Конспект занятия по рисованию ваза с фруктами в подготовительной группе

Обновлено: 06.07.2024

Цель: ознакомление детей с направлением в живописи: натюрморт; обучение точной передаче особенностей форм изображаемых предметов.

- уточнить и расширить знания детей о произведениях искусства;

- закрепить знание цветов и оттенков желтых, оранжевых, красных тонов;

- развивать навыки работы в технике пластилинографии;

- развивать чувство композиции;

- развивать познавательную, творческую активность, фантазию, мелкую моторику;

- воспитывать эстетические чувства в процессе просмотра произведений живописи.

Сказочно-игровая ситуация

Ежик согласился, и они отправились к ручейку. Зверята вдоволь наплескались в прозрачной воде, поплавали наперегонки, позагорали на теплом песочке.

Когда солнышко поднялось высоко и стало припекать зверятам спинки, они решили погулять по тенистой лесной тропинке. Тропинка вывела Ежика и Белочку на полянку, посреди которой росла старая яблоня, увешанная крупными красными яблоками. Увидев столько спелых яблок, зверята захлопали в ладоши от радости. Белочка забралась на яблоню, выбрала самое крупное яблоко и сбросила его вниз.

Когда зверята наелись, маленький Ежик предложил Белочке набрать много-много яблок и отнести их домой.

Белочка легко взобралась на дерево, стала прыгать с ветки на ветку, срывать и бросать вниз самые красивые яблоки. А маленький Ежик накалывал их на свою колючую спинку.

Домой зверята пришли под вечер. Но мамы не ругали их, когда увидели, сколько яблок принесли Ежик и Белочка. Фрукты разложили в красивые вазы.

Наступила ночь. Малыши давно уже спали. По комнатам разносился приятный аромат яблок, даривший зверятам прекрасные душистые сны.

Ход занятия



Показать детям фрукты или муляжи. Предложить назвать цвета и оттенки желтых, оранжевых, красных тонов.

Показать последовательность выполнения работы:

- размять и раскатать кусок пластилина, вылепить из него пластину;

- стеком по шаблону вырезать вазу;

- аккуратно перенести ее на лист цветного картона, расположив в нижней части листа по центру;

- подобрать пластилин, подходящий для изображения яблок;

- изготовить фрукты описанным способом;

- разложить детали композиции на картоне, примазать, соблюдая округлую форму яблок;

- украсить композицию налепами или нанести узор стеком (ваза).

В самостоятельной работе дети используют предложенные приемы.

Затем организуется выставка, выбирается самый разноцветный натюрморт; больше всего похожий на настоящий; натюрморт, где больше всего фруктов и т.д.

  • развивать чувство ритма, эстетическое восприятие;
  • развивать навыки рисования с натуры;
  • закрашивать округлые предметы закруглёнными линиями.
  • самостоятельно рисовать черешки и листики.
  • Развивать воображение, художественный вкус.
  • развивать чувство композиции.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • воспитывать навыки коллективной работы;
  • воспитывать интерес к изобразительной деятельности, желание доводить начатое дело до конца.

- рассказ воспитателя об овощах и фруктах;

- рисование по трафарету и штриховка овощей и фруктов.

бумага для рисования А4, с нарисованной точками вазой, гуашевые краски, кисти, банки с водой, подставки для кистей, простой карандаш, муляжи овощей и фруктов, вазы разной формы, кувшины, тарелки, поднос.

Методы и приёмы

Здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика, физминутка.

Ход совместной деятельности:

Орг. момент. Сюрпризный момент.

Дети подходят к отдельно стоящему столу и видят накрытую внутри корзинку.

Воспитатель: - Что же в этой корзинке? Предлагаю отгадать загадки. (на каждую отгаданную загадку, выставляется картинка, или муляж фрукта)

Само с кулачок, красный бочок,

Потрогаешь - гладко, откусишь - сладко.

Что за фрукт поспел в садочке?

Кость внутри, в веснушках щечки.

Прилетел к нему рой ос —

Жарким солнышком согрет,

В шкурку, как в броню, одет.

Удивит собою нас

Этот плод едва обнимешь, если слаб, то не поднимешь,

На куски его порежь, мякоть красную поешь.

Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран

В тропиках растет.

На шнурочке - стебелёчке

Сладких ягод груда

На большое блюдо.

Что за плод - шкатулочка с секретом!

Семена - вкуснейшие на вид,

Все прозрачные, все розового цвета,

Потрясешь, как странно, не звенит.

Жёлтый шар, слегка горчит.

Летом жажду утолит.

Этот фрукт на вкус хорош

И на лампочку похож.

Может с солнышком сравниться.

А душистая какая,

Мякоть сладкая такая!

Мы поклонники отныне

Желтый цитрусовый плод

В странах солнечных растёт.

Но на вкус кислейший он,

Апельсина брат меньшой,

Потому как небольшой.

Плод этот сладкий

И круглый, и гладкий.

Внутри он душистый

Синий мундир, белая подкладка,

В середине - сладко.

Отгадали! - молодцы! Теперь давайте внимательно рассмотрим, какие они по форме, цвету и размеру. (педагог с детьми достают из корзинки муляжи фруктов, обследуют их руками и повторяют их названия.) Как одним словом назвать яблоко, грушу, банан?… (Фрукты) Как вы думаете, откуда на столе эта корзинка? (предположения детей) Где можно собрать фрукты? (В саду) На чем растут фрукты? (на деревьях и кустарниках) Где можно собрать овощи? (В огороде) Какие овощи вы знаете? (ответ детей)

  • Абрикос маленький (желтый), а баклажан -…
  • Огурец овальный, (зеленый), а помидор -…
  • Лимон кислый (желтый), а персик -…
  • Кабачок большой, а лук -…
  • Свекла - бордовая, (круглая), а груша -…
  • Морковь – суп (сок), а яблоко -…

Игра на внимание. Приготовьте ладоши, будем играть. Я буду говорить разные слова, а вы хлопните в ладоши, когда услышите названия фруктов. (парта, виноград, редис, репка, апельсин, ручка, огурец, ананас, помидор, шапка и т.д.)

-Молодцы! Очень хорошо получается.

На носочки я встаю, Подняться на носки
Яблочко я достаю, Руки вверх
С яблочком бегу домой, Бег на месте
Мамочке подарок мой! Хлопки в ладоши

Дальнейшая часть занятия проходит стоя около мольберта.

В - Ребята, подойдите к мольберту. На наше сегодняшнее занятие я принесла репродукции картин разных художников. Вы помните, к какому жанру живописи они относятся? Правильно, это натюрморты. То есть картины, на которых изображаются плоды: фрукты, овощи, ягоды, другие продукты питания. Может быть нарисована посуда, книги, одежда и т. д.

Давайте внимательно рассмотрим натюрморты. Представьте себя там, внутри этой картины. Расскажите все, что вы видите и чувствуете.

Воспитатель: Обратите внимание, на каком фоне изображены фрукты? На этом фоне все плоды хорошо видны. А как вы думаете, почему художник расположил холст горизонтально? Наверное, что бы показать, какое изобилие плодов на столе. Он как бы расширил рамки картины, чтобы уместить все плоды.

(Дети по желанию составляют несколько натюрмортов.)

Сейчас я предлагаю вам отдохнуть и подготовить наши пальчики для дальнейшей работы.

(Дети садятся за столы)

Воспитатель: - Посмотрите, я нарисовала яблоки, грушу и виноград в вазе. (Показ образца).

Частичный показ. Объяснение.

1. Демонстрация расположения листа. (Горизонтально или вертикально.)

2. Рисуем с лёгким нажимом карандаша (показ приёма).

3. Показ приёма закрашивания по форме и пояснение к нему: яблоко

круглое и его закрашиваем полукруглыми линиями с одной и другой стороны. А груша овальная, её закрашиваем округлыми линиями.

Работа с красками.

Напомнить технику закрашивания в зависимости от формы фрукта.

Выбрать цвет краски для фрукта. Напомнить, чтобы краска за контур не выходила.

Следить за осанкой. Оречевлять свои действия.

Воспитатель: - А теперь начнем рисовать. Сначала вы должны решить, как вам расположить лист бумаги, чтобы на нем разместилась вся композиция и нарисовать предметы.

Воспитатель в процессе рисования помогает детям советом.

Рисунки выставляются на стенд. Воспитатель читает стихотворение:

Высокая ваза стоит на столе.
Играют лучи в голубом хрустале.
Положим мы в вазу душистый банан
Подарок далеких тропических стран.
Добавим лимон, апельсин, мандарин.
И после обеда мы фрукты съедим!
Шорыгина Т.

Воспитатель отмечает те рисунки, где дети самостоятельно дорисовали к фруктам зелёные листочки.

- Что мы сегодня делали, во что играли? (Играли с овощами и фруктами, рисовали)

- Понравилось ли вам сегодня наше занятие ? (ответ)

- Что не понравилось? (ответ);

- Возникали ли у вас трудности при выполнении сегодняшнего задания? (ответ);

- Какое у вас сейчас настроение? (ответ);

- Вы, ребята, сегодня, Молодцы! Все старались!

Уборка рабочего места.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект занятия НОД по образовательной области "Художественное творчество. Аппликация" в подготовительной группе.Тема: "Ваза с фруктами, ветками и цветами" (декоративная композиция).Задание расчитано.


Формирование представлений о здоровье, основах ЗОЖ и правилах здоровьесберегающего поведения. .

Конспект занятия по аппликации "Фрукты в вазе" II младшая группа

Цель данного занятия научить детей изображать простые предметы с помощью аппликаций, составлять красивую композицию, сочетать основные цвета, научить правильному обращению с кистью и клеем. Воспитыват.


Аппликация "Ваза с фруктами"-прекрасный и развивающий вид детского творчества. Во время таких занятий дети не только учат названия различных предметов, но также закрепляют знания цветов, геометрически.



Конспект Лепка "Ваза с фруктами" в старшей группе


Конспект занятия "Ваза с фруктами"

Задачи: Закреплять умение детей вырезать овощи, фрукты, предметы быта;Учить красиво располагать изображение на листе, искать лучший вариант, подбирать изображения по цвету; развивать творческое вообра.

Виды детской деятельности: продуктивная, коммуникативная.

Цель: Формировать у детей интерес к художественному творчеству через различные способы взаимодействия на него.

- Развивать мелкую моторику пальцев рук, внимания, воображения, памяти.

-Продолжать обогащать словарь, закреплять знания детей о фруктах.

-Учить передавать форму и характерные особенности фруктов; работать с трафаретом;

- Закреплять приемы рисования акварелью;

- Развивать творческие способности детей;

-Учить детей отвечать на вопросы полным предложением.

Организация развивающей среды

Карандаши, краски, фломастеры, кисточки.

Д. : Иллюстрации фруктов, ваза с фруктами, образец работы;

Р. : Силуэт вазы, акварель, простой карандаш, кисть, тряпочки, лист А4, вода.

Словарная работа: Фрукты, фруктовые деревья, фруктовый сад, фруктовая ваза, акварель

I. Организационный момент (Мотивация) :

Дети по одному на ощупь должны узнать фрукт, назвать его, достать из мешочка, показать детям, правильно ли был угадан фрукт. После, кладут фрукт в вазу.

II. Основная часть (Реализация) :

- Скажите, а какие фрукты вы достали из мешочка? (ответы детей)

- Какой это фрукт?

- Какого он размера? Цвета? Формы?

- Какой он на вкус?

Сегодня я вам предлагаю нарисовать вот эту вазу с фруктами. Но сначала давайте разогреем наши пальцы.

(Координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи.)

Будем яблоки крошить, Загибают пальцы по одному, начиная

Грушу будем мы рубить, с большого.

Отожмём лимонный сок,

Слив положим и песок.

Угостим честной народ.

3. Объяснение приемов рисования.

Сначала, мы должны поместить трафарет вазы на листе, внизу, посередине. Обвести его и раскрасить. Потом мы с вами начнем рисовать фрукты в вазе. Посмотрите, какие фрукты лежать в вазе. Обратите внимание, как размещены фрукты в вазе и попробуйте изобразить их также.

4. Продуктивная деятельность.

Педагог при необходимости помогает. После, все работы дети кладут на отдельный стол.

- О чем мы беседовали с вами?

- В какую игру вы играли?

- Что мы рисовали с вами?

- Какие работы вам понравились больше? Почему?

Оценка деятельности детей педагогом.

1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа

дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.

2. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1991 год,

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: продолжать знакомить детей с натюрмортом, учить детей рисовать с натуры различные фрукты подбирая нужные цвета, совершенствовать навыки работы акварелью, развивать самостоятельность и художественно - творческие способности; воспитывать интерес к изобразительной деятельности, желание доводить начатое дело до конца.

I. Организационный момент

Дети по одному на ощупь должны узнать фрукт, назвать его, достать из мешочка, показать детям, правильно ли был угадан фрукт. После, кладут фрукт в вазу.

II. Основная часть:

- Скажите, как мы назовём одним словом, всё что лежит у нас в вазе? (фрукты)

- Какого они размера? Цвета? Формы?

-Ребята, давайте посмотрим на картины -это репродукции картин разных художников.

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу или торт,

Или все предметы сразу, -

Знай, что это натюрморт.

Они относятся к жанру натюрмортов. То есть картины, на которых изображаются плоды: фрукты, овощи, ягоды, другие продукты питания. Может быть нарисована посуда, книги, одежда и т. д.

Давай внимательно рассмотрим натюрморты.

Сегодня я вам предлагаю нарисовать вот эту вазу с фруктами. Но сначала давайте разогреем наши пальцы.

(Координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи.)

Будем яблоки крошить, Загибают пальцы по одному, начиная

Грушу будем мы рубить, с большого.

Отожмём лимонный сок,

Слив положим и песок.

Угостим честной народ.

Положите альбомный лист горизонтально. Сначала, мы должны нарисовать вазу. Потом мы с вами начнем рисовать фрукты в вазе. Посмотрите, какие фрукты лежать в вазе. Обратите внимание, как размещены фрукты в вазе и попробуйте изобразить их также.

- О чем мы беседовали с вами?

- В какую игру вы играли?

- Что мы рисовали с вами?

- Какие работы вам понравились больше? Почему?

Высокая ваза стоит на столе.

Играют лучи в голубом хрустале.

Положим мы в вазу душистый банан

Подарок далеких тропических стран.

Добавим лимон, апельсин, мандарин.

И после обеда мы фрукты съедим!

hello_html_664c4c36.jpg

hello_html_673d482c.jpg

hello_html_7fa110c0.jpg

hello_html_4be3861f.jpg

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2941 человек из 85 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 677 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 27.09.2020 1658
  • DOCX 1.6 мбайт
  • 15 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Гаркина Татьяна Георгиевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: расширить знания обучающихся о жанре изобразительного искусства (натюрморт), углубить представление о форме, цвете, объеме. Формировать познавательный интерес учащихся, путём создания проблемных ситуаций.

Конспект занятия на тему:

Дудина Ирина Владимировна

педагог дополнительного образования

МОУ ДОД Центр дополнительного

2 занятия по 1, 5 часа каждое.

Цель: расширить знания обучающихся о жанре изобразительного искусства (натюрморт), углубить представление о форме, цвете, объеме. Формировать познавательный интерес учащихся, путём создания проблемных ситуаций.

ознакомить и научить основам композиции и перспективы, линейным построения, способам рисования от общего к частному,

самостоятельно добывать информацию и делать выводы.

Развивающие:

развить внимание, зрительную память, глазомер, чувство пропорции, цветоощущение, художественный вкус;

развить критическое мышление и способность анализировать, сравнивать обобщать.

Воспитывающие:

воспитать любовь к окружающему миру, целеустремленность, усидчивость, аккуратность, способность видеть и чувствовать красоту.

Тип занятий: комбинированный.

Методы обучения:

формирования новых знаний (объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, проблемный);

Организации деятельности учащихся (метод предполагающий взаимные действия учителя и учащегося (дискуссии), метод самостоятельной работы;

Форма обучения: индивидуальная, групповая.

Оборудование:

Для учащихся: гуашь, бумага, кисти, графические материалы.

Зрительный ряд:

План занятий(1)

Организационный момент (педагог встречает детей, проверяет их готовность к занятию).

Повторение пройденного материала (жанры изобразительного искусства; натюрморт; правила построения натюрморта).

Практическая работа: работа над карандашным рисунком

Анализ работ, выполненных карандашом, рекомендации по устранению ошибок.

План занятий(2)

1. Организационный момент

2. Основная часть.

Повторение пройденного материала: расположение цветов в цветовом круге, холодные и тёплые цвета.

Изучение нового материала: последовательность работы над натюрмортом в цвете.

Практическая работа учащихся: поэтапное выполнение натюрморта в цвете.

3. Заключительная часть.

Просмотр и оценка выполненных работ.

Анализ выполнения натюрморта

Уборка рабочих мест.

Ход занятия:

Организационная часть.

Вводная часть. Объяснение нового материала.

Педагог предлагает вспомнить жанры изобразительного искусства и остановиться на одном интересном жанре – натюрморт.

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу или торт,

Или все предметы сразу, -

Знай, что это натюрморт.

Педагог напоминает о правилах построения, композиционном решении, поэтапном выполнении живописных приемов рисования несложного натюрморта из 2-3 фруктов и овощей, выполненного на предыдущем занятии. Далее предлагает познакомиться с натюрмортом более сложной композиции. В диалоге с детьми педагог обсуждает художественные особенности вывешенных на доске репродукций натюрмортов известных художников.

Какие виды натюрморта Вы знаете?

Найти отличительные особенности представленных натюрмортов и прокомментировать.

Какие цвета (теплые или холодные) преобладают в натюрмортах и почему?

Что объединяет предметы натюрморта?

Как художники передают объем овощей и фруктов на плоской поверхности картин? Почему более светлые мазки на всех плодах, предметах располагаются с одной стороны, а темные – с другой? (ответы детей)

Какую роль в натюрморте играет солнечный свет? Солнечный свет, освещая предметы, делает их с одной стороны светлыми (свет), с другой – темными (тень). Свет и тень помогают передать объемное изображение предметов, их реальность.

Какие натюрморты на репродукциях вам понравились больше и почему? Назовите авторов натюрмортов (ответы детей).

Педагог объясняет разные композиционные схемы построения натюрмортов по таблице. Для закрепления знаний педагог просит детей прочесть представленные схемы и ответить на следующие вопросы:

О чем говорят вертикальные и горизонтальные линии в изображении предметов (осевые линии)?

Определите, какие предметы в натюрмортах расположены ближе, какие дальше? Объясните, почему?

Что такое композиция? (Это объединение частей учебного рисунка, произведения искусства для наиболее яркого выражения их содержания; это правильное расположение предметов на листе бумаги).

Игровая разминка.

Для развития воображения, чувств формы проводится игровая разминка.

Педагог выставляет на стол коробку с муляжами фруктов и овощей разной фактуры, формы, размера.

Педагог компонует натюрморт с вазой (кувшин), фруктами и драпированной тканью. Перед тем как составить композиционную схему натюрморта дети внимательно рассматривают его и анализируют особенности его построения. Ребята определяют главный предмет в натюрморте, сравнивают крупные и мелкие предметы, какие расположены ближе, какие дальше.

Работа над карандашным рисунком.

Особое внимание педагог уделяет правильному композиционному расположению натюрморта на листе бумаги. Обращается внимание на сочетание малого и крупного объемов, определение места для главного предмета, определение общих очертаний изображения на поверхности будущего рисунка, детальная прорисовка отдельного предмета. Прорисовка симметричного предмета начинается с вертикальной осевой линии. При рисовании важно научить детей вычленять части, из которых состоят предметы, уметь сравнивать их между собой по высоте и ширине.

В графическом изображении предметов следует обозначить круглые основания, границы между составными частями предметов, которые в рисунке превращаются в овалы. Расположение изображения натюрморта должно быть в центре листа, не слишком мало и не слишком велико.

Педагог предлагает детям выполнить композицию натюрморта со своего рабочего места, ведь в зависимости от угла обзора (ракурса) зависит расположение предметов в натюрморте.

Самостоятельная работа .

Короткими отрезками-штрихами учащиеся карандашом на листе намечают общее расположение натюрморта, контуры всех предметов, соблюдая пропорции и расположение предметов в натюрморте, намечают границы бликов, теней, всех предметов и среды. Оценка рисунков выполненных карандашом. Анализ работ, рекомендации по устранению ошибок.

Организационная часть.

Работа над натюрмортом в цвете.

Просмотр и анализ репродукций живописных натюрмортов. Педагог напоминает детям о распределении цветов на теплые и холодные, рассматривая цветовой круг; о том, как можно смешать краски, чтобы получить оттенки холодного и теплого цвета; как соотнести полученные оттенки с увиденными в натуре. Затем педагог с учащимися рассматривает цветовую гамму предметов в натюрморте и анализирует окраску в тени и на свету, освещенность предметов, блики, определяет контрастные цвета и цветовые пятна на драпировке. Подводит их к правильному выбору ответа.

Эта тень не правильная, так как…

На освещённом яблоке не хватает чего?

Драпировка плоская потому, что…

Педагог показывает на листе бумаги поэтапное выполнение в цветовом решении вазы, груши, яблока с помощью последовательного насыщения цветом и определения тени, света, полутени, объема предметов и пространства.

Самостоятельная работа.

На 1 этапе работы дети начинают работать с общей цветовой характеристикой натюрморта. Для этого приготавливают малонасыщенный колер и наносят прозрачным слоем на все части рисунка, исключая блики.

На 2 этапе живописи моделируется объемная форма всех предметов и передается их освещенность. Отдельными мазками дети усиливают насыщенность цвета освещенных сторон. Цвет теней сплошной, на него влияет среда. Их покрывают более темными красками. Каждый мазок, положенный для изображения теней, должен быть взят относительно цвета примыкающих к нему поверхностей других предметов и других теней по цветовому тону, насыщенности и светлоте.

На 3 этапе работы дети продолжают моделировать объем формы и пространства более тонкими оттенками цвета. Всякий положенный на бумагу мазок сверяется с натюрмортом, попеременно переводя глаз то на изображение, то на натуру. Это позволяет увидеть, передана ли цветовая пропорция, которая есть в натуре. Изображение цветовых оттенков на свету, полутени, тени постепенно приводит к тонкой моделировке формы, к изображению пространства и освещенности.

На 4 окончательном этапе все цвета обобщаются, если надо, выделяются какие-то части более насыщенным цветом, а чрезмерно яркие, вырывающиеся из общей цветовой гаммы, гасятся. Рисунок завершен.

В течение всего занятия педагог корректирует работу детей и неоднократно помогает детям, исправляет ошибки.

Двум командам педагог даёт одинаковые нарисованные на картоне и вырезанные предметы для натюрморта. Учащиеся должны выложить на листе А -2 натюрморт правильно по композиции, по цветовому решению. Лишние предметы отложить в сторону. По окончании сбора натюрморта две команды выносят свои натюрморты на общее обсуждение.

-Что интересного в натюрморте?

-Что не правильно?

-Какие возникли вопросы?

-Почему составили натюрморт так, а не иначе?

-Выскажите свою точку зрения.

Учащиеся путём самостоятельного поиска ищут правильные пути решения.

Итог занятия.

Просмотр и оценка выполненных работ.

Анализ выполнения натюрморта и допущенных ошибок.

Предлагаемый конспект занятий подходит как для детей младшего возраста, так и среднего школьного возраста. Это занятие даёт ребенку массу положительных эмоций, настраивающих его на продолжение творческого процесса. Игровые ситуации снимают напряжение, повышают интерес, корректируют психологическое состояние обучающихся.

Для глубокого проникновения в художественную атмосферу натюрморта ребенок овладевает всеми художественными знаниями и навыками этого искусства.

В процессе использования проблемного обучения происходит и усвоение материала, и развитие мыслительной деятельности.

В процессе работы над натюрмортом происходило полное и глубокое удовлетворение детей от творческого процесса. Дети познавали красоту предмета, и через нее воспитывалась любовь к окружающему и предметному миру.

Список использованных источников и литературы

Кузин В.С., Кубышкина Э.И., Шпикалова Т.Я.. Изобразительное искусство в 1-4 классах малокомплектной начальной школе– М.: Просвещение, 1988 год.

Кузин В.С.. Изобразительное искусство. 4 класс. – М.: Дрофа, 2007 год.

Кузин В.С.. Изобразительное искусство. 4 класс. Поурочные планы. –Волгоград: Учитель, 2006 год.

Лободина Н.В.. Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского. – Волгоград: Учитель, 2007 год.

Ростовцев Н.Н.. История методов обучения рисованию. – М.: Просвещение, 1982 год.

Русские Нивы. Советская поэзия. – М.: Художественная литература, 1986 г.

Шпикалова Т.Я., Л.В. Ершова. Изобразительное искусство. 2 класс. – М.: Просвещение, 2002 год.

Шпикалова Т.Я.. Изобразительное искусство. 3 класс. – М.: Просвещение, 2006 год.

Читайте также: