Конспект вебинара а м царева образование детей с тмнр

Обновлено: 05.07.2024

Развивать память, речь, мышление, слуховое, зрительное, тактильное восприятие с помощью упражнений на синтез, анализ, сравнение, классификацию, обобщение.

Воспитательные:

Воспитывать положительную мотивацию к изучению материала, усидчивость, аккуратность.

Материалы и оборудование: сюжетные картинки, дидактические игры, геометрические фигуры.

1 . Оргмомент.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Зрительная гимнастика

Встало солнышко давно

Заглянуло к нам в окно

На урок торопит нас –

Математика сейчас

Ребята, я позвала сегодня к нам в гости снеговика. Снеговик хотел приехать на машине (жест), но у машины сломались колеса (показать картинку – машина без колес). Предлагаю вам отремонтировать машинку и подобрать ей колеса.

Молодцы, вы справились с заданием и правильно выбрали колеса. Колеса у машины должны быть круглые, тогда машина поедет (взять круглое колесо и прокатить по ладони). На квадратных или треугольных колесах машина ехать не будет. Теперь вы знаете, как важно знать форму предмета.

Сегодня мы будем учиться различать форму предмета.

Выберите и покажите круг. На что похож круг?

Круг похож на колесо

А еще – на букву О. (Показать букву)

По ладошке катится,

Нам он очень нравится.

- Покатайте круг по ладошке, по столу. Он хорошо катится, похож на колесо.

А на что похож квадрат?

От коробки яркой крышку. (показать называемые предметы)

И на шапочку для гнома

Молодцы (жест), вы справились с заданием.

Мы работали отлично

Отдохнуть не прочь сейчас

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс

Раз – рука и два – рука. (показать руки)

Лепим мы снеговика. (хлопать руками)

Мы комочки покатали (вращательные движения)

В огромный превратились ком, (обвести руками большой круг)

И станет ком снеговиком!

Хоть работа не легка, (покачать указательным пальцем)

Слепили мы снеговика. (похлопать в ладоши)

(учащиеся выкладывают на картинке домик, елки, дерево из геометрических фигур)

1 вариант: домик, дерево и елка,

2 вариант: домик и дерево.

Снеговик снова просит у нас помощи. На улице холодно, а у него износились рукавички. Нужно поставить заплатки. Поможем снеговику?

(Выбирают заплатки соответствующей геометрической формы)

1 вариант: 2 рукавички,

2 вариант: 1 рукавичка.

Заключительный этап.

Нужно определить, на какую фигуру похож предмет и наложить эту фигуру на картинку. (учащиеся соотносят геометрическую фигуру с предметной картинкой)

1 вариант: 6 предметов,

2 вариант: 4 предмета.

Итог: сегодня мы учились различать форму предмета.

Вы хорошо поработали. За ваши успехи снеговик оставил вам подарки в конвертах разной формы. Каждый должен выбрать свой подарок.

Хронический стресс может повлиять на когнитивное, социальное и эмоциональное развитие ребенка – все то, что необходимо для его успеха в школе. У детей, живущих в стрессе, нет дефекта или отклонений в.

Алалия – грубое недоразвитие или полное отсутствие речи. Одним из эффективных методов в комплексной терапии алалии является коррекционная программа Fast ForWord

Туймазинская администрация выделила ребёнку-инвалиду убитую квартиру — с покосившимися стенами и гнилой крышей. В 2019-м семья Закировых встала в очередь на положенные квадратные метры для своего 15-летнего сына Артура. У мальчика — аутизм и эпилепсия. Очередь всё не двигалась и пришлось идти в суд. Фемида встала на сторону Закировых, а районная администрация купила квартиру. Радости было немного — когда семья приехала посмотреть на жильё, то ужаснулась: крыша течёт, фундамент разрушен, стены покосились. Чиновники только развели руками. Согласно экспертизе, дом изношен на 71%. Закировы написали заявление в Следком — возбуждено уголовное дело по факту халатности.

Как учителям и родителям определить, страдает ли ребенок от расстройства обучения или просто не проявляет усердия к учебе? Не профессионалам трудно сделать верные выводы о ребенке. Узнайте типичны.

Здравствуйте! На днях пришла идея приложения "Где доктор?" Приложение "Где доктор?" позволит пациентам отслеживать своё место в очереди посещений врача на дом, а также покажет ориентировочное время прибытия медицинского сотрудника на дом. Разумеется, приложение будет полностью бесплатным для пациентов, обратившихся за медицинской помощью на дом, а также не будет содержать рекламы. На текущий момент хочется узнать, будет ли для Вас полезным такое приложение? Буду благодарен за обратную связь (вопросы, предложения по функциональности) в комментариях.

Чтобы отметить человека, наведите на него курсор и нажмите левую кнопку мыши. Чтобы отметиться на фото, наведите на себя курсор и нажмите левую кнопку мыши.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Обучение детей с ТМНР.docx

ГКОУ РО Волгодонская школа-интернат №14

«Обучение детей с тяжелыми и множественными

Выполнила Короткова Н. В.

№ 3 Стандарт для обучающихся с ОВЗ определяет требования к образованию всех групп детей с ОВЗ. Для разных категорий обучающихся разработаны четыре варианта стандарта в соответствии с их общими и особыми образовательными потребностями, различиями в уровне психического развития на этапе поступления в школу ( варианты А, В, С, D)

Разработанные варианты стандарта дифференцируются по следующим основным параметрам;

требования к итоговым достижениям обучающихся с ОВЗ к моменту завершения школьного образования;

требования к структуре образовательной программы;

требования к результатам обучения применительно к каждому уровню образования;

требования к условиям получения образования.

№ 4 Стандарт предлагает 4 варианта образовательных программ

Вариант А предполагает цензовое образование, которое обеспечивает формирование базового объема знаний и оказание коррекционной помощи и поддержки. Ребенок получает цензовое образование, сопоставимое по уровню с образованием его здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. Это модель полной и постоянной интеграции ребенка с ОВЗ в общеобразовательную среду.

Вариант С предполагает получение нецензового уровня образования, обеспечивает адекватную познавательным возможностям общеобразовательную подготовку, коррекционную помощь и поддержку, профессионально-трудовое обучение. Такое образование получают дети с легкой и умеренной степенью умственной отсталости .

В каждой категории обучающихся с ОВЗ выделяются дети с тяжелыми множественными нарушениями, для которых требуется создание особых условий получения образования. У детей данной группы имеются выраженные интеллектуальные, сенсорные, двигательные, эмоциональные расстройства, сочетающиеся в различных вариантах. Требования образовательного стандарта для детей с тяжелыми множественными нарушениями учитывают новую социальную ситуацию, в которой они находятся, обеспечивают возможность образования с учетом тяжести нарушений, доступные для каждого ребенка результаты обучения.

Часть детей, отнесенных к категории обучающихся с ТМНР, имеют тяжёлые опорно-двигательные нарушения, вследствие которых они полностью или почти полностью зави симы от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности и коммуникации. Большинство детей этой группы не могут самостоятельно удерживать своё тело в сидячем положении. Процесс общения затруднен в связи с несформированностью языковых средств и парезами органов речи.

Интеллектуальное развитие детей с ТМНР различно. Степень умственной отсталости колеблется от умеренной до глубокой. Развитие тех детей данной группы, у которых менее выражено интеллектуальное недоразвитие, благоприятствует формированию представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации. Так, у большинства детей проявляется интерес к общению и взаимодействию, что является предпосылкой для обучения таких детей, использованию невербальных средств коммуникации (жесты, мимика, графические изображения и др.). Способность ребенка выполнять отдельные двигательные действия (захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи и др.) создаёт предпосылки для обучения отдельным операциям по самообслуживанию и предметно-практической деятельности.

В соответствии с особыми образовательными потребностями данной группы детей важно обеспечить следующее:

формирование социально-бытовых навыков и других практических умений, способствующих нормализации и улучшению качества ежедневной жизни;

специальная помощь детям в развитии средств вербальной и невербальной коммуникации;

длительная специальная работа по развитию самостоятельности и большей независимости от близких взрослых в повседневной жизни

№ 5 Вариант D позволит включить в процесс получения образования всех детей с комплексными нарушениями, включая самые тяжелые и осложненные случаи.

№ 6 В соответствии с ФГОС для обучающихся с ТМН рекомендован вариант D , который предполагает получение образования, итоговые достижения которого определяются индивидуальными возможностями обучающегося. Обучающиеся с ТМН могут находиться и в среде детей с различными ограничениями здоровья, при этом их проблемы не обязательно должны быть однотипны. Среда и учебное место организуются в соответствии с особенностями развития конкретного ребенка.

№ 7 В данном варианте стандарта основной линией является специальная организация всей жизни обучающегося для реализации его особых образовательных потребностей, развитие его жизненной компетенции в условиях образовательной организации и дома, близкого социального окружения, что позволит планомерно расширять его жизненный опыт и социальные контакты. Цель образования детей с ТМНР - это введение в культуру общества и нормализация жизни детей в процессе их обучения и воспитания, введение в образовательное пространство всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести проблем.

№ 9 Специальная индивидуальная программа развития (СИПР)разрабатывается командой специалистов с учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающегося; включает: содержательный раздел, отдельные программы, присмотр и уход, и др.; рассчитана на взаимодействие семьи и специалистов в процессе обучения и воспитания ребенка. Составляя ИОП для конкретного ребенка, необходимо учитывать, что тяжелые множественные нарушения предполагают принципиально особую картину развития. Не следует рассчитывать, что в процессе обучения учебному предмету ученик плавно переходит от одного раздела к другому. Учителю важно определить зону актуального и ближайшего развития для конкретного ребенка, предположить следующий маленький шаг, который сможет совершить ребенок, определить степень требуемой поддержки и на основе этих знаний выбрать из данного каталога актуальные для ребенка темы по каждому учебному предмету. При этом следует понимать тесную взаимосвязь всех областей развития и учитывать наличие межпредметных связей. СИПР учитывает личностно-ориентированную направленность обучения, организованного в соответствии с учебным планом. Соотношение объема обязательной части СИПР и части, формируемой участниками образовательных отношений, определяется индивидуальными образовательными возможностями обучающегося. Для данного ребенка материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения и т.д. Поэтому занятия планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений. По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей ученика, темп прохождения материала замедляется или увеличивается.

№ 10 Обучение ведется на занятиях интегрировано, когда одна область внедряется в другую, перекрывает, дополняет ее. Так на фоне звучащей классической музыки, которая расслабляюще действует на ребенка, проводятся занятия предметно- практической деятельности. Особые образовательные потребности обучающихся с ТМНР вызывают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс обучения по всем содержательным областям. В индивидуальных учебных планах детей с наиболее тяжелыми нарушениями развития, как правило, преобладают коррекционные курсы, у детей с менее выраженными нарушениями развития больший объём учебной нагрузки распределится на образовательные области. Выбор коррекционных курсов и их количественное соотношение самостоятельно определяется организацией исходя из особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основании рекомендаций ПМПК или ИПР.

Содержательные линии обучения осваиваются в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка.

Образовательный модуль программы включает в себя шесть учебных областей и учебные предметы, которые интегрированы с целью достижения ребенком более высокой результативности индивидуальных возможностей, повышения уровня самостоятельности в решении повседневных жизненных задач. Содержание коррекционно-развивающей области представлено обязательными коррекционными курсами. Коррекционные курсы реализуются в индивидуальной форме. Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение может осуществляться образовательной организацией самостоятельно, исходя из особенностей развития обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации инвалида.

Цель образование детей с ТМНР- социальная адаптация, включение в жизнь общества. Для достижения этой цели осуществляется работа по 5 направлениям:

представление о себе

навыки самообслуживания и жизнеобеспечения.

представления об окружающем мире и ориентировка в нем.

способности общаться и взаимодействовать с окружающими людьми

навыки предметно-практической, игровой, бытовой и доступной трудовой деятельности

Содержание обучения по этим направлениям включено в следующие учебные предметы: сенсорное развитие, предметно-практическая деятельность, речь и альтернативная коммуникация, адаптивная физическая культура.

№ 12 Дети с ТМНР к началу обучения имеют разрозненные и узкие представления об окружающем мире, их сенсорный опыт беден и не сформирован, средства общения ограничены ( крик, телодвижения, эмоции, отдельные жесты, звукоподражания или слово). Практически все дети с такими нарушениями имеют низкий уровень развития осязания и моторики пальцев и кистей рук. Не в каждой семье их учат ощупывать предметы и действовать с ними в игре. Из-за имеющихся интеллектуальных и сопутствующих нарушений дети не могут спонтанно по подражанию овладевать различными предметно-практическими действиями. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук оказываются вялыми или слишком напряженными, целенаправленные действия с окружающими предметами отсутствуют.

Важно понимать сигналы ребенка. Первоначально педагог учит детей связывать сигналы (предмет, символ, рисунок, жест) с определенными реакциями или поведением .

Применение средств альтернативной коммуникации предоставит такому ребенку способ для социальной коммуникации с другими людьми. Помимо сигналов тела, мимики, существуют различные средства альтернативной коммуникации, включая:
- Система PECS - коммуникационная система обмена картинками
- Жестовый язык

- Пиктограммы
- Интерактивные коммуникационные доски

№ 14 Двигательная активность. Для того чтобы оценить двигательную активность ребенка и увидеть динамику его развития, необходимо учитывать каждый небольшой шаг в развитии любого двигательного навыка. Для обучающихся, имеющих тяжелую степень двигательных нарушений, реальной задачей будет поддержание имеющейся двигательной активности или\и профилактика вторичных нарушений.

Физическое развитие обучающихся не соответствует их биологическому возрасту, двигательные нарушения детей значительно отличаются друг от друга уровнем моторного развития, тяжестью нарушений. Работа начинается от начальных умений к более сложным навыкам и включает такие разделы: восприятие собственного тела, обучение двигательным навыкам, развитие физических способностей, функция руки.

Наилучший результат можно получить при оптимальной мотивации, желании и потребности работать. Необходимо создавать ситуации, при которых ребёнок может проявить активность, потянуться за игрушкой, повернуться, сесть, встать, участвовать в игре

Продолжительность специально организованного занятия / урока с обучающимися различна и зависит от возраста и психофизического состояния обучающихся, начиная от 10 минут и не превышая 20 минут в 1-4 классах и 25 минут для 5-12 классов обучающихся этой категории детей. В учебном плане устанавливается количество учебных часов по предметам обучения на единицу обучающихся. Продолжительность учебного года для обучающихся 1 (дополнительного) класса –33 недели, для остальных классов –34 недели. Для 1 (дополнительного) класса устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.

Нормативный срок освоения АООП обучающимися с умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет 12 лет (подготовительный класс (0) – XI классы). Продолжительность учебного дня для конкретного ребенка устанавливается образовательной организацией с учетом особых образовательных потребностей ребенка, отраженных в СИПР, его готовности к нахождению в среде сверстников.

Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не проходят итоговой аттестации, но получают свидетельство об обучении по образцу и в порядке, установленном законодательством в сфере образования.

№ 16 Формы и способы оценки результативности освоения СИПР

Применительно к варианту D адаптированной основной образовательной программы для детей с ТМНР результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и специфических образовательных потребностей каждого обучающегося. Требования к результатам освоения АООП представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. В данном варианте программ следует говорить только об индивидуальной оценке результатов обучения каждого обучающегося в соответствии с его специальной индивидуальной образовательной программой. Закономерные затруднения в освоении обучающимися с ТМНР отдельных предметов не рассматривается как показатель неуспешности их обучения и развития в целом. При отчислении ребенка из образовательной организации в связи с ее окончанием учащемуся выдается свидетельство об обучении с перечнем учебных предметов, но без оценок. Оценка производится с учетом актуального психического и соматического состояния обучающегося. Формы выявления возможной результативности обучения должны быть вариативными для различных детей, разрабатываются индивидуально с учетом индивидуальных образовательных потребностей обучающихся. Перевод обучающегося в следующий класс (ступень) осуществляется по возрасту.

«выполняет действие по инструкции (вербальной или невербальной),

«выполняет действие по образцу,

«выполняет действие с частичной физической помощью,

«выполняет действие со значительной физической помощью,

«действие не выполняет;

«узнает объект, «не всегда узнает объект, «не узнает объект;

Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Для организации аттестации обучающихся рекомендуется применять метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). Она объединяет разных специалистов, осуществляющих процесс образования и развития ребенка.

№ 18 Сотрудничество с родителями. При создании ИУП учитываются пожелания родителей в связи с особенностями развития ребенка с ТМНР . Программа предполагает консультации, семинары, вебинары, тренинги, занятия, беседы, домашнее визитирование и другие мероприятия, направленные на: психологическую поддержку семьи, воспитывающей ребенка-инвалида; повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка.

ФГОС для обучающихся с ОВЗ определяет требования к условиям получения образования: кадровым, материально-техническим, финансовым, информационно-методическим, необходимым для реализации соответствующих образовательных программ. В зависимости от состава обучающихся в штат образовательной организации должны входить учителя-дефектологи (олигофренопедагоги, сурдопедагоги, тифлопедагоги), педагоги-психологи, логопеды, врачи, социальные педагоги, специалисты по ЛФК, педагоги дополнительного образования.

Итогом образования человека с умственной отсталостью, с ТМНР

является нормализация его жизни, т.е. образ жизни, который является привычным и необходимым для подавляющего большинства людей. Таким образом, ФГОС для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития направлен на обеспечение доступности образования для всех детей, включение их в систему образования вне зависимости от тяжести нарушений развития, вида образовательного учреждения, места проживания; создание образовательной среды в соответствии с их возможностями и потребностями.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка предназначена для работы с детьми с ТМНР.

- установить зрительный контакт;

-вызвать положительный эмоциональный настрой у ребенка.

- обогащение сенсорного восприятия;

- появление заинтересованности к окружающему миру;

- работа руками при помощи рук взрослого.

Занятие проводится 1 раз в неделю, продолжительностью 20-30 минут (учитываются индивидуальные особенности ребенка).

Пояснительная записка:

В работе с детьми с ТМНР я столкнулась с трудностями в установлении эмоционального контакта. Социализация таким детям дается нелегко, потому первая встреча и даже несколько последующих проходят затруднительно. Сейчас я использую определенный алгоритм действий, что облегчает занятие.

Занятие провожу на дому, т.е. в месте проживания ребенка и его семьи. Расположение ребенка во время занятия зависит от его особенностей. Это может быть и кресло-коляска, и расположение на коленях у взрослого лицом ко мне, и сидя на полу с опорой на взрослого. Стараюсь использовать много потешек, стишков, песенок. Некоторые занятия провожу с музыкальным сопровождением, это либо просто классическая музыка, либо логоритмика, либо детские песенки.

На занятии использую перчаточную куклу – ежа. Еж здоровается с ребенком, называя его по имени, гладит :

- Это я! Ежик! Давай здороваться! Дай ручку!

-Посмотри, какой ежик пришёл к тебе. Погладим ежика? Он какой? Колючий.

Ежик, ежик, ты колюч,

Но тебя я не боюсь!

-Ты погладил ежика, а сейчас он погладит тебя (далее я использую массажные мячики и Су-Джок).

Массажируя ручки, проговариваю:

Гладь мои ладошки, еж!
Ты колючий, ну и что ж?
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.

Мячом массажирую и ладони, и пальчики, и предплечье, и плечо. Проговариваю, что ежик бежит вверх-вниз по ладошке, по пальчикам ….

Далее использую Су-Джок колечко. Надевая на каждый пальчик, рассказываю стишок:

Этот пальчик — дедушка.
Этот пальчик — бабушка.
Этот пальчик — мамочка.
Этот пальчик — папочка.
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья!

-А ежик принес корзинку, сейчас посмотрим, что там лежит.

Из корзинки достаю два мяча, разные по цвету и по размеру, и шишку. Все это демонстрирую ребенку, проговаривая:

- Это мяч, он маленький, красный, круглый…

Так же стараюсь проделать это несколько раз и периодически возвращаюсь на последующих занятиях для закрепления.

-Что еще есть у ежика в корзинке, посмотрим? (Можно подождать реакция ребенка, проявляет ли он заинтересованность).

-В корзинке есть колокольчик (позвенеть), бубен (постучать).

Повторить несколько раз, а потом попробовать издавать звук, чтоб ребенок не видел, что звучит, после дать возможность указать ему на то, что он слышал:

- На чем ежик играл?

-Все спрятали в корзинку. Ручку опусти и в корзинке шишку найди (мячик, колокольчик).

-Ежику нравится играть с тобой, он довольный и улыбается. Как он улыбается? А как (имя ребенка) улыбается? Улыбаемся чем? Ротиком? Где ротик у ежика? А у (имя ребенка) где ротик?

Ротик наш умеет кушать (показать на ротик, и все слова сопровождать соответствующими указаниями),
Нос дышать, а ушки слушать,
Глазоньки моргать- моргать,
Ручки — все хватать-хватать.

Актуальность исследования
Среди различных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) выделяются дети с множественными нарушениями, для которых характерно сочетание нарушений интеллектуального развития с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени и сочетающимися в разных вариантах. У некоторых детей выявляются текущие психические заболевания, которые значительно осложняют их развитие и обучение. Из современных исследований известно, что распространенность множественных нарушений - 40% среди каждой категории детей с ОВЗ. В составе воспитанников специальных ( коррекционных) дошкольных и школьных учреждений превалируют дети с комплексными нарушениями, что необходимо принимать во внимание в условиях развития инклюзивного образования.

Отмечается значительная неоднородность этой группы детей по количеству, характеру, выраженности первичных и последующих нарушений в развитии, по специфике их сочетания. Уровень психофизического развития детей с подобной структурой дефекта невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами. Характер и возможности развития детей при данном виде тяжелого органического дизонтогенеза зависят от многих факторов: этиологии, патогенеза нарушений, времени их возникновения и сроков выявления, характера и степени выраженности каждого из первичных расстройств, специфики их сочетания, а также от сроков и качества коррекционной помощи. На основании известных клинико-психолого-педагогических исследований, проведенных в НИИ дефектологии АПН СССР (Г.П.Бертынь, М.С.Певзнер, Т.В.Розанова и др.), был сделан принципиально важный вывод о том, что при сложных нарушениях отдельные дефекты, сохраняя присущие им особенности, порождают качественно новый, особый вариант развития ребенка, определяемый сложным взаимодействием всех первичных и последующих нарушений. В связи с этим ребенку требуется значительная и во многом специфическая помощь, объем и содержание которой существенно отличаются от психолого-педагогической поддержки, оказываемой детям с каким-либо единичным нарушением развития.

Однако некоторые группы детей и подростков в нашей стране, прежде всего с тяжелыми интеллектуальными и множественными нарушениями, долгое время не получали совсем или получали весьма ограниченную психолого-педагогическую помощь, а взрослые, как правило, оказывались изолированными от жизни общества, будучи интернированными в учреждения социальной защиты (психоневрологические интернаты).

С 1991г. начинается третий этап развития специального образования (Н.Н.Малофеев). На фоне изменившихся социально-экономических условий, большей открытости общества он ознаменовался изменением взглядов на содержание и формы психолого-педагогической помощи детям с тяжелыми комплексными нарушениями. Были проведены исследования, выявившие возможности детей с множественными нарушениями в обучении и социальной адаптации.

В результате исследования Л.А. Головчиц (2007), направленного на разработку научных основ системы воспитания и обучения глухих и слабослышащих дошкольников с дополнительными нарушениями, была создана модель воспитания и обучения дошкольников данной группы развития, включающая все компоненты педагогической системы: концептуальные положения, задачи и содержание, дидактические условия и средства, методы и приемы обучения. Предлагаемая система коррекционной помощи направлена на социальное, физическое, умственное, коммуникативно-речевое детей с нарушенным слухом, имеющих другие первичные нарушения, формирование разных видов детской деятельности. Выявлены наиболее эффективные вариативные формы организации коррекционного воздействия: обучение ребенка с комплексными нарушениями в группе для глухих или слабослышащих; в специальной группе для детей со сложными (комплексными) нарушениями; индивидуальное посещение данной группы. При выборе организационных форм воспитания и обучения ведущими являлись социальные факторы, возможности включения ребенка с комплексными нарушениями в среду дошкольников со сниженным слухом. Данное исследование свидетельствует о противопоказании изоляции ребенка даже с глубоким отставанием в развитии от детского социума.

В результате исследования доказана целесообразность разработки индивидуальных коррекционно-развивающих программ как одного из основных условий личностно-ориентированного подхода к образованию детей с комплексными нарушениями при условии учета всех компонентов педагогической системы: задач, содержания, дидактических условий и средств обучения, методов и методических приемов, реализуемых в процессе воспитания и обучения ребенка.

Однако некоторые группы детей и подростков в нашей стране, прежде всего с тяжелыми интеллектуальными и множественными нарушениями, долгое время не получали совсем или получали очень ограниченную психолого-педагогическую помощь, а взрослые, как правило, оказывались изолированными от жизни общества, находясь в учреждениях социальной защиты ( детских домах-интернатах, психоневрологических интернатах).

Исследование А.М. Царева (2005) было посвящено созданию системы педагогической помощи и включению лиц с тяжёлыми и множественными нарушениями развития в образовательное пространство. Основными компонентами разработанной им системы педагогической помощи лицам данной категории являлись: психолого-педагогическое и социально-педагогическое сопровождение, соответствующее особенностям развития ребёнка; консультативная помощь семье, воспитывающей ребёнка-инвалида, по вопросам его обучения, воспитания и развития; взаимодействие специалистов и родителей с субъектами местного сообщества, направленное на формирование в обществе доброжелательного отношения к лицам с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.
Результаты данного исследования, анализ современного отечественного и зарубежного опыта свидетельствует, что люди с тяжёлыми и множественными нарушениями развития могут участвовать в жизни общества, реализовывать свои права и исполнять определенные обязанности, если государством и обществом создаются условия, благоприятствующие процессам нормализации их жизни. В ряде европейских стран на государственном уровне приняты и действуют образовательные нормы, стандарты, регулирующие основные направления образования детей и сопровождения жизни взрослых людей с ТМНР. Подобной системы, в том числе образовательной, рассчитанной на оказание комплексной помощи людям с ТМНР и включение их в жизнь общества, у нас в стране нет ни на федеральном, ни на региональном уровнях.

Вместе с тем, в ряде регионов РФ (Псков, Владимир, Москва, Санкт-Петербург, Н.Новгород и др.) накоплен опыт психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей и взрослых с тяжелыми нарушениями развития. Опубликованы результаты исследований, изданы программно-методические материалы обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями развития. Однако ввиду отсутствия нормативно-правовой и организационно-методической основы образования детей с ТМНР, работа в данном направлении не имеет системного характера. Образовательные организации и учреждения системы социальной защиты населения, занимающиеся детьми с ТМНР, сталкиваются с проблемами дефицита специально подготовленных кадров, с трудностями выбора целей, содержания, средств обучения и воспитания данной категории детей. В основе этих проблем - отсутствие установленных государством требований к образованию обучающихся с подобными нарушениями, к соответствующему программно-методическому обеспечению, а также несоответствие материально-технических условий особым потребностям детей-инвалидов.

В настоящее время дети данной группы могут получать психолого-педагогическую помощь в образовательных организациях для глухих, слепых, умственно отсталых, детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в различных коррекционных и реабилитационных центрах, в негосударственных образовательных учреждениях; в учреждениях социальной защиты (реабилитационные центры, центры социального обслуживания, детские дома-интернаты).

В соответствие с особыми образовательными потребностями данной группы детей важно обеспечить:
- формирование социально-бытовых навыков и других практических умений, способствующих нормализации и улучшению качества ежедневной жизни;
- специальную помощь детям в развитии средств вербальной и невербальной коммуникации;
- длительную специальную работу по развитию самостоятельности и большей независимости от близких взрослых в повседневной жизни;
- помощь в перенесении и использовании ребенком усвоенных знаний и навыков в повседневную жизнь;
- специальную индивидуальную помощь по осмыслению, упорядочению жизненного опыта ребенка;
- раскрытие возможных избирательных способностей и интересов ребенка в разных видах практической и художественной деятельности.

Предметом стандартизации в данном варианте Стандарта являются требования:
- к структуре индивидуальной образовательной программы, включающей общие с другими группами детей с ОВЗ требования к определению образовательных областей, но разработанной с учетом уровня психофизического развития и специфических образовательных потребностей обучающихся с ТМНР;
- к возможным (индивидуальным для каждого обучающегося) результатам освоения специальной индивидуальной образовательной программы;
- к условиям реализации специальной индивидуальной образовательной программы, в том числе кадровым, финансовым, материально-технические и иным условиям.

Благодаря этому варианту стандарта все дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития, вне зависимости от тяжести состояния, могут вписаться в образовательное пространство, где принципы организации предметно-развивающей среды, оборудование и технические средства, программа обучения, содержание и методы работы определяются индивидуальными возможностями и особыми образовательными потребностями ребенка.

Реализация разработанных в рамках стандарта подходов применительно к обучающимся с ТМНР предполагает:
- Раннее начало коррекционной работы.
- Внесение изменений в содержание образования, включение разделов, не присутствующих в содержании образования обычно развивающегося ребенка.
- Создание специальных методов и средств обучения, построения "обходных путей", использование специфических средств обучения.
- Индивидуализацию обучения, создание особой пространственной, временной и смысловой организации образовательной среды.
- Максимальное расширение образовательного пространства за пределами образовательного учреждения.
- Взаимодействие квалифицированных специалистов разных профессий в обучении и в междисциплинарном сопровождении ребенка.
- Пролонгированный процесс обучения, выходящий за рамки школьного возраста. (Так, например, обучение сопровождаемому самостоятельному проживанию в условиях квартиры, вне семьи).
- Сопровождение на протяжении всей жизни для обеспечения занятости, проживания в условиях дома, проведения досуга и т.д.

Итогом образования человека с ТМНР является нормализация его жизни, т.е. ведение образа жизни, присущего подавляющему большинству людей: жизнь дома (а не в интернате), участие в решении бытовых вопросов; посильная трудовая деятельность вместе с другими людьми; возможность самостоятельно проводить свободное время. Конечно же, человек с ТМНР все-таки будет нуждаться в пожизненном сопровождении, но в результате специального образования он станет менее зависимым от посторонней помощи и сможет выполнять доступные ему социальные роли.

Таким образом, разработка Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ОВЗ может рассматриваться как условие доступности образования для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития и как эффективный инструмент, позволяющий достичь максимально возможной нормализации жизни людей с тяжелой формой инвалидности, создающий предпосылки для их социальной интеграции.

К проблемам, препятствующим развитию образования детей с ТМНР, можно отнести следующие:

- недостаток специалистов по коррекционной педагогике и специальной психологии, подготовленных для работы с данной категорией обучающихся в образовательных учреждениях и в детских домах-интернатах системы социальной защиты населения;
- отсутствие или недостаток у учителей обычных школ минимальных компетенций в области коррекционной педагогики, в вопросах организации взаимодействия детей с ТМНР с их обычно развивающимися сверстниками, приводящее к усилению негативного отношения учащихся обычных школ к людям с инвалидностью;
- отсутствие доступной среды, недостаток качественных средств реабилитации и ассистирующих (вспомогательных) услуг препятствуют созданию условий для качественного образования и развитию процессов социальной интеграции детей с ТМНР;
- недружественное в целом отношение общества к людям с тяжелыми нарушениями развития, о чем свидетельствуют отсутствие доступной среды, ограниченное, фрагментарное, чаще всего, вынужденное общение и взаимодействие сограждан с инвалидами, нежелание многих родителей и учителей общеобразовательных школ создавать условия для совместной деятельности детей с нарушениями развития и без таковых.

Преодоление этих проблем возможно лишь при наличии законодательно закрепленного документа, в роли которого может выступить Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Он должен служить отправной точкой и системой координат для желаемых преобразований.

Читайте также: