План конспект работы на экологической тропе

Обновлено: 03.07.2024

Учить детей видеть изменения природы в зимний период. Поощрять наблюдательность. Расширять словарный запас (снегопад, метель, вьюга, иней, изморозь, наст).

Содержимое публикации

Прохождение экологической тропы

П.с: Учить детей видеть изменения природы в зимний период. Поощрять наблюдательность. Расширять словарный запас (снего­ пад, метель, вьюга, иней, изморозь, наст). Формировать желание отражать красоту окружающей природы в продуктивных видах де ятельности.

Где прячусь я…
- Ребята, вы хотели бы встретиться с Волшебницей-зимой? Давайте вспомним, что мы о ней знаем. ( У зимы три месяца)

-Как они называются?
Теперь давайте вспомним :
- Что бывает зимой? Какие природные явления? (иней, мороз, метель, вьюга, снегопад, стужа)
- А что бывает только зимой? (снег)

А вы любите зиму и за что? ( ответы детей)

- Ребята, скажите, каким бывает снег в теплую погоду? ( тяжелый, темный, хорошо лепится)

- А в морозный день? ( легкий, рыхлый, скрипит под ногами)

- Когда день короче зимой или весной? (Зимой день короче, так как солнце не поднимается высоко)

- Назовите признаки морозной погоды? (Холодно, снег скрипит под ногами, пар изо рта, иней на деревьях, морозные узоры на окнах)

- А какие признаки теплой зимней погоды вы знаете? ( Снег идет крупными хлопьями, тепло, светит солнце, капель)

- Как можно определить есть ли ветер на улице и в какую сторону он дует? ( по наклону веток деревьев, по дыму из труб, флюгер)

- А как влияет зима на жизнь и деятельность человека?( ответы детей)

Еще издавна люди узнавали погоду по приметам. Я буду начинать приметы морозной и теплой погоды, а вы их продолжите.

Звезды ярко светят – к морозу.

Месяц молодой рогами вверх – к морозной погоде.

Месяц молодой рогами вниз – к теплой погоде.

Темный круг вокруг солнца – к морозу.

Кошка жмется к печке – к морозу.

Кошка скребет пол – к ветру, метели.
- Какие пословицы и поговорки о зиме вы знаете?
Поговорки: Зима не лето, в шубу одета.
Береги нос, в большой мороз.
Мороз невелик, да стоять не велит…

Обращает внимание детей на хвойное дерево — ель.

- «Какие изменения произошли зимой с елью? Ответы детей

Рассматривает с детьми иголки ели. Рассказывает, что ель — одно из древнейших растений в русском лесу. Растет ель в среднем около 500 лет, в зависимости от вида; цветет один раз в 5–6 лет.

Подводит детей к пониманию того, что у лиственных деревьев листья к зиме желтеют и опадают, потому что зимой, в стужу, корни почти не могут брать из земли воду, а листья испаряют много воды — тянут ее из дерева. Иголки у хвойных деревьев — ели и сосны — маленькие, смолистые, жесткие; они испаряют меньше воды, чем обычные листья. Поэтому и держится хвоя зимой и летом. Лес в котором растут ели и сосны как вы думаете будет называться? Ответы детей.

- Какие хвоинки у сосны? ( Длинные, мягкие, светлые).

- А у елки? (Короткие, колючие, темные).

- Какой ствол у елки? … (Ответы детей)

Ветки с густой хвоей начинаются у самой земли.

Ребята, давайте с ней поздороваемся (Гладят и здороваются).

- Ребята, что вы знаете о березе? Ответы детей

-Это хвойное дерево? Ответы детей

- Подойдите ближе к дереву, потрогайте кору.

- Какая она? Теплая или холодная? Шершавая или гладкая? Твердая или мягкая? Мокрая или сухая? (Ответы детей)

- Ребята, а для чего дереву кора? (Кора, как одежда, она защищает, согревает и охлаждает).

А следующей остановкой нашей экологической тропы будет место, где мы с вами бываем практически каждый день. Что это за место?

-«Что такое пень? Ответы детей

После того как дерево спиливают, на его месте остается пень.

Подводит детей к пониманию того, что в пеньке идет своя жизнь. Рассказывает, что маленькие букашки и жучки забираются в пень и находятся там всю холодную зиму. Пенек их согревает, это их дом. Из пня могут вырасти и начать новую жизнь травка, цветок и даже дерево!

-Ребята вам понравилась наша встреча с природой сегодня? Что вы узнали нового и интересного, давайте вспомним? ( ответы детей)
С кем этой информацией вы хотели бы поделиться …..(со своими друзьями и родителями).
В какие подвижные игры можно поиграть зимой? Проводиться игра по желанию детей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект непосредственной образовательной деятельности

( для детей старшего дошкольного возраста)

Место проведения: территория детского сада

Цель: формирование системы экологических знаний и представлений о природных объектах тропы и экологической культуры поведения в природной среде.

Обучающие задачи:

закрепить знания детей о природных объектах живой и неживой природы (берёзой, елью, красным дубом, цветником, огородом; и их особенностями - строением - ствол, ветви, листья, корни).

расширять знания детей о растениях экологической тропы детского сада;

  • углублять знания об условиях, необходимых для роста растений,

об экологических связях между неживой и живой природой.

  • формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
  • учить детей излагать собственные рассуждения, умозаключения, полагаясь на свой личный опыт и переживания.

Развивающие задачи:

· обогащение и систематизирование экологических знаний у дошкольников средствами экологической тропы ДОУ.

· активизировать и обогащать словарь детей (шершавая, гладкая, прохладная, семена, кора, ажурные листочки, плодородная земля).

· использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

· развитие познавательно-исследовательской деятельности, расширение кругозора детей.

· развивать связную речь;

· развивать у детей интерес к самостоятельному решению проблемных ситуаций.

Воспитательные задачи:

  • воспитание осознанного отношения ребенка к окружающей среде через общение с природой.
  • воспитывать доброжелательное отношение к окружающему, заботливое отношение ко всему живому;
  • воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, точно и полно отвечать на поставленный вопрос.

· воспитание культуры труда, формирование понятие о красоте и гармонии, воспитание аккуратности.

Предварительная работа:

· наблюдения в природе.

· создание оптимальных условий для экологического воспитания дошкольников.

· подбор игр, загадок.

· выполнение физкультурных разминок;

· чтение произведений художественной литературы с описанием.

Развивающая среда: воздушные шары , конверт (с письмом), ведерко с перчатками, ведра для опыта с сухим и сырым песком, савки, лейка, корзинка с угощением, Лесовичок -хозяин экологической тропы.

Тип занятия: комбинированный

Основной метод проведения занятия: словесный, наглядный, практический.

Методы и приёмы: создание игровой ситуации, беседа о деревьях, рассказывание и рассматривание птиц, правила поведения на природных объектах, чтение стихотворения о березе, сюрпризный момент. Этапы создания и оформления тропы:

1) детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

2) составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов: общая, которая будет находиться в экологической комнате, и схемы в группах с учетом возраста детей, в группах старшего дошкольного возраста может быть макет экологической тропинки.

3) подбор хозяина экологической тропы – сказочного персонажа.

4) изготовление выносных знаков, обозначающих каждый объект.

5) составление рекомендаций (для воспитателя) по работе с детьми на каждом объекте.

Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе детского сада:

– использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.

– использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

– познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.

– сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

– формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

– проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

По экологической тропе дети проходят по видовым точкам-объектам отмеченных указателями. В состав экологической тропинки входят объекты, такие как:

Экологическим образованием и воспитанием человека необходимо заниматься с раннего детства.

Реализация данного проекта возможна в образовательном учреждении любого типа.

Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок, родители и педагоги.

Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.

В результате реализации:

• повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;

•улучшилось состояние психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с природой снизило уровень тревожности и позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей;

• повысился уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы.

Ход занятия:

-Ребята, сегодня у нас необычное занятие потому, что мы отправляемся в путешествие по нашей экологической тропе.

Воспитатель:

-Да, это живая природа, они как и всё живое - питаются, растут, болеют, размножаются

-Скажите, каких птиц вы знаете?

-Ребята, отгадайте загадку:

Между веток новый дом

Нет ни двери в доме том

Только круглое окошко

Не пролезет даже кошка

- Это объект, сделанный руками человека

-Для каких птиц делают скворечники?

-Откуда он взялся на участке?

(мы повесили весной )

-Какие еще птицы могут селиться в них?

(синички, воробьи, трясогузки)

-Дети, а как мы с вами заботимся о птицах?

-Зимой мы их подкармливаем: насыпаем корм в кормушки: семечки, хлебные крошки, зернышки, крупу;

-Весной мастерим для них скворечники и вешаем их на деревья.

-Как мы видим, мы потрудились хорошо, на территории нашего сада скворечников много.

- Здравствуйте, ребята!

- Вот наш цветник. Посмотрите внимательно на эти цветы.

-Кто из вас вспомнит их названия?

( ирисы, хризантемы, розы, ромашки, бархатцы)

-Посмотрите, есть цветы цветущие, а некоторые из них не цветут.

-Ирисы цветут в мае; ромашки – в июне; розы и бархатцы цветут с мая по октябрь, и хризантемы зацветут позже осенью.

-Скажите, как можно любоваться цветами, не срывая их?

(понюхать, зарисовать, любоваться, наблюдать, фотографировать)

- Как вы думаете, что необходимо всем растениям для роста и развития? ( хороший уход и природные условия)

-Кто знает, как нужно ухаживать за ними? (нужно рыхлить землю, поливать, срезать засохшие листики)

-Ребята, в нашем цветнике есть засохшие листики?

- Помогите мне навести порядок

- И убрать сухие листья.

- Ну, вот мы и закончили нашу работу. - Теперь наш цветник в порядке - Спасибо, ребята! - До новых встреч!

5 Объект- Ельник

- В нашем ельнике растут ели

-Чем отличается ель от других деревьев?

( ель, всегда зеленая, у нее иголки вместо листьев).

-А как называются листья ели?

(Хвоя.) Ель - это хвойное дерево. -А на какое животное похоже это дерево?

-В чем заключается их сходство? (На ежа, есть иголки.) Да, ель на ежика похожа: еж - в иголках

Кто знает загадки о хвойных деревьях?

Воспитатель: Что же это за девица?

Ни швея ни мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

- Все загадки отгадали!
- До новых встреч!

6 Объект- Муравейник

Воспитатель:

- Народ рабочий, целый день хлопочет (муравьи).

- Вместе с детьми подходит к муравейнику.

- Это муравейник – дом муравьев.

-Посмотрите, как их много.

-Муравьи очень маленькие и очень подвижные.

-Они очень чистоплотны.

-Муравьи усердно наводят чистоту внутри гнезда и вокруг муравейника.

-Муравьи большие труженики.

- Они трудятся от восхода до заката, укрепляют свой домик.

(Воспитатель предлагает детям понаблюдать, как трудятся муравьи)

-Один несёт соломинку, другой щепку, третий иголку от сосны.

-Муравьишка может нести предмет больше себя в несколько раз.

-Муравьи- это маленькие насекомые, но очень смелые и трудолюбивые.

-Муравейником правит муравьиная. -Она откладывает яйца, из которых позже появляются личин­ки. -Заботу о подрастающем поколении берут на себя рабочие муравьи -Они кормят и ухаживают за личинками.

7 Фито - полянка

Воспитатель:
- Ребята, сегодня у нас необычное занятие.

- Мы пришли с вами в гости к фито - полянке.
- Ребята, а теперь послушайте загадку.

-Если вы её разгадаете, то поймёте, о чём мы с вами сегодня будем разговаривать:
Они бывают разные:
Полезные, опасные,
Красивые, пахучие
С листьями, колючие.
Лекарства заменяют

И лакомством бывают,
И чаем нас напоют,
И даже дом построят,
Земли они творенья
Зовём мы их …… (растения)
- Ребята! Перечислите, мне, пожалуйста, растения, которые вы знаете?
Ответы детей (травы, кусты, деревья, цветы).
- А почему они называются растениями?
Ответы детей (у растений есть корень, стебель, листья, цветы, плоды)
- Ребята, а растения живые или неживые?
Ответы детей (живые)
- А почему они живые?
Ответы детей (они растут, дышат, питаются, размножаются, погибают)
- А где же растёт очень много различных растений?
Ответы детей (в лесу, на лугу, в поле, в палисаднике)

- Сегодня мы с вами поговорим о лекарственных растениях.
- Без растений жизнь на планете не существовала бы.
- Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также им помогают лечиться от болезней.
Послушайте стихотворения про них.
Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства.
В каждой травке,
В каждой ветке –
И лекарства, и таблетки.

Лечение растениями зародилось в глубокой древности. Тогда еще не было таблеток и пластырей, но люди болели: простужались и ранились, у них болела голова и живот. Люди стали замечать, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то траву, съев которую, они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений.
А может быть, кто-нибудь знает, лекарственное растение?
Ответы детей (мать - и – мачеха, подорожник, крапива, одуванчик)

-Посмотрите на это растение.

-Кто знает, как оно называется?
Дети: Мать-и-мачеха.
-А вы знаете, почему оно так странно называется?
Ответы детей.
Воспитатель:

-Нижняя часть листа покрыта густыми белыми волосками.

-С изнанки они мягкие, светлые, бархатные.

-Если погладишь ее рукой, ощутишь мягкость и тепло.

- Словно приласкала мама.

-А верхняя часть листа – твердая, гладкая, холодная.

-Словно прикосновения суровой мачехи.

-Это самый первый весенний цветок.

-А что появляется у мать-и-мачехи вперед – листья или цветы?
Дети: Цветы.
Воспитатель:

-Говорят, что он так торопится показаться на свет, что не успевает выпустить листья. -Цветки мать-и-мачехи могут предсказывать погоду.

-На ночь и в ненастье цветок плотно закрывает свои лепестки.

- Люди готовят из этих цветов отвары и лечатся им от кашля.
Воспитатель:

-Послушайте загадку:
-Лекарь вырос у дороги, он больные лечит ноги.
-Дети, вы узнали, что это за растение?
Дети: Подорожник.
Воспитатель:

-Почему оно так называется?
Дети:

-Подорожник растёт около дорог.
Воспитатель:

-Посмотрите, ребята у него жесткие и упругие листья.

-Подорожник называют травой-путешественницей.

-За что он получил такое прозвище?

-Какая особенность есть у его семян?
Ответы детей.
Воспитатель:

-Крошечные семена подорожника от дождя или росы становятся клейкими.

-Приклеившись к ногам людей или лапам животных, они путешествуют вместе с нами, и подорожник без труда перебирается на другие места.

-От чего нам сможет помочь подорожник?

Воспитатель: -А кто знает, как помогает одуванчик человеку? (показ одуванчика) -А я - желтый одуванчик, золотистый сарафанчик. -Аппетит я улучшаю и при кашле помогаю. -Лучший при ожогах лекарь, Одуванчик, как аптека.

-Вот мы и пришли.

- Ребята, посмотрите, нас встречает хранитель красного дуба, русский богатырь!

-Давайте поздороваемся с ним! (Дети здороваются)

- Богатырь нас очень ждал и принес нам письмо от красного дуба.

-Давайте прочитаем и выполним желания и задания красного дуба.
- Вы согласны?

Письмо красного дуба:
« Милые мои, наконец-то вы ко мне пришли. Уж как я вас ждал, как ветвями качал, листиками шелестел, надеялся, что вы меня услышите. Я, могучий красный дуб, очень рад вашему приходу, так как очень люблю гостей. Давайте поздороваемся: обнимите меня крепко-крепко (дети берутся за руки вокруг ствола).
Я люблю, когда меня гладят, и не люблю, когда по стволу палкой бьют или царапают кору. Мне ведь бывает больно и обидно, когда ко мне плохо относятся. Потрогайте меня руками , погладьте мою кору-кожу руками и скажите, какая она - шершавая или гладкая? Мокрая или сухая? Теплая или прохладная? А чем я пахну? (Дети выполняют и эти просьбы.)
- А теперь, ответьте на мой вопрос: что же меня в земле так крепко держит? (Дети отвечают.)
- А для чего мне еще мои корни нужны?

- Спасибо, ребятки. Вы молодцы.

-На все вопросы красного дуба ответили!

-А теперь постойте и послушайте, как шелестят его листочки.

-Это он с вами разговаривает.

-Что он сейчас сказал?

(Дети высказывают свои предположения.)

-А почему шевелятся его листочки?
-Молодцы, мои славные путешественники.

-Не забывайте про нас!

9 Объект «Метеостанции

Метеостанция

Воспитатель:

Метеоролог – это профессия человека, который изучает погоду. Для наблюдения за состоянием погоды нашей планеты учёные основали множество метеорологических станций, где находится различное оборудование. Давайте попросим, какие же приборы есть на метеостанции и для чего они нужны.

Флюгер и ветряной рукав – показывают направление и силу ветра.

Осадкомер (снегомер и дождемер) – показывает количество выпавших осадков.

Термометр – измеряет температуру воздуха.

Барометр – определяет атмосферное давление.

Воспитатель:

Достаточно метеорологу измерить показания приборов: силу и направление ветра, атмосферное давление, и ему будет ясно, какая будет погода: солнце или дождь, град или ураган, будет ветер или нет. После того как показания сняты с приборов, данные записываются и передаются в метеослужбу.

Для составления прогнозов погоды они также пользуются фотографиями земли, сделанными со спутников. Эти спутники беспилотные, они называются зонды.

Воспитатель:

-А сейчас я вам предлагаю отгадать загадки, отвечайте по одному – не перебивайте друг друга. -Будьте внимательны, не спешите.

Воспитатель:

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадёт.

И никуда я не пойду,

Покуда он идёт. (Дождь)

Без рук, без ног,

А двери отворяет. (Ветер)

Стала улица бела. (Метель)

В небе молния сверкнёт,

А за нею звук идёт,

Как грохочет камнепад,

Иль петарды, да не в лад. (Гром)

Воспитатель:

Воспитатель:

В любую погоду: в дождь и снег, в мороз и жару, при сильном ветре и под градом – метеоролог должен делать замеры утром, днём, вечером и ночью. Иногда на метеостанции работает один человек. Ему даже поговорить не с кем. Но он не может уехать и оставить свой пост, ведь от его работы зависит жизнь, здоровье людей. Вот это какая важная и нужная профессия – метеоролог! А вы хотите попробовать себя в роли метеоролога?

Воспитатель: Метеорологи заносят в дневник результаты наблюдений (показывает дневник) . Мы с вами тоже ведём такой дневник. Расскажите, какие условные знаки используем для обозначения разных погодных явлений ?

Дети: отвечают

Воспитатель:

- Дети, где мы с вами сегодня были? (ответы)

- О чем говорили? (ответы)
- Как называют людей определяющих погоду? (ответы)
- Назовите приборы, с которыми вы сегодня работали? (ответы)
-Для чего они нужны? (ответы)
-Вам понравилось быть метеорологами? (ответы)

-Что больше всего понравилось делать? (Ответы)

Воспитатель:

-Ребята, вы сегодня на отлично справились со всеми заданиями!

-Вот, и, закончилось наше путешествие по экологической тропе.

-Ребята, какие природные объекты детского сада мы с вами сегодня осмотрели? (красный дуб, цветник, огород, кормушка, пруд, ельник, муравейник, фито - полянка, метеостанция).

-Скажите, что вам запомнилось больше всего?

-Вспомните, как мы помогали Старичку- Лесовичку?

-Мы смотрели все ли в порядке с красным дубом, в огороде удаляли сорняки, убирали сухие листья в цветнике, изучали погоду на метеостанции.

Конспект проведению экскурсии на экологической тропе в детском саду

Маршрут проходит по плану со стрелками - указателями, обозначающими остановки. Отбор материала зависит от времени года, в которое проводится экскурсия.

Цель: создание оптимальных условий для экологического воспитания дошкольников, формирование знаний о природных объектах тропы и экологической культуры поведения в природной среде.

Ход занятия

Начало пути (экскурсии).

Воспитатель проводит вводную беседу, где коротко рассказывает, что такое природная экологическая тропа, о чем дети узнают, пройдя по ней.

- Ребята! Сейчас вы пройдете по тропе. Ее проложили для вас педагоги и работники нашего детского сада. Пройдя по ней, вы узнаете много интересного о природе нашего края: деревьях, кустарниках, травах, о птицах и насекомых. Узнаете, что природа дарит человеку, и как человек должен охранять все живое. Пройдите! Посмотрите! Прочувствуйте!

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Детям показывается план тропы и отмечаются остановки на маршруте.

1) Выяснить роль лесничего.

2) Вспомнить правила поведения в лесу.

Детям предлагается вспомнить и назвать все правила, а затем выяснить, как они понимают содержание правила (создавая или воображая ту или иную ситуацию).

Воспитатель обращает внимание дошкольников на то, что растения в природе располагаются ярусами: первый ярус - травы, второй - кустарники, третий - деревья.

1) Закрепление знаний о видах деревьев и кустарников: акация, тополь, вяз, шиповник.

2) Рассматривание плодов, семян, формы листьев. Отметить пользу от семян и плодов птицам и деревьям, кустарникам - от птиц (показать взаимосвязь в природе: для нормальной жизнедеятельности растениям нужны почва, свет, тепло, влага. Птицы, живущие в лесах и парках, связаны с растениями, на которых строят свои жилища, с насекомыми, которые служат им кормом, тем самым спасая деревья, кустарники, травы от гибели, от вредных насекомых).

Не меньше нужны, чем слоны.

Без чудищ нелепых

И даже без хищников

Злых и свирепых!

Нужны все на свете!

Нужны все подряд –

И кто делает яд.

У кошки без мышки,

У мышки без кошки

Не лучше делишки.

1) Знакомство со средой обитания насекомых, обогащение знаний о жизни жуков, червей, улиток и других, их пользе.

2) Подвести детей к выводу о взаимосвязи между живой и неживой природой, между природой и человеком, его трудовой деятельностью (растения — насекомые - вредители - муравьи - необходимость охраны).

1) Разговор с детьми об охране деревьев, от чего дерево может заболеть (тля, оголение корневой системы, засуха), кто лечит больное дерево, что делают со старым деревом. Показать, как определять живое дерево или нет (что на них растет и кто живет - дупла).

2) Слушание пения птиц.

4) Выполнение детьми необходимых трудовых действий по уходу за деревьями.

Размещаются (воспитателем) указатели лечебных трав, находящихся на поляне: подорожник, ландыш, календула, ромашка, мята, зеленая груша, одуванчик.

1) Знакомство с целебными травами: описание внешнего вида, время сбора, назначение.

2) Пополнение знаний о съедобных и несъедобных грибах, закрепление правил их сбора.

На специально организованном участке растут молодые посадки рябины, клена, березы, ели.

1) Наблюдение за ростом саженцев и рассказ воспитателя о хвойных и лиственных деревьях: об их отличии, значении для природы и хозяйственной деятельности человека.

Воспитатель особое внимание обращает на ель - почему медленный рост (почва - взаимосвязь) и рассказывает о том, что ель не только очень важна в жизни человека, но и очень полезна как все хвойные деревья - воздух вблизи хвойных лесов особенно чист, так как хвоей выделяются особые летучие вещества, которые способны убивать многие болезнетворные микробы. Недаром многие дома отдыха, санатории, пионерские лагеря размещены именно в сосновых лесах.

Чтобы сохранить наши хвойные леса, каждый из вас может:

• посадить хотя бы одно хвойное дерево возле детского сада или около дома и ухаживать за ним;

2) Если экскурсия проходит весной, следует организовать высадку молодых саженцев ели, либо других видов деревьев и кустарников.

3) Наблюдение у микрозаказника муравьев.

4) Разговор о перелетных птицах у скворечника, прикрепленного к стволу дерева.

Вопросы детям:

- Как вы думаете, чье это жилье?

- Кто приготовил это искусственное гнездовье для птиц?

- Какие птицы могут селиться еще в таких домиках, кроме скворцов?

- Что вы знаете о жизни скворцов?

- Почему человек так о них заботится? (Подчеркнуть взаимосвязь - цепочку связей:

• питательные вещества почвы (неживая природа);

• насекомые, поедающие растения;

• скворцы (птицы), питающиеся насекомыми и очищающие парки, леса, сады;

• человек, заботящийся о привлечении этих птиц и помогающий тем самым сохранению природы (скворечник - объект, сделанный руками человека).)

- Какую пользу приносят скворцы?

- Кто из вас участвовал в изготовлении скворечников?

В зависимости от того, в какое время года проводится экскурсия по тропе, воспитатель может сосредотачивать внимание детей на тех полезных делах по охране птиц, которые характерны для данного сезона (развешивание скворечников, гнездующиеся птицы, насиживание яиц, первые полеты, зимой - устраивание птичьих столовых, емкостей для воды).

1) Береза - символ русской природы, воспетой многими поэтами во все времена.

2) Чтение стихов о березе.

3) Подвести к выводу о взаимосвязи в природе, об отношении к ней.

Автор: Красноцветова Галина Евгеньевна

Населенный пункт: Владимирская область, г. Владимир

Цель: познакомить детей с некоторыми видами деревьев, растущих на территории ДОУ, с одной из остановок на экологической тропе ДОУ.

Задачи:

Закреплять умение детей узнавать и называть деревья на экологической тропинке детского сада.

Систематизировать знания о некоторых особенностях строения дерева.

Продолжить формирование основ экологической культуры через общение с природой (деревьями) на экологической тропинке

Развивать у детей память, внимание, умение соотносить в играх движения со словами.

Воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия.

Воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия.

Воспитывать эстетические чувства; эмоциональную отзывчивость на красоту природы; бережное отношение к природе.

Методы и приемы:

  • Практические: хороводные игры, трудовая деятельность
  • Наглядные: рассматривание листочков деревьев, строения деревьев
  • Словесные: беседа, художественное слово

Предварительная работа:

Материал:

Фигурка кабанчика, письмо, карта с маршрутом движения; конверт с листьями деревьев (дуба, березы, клена, осины); семена деревьев.

Содержание прогулки

Вводная часть.

Мотивационный этап

-Ребята, сегодня нам на почту пришло письмо. Хотите узнать от кого оно? Предлагаю открыть и прочитать его.

-Как интересно, оказывается, кабанчик приглашает нас в гости и прислал нам карту. Рассматривают карту. Выясняют, что идти нужно по стрелочкам.

Дети вместе с воспитателем идут к аллее, где под дубком находится фигурка кабанчика.

Основная часть

Ребята, смотрите, а Кабанчик приготовил для нас конверт. Что же там? Листочки деревьев.

-Одинаковые ли листочки? (нет)

-Почему? (деревья все разные) Сколько здесь деревьев? (4)

-Как вы думаете, какое деревце у кабанчика любимое? Почему?

( дуб, кабанчик питается его плодами)

Разглядывают желудь, лежащий под дубом.

-Желудь-это семена дуба, из него может вырасти новое молодое деревце. Желуди нравятся не только кабанчику, но другим лесным жителям: сойкам, лесным полевкам, мышам, белкам. А дети любят делать из них поделки. Из желудей приготавливают питательный желудевый кофе.

-А чем отличается дубок от других деревьев? (сильнее, крепче)

-Какой у него ствол? (мощный)

-А ветки? (толстые)

-Рассмотрите листочки (крепкие, жесткие, резные)

-Дуб - мощное дерево. Своими корнями дуб крепко держится в земле, его не может свалить даже сильный ветер. Дубы живут около 500 лет. Древесину дуба используют для строительства кораблей. Она настолько прочная, что раньше даже пушечное ядро могло отскочить от борта корабля, не пробив его.

-Дубок хочет с нами поиграть.

Дети, встав в хоровод, поют (или ритмично приговаривают) о дубке и, не разрывая рук, показывают движения.

У нас рос дубок вот таков, вот таков!

(Хоровод двигается по кругу, с последним словом хоровод останавливается)

Корень да его — вот так глубок, вот этак глубок!

(Дети нагибаются, стараясь достать руками до пола)

Ветки да его — вот так высоки, вот этак высоки!

(руки поднимают вверх и покачивают ими)

Листья да его — вот так широки, вот этак широки!

(хоровод расходится, расширяется)

Вместо дубка можно взять любое другое дерево – сосну, клен и т.д.

-А вот еще один листочек. Посмотрите и скажите, какой он?

-Посмотрите на свои ладошки, похожи?

Все красивые, резные,

Вы среди других деревьев

-Кто-нибудь знает, с какого дерева этот листик? Это листик клена.

«Мы к дедушке Клену гурьбой подойдем, (идут к клену)

Он нам улыбнется сквозь ветки.

По легкому шелесту листьев поймем:

-Какой ствол? (коричневый)

-Какие ветки? (тянутся к верху)

- А во еще один листочек. Какой он? На что похож? (маленький, на сердечко, только с зубчиками)

-С какого деревца этот листочек? Найдите дерево с такими же листьями.

-Это красавица березка.

-Какой у нее ствол? (белый с черными полосками)

-А веточки? (тоненькие, как косички свисают вниз)

-Вам, наверное, интересно, какие семена у березки? Семена у нее в ее сережках, они тоже летучие (крылатки), но меньше, чем у клена (воспитатель показывает семена березы).

-Березу считают символом России. Береза, хоть и кажется нежной и хрупкой, она довольно неприхотлива, может расти и на сухих песках, и на болотистых почвах. Белая кора березы называется береста. Она защищает дерево от перегрева, отражает солнечные лучи. Береза очень полезное дерево: раньше, когда не было бумаги, люди писали на бересте, делали из коры туески, корзины, хлебницы, кружки и т.д., Даже плели лапти, изготавливали мебель. Ну и, конечно, березка весной дает людям вкусный сок.

О березке поэты слагали стихи и песни.

Художественное слово:

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную,

В белёном сарафанчике,

С платочками в карманчиках.

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками. ( А Прокофьев)

-А еще вокруг березки наши предки водили хороводы. Давайте и мы поиграем с вами.

Выбираются два ребёнка – берёзы, которые стоят лицом друг к другу. Дети – берёзы поднимают обе руки вверх и берутся за руки.

Во поле берёза стояла,

Во поле кудрявая стояла.

Люли, люли, стоя - ла.

-У нас в конверте остался последний листик.

Дети рассматривают его (круглый, с крупными зубцами по краям, на длинном черенке)

Находят дерево. Воспитатель предлагает рассмотреть ствол, полюбоваться стройностью и красотой.

-Какой ствол? (тонкий, ровный, как колонна)

-Листики этого дерева шелестят, дрожат даже при слабом ветерке. Осина очень выносливое дерево, растет быстрее других. Может, потому что жизнь у осины 50-60 лет. Ее плоды созревают осенью. Семена легкие, мелкие. Благодаря пушистому хохолку разлетаются на большие расстояния. Осина дает человеку положительную энергию, это дерево-целитель. Давайте и мы прикоснемся к осинке и зарядимся хорошей энергией.

-Деревья очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые дают вкусные съедобные плоды. Спиленное дерево – это строительный материал: из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу.

Но в нашем детском саду деревца посажены не только для этого. Здесь, возле этих деревьев, посаженных вдоль дороги, перед 9 мая мы вспоминаем тех, кто не вернулся с войны, кто воевал. Это аллея Памяти.

-А как вы думаете, деревья живые? ( Да, потому что они дышат, растут)

-Но растут они медленно, поэтому их надо беречь.

-Что мы можем сделать для деревьев? ( Ответы детей: надо охранять, не ломать ветви, заботиться о них).

-А что прямо сейчас мы можем сделать для деревьев? (полить) Дети берут лейки и поливают.

Заключительная часть.

-С какими же деревьями познакомил нас Кабанчик? Хорошо ли вы запомнили эти деревца? Давайте покажем Кабанчику.

Читайте также: