Природные и рукотворные формы в натюрморте 2 класс конспект

Обновлено: 06.07.2024

Ключевые слова: Натюрморт; композиция; линия; пятно; штрих; форма; тень; свет; полутень; объем; пропорции; карандаш; графика; тон; светотень.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Наша матушка-земля, за наш труд, награждает нас разнообразными дарами. Дары эти мы находим, и в земле, и на поверхности земли, а также на разнообразнейших деревьях.

Многие художники, любили такой вид изобразительного искусства, как графика. Это сложно, но очень увлекательно, передать объем природной или рукотворной формы, не используя разных цветов, а лишь используя графические средства, такие как линия, штрих или точка.

Знаете ли вы как называется жанр изобразительного искусства, когда художник рисует неодушевленные предмета?

Взгляните на произведения художников, где они изобразили разнообразные плоды нашей земли- кормилицы.

Некоторые художники изображали их такими, какими их создала природа, а некоторые придавали им иную форму в соответствии со своим замыслом.

В натюрморте могут присутствовать, как природные формы, то есть, что подарила нам земля.

Так и рукотворные, то есть, то, что было создано человеком.

Для создания изображения в графике, художники не используют краски. Они передают объем, графическими средствами. Накладывают энергично штрихи по форме предмета, где то светлые тона, где то тёмные. Таким образом удается передать объем предмета.

Для того, что бы передать объем предмету, нужно знать некоторые светотеневые правила.

Блик – наиболее яркий участок предмета.

Свет – расположен вокруг блика, также хорошо освещённый участок предмета, лишь чуть менее освещённый, чем блик. Прорисовывается лёгкими штрихами.

Полусвет – общий тон прорисовки предмета становится несколько темнее.

Полутень – поверхность ещё более затемнена.

Собственная тень – находится на поверхности, противоположной освещённой части предмета, лучи от основного источника света не попадают на эту поверхность напрямую. Ещё более тёмный участок.

Рефлекс – несколько светлее собственной тени, но всегда темнее полутени. Его появление обусловлено попаданием на предмет отражённых от окружающего предметного пространства лучей света.

Падающая тень – предмет полностью заслоняет свет, как бы отбрасывая свою проекцию на всё окружающее. У границы предмета интенсивность тона тени максимальна, она темнее собственной тени.

Запомните, как передать объем в работе с графическими материалами. Попробуйте применить знания на практике.

Разбор типового тренировочного задания:

Текст задания: Дополните предложения словами.

«______________ – расположен вокруг блика, также хорошо освещённый участок предмета, лишь чуть менее освещённый, чем блик. Прорисовывается лёгкими штрихами.

_______________ – общий тон прорисовки предмета становится несколько темнее.

  • Тень
  • Полутень
  • Падающая тень
  • Свет
  • Собственная тень
  • Рефлекс
  • Полусвет

Стратегия выполнения задания:

1. Внимательно прочитайте вопрос, уловите его общее содержание, смысловую нагрузку, логику, последовательность.

3. Затем выберите верный ответ и проверьте себя.

Свет – расположен вокруг блика, также хорошо освещённый участок предмета, лишь чуть менее освещённый, чем блик. Прорисовывается лёгкими штрихами. Полусвет – общий тон прорисовки предмета становится несколько темнее. Полутень – поверхность ещё более затемнена.

Разбор типового тренировочного задания:

Текст вопроса: рассмотрите изображения и выберите, те на которых изображен натюрморт.

Стратегия выполнения задания:

1. Внимательно прочитайте вопрос, уловите его общее содержание, смысловую нагрузку, логику, последовательность.

3. Затем выберите верный ответ и проверьте себя.

Натюрморт изображён на картинках № 3 и 4.

Обязательная и дополнительная литература для самостоятельного изучения:

Обязательная литература:

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Изобразительное искусство 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций/ Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. М.: Просвещение, 2018. 175 с.

Дополнительная литература:

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. 2 класс: творческая тетрадь. М.: Просвещение, 2018. 64 с.

Цель урока : создание условий для понимания о натюрморте,его композиции.

- знать понятия: натюрморт,композиция,светотень,линия,пятно,штрих.

- уметь с помощью изобразительных средств изображать натюрморт.

- развивать понимание о природных и рукотворных формах;

- развивать музыкально-творческое мышление в процессе слушания музыки.

- воспитывать эстетическое восприятие ….

- воспитывать у детей ….

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Образовательная цель этапа урока

Формы, метода и приёмы

Планируемые результаты (П, М, Л)

Дидактические и интерактивные средства

I. Этап самоопределения к деятельности

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесн.: слово учителя

Приветствует учеников, осуществляет психологический настрой.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Виктория Сергеевна, я сегодня проведу у вас урок изобразительного искусства. Я очень рада встречи с вами. У кого сегодня хорошее настроение и кто готов к работе покажите мне пальчики вверх!

Выражают свою эмоциональную готовность.

М:личностное включение в учебную деятельность

II. Актуализация знаний и мотивация

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Наглядный: показ презентации

Повторяет изученное ранее.

- Ребята, расскажите мне, что вы рисовали на прошлом уроке? А что обсуждали?

- Что такое орнамент?

- Какие орнаменты бывают?

- Где используются орнаменты?

-Какие древнегреческие орнаменты вы знаете?

-А орнаменты каких стран еще вы знаете?

.- Ребята,посмотрите,кто пришел к нам в гости! Это же мастер изображения. Он принес с собой необычную картину.

-Нам нужно с вами разгадать,как такая картина называется!( на слайде изображена головоломка НАТЮРМОРТ).

Мы рисовали орнаменты!

Это узор,основанный на повторе и чередовании элементов.

П: Выделение известной информации и структурирование знаний

III. Постановка учебной задачи (1-2мин.)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Проблемный: постановка учебной задачи

Словесн.: учебный диалог

Формулирует учебную задачу.

- Ребята, а как вы думаете, какова будет тема нашего урока?

- Правильно, ребята. А какая будет цель нашего урока?

- Сегодня мы с вами научимся не только изображать натюрморт,но и познакомимся с новым видом изобразительного искусства!

- Научиться изображать натюрморт.

П: самостоятельное формулирование темы и цели урока

Л: проявление активности в общей работе

IV. Открытие нового знания (10-12мин.)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Наглядный: показ картин

- Сегодня мы с вами познакомимся с природными и рукотворными формами в натюрморте.

-Н аша матушка-земля, за наш труд, награждает нас разнообразными дарами. Дары эти мы находим, и в земле, и на поверхности земли, а также на разнообразнейших деревьях.

Многие художники, любили такой вид изобразительного искусства, как графика. Это сложно, но очень увлекательно, передать объем природной или рукотворной формы, не используя разных цветов, а лишь используя графические средства, такие как линия, штрих или точка.

- Знаете ли вы как называется жанр изобразительного искусства, когда художник рисует неодушевленные предметы?

- Натюрморт это жанр изобразительного искусства, где главным выступает изображение неодушевленных предметов.

- Рассмотрите картинки. Что в них общего,а что разное?

В натюрморте могут присутствовать, как природные формы, то есть, что подарила нам земля.

Так и рукотворные, то есть, то, что было создано человеком.

-Взгляните на произведения художников, где они изобразили разнообразные плоды нашей земли- кормилицы. Что необычного вы видите в этих работах?

Для создания изображения в графике, художники не используют краски. Они передают объем, графическими средствами. Накладывают энергично штрихи по форме предмета, где то светлые тона, где то тёмные. Таким образом удается передать объем предмета.

Демонстрирует правила на эскизе.

- Для того, что бы передать объем предмету, нужно знать некоторые светотеневые правила.

Блик – наиболее яркий участок предмета.

Свет – расположен вокруг блика, также хорошо освещённый участок предмета, лишь чуть менее освещённый, чем блик. Прорисовывается лёгкими штрихами.

Полусвет – общий тон прорисовки предмета становится несколько темнее.

Полутень – поверхность ещё более затемнена.

Собственная тень – находится на поверхности, противоположной освещённой части предмета, лучи от основного источника света не попадают на эту поверхность напрямую. Ещё более тёмный участок.

- Сейчас я вам продемонстрирую несколько приемом написания натюрморта(штрих,тень,линия,пятно).

- 1.Возьму в руки лист бумаги и положу его как мне удобно.

2. Намечу основные элементы натюрморта.

3. Начну заполнять самый большой элемент штрихами,далее перехожу к маленьким.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Приложение 2 2 класс Урок Природные и рукотворные формы
в натюрморте

Формирование новых знаний (урок-образ).

м етоды и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный, практический, творческий; коллективная, фронтальная, индивидуальная.

Основные понятия и термины

Натюрморт, композиционный центр ,блик, свет, свет, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень.

Образовательные
ресурсы

Наглядно-
демонстрационный материал

Литературный ряд: загадка о натюрморте.

Образец – рисунок педагога

Оборудование

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные в познавательной сфере – осваивают основы изобразительной грамоты, особенности средств художественной выразительности; приобретают практические навыки и умения в изобразительной деятельности; в ценностно-эстетической сфере – овладевают художественным (эстетическим) вкусом; в коммуникативной сфере – умеют обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности; в эстетической деятельности – проявляют художественный вкус, воображение, фантазию, устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа в трудовой сфере – используют различные материалы и техники для передачи замысла в собственной художественной деятельности.

Метапредметные: активно используют язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.); обогащают ключевые компетенции (коммуникативные, деятельностные и др.) художественно-эстетическим содержанием.

Личностные: овладевают навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий; умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности; видят, воспринимают и передают в собственной художественно-творческой деятельности красоту окружающей жизни, выраженную с помощью средств рисунка, живописи; овладевают навыками использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись).

о рганизационная структура урока

и развивающие компоненты

Универсальные
учебные действия

I. Организа - ционный момент

психологическая и мотивационная подготовка уч - ся
к усвоению изучаемого материала

Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

Будем рисовать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики.

Слушают учителя, отвечают на вопросы

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться.

Коммуникативные: умеют формулировать ответ на вопрос.

Регулятивные: умеют с помощью учителя сформулировать цель и удерживать цель деятельности до получения ее результата

II. Изучение нового материала

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок №5 по ИЗО УМК "Перспектива". Понятия "натюрморт", "графика", Дети учатся создавать объемное изображение с помощью штриховки.

Першина О.В.

 Природные и рукотворные формы в натюрморте Натюрморт: композиция, светотень, линия, пятно. Першина О.В.

Природные и рукотворные формы в натюрморте

композиция, светотень, линия, пятно.

Натюрморт – изображение неживых предметов в изобразительном искусстве. Першина О.В.

Натюрморт – изображение неживых предметов в изобразительном искусстве.

Графика – вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. Першина О.В.

Графика – вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок предназначен для 2 класса. Цель урока:Формировать представления об объектах природы и предметах рукотворного мира; развивать умение их сравнивать; формировать познавательное отношение к миру; нарисовать натюрморт.

Тема: Природные и рукотворные формы в натюрморте.

Цель: Формировать представления об объектах природы и предметах рукотворного мира; развивать умение их сравнивать; формировать познавательное отношение к миру; нарисовать натюрморт

Задачи: - Познакомить детей с предметами живой и неживой природы и формами рукотворного мира в натюрморте;

-развивать навыки коллективной работы, самостоятельность, внимание;

- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к природе.

Планируемые результаты: предметные научатся: различать объекты природы и объекты рукотворного мира; приводить примеры; обсуждать и оценивать отношения людей к окружающему миру; рассказывать о своем отношении к окружающему.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся самостоятельно формулировать проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме, осуществлять поиск способов решения проблем творческого характера;

регулятивные – научатся принимать и сохранять учебную задачу урока, планировать свою деятельность, проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками находить несколько вариантов решения учебной задачи; коммуникативные – научатся строить понятные речевые высказывания, слушать собеседника и вести диалог, рассуждать, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; эстетически воспринимают произведения искусства, понимают значение красоты; проявляют интерес к предмету, понимают причины успеха и неуспеха в учебной деятельности;

Оборудование: репродукции картин, иллюстрации, интерактивная доска, презентация, альбом, краски, карандаш, ластик, кисти

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организация начала урока.

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!

Читайте также: