Конспект урока по изо рисование матрешки

Обновлено: 05.07.2024

Человечество всегда стремилось вырастить свою смену достойной, умной, смелой, доброй, красивой и трудолюбивой. Осмысление, сохранение и передача народного искусства следующим поколениям имеет огромное общенациональное значение и способствует сохранению мировой культуры.
В каждом доме живут и служат нам различные предметы. И если их коснулась рука художника или народного умельца, они становятся произведениями декоративно-прикладного искусства. Прикладное – значит то, к чему приложено умение. В области народного искусства есть много красивого, простого, что с успехом можно использовать. Эти работы воспитывают у детей трудолюбие, развивают умения, навыки, научают целесообразно использовать материал. Такие поделки удовлетворяют запросы детского воображения, в них проявляется и художественный вкус, и остроумная догадка, и умелое подражание.
Нет, наверное, такого дома, а тем более детского учреждения, в котором бы не было нашей русской красавицы – расписной матрешки. Матрешка – исконно народная, всему миру известная детская игрушка. Народная мудрость воплотила в ней целый комплекс дидактических идей: знакомство с количеством и счетом, цветом, освоение ребенком формы, величины, не говоря уже об эстетике самого изделия. Нельзя переоценить роль матрешки в воспитании и развитии маленького ребенка. Матрешка стала не только универсальным воспитательным пособием и вечным спутником детства, но и символом России [8].
Вскоре после матрёшек, расписанных цветочными орнаментами, появились матрёшки, украшенные живописными сюжетами из сказок и былин. Такие матрёшки "рассказывали" целые истории.

Дети становятся в круг, лицом к педагогу.
Педагог загадывает загадку:
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:

Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская… (матрёшка).
Педагог ведёт детей к выставке матрёшек. Дети рассматривают матрёшек.
Сравнение матрёшек. Нахождение сходств и различий. Рассказ, чем они отличаются друг от друга.

Физкультминутка:
Наши алые цветы распускают лепестки
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветы закрывают лепестки
Головой качают, тихо засыпают [12].
Педагог: Приступаем ко второму этапу. Краска высохла, а теперь давайте посмотрим какие узоры, использовали мастера при росписи. Я уже говорила, что они немного отличались друг от друга в зависимости от той местности, откуда пришла матрешка. Со многими вы уже знакомы. Давайте вспомним, как правильно их рисовать (вызвать одного ребенка, чтобы он показал, как рисовать цветок кистью, цветок тычками, листья).
Дети приступают к росписи своих авторских матрешек.


Цель: Изучение материала о выразительных средствах изобразительного искусства.

Содержимое разработки

Цель: Изучение материала о выразительных средствах изобразительного искусства.

Обучать детей анализировать произведения изобразительного искусства;

Развивать наблюдательность и внимание, логическое мышление;

Воспитать интерес к декоративному искусству;

Побуждать интерес к историческому наследию нашей Родины.

Организационный момент:

Алый шелковый платочек

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может 3, а может 6.

Кукла первая толста, а внутри она пуста,

Разнимается она на две половинки.

В ней живет еще одна кукла в серединке.

А что такое «Русская матрешка? ( ответы детей)

Знаете ли вы как появилась эта игрушка у нас в России? Давайте послушаем историю появления этой прекрасной куколки в нашей России.

Вступительная беседа об истории русской матрёшки.

В Подмосковье, на берегах живописной речушке Вори, раскинулось старинное поместье Абрамцево. После 1870 года, когда усадьба была продана Савве Мамонтову – богачу и щедрому меценату, место это было превращено в творческую мастерскую художников, музыкантов, писателей, артистов. Прилагая много усилий и стараний в поддержании художественных ремесел, Абрамцевский кружок собирал, спасая от гибели и забвения, старинную утварь, предметы обихода, резные украшения крестьянских домов.

И вот однажды обитателям Абрамцева попала японская деревянная кукла – фигурка добродушного лысого старика. Изображала она мудреца Фукуруму, у которого голова вытянулась в верх от постоянных раздумий. Фукурума раскрывался, и в нем находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Фигурки эти понравились мастерам и послужили прообразом нашей матрешки.

Из прославленного игрушечного царства Троице – Сергиево посада был призван лучший мастер игрушечных дел Василий Звездочкин. С большим старанием и в ручную изготовил он первую модель матрешки. В истинном крестьянском духе с его наивной простотой, любовью к ярким краскам расписал эту модель художник Сергей Малютин. Эта матрешка состояла из восьми фигурок. Изображала она девочку в сарафане и платочке с черным петухом на руках. ( показ на плакате рисунка или на экране). За девочкой шел мальчик, затем опять девочка и т. д. Окрестили ее “Матрешкой”, соответственно крестьянскому обличаю, и крестьянскому имени Матрена.

Ученица : читает стихотворение Сергея Жульков.

Кто матрешку создал, я не знаю,

Но известно мне, что много лет,

Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая,

Покоряет кукла белый свет.

Где он краски брал, искусный мастер,

В нивах шумных, в сказочном лесу?

Создал образ неуемной страсти,

Истинную русскую красу.

На щеках навел зари румянец.

Неба синь блесну в ее глаза.

И пустив в неповторимый танец,

Он, должно быть, весело сказал:

Ну, так что ж, гуляй по свету,

Весели себя, частной народ…

И матрешка через всю планету

До сих пор уверенно идет.

Выступает гордо, величаво,

С удалой улыбкой на лице.

И летит за ней по миру слава,

О безвестном мастере – творце!

Русская матрешка. ( из истории)

-Русская деревянная кукла - матрёшка родилась в конце XIX века в Сергиевом Посаде. Первая матрёшка изображала девочку в сарафане с петухом в руках. Матрёшка сразу понравилась и взрослым, и детям. Нравилось её доброе и ясное лицо. Интересно было то, что в большой кукле пряталось дружное семейство. И сегодня русская матрёшка - желанная гостья в каждом доме.


- В чем же секрет такого успеха и долголетия матрёшки?

- Почему она стала русским сувениром за рубежом?

- Образ женщины был почитаем и уважаем в русском народном изобразительном искусстве, фольклоре и часто неотделим от образа птицы - древнейшего символа добра и благополучия. "Лебёдушка", "пава", "утушка", "голубка" - это те слова, которые издавна величали женщин в русской народной поэзии, подчёркивая её красоту и пластику.

- Вот поэтому образ деревянной матрёшки удачно воплотил в себе и спокойную плавность линий женской фигуры, и элементы традиционного русского костюма: платок, фартук, сарафан. Суть русской матрёшки во все времена остаётся прежней - дружба да любовь, пожелание счастья и благополучия. Вот почему она как добрая посланница этих чувств живёт в наших современных квартирах, поселяется в доме болгарина и югослава, француза и американца.

IV. Знакомство с особенностями росписи матрёшек разных областей России.

- Если поставить по мере нарастания декоративной выразительности несколько матрёшек из разных центров современных художественных промыслов, то получится такой ряд: загорская, семёновская, полхов-майданская матрёшки.

- Сейчас о каждой из них нам расскажут и покажут иллюстрации

- Загорская матрёшка.

Эта матрёшка пришла к нам из Загорска. Сейчас этот город называется Сергиев Посад. Он находится недалеко от Москвы.

Загорские матрёшки отличаются от похожих игрушек из города Семёнова прежде всего нарядом. На голове у них разноцветные платки в цветочек или горошек. На кофточку надет сарафанс различными цветами по подолу. Матрёшка как бы идёт по цветущему лугу.


Семёновская матрёшка.

Семёновскую матрёшку отличает от загорской большой букет цветов, который украшает фигуру игрушки, занимая почти весь фартук. Край платка этой матрёшки тоже украшен цепочкой небольших бутонов. В манере росписи цветов угадывается влияние традиционной росписи золотой Хохломы, центр хохломской росписи и фабрика игрушки находятся в одном городе - Семёнове Нижегородской области.


Полхов-майданская матрёшка.

Есть такое село в Нижегородской области - Полхов Майдан. Село большое и чуть ли не в каждом доме точат и красят "тарарушки" - так называют мастера свои поделки - матрёшки.

Голова у матрёшки чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придаёт матрёшке задорный, удалой вид. Ещё обратите внимание на роспись. Платок на ней яркий и юбка тоже. Глаза чуть сощурены и хитро так посматривают. Самое яркое пятро - это фартук. Расцвёл на нём чудо-букет. Узоры имеют названия: "большая роза", "розан", "колокольчик", "яблочко", "виноград" и другие.


- В настоящее время росписью матрёшек занимаются во многих областях нашей Родины. И каждая матрёшка существенно отличается от тех, с которыми вас познакомили. Для украшения своих матрёшек художники используют не только различные цветочные узоры, но даже сюжеты из народных сказок.




V. Чтение стихотворения о матрёшках с одновременным показом. (дети читают стихи и показывают на плакате или на экране матрешек, можно поручить это одному ученику)

Много кукол деревянных, круглолицых и румяных ,

В разноцветных сарафанах на столе у нас живут, всех "матрёшками" зовут.

Кукла первая толста, а внутри она пуста.

Разнимается она на две половинки,

В ней живёт ещё одна кукла в серединке.

Эту куколку открой - будет третья во второй.

Половинку отвинти, плотную. притёртую,

И сумеешь ты найти - куколку четвёртую.

Вынь её да посмотри: кто в ней прячется внутри?

Прячется в ней пятая куколка пустая -

В ней живёт шестая, а в шестой - седьмая.

Эта кукла меньше всех, чуть побольше, чем орех.

Вот, поставленные в ряд, сёстры-куколки стоят.

- Как вы считаете, ребята, к какому виду относятся эти матрёшки? (Семёновские).

VI. Анализ иллюстративного материала - беседа.

Покажите семёновскую, полхов-майданскую и загорскую матрёшки.

Какого цвета платок, кофта и сарафан у загорской матрёшки?

С помощью какого декоративного приёма изображены цветы, украшающие фартук и платок матрёшки?

Что держит в руке семёновская матрёшка?

Какой узор украшает платок семёновской матрёшки?

Какие излюбленные элементы декоративной росписи применили мастера из Полховского Майдана, чтобы украсить свою матрёшку?

VII. Подготовка к выполнению работы в альбомах. Этапы росписи матрёшки.

Анализ расположения рисунка на листе.

Обведение матрешки по трафарету.

Перьевой росчерк лица матрёшки (карандаш).

Рисоваие контурров платка, кофты, фартука (сарафана).

Декоративная роспись фартука, платка, кофты (сарафана).

Выполнение узоров в цвете (акварель).

Дети должны сами определить какую матрешку будут рисовать, проявляя личное творчество)

VIII. Практическая работа.

Дети рассматривают элементы росписи разных умельцев, выбирают "украшения" для создания образа своей матрёшки. Выполняют творческие задания в парах на альбомных листах:

роспись по образцу полхов-майданских мастеров;

роспись по образцу загорской или семёновской матрёшки .

IX. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Оформляется выставка рисунков детей.

- Давайте придумаем название нашей выставки. (Весёлый хоровод).

Дети делятся впечатлениями от совместного творческого труда. Делают анализ работ, оценивают.

Наша русская матрёшка

Не стареет сотню лет.

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет.


-75%

Автор: Кодаш Светлана Викторовна

Организация: МБОУ СОШ №12

Населенный пункт: Краснодарский край, Ленинградский р-н, ст. Ленинградская

Тема урока: Рисование матрешки.

Цель урока: Совершенствование навыков в выполнении декоративных работ.

Задачи урока:

Продолжать развивать умения выполнять декоративное оформление традиционной русской игрушки – матрешка.

Расширять кругозор о декоративном оформлении.

Воспитывать эстетические, нравственные, патриотические чувства у детей.

Планируемые результаты:

  • Ученик узнает об особенностях декоративно – прикладного искусства.
  • Ученик научится определять виды Матрешек.
  • Ученик получит возможность научиться определять степень успешности выполнения своей работы.

Личностные: Проявлять доброжелательность, внимание, помощь.

  • Регулятивные УУД: Выстраивать последовательность необходимых операций.Осуществлять итоговый контроль, анализировать собственную работу.
  • Коммуникативные УУД: Развивать умение общаться, взаимодействовать с людьми
  • Познавательные УУД: Выявлять особенности разных объектов в процессе их рассматривания.

Оборудование: Для педагога: инструкционно-технологическая карта, образец.

Для детей: альбом,краски,кисточка,баночка с водой

I.Организационно-мотивационный.

Сейчас начнется в нашем классе,

Надеюсь, все у вас в порядке

Краски, кисточки, альбом

И вы готовы все ребятки

Тихо сядем и начнем!

Организация рабочего места.

Сегодня на уроке нам понадобятся следующие принадлежности:

Краски, кисточка, непроливайка, бумага, простой карандаш, ластик и ножницы.

А теперь отгадайте загадку.

Первая сестра — большая,

В ней прячется сестра вторая,

Сломаешь, третью ты найдешь,

И так до маленькой дойдешь.

В самой серединке — крошка,

Игрушку ту зовут…

Организация рабочего места.

II.Актуализация знаний и постановка учебной задачи.

Итак, ребята, назовите тему нашего урока….

Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? (Формулируем цели урока и запись в инструкционной карте.)

  1. создать эскиз матрешки
  2. узнать историю матрешки

Что вы знаете о Матрешках?

Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера.

А знаете ли вы как появилась матрешка?

Однажды в Японии русский художник Сергей Васильевич Малютин увидел интересную игрушку – большеголового деревянного японца, раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья.

Малютин придумал нарядить игрушку в русский наряд, такая игрушка очень понравилась русским мастерам. Они переодели ее в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щечки яркий румянец. Так и появились матрешки.

Существует три вида наиболее известных матрешек: Семеновская матрешка, Сергиево- Посадская матрешка, Полхов- Майданская матрешка. Их названия зависят от того места, где их расписывают. Давайте рассмотрим все три вида матрешек.

Я из тихого зеленого городка Семёнова.

Я в гости к вам пришла.

Букет цветов садовых розовых, бардовых

В подарок принесла. .

а) Семеновскую матрешку отличает от других большой букет цветов, занимающий весь фартук. Край платка украшает цепь небольших бутонов.

Я из Сергиева Посада

Встрече с вами очень рада.

Мне художниками дан

Яркий русский сарафан.

Я имею с давних пор

На переднике узор.

Знаменит платочек мой

Разноцветною каймой.

-А ещё эту матрешку называют Загорская .

б) Сергиево-Посадские расписываются по-разному. Одни матрешки в ярких сарафанах, другие в зимних шубах, иные сплошь расписаны цветами и ягодами, а некоторые букеты в руках держат.

На Сергиев-Посадской матрешке четко обозначены силуэты головного платка, кофты, сарафана, фартука. Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука.

А я, подружки – из Майдана.

Могу я стать звездой экрана.

Украшен мой наряд цветами

С сияющими лепестками

И ягодами разными

Спелыми и красными.

IV.Основной этап.1)Изучение нового материала.

А сейчас, ребята я предлагаю вам собрать матрешку и посмотреть из каких деталей она состоит:

Анализ Матрешки
Давайте рассмотрим ее повнимательнее (рассматриваем фото).
Матрешка состоит из частей и деталей.

-Лицо (глаза, нос, рот, брови, щеки, челка),
-Руки,

-Платье с узором.
А сейчас мы приступим с вами к практической части нашего урока. Каждый из вас сейчас станет художником. Но прежде чем начать рисовать, мы рассмотрим этапы нашей работы.

У вас на столах лежит шаблон Матрешки. Положите его перед собой.

Начинаем с лица, нарисуем волосы, выглядывающие из-под верхней части платка,глаза изображаем в виде кругов и здесь же закрашиваем их, оставив по одному белому блику в каждом глазу. Чуть выше глаз изображаем в виде коротких дуг брови, можно добавить пару ресниц, нарисуем также по одной дуге под глазами.

Дальше совсем всё просто — рисуем нос, который выглядит как пара точек, затем — пухлые губы и круги румян на щеках.

Теперь нам нужно изобразить руки, для этого мы дугообразными линиями намечаем рукава и прорисовываем кисти рук. Дорисуем косынку, добавим узелок в виде круга и два хвостика.

Остаётся украсить Матрешку орнаментом и узором. На платье можно изобразить цветок с листочками, а края платка украсить ещё нераспустившимися бутонами или сделать его в горошек. Вы можете выбрать узор по своему желанию, главное, чтобы он сохранял общую стилистику рисунка, то есть был похож на русскую народную роспись.

Пятым шагом будет работа в цвете. Цвета выбираем яркие и насыщенные.

Прежде чем приступить к работе, проведем разминку для рук. Повторяйте за мной.

Воспитатель: Посмотрите, какой у меня сегодня красивый костюм. В старину рукодельницы, долгими зиними вечерами пытались украсить свой костюм разнообразными вышивками, орнаментами. Использовали в своей работе ленты, тесьму, бусины и бисер.

Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки?

Воспитатель: Посмотрите, какая красивая коробочка у меня в руках, хотиите узнать, что в ней? А чтобы коробочка раскрыла свой секрет, давайте отгадаем загадку.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может, три, а может, шесть.

Дети: Матрешка (хором)

2 Воспитатель: Молодцы! Отгадали загадку. (достает матрешку из коробочки)

Но матрешка нам расскажет сказку лишь тогда, когда мы расскажем стих про нее.

Матрешка, матрешка – русская краса,

Румянные щечки, глазки-бирюза,

Белая рубаха и русский сарафан,

На голове платочек- не найдешь изъян,

На первый взгляд простая, но радуется взор,

На росписи одежды – затейливый узор,

Милая улыбка, загадка внутри….

Сколько же в ней кукол? Ну-ка, разбери!

А теперь садитесь на коврик, слушать сказку ладком. Чур, сказку не перебивать. А кто ее перебьет, тому комар в рот попадет.

Звучит русская народная музыка. Дети садятся на ковёр рядом с воспитателем. На столе, возле воспитателя стоят игрушки (герои сказки) и ширма.

Воспитатель: Давным-давно в одном царстве-государстве жил да был один мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать. Однажды задумал он сделать для детей необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще. Яркими красками разрисовал он куклу, одел в нарядное платьице. Веселая получилась куколка, смешная. И он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал ее русским именем Матрёна, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все ее звали. С той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так ребята родилась русская матрёшка. А вы хотите увидеть этих матрёшек? Я приглашаю вас в музей деревянной игрушки.

(Дети подходят к столу, где выставка деревянных игрушек-матрёшек)

Дети: высказывают свое мнение, размышляют.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек! А вы знаете, что в каждой стране есть свои сувениры (подарки на память родственникам и друзьям). И в нашей огромной стране, кто из вас знает, как называется наша страна?

Воспитатель: Правильно, ребята, в России тоже есть свой сувенир. Как думаете, какой? Дети: Матрёшка

Воспитатель: Люди из других стран, когда приезжают в Россию, обязательно на память о ней покупают матрёшек, потому что все эту куклу делают только в России.

Дети: высказывают свое мнение, размышляют.

Воспитатель: (обращаясь к матрёшке) Ой, ты барышня – матрешка, разноцветная одежка. Знает весь огромный мир этот русский сувенир.

Воспитатель: А сейчас я расскажу про секрет куклы-матрёшки.

Интересно, что же там?

Дети: Там еще одна матрешка,

Воспитатель: Улыбается, смеется,

Хоть и жаль ее ломать,

Будем дальше разбирать.

Разбираем и считаем

Дети: Раз, два, три

Воспитатель: Ребята, так какой же секрет у нашей русской народной игрушки – матрёшки?

Дети: высказывают свое мнение, размышляют.

Воспитатель: Из чего сделаны матрешки?

Воспитатель: Значит, какие они?

Воспитатель: Молодцы, конечно деревянные. Сначала из дерева делают фигурки, затем фигурки расписывают.

Воспитатель: Какие они становятся?

Дети: Нарядные, красивые, цветные, яркие

Воспитатель: У каждой матрешки на голове платочек, яркий сарафан, праздничный фартук. Хотите рассмотреть внимательно узоры на одежде матрёшек.

Воспитатель: Какие общие элементы (рисунки) вы видите?

Дети: Цветы, ягодки, листики.

Воспитатель: Были такие матрешки раньше самой любимой игрушкой у всех ребят. Да как же иначе? Матрешки – куклы веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается, а уж как они любят петь и танцевать! Вам тоже хочется танцевать?

Воспитатель: Ребята, а ведь у наших матрешек есть подружка, только она не деревянная, из чего же сделана эта матрешка?

Воспитатель: Значит, она какая?

Воспитатель: Ребята, посмотрите на эту матрешку, почему она такая грустная? Сравните её с деревянной, чем они отличаются?

Дети: Матрешка не нарядная, не украшен платочек, сарафан.

Воспитатель: Скажите, а как мы можем ей помочь? Что нужно сделать, чтобы бумажная матрешка стала нарядная, красивая, как её деревянная подружка?

Дети: Раскрасить её

Воспитатель: Молодцы! Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки! Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров. Пройдёмте в ваши мастерские, и там каждый украсит цветами и узорами свою матрёшку.

Дети садятся за столы, на которых лежат бумажные матрешки.

Воспитатель: Мастера, скорей за дело, украшай матрешек смело, составляй любой узор,

Читайте также: