Конспект урока дикая собака динго

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 7 КЛАССЕ

Цели : показать поэтичность первого чувства, ранимость детской души; житейскую мудрость и тактичность взрослых по отношению к чувствам детей;

используя власть искусства, помочь детям разобраться в себе и своих проблемах;

обратить внимание на роль дружбы в жизни человека;

учить правильно оценивать свои и чужие поступки;

показать значимость литературы в наше время.

ОБОРУДОВАНИЕ: презентация к повести;

эпиграф на доске;

выставка детских рисунков к повести;

сборник детских стихов о любви;

кроссворды, составленные детьми к повести;

РУВИМ ИСАЕВИЧ ФРАЕРМАН

Собака динго (австралийская собака)

Нанаец (северная народность)

И когда ты счастлив, и если тебя настигла беда, - будь отважен, держись с достоинством, береги друзей. И будь внимателен к людям.

Мария Прилежаева

1. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Есть книги, которые, с детства или юности войдя в жизнь человека, сопровождают его всю жизнь. Нам сегодня откроется чудный мир красивых и благородных чувств, мы узнаем смелых и добрых людей, побываем в разных уголках нашей страны. Такую счастливую и влекущую книгу о любви написал РУВИМ ИСАЕВИЧ ФРАЕРМАН.

2. СЛОВО ДЕТЯМ (МОНТАЖ О ПИСАТЕЛЕ).

1 ребёнок: Читая книги Ф., ты каким-то внутренним чутьём угадываешь, что писал их хороший человек. Кто же он?

2 ребёнок: Познакомилась я с ним (вспоминает М. Прилежаева), когда он был уже известным писателем. Рувим Исаевич оказался простым и приветливым, держался непринуждённо и естественно, даже казался застенчивым. Рассказывал о труде писателя уважительно и просто, зная не только эту работу, ведь смолоду он был и рыбаком, и бухгалтером, и подручным кочегара. Многое испытал и узнал писатель.

3 ребёнок: В годы В.О. войны ФРАЕРМАН ушёл на фронт добровольцем, вступил в ополчение, и лишь жестокая болезнь и контузия вывели писателя из строя. Он стал инвалидом Отечественной войны, но не потерял отвагу и стойкость, доброту и душевное мужество.

1 ребёнок: Он по-прежнему остался таким же весёлым и неистощимым на шутки, так же умел ободрить любого - недаром у него всегда было много друзей!

3 ребёнок: Повесть Рувим Исаевич не на берегу сурового дальневосточного моря, а в деревне Солотча Рязанской области – в русских, очень русских местах. Писал целые дни и часто ночами. Сквозь ледяные узоры окон глядела полная луна, а на улице шёл снег… Он, выбежав ненадолго отдохнуть на крыльцо, всё видел своих героев, слышал их голоса и скорее, скорее спешил к письменному столу.

1 ребёнок: Он был прост во всём. Простота его вмещала и поэтичность, и мудрость, и сложность. Все эти свойства души нашли своё отражение в повести о первой любви.

Условия игры: 2-3 команды; в течение 1 минуты команда отвечает на вопросы.

Выиграет тот, чья команда наберёт больше очков.

ВОПРОСЫ: 1. Имя учителя истории? (Аристарх Аристархович Аристархов).

Фамилия главной героини? (Сабанеева).

Национальность Фильки? (Нанаец).

Где живёт отец Тани? (Москва, Маросейка,53).

Как зовут маму Тани? (Маша).

Какие цветы подарила Таня Коле Сабанееву? (Саранки и ирисы).

Что такое юкола? ( Сушёная рыба).

Воинское звание Таниного отца? (Полковник).

Как зовут вторую жену Сабанеева? (Надежда Петровна).

Длинная палка из ясеня, окованная на конце железом и необходимая для управления собаками? (Каюр).

Что жевали ребята в школе? (Пихтовую смолу).

Кличка Таниной кошки? (Казак).

Кого в повести звали Санчо Пансой? (Фильку звал Коля).

Имя учительницы по русскому языку? (Александра Ивановна).

Кого из писателей видел в Крыму Коля? (Горького).

Кто пожертвовал своей жизнью ради спасения Тани? (Собака Тигр).

Кто сообщил о происшествии во время бурана в газету? (Учитель истории Аристарх…)

Номер школы, где учились дети? (Школа № 2).

Где спала Таня после истории с газетой? (В комнате, где хранилось пионерское имущество).

Что Таня сделала с пельменями? (Съела сама, омывая слезами каждый).

Подарила ли Таня цветы писателю? ( Да).

Как прозвали Таню дети? (Дикой собакой динго).

ВОПРОСЫ: Почему мама задаёт вопрос тихо?

Почему Таня так долго молчит?

Почему Таня заинтересовалась незнакомым мальчиком?

Действительно ли маме некогда было встретить приезжавших?

Что мы узнаём о внутреннем мире героинь в этой ситуации?

Изменить: …И так думая она не ответила…(надо – ответила).

ВОПРОСЫ: Можно ли сказать, что это юмористическая сцена? Почему?

КОМУ ИЗ ВАС ЗНАКОМЫ ЭТИ ЧУВСТВА? Пережили ли вы их ещё раз?

ВОПРОСЫ: Чувства взрослых не всегда легко понять ребёнку. А вы сумели ощутить тоску отца? Что вам захотелось ему сказать? В каком предложении, по-вашему, заключается главное?

ВОПРОСЫ: Почему Коля всё время думает о Тане? Как показано автором его чувство? Вожатый Костя говорит, что если решение общее, то они могут всё. Какое это качество?

ВОПРОСЫ: Почему во время этого разговора автор сравнивает Таню с птичкой?

Какими были глаза матери? А какие глаза у вашей мамы?

Понимает ли муки матери дочь? Почему?

Решатся ли они уехать отсюда? Почему?

5. ИНСЦЕНИРОВКА ЭПИЗОДА НАЧАЛА 20 ГЛАВЫ

ВОПРОСЫ: Что вас заинтересовало в этом разговоре?

(На слайде стихотворение:

Горе сердцу, которое льда холодней,

Не пылает любовью, не знает о ней,

А для сердца влюблённого – день, проведённый

БЕЗ ВОЗЛЮБЛЕННОЙ, - САМЫЙ ПРОПАЩИЙ ИЗ ДНЕЙ! (ОМАР ХАЙЯМ)

Прокомментируйте… Связывается ли оно с текстом повести?

Задание. В соответствии с темой урока закончить предложения.

Я бы мог стать очень счастливым, если бы ….

Я хотел бы, чтобы мой папа …

Когда я вырасту…

Я думаю, что настоящий друг …

7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Составить кроссворд по произведению Фраермана, или написать стихотворение о своих чувствах, или составить презентацию по повести (в электронном виде).

используя власть искусства, помочь детям разобраться в себе и своих проблемах; обратить внимание на роль дружбы в жизни человека; учить правильно оценивать свои и чужие поступки; показать значимость литературы в наше время.

ВложениеРазмер
Внеклассное чтение "Куда уходит детство" по произведению Фраермана Р.И 855.11 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 7 КЛАССЕ

Цели : показать поэтичность первого чувства, ранимость детской души; житейскую мудрость и тактичность взрослых по отношению к чувствам детей;

используя власть искусства, помочь детям разобраться в себе и своих проблемах;

обратить внимание на роль дружбы в жизни человека;

учить правильно оценивать свои и чужие поступки;

показать значимость литературы в наше время.

ОБОРУДОВАНИЕ : презентация к повести;

эпиграф на доске;

выставка детских рисунков к повести;

сборник детских стихов о любви;

кроссворды, составленные детьми к повести;

РУВИМ ИСАЕВИЧ ФРАЕРМАН

Собака динго (австралийская собака)

Нанаец (северная народность)

И когда ты счастлив, и если тебя настигла беда, - будь отважен, держись с достоинством, береги друзей. И будь внимателен к людям.

1. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Есть книги, которые, с детства или юности войдя в жизнь человека, сопровождают его всю жизнь. Нам сегодня откроется чудный мир красивых и благородных чувств, мы узнаем смелых и добрых людей, побываем в разных уголках нашей страны. Такую счастливую и влекущую книгу о любви написал РУВИМ ИСАЕВИЧ ФРАЕРМАН.

2. СЛОВО ДЕТЯМ (МОНТАЖ О ПИСАТЕЛЕ).

1 ребёнок : Читая книги Ф., ты каким-то внутренним чутьём угадываешь, что писал их хороший человек. Кто же он?

2 ребёнок : Познакомилась я с ним (вспоминает М. Прилежаева), когда он был уже известным писателем. Рувим Исаевич оказался простым и приветливым, держался непринуждённо и естественно, даже казался застенчивым. Рассказывал о труде писателя уважительно и просто, зная не только эту работу, ведь смолоду он был и рыбаком, и бухгалтером, и подручным кочегара. Многое испытал и узнал писатель.

3 ребёнок : В годы В.О. войны ФРАЕРМАН ушёл на фронт добровольцем, вступил в ополчение, и лишь жестокая болезнь и контузия вывели писателя из строя. Он стал инвалидом Отечественной войны, но не потерял отвагу и стойкость, доброту и душевное мужество.

1 ребёнок : Он по-прежнему остался таким же весёлым и неистощимым на шутки, так же умел ободрить любого - недаром у него всегда было много друзей!

3 ребёнок : Повесть Рувим Исаевич не на берегу сурового дальневосточного моря, а в деревне Солотча Рязанской области – в русских, очень русских местах. Писал целые дни и часто ночами. Сквозь ледяные узоры окон глядела полная луна, а на улице шёл снег… Он, выбежав ненадолго отдохнуть на крыльцо, всё видел своих героев, слышал их голоса и скорее, скорее спешил к письменному столу.

1 ребёнок : Он был прост во всём. Простота его вмещала и поэтичность, и мудрость, и сложность. Все эти свойства души нашли своё отражение в повести о первой любви.

Условия игры: 2-3 команды; в течение 1 минуты команда отвечает на вопросы.

Выиграет тот, чья команда наберёт больше очков.

ВОПРОСЫ: 1. Имя учителя истории? (Аристарх Аристархович Аристархов).

ВОПРОСЫ: Почему мама задаёт вопрос тихо?

Почему Таня так долго молчит?

Почему Таня заинтересовалась незнакомым мальчиком?

Действительно ли маме некогда было встретить приезжавших?

Что мы узнаём о внутреннем мире героинь в этой ситуации?

Изменить: …И так думая она не ответила…(надо – ответила).

ВОПРОСЫ: Можно ли сказать, что это юмористическая сцена? Почему?

КОМУ ИЗ ВАС ЗНАКОМЫ ЭТИ ЧУВСТВА? Пережили ли вы их ещё раз?

ВОПРОСЫ: Чувства взрослых не всегда легко понять ребёнку. А вы сумели ощутить тоску отца? Что вам захотелось ему сказать? В каком предложении, по-вашему, заключается главное?

ВОПРОСЫ: Почему Коля всё время думает о Тане? Как показано автором его чувство? Вожатый Костя говорит, что если решение общее, то они могут всё. Какое это качество?

ВОПРОСЫ: Почему во время этого разговора автор сравнивает Таню с птичкой?

Какими были глаза матери? А какие глаза у вашей мамы?

Понимает ли муки матери дочь? Почему?

Решатся ли они уехать отсюда? Почему?

5. ИНСЦЕНИРОВКА ЭПИЗОДА НАЧАЛА 20 ГЛАВЫ

ВОПРОСЫ: Что вас заинтересовало в этом разговоре?

(На слайде стихотворение:

Горе сердцу, которое льда холодней,

Не пылает любовью, не знает о ней,

А для сердца влюблённого – день, проведённый

БЕЗ ВОЗЛЮБЛЕННОЙ, - САМЫЙ ПРОПАЩИЙ ИЗ ДНЕЙ! (ОМАР ХАЙЯМ)

Прокомментируйте… Связывается ли оно с текстом повести?

Задание. В соответствии с темой урока закончить предложения.

Я бы мог стать очень счастливым, если бы ….

Я хотел бы, чтобы мой папа …

Когда я вырасту…

Я думаю, что настоящий друг …

7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Составить кроссворд по произведению Фраермана, или написать стихотворение о своих чувствах, или составить презентацию по повести (в электронном виде).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Во все времена в человеке ценились такие качества, как чуткость, восприимчивость к окружающему миру, доброта, умение дружить, чувство ответственности за тех, кто рядом. Этот урок может быть одной из с.


Методическая разработка урока внеклассного чтения по творчеству Д.В.Давыдова "Певец вина, любви и славы. ". 7 класс.

Ресурс включает в себя конспект урока, презентацию к уроку , текстовый документ с текстами стихов поэта, ссылки на интернет-ресурсы, использованные при разработке материала. Форма проведени.


Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо.


Цели: углубить представления о личности писателя, о жизненных истоках его произведений; дать понять, как в своем творчестве он достиг таких высоких вершин; на примере жизни и творчества М. Шолохова во.


Методическая разработка урока внеклассного чтения в 8 классе по теме ". грехи, за которые наказала Земля наша" (по повести А .И .Приставкина "Ночевала тучка золотая")

Представлены три урока внеклассного чтения в 8 классе.

Цель урока: мотивирование обучающихся к изучению гоголевской прозы, побуждение к глубокому, осознанному чтению и осмыслению классических произведений.Планируемые задачи:·.


Презентация "Дикая собака динго" по рассказу Р.И. Фраермана "Дикая собака динго, или Повесть о первой любви"

Презентация "Дикая собака динго" по рассказу Р.И. Фраермана "Дикая собака динго, или Повесть о первой любви".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока внеклассного чтения для учащихся 6-7 класса. Имеется презентация.

6класс

Цели: познакомить учащихся с творческой судьбой детского писателя Р. И. Фраермана и его

формировать умение анализировать прочитанный текст, сопоставлять,

давать оценку поступкам героев, обобщать; воспитывать активную жизненную позицию.

Прожить жизнь свою достойно на землеэто тоже большое искусство

быть может, даже более сложное, нежели любое иное мастерство.

Библиотекарь:

Есть книги, которые с детства и юности, войдя в сердце человека, сопровождают его всю жизнь. Утешают в горе, вызывают раздумье, радуют.

Такую счастливую и влекущую книгу о любви написал Рувим Исаевич Фраерман. Нам сегодня откроется чудный мир красивых и благородных чувств, мы узнаем смелых и добрых людей.

Не с блеском доспехов и мантий,

Не с реками слёз и крови,

Пришли вы к нам, добрый романтик,

С предчувствием первой любви.

Фальшивые замки разрушив,

Любой исключая обман,

Навеки вошёл в наши души

Властитель сердец – Фраерман

Р.И.Фраерман родился в октябре 1801 года в городе Могилёве в большой бедной семье. Единственной радостью трудного детства были поездки с отцом – лесным подрядчиком. Мальчик любил эти разъезды по сёлам, заброшенным в глуши лесов, ночёвки в деревенских избах, рассказы бывалых людей.

Рувим Фраерман сначала учился в Могилёвском реальном училище, а затем в Харьковском технологическом институте, но закончить его не смог из-за нехватки денег.

Главное в книгах Фраерманаэто люди. Пожалуй, никто из наших писателей ещё не говорил о людях ред­ких народностей Дальнего Востока, о тунгусах, гиляках, нанайцах, корей­цахс такой дружеской теплотой, как Фраерман. Он вместе с ними вое­вал в партизанских отрядах, погибал от гнуса в тайге, спал у костров на снегу, голодал и побеждал.

Рувим Исаевич Фраерман был поэтом в прозе: Дальний Восток, разные народности, их обычаи, глубокая связь с приро­дой родного края, расставание с детством и про­буждение чувств, пробуждение к новой жизни — всё это живет на страницах произведений писате­ля.

Рувиму Исаевичу было 50 лет, когда началась Великая Отечественная война. 6 июля 1941 года он ушёл на фронт, вступив в ряды народного опол­чения, но тяжёлая болезнь заставила его покинуть армию.

У писателя было много друзей, и среди них два самых близких — Аркадий Петрович Гайдар и Константин Георгиевич Паустовский. Фраерман оставил о них воспоминания. Жили они несколь­ко лет в рязанском селе Солотча, работали на Оке, писали книги.

Выступления учащихся с кратким рассказом о том, чем взволновала их эта книга.

Беседа по содержанию повести.

Таня часто остаётся дома одна. Но эта свобода её не радует. Почему?

Как Таня относилась к отцу до встречи с ним? Какие чувства вызвало у неё письмо отца, в котором он сообщал о своём приезде?

Слайд 5. Встреча с отцом

Слайд 6. Обед у отца

Какие отношения сложились у Тани с Колей? Почему Таня злилась на Колю и ненавидела его? Может быть, Коля заслуживает этого?

Что происходит с Таней, почему она такая неуравновешенная, ведь её натуре

несвойственны грубость и несправедливость? Какие два чувства борются в ней? (обида на отца, бросившего мать, и жажда отцовской любви)

Наверное ещё и потому Таня не похожа на себя, что её души коснулась первая любовь, хотя она ещё этого не понимает.

Слайд 7 Примирение Коли и Тани

Когда состоялось примирение Тани и Коли? (гл.14 Эпизод после вручения цветов писателю)

Слайд 8. У окна Жени

Какие чувства испытывала Таня, ожидая Колю на праздник?

Какой эпизод ярко доказывает, что любовь облагораживает человека, заставляет забыть об обидах? (Буран)

Слайд 9. Буран

Можно ли сказать, что спасая Колю в буранную ночь, Таня совершает подвиг?

Слайд10. Разговор с мамой

Что побудило маму Тани подумать об отъезде из города?

Легко ли, на ваш взгляд, было Тане принять решение об отъезде из города, где были её друзья, отец, которого она долго искала и нашла, где пришла к ней первая любовь?

Большой удачей автора является образ нанайского мальчика Фильки, верного и преданного друга Тани Сабанеевой. Как он предлагает Тане дружбу?

Вспомним эпизоды:

Слайд11. Разговор об отце

Слайд12. На уроке русского языка.

Только ли другом был Филька для Тани? Докажите это.

Слайд 13. Филька и Таня на празднике.

О чём этот мальчик заставил задуматься вас?

Перечитайте прощальный диалог Тани и Фильки.

- Какой же ты маленький, Филька! Ты ребёнок. Ведь это всё отгорит и исчезнет, как только наступит зима.

- Но ведь солнце так сильно… Неужели же всякий след исчезнет? Может быть, что-нибудь и останется, Таня?

- Ты прав… Что-нибудь должно остаться. Всё не может пройти. Иначе куда же девается вся наша верная дружба навеки?

Верите ли вы, что эта отроческая дружба не исчезнет, а обязательно оставит след в жизни?

Как изменилась Таня, когда она испытала чувство первой любви? (она научилась прощать)

Поняла ли Таня своего отца? Как это дополняет образ героини?

Удались ли автору портреты родителей? Чем они запомнились вам?

Какое место отведено в повести природе?

(Таня прощается с детством, и автор вводит бегущую реку, тропинку, огонь, тоже вечно подвижный и постоянно стремящийся вверх. Таня уходит из детства, а вместе с нею уходит лето. На смену ему идут холодная осень и зима. Особенно ярко показана природа в главе, где рассказывается о буране. Природа привела в движение Танины чувства, заставила тревожно биться сердце.)

О чём заставила вас задуматься повесть?

Библиотекарь

Любовь становится для Тани дорогой во взрослую жизнь. Любовь одаривает Таню мудростью (`Никто не виноват. Ведь много, очень много есть на свете людей, достойных любви`) и воссоединяет с отцом. И, наконец, любовь открывает внутренние богатства Тани, которая отказывается от своего счастья ради счастья и покоя матери.

Повесть настолько светла и прозрачна, что почти не испытываешь грусти в конце, когда Таня уез­жает. Душевное благородство, душевная сила ге­роев помогли им по-доброму проститься с детством и вступить в юность.

Словарная работа

Изюбр – крупный восточно-сибирский олень.

Каюр – погонщик собак или оленей, запряжённых в нарты.

Нарты – длинные и узкие сани для езды на собаках и оленях.

Стойбище – поселение кочевого северного народа.

Урочище – здесь участок леса с буреломами, заболоченный, трудно проходимый.

Цинга – болезнь, возникающая при недостатке в продуктах питания витамина С.

Урок внеклассного чтения по книге Р.И.Фраермана можно провести в 7 или 8 классах, так как именно в этом возрасте к учащимся и приходит первая влюблённость. В повести подняты проблемы, которые особенно актуальны и сегодня: любовь, дружба, взаимопомощь, отношение к родителям.

Целевая аудитория: для 7 класса

Очень хороший ресурс, полностью соответствующий аннотации. Презентация хорошая, но есть некоторые недостатки: нет анимации, низкое качество некоторых картинок, на слайде №3 шрифт меньше рекомендуемого - 22. Спасибо.

Большое спасибо, как здорово, что есть творчески работающие учителя. С наступающим Новым годом, творческих успехов Вам!

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены


"Есть книги, – писала М. Прилежаева, – которые, с детства и юности войдя в сердце человека, сопровождают его всю жизнь. Утешают в горе, вызывают раздумье, радуют". [1] Именно такой стала для многих поколений читателей книга Рувима Исаевича Фраермана "Дикая собака динго, или Повесть о первой любви". Изданная в 1939 году – она вызвала бурную дискуссию в печати; экранизированная в 1962 году режиссёром Ю. Карасиком – привлекла ещё более пристальное внимание: на двух международных кинофестивалях фильм был отмечен премиями; сыгранная в радиопостановке прославленными актёрами, прославленная известной песней Александры Пахмутовой – она вскоре прочно вошла в школьную программу по дальневосточной литературе.

Создавал повесть Р. И. Фраерман в деревне Солотча Рязанской области, а вот местом действия своего произведения сделал Дальний Восток, который покорил его ещё с молодых лет. Он признавался: "Я узнал и полюбил всем сердцем и величественную красоту этого края, и его бедные народы. Особенно я полюбил тунгусов, этих веселых, неутомимых охотников, которые в нужде и бедствиях сумели сохранить в чистоте свою душу, любили тайгу, знали ее законы и вечные законы дружбы человека с человеком.

Там-то я наблюдал много примеров дружбы тунгусских мальчиков-подростков с русскими девочками, примеры истинного рыцарства и преданности в дружбе и любви. Там я нашел своего Фильку". [2]

Филька, Таня Сабанеева, Коля, их одноклассники и родители, живущие в небольшом дальневосточном городке, – вот герои произведения Фраермана. Обычные люди. Да и сюжет повести прост: девочке предстоит встреча с отцом, который когда-то оставил семью, её ждут нелёгкие отношения с новой семьёй отца, которого она любит и ненавидит одновременно…

Но почему же так притягательна эта повесть о первой любви? "Гармоничная, созданная как будто на одном дыхании, – отмечает Е. Путилова, – словно поэма в прозе, повесть невелика по своему объему. Но сколько вмещает она событий, судеб, сколько перемен с героями происходит на ее страницах, сколько важных открытий! Повесть эта далеко не безмятежна, и сила книги Фраермана, ее непреходящее очарование, может быть, и заключаются в том, что автор, поверив в своего читателя, смело и открыто показал, как дорого дается человеку любовь, какими подчас оборачивается муками, сомнениями, горестями, страданиями. И вместе с тем, как растет душа человека в этой любви". [3] А по мнению Константина Паустовского, Рувим Исаевич Фраерман "не столько прозаик, сколько поэт. Это определяет многое как в его жизни, гак и в творчестве. Сила воздействия Фраермана и заключена главным образом в этом его поэтическом видении мира, в том, что жизнь предстает перед нами на страницах его книг в своей прекрасной сущности. Фраерман предпочитает писать для юношества, а не для взрослых. Непосредственное юношеское сердце ему ближе, чем умудренное опытом сердце взрослого человека". [4]

Мир детской души с её необъяснимыми порывами, мечтами, восхищением жизнью, ненавистью, радостями и горестями открывает перед нами писатель. И в первую очередь это относится к Тане Сабанеевой, главной героине повести Р. И. Фраермана, с которой мы знакомимся в идиллической обстановке первозданной природы: девочка неподвижно сидит на камне, река обдаёт её шумом; её глаза опущены вниз, но "взгляд их, утомлённый блеском, рассеянным повсюду над водой, не был пристален. Она часто отводила его в сторону и устремляла вдаль, где круглые горы, осенённые лесом, стояли над самой рекой.

Воздух ещё был светел, и небо, стеснённое горами, казалось среди них равниной, чуть озарённой закатом. Она медленно повернулась на камне и неторопливо зашагала вверх по тропинке, где навстречу ей по пологому склону горы спускался высокий лес.

Она вошла в него смело.

Шум воды, бегущей меж рядами камней, остался за её спиной, и перед ней открылась тишина". [5]

Автор сначала не называет даже имени своей героини: так хочется ему, как мне кажется, сохранить ту гармонию, в которой находится девочка в этот момент: имя здесь не важно – важна гармония между Человеком и Природой. Но нет, к сожалению, этой гармонии в душе школьницы. Мысли, тревожные, беспокойные, не дают Тане покоя. Она всё время размышляет, мечтает, силится "представить в своём воображении те неизведанные края, куда и откуда бежит река".[6] Ей хочется увидеть другие страны, иной мир ("Охота к перемене мест" ей овладела).

Но почему же так хочется девочке убежать отсюда, почему не привлекают её сейчас ни этот знакомый ей с первых дней жизни воздух, ни это небо, ни этот лес?

Она одинока. И в этом её несчастье: "пусто было вокруг Девочка осталась одна"; "в лагере меня никто не ждёт" [7]; "Одни, значит, мы с тобой остались. Мы завсегда одни она одна знала, как эта свобода тяготила её. [8]

В чём же причина её одиночества? У девочки есть дом, мама (правда, она всё время на работе в больнице), друг Филька, нянька, кошка Казак с котятами, собака Тигр, утка, ирисы под окном… Целый мир. Но всё это не заменит отца, которого Таня не знает совсем и который живёт далеко-далеко (всё равно, что в Алжире или Тунисе).

Вот и героиня, Таня Сабанеева, не по годам серьёзно размышляет о жизни. Даже нянька подмечает: "Думная ты уж очень думаешь много"[9]. И погружаясь в анализ жизненной ситуации, девочка убеждает себя, что она не должна любить этого человека, хотя мать никогда не говорила о нём плохо. А известие о приезде отца, да ещё и с Надеждой Петровной и Колей, который будет учиться с ней в одном классе, надолго лишает Таню покоя. Но сама того не желая, девочка ждёт отца (одето нарядное платье, сорваны ирисы и саранки, которые он так любит), пытается сама себя обмануть, объясняя причины своего поведения в смоделированной беседе с матерью. И даже на пристани, вглядываясь в прохожих, она корит себя за то, что поддалась "невольному желанию сердца, которое теперь так стучит и не знает, что ему делать: просто умереть или стучать ещё сильнее?" [10]

Сложно делать первый шаг к ребёнку, которого не видел почти пятнадцать лет, полковнику Сабанееву, но ещё сложнее его дочери. Обида, ненависть заполняют её мысли, а сердце тянется к родному человеку. Стена отчуждения, выросшая между ними за долгие годы разлуки, не может быть так быстро разрушена, поэтому обеды у отца по воскресеньям становятся для Тани тяжёлым испытанием: "Таня входила в дом, а собака оставалась у двери. Как часто Тане хотелось, чтобы она осталась у двери, а собака вошла в дом! сердце Тани против воли переполнялось недоверием через край" [11].

Со временем Таня Сабанеева многое начинает осознавать, её “глаза открываются”, та внутренняя напряжённая работа (и в этом она похожа на героиню Л.Толстого, Наташу Ростову) приносит свои плоды: школьница понимает, что мама до сих пор любит отца, что никто не будет ей таким верным другом, как Филька, что рядом со счастьем часто соседствует боль и страдание, что спасённый ею в буран Коля ей очень дорог – она его любит. Но главный вывод, который делает юная героиня, помогает ей преодолеть грусть расставания с Филькой, Колей, родным городом, детством: “Всё не может пройти” [12], просто так исчезнуть, не может быть забыта “их дружба и всё то, что так обогатило их жизнь навсегда” [13]. И процесс этот, такой важный для поиска духовной гармонии Таней Сабанеевой, автор показывает через её внутренние монологи, которые становятся своеобразной "диалектикой души" юной героини: "Что ж это" – подумала Таня. – Ведь это он обо мне говорит. Неужели же все, и даже Филька, так жестоки, что ни на минуту не дают мне забыть того, что всеми силами я стараюсь не помнить!" [14]

Будучи мастером создания психологически верных человеческих характеров, "глубокого поэтического проникновения в духовный мир своих героев" [15], автор почти никогда не описывает душевное состояние персонажей, не комментирует их переживания. Р. Фраерман предпочитает оставаться “за кадром”, стремится оставить нас, читателей, наедине со своими выводами, особое внимание уделяя, по мнению В. Николаева, "точному описанию внешних проявлений душевного состояния героев — позе, движению, жесту, мимике, блеску глаз, всему, за чем можно разглядеть очень сложную и скрытую от внешнего взора борьбу чувств, бурную смену переживаний, напряженную работу мысли. И тут писатель особое значение придает тональности повествования, музыкальному строю авторской речи, ее синтаксическому соответствию состояния и облика данного героя, общей атмосфере описываемого эпизода. Произведения Р. Фраермана, если так можно выразиться, всегда превосходно оркестрованы. Используя разнообразные мелодические оттенки, он при этом умеет их подчинить общему строю, не позволит себе нарушить единство основного мотива, господствующей мелодии" [16].

Так например, в эпизоде "На рыбалке" (глава 8) мы наблюдаем такую картину: "Таня со злорадством молчала. Но и её озябшая фигурка с открытой головой, тонкими волосами, от влаги завивавшимися в кольца, будто говорила: "Вот посмотрите, какой он, этот Коля, есть" [17]. Автор проводит параллель между внутренним состоянием героини и состоянием природы: девочка пропитана неприязнью к Коле, а это утро наполнено влагой, туманами и холодом. Ведь даже элементарные слова вежливости, слетающие из уст Коли, вызывают у неё вспышку гнева: "Таня задрожала от гнева.

- "Простите, пожалуйста"! – повторила она несколько раз. – Какая вежливость! Ты бы лучше не задерживал нас. Из-за тебя мы прозевали клёв" [18].

А прекрасное описание бурана, созданное с помощью выразительных эпитетов, сравнений, олицетворений, метафор?! Эта музыка стихии! Ветер, снег, звуки бури – звучание настоящего оркестра: "А метель уже занимала дорогу. Она шла стеной, как ливень, поглощая свет и звеня, как гром меж скал. Высокие волны снега катились ей [Тане] навстречу – преграждали путь. Она взбиралась на них и снова опускалась и всё шла и шла вперёд, плечами расталкивая густой, непрерывно движущийся воздух, при каждом шаге отчаянно цеплявшийся за одежду подобно колючкам ползучих трав. Он был тёмен, полон снега, и ничего сквозь него не было видно. всё исчезло, скрылось в этой белой мгле" [19].

Как не вспомнить тут "Буран" С.Т. Аксакова или описание метели в повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка"!?

Как ни странно, но произведение Рувима Фраермана, созданное зимой 1938 года, когда основным литературным методом в стране был провозглашённый ещё на первом съезде писателей социалистический реализм, не похоже на другие произведения этого периода (оно скорее ближе к классике русский литературы девятнадцатого века). Автор не делает ни одного из героев отрицательным, плохим. А на мучающий Таню вопрос, кто же виноват, что всё так случилось, отвечает её мама: "…люди живут вместе, пока любят друг друга, а когда не любят, они не живут вместе – они расходятся. Человек свободен всегда. Это наш закон на вечные времена" [20]. От других же произведений писателя о Дальнем Востоке “Дикая собака динго…” отличается тем, что мировоззрению “естественного” человека, эвенкийского мальчика, противопоставлено сознание Сабанеевой Тани, смятённое целым рядом внезапно возникших психологических проблем, которые связаны с непростыми семейными отношениями, терзаниями первой любви, “трудным возрастом”.

Читайте также: