Экстремальные ситуации и их влияние на психологическое состояние личного состава внг конспект

Обновлено: 05.07.2024

В нашей жизни существует множество профессий, включающих человека в экстремальные ситуации. Известно, что деятельность сотрудников МВД характеризуется такими ситуациями, которые отличаются наличием в них факторов, обладающих силой влияния на людей и их деятельность, именуемых экстремальными. В последние годы наблюдается тенденция повышения экстремальности деятельности ОВД, связанная с задержанием преступников, освобождением заложников, применением оружия, обеспечением правопорядка в период массовых мероприятий, стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций.

Разносторонние исследования, проводимые психологами системы органов внутренних дел Адаевым А.И., Аболиным Л.М., Васильевым В.А., Волковым А.А., Столяренко А.М., Смирновым В.Н., Цой А.А., Чудновским В.Э., Човдыровой Г.С. и другими учеными, указывают нам на то, что служебная деятельность сотрудников ОВД сопряжена с широким спектром экстремальных ситуаций и протекает в экстремальных условиях.

Наиболее важным компонентом в понимании экстремальных ситуаций является наличие воздействия на человека негативных факторов, физических и психологических, несущих реальную опасность для его здоровья и жизни, т.е. экстремальные ситуации, в первую очередь характеризуются именно наличием негативно воздействующих факторов, отдельные компоненты которых резко отличаются от нормативных (экстремальные факторы).

К экстремальным относятся ситуации, для которых характерны:

1. Различные эмоциональные воздействия, связанные с опасностью, трудностью, новизной, высокой ответственностью выполняемой деятельности, ограничением лимита времени на принятие решения и др.

2. Ситуации, сопровождающиеся опасностью массового поражения, чувством беззащитности, наличием непосредственной угрозы для жизни.

3. Чрезмерные нагрузки на психику и тело человека.

4. Чрезмерные нагрузки на речевые функции, особенно при дефиците информации.

5. Чрезмерные физические нагрузки, перенапряжение сил.

6. Воздействие значительных ускорений, вестибулярных нагрузок.

7. Режим выраженного понижения двигательной активности (гипокинезия и гиподинамия).

8. Воздействие выраженной гипервентиляции, т.е. учащения глубокого дыхания более чем на 2,5-3 мин, например при сильном эмоциональном напряжении, и возникновение при этом критического снижения количества углекислоты в лёгочном воздухе и с другой стороны – значительное повышение содержания углекислоты в крови (гиперкапния).

9. Гипоксия – существенное понижение содержания кислорода в тканях организма.

10. Наличие во вдыхаемом воздухе различных вредоносных элементов.

11. Неблагоприятные воздействия различных климатических и микроклиматических факторов (жара, холод, влажность и др.).

12. Голод и жажда.

13. Сенсорная депривация и информационная изоляция.

14. Накопление психического напряжения, тревожность.

15. Переживание несчастья близких, их гибели [3].

Каждая экстремальная ситуация имеет присущие только ей причины, особенности и характер развития. В таблице 1 представлена обобщенная классификация экстремальных ситуаций.

На этапе профессиональной подготовки будущих сотрудников полиции важно сформировать целостные представления о профессиональных экстремальных ситуациях, психогенных факторах различных экстремальных ситуаций, характерных для деятельности в ОВД и особенностях поведения и деятельности человека в условиях экстремального воздействия.

Классификация основных экстремальных ситуаций[2]

Классификационный признак Классификационные группировки экстремальных ситуаций
Причины возникновения Стихийные, техногенные, антропогенные, смешанные
Масштаб Глобальные (федеральные, международные), локальные (региональные, местные, групповые), индивидуальные
Длительность Кратковременные, средней продолжительности, долговременные
Качественные особенности Природные, социально-политические, экономические, профессиональные, бытовые, соматические, транспортные, криминальные, военные
Степень внезапности Внезапные, ожидаемые (прогнозируемые)
Скорость распространения Взрывные, стремительные, быстро распространяющиеся, плавные
Характер Преднамеренные, непреднамеренные
Комплексность и тяжесть последствий Кризисные, катастрофические, чрезвычайные, общественные бедствия

Для сотрудников ОВД умение рационально использовать свои знания, умения и навыки является ключом к успешному выполнению задач в различных ситуациях оперативно-служебной деятельности. Говоря другими словами, каждому сотруднику полиции требуется развивать и совершенствовать тактическую грамотность применительно к действиям в экстремальных ситуациях.

Говоря об экстремальных ситуациях, необходимо отметить, что для успешного выполнения служебных задач в сложной оперативной обстановке сотрудники должны использовать определенные алгоритмы технических действий. Знание и правильное применение таких алгоритмов является неотъемлемой частью подготовки высококвалифицированных специалистов для органов внутренних дел[3].

Важнейшую роль в тактической подготовке сотрудников ОВД к действиям в экстремальных ситуациях играют образовательные организации МВД России. В процессе проведения занятий по тактико-специальной, огневой и физической подготовке, а также в ходе комплексных тактико-специальных учений у курсантов и слушателей формируются профессионально важные знания, умения и навыки, позволяющие тактически грамотно и правомерно выполнять служебные задачи в сложной оперативной обстановке.

Ограждение места работ сигналами на перегонах и станциях: Приступать к работам разрешается только после того, когда.

Основные этапы развития астрономии. Гипотеза Лапласа: С точки зрения гипотезы Лапласа, это совершенно непонятно.

Перечень документов по охране труда. Сроки хранения: Итак, перечень документов по охране труда выглядит следующим образом.

В статье обсуждаются вопросы адаптации военнослужащих к экстремальным условиям, характерным для воинской службы, дается характеристика факторам, влияющим на адаптацию к экстремальным условиям среды, роль их в возникновении дезадаптационных процессов, перехода в новое качество – болезнь. Показано, что служебно-боевая деятельность отличается от других видов человеческой деятельности по своим целям, задачам, по условиям, в которых приходится ее осуществлять, по средствам, с помощью которых она осуществляется, по возникающим в ней трудностям. Экстремальные условия деятельности связывают с возникновением психической напряженности, а также напряженность рассматривается как самостоятельная характеристика ситуации. Показано, что до сих пор нет общепринятых и достаточно обоснованных критериев различения экстремальной ситуации. Выделяются условия, делающие стрессогенные факторы экстремальными.


2. Хронофизиология, хронофармакология и хронотерапия: монография / Н.А. Агаджанян, В.И. Петров, И.В. Радыш, С.И. Краюшкин. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2005. – 336 с.

3. Базылевич Т.Ф., Асеев В.Г., Бодунов М.В. О целостности индивидуальности и влиянии радиации на активированность мозга // Психол.журн. – 1993. – Т. 14. – № 2. –С. 25–34.

4. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Рожанец Р.В. Методика многостороннего исследования личности. – М.: Наука, 1994. –115 с.

5. Бушов Ю.В. Психологическая устойчивость человека в особых условиях деятельности: оценка и прогноз. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 1992. – 176 с.

7. Диденко И.В. Психофизиологические и психологические особенности адаптации военнослужащих на различных этапах служебно-боевой деятельности: автореф. дис. . канд. психол. наук. – Ростов-н/Д., 2007. – 19 с.

8. Дикая Л.Г. Особенности регуляции функционального состояния оператора в процессе адаптации к особым условиям // Психологические проблемы деятельности в особых условиях. – М.: Наука, 1985. –С.63-89.

9. Дьяченко М.И., Кадыбович Л.А., Пономаренко В.А. Готовность к деятельности в напряженной ситуации // Психологический аспект. – Минск: Университетское, 1976. – 206 с.

10. Загрядский В.П. О физиологических резервах организма / В.П. Загрядский, З.К. Сулимо-Самуйлло // Воен.-мед. журн. – 1988. – № 1. – С. 51–53.

15. Лазебная Е.О., Зеленова М.Е. Военно-травматический стресс: особенности посттравматической адаптации участников боевых действий // Психологический журнал. – 1999. – Т. 19. – № 2.

18. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогноз в экстремальных условиях // Психол. журн. – 2001. – № 1. – С. 16–24.

19. Медведев В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов. – М.: Наука, 1982. – 280 с.

20. Мосягин И.Г. Влияние психологических факторов на формирование адаптивных способностей у военнослужащих по призыву / И.Г. Мосягин, П.И. Сидоров, С.В. Маруняк // Естествознание и гуманизм: Сборник научных трудов. – Томск, 2005. – Т.2. № 1. – С. 56–57.

22. Солодков А.С. Адаптивные возможности человека // Физиология человека. – 1982. – Т. 8. – № 3. – С. 445–449.

23. Филатов К.Г. Психофизиологические и психологические особенности юношей-призывников с различным отношением к военной службе. дис. . канд. психол. наук. – Ростов-на-Дону, 1998.

24. Шапкин А., Дикая Л.Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегий адаптации // Психологический журнал. – 1996. – Т.17. – № 1. – С. 19–34.

В настоящее время особый интерес к проблеме адаптации военнослужащих к условиям службы вытекает из специфики и высокой социальной значимости деятельности людей по защите государственных интересов и безопасности страны.

Служебно-боевая деятельность отличается от других видов человеческой деятельности по своим целям (задержание, уничтожение, разрушение, ликвидация и т.п.); задачам, стоящим перед ней; по условиям, в которых приходится ее осуществлять (опасность, внезапность, напряженность, динамичность); по средствам, с помощью которых она осуществляется (оружие, боевая техника); по возникающим в ней трудностям [7].

Несмотря на обилие информации, до сих пор не в полной мере изучена проблема адаптации военнослужащих на различных этапах служебно-боевой деятельности, преемственности этапов адаптации, психофизиологические и психологические их особенности. Очевидна необходимость дать характеристику действующих экстремальных раздражителей, выявить совокупность психофизиологических характеристик военнослужащих, которые в одних случаях ведут к адаптации, а в других – к дезадаптации [7].

В настоящее время условия служебно-боевой деятельности характеризуются повышенными информационными и психологическими нагрузками, высоким нервно-психическим напряжением и возросшими расходами функциональных резервов организма [10, 22].

Аналогичные выводы получены в исследовании, проведенном на призывниках [23]. Влияние степени конформности личности на успешность приспособления к условиям среды [природной и социальной] выявлено в ряде исследований [4, 5]. Авторы сходятся во мнении, что высокие значения показателя социальной конформности наряду с другими свойствами личности обусловливают лучшую приспособляемость личности к изменяющимся условиям среды. На важную роль личностной активности субъекта, одной из важнейших характеристик которой является локализация локус контроля личности в успешном приспособлении к экстремальным условиям [социальное давление], указывают многочисленные авторы [15].

Особое место в психофизиологии занимает адаптация в экстремальных условиях. Н.А. Агаджанян [2] считает, что факторы, влияющие на адаптацию к экстремальным условиям среды, могут быть социальными и природными. Постоянное присутствие угрозы для жизни, обусловливаемой повышенным фактором риска гибели в результате несчастного случая, аварии или катастрофы, может вызывать различные психические реакции от состояния тревожности до развития неврозов и психоза.

Экстремальными являются условия, вызывающие реакции организма и личности, находящиеся на грани патологических нарушений. Экстремальными называются условия жизни человека, характеризующиеся непредсказуемостью, неупорядоченностью будущего при несформированности, неясности для субъекта способов достижения цели [3]. М.А. Котик определяет аварийную ситуацию как такую, в которой создается большая возможность несчастного случая [14].

В.И. Лебедев [16], Короленко Ц.П. [13] утверждают, что длительная экстремальная ситуация оказывает крайне неблагоприятное влияние на человека, вызывая нарушения поведения, конфликтность, социальные девиации (от позднелат. deviatio – отклонение). По наблюдениям В.И. Лебедева [16], у подводников, летчиков и космонавтов вследствие сознания угрозы для жизни присутствует постоянная готовность к действиям, которая, однако, не всегда ими осознается. Такая готовность, сопровождаемая соответствующей психической напряженностью в адекватной форме, является закономерной реакцией на опасность. Устойчивые индивидуально-психологические особенности личности (тип высшей нервной системы) и временные функциональные психофизиологические особенности способствуют развитию аффективных реакций в условиях аварийной ситуации. При неблагоприятных обстоятельствах кратковременные аффективные реакции могут приводить к глубоким психическим нарушениям, что означает переход в новое качество – болезнь [20].

Экстремальные и особые условия деятельности в научной литературе связывают с возникновением психической напряженности [17, 21 и др.], напряженность рассматривается как самостоятельная характеристика ситуации. В некоторых работах раскрываются общие черты аварийной, напряженной ситуации: внезапность, неожиданность, необходимость смены стереотипа деятельности, ломка установок, эмоциональная напряженность [9].

Так, В.П. Казначеев в качестве критерия неадекватности (экстремальности) условий существования предлагает использовать степень незавершенности адаптационного процесса, т.е. признаки частичной или полной дезадаптации. С помощью данного критерия автор делает градацию воздействующих факторов на сильные, очень сильные и сверхсильные, только последние два из которых являются экстремальными [11].

Итак, как показал проведенный анализ, к настоящему времени нет общепринятых и достаточно обоснованных критериев различения экстремальной ситуации.

b) субъективная чувствительность к стрессору (значимость стрессора);

с) степень неожиданности стрессора;

е) неопределенность сроков действия стрессора.

Таким образом, анализ литературы показал, что служебно-боевая деятельность отличается от других видов человеческой деятельности по своим целям, задачам, по условиям, в которых приходится ее осуществлять, по средствам, с помощью которых она осуществляется, по возникающим в ней трудностям. Экстремальные условия деятельности связывают с возникновением психической напряженности, а также напряженность рассматривается как самостоятельная характеристика ситуации. Показано, что до сих пор нет общепринятых и достаточно обоснованных критериев различения экстремальной ситуации. Выделяются условия, делающие стрессогенные факторы экстремальными.

Рецензенты:

Конкабаева А.Е., д.м.н., профессор кафедры физиологии Карагандинского государственного университета, г. Караганда;

Приз В.Н., д.м.н., зав. курсом гигиены детей и подростков Карагандинского государственного медицинского университета, г. Караганда.

В статье обсуждаются вопросы адаптации военнослужащих к экстремальным условиям, характерным для воинской службы, дается характеристика факторам, влияющим на адаптацию к экстремальным условиям среды, роль их в возникновении дезадаптационных процессов, перехода в новое качество – болезнь. Показано, что служебно-боевая деятельность отличается от других видов человеческой деятельности по своим целям, задачам, по условиям, в которых приходится ее осуществлять, по средствам, с помощью которых она осуществляется, по возникающим в ней трудностям. Экстремальные условия деятельности связывают с возникновением психической напряженности, а также напряженность рассматривается как самостоятельная характеристика ситуации. Показано, что до сих пор нет общепринятых и достаточно обоснованных критериев различения экстремальной ситуации. Выделяются условия, делающие стрессогенные факторы экстремальными.


2. Хронофизиология, хронофармакология и хронотерапия: монография / Н.А. Агаджанян, В.И. Петров, И.В. Радыш, С.И. Краюшкин. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2005. – 336 с.

3. Базылевич Т.Ф., Асеев В.Г., Бодунов М.В. О целостности индивидуальности и влиянии радиации на активированность мозга // Психол.журн. – 1993. – Т. 14. – № 2. –С. 25–34.

4. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Рожанец Р.В. Методика многостороннего исследования личности. – М.: Наука, 1994. –115 с.

5. Бушов Ю.В. Психологическая устойчивость человека в особых условиях деятельности: оценка и прогноз. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 1992. – 176 с.

7. Диденко И.В. Психофизиологические и психологические особенности адаптации военнослужащих на различных этапах служебно-боевой деятельности: автореф. дис. . канд. психол. наук. – Ростов-н/Д., 2007. – 19 с.

8. Дикая Л.Г. Особенности регуляции функционального состояния оператора в процессе адаптации к особым условиям // Психологические проблемы деятельности в особых условиях. – М.: Наука, 1985. –С.63-89.

9. Дьяченко М.И., Кадыбович Л.А., Пономаренко В.А. Готовность к деятельности в напряженной ситуации // Психологический аспект. – Минск: Университетское, 1976. – 206 с.

10. Загрядский В.П. О физиологических резервах организма / В.П. Загрядский, З.К. Сулимо-Самуйлло // Воен.-мед. журн. – 1988. – № 1. – С. 51–53.

15. Лазебная Е.О., Зеленова М.Е. Военно-травматический стресс: особенности посттравматической адаптации участников боевых действий // Психологический журнал. – 1999. – Т. 19. – № 2.

18. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогноз в экстремальных условиях // Психол. журн. – 2001. – № 1. – С. 16–24.

19. Медведев В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов. – М.: Наука, 1982. – 280 с.

20. Мосягин И.Г. Влияние психологических факторов на формирование адаптивных способностей у военнослужащих по призыву / И.Г. Мосягин, П.И. Сидоров, С.В. Маруняк // Естествознание и гуманизм: Сборник научных трудов. – Томск, 2005. – Т.2. № 1. – С. 56–57.

22. Солодков А.С. Адаптивные возможности человека // Физиология человека. – 1982. – Т. 8. – № 3. – С. 445–449.

23. Филатов К.Г. Психофизиологические и психологические особенности юношей-призывников с различным отношением к военной службе. дис. . канд. психол. наук. – Ростов-на-Дону, 1998.

24. Шапкин А., Дикая Л.Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегий адаптации // Психологический журнал. – 1996. – Т.17. – № 1. – С. 19–34.

В настоящее время особый интерес к проблеме адаптации военнослужащих к условиям службы вытекает из специфики и высокой социальной значимости деятельности людей по защите государственных интересов и безопасности страны.

Служебно-боевая деятельность отличается от других видов человеческой деятельности по своим целям (задержание, уничтожение, разрушение, ликвидация и т.п.); задачам, стоящим перед ней; по условиям, в которых приходится ее осуществлять (опасность, внезапность, напряженность, динамичность); по средствам, с помощью которых она осуществляется (оружие, боевая техника); по возникающим в ней трудностям [7].

Несмотря на обилие информации, до сих пор не в полной мере изучена проблема адаптации военнослужащих на различных этапах служебно-боевой деятельности, преемственности этапов адаптации, психофизиологические и психологические их особенности. Очевидна необходимость дать характеристику действующих экстремальных раздражителей, выявить совокупность психофизиологических характеристик военнослужащих, которые в одних случаях ведут к адаптации, а в других – к дезадаптации [7].

В настоящее время условия служебно-боевой деятельности характеризуются повышенными информационными и психологическими нагрузками, высоким нервно-психическим напряжением и возросшими расходами функциональных резервов организма [10, 22].

Аналогичные выводы получены в исследовании, проведенном на призывниках [23]. Влияние степени конформности личности на успешность приспособления к условиям среды [природной и социальной] выявлено в ряде исследований [4, 5]. Авторы сходятся во мнении, что высокие значения показателя социальной конформности наряду с другими свойствами личности обусловливают лучшую приспособляемость личности к изменяющимся условиям среды. На важную роль личностной активности субъекта, одной из важнейших характеристик которой является локализация локус контроля личности в успешном приспособлении к экстремальным условиям [социальное давление], указывают многочисленные авторы [15].

Особое место в психофизиологии занимает адаптация в экстремальных условиях. Н.А. Агаджанян [2] считает, что факторы, влияющие на адаптацию к экстремальным условиям среды, могут быть социальными и природными. Постоянное присутствие угрозы для жизни, обусловливаемой повышенным фактором риска гибели в результате несчастного случая, аварии или катастрофы, может вызывать различные психические реакции от состояния тревожности до развития неврозов и психоза.

Экстремальными являются условия, вызывающие реакции организма и личности, находящиеся на грани патологических нарушений. Экстремальными называются условия жизни человека, характеризующиеся непредсказуемостью, неупорядоченностью будущего при несформированности, неясности для субъекта способов достижения цели [3]. М.А. Котик определяет аварийную ситуацию как такую, в которой создается большая возможность несчастного случая [14].

В.И. Лебедев [16], Короленко Ц.П. [13] утверждают, что длительная экстремальная ситуация оказывает крайне неблагоприятное влияние на человека, вызывая нарушения поведения, конфликтность, социальные девиации (от позднелат. deviatio – отклонение). По наблюдениям В.И. Лебедева [16], у подводников, летчиков и космонавтов вследствие сознания угрозы для жизни присутствует постоянная готовность к действиям, которая, однако, не всегда ими осознается. Такая готовность, сопровождаемая соответствующей психической напряженностью в адекватной форме, является закономерной реакцией на опасность. Устойчивые индивидуально-психологические особенности личности (тип высшей нервной системы) и временные функциональные психофизиологические особенности способствуют развитию аффективных реакций в условиях аварийной ситуации. При неблагоприятных обстоятельствах кратковременные аффективные реакции могут приводить к глубоким психическим нарушениям, что означает переход в новое качество – болезнь [20].

Экстремальные и особые условия деятельности в научной литературе связывают с возникновением психической напряженности [17, 21 и др.], напряженность рассматривается как самостоятельная характеристика ситуации. В некоторых работах раскрываются общие черты аварийной, напряженной ситуации: внезапность, неожиданность, необходимость смены стереотипа деятельности, ломка установок, эмоциональная напряженность [9].

Так, В.П. Казначеев в качестве критерия неадекватности (экстремальности) условий существования предлагает использовать степень незавершенности адаптационного процесса, т.е. признаки частичной или полной дезадаптации. С помощью данного критерия автор делает градацию воздействующих факторов на сильные, очень сильные и сверхсильные, только последние два из которых являются экстремальными [11].

Итак, как показал проведенный анализ, к настоящему времени нет общепринятых и достаточно обоснованных критериев различения экстремальной ситуации.

b) субъективная чувствительность к стрессору (значимость стрессора);

с) степень неожиданности стрессора;

е) неопределенность сроков действия стрессора.

Таким образом, анализ литературы показал, что служебно-боевая деятельность отличается от других видов человеческой деятельности по своим целям, задачам, по условиям, в которых приходится ее осуществлять, по средствам, с помощью которых она осуществляется, по возникающим в ней трудностям. Экстремальные условия деятельности связывают с возникновением психической напряженности, а также напряженность рассматривается как самостоятельная характеристика ситуации. Показано, что до сих пор нет общепринятых и достаточно обоснованных критериев различения экстремальной ситуации. Выделяются условия, делающие стрессогенные факторы экстремальными.

Рецензенты:

Конкабаева А.Е., д.м.н., профессор кафедры физиологии Карагандинского государственного университета, г. Караганда;

Приз В.Н., д.м.н., зав. курсом гигиены детей и подростков Карагандинского государственного медицинского университета, г. Караганда.


В статье проводится теоретический анализ проблемы формирования посттравматического стрессового расстройства у сотрудников Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Выделены стратегии преодоления посттравматического стрессового расстройства у сотрудников в процессе их психологического сопровождения.

Ключевые слова: посттравматическое стрессовое расстройство, экстремальные ситуации профессиональной деятельности, психологическое сопровождение

В настоящее время становится ясно, что понять личность невозможно вне ситуации, в которой она находится, поскольку между человеком и условиями его жизни существует неразрывная связь. Негативные психические состояния, ведущие к снижению профессиональной работоспособности, нередко бывают вызваны экстремальными ситуациями.

Профессиональная деятельность сотрудников МЧС предполагает выполнение ими должностных обязанностей в экстремальных ситуациях. Экстремальные ситуации, требующие быстрой ориентации в обстановке и решительных действий, оказывают сильное травмирующее воздействие на психику и приводят к развитию у сотрудников МЧС различного рода психических нарушений.

Стрессовое воздействие может вызвать все уровни психической дезадаптации: психотический, невротический и психосоматический уровни.

С переживанием экстремальной ситуации тесно связаны такие понятия как посттравматическое стрессовое расстройство, психосоматические расстройства, психогенные расстройства, неврозы, личностный кризис, суицид, алкоголизация [1].

Одним из видов психологических последствий профессиональной деятельности сотрудников МЧС является посттравматическое стрессовое расстройство.

Посттравматический стрессовый синдром, или посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) — комплекс психических нарушений, возникающих и развивающихся после острой реакции на стресс в связи с пережитыми экстремальными ситуациями. ПТСР возникает после латентного периода продолжительностью от нескольких недель до нескольких (обычно не более 6) месяцев [2].

В развитии ПТСР имеют особое значение негативные события, отличающиеся угрозой для жизни, непредсказуемостью и неконтролируемостью. В общем виде они представляются как травматические события, выходящие за рамки обычного человеческого опыта.

Показатели распространенности ПТСР в контингентах лиц, переживших экстремальные ситуации, в литературе колеблются от 10 % у свидетелей события до 95 % среди тяжело пострадавших, в том числе с соматическими повреждениями. По данным Ф. Паркинсон, распространенность ПТСР колеблется от 3,6 % до 75 % у переживших экстремальные события [2].

Согласно исследованиям К. В. Тушкова, посттравматическое стрессовое расстройство — это затяжная реакция на стрессовое событие, которая вызывает дистресс. Расстройство носит психогенный характер и вызывает серьезные расстройства эмоциональной сферы личности.

Посттравматическое стрессовое расстройство развивается после острой реакции на стресс. Шамрей В. К. считает, что ПТСР характеризуется страхом, психомоторным возбуждением или ступором, паническими реакциями, сужением сознания, мнестическими нарушениями. Иногда возникают острые психотические состояния, сопровождающиеся зрительными и слуховыми галлюцинациями, в содержании которых отражаются пережитые события.

В отличие от острой стрессовой реакции ПТСР возникает не в момент стрессового события, а в отдаленные сроки — после выхода из стрессовой ситуации.

Подострые нарушения психики характеризуются тревожно-депрессивными состояниями с чувством страха за свою жизнь, плаксивостью, кошмарными сновидениями; депрессивными реакциями; реакциями эйфорического типа с многоречивостью, с резкой недооценкой тяжести своего соматического состояния; обсессивно-фобическими расстройствами (пугающие образные воспоминания о пережитом). Продолжительность таких состояний составляет от нескольких недель до нескольких месяцев. Особенно стойкими являются депрессивные, обсессивно-фобические расстройства и нарушения сна. Они сохраняются и по излечении от полученных повреждений, после выписки из соматического стационара и восстановления трудоспособности. Именно эти расстройства укладываются в картину раннего этапа формирования ПТСР [2].

Характеризуя дальнейшее развитие ПТСР, А. В. Смирнов обращает внимание на сочетание двух групп клинических явлений: продолжающихся наплывов (оживления) в сознании больного экстремальной ситуации с сопутствующими аффективными реакциями (тревоги, ужаса, страха) и избегающего поведения, т. е. стремления уйти от всего, что может напоминать о трагическом событии, враждебность по отношению к окружающему миру. Навязчивые воспоминания обычно возникают без каких бы то ни было внешних стимулов, но сопровождающие их переживания могут быть настолько сильными, что пациент ощущает их, как если бы трагические события происходили в реальности. Еще более выраженные реакции возникают в ответ на напоминающие о них внешние раздражители. На первый план чаще выступают расстройства сна, раздражительность и взрывчатость, снижение некоторых когнитивных функций (особенно памяти и внимания). Могут развиваться и более выраженные психические нарушения (депрессия, тревожные расстройства, алкоголизм и др.).

В. М. Лыткин описывает сотрудников с ПТСР как замкнутых, отчужденных, иногда злобных. Нарушаются отношения с сослуживцами и близкими людьми в силу повышения агрессивности, враждебности. В связи с этим они могут потерять и работу, и семью. Склонность к злоупотреблению алкоголем усиливает социальную дезадаптацию. У сотрудников развиваются психопатические состояния, развивается тревога, депрессия, чувство вины, возникают суицидальные мысли.

Участники экстремальных ситуаций страдают от назойливо повторяющихся воспоминаний о той ситуации, которую они пережили, причем последние часто бывают в виде внезапно возникающих ярких образных представлений (flash-backs), продолжаются от нескольких секунд до нескольких часов и сопровождаются угнетением, страхом, потливостью и другими вегетативными расстройствами.

Исследования К. В. Тушковой показывают высокую выраженность у военнослужащих, сотрудников МЧС тревожных, невротических, депрессивных состояний, постоянного страха возобновления пережитого травматического события, полного истощения нервной системы. Наблюдаются вегетативные нарушения, нарушения сна. Они плохо засыпают, а просыпаются от ночных кошмаров. Возможно развитие психопатических нарушений, усугубляемых алкоголизацией. Происходит потеря смысла жизни и склонность к суицидальному поведению [2].

Таким образом, клиническая картина ПТСР представляется сочетанием психопатоподобных (асоциальных, эксплозивных, истерических) расстройств поведения, усугубляемых алкоголизацией, употреблением наркотиков и тяжелой неврозоподобной симптоматикой.

На более отдаленном этапе (через 12–14 мес.) возможны состояния, характеризующиеся нарушением сна, чувством отчаяния, безысходности, крайне пессимистической оценкой будущего, суицидальными мыслями. Это состояние может быть столь тяжелым, что приводит к утрате трудоспособности. Но у многих участников экстремальных ситуаций при восстановленной трудоспособности и формально удовлетворительной социальной адаптации сохраняются редуцированные проявления хронического ПТСР: эпизодические нарушения сна с кошмарными сновидениями, аффективная лабильность [2].

Итак, посттравматический стрессовый синдром, или посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР; PTSD) — комплекс психических нарушений психогенного характера, относящийся к категории тревожных расстройств, возникающих в связи с пережитыми экстремальными ситуациями после латентного периода продолжительностью от нескольких недель до нескольких (обычно не более 6) месяцев.

Основными симптомами проявления ПТСР являются:

  1. Рекуррентное, постоянное и беспокоящее переживание травмы через неприятные воспоминания, сны, навязчивые действия и чувства как будто бы событие повторялось (перепроживание травмы, иллюзии, галлюцинации, flashbacks — внезапные, яркие и реалистичные, вспышкообразные возвращения травмирующих переживаний).
  2. Постоянное избегание стимулов, которые напоминают о травме, например, пациент избегает мысли и чувства, ассоциирующиеся с травмой, избегает ситуации и сферы деятельности, которые пробуждают травматические воспоминания.
  3. Психогенная амнезия.
  4. Снижение интереса к значимым видам деятельности (который присутствовал до того, как травма произошла), например пациенты проявляют заметно уменьшенный интерес в значимых сферах жизнедеятельности; они могут чувствовать отчужденность (отстраненность) от других людей; набор их реакций может быть ограничен ли они могут чувствовать отсутствие будущего; сужение спектра эмоций.
  5. Постоянные симптомы повышенного возбуждения, которое включает в себя раздражительность и вспышки гнева, проблемы с концентрацией внимания, гиперактивность, неадекватное реагирование, они проявляют физиологическую реакцию на события или ситуации, которые отображают в символической форме или походят на травму.
  6. Расстройство вызывает значительный дистресс или дезадаптацию в социальной, профессиональной и других важных областях жизнедеятельности.
  7. Сотрудник должен испытывать данную симптоматику не менее 1 месяца, после чего можно диагностировать ПТСР.

Рассмотрим основные аспекты психологического сопровождения сотрудников, перенесших экстремальные ситуации в профессиональной деятельности, в теоретических моделях формирования посттравматического стрессового расстройства.

Наиболее эффективным методом оказания психологической помощи сотрудникам МЧС с посттравматическим стрессовым расстройством является психологическое сопровождение. Основными задачами психологического сопровождения являются работа с психической травмой, закрепленной на бессознательном уровне, выведение ее на уровень сознания с последующим вытеснением и когнитивная оценка и переоценка травмирующего опыта.

Ряд теоретических моделей, среди которых можно выделить: психодинамический, когнитивный, психосоциальный и психобиологический подходы и разработанную в последние годы мультифакторную теорию ПТСР, объясняют социально-психологические факторы формирования посттравматических стрессовых расстройств у людей, перенесших экстремальные ситуации, и способы коррекции данного состояния.

Анализ теоретических подходов позволяет выделить следующие стратегии преодоления посттравматического стрессового расстройства у сотрудников МЧС в процессе их психологического сопровождения:

  1. Целенаправленное возвращение к воспоминаниям о травмирующем событии в целях его анализа и полного осознания всех обстоятельств травмы.
  2. Осознание носителем травматического опыта значения травматического события.
  3. Когнитивная оценка и переоценка травмирующего опыта.
  4. Социальная поддержка окружающих.
  5. Активизация личностных ресурсов личности, выработка продуктивных стратегий совладания со стрессом.

Преодоление ПТСР у сотрудников МЧС лежит в основе обеспечения эффективности их профессиональной деятельности.

  1. Кузнецова, Л. Э. Влияние системы отношений личности на адаптационный потенциал сотрудников милиции, переживших экстремальные ситуации: дис. … канд. психол. наук 19. 00. 01 / Л. Э. Кузнецова. — Краснодар, 2011. — 222 с.
  2. Тарабрина, Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса / Н. В. Тарабрина. — СПб.: Питер, 2001. — 272 с.

Основные термины (генерируются автоматически): посттравматическое стрессовое расстройство, психологическое сопровождение, ситуация, сотрудник МЧС, расстройство, нарушение сна, профессиональная деятельность, когнитивная оценка, латентный период, острая реакция.

Читайте также: