Сигналы светофора и регулировщика конспект

Обновлено: 04.07.2024

  • Повторить сигналы светофора и регулировщика.
  • Закрепить знания правил дорожного движения.

Оборудование: дорожные знаки, компьютер, экран, цветные карандаши, круги красного, жёлтого и зелёного цвета, схема перекрёстка, лист для рефлексии.

Слайд 1. Сигналы светофора и регулировщика

1. Организация класса.

Учитель. Встаньте свободно, закройте глаза и медленно передвигайтесь с одного места на другое. Остановитесь. Понравилось ли вам передвигаться по классу таким образом? Как вы думаете, если у пешеходов и водителей транспортных средств будет беспорядочное движение, что произойдёт? (ДТП, авария) Что помогает участникам дорожного движения не попасть в ДТП?

Слайд 2. Учитель. Светофор, регулировщик, правила дорожного движения, дорожные знаки, дорожная разметка (на экране). Как неразрывны эти слова. Об их взаимосвязи мы сегодня и поговорим.

3. Работа по теме урока.

Слайд 4. Немного истории. В России первый указ Петра 1, связанный с безопасностью дорожного движения, появился в 1720 году. На улицах столицы предписывалось ездить на лошадях "со всяким опасением и осторожностью" Слайд 5. Посмотрите, как красиво выглядят современные города с высоты птичьего полёта. Огромное количество дорог, как паутина висит над городом. Дорога всегда манит, по дорогам движется транспорт. А по тротуарам идут люди. И для каждого из них есть свои правила. Это

Слайд 6. П - - - - - - Д - - - - - - - - Д - - - - - - -

Слайд 7. Наш город. Город Старый Оскол отличается от крупных городов. Но и он имеет много дорог и перекрёстков.

Слайд 8. Ребята, а кто на дороге главный? (Ответы детей)

Слайд 9. На дороге главный тот, кто регулирует движение и обеспечивает его безопасность. В настоящее время движение на улице невозможно без регулирования с помощью светофоров и регулировщиков. В необходимых случаях регулированием обеспечивается беспрепятственный проезд специальных машин.

Слайд 10. Каких? (Пожарных, милицейских, скорой помощи, аварийных и т. д.)

Слайд 11. У нас возникли вопросы.

Слайд 12. Светофор. Что это такое? Ученик. Светофор - это сигнальное электрическое устройство, фонарь с красными, зелёными и жёлтыми стёклами для регулирования движения на перекрёстках, площадях и пешеходных переходах, для сигнализации - на железнодорожных переездах.

У нас серьёзный разговор.
Какой бывает светофор?

Слайд 14. Дети. Транспортный и пешеходный.

Слайд 15. Транспортный светофор имеет три сигнала. Какие? Почему выбрали такие цвета?

Слайд 16. Учитель. Транспортные светофоры, в зависимости от числа сигналов, подаваемых в одном направлении, бывают одно- , двух- и трёхсекционными, а также с дополнительными секциями со светящимися стрелками справа и слева.

Слайд 17. Учитель. На некоторых перекрёстках транспортные светофоры посылают сигналы одним лишь мигающим жёлтым светом. Этот сигнал предупреждает водителей и пешеходов, что перекрёсток нерегулируемый. На таких перекрёстках пешеходы должны быть вдвойне осторожны.

Слайд 18. Пешеходные светофоры имеют два сигнала: зелёный с надписью - "идите" или силуэтом идущего человека и красный с надписью - "Стойте" или с силуэтом стоящего человека.

Учитель. Пешеходы : читают стихи. Вы должны отгадать сигнал светофора и выполнить соответствующие движения: красный - замереть, жёлтый - маршируете на месте, зелёный - делаете шаг вперёд.

Бурлит в движеньи мостовая -
Бегут авто, спешат трамваи.
Скажите правильный ответ -
Какой горит для пешеходов свет? (замерли)
Красный свет нам говорит:
Стой! Опасно! Путь закрыт!
Особый свет - предупреждение!
Сигнала ждите для движения.
Скажите правильный ответ -
Какой на светофоре свет? (маршируют на месте)
Жёлтый свет - предупреждение!
Жди сигнала для движения!
Иди вперёд! Порядок знаешь,
На мостовой не пострадаешь.
Скажите правильный ответ -
Какой горит при этом свет? (делают шаг вперёд)
Зелёный свет открыл дорогу,
Проходить ребята могут!

Учитель. Оцените себя. У вас на столах прямоугольник, поделённый на секторы. Закрасьте сектор № 1 зелёным цветом, если у вас не возникло никаких трудностей на данном этапе, всё сделали верно, жёлтым - возникли некоторые трудности, красным - было трудно выполнить задание. На доске прямоугольник, поделённый на три сектора. Надписи: зелёный - отлично, желтый - хорошо, красный удовлетворительно.

Слайд 19. Учитель. Ребята, что произойдёт, если вдруг исчезнут светофоры?

Да, там, где улица была,
Где ты ходить привык,
Невероятные дела
Произошли бы вмиг!
Сигналы, крики, то и знай,
Машины - прямо на трамвай!
Трамвай наехал на машину.
Машина врезалась в витрину!

Не волнуется народ
Через улицу идёт.
Я стою на перекрёстке,
Я - инспектор ДПС.
Все машины одному
Покорны жезлу моему.

Учитель. О ком это стихотворение? (Ответы детей) Правильно. Это регулировщик. Полосатая палочка (показывает её), которую держит в руках милиционер-регулировщик, называется :(ждёт ответа ребят: жезлом)

Нам правило верное
Чётко гласит:
Послушайся жезла,
Коль светофор не горит!

Слайд 22. Сигналы регулировщика. Учитель. Регулировщик разговаривает только жестами: поворачивается влево и вправо, взмахивает жезлом, то поднимает его, то опустит. Давайте разберёмся, что означают жесты "хозяина" перекрёстка. Для пешеходов сигналов немного.

Слайд 23. Запрещающий. Со стороны спины и груди движение транспорта запрещено. Какому сигналу светофора соответствует?

Слайд 24. Требует подготовки к движению. Какому сигналу соответствует?

Слайд 25. Разрешающий. Пешеходам разрешено переходить проезжую часть. Какому сигналу соответствует?

Учитель. Проверьте, как вы запомнили. Приготовьте разноцветные круги.

Юный инспектор движения встаёт к игрокам лицом с опущенными вниз руками.

- Какому сигналу светофора соответствует такое положение корпуса регулировщика и можно ли переходить дорогу? (Игроки поднимают красные круги)

Я стою к тебе лицом -
Потерпи, будь молодцом.
На тебя смотрю я строго -
Значит, занята дорога.

Юный инспектор движения поднимает руку с жезлом вверх.

- Какому сигналу светофора соответствует рука, поднятая с жезлом вверх? Можно ли переходить дорогу? (Игроки поднимают жёлтые кружки). Переход дороги запрещён.

Если руку подниму,
Нет движенья никому.

- Почему нельзя переходить дорогу на жёлтый сигнал светофора? (Некоторые автомобили продолжают движение)

Юный инспектор движения опускает руку с жезлом вниз (или разводит руки в стороны), стоя к игрокам боком.

- Какому сигналу соответствует это положение корпуса регулировщика и можно ли переходить дорогу? Играющие поднимают зелёные кружки: дорогу переходить можно.

Теперь я боком повернулся -
Путь свободен впереди,
Не зевай, переходи.

Учитель. Конечно, проезжую часть нужно переходить в специально установленных местах.

Слайд 26. Пешеходный переход обозначается знаком (показ). Он относится к группе информационно-указательных знаков.

Слайд 27. Если на перекрёстке движение регулируется одновременно светофором и регулировщиком, то в этом случае кто главнее?

Дети. Пешеходы выполняют указания регулировщика.

Рефлексия. Сектор № 2

Учитель. Перекрёсток - самое опасное место. Наибольшее число дорожно-транспортных происшествий - столкновений, наездов, несчастных случаев, - происходит именно здесь. Перед вами схема перекрёстка. Покажите стрелкой направление движения ученика в школу. Проверьте.

Слайд 28. Правильная схема.

Учитель. Ребята, я знаю, что в каждой школе и в каждом классе есть рассеянные и невнимательные ученики. Среди вас есть такие? Я буду читать стихи, а вы, если считаете, что сказанное относится к вам, говорите: "Это я, это я, это все мои друзья". А если то, что я говорю, не имеет к вам никакого отношения, вы молчите.

Кто из вас идёт вперёд
Только там, где переход?

Это я, это я,
Это все мои друзья!
Кто летит вперёд так скоро,
Что не видит светофора?
Знает кто, что красный цвет -
Это значит: хода нет.
Это я:
Кто из вас, идя домой,
Держит путь по мостовой?
Кто различает чётко, ясно
Цвет зелёный, жёлтый, красный?
Это я:

Слайд 29. Ещё одно, но не последнее задание.

4. Подведение итогов занятия.

Учитель. Подведём итоги занятия, ответив на вопросы теста. (У каждого на столе распечатанный тест)

1. Где расположен зелёный сигнал светофора?

2. При каком положении регулировщика разрешено переходить улицу?

Н) стоит к пешеходам боком;

М) стоит лицом к пешеходам.

3. Кому подчиняются пешеходы, если перекрёсток регулируется светофором и регулировщиком?

4. Знак "Пешеходный переход" выглядит так:

Т) синий квадрат, внутри белый треугольник с изображением человека;

Д) красный треугольник с изображением человека.

5. Мигающий жёлтый сигнал предупреждает:

А) готовься к переходу;

О) перекрёсток нерегулируемый.

6. Если на перекрёстке одновременно работают транспортный и пешеходный светофоры, какому подчиняются пешеходы?

- Если вы правильно ответили на все вопросы, вы отгадали слово: ЗНАТОК

Рефлексия. Сектор № 3.

- Посмотрите на свои прямоугольники с секторами. Какого цвета больше, такова и ваша общая оценка.

Учитель. Как светло и радостно от этих ярких цветов, а главное - оттого, что мы выполнили всё запланированное нами!

Очень важно,
Чтобы все без исключенья
Знали правила движенья,
И не только твёрдо знали,
Но и строго выполняли!

Учитель. Во всех странах мира дети стараются никогда не нарушать ПДД, потому, что правильное поведение на дорогах - показатель культуры человека. Желаю всем безопасных дорог. Будьте культурны.

Общеобразовательные: ознакомить с сигналами светофора и регулировщика при ручном управлении движением транспортных средств на перекрестках.

Развивающие: развивать память, внимание, образное мышление

Воспитательные: воспитывать уважение ко всем участникам дорожного движения, дисциплинированность и ответственность.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_no_1.docx 23.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока : Сигналы светофора и регулировщика

Тип и форма урока : игровая форма урока

Цель урока : систематизировать знания о сигналах, подаваемых регулировщиком и светофором

Общеобразовательные : ознакомить с сигналами светофора и регулировщика при ручном управлении движением транспортных средств на перекрестках.

Развивающие : развивать память, внимание, образное мышление

Воспитательные : воспитывать уважение ко всем участникам дорожного движения, дисциплинированность и ответственность.

Сигналы светофора и регулировщика

Для регулирования движения на перекрестках используются светофоры, которые и определяют порядок проезда на перекрестках. В экстренных случаях (отказы в работе светофоров) регулировкой движения занимаются регулировщики (специально обученные сотрудники ГБДД). Для безаварийного проезда перекрестков необходимо знать значение не только сигналов светофора, но и значение жестов регулировщика, стоящего на проблемной зоне.

В светофорах применяются световые сигналы зеленого, желтого, красного и бело-лунного цвета.

В зависимости от назначения сигналы светофора могут быть круглые, в виде стрелки (стрелок), силуэта пешехода или велосипеда и X-образные.

Светофоры с круглыми сигналами могут иметь одну или две дополнительные секции с сигналами в виде зеленой стрелки (стрелок), которые располагаются на уровне зеленого круглого сигнала.

6.2. Круглые сигналы светофора имеют следующие значения:

  • ЗЕЛЕНЫЙ СИГНАЛ разрешает движение;
  • ЗЕЛЕНЫЙ МИГАЮЩИЙ СИГНАЛ разрешает движение и информирует, что время его действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал (для информирования водителей о времени в секундах, остающемся до конца горения зеленого сигнала, могут применяться цифровые табло);
  • ЖЕЛТЫЙ СИГНАЛ запрещает движение, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил, и предупреждает о предстоящей смене сигналов;
  • ЖЕЛТЫЙ МИГАЮЩИЙ СИГНАЛ разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода, предупреждает об опасности;
  • КРАСНЫЙ СИГНАЛ, в том числе мигающий, запрещает движение.

Сочетание красного и желтого сигналов запрещает движение и информирует о предстоящем включении зеленого сигнала.

6.3. Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов, имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета, но их действие распространяется только на направление (направления), указываемое стрелками. При этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком.

Такое же значение имеет зеленая стрелка в дополнительной секции. Выключенный сигнал дополнительной секции или включенный световой сигнал красного цвета ее контура означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией.

д Для закрепления полученных знаний проведем практическую работу по расстановке автомобилей на перекрестке, регулировщика и определение порядка проезда в различных случаях. Здесь мы будем использовать магнитную доску, набор различных автомобилей, макет регулировщика с жезлом. Первый ученик расставляет автомобили, трамваи и регулировщика, второй определяет порядок проезда, а потом сам моделирует ситуацию для следующего ученика.

Подведение итогов: кто лучше и быстрее решил задачу.

Домашнее задание. Прочитать п.6 ПДД и посмотреть в билетах ГИБДД вопросы на применение этого пункта правил.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет педагогу провести занятие по правилам дорожного движения. Учащиеся узнают историю создания светофора, познакомятся с основными положениями регулировщика.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

663340, Красноярский край город Норильск район Кайеркан, ул. Победы дом 7, тел: (3919)39-17-14,

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Цель занятия: расширить и обобщить знания о регулировании дорожного движения, познакомить с историей светофора.

-познакомить учащихся с основными положениями подаваемыми регулировщиком и действиям пешеходов по этим сигналам; с историей возникновения светофора;

- развивать познавательный интерес, память, внимание, логическое мышление;

- воспитать чувство уважения друг к другу, культуру поведения на дороге.

Оборудование и материалы:

- изображения регулировщика (на красном, жёлтом, зелёном фоне),

- светофоры из картона и сигналы к ним,

- шаблоны светофоров (транспортных и пешеходных) и сигналы к ним,

Ход занятия (1ч.40мин.)

Организация начала занятия.

Сегодня мы вспомним и закрепим все, что знаем о регулировании дорожного движения. Что такое регулирование дорожного движения? Педагог подводит к тому, что регулирование дорожного движения осуществляется регулировщиком или светофором. А как и когда появился первый светофор?

Итак, давайте представим, что мы попали в далекое прошлое… (Слайды )

Сейчас на дорогах можно встретить самые разные виды светофоров. Давайте вспомним, какие светофоры вы знаете?

Но даже самые умные светофоры не в состоянии отреагировать на изменение дорожной ситуации. В этих случаях может помочь регулировщик. Давайте вспомним, какие жесты регулировщика соответствуют сигналам светофора?

Актуализация опорных знаний.

Повторение изученного в прошлом учебном году. Фронтальный опрос.

Чем можно регулировать дорожное движение?

Чем регулируется дорожное движение в районе Кайеркан?

Кто на перекрёстке самый главный: регулировщик, светофор, дорожные знаки, дорожная разметка?

Чем отличается регулировщик от другого милиционера?

Для чего регулировщику жезл и свисток?

Организация движения была проблемой задолго до появления автомобилей. А с появлением автомобилей появились первые регулировщики, которые стояли на дорогах и рукой показывали направление движения. Позже им выдали сигнальные фонари (прототипы жезлов).

Усвоение новых знаний.

Прошло более 90 лет, как на наших улицах появились регулировщики с жезлами. И хотя сейчас в регулирование дорожного движения они вмешиваются редко, их сигналы необходимо знать всем участникам дорожного движения. Место регулировщика – в центре перекрёстка. Сигналами регулировщика являются положения его корпуса и рук. Для лучшей видимости сигналов часто применяется жезл с белыми и чёрными полосами или диск с красным сигналом – световозвращающим катафотом.

Регулировщик стоит к пешеходам грудью или спиной, правая рука поднята вверх или обе руки опущены вниз – такое положение регулировщика соответствует красному сигналу светофора. Движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено. Изображение регулировщика на красном фоне.

Регулировщик стоит к пешеходам грудью, правая рука согнута в локтевом суставе, жезл находится перед лицом – такое положение регулировщика соответствует жёлтому сигналу светофора. Это предупреждающий сигнал, но движение транспортных средств и пешеходов также запрещено. Изображение регулировщика на жёлтом фоне.

Регулировщик стоит к пешеходам правым или левым боком, руки опущены или вытянуты в стороны – такое положение регулировщика соответствует зелёному сигналу светофора. Пешеходам разрешено переходить проезжую часть. Изображение регулировщика на зелёном фоне.

Первичная проверка понимания.

По шаблону зарисовать регулировщиков и раскрасить соответствующими цветами. Инструктаж. Контроль выполнения задания – жетоны зелёного цвета.

Актуализация опорных знаний. Беседа с целью выявления уровня знаний учащихся.

Для определения темы предлагаю отгадать ребус.

Повторение изученного в прошлом учебном году. Фронтальный опрос.

Что такое светофор?

Для чего нужен светофор?

Какие Вы знаете светофоры?

Какие светофоры мы изучали в прошлом учебном году?

Кто придумал и когда первый светофор?

Первый светофор появился в Лондоне в 1868 году. Придумал его английский инженер Найт. Прототипом, по всей видимости, послужил железнодорожный светофор, который к тому времени уже достаточно давно применялся для регулирования железнодорожных перевозок и назывался он тогда - семафор. Прежде чем ввести светофор в действие, в газетах Лондона были опубликованы подробные правила, из которых люди впервые узнали, что означает зелёный цвет, а что - красный. Установленный перед зданием английского парламента, первый светофор был механическим и располагался на колонне высотой 6 метров: цветные сигналы менялись в нём с помощью системы приводных ремней. Для этого рядом служил – дежурил специальный полицейский.

Вскоре устройство оснастили газовым фонарём, чтобы изменения цветов были видны и в тёмное время суток. Однако это нововведение оказалось роковым для судьбы первого светофора. Фонарь однажды взорвался и смертельно ранил находившегося поблизости полисмена. С тех пор история светофора прервалась почти на полвека.

Новое рождение автоматического регулятора движения состоялось в 1914 году в американском Кливленде, а чуть позднее – в Чикаго и Нью – Йорке. Светофоры на сей раз были электрическими, но так же, как и лондонский, имели лишь два сигнала – красный и зелёный. Жёлтый цвет появился только в 1918 году.

Усвоение новых знаний.

Светофор регулирует движение при помощи цветовых сигналов. Применяются сигналы трёх разных цветов. И цвета выбраны не случайно!

Красный сигнал, запрещающий движение, выбран потому, что это цвет опасности. А ещё потому, что он хорошо виден днём и ночью, в тумане и во время дождя.

Зелёный сигнал, разрешающий движение, выбран потому, что он резко отличается от красного. Зелёный цвет невозможно спутать с красным, и виден он тоже хорошо.

Жёлтый сигнал – промежуточный между основными – запрещающим красным и разрешающим зелёным сигналами. Выбран он потому, что заметно отличается от них. Его не спутаешь с красным и зелёным, и он тоже хорошо виден.

Каждый сигнал светофора имеет своё строго определённое место. Красный сигнал расположен сверху, чтобы он был хорошо заметен.

Жёлтый сигнал разделяет запрещающий и разрешающий сигналы, является промежуточным сигналом между ними и горит не продолжительное время. Так, где же ему находиться, если не посередине между ними!

Зелёному сигналу досталось место внизу светофора. Если зелёный сигнал мигает, это означает, что время его действия истекает, вскоре будет включён запрещающий сигнал. Сочетание красного и жёлтого сигналов предупреждает о предстоящем включении зелёного сигнала.

Светофор с тремя сигналами называют трёхсекционным транспортным светофором. Это самый распространённый транспортный светофор. Его сигналам подчиняются все транспортные средства и пешеходы.

Кроме трёхсекционного светофора, есть светофоры с дополнительными секциями, специальные светофоры для велосипедистов, светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды и другие. Всё это транспортные светофоры, и их сигналы на пешеходов не распространяются.

Светофор для пешеходов имеет только два сигнала – красный и зелёный. Выполнены они в виде красного и зелёного человечков – пешеходов. Изображены они на сигналах светофора так: красный человечек стоит, зелёный – идёт. Сразу всё становится понятно: светится красный пешеход – стой, светится зелёный – иди. Предупреждением для пешеходов об окончании горения зелёного сигнала служит его мигание в течение 3 – 5 секунд.

Устанавливаются пешеходные светофоры на переходах, расположенных в местах наиболее напряжённого дорожного движения, где много транспорта, много пешеходов, где очень затруднён переход проезжей части.

Но иногда пешеходные светофоры устанавливают на дорогах, где пешеходов мало, где они редко переходят проезжую часть или где движение пешеходов происходит эпизодически. Что это значит?

Например, движение пешеходов эпизодически происходит у школ – перед началом уроков и после их окончания. В таких местах устанавливают пешеходные светофоры с устройствами вызывного действия. С помощью кнопки сами пешеходы включают для себя зелёный, а для транспортных средств – красный сигнал. При нажатии кнопки для пешеходов вскоре включается разрешающий сигнал – зелёный человечек, а транспортный светофор сам переключается на жёлтый, а затем на красный сигнал. Зелёный сигнал для пешеходов горит достаточно долго, чтобы пешеходы смогли спокойно перейти проезжую часть.

Везде, где установлены пешеходные светофоры, пешеходы обязаны подчиняться только их сигналам, даже если эти сигналы не совпадают с сигналами транспортного светофора.

Первичная проверка понимания.

Используя шаблоны светофоров зарисовать в тетрадь. На пешеходном светофоре горит запрещающий сигнал, а на транспортном включён разрешающий.

Инструктаж. Контроль выполнения задания – жетоны зелёного цвета.

Закрепление новых знаний.

1.Что обозначает зелёный сигнал светофора?

2.Что обозначают красный и жёлтый сигналы, если они горят вместе?

3.Что обозначает жёлтый мигающий сигнал светофора?

4.Что обозначает красный сигнал светофора?

5.Как называются светофоры, которые мы сегодня изучили?

Подведение итогов и оценка результатов занятия. Беседа обобщающего характера.

Нажмите, чтобы узнать подробности

6.1. В светофорах применяются световые сигналы зеленого, желтого, красного и бело-лунного цвета.

В зависимости от назначения сигналы светофора могут быть круглые, в виде стрелки (стрелок), силуэта пешехода или велосипеда и X-образные.

Светофоры с круглыми сигналами могут иметь одну или две дополнительные секции с сигналами в виде зеленой стрелки (стрелок), которые располагаются на уровне зеленого круглого сигнала.


В зависимости от назначения светофоры подразделяются на транспортные и пешеходные. Транспортный светофор с круглыми сигналами, состоящий из трех секций (красный, желтый, зеленый), регулирует все направления: движение прямо, направо, налево и на разворот (в обратном направлении).

Такие светофоры с круглыми сигналами (красный, желтый, зеленый) могут в своей конструкции иметь дополнительные секции, расположенные на уровне зеленого сигнала. Стрелки или комбинации стрелок на этих дополнительных секциях указывают направления, отличные от основной зеленой секции светофора (чаще всего это стрелка налево в левой секции, и стрелка направо в правой секции).

Для регулирования движения пешеходов и велосипедистов применяются пешеходные и велосипедные светофоры. На линзы этих светофоров наносят изображение силуэтов пешехода и велосипеда, соответственно. Эти светофоры двухсекционные: верхняя секция – красный сигнал, запрещающий, нижняя секция – зеленый сигнал, разрешающий движение.

Х-образные светофоры регулируют движение по реверсивной полосе (полоса на проезжей части, на которой направление движения может изменяться на противоположное и обратно). Реверсивная полоса на проезжей части обозначается дорожной разметкой 1.9.

6.2. Круглые сигналы светофора имеют следующие значения:

Зеленый сигнал разрешает движение;

Зеленый мигающий сигнал разрешает движение и информирует, что время его действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал (для информирования водителей о времени в секундах, остающемся до конца горения зеленого сигнала, могут применяться цифровые табло);

Желтый сигнал запрещает движение, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил, и предупреждает о предстоящей смене сигналов;

Желтый мигающий сигнал разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода, предупреждает об опасности;

Красный сигнал, в том числе мигающий, запрещает движение.

Сочетание красного и желтого сигналов запрещает движение и информирует о предстоящем включении зеленого сигнала.

Цикл работы светофоров настраивается таким образом, чтобы исключить пересечение транспортных и пешеходных потоков в одной фазе. Это значит, если для одного направления горит разрешающий сигнал, то на пересекаемом направлении будет гореть запрещающий сигнал.

Красный и желтый сигналы светофора запрещают движение, зеленый сигнал – разрешает.

Желтый сигнал светофора предупреждает о смене сигналов и запрещает движение, кроме случаев, указанных в пункте 6.14 ПДД (об этом — ниже).

В ночные часы светофоры трехцветной сигнализации часто отключают и переводят в режим желтого мигающего сигнала. В этом случае участок дороги, который регулирует светофор, считается нерегулируемым. Если светофор регулирует движение на перекрестке, и работает в режиме желтого мигающего сигнала, то перекресток считается нерегулируемым, и водители должны руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрестков и требованиями установленных на перекрестке знаков приоритета.

Красный сигнал, в том числе мигающий, сочетание красного и желтого сигналов запрещают движение. Сочетание красного и желтого сигналов информируют водителей, что скоро загорится зеленый сигнал. Красный мигающий сигнал обычно применяется в светофорах, установленных перед железнодорожным переездом.

6.3. Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов, имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета, но их действие распространяется только на направление (направления), указываемое стрелками. При этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком.

Такое же значение имеет зеленая стрелка в дополнительной секции. Выключенный сигнал дополнительной секции или включенный световой сигнал красного цвета ее контура означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией.

Здесь рассмотрены две разновидности транспортных светофоров: светофоры направлений и светофоры с дополнительной секцией.

У светофоров направлений на всех трех линзах основных сигналов изображены стрелки. С помощью этих светофоров регулируют движение по полосам, над которыми они расположены. Сигналы светофоров направлений аналогичны сигналам обычного светофора, только действуют они на конкретную полосу или группу полос одного направления.

По сигналам в дополнительной секции светофора двигаться в направлении стрелки можно, только если она включена. При этом важно соблюдать правило: если зеленая стрелка в дополнительной секции включена одновременно с красным сигналом основной секции светофора, то, двигаясь в направлении зеленой стрелки, необходимо уступить дорогу ТС, едущим с других направлений. Это правило отражено в пункте 13.5 ПДД.

Разрешенные направления движения при различных сигналах светофора с одной дополнительной секцией.


Разрешенные направления движения при различных сигналах светофора с двумя дополнительными секциями.


6.4. Если на основной зеленый сигнал светофора нанесена черная контурная стрелка (стрелки), то она информирует водителей о наличии дополнительной секции светофора и указывает иные разрешенные направления движения, чем сигнал дополнительной секции.

Днем дополнительную секцию у светофора видно хорошо, а ночью ее корпус может сливаться с окружающим темным фоном, и пока сигнал (стрелка) в дополнительной секции не зажжется, участники дорожного движения могут не увидеть, что светофор оборудован дополнительной секцией. А ведь секция у светофора установлена не случайно — она регулирует одно из направлений движения.

Для этих целей на линзу основного зеленого сигнала наносится черная контурная стрелка (стрелки), чтобы в темное время суток водители могли понять, что светофор имеет дополнительную секцию.

6.5. Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода (велосипеда), то его действие распространяется только на пешеходов (велосипедистов). При этом зеленый сигнал разрешает, а красный запрещает движение пешеходов (велосипедистов).

Для регулирования движения велосипедистов может использоваться также светофор с круглыми сигналами уменьшенного размера, дополненный прямоугольной табличкой белого цвета размером 200 x 200 мм с изображением велосипеда черного цвета.

Пешеходные и велосипедные светофоры имеют по две секции, на его линзах обычно изображены силуэты человечка и велосипеда, соответственно. Верхняя секция с красным сигналом запрещает движение, нижняя секция с зеленым сигналом движение разрешает.

В отдельных случаях, например, когда велосипедное движение осуществляется по обозначенной велосипедной дорожке, для его регулирования могут применяться маленькие трехсекционные светофоры (красный, желтый, зеленый) совместно с белой табличкой 200×200 мм, на которой черным цветом изображен велосипед.

6.6. Для информирования слепых пешеходов о возможности пересечения проезжей части световые сигналы светофора могут быть дополнены звуковым сигналом.

Когда в районе расположения светофора слышен звуковой сигнал (подобное явление можно повстречать на регулируемых пешеходных переходах, чаще – вне перекрестка), то в таком месте возможно частое появление слепых пешеходов, и этот звуковой сигнал предназначен для них.

Пункт 14.5 ПДД обязывает водителей во всех случаях, в том числе и вне пешеходных переходов, пропускать слепых пешеходов. Как их отличить от зрячих – слепые пешеходы, обычно, в движении используют трость. Не факт, что она обязательно будет белого цвета, нужно это иметь в виду. Звуковой сигнал у светофора в таких случаях служит для слепых пешеходов дополнительным ориентиром.

6.7. Для регулирования движения транспортных средств по полосам проезжей части, в частности по тем, направление движения по которым может изменяться на противоположное, применяются реверсивные светофоры с красным X-образным сигналом и зеленым сигналом в виде стрелы, направленной вниз. Эти сигналы соответственно запрещают или разрешают движение по полосе, над которой они расположены.

Основные сигналы реверсивного светофора могут быть дополнены желтым сигналом в виде стрелы, наклоненной по диагонали вниз направо или налево, включение которой информирует о предстоящей смене сигнала и необходимости перестроиться на полосу, на которую указывает стрела.

При выключенных сигналах реверсивного светофора, который расположен над полосой, обозначенной с обеих сторон разметкой 1.9, въезд на эту полосу запрещен.



На дороге может выделяться полоса или несколько полос, направление движения по которым в зависимости от ситуации изменяется на противоположное. Такие полосы выделяют на проезжей части двойной прерывистой линией разметки 1.9. Направление движения на них регулируется с помощью реверсивных светофоров, а сами полосы называют реверсивными.

Реверсивные светофоры действуют только на те полосы, над которыми они расположены.

Разрешенные направления движения трамваев при различных сигналах светофора с одноцветной сигнализацией.


Сигналы такого Т-образного светофора регулируют движение трамваев и других маршрутных ТС, которые движутся по выделенной полосе. Трамваи при одновременном праве на движение с безрельсовыми ТС имеют преимущество (пп.13.6 и 13.11 ПДД). Поэтому, если этот светофор разрешает движение одновременно трамваю и безрельсовому ТС, водитель последнего уступает трамваю.

6.9. Круглый бело-лунный мигающий сигнал, расположенный на железнодорожном переезде, разрешает движение транспортных средств через переезд. При выключенных мигающих бело-лунном и красном сигналах движение разрешается при отсутствии в пределах видимости приближающегося к переезду поезда (локомотива, дрезины).

На железнодорожном переезде могут применяться светофоры со следующими комбинациями огней:

Мигающий одиночный красный сигнал – движение через ж/д переезд запрещено;

Два попеременно мигающих красных сигнала, расположенных горизонтально — движение через ж/д переезд запрещено;

Медленно мигающий одиночный бело-лунный сигнал в комплексе с двумя не горящими красными огнями, расположенными горизонтально — движение через ж/д переезд разрешается;

6.10. Сигналы регулировщика имеют следующие значения:

Руки вытянуты в стороны или опущены:

со стороны левого и правого бока разрешено движение трамваю прямо, безрельсовым транспортным средствам прямо и направо, пешеходам разрешено переходить проезжую часть;

со стороны груди и спины движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено.

Правая рука вытянута вперед:

со стороны левого бока разрешено движение трамваю налево, безрельсовым транспортным средствам во всех направлениях;

со стороны груди всем транспортным средствам разрешено движение только направо;

со стороны правого бока и спины движение всех транспортных средств запрещено;

пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика.

Рука поднята вверх:

движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено во всех направлениях, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил.


Регулировщик может подавать жестами рук и другие сигналы, понятные водителям и пешеходам.
Для лучшей видимости сигналов регулировщик может применять жезл или диск с красным сигналом (световозвращателем).

Разрешенные направления движения при различных сигналах регулировщика.


Чтобы легче освоить сигналы регулировщика, нужно уяснить, что из четырех возможных сторон движения (грудь, спина, левая рука, правая рука) регулировщик с двух сторон разрешает движение, а с двух — его запрещает.

Движение всегда запрещено со стороны спины регулировщика и со стороны правого бока, когда его правая рука вытянута вперед, как бы перекрывая движение.

Вытянутыми руками регулировщик указывает на те стороны перекрестка, откуда движение разрешается.


Выполняя указания регулировщика, для поворота или разворота на перекрестке необходимо заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части (
п.8.5 ПДД). Если имеются знаки 5.15.1 или 5.15.2, указывающие направление движения по полосам, либо разметка 1.18, которая выполняет ту же функцию, то для поворота или разворота потребуется перестроиться согласно их указаниям.

6.11. Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, направленной на транспортное средство. Водитель должен остановиться в указанном ему месте.

Водитель обязан выполнить распоряжение регулировщика даже в том случае, если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или разметки (пункт 6.15 ПДД).

Получив указание остановиться, нужно по всем правилам подъехать к тому месту, куда указал регулировщик (инспектор). По всем правилам, это значит, включить указатель поворота, убедиться, что этим маневром никому не будет создано помехи, плавно подъехать к указанному месту и остановиться.

Выходить из машины необязательно, однако, можно по собственной инициативе для удобства разговора выйти инспектору навстречу. Инспектор должен подойти, представиться и назвать причину остановки.

6.12. Дополнительный сигнал свистком подается для привлечения внимания участников движения.

Для привлечения внимания участников дорожного движения инспектор может использовать свисток. Его часто используют регулировщики движения не только на перекрестках, но и в различных затруднительных для движения ситуациях, когда сам процесс движения нуждается в регулировании.

6.13. При запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика водители должны остановиться перед стоп-линией (знаком 6.16), а при ее отсутствии:

на перекрестке — перед пересекаемой проезжей частью (с учетом пункта 13.7 Правил), не создавая помех пешеходам;

перед железнодорожным переездом — в соответствии с пунктом 15.4 Правил;

в других местах — перед светофором или регулировщиком, не создавая помех транспортным средствам и пешеходам, движение которых разрешено.

На участках дорог, где движение регулируется светофорами (для этого процесса могут быть привлечены регулировщики), пункты 6.2 и 6.10 данного раздела требуют на запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика движение прекратить. В каких местах в этом случае следует остановиться?

Но реальность такова, что разметку может быть не видно на проезжей части (стерлась, под снегом и пр.), знак 6.16 может отсутствовать. Сразу за светофором может быть расположена зона пешеходного перехода через проезжую часть, граничащая непосредственно с пересекаемой проезжей частью.

Если остановиться на пешеходном переходе, то будет создана помеха пешеходам, если остановиться за пешеходным переходом, то можно помешать проезжающим по пересекаемой дороге машинам.

6.14. Водителям, которые при включении желтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению в местах, определяемых пунктом 6.13 Правил, разрешается дальнейшее движение.

Пешеходы, которые при подаче сигнала находились на проезжей части, должны освободить ее, а если это невозможно — остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений.

Пешеходам сложнее, не все могут быстро переходить дорогу, особенно, если проезжая часть очень широкая. Поэтому, тем из них, кто не успел перейти проезжую часть до включения красного сигнала для пешеходов, Правила разрешают остановиться на линии, разделяющей встречные потоки транспорта.

6.15. Водители и пешеходы должны выполнять требования сигналов и распоряжения регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или разметки.

В случае если значения сигналов светофора противоречат требованиям дорожных знаков приоритета, водители должны руководствоваться сигналами светофора.

Знаки приоритета, установленные вместе со светофором, действуют только при неработающих (выключенных) светофорах или в том случае, когда на них включен желтый мигающий сигнал.

Светофоры, работающие в режиме (красный — желтый – зеленый), отменяют действие знаков приоритета. В таких ситуациях водители должны вести себя так, как будто знаков приоритета нет, т.е. подчиняться только сигналам светофора.

Если дорожным движением управляет регулировщик, то его действия наделены высшим приоритетом. Его указания по порядку движения для водителей обязательны в любом случае, даже если они противоречат сигналам светофора, указаниям знаков и дорожной разметки.

Регулировщик в процессе управления движением на участке дороги – главный, причем, регулировщик не обязательно должен быть сотрудником полиции. К регулировщикам, согласно определению, могут относиться работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.

6.16. На железнодорожных переездах одновременно с красным мигающим сигналом светофора может подаваться звуковой сигнал, дополнительно информирующий участников движения о запрещении движения через переезд.

На железнодорожном переезде при включении красного мигающего сигнала светофора, обычно звучит звонок. Он включается одновременно со светофором незадолго до закрытия шлагбаума, тем самым, дополнительно привлекает внимание подъезжающих, что переезд через ж/д пути закрыт.

Читайте также: