросы культуры речи;

научить выслушивать чужое мнение и выражать свою точку зрения;

воспитать уважение к речевому этикету, бережное отношение к родному языку;

внимательно относиться к своей и чужой речи.

Речь - удивительно сильное средство,

но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.

Актуализация опорных знаний учащихся.

-Что называется общением?

2. Проверка домашнего задания (3-4 ученика)

3. Орфографическая разминка.

Экзотическое растение, станционный смотритель, командовать парадом, сельскохозяйственная отрасль, кое-кого кое о чем попросить, пятьсот шестьдесят тетрадей, говорить шепотом.

1.Вступительное слово учителя.

Вмиг по речи распознали,
Что царевну принимали…

А.С.Пушкин очень точно заметил, что о человеке много можно рассказать по его речи. Можно изменить прическу, полностью обновить гардероб и даже сменить жилище, а собственная речь и ее особенности всегда остаются с нами всегда. Именно речь выдает нас.

2. Обращение к эпиграфу.

Речь - удивительно сильное средство,

но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.

IV. Объявление темы и цели урока.

Мы ежедневно общаемся в семье, в транспорте, в школе, на работе. Жизнь без разговора просто немыслима. Общаясь друг с другом, люди передают ту или иную информацию, тот или иной смысл, что-то сообщают, к чему-то побуждают, о чем-то спрашивают. Совершают определенные речевые действия. Однако прежде чем перейти к обмену информацией, необходимо вступить в речевой контакт, а это совершается по определенным правилам, которые регулируются речевым этикетом.

-Какие задачи перед нами стоят?

Сегодня на уроке мы познакомимся с вами с различными этикетными формулами, научимся применять их в любых речевых ситуациях, убедимся в необходимости поддерживать доброжелательный контакт в разных условиях общения, а также познакомимся с интересными фактами из истории русского речевого этикета.

V. Работа над темой урока.

1. Словарная работа.

-Что же такое этикет?

Этикет — нормы и правила поведения людей в обществе.

Вот требования современного этикета. Человек должен обладать:

во-первых, культурой речи, которая предполагает не только ее грамматическую и стилистическую правильность, но и отсутствие вульгарных слов; умением четко и точно излагать свои мысли, без применения нецензурных выражений и слов-паразитов, засоряющих речь;

в-третьих, умением разговаривать и поддерживать беседу;

в-четвертых, умением управлять своими эмоциями: воспитанный человек никогда не выплескивает свое плохое или очень хорошее настроение на окружающих.

Русский речевой этикет необыкновенно богат. Он включает огромное количество слов и выражений, которыми можно пользоваться в самых разнообразных речевых ситуациях. Каждый человек должен знать эти этикетные формулы и уметь правильно использовать их в своей речи.

Это слово мы используем, когда обращаемся с просьбой равно словосочетанию окажи милость.

Дядя Саша огорчен

Рассказал он вот о чем…

Встретил Витю я соседа.

Встреча грустная была:

На меня он как торпеда,

Налетел из-за угла!

Но представьте! Зря от Вити

А слово-то какое –

Он про внучку говорил:

Я портфель ей подарил,

Вижу: очень рада!

Но – нельзя ж молчать, как рыба.

Работа по группам. Слайд

Рассмотрите рисунки. Попробуйте разыграть каждую сценку так, чтобы и пострадавший, и виновник постарались смягчить неприятную ситуацию.

Задание. А сейчас, используя формулы благодарности, поблагодарите:1) одноклассника за то, что он помог выполнить домашнее задание; 2) маму за то, что она приготовила любимое ваше блюдо; 3) незнакомого человека за то, что он подсказал вам, как найти дом, который вы ищете.

Попросите у одноклассника карандаш.

Пригласите одноклассников в кино.

Вы заблудились в незнакомом вам городе, а вам нужно найти, например, улицу Ленина. Как вы обратитесь с просьбой к прохожему?

Задание: На каждую просьбу вежливо ответьте: а) согласием; б) отказом; в) дайте неопределенный ответ. Какие этикетные формулы вы будете использовать?

Петя, дай мне, пожалуйста, эту кассету послушать!

Пойдем сегодня на дискотеку!

Ольга Николаевна, спросите меня сегодня на уроке. Ладно?

Машенька, угости-ка нас чаем, а то мы так замерзли!

Олег, позвони мне вечером.

Комплименты. Немаловажным компонентом речевого этикета является комплимент. Тактично и вовремя сказанный, он поднимает настроение у адресата, настраивает его на положительное отношение к оппоненту. Комплимент говорится в начале разговора, при встрече, знакомстве или во время беседы, при расставании. Комплимент относится к внешнему виду, свидетельствует об отличных профессиональных способностях адресата, его высокой нравственности, дает общую положительную оценку. Комплимент всегда приятен. Опасен только неискренний комплимент, комплимент ради комплимента, чрезмерно восторженный комплимент.

Задание: по цепочке сделать друг другу комплимент.

VI. Подведение итогов.

Ребята, всё, чему научились мы сегодня, очень важно. Ведь с раннего детства и до глубокой старости жизнь человека неразрывно связана с языком. С детства люди впитывают родную речь, узнают все новые и новые слова и выражения, постигают их связи и сочетания. Внимательно относиться к своей и чужой речи, хорошо понимать все оттенки слова, овладеть языковый культурой - наша общая задача. Каждый человек должен стремиться к высокой культуре речи, бережно и любовно относиться к языку. Неиссякаемое богатство русской речи - это наше народное достояние. Я считаю, что всем людям надо постигать правила речевого этикета с любовью и прилежанием. Они сослужат вам в жизни огромную службу, так как научат вас жить в большом ладу с окружающими.

VII. Домашнее задание.

1.Подобрать пословицы, цитаты известных людей по пройденной теме.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]


Технологическая карта урока - путешествия по стациям вежливых слов.

Содержимое разработки

План-конспект урока по родному (русскому) языку

составила Попкова Ольга Ильинична,

учитель русского языка и литературы

Дата проведения: 18 марта 2019 года

Предмет: родной (русский) язык

Раздел: Речь. Речевая деятельность. Текст.

Тема урока: Традиции русского речевого общения.

Цели урока: дать учащимся понятия о формулах речевого этикета, познакомить с типичными речевыми ситуациями речевого этикета, воспитание культурной личности.

Предметные УУД: -формулировать правила позитивного диалога,

-строить диалог, используя вежливые слова.

-составлять и писать диалог, используя правила речевого этикета.

Познавательные УУД: — вести диалог в необходимой ситуации на основе речевого этикета;

— определять тему беседы и обосновывать своё мнение;

— определять структуру диалога и обосновывать своё мнение;

— отбирать необходимую информацию и обосновывать своё мнение;

— определять речевые ошибки в тексте и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания при составлении и оформлении диалога;

Личностные УУД: - возможность адекватно оценивать свою деятельность;

-выявлять причины успеха и неуспеха в учебной деятельности.

-проявление интереса к изучению темы;

— желание помочь Ване корректно вести диалог;

— творческое отношение к составлению и оформлению диалога в соответствии с этическими нормами общения.

Регулятивные УУД: — планировать своё действие в соответствии с целью;

— выполнять учебное задание в соответствии с планом;

— выполнять учебное действие в соответствии с правилами;

— учитывать характер ошибок, вносить коррективы;

— ориентироваться в разных способах выполнения задания;

- возможность формулировать цели урока;

-принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные УУД: — слушать мнение партнёра в рамках учебного диалога;

— учитывать мнение партнёра при работе в паре;

— использовать речь и мимику для регуляции своего действия в рамках учебного диалога;

— адекватно использовать речь для представления результата;

- возможность учиться формулировать собственное мнение и позицию;

-сотрудничать с одноклассниками в решении учебных задач.

Средства обучения: Карточки с индивидуальными заданиями.

Межпредметные связи: литература, искусство.

Этап 1 . Организационно-мотивационный .

1.1 Организационный момент

Личностные результаты: самоопределение.

Приветствует, проверяет готовность к уроку, организует обучающихся.

Теперь я вижу, что настроение у вас хорошее. Можно начинать урок. Благодарю вас, спасибо, садитесь.

Подготовка класса к работе.

1.2 Мотивация к деятельности

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся.

Метапредметные результаты:

Умение отстаивать свою точку зрения, аргументировать её. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Личностные результаты:

Умение оценивать поступки, объяснять оценки поступков.

Создает проблемную ситуацию, мотивирующую к деятельности.

В класс, входит опоздавший ученик и инсценирует диалог с учителем.

-Привет! Проходи в класс, займи своё место.

-Как вы можете оценить эту ситуацию ?

Анализируют ситуацию. Высказывают своё мнение по поводу сложившейся ситуации

1.3 Целеполагание

Проблемный, индивидуальная, коллективная работа учащихся.

Метапредметные результаты:

Умение формулировать цель деятельности.

Предметные результаты:

Самостоятельное формулирование цели.

Задаёт проблемный вопрос:

-Ребята, подумайте, что же надо нам сделать, чтобы не допускать подобных ситуаций?

Ставят цели, формулируют проблему и тему урока

Этап 2. Информационно-аналитический.

2.1 Первичное усвоение новых знаний.

Предметные результаты:

Метапредметные результаты:

Умение извлекать информацию.

Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни. Овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного общения.

Организует деятельность учащихся по изучению нового материала:

У каждой команды на столе лежат задания, разгадав их, вы узнаете тему нашей сегодняшней встречи.

Задание 1. Найдите вежливые слова в зашифрованной таблице.

Задание 2. Собери пословицы.

На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся.

Умный не говорит, невежда не дает говорить.

Слово - стрела, выпустишь - не вернешь.

Время на эти задания 2 минуты.

(команда, которая быстрей всех справится с заданиями, получает 2 балла за скорость выполнения и по 1 баллу за правильный ответ).

(Командам по очереди задаются вопросы. Если команда дала неверный ответ, право ответа передаётся команде соперников. За каждый правильный ответ команда получает - 1 балл).

Вопрос №1: Вашему вниманию предлагаются слова вежливости, которые произносят, чтобы подчеркнуть своё расположение к собеседнику. Они часто звучат в начале разговора (на доску вывешиваются таблички со словами):

-Какие слова, по-вашему, наиболее употребительные? (Варианты ответа: 1,4).

Вопрос №2: Вы звоните по телефону и собираетесь позвать подругу или друга. Выберите наиболее вежливую форму выражения своей просьбы:

2.Здравствуйте, позовите Машу.

3.Здравствуйте, извините, Маша дома?

(Вариант ответа – 3)

Вопрос №3: В школе вы стали свидетелем неприятной ситуации. Два мальчика столкнулись в дверях и не могут разойтись. Который из них должен уступить дорогу, если одному 8, а другому 11 лет?

1.Тот, кому 8 лет.

2.Тот, кому 11 лет.

3.Тот, кто вежливее.

4.Уступать дорогу не обязательно.

(Вариант ответа – 3).

Вопрос №4: Вы едете в автобусе и хотите

пробраться к выходу. Какие слова вы бы произнесли при этом?

1.Простите меня, я выхожу.

3.Извините, можно пройти?

(Вариант ответа – 3).

Вопрос № 5: Поздоровавшись с учителем один раз, стоит ли здороваться с ним ещё раз при встрече?

3.Можно, но не обязательно.

4.Можно, заменив слова улыбкой, поклоном.

(Вариант ответа – 4).

Вопрос №6: Вы опаздываете. У вас нет часов. Как вы спросите у прохожего время?

1.Скажите, сколько сейчас часов?

2.Вы не подскажите, который час?

3.Скажите, пожалуйста, который час?

(Вариант ответа – 3).

Разыгрывают сценки, построенные по всем правилам современного русского речевого этикета.

Составляют диалоги по картинкам, подбирая слова, при помощи которых пострадавший и виновник происшествия могли бы смягчить неприятную ситуацию.

Выбирают докладчика от группы.

Представляют результаты самостоятельной работы в группах. Проверяют правильность выполнения заданий, исправляют и дополняют ответы одноклассников, аргументируя свою точку зрения.

2.2.Первичная проверка понимания.

Метод фронтальной организации учащихся.

Предметные результаты:

Овладение нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний.

Метапредметные результаты:

Способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.

Умение организовывать учебное взаимодействие в группе.

Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Умение выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис.

Личностные результаты.

Умение вырабатывать в противоречивых ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта.

Выносится ромашка, на лепестках которой написано:

Для того чтобы ваше общение было приятным и полезным, важно уметь сопровождать свою речь различными жестами и мимикой. Попытайтесь с помощью принятых в русском языке жестов и мимики изобразить различные состояния человека:

1.грусть, плохое настроение.

Команда, справившаяся с заданием лучше всех, получает 3 балла.

Кто быстрее и лучше, используя мимику и жесты, покажет ситуацию?

* Выходят представители команд, вытягивают по две ситуации.

Ситуация 3. За ужином бабушка предлагает вам съесть кашу, а вы молча отказываетесь. Какие жесты и мимику вы при этом используете? А как сказать словами, чтобы не обидеть бабушку?

Команда, справившаяся с заданием лучше всех, получает 3 балла.

Капитанам каждой команды задаются вопросы. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

1. На улице кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий? (Проходящий)

2.При входе и выходе из общественного транспорта кому отдается первенство? ( Первой заходит дама, затем мужчина, выходят – наоборот)

3.При разговоре по телефону неожиданно прервалась связь, кто должен перезвонить? (Позвонивший)

4.Вас случайно толкнули и извинились. Ваш ответ?

5.Вы едите в переполненном автобусе, вам нужно выходить, обратитесь к стоящим рядом?

Сейчас каждой команде предстоит инсценировать неприятную ситуацию, в которой оказались два человека. Ваша задача – разыграть эту сценку так, чтобы и пострадавший, и виновник постарались смягчить неприятную ситуацию. Максимальный балл за конкурс – 5.

1.официант опрокинул поднос с едой на посетителя.

2.мальчик попал мячом в старушку, сидящую на скамейке.

Пока каждая команда продумывает своё выступление, я предлагаю ответить на несколько вопросов болельщикам. Тот, кто отвечает правильно, приносит 1 балл для команды, за которую болеет.

1.В некоторых фразеологизмах русского языка, обозначающих разные эмоции, используются слова, которые называют цвет лица. Восстановите эти фразеологизмы.

1.покраснеть от …(стыда).

2.позеленеть от …(злости).

3.побелеть от …(страха).

4.порозоветь от …(удовольствия).

5.потемнеть от …(горя).

Каждый член жюри получает табличку с названием сказочного персонажа. Это могут быть как добрые, так и злые персонажи (например, Золушка, Кощей Бессмертный, Баба-Яга и др.). Задача команд по очереди сделать как можно больше комплиментов каждому герою, но так, чтобы им было это приятно. Повторяться нельзя. За каждый комплимент команда получает 1 балл.

Ты очень ловкая, быстрая и всегда всюду успеваешь. БАБА -ЯГА

Ты так долго живёшь на свете, и ты наверняка очень мудрый. КОЩЕЙ

Наверное, ты всегда будешь счастлива, ведь ты такая добрая и трудолюбивая. Золушка.

Как хорошо иметь такого друга, на тебя всегда можно положиться. Сивка-БУРКА

Задача команд написать команде соперников поздравительное письмо (тема поздравления – на выбор), используя в своём письме как можно больше этикетных формул. За каждую используемую формулу, команда получает 1 балл.

Выполняют задание в группах. Представляют свои ответы другим группам. Анализируют ответы друг друга. Делают вывод об употреблении этикетных слов на данные темы.

3 этап - оценочно-рефлексивный .

3.1 Информация о домашнем задании.

3.2 Рефлексия (подведение итогов занятия)

Предметные результаты:

1.Освоение базовых понятий лингвистики: диалог, ситуация речевого общения.

2.Овладение нормами речевого этикета.

Метапредметные результаты:

Умение соотносить поставленные цели с достигнутыми результатами.

Личностные результаты:

1.Формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

2.Стремление к речевому самосовершенствованию.

3. Формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.

Подведение итогов жюри.

А теперь я попрошу каждую команду подумать над словами благодарности. Соперников поблагодарите за игру, жюри и гостей за внимание.

Объявление результатов, награждение команд.

Учитель: Знание правил поведения пригодятся в жизни всегда. Надеюсь, что некоторые уроки запомнились вам надолго, и вы будете использовать их в своей жизни.

Дает инструктаж по выполнению домашнего задания (на выбор, с учетом уровня подготовки обучающихся).

1 вариант: составить словарь вежливых слов.

2 вариант: подготовить историю какого-либо этикетного выражения (слова).

Записывают домашнее задание (по выбору).

Соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Осуществляют оценку урока и самооценку.


-75%

Читайте также: