План конспект урока температура измерение температуры термометры 7 класс

Обновлено: 03.07.2024

Цели и задачи: Дать понятие теплового движения молекулы; ввести понятие температуры; познакомить учащихся с основными характеристиками тепловых процессов, с тепловым движением как особым видом движения.

Оборудование : проектор, экран, презентация. Различные термометры.

Здравствуйте, ребята. Проверьте все ли у вас готово к уроку физики. У всех есть учебник, тетради, ручки.

Готовятся к уроку.

Сегодня на уроке мы продолжим физику. Для начала вспомним изученное в 7 классе (слайд 1).

Отвечают на вопросы.

Изучение нового материала.

Будьте внимательны, дисциплинированы, осторожны. Точно выполняйте указания учителя.

Не оставляйте рабочего места без разрешения учителя.

Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся для выполнения задания.

Перед тем, как приступить к выполнению работы, тщательно изучите ее описание, уясните ход ее выполнения.

При пользовании весами взвешиваемое тело кладут на левую чашку весов, а разновесы на правую.

Взвешиваемое тело и разновесы нужно опускать на чашки весов осторожно, не роняя их.

По окончании работы с весами разновесы и гири помещают в футляр, а не на стол.

При работе с мензурками нельзя пользоваться сосудами с трещинами или с отбитыми краями.

Если сосуд разбит в процессе работы, то осколки нельзя убирать со стола руками или тряпкой, надо пользоваться щеткой или метелкой с совком.

При работе с динамометром нельзя нагружать его так, чтобы длина пружины превысила ограничитель по шкале.

При выполнении практических работ, в которых применяются нитки, помните, что нитки нельзя обрывать пальцами, надо применять ножницы.

При опускании груза в жидкость нельзя резко отпускать груз.

При использовании рычага-линейки не забывайте придерживать свободный от грузов конец рукой.

(слайд 8) Беспорядочное движение частиц, из которых состоят тела, называется тепловым движением. В тепловом движении участвуют все молекулы тела. Тепловое движение никогда не прекращается

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок физики в 7 классе

Цели : Способствовать формированию знаний о температуре и тепловом равновесии, теплопередаче, связи температуры тела с кинетической энергией теплового движения молекул;

Содействовать р азвитию речи, мышления, развитие умственной деятельности: умений обобщать, моделировать;

Воспитывать умения работать в группе, воспитание аккуратности, внимательности, последовательности в действиях, развитие наблюдательности, формирование умения четко выражать свои мысли. Воспитание установки на самообразование.

Тип урока : урок усвоения новых знаний.

Оборудование : термометр жидкостный демонстрационный.

Организационный момент.

Актуализация опорных знаний.

Фронтальный опрос.

Между любыми молекулами действуют силы притяжения. Почему же все газы не переходят в жидкое или твёрдое состояние?

Почему температура превращения жидкостей в газы у разных веществ разная?

Почему увеличивается объём газа при повышении его температуры при постоянном давлении?

План изучения темы

Температура и тепловое равновесие.

Температура – мера теплового движения молекул.

Мотивация учебной деятельности.

В повседневной жизни люди часто интересуются температурой. Мы следим за температурой воздуха в комнате, на улице перед выходом из дома, измеряем температуру тела, Устанавливаем автоматы нагревателей в стиральной машине, следим за температурой воды в радиаторе автомобиля и т.д. Что же такое температура? Разберемся в этом на нашем уроке.

Изложение нового материала.

1.Нам известно, что разные тела могут иметь разную температуру, следовательно, температура характеризует внутреннее состояние тел.

При соприкосновении двух тел, более нагретого и менее нагретого, частицы , из которых они состоят, сталкиваясь между собой, будут передавать друг другу энергию (в результате чего быстрые из них будут замедляться, а более медленные – начнут двигаться быстрее) до тех пор, пока их температуры не станут равны.

Такое состояние называется тепловым равновесием .

Тепловое равновесие – это состояние тел, при котором не изменяются никакие физические параметры (давление, температура, давление) тел, находящихся в тепловом контакте.

Для количественного описания меры нагретости тел вводят понятие температуры

Температура – это физический параметр, количественно описывающий меру нагретости тел.

2.Кинетическая энергия движения молекул передаётся от более нагретых тел (или участков тел) к менее нагретым. Такой процесс называется теплопередачей .

Теплопередача – передача кинетической энергии от более нагретых тел (или участков тел) к менее нагретым.

3.Когда учёные научились измерять скорости и значение кинетической энергии молекул, то оказалось, что при тепловом равновесии у любых тел одинаковы средние значения кинетической энергии теплового движения молекул.

Вывод: Температура – мера кинетической энергии теплового движения молекул.

4.Для измерения температуры используют приборы, называемые термометрами.

Часто на практике бывает удобно использовать температурную шкалу Цельсия, в которой за нулевую температуру принята температура тающего льда, а за 100ºС – температура кипящей при нормальном атмосферном давлении воды. Шкала от 0 до 100ºС разделена на 100 одинаковых отрезков. Изменение уровня жидкости в трубке термометра на одно деление такой шкалы соответствует изменению температуры тела на один градус по шкале Цельсия.

Правила пользования термометром и меры предосторожности при работе с ним.

Каждый термометр предназначен для измерения температуры лишь в определенных пределах.

Нельзя пользоваться термометром, если измеряемая температура может оказаться ниже или выше установленных для данного термометра предельных значений.

Отсчет по термометру надо производить спустя некоторое время, в течение которого он принимает температуру среды.

При измерении температуры термометр (кроме медицинского) не должен извлекаться из среды, температуру которой определяют.

Глаз наблюдателя должен находиться на уровне верхнего конца столбика жидкости, наполняющей термометр.

Не встряхивать термометр.

Не размешивать им воду.

Если случайно уронили термометр, и он разбился, не собирайте осколки руками. Используйте совок и веник.

После измерения температуры протереть термометр сухой чистой тряпочкой и убрать в футляр.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Сформировать знания о температуре и различных температурных шкалах, устройстве и действии термометра.

Задачи: Образовательные:

• Сформировать знания о температуре и различных температурных шкалах, устройстве и действии термометра.

• Продолжить формировать умения а) работать с лаботаторным оборудованием, соблюдая правила безопасности; б) работать с учебником, выполнять предписанные инструктажи и алгоритмы проведения опытов.

• Развивать у обучающихся творческую самостоятельность и аналитическое мышление при изучении нового материала;

• интерес к физике как науке;

• Воспитывать у обучающихся положительное отношения к знаниям;

• аккуратность при оформлении записей;

Технологическая карта урока

Температура. Термометры. Измерение температуры.

Сформировать знания о температуре и различных температурных шкалах, устройстве и действии термометра.

Образовательные:

Сформировать знания о температуре и различных температурных шкалах, устройстве и действии термометра.

Продолжить формировать умения а) работать с лаботаторным оборудованием, соблюдая правила безопасности; б) работать с учебником, выполнять предписанные инструктажи и алгоритмы проведения опытов.

Развивающие:

• Развивать у обучающихся творческую самостоятельность и аналитическое мышление при изучении нового материала;

• интерес к физике как науке;

Воспитательные:

Воспитывать у обучающихся положительное отношения к знаниям;

аккуратность при оформлении записей;

Формирование знаний о температуре и различных температурных шкалах, устройстве и действии термометра.

изучаемого для школьника

Понимание значимости умений определять температуру для жизни человека.

Эмоциональный настрой учащихся на урок.

Изучение нового материала

Постановка проблемной ситуации

Принцип измерения температуры

Приборы для измерения температуры и их устройство

Работа с учебником

Контроль усвоения (фронтальная беседа)

Рефлексия и подведение итогов (межпредметная связь с географией)

Объяснительно-иллюстративный (беседа, самостоятельная работа с учебником), частично-поисковый (проблемный опыт), исследовательский (эксперимент)

Урок изучения нового материала с использованием межпредметных связей и проблемных ситуаций и вопросов.

Приёмы деятельности учителя

Словесные (беседа, объяснение), демонстрация

Организация деятельности учащихся

Развитие умений учащихся

Работа с учебником; наблюдать, сравнивать, анализировать; применять полученные знания.

Основные понятия и термины

Температура, термометр, температурные шкалы, градус Цельсия.

§15, каверзные задачки

Фронтальный эксперимент

Порядок выполнения работы.

1.Выньте термометр из футляра и ознакомьтесь с его устройством. Найдите у термометра резервуар с жидкостью, тонкую капиллярную трубку и шкалу.

2.Ответьте на вопросы:

1) Из каких составных частей состоит термометр?

2) На каком физическом явлении основано действие термометра?

3) Чему равна цена деления шкалы термометра?

4) Какую самую высокую температуру можно измерить данным термометром?

5) Какую самую низкую температуру можно измерить данным термометром?

3. Измерьте температуру воздуха в классе, а затем воды в стакане. Результаты измерений запишите в тетрадь.

t возд.=________ 0 C t воды=____________ 0 С

4. После окончания работы положите термометр в футляр.

Фронтальный эксперимент

Порядок выполнения работы.

1.Выньте термометр из футляра и ознакомьтесь с его устройством. Найдите у термометра резервуар с жидкостью, тонкую капиллярную трубку и шкалу.

2.Ответьте на вопросы:

1) Из каких составных частей состоит термометр?

2) На каком физическом явлении основано действие термометра?

3) Чему равна цена деления шкалы термометра?

4) Какую самую высокую температуру можно измерить данным термометром?

5) Какую самую низкую температуру можно измерить данным термометром?

3. Измерьте температуру воздуха в классе, а затем воды в стакане. Результаты измерений запишите в тетрадь.

t возд.=________ 0 C t воды=____________ 0 С

4. После окончания работы положите термометр в футляр.

ТЕМА: Температура. Термометры. Измерение температуры.

Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: термометры, калориметры, лабораторные термометры, карта, ноутбук.
Цель урока: Сформировать знания о температуре и различных температурных шкалах, устройстве и действии термометра.

Задачи:
Образовательные:

• Сформировать знания о температуре и различных температурных шкалах, устройстве и действии термометра.

• Продолжить формировать умения а) работать с лаботаторным оборудованием, соблюдая правила безопасности; б) работать с учебником, выполнять предписанные инструктажи и алгоритмы проведения опытов.

Развивающие:

• Развивать у обучающихся творческую самостоятельность и аналитическое мышление при изучении нового материала;

• интерес к физике как науке;

Воспитательные:

• Воспитывать у обучающихся положительное отношения к знаниям;

• аккуратность при оформлении записей;

1. Эмоциональный настрой учащихся на урок.

Тепло и холод – это две руки природы, которыми она делает почти все

Френсис Бекон, 1627 г

2.Актуализация знаний.

В окружающем нас мире происходят различные физические явления, которые

связаны с нагреванием и охлаждением тел. На прошлом занятии мы рассмотрели такое явление как расширение и сжатие тел. Приведите примеры теплового расширения твёрдых, жидких тел и газов. (опыт с шариком, разрыв проводов, изгиб ж/д рельс, вода при закипании, газ в балоне и т.д.).

Скажите, а чем отличается тепловое расширение газов от теплового расширения тел и жидкостей? (газы расширяются одинаково).

Так что мы называем тепловым расширением? (изменение размеров тела в зависимости от температуры).

А теперь я предлагаю вам разгадать кроссворд и узнать тему нашего урока.

2. Наименьшая неделимая частица данного вещества.

3. Такое строение имеют все вещества.

4. Измерительный прибор салона автомобиля, при отсутствии которого автомобиль нельзя эксплуатировать.

5. В море она солёная.

6. Единица измерения, с помощью которой определяется расстояние между городами.

7. Оно усиливается при нагревании вещества.

8.Так называется хаотическое движение частиц вещества.

9. Измерительный прибор каждого строителя.

А что такое температура?

Сегодня на уроке мы постараемся дать ответ на этот вопрос.

3. Изучение нового материала

предлагаю учащимся левой рукой дотронуться до деревян­ного предмета (например, стол, стул), а правой - до металлического. Хотя предметы находятся в классе при одной и той же температуре, левая рука ощущает тепло, правая - холод.
Отсюда делается вывод: с помощью ощущений судить о температуре невозможно.

Температура - величина, характеризующая степень нагретости тела.

Обозначается буквой t.

Приборы, служащие для измерения температуры называются термометрами.

Принцип измерения температуры.

Температура непосредственно не измеряется! Измеряется величина, зависящая от температуры!
В современных жидкостных термометрах - это объем спирта или ртути ( в термоскопе Галилея – объем газа). Термометр измеряет собственную температуру! А, если мы хотим измерить с помощью термометра температуру какого-либо другого тела, надо подождать некоторое время, пока температуры тела и термометра уравняются, т.е. наступит тепловое равновесие между термометром и телом.
В этом состоит закон теплового равновесия.

Первый прибор для объективной оценки температуры был изобретен Галилеем в 1592 г. Термоскоп Галилея был очень чувствителен к изменению температуры. Газовые термометры используются в науке в качестве образцового прибора, по которому градуируются все остальные термометры. (рассм. Устройство термоскопа на стр.74 рис.98 и ответим на следующий вопрос: Чем неудобен данный прибор? ---- нет шкалы.

Самое широкое применение на практике приобрели жидкостные термометры, в которых для регистрации температуры используется тепловое расширение жидкости. Чаще всего для этих целей используют ртуть или подкрашенный спирт.

Демонстрирую два термометра ( комнатный и медицинский). Термометры состоят из стеклянного баллончика, соединённого с трубкой (капилляром). Балончик заполняется ртутью или подкрашенным спиртом. Обращаю внимание на устройство медицинского термометра ( С=0,1 с/дел), и на диапазон температур. Формулируются правила, обеспечивающие сохранность термометра и правильность измерений.

Работа с учебником стр. 73 рис. 95
1) Определить, в каких диапазонах температур можно производить измерения с помощью данного термометра.

2) Определить цену деления шкалы и определить, с какой точностью можно измерить температуру с помощью данного термометра.

Совершенствованием термометров занимались многие ученые. Каждый из них создавал свою шкалу. Некоторые из этих шкал широко распространялись, другие, наоборот, быстро забылись.

В настоящее время в большинстве стран для научных и практических целей используется Международная практическая температурная шкала.

За нуль принимается температура плавления льда при нормальном ат­мосферном давлении (101,325 Па). Температуре кипения дистиллирован­ной воды при нормальном атмосферном давлении приписывается значение 100 градусов. Шкала делится на 100 равных частей - градусов, каждый градус можно вновь поделить на равные доли.

Во Франции (и до революции в России) применялась шкала Реомюра, предложенная французским естествоиспытателем Р. Реомюром в 1730 г. В Англии и США до сих пор используется шкала Фаренгейта. Кипение воды по шкале Реомюра равно 80 °R, по шкале Фаренгейта 212°F. Такой произ­вольный выбор нуля температур существенно усложняет теоретические выводы, приводит к громоздким формулам и ненужным вычислениям.

У. Томсон в 1848 г. (получивший впоследствии за научные заслуги ти­тул лорда Кельвина) предложил ввести новую шкалу температур, которая называется абсолютной. Нулевой уровень -273,15 О С.

Важно отметить, что любое измерение температуры требует времени.

Время необходимо для того, чтобы термометр мог войти в состояние теп­лового равновесия с телом, температуру которого мы измеряем.

Фактически термометр показывает собственную температуру, которая в состоянии теплового равновесия равна температуре тела.

4. Физкультминутка.

Приборы и материалы:

2) Стакан с холодной водой.

Порядок выполнения работы.

1.Выньте термометр из футляра и ознакомьтесь с его устройством. Найдите у термометра резервуар с жидкостью, тонкую капиллярную трубку и шкалу.

2.Ответьте на вопросы:

1) Из каких составных частей состоит термометр?

2) На каком физическом явлении основано действие термометра?

3) Чему равна цена деления шкалы термометра?

4) Какую самую высокую температуру можно измерить данным термометром?

5) Какую самую низкую температуру можно измерить данным термометром?

3. Измерьте температуру воздуха в классе, а затем воды в стакане. Результаты измерений запишите в тетрадь.

4. После окончания работы положите термометр в футляр.

Рефлексия и подведение итогов.

А какова температура недр Земли?
Раньше высказывались различные гипотетические предположения и приводились расчеты, по которым температура на глубине 15 км получалась 100. 400°C. Теперь Кольская сверхглубокая скважина, которая прошла отметку 12 км, дала точный ответ на поставленный вопрос. Вначале (до 3 км) температура росла на 1° через каждые 100 м проходки, далее этот рост составил 2,5° на каждые новые 100 м. На глубине 10 км температура недр Земли оказалась равной 180°C!

7. Домашнее задание: §15, КАВЕРЗНЫЕ ЗАДАЧИ:

1. Как измерить температуру тела муравья с помощью обычного термометра?

2. Существуют термометры, в которых используют воду. Почему такие водяные термометры неудобны для измерения температур, близких к температуре замерзания воды?


Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: картинки с изображёнными на них тепловыми явлениями; картинки с термометрами.

Содержимое разработки

Тема. Тепловое состояние тел. Температура и её измерение

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: картинки с изображёнными на них тепловыми явлениями; картинки с

Организационный момент.

Актуализация опорных знаний.

(Учитель предлагает рассмотреть картинки)

Что объединяет эти картинки? (это тепловые явления)

Назовите эти тепловые явления

Изучение нового материала

Эксперимент. Дотроньтесь одной рукой до крышки стола, а другой – до металлической

Одинаковые ли ощущения левой и правой руки?

Почему? Ведь предметы находятся в классе при одинаковых условиях.

Какой вывод можно сделать? (с помощью ощущений нельзя судить о температуре)

Какие явления называют тепловыми?

Что характеризует температура? (учащиеся обсуждают и отвечают на вопросы)

Тепловые явления – это физические явления, происходящие с изменением

Температура – это физическая величина, характеризующая степень нагретости


С помощью чего можно измерить температуру? (с помощью термометра)

Наиболее распространенной шкалой для измерения температуры является шкала Цельсия – 0 С. В ней за основные точки взята температура таяния льда 0 0 С и кипения воды – 100 0 С при нормальных условиях. Кроме шкалы Цельсия существуют и другие температурные шкалы.

Приборы, которыми измеряют температуру тела, называют термометрами.

Задание учащимся:

Определите цену деления термометров и его показание

Устройство термометра







Любое измерение температуры требует времени. Время необходимо для того, чтобы температура термометра стала равной температуре тела, то есть, чтобы установилось состояние теплового равновесия между термометром и телом.

Жидкостный термометр состоит из маленькой колбочки резервуара с жидкостью (спиртом, ртутью, пентаном), тонкой капиллярной трубочки и шкалы.

При измерении температуры колбочка должна соприкасаться с телом. По истечении времени между ними устанавливается тепловое равновесие, т.е. их температуры выравниваются. Жидкость в колбочке вследствие изменения собственной температуры изменяет свой объем – расширяется или сжимается. Поскольку это изменение незначительно, то к колбочке необходимо присоединить тонкую капиллярную трубку, которая позволит визуально наблюдать за изменением объема жидкости.

Для количественного определения температуры недостаточно только зафиксировать изменение объема жидкости. Необходимо также приписать ей соответствующее числовое значение, то есть, как говорят в физике, проградуировать прибор. С этой целью выбирают опорные, так называемые реперные точки, которые должны легко воспроизводиться и иметь фиксированное значение температуры.

Затем устанавливают размер единицы температурной шкалы – градус, т.е. интервал между реперными токами делят на вполне определенное число, например, на 100.

Шведский ученый А. Цельсий предложил следующий опыт по построению температурной шкалы.

В международной системе единиц (СИ) в качестве основной единицы температуры принят кельвин (К).

Различные млекопитающие имеют нормальную температуру от 35 0 С до 40,5 0 С. Если температура тела человека повышается до 42 0 С, то кровь прекращает поглощать кислород воздуха, и человек погибает от кислородной недостаточности. Естественная температура тела человека не может быть ниже 34 0 С. Искусственно же ее иногда понижают до 26 0 С, и тогда организм впадает в состояние сна, жизненные процессы в нем замедляются. Вместо 16 вдохов в минуту человек делает только 4, пульс падает с 70 до 25 ударов в минуту. Оперируя такого больного хирург может на время отключить сердце (до 20 минут).

Демонстрация опыта: в два стакана с холодной и горячей водой опускаются несколько

кристалликов перманганата калия.

Как называется наблюдаемое явление? (диффузия)

В какой воде диффузия протекает быстрее? Почему?

Вывод: При повышении температуры скорость движения молекул увеличивается и,

наоборот, при понижении температуры скорость движения молекул уменьшается.

Температура тела определяет интенсивность и скорость движения молекул в веществе. От скорости движения молекул зависит и кинетическая энергия молекул.

Давайте вспомним строение вещества.









Все молекулы и атомы, из которых состоят тела, находятся в непрерывном беспорядочном движении, которое называется тепловым.

Тепловое движение – непрерывное беспорядочное движение частиц, из которых состоят вещества.

Наш жизненный опыт подтверждает, что в природе тепловые процессы протекают по определенным устоявшимся законам. Так, было замечено, что, во-первых, более нагретые тела всегда отдают теплоту менее нагретым; во-вторых, температуры тел, которые контактируют между собой, со временем выравниваются и становятся одинаковыми.

Что произойдет с утюгом, если его выключить из электросети?

Что будет с кипятком после того, как чайник снять с плиты?

Какой станет температура теплого молока, если его поместить в холодильник?

Более нагретые тела отдают теплоту, остывая при этом, а менее нагретые, контактируя с ними, нагреваются.

При контакте тел с одинаковыми температурами теплообмен не происходит, и поэтому говорят, что данные тела находятся в состоянии теплового равновесия.

Подведение итогов урока

Как вы считаете, является ли теплота веществом?

А что же это такое?

Что такое температура?

Надёжны ли ощущения температуры? Докажите

Как происходит обмен между телами разной температуры?

Что будет в кастрюле с водой при температуре 0 0 С, если в неё опустить лёд при температуре 0 0 С?

Домашнее задание: Белага § 1 (читать), выучить конспект


-80%

Читайте также: