Пейзажная лирика тютчева конспект

Обновлено: 06.07.2024

Учитель: Здравствуйте! Я рада вас видеть. Пусть за окном воет ветер и метёт метель – в классе светло и уютно, на душе у вас легко и весело. Вы хорошие и умные ученики. Вы внимательно слушаете и понимаете слова учителя и одноклассников. У вас всё сегодня получится, и оценки у всех будут хорошие.

II. Проверка домашнего задания

– Какое домашнее задание у вас было? (Поработать дома с таблицей и ответить на вопрос “В чём особенности биографии Тютчева?”)
– Какие особенности биографии Тютчева вы выделили?

(– Необычная одарённость и ранняя карьера поэта и чиновника.
– Позднее начало публикации стихов и поздняя слава.
– Необычно длительное пребывание вдали от Родины (22 года).
– Знакомство и общение с выдающимися представителями русской и европейской культуры.
– Трагическая судьба близких поэта.)

III. Тема урока

Мы познакомились с биографией поэта, но будем помнить о том, что вся жизнь Тютчева – в его стихах. Слайд 1, см. Приложение 1.

Лирика Тютчева охватывает все темы этого рода литературы: пейзажную, любовную, философскую, гражданскую. Однако эти темы тесно переплетаются в каждом стихотворении.

Л.Н.Толстой высоко ценил поэзию Тютчева, перед его стихами он ставил пометы: Глубина, Красота, Чувство. Преобладающие начала: Глубина – в философской лирике, Красота – в лирике природы, Чувство – сильней всего выражено в стихах о любви.

Тютчев – непревзойдённый мастер пейзажной лирики. (Записать тему урока, эпиграф в тетрадь.) Слайд 2.

– Чем, по вашему мнению, мы будем заниматься на уроке? Какие задачи будем решать? (Познакомимся со стихами Тютчева о природе, будем их анализировать. Увидим, насколько необычен мир природы у поэта.)

В тютчевских пейзажах мы видим прежде всего природу русскую – интимную и скромную, мягкую и обыденную. Только любовь к русской природе могла вызвать такие строки:

Что ты клонишь над водами,
Ива, макушку свою?
И дрожащими листами,
Словно жадными устами,
Ловишь беглую струю.

Образ склонённой ивы, дрожащих листьев, слово “макушка” – всё это насквозь русское. В поэзии Тютчева значительное место занимает мир переходных состояний – для времени года: осень, весна, зима, лето; для суток: сумерки и рассвет. Слайд 3.

  • Чтение стихотворения “Весенняя гроза” (1828г.). Слайд 4.

– Каким настроением пронизано стихотворение?

– Какие ассоциации вызывает весенний гром? (Гром ассоциируется с резвящимся ребёнком, он играет, грохочет, раскаты молодые раздаются. Геба – богиня юности, дочь Зевса-громовержца, она на весёлых пирах подносила богам кубки с нектаром. Любимый орёл Зевса тоже был не прочь отведать божественного напитка.) Слайд 5.

– Где происходят события? (Где-то в высших сферах развернулось весеннее действо и встретилось с ликованием земли – гор, лесов, птиц, горных потоков – и восторгом самого поэта “люблю грозу”.)

– Всё стихотворение звучит, как музыка. Поэт использует звукопись для создания грохота, гама, раскатов, грома. Какие звуки помогают нам увидеть грозу, как называется этот приём? (Аллитерация, сочетание согласных – г, р, м, б.)

– Какой ещё приём использует автор для создания образа грома, грозы? (Олицетворение. Гром резвится, играет.)

Вывод: Когда поэту удаётся понять язык природы, её душу, он достигает ощущения связи со всем миром, с космосом. Ярко светящее солнце, золотые нити дождя – это воплощение идеала красоты в природе, возвышенная красота мира.

Тютчев по мироощущению пантеист, то есть человек, воспринимающий природу как одушевлённое существо. И в каждой травинке, в каждом листике видит присутствие Бога.

  • Прослушивание записи романса. Слайд 6, 7 8.

Есть в творчестве Тютчева стихотворение, которое высоко ценил Л.Н.Толстой.

  • Чтение стихотворения “Есть в осени первоначальной…” (1857г.).

– Картину чего нарисовал поэт?

– Для описания борозды Тютчев взял эпитет. Какой? (Праздная.) О чём это нам говорит? (В поле закончены работы, оно отдыхает, набирается сил.) Слайд 9, 10.

5) ® Чтение стихотворения “Неохотно и несмело” (1849г.).

– Тема этого стихотворения, о чём оно? (Гроза в природе, подготовка к ней всего живого, а потом результат – в сиянье потонула вся смятённая земля.) Слайд 11.

Выберите метафоры стихотворения. (Смотрит солнце, принахмурилась земля, пыль летит, солнце взглянуло исподлобья, земля потонула.) Слайд 12.

Вывод: В тютчевской природе всё движется, всё меняется; она существует в неуловимых, бесконечно разнообразных переходах и переливах. Даже тогда, когда перед нами природа успокоившаяся, этот покой тоже становится только моментом в непрекращающемся течении жизни. И зима, и весна, и лето, и осень, и день, и ночь – одно сменяется другим, и ничто никогда не останавливается:

Ещё земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мёртвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Ещё природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну прослышала она
И ей невольно улыбнулась. Слайд 13.

IV. Закрепление

  • Чтение стихотворения “Осенний вечер” (1830г.).

В большинстве случаев предложенные определения носят назывной характер, явления описываются по внешним признакам. Лишь некоторые могут претендовать на художественность и выражение душевного состояния человека, созерцающего пейзаж.

– Состояние лирического героя проявляется в одном стихе, каком? (Умильная, таинственная прелесть.) Слайд 14.

– В чём заключается таинственность?

– Противоречие между образом и теми чувствами, которые этот образ вызывает. В стихотворении создан образ осени. Осень – угасает природа, увядает, замирает жизнь – зыбкое нестройное трепетание багряных листьев, это трепетание наблюдаем через сумрак и туманность осеннего вечера. Ветер какой? – порывистый, холодный, почти озноб. Какая картина вырисовывается? Нерадостная. И всё это вызывает у лирического героя умиление, т.е. чувство неизъяснимого тихого восторга и просветления.

“Улыбка увяданья” – это физическое воплощение “стыдливости страданья”. Вот эта-то стыдливость и приводит лирического героя в умиление. Стыдливость предполагает наличие какой-то вины. Виной в данном случае является страдание, то есть то, что не зависит от воли и сознания и потому не может быть поставленным в вину. Это не вина, а беда. И всё же можно испытывать вину и стыдливость от того, что твои страдания обращают на себя внимание других, омрачают жизнь окружающих, взвывают о помощи, требуют сопереживания и заботы, в конечном итоге – обременяют, беспокоят других. Но на такую стыдливость способны лишь очень тонкие и возвышенные души, соприкосновение с которыми не может не вызывать восторга и восхищения – умиления.

– Теперь обратимся к тютчевским определениям: багряный, лёгкий, холодный, разумный. Они обычные, назывные. А в чём особенность эпитетов: зловещий, томный, грустно-сиротеющий, кроткий? (В обычной речи эти слова употребляются для определения состояния человека, живого существа. У Тютчева они отнесены к описанию картин природы, тем самым природа наделяется человеческими свойствами. И этот приём называется олицетворение. Но у Тютчева – это не художественный приём, а философское убеждение, точное наименование, называние вещей своими именами.)

Вывод: Тютчев изображает природу не со стороны, не как наблюдатель и фотограф. Он пытается понять душу природы, услышать её голос. Отсюда и природа у Тютчева – Живое, одухотворённое существо, и, пытаясь проникнуть в её тайны, за помощью обращается к жизни человека, находя в ней аналогию тем явлениям, которые он наблюдает вокруг себя.

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик,
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык. Слайд 15.

V этап

– Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Что, на ваш взгляд, удалось, а что – не удалось? (Сегодня на уроке я научился…
Мне показалось важным…
Урок заставил задуматься…
Урок навёл на размышления.
Урок показался интересным…)

VI. Оценки за урок

VII. Домашнее задание

Стр. 163–164 (новый учебник); написать небольшое эссе, как вы понимаете стихотворные строки Тютчева, взятые эпиграфом к уроку.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Пейзажная лирика Ф. И .Тютчева.

Цель урока: познакомить учащихся с пейзажной лирикой Ф.И.Тютчева.

Задачи: Обучающие: формировать умение анализировать поэтический текст , закрепить умение определять поэтические тропы.

Развивающие: развивать логическое мышление, речевую деятельность учащихся в процессе чтения , слушания ; развивать познавательные процессы (память, воображение, внимание и др.) и творческие способности.

Воспитывающие: воспитывать любовь и уважение к родной природе, пробудить желание к созданию своих лирических откровений о природе.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование : мультимедийный урок.

1.Организационный момент.

2. Вводная беседа.

(Настроение – внутреннее душевное состояние).

– А теперь попробуйте описать своё настроение с помощью цвета. Что получится?

(Выбирают цветные кружочки , высказывают своё мнение).

– Действительно, кому-то сейчас радостно, значит, ярко и светло, кому-то – тревожно, туманно и серо. Грустно и сонно, значит, мрачно и темно. Вот и получилась у нас с вами картина нашего настроения. А как вы думаете, есть ли настроение у окружающего нас мира? Может ли радоваться или грустить лес, улыбаться солнце, сердиться и бушевать дождь?(рассуждения учащихся).

– Сейчас каждый из вас выступил в роли воображаемого художника, получились великолепные полотна. А какой художественный приём вы использовали, описывая свои воображаемые картины? (Метафора, олицетворение).

3. Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы с вами продолжим увлекательное путешествие в волшебный мир лирики и докажем, что природа живая . Она может очаровывать своей красотой, может вызывать у нас чувство сопереживания , тревоги . Природа деятельная , будто сама ведёт свой календарь .

Обратите внимание на эпиграф сегодняшнего урока:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык

(Ф.И. Тютчев). (Выразительно читает Трояновский Саша).

– Именно о душе родной природы писал поэт Тютчев. Федор Иванович Тютчев – мастер пейзажной лирики. Его стихотворения – это зарисовки различных времен года. Поэт в нескольких четверостишиях может точно передать черты зимы и лета, весны и осени.

Сегодня мы будем говорить об осенней и зимней природе. Многие стихотворения Ф. И. Тютчева очень напевны, мелодичны . Такое чувство , что он поёт о природе .

Тютчев был второй, или меньший, сын Ивана Николаевича и Екатерины Львовны Тютчевых и родился в 1803 году 23 ноября, в родовом тютчевском имении, селе Овстуг Орловской губернии Брянского уезда. Тютчевы принадлежали к старинному русскому дворянству. Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования и способности к учению. Получил хорошее домашнее образование, которым с десяти лет руководил Раич, поэт-переводчик, знаток классической древности и итальянской литературы.

Уже в двенадцать лет Тютчев поступает на словесное отделение Московского университета. После окончания университета (1821) Тютчев едет в Петербург, поступает на службу в Коллегию иностранных дел, получает место сверхштатного чиновника русской дипломатической миссии в Баварии и в девятнадцать лет отправляется в Мюнхен.

(задания по выбору вопроса для ответа; 1 –держит карточки веером, 2 –выбирает вопрос и читает его вслух, 3 – отвечает на вопрос, 4 – проверяет ответ, корректирует его, перефразирует, хвалит отвечавшего на вопрос, а затем всё меняется по кругу – пока все не ответят на вопросы)

Когда и где родился Ф.И.Тютчев?

Кто был его домашним учителем?

Где учился Ф.И.Тютчев?

Куда был определён на службу?

Сколько лет пробыл за границей?

Дома вы должны были нарисовать осенний пейзаж, передать цвет (цветопись) и образ осени (эргономика). (Проверка домашнего задания)

- опишите настроение произведения.(радостное, восторженное)

- а что вы почувствовали, слушая его?

Лексическая работа

– В стихотворении нам встретились трудные, непонятные слова

На доске выписаны слова

праздная борозда - полоса ничем не занятая,

лазурь- светло-синий цвет , воздух над полем кажется голубым и сливается с небом, лучезарны вечера - ясные вечера с красивыми закатами

Работа в парах . Найдите выразительные средства, которые использовал поэт. Вы называете и доказываете, а я не подсказываю ( первоначальная осень, дивная пора-э, лучезарны вечера- э, бодрый серп гулял- олиц +э, праздной борозде- э, льется чистая и теплая лазурь- метаф+э, отдыхающее поле-олиц).

-вслед за автором каждый из вас в своем воображении нарисовал пейзаж. Какие картины вы увидели? (Чтение стихотворения вполголоса)

- а что можно услышать? ( тишину, музыкальность , ощущение спокойствия)

- как вы думаете, о чем свидетельствует многоточие в конце предложений? (неспешное любование природой, о недосказанных раздумьях).

- читать выразительно мы будем также неторопливо, спокойно

Показ видеофильма с записью чтения этого стихотворения.

- какие картины зимней природы вы представили? Образ леса , который переливается и сверкает в лучах солнца . Чародейка - Зима , которая околдовала лес .Солнце освещает лес.

- а какое настроение передает это стихотворение? (волшебное, таинственное, светлое)

- что необычного видит поэт в зимнем пейзаже? Чародейка-Зима околдовала лес .

(Чародейка Зима - волшебница, колдунья ).

А как вы думаете, колдовство Чародейки доброе ?

Прочитайте ещё раз третью , заключительную строфу .Какие слова имеют значение света , блеска ? (Солнце , луч косой , вспыхнет , заблещет , ослепительной красой .)

Какие звуки создают это ощущение блеска и сияния ?(С-Ч-Щ)

Давайте прочитаем эту строфу так , чтобы не только значение слова , но и его звучание создавали ослепительную красоту сказочного леса .

Солнце зимнее ли меЩет

На него Свой луч коСой –

В нём ниЧто не затрепещет,

Он весь вСпыхнет и заблеЩет

Аллитерация - повторение однородных звуков в стихе, фразе, строфе. Аллитерация усиливает звуковую и интонационную выразительность стиха.

теперь определим темп и тон чтения стихотворения . Возможно ли прочитать это стихотворение быстро ? - Его следует прочесть неторопливо .

А каким должен быть тон чтения стихотворения ? С какими оттенками настроения ? ( Тон - спокойный , неторопливый , таинственный Настроение - волшебное , торжественное , тревожное . )

6.Итог. ) Ребята, а какое настроение у вас сейчас? Что-то поменялось? Повлияли ли как-то на ваше настроение музыка, стихи и картины? Нарисуйте смайлик вашего настроения .

Как видим, задача любого вида искусства – оказывать эмоциональное воздействие на читателя, слушателя, зрителя при помощи слова, звука, краски (цвета). Тютчев не рисовал каких-то неземных, удивительных красот. Он изображал только то, что видел не однажды всякий человек. И в каждом его слове звучит такая нежность, такая любовь к природе, что его стихи понятны и близки любому человеку.

7. Домашнее задание. Сочинить несколько строчек о зиме или осени.” Зима-чародейка околдовала меня чем?” “ Золотая осень приворожила меня чем?”

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок представляет собой пример занятия по блочно-модульному обучению. Содержание этого урока представлен в блоке в рамках изучения одной темы, а не раздела или большой темы. В ходе урока решается триединая цель обучения, читаются и анализируются многие лирические тексты Ф.И. Тютчева. Этапы урока представлены в виде микромодулей. Особое внимание прианализе лирических текстов уделяется поиску выразительных средств языка.

Блочно-модульная технология личностно-ориентированного образования на уроках литературы в 10 классе

Автор: Тютчев Ф. И.

Вид урока: урок усвоения новых знаний

Тип урока: урок на основе блочно-модульной технологии

Тема урока: Пейзажная лирика Ф. И. Тютчева

1. Обучающая цель: дальнейшее формирование навыков работы с лирическим произведением;

2. Развивающая цель: развивать умения анализировать, синтезировать, обобщать.

3. Воспитывающая цель: формирование любви к природе среднерусской полосы, развитие коммуникативных навыков

1. Слово учителя

На прошлом уроке мы познакомились с биографией Тютчева, постарались увидеть его индивидуальность, неповторимость.

- В чём же особенность биографии Ф.И. Тютчева?

Необычайная одаренность и ранняя карьера поэта и чиновника;

Позднее начало публикации стихов и поздняя слава;

Необычно длительное пребывание вдали от родины;

Знакомство и общение с выдающимися представителями русской и европейской культуры;

Трагические судьбы близких поэта.

2. Микромодуль - Мотивация деятельности учащихся.

Хочется сегодня мне вам напомнить и слова Чичерина о том, что вся жизнь Тютчева – в его стихах.

С его произведениями вы уже встречались на уроках литературы, что-то учили наизусть. Поэтому легко вспомните строки поэта:

(учитель начинает, ученики продолжают)

Зима недаром злится,

(Весна в окно стучится

И гонит со двора.)

Околдован лес стоит - …

(И под снежной бахромою

Чудной жизнью он блестит.)

Ещё в полях белеет снег …

(А воды уж весной шумят).

Люблю грозу в начале мая…

(Когда весенний первый гром).

- Совсем не случайно то, что все эти стихи – о природе. Жизнь природы была одной из центральных тем поэзии Тютчева.

Сегодня мы будем говорить о пейзажной лирике Ф.И. Тютчева. Запишите тему занятия в тетрадях.

Эпиграфом урока будут строки из стихотворения Тютчева:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не безгрешный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Преобладание пейзажей ­– одна из примет его лирики. Правильнее называть её пейзажно-философской: картины природы воплощают глубокие, напряжённые трагические раздумья поэта о жизни и смерти, о человеке, человечестве и мироздании: Какое место занимает Человек в мире и в чём его Судьба. Тютчев как бы возвращался к исходным темам познания людьми мира, к тем вопросам, которые получили отражение в легендах, обрядах и сказках. Старинные образы Матери-земли, Океана, Солнца, Дня и Ночи, Смерти, Сна и Любви, Человека, Судьбы вошли в его поэзию.

­- Расскажите, какой сборник-коллаж стихов о природе вы составили из стихов Тютчева и в чем увидели своеобразие его пейзажной лирики.

3. Работа со сборниками стихотворений Ф.И. Тютчева.

Ученики выступают со своими коллажами: название сборника, название стихов по темам (весна, лето, зима, осень), чтение 1 – 2 стихотворений, вывод о своеобразии пейзажной лирики.

– Каким временам года и их явлениям чаще всего посвящал свои стихи Тютчев?

– Какое настроение создаётся после прочтения стихотворений о природе Тютчева от тех, что выбрали вы?

– Сделайте вывод о своеобразии пейзажной лирики Тютчева.

Примечание. Подробного анализа стихотворений не требуется.

– За счёт каких выразительных средств создаются картины великолепия природы в стихах Тютчева?

– Итак, проследим: на примере каких стихотворений Тютчев воспевает времена года, и за счёт каких выразительных средств он это осуществляет.

Тютчев неповторимо запечатлел в своих стихотворениях все четыре времени года:

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

Они гласят во все концы:

Мы молодой весны гонцы,

Весна идёт, весна идёт!

И тихих, тёплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

– Ребята, вы почувствовали, что, несмотря на зимнюю пору, при чтении стихотворения возникает ощущение весны и свежести?

Околдован лес стоит –

И под снежной бахромою

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,–

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Лёгкой цепью пуховой…

– Итак, в чём же особенность изображения природы Тютчевым, чем его взгляд отличается от нашего?

(Тютчев изображает природу не со стороны, не как наблюдатель и фотограф. Он пытается понять душу природы, услышать её голос. Природа у Тютчева – это живое, разумное существо).

- Природа являлась не только объектом эстетического переживания поэта, как это часто бывает в пейзажной лирике, но и материалом для постоянных размышлений о мире, о Боге, о месте человека в этом мире. Чтобы лучше почувствовать это, давайте проведём творческий эксперимент.

Есть в светлости осенних вечеров

__________, _______ прелесть:

__________ блеск и пестрота дерев,

__________ листьев _____, ______ шелест,

__________ и _________ лазурь.

Над _____________ землёю,

И, как предчувствие ________ бурь,

__________, _________ ветр порою,

Ущерб, изнеможенье – и на всём

Та _________ улыбка увяданья,

Что в существе __________ мы зовём

__________ стыдливостью страданья.

Примечание. Учащиеся работают индивидуально, затем предлагают свои варианты; учитель записывает их на доске:

- Что же у нас получилось. В большинстве случаев предложенные определения носят номинативный, назывной характер, явления описываются по внешним, чувственным признакам: чистый, тихий, небесный и т.д.

Лишь некоторые могут претендовать на художественность и выражение душевного состояния человека, созерцающего пейзаж: чарующая, суровый.

- А что же у Тютчева?

(учитель вписывает пропущенные эпитеты и читает стихотворение).

- Чтобы выяснить своеобразие пейзажной лирики Тютчева, необходимо тщательно проанализировать стихотворение.

(План анализа лирического стихотворения)

- Каково состояние лирического героя?

(таинственна, умильная прелесть)

(противоречие между образом и чувствами, которые этот образ вызывает)

- Что это за образ? Опишите эту картину.

(картина умирающей природы)

- Почему блеск и пестрота дерев зловеща?

(признаки угасающей жизни)

- Какие чувства у героя вызывают эти картины?

(умиление, тихий восторг и просветленность)

- Какое слово оправдывает это состояние?

- В чём же вина? За что герою стыдно?

(страдание, то, что не зависит от воли и сознания, скорее это не вина, а беда)

- Обратимся к тютчевским определениям. В чем особенность эпитетов зловещий, томный, грустно-сиротеющий, кроткий?

(определяют внутреннее состояние человека, а Тютчева они отнесены к природе, тем самым, одушевляя её)

- Просто ли это художественный прием или, может быть, это философское убеждение?

6. Вывод.

Тютчев изображает природу не со стороны, не как наблюдатель и фотограф. Он пытается понять душу природы, услышать её голос. Природа у Тютчева – это самое живое, разумное существо. Пытаясь проникнуть в её тайны, за помощью обращается к жизни человека. Человек оказывается своеобразным инструментом постижения природы. Но и природа служит инструментом постижения человека.

7. Микромодуль – проповедь.

Запись в тетрадь:

У Тютчева важно и дорого то, что он не только чувствовал, а и мыслил как поэт, - что он был убежден в объективной истине поэтического воззрения на природу… Вовсе не высшее звание, а только собственная слепота и глухота заставляют людей отрицать внутреннюю жизнь природы.

8. Домашнее задание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомить учащихся с пейзажной лирикой Ф.И.Тютчева.

Задачи: Обучающие: формировать первоначальные навыки интерпретации поэтического текста , закрепить умение находить в тексте средства художественной изобразительности .

Развивающие: прививать интерес к поэтическому слову, развивать творческие способности учащихся.

Воспитывающие: воспитывать любовь и уважение к родной природе, передать красоту и музыкальность поэтической речи.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: компьютер,учебники, полотна Левитана,Поленова,Саврасова.

1.Организационный момент.

2. Вводная беседа.

Россия…Отчизна….Милая моя Родина. Тебя невозможно представить без родных полей ,белоствольных берез, лесов, зеленеющего вдали тихого пруда или речки. Неяркая ,неброская красота моей Родины…

3. Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы с вами продолжим увлекательное путешествие в волшебный мир лирики и докажем, что природа живая . Она может очаровывать своей красотой, может вызывать у нас чувство сопереживания , тревоги . Природа деятельная , будто сама ведёт свой календарь.

–Именно о душе родной природы писал поэт Тютчев. Федор Иванович Тютчев – мастер пейзажной лирики. Его стихотворения – это зарисовки различных времен года. Поэт в нескольких четверостишиях может точно передать черты зимы и лета, весны и осени.

Сегодня мы будем говорить об осенней и зимней природе. Многие стихотворения Ф. И. Тютчева очень напевны, мелодичны . Такое чувство , что он поёт о природе .

Ф.И. Тютчев был второй, или меньший, сын Ивана Николаевича и Екатерины Львовны Тютчевых и родился в 1803 году 23 ноября, в родовом тютчевском имении, селе Овстуг Орловской губернии Брянского уезда. Тютчевы принадлежали к старинному русскому дворянству. Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования и способности к учению. Получил хорошее домашнее образование, которым с десяти лет руководил Раич, поэт-переводчик, знаток классической древности и итальянской литературы.

Уже в двенадцать лет Тютчев поступает на словесное отделение Московского университета. После окончания университета (1821) Тютчев едет в Петербург, поступает на службу в Коллегию иностранных дел, получает место сверхштатного чиновника русской дипломатической миссии в Баварии и в девятнадцать лет отправляется в Мюнхен.

ФЭН – ЭН – ПИК (задания по выбору вопроса для ответа; 1 –держит карточки веером, 2 –выбирает вопрос и читает его вслух, 3 – отвечает на вопрос, 4 – проверяет ответ, корректирует его, перефразирует, хвалит отвечавшего на вопрос, а затем всё меняется по кругу – пока все не ответят на вопросы)

Когда и где родился Ф.И.Тютчев?

Кто был его домашним учителем?

Где учился Ф.И.Тютчев?

Куда был определён на службу?

Сколько лет пробыл за границей?

Дома вы должны были нарисовать осенний пейзаж, передать цвет (цветопись) и образ осени . (Проверка домашнего задания)

Что вы почувствовали, слушая его?

Лексическая работа

– В стихотворении нам встретились трудные, непонятные слова

На доске выписаны слова

праздная борозда- полоса ничем не занятая,

лазурь- светло-синий цвет , воздух над полем кажется голубым и сливается с небом, лучезарны вечера- ясные вечера с красивыми закатами

Работа в парах. Найдите выразительные средства, которые использовал поэт. Вы называете и доказываете ( первоначальная осень, дивная пора-э, лучезарны вечера- э, бодрый серп гулял- олиц +э, праздной борозде- э, льется чистая и теплая лазурь- метаф+э, отдыхающее поле-олиц).

-вслед за автором каждый из вас в своем воображении нарисовал пейзаж. Какие картины вы увидели? (Чтение стихотворения вполголоса)

- а что можно услышать? ( тишину, музыкальность , ощущение спокойствия)

- Как вы думаете, о чем свидетельствует многоточие в конце предложений? (неспешное любование природой, о недосказанных раздумьях).

- читать выразительно мы будем также неторопливо, спокойно

Какую картину зимней природы нарисовал поэт? (тишина,спокойствие ,зимний день) Чародейка - Зима околдовала лес .Солнце освещает лес.

- Какое настроение передает это стихотворение? (волшебное, таинственное, светлое)

-Есть ли герои в этом стихотворении? (Чародейка-Зима , околдовала лес .)

(Чародейка Зима - волшебница, колдунья ).

-А как вы думаете, колдовство Чародейки доброе ?

Прочитайте ещё раз третью , заключительную строфу .Какие слова имеют значение света , блеска ? (Солнце , луч косой , вспыхнет , заблещет , ослепительной красой .)

Какие звуки создают это ощущение блеска и сияния ?(С-Ч-Щ)

Давайте прочитаем эту строфу так , чтобы не только значение слова , но и его звучание создавали ослепительную красоту сказочного леса .

Солнце зимнее ли меЩет

На него Свой луч коСой –

В нём ниЧто не затрепещет,

Он весь вСпыхнет и заблеЩет

Аллитерация - повторение однородных звуков в стихе, фразе, строфе. Аллитерация усиливает звуковую и интонационную выразительность стиха.

теперь определим темп и тон чтения стихотворения . Возможно ли прочитать это стихотворение быстро ? - Его следует прочесть неторопливо .

А каким должен быть тон чтения стихотворения ? С какими оттенками настроения ? ( Тон - спокойный , неторопливый , таинственный Настроение - волшебное , торжественное , тревожное . )

6.Вывод. ) Ребята, какое настроение у вас после знакомства со стихотворениями? Повлияли ли как-то на ваше настроение мелодичность стихов и картины природы? Нарисуйте смайлик вашего настроения .

Как видим, задача любого вида искусства – оказывать эмоциональное воздействие на читателя, слушателя, зрителя при помощи слова, звука, краски (цвета). Тютчев не рисовал каких-то неземных, удивительных красот. Он изображал только то, что видел не однажды всякий человек. И в каждом его слове звучит такая нежность, такая любовь к природе, что его стихи понятны и близки любому человеку.

Читайте также: