Информационное пространство как поле боя конспект

Обновлено: 07.07.2024

Темы, раскрываемые докладчиком:

  • социальный ландшафт Рунета;
  • интернет-платформы, ставшие хозяевами ментального пространства;
  • информационные коконы, которые создают вокруг пользователей деструктивные сообщества; подробное объяснение механизма того, как человек, попав в определенные группы, принимает их убеждения;
  • как пользователей дрессируют на бездумное массовое поведение;
  • Грета Тунберг как глобальный проект;
  • проблема фейков как инструмент цензуры;
  • о зарубежных соцсетях и о том, то как они игнорируют российские законы;
  • возможности Роскомнадзора в борьбе с опасным контентом;
  • как Тик-Ток и Ютуб звали детей на митинги;
  • базовое отсутствие безопасности внутри нашего цифрового пространства.

Слайды из доклада

Современные информационные войны. Игорь Ашманов
Эксперт по ИТ-безопасности Игорь Ашманов: заклейте камеру телефона!
Манипулирование общественным сознанием в интернете. Игорь Ашманов. 2015 год

Оставить комментарий Отмена ответа

Навигация

Рубрики

Информация о сайте

Ящик Пандоры — информационный сайт, на котором освещаются вопросы: науки, истории, религии, образования, культуры и политики.

Сетецентрический фронт - боевые действия в едином информационном пространстве.

Сетецентрическое управление боевыми действиями ориентировано на повышение боевых возможностей перспективных формирований в современных войнах и вооруженных конфликтах за счёт достижения инфокоммуникационного превосходства, объединения участников военных (боевых) действий в единую сеть.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ВЗГЛЯД НА РОССИЙСКИЕ УСПЕХИ

Война показала, что российской армии не хватало систем дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛО и У), беспилотных летательных аппаратов (БЛА) и средств разведки типа американской объединенной радиолокационной разведывательной системы J-STARS. Как подчеркивает автор, в распоряжении ВС РФ имелись либо технически и морально устаревшие комплексы, либо трудно перенацеливаемые средства без возможности быстрой передачи собранной разведывательной информации. Это, по словам Маргарет Клейн, и стало причиной несвоевременного вскрытия системы ПВО Грузии, и как следствие – потери семи боевых самолетов в такой непродолжительной войне.

Для этого разрабатывались и принимались на вооружение самые перспективные комплексы вооруженной борьбы, включая разнообразные средства разведки, высокоточного оружия, а также связи и передачи данных, способные интегрироваться в уже развернутую систему управления на театре войны (ТВД) и обеспечивать доведение до потребителей информации в реальном масштабе времени. Интеграция подобных комплексов и средств позволяет сформировать действительно эффективную разведывательно-информационно-ударную систему в любой операции и назначать для воздействия по вскрытой цели наиболее подходящее средство поражения. При этом, формируемая в ВС США система не имеет ничего общего с действующими до сих пор в ВС РФ понятиями разведывательно-ударный комплекс (РУК) и разведывательно-огневой комплекс (РОК).

Такие системы становятся действенным инструментом современной войны, о которой специалист по войнам будущего Владимир Слипченко говорил как о дистанционной бесконтактной войне шестого поколения. Хотелось бы уточнить, что подобная война может быть бесконтактной только для стороны, имеющей многократное преимущество в современных средствах управления, связи, разведки и высокоточного оружия большой дальности. Для оппонентов она превратится либо в самый настоящий контактный ад без возможности нанести ответный удар, либо в губительную для всех ядерную войну.

Допустим, что перед двумя главами семейств стоит задача оплаты коммунальных услуг. Для этого каждый из них обладает одинаковым потенциалом в размере 5000 рублей. Один задачу выполняет по старинке, заполняя квитанции, идя в банк и отстаивая очередь. Другой, продвинутый пользователь информационных технологий, свой потенциал (5000 рублей) положил на банковскую карту и осуществляет платеж в любое удобное время, не выходя из дома, и самое главное – быстро. Получается, что оба испытуемых с одинаковыми потенциалами и при прочих равных идеальных условиях, выполняют одну и ту же задачу, но с разной эффективностью, т.е. с разной степенью реализации потенциальных возможностей. При этом второй испытуемый еще и экономит на процентах за комиссию.

БЕЗ РИСКА НЕТ ДВИЖЕНИЯ ВПЕРЕД

Информационное пространство

Уже на протяжении многих лет не только не прекращается, а наоборот, обретает всё больших масштабов и набирает оборотов война. С одной стороны неординарная и экзотическая, с иной банальная и обычная война — информационная. Всё остальное, что мы можем видеть – военные конфликты, экономическая нестабильность, политическое, культурное, религиозное противостояния – ничто иное, как частные её проявления.

Everybody Can Make Deepfakes Now!

Информационное пространство

Стремительная эволюция информатизации и компьютерных технологий в обществе неминуемо, пусть и мелкими шагами ведёт к формированию единого резервуара, который называется мировое информационное пространство. Именно здесь аккумулируются все без исключения средства сбора, обработки, обмена, накопления и хранения информацией. Ввиду того, что в нашей стране нынешняя информационная инфраструктура находится всего лишь на стадии формирования, и многие информационные системы, которые в неё входят, как правило, лишены выхода и зачастую отрезаны от открытых сетей связи, опасность, угрожающая информационной инфраструктуре кажется преувеличенной.

Тем не менее, по мере того, как информационные технологии внедряются в разнообразные сферы жизни общества и страны в целом, постоянно появляются серьезные проблемы, связанные с поддержанием тонуса здорового функционирования всех элементов этой инфраструктуры, безопасности и защиты информации. С такого рода головной болью уже достаточно давно столкнулись развитые страны Запада и, конечно же, США, которые обладают более, чем половиной всего международного информационного ресурса.

России уже обзавелась концептуальными документами, которые рассматривают информационные аспекты, касающиеся угрозы государственной безопасности. Информационное пространство стало плацдармом для проведения военных действий, где любая из противоборствующих сторон устремлена получить безоговорочное превосходство, а если потребует ситуация – готова разбить противника.

Андрей Фурсов - Информационная война

Информационная война

Диапазон противоборств в сфере информации достиг таких широт и получил такую массовость, что появилась специальная концепция, которая получила название информационная война .

Впервые научные работы по описанию этой концепции начались в Америке ещё в 90-х годах. Сегодня есть несколько вариаций трактовок такого термина, как информационная война. Но все они глаголят об одном и значительных расхождений в этих истолкованиях нет, поэтому можно сказать, что информационная война — комплекс действий, направленных на достижение информационного преимущества посредствам влияния на информацию, все происходящие информационные процессы, существующие информационные системы супротивника с синхронной максимальной защитой информации собственной.

Информационная война

Информационное оружие

Информационную инфраструктуру нашей страны можно назвать достаточно уязвимой из-за ряда причин:

  • полное отсутствие единонаправленной политики государства в этой области;
  • незначительное финансирование процедур по предоставлению информационной безопасности;
  • значительное увеличение отрыва мировых стран и приумножение их возможностей по отношению к неконкурентоспособным российским технологиям;
  • моноконцентрация информационного рынка и многое другое.

Информационное оружие представляет собой совокупность программно-технических средств, которые предназначены для управления информационными ресурсами объекта воздействия и интервенция в работоспособность его всех информационных систем.

Основной его цель — психологическое воздействие на объект, снижение уровня его боеспособности и нарушение стабильного функционирования.

Информационное оружие

Скрытый смысл. Зрительские предпочтения и манипуляция сознанием

Методы воздействия

Информационное оружие может воздействовать на объект методом информации, информационных процессов и информационных систем противника. Воздействие может быть физическое, информационное, программно-техническое или радиоэлектронное.

Физическое воздействие проявляется в виде различных средств огневого поражения. Тем не менее, правильней было бы к информационному оружию отнести средства, которые предназначены непосредственно для влияния на информационную систему: противорадиолокационные ракеты, графитовые бомбы, батареи генерирования импульса высокого напряжения, электромагнитного импульса и другие.

Информационные методы реализуются через средства массовой информации и глобальные информационные сети типа Интернет, станции голосовой дезинформации.

Основной элемент информационной инфраструктуры — это люди, поэтому вся методология воздействия такого оружия сводится к непосредственному влиянию на физиологические, социальные и информационные потребности человека, он невольно становится орудием в борьбе за безопасность государства.

В особенности это касается и нашей страны, в которой пока что отсутствует чёткая организованная система, которая бы формировала и поддерживала в обществе необходимые нравственные ценности, патриотизм и гражданскую ответственность за фатум страны.

Современная научно-техническая революция, стремительное развитие СМИ напрочь стёрли государственные границы информационного пространства и поспособствовали созданию беспрецедентных возможностей для противника при помощи нетривиальных методов поражения, которые даже не вызывают физических и механических разрушений. Это воздействие проходит сквозь сознание каждого индивидуума, разрушая его нрав, изменяя мировозрение и идеологические ценности, что и способствует появлению реальной угрозы существования нации.

В зависимости от их задач, они классифицируются на системы сбора, искажения, уничтожения информации, при этом некоторые являются универсальными и применяются во всех направлениях воздействия.

Средства сбора производят несанкционированные доступы к компьютерной системе, определяют коды доступа и ключи к зашифрованной информации, а потом по каналам обратной связи передают эти сведения нужному адресату.

Троянский конь осуществляет невидимый доступ к информационному массиву. После своей активации он или изменяет, или разрушает информацию, или же замедляет функционирование системы.

Червь — это файл, который формируется внутри базы данных. Он видоизменяет файлы, способствует уменьшению ресурсов памяти, способствует перемещению и изменению определенной информации.

Радиоэлектронные методы – это средства радиоэлектронной заглушки и разведки. Основная миссия этого оружия — это контроль и наблюдение за ресурсами потенциальных противников.

Если говорить о средствах массовой информации, то применение их в целях оказания воздействия способствует снижению или даже лишению личного состава противника на некоторое время боеспособности.

Главными способами использования информационного оружия есть:

  • ущерб одиночным физическим элементам (поломка сетей электропитания, порождение помех, применение спецпрограмм);
  • уничтожение ресурсов неприятеля;
  • модификация программного обеспечения;
  • террористические акты в информационном пространстве;
  • захват каналов СМИ;
  • уничтожение линий связи;
  • влияние на оборудование вооружения для того, чтобы вывести их из строя.

Стараясь понять истину

Стараясь понять истину

Психологический аспект

Теперь немного о психологической стороне воздействия. Основополагающим принципом такого воздействия на ум человека является исключительно ложь .

К несчастью, мало людей, которые это понимают, намного меньше тех, кто может похвастаться волей, дабы противостоять таким войнам, и практически отсутствуют те, которые знают, как правильно и чётко вести ответные бои в этих войнах. Создание линии обороны невозможно и невыполнимо в войне смыслов — встречном бою на уничтожение. Неумение понять этих аксиом может повлечь за собой самые печальные последствия.

Самое интересное во всём этом это факт того, что исполнителям оказана услуга стать жертвами агрессии. Образ жертвы (к примеру, человек с физическими недостатками) даёт возможность своих противников показать жестокими, озверелыми и страшными обидчиками.

В информационной войне действуют неписанные законы:

  • Ни в коим случае не считай себя более моральным, благородным, приличным и нравственным, чем твой враг. Эта оплошность однозначно свяжет тебе руки и ноги: на войне все без исключения средства приемлемы хороши;
  • Не убиваешь ты, обязательно убьют тебя;
  • Если конкурент занялся перетряхиванием вашего грязного белья – займитесь его грязным бельём;
  • В случае предоставления противником фактов –займитесь встречными трактовками таких фальсификаций;
  • Когда супостат нагло лжёт – предельно жёстко и твёрдо пресекайте подобные факты, обвините его в этой лжи и максимально массово, широко и упорно тиражируйте факт ловли его на обмане.

Итак, если обобщить вышеизложенное, следует отметить, что владение действенным и высокоэффективным информационным оружием, а также, естественно, средствами защиты от такого оружия – залог безопасности любого государства в наше время.

ПРИТЧА О ВОЛШЕБНИКЕ И ОВЦАХ. Г.И. Гурджиев

SlovoTV - Галина Царёва. ЯД ОТ ЭЛИТЫ: Биологическое оружие. Фильм Галины Царёвой (2011год)



Информационно-моделирующая среда


Модель среды ВП – это виртуальный конструктор, внутри которого разыгрывается военный сценарий. Формально это напоминает шахматы, в которых участвуют те или иные фигуры в рамках заданных свойств среды и объектов. Объектно-ориентированный подход позволяет задавать в широких пределах и с разной степенью детализации параметры среды, свойства объектов ВВТ, воинских формирований и т. д. Принципиально различаются два уровня детализации. Первый поддерживает моделирование свойств ВВТ, вплоть до узлов и агрегатов. Второй – моделирует воинские формирования, где ВВТ присутствует как набор определенных свойств данного объекта.



Эсперанто моделирующей системы

Россия не является здесь первопроходцем – в США достаточно давно разработали и стандартизировали необходимые элементы для моделирования ВП и совместного функционирования тренажеров и систем различного класса: IEEE 1516-2000 (Standard for Modeling and Simulation High Level Architecture – Framework and Rules – стандарт моделирования и имитации архитектуры высокого уровня, интегрированная среда и правила), IEEE 1278 (Standard for Distributed Interactive Simulation – стандарт обмена данными пространственно распределенных симуляторов в режиме реального времени), SISO-STD-007-2008 (Military Scenario Definition Language – язык планирования боевых действий) и другие. Российские разработчики фактически бегут по той же дорожке, только отставая на корпус.

Между тем, за рубежом выходят на новый уровень, приступив к стандартизации языка описания процессов боевого управления коалиционных группировок (Coalition Battle Management Language), для чего в рамках SISO (организация по стандартизации взаимодействия моделирующих пространств) создали рабочую группу (C-BML Study Group), в которую вошли подразделения по разработке и стандартизации:

• CCSIL (Command and Control Simulation Interchange Language) – языка обмена данными для имитации процессов управления войсками;

• C2IEDM (Command and Control Information Exchange Data Model) – модели данных информационного обмена в ходе управления войсками;

• US Army SIMCI OIPT BML (Simulation to C4I Interoperability Overarching Integrated Product Team) – адаптации процедур американской системы управления C4I средствами языка описания процессов боевого управления;

• French Armed Services APLET BML – адаптации процедур французской системы управления средствами языка описания процессов боевого управления;

• US/GE SINCE BML (Simulation and C2IS Connectivity Experiment) – адаптации процедур совместной американо-германской системы управления средствами языка описания процессов боевого управления.

Посредством языка боевого управления предполагается формализовать и стандартизировать процессы и документы планирования, команды управления, отчеты и донесения для использования в существующих военных структурах, для моделирования ВП, а в перспективе – для управления роботизированными боевыми формированиями будущего.

Боевая подготовка на цифровой платформе

Сегодня межвидовое взаимодействие, единые системы планирования боевых действий, интеграция средств разведки, поражения и обеспечения в единые комплексы являются основой постепенно формирующегося нового облика вооруженных сил. В этой связи особую актуальность приобретает обеспечение взаимодействия современных тренажерных комплексов и моделирующих систем. Это требует использования единых подходов и стандартов для интеграции компонентов и систем различных производителей без изменения информационного интерфейса.

Эта версия успешно апробирована при решении задач интеграции тренажеров и моделирующих систем на основе HLA-технологии.


Данные наработки позволили реализовать программные решения, объединяющие в единое информационное пространство самые современные методики подготовки войск, классифицируемые за рубежом как Live, Virtual, Constructive Training (LVC-T). Эти методики предусматривают разную степень вовлеченности людей, тренажеров и реальных ВВТ в процесс боевой подготовки. В передовых зарубежных армиях созданы комплексные учебно-тренировочные центры, в полной мере обеспечивающие подготовку по методикам LVC-T.

Высокий темп работ лишний раз подтверждает актуальность для Российской армии создания такого центра: в феврале 2011 года с немецкой компанией подписано соглашение о проектировании центра, а уже в июне Министр обороны РФ Анатолий Сердюков и глава Rheinmetall AG Клаус Эберхард подписали соглашение о строительстве на базе общевойскового полигона Западного военного округа (поселок Мулино, Нижегородская область) современного Центра подготовки Сухопутных войск России (ЦПСВ) емкостью на общевойсковую бригаду. Достигнутыми соглашениями определено, что строительство начнется в 2012 году, а ввод в эксплуатацию состоится в середине 2014 года.


Данные по огневому поражению, поступившие с иных полигонов, трансформируются в степень поражения личного состава и техники. Кроме того, артиллерия в ЦПСВ может стрелять по участкам в стороне от действий общевойсковых подразделений, а данные о поражении будут зеркально проецироваться на реальные подразделения. Аналогичная методика применяется и для других средств, использование которых совместно с подразделениями СВ исключено по требованиям мер безопасности. В конечном итоге, согласно этой методике личный состав действует на реальном ВВТ и тренажерах, а результат зависит почти исключительно от практических действий. Эта же методика позволяет на учениях с боевой стрельбой отработать огневые задачи в полном объеме для всех штатных, приданных и поддерживающих сил и средств.

Совместное использование тренажеров (Virtual Training) обеспечивает формирование в едином информационно-моделирующем пространстве войсковых структур из отдельных тренажерных систем и комплексов (боевых машин, летательных аппаратов, КШМ и т. д.). Современные технологии в принципе позволяют организовать совместную подготовку территориально разнесенных войсковых формирований на любом ТВД, в том числе по методике двустороннего тактического учения. В этом случае личный состав практически действует на тренажерах, но сама техника и действие средств поражения моделируются в виртуальной среде.

Нетрудно заметить, что во всех случаях необходимо сформировать и поддерживать виртуальное цифровое поле боя, степень виртуальности которого будет различной в зависимости от применяемой методики обучения. Открытая архитектура системы на основе стандарта IEEE-1516 позволяет гибко изменять конфигурацию в зависимости от задач и текущих возможностей. Вполне вероятно, что в недалеком будущем, с массовым внедрением в ВВТ бортовых информационных систем, возникнет возможность их объединения в режиме тренировки и обучения, исключающим расход дорогостоящих ресурсов.

Экспансия в боевое управление

В этом случае текущая обстановка по своим войскам отображается на основе поступающей автоматически в режиме реального времени (РРВ) информации об их положении и состоянии, вплоть до мелких подразделений, расчетов и отдельных единиц ВВТ. Алгоритмы обобщения такой информации в принципе аналогичны тем, которые уже используются в ИМС.

Информация о противнике поступает от средств разведки и подразделений, находящихся в соприкосновении с противником. Здесь пока существует много проблемных вопросов по автоматизации этих процессов, определению достоверности данных, их селекции, фильтрации, распределению по уровням управления. Но в общих чертах такой алгоритм вполне реализуем.

Причем модель для розыгрыша вариантов действий работает параллельно с моделью реального времени, лишь получая от нее исходные данные и никак не мешая функционированию остальных элементов системы. В отличие от действующих АСУВ, где используется ограниченный комплект расчетно-аналитических задач, ИМС позволяет разыграть практически любую тактическую ситуацию, не выпадающую за границы реальности.

Благодаря параллельному функционированию в ИМС модели РРВ и модели имитационной, возможно зарождение нового метода боевого управления: прогнозно-опережающего. Командир, принимающий решение в ходе боя, получит возможность опираться не только на свою интуицию и опыт, но и прогноз, выданный имитационной моделью. Чем точнее будет имитационная модель – тем ближе к реальности прогноз. Чем мощнее вычислительные средства – тем больше опережение противника в циклах боевого управления. На пути создания описанной выше системы боевого управления предстоит преодолеть множество препятствий и решить весьма нетривиальные задачи. Но за такими системами – будущее, они могут стать основой АСУВ российской армии действительно современного, высокотехнологичного облика.

Читайте также: