Сказочные герои в музыке 1 класс конспект урока с презентацией
Обновлено: 06.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
1-А, Б класс (19.01.2018).
Учитель: Супрунова Ю.В.
Тема урока: Сказочные герои в музыке
Цель урока: знакомство с музыкальными произведениями через сказочные образы. Расширить кругозор детей в области сказки. Создание эмоционального настроя.
Задачи урока:
Развивающие: развитие памяти, воображения, выражения своих чувств и настроений от прослушанных произведений; чувства ритма
Воспитательные: воспитание интереса к народной сказке, любви к красоте понимания добра и зла.
Планируемые результаты:
Личностные: развитие эмоциональной отзывчивости на доступные по настроению муз. Произведения, интерес к народному творчеству, умение определять добрых героев и злых;
Регулятивные: развивать умение слушать задания учителя и давать простейшие ответы; эмоционально откликаться на муз. Характеристику сказочных образов.
Познавательные: расширять свои представления о музыке,
соотносить прослушанные произведения со знакомыми сказочными героями, с произведениями живописи.
Коммуникативные: выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, понимать содержание вопросов о музыке и воспроизводить их, умение петь в коллективе.
Тип урока: комбинированный.
1. Организационный момент.
Музыкальное приветствие
- Что за герой к нам пришел на урок. (Садко)
2. Актуализация темы
Каждый человек имеет свой характер, и в музыкальном произведении можно определить его. Как можно определить музыкальный характер? (По звучанию музыки, какого настроения музыка, такой и характер.)
- Послушайте три пьесы и представьте тех, кого изобразила музыка.
- На доске написаны слова, которые нам помогут разгадать тайны наших персонажей. Нужно выбрать и подчеркнуть те слова, которые передают настроение каждой пьесы.
1. Таинственно, зло, резко, ласково, грозно, мягко, стремительно.
2. Нежно, грациозно, грузно, неторопливо, изящно, в характере танца.
3. Скороговоркой, хвастливо, болтливо, медленно, торопливо, убедительно, суетливо.
Прослушивание трех отрывков:
(слушаем каждый фрагмент отдельно, и после каждого прослушивания учитель читает слова, а ученик подчеркивает нужное слово, дети определяют героев.)
- Музыка помогла вам узнать, как они выглядят или какой у них характер, настроение? Музыка помогла вам определить какой сказочный герой добрый, а какой злой? Ответы.
Если бы вы были художниками, какими бы красками мы нарисовали Бабу-Ягу и Царевну- Лебедь? Обратите внимание на произведения живописи, где изображены эти герои. Художники Иван Яковлевич Билибин и Михаил Александрович Врубель тоже использовали такие краски, как и вы. Молодцы.
3.Игра на детских музыкальных инструментах
Народ сочинял сказки не только о волшебных героях, но много сказок, где есть герои- животные. Назовите такие сказки. (Рукавичка, Репка, Теремок)
-Вы не только музыканты, но и актеры. Сами придумайте походку своему герою (Мышка, Лягушка, Зайчик, Лиса, Волк, Медведь).
4. Вокальная работа.
Исполнение разными видами.
5.Рефлексия . Сегодня мы путешествовали по стране … (сказок).
- Кто из русских поэтов любил сказки? (А.С. Пушкин)
- Слушая фрагменты музыки, сыграйте этого героя.
- И в заключении хором скажем слова восхищения от сказок (эпиграф)
Молодцы. Вы хорошо работали сейчас мы посмотрим фрагменты мульфильмов, в которых показаны наши сказочные герои
6. Домашнее задание. Расскажите родителям о сказочных музыкальных героях и вместе нарисуйте понравившегося героя.
Получение учащимися опыта сравнительного анализа средств музыкальной выразительности прослушанного произведения.
Закрепление на практике понятий: лад, темп, регистр, динамика.
Развитие навыка осознанного, эмоционально-активного слушания музыки,
Развитие умения проанализировать прозвучавший фрагмент и рассказать о своих впечатлениях, используя музыкальные термины, сравнения, эпитеты.
Формирование непредметных умений (сравнение, обобщение, анализ, оперирование понятиями)
Развитие психических свойств (таких, как память, внимание, концентрация)
Воспитание слушательской культуры учащихся
Умение работать в коллективе
Формирование эмоционально-позитивного настроя на процесс совместного восприятия музыки и обсуждения прослушанного произведения
Форма урока – комбинированная
Опрос индивидуальный и групповой
Дидактическое обеспечение урока, оборудование:
Ноутбук, интерактивная доска
Вводная часть (2 мин.)
Цель: создание благоприятного эмоционального климата и настроя на учебную деятельность.
Основная часть урока (36 мин.)
Педагог: Мы продолжаем с вами говорить о сказочных персонажах в музыке и сегодня познакомимся с героем, который очень часто встречается в русских народных сказках. Каких отрицательных персонажей из русских сказок вы знаете?
Дети: Баба-Яга, Кащей Бессмертный!
Педагог: Молодцы, вы угадали. Все вы наверняка знаете сказки про Бабу-Ягу. Давайте вспомним, кто она, что вы о ней знаете?
Дети: Баба-Яга живет в лесу в избушке на курьих ножках. У нее есть ступа, в которой она может летать, и помело.
Педагог: Верно. А как выглядит Баба-Яга?
Дети: Она страшная, у нее костяная нога и нос крючком.
Рассказ педагога об истории создания пьесы.
На рисунке, который увидел композитор, изображались часы в форме избушки на курьих ножках (педагог показывает иллюстрацию рисунка В. Гартмана на интерактивной доске). Однако фантазия автора оживила эту картинку, создав яркий образ обитательницы этого волшебного жилища, который он воплотил в звуках.
А сейчас, прежде чем послушать пьесу, давайте представим, что мы с вами тоже композиторы, и нам нужно отобрать средства музыкальной выразительности, которые помогли бы нам создать музыкальный портрет Бабы-Яги. (Педагог раздает листы со списком прилагательных, характеризующих средства музыкальной выразительности: темп, лад, динамика, регистр и др.)
Педагог: Давайте сначала подумаем, какой характер будет у нашей Бабы-Яги – спокойный, ласковый, добрый или грозный, хмурый, мрачный?
Дети (выбирают из списка прилагательных): Характер будет грозным, хмурым, устрашающим, решительным, напористым, мрачным.
Педагог: Согласна. Теперь посмотрим на столбик с указанием динамических оттенков. Какие динамические оттенки лучше подойдут к этому образу – тихая, приглушенная динамика (пиано, меццо пиано) или громкая, местами нарастающая.
Дети: Громкая, нарастающая. Скорее всего, форте.
Педагог: Хорошо. Какой регистр вы бы использовали: высокий и светлый или низкий – темный и мрачный?
Дети: Больше подойдет низкий. Хотя, если она будет летать в ступе, может подойти и высокий.
Педагог: Мне нравится, как вы рассуждаете, молодцы. Теперь темп. Какой темп нам лучше подойдет – неторопливый, размеренный или быстрый стремительный?
Дети: Скорее всего, быстрый, особенно если она будет летать.
Педагог: Хорошо. Осталось определить лад и мелодический облик главной темы пьесы. Какой лад, на ваш взгляд, больше соответствует характеру нашей героини?
Дети: Лад – больше подойдет минорный, потому что она злая и вредная.
Педагог: Хорошо. А какой будет мелодия? Плавной и нежной или резкой и угловатой?
Дети: Резкой и угловатой.
Педагог: Замечательно. А сейчас мы с вами послушаем пьесу, и проверим, совпали ли наши догадки с замыслом композитора.
Педагог: Ну что, совпали наши ожидания с тем, что мы услышали?
Дети: Да! Все совпало. Только… темп не всегда был быстрый. Сначала он был быстрым, потом стал спокойнее, а потом снова ускорился.
Педагог: Молодцы, что заметили это. В этой пьесе три части: крайние из них почти одинаковы по музыке и по темпу, а средняя часть, более сдержанная, по характеру от них отличается.
А теперь, посмотрите, пожалуйста, на доску, и скажите, какая из двух иллюстраций больше подходит к прослушанной нами музыке? (на интерактивной доске показаны две картинки с изображением Бабы-Яги: на одной из них она веселая и добродушная, на другой – хмурая и грозная)
Дети: Больше подходит вторая!
Педагог: Согласна с вами, я тоже так думаю.
Заключительная часть (2 мин.)
Педагог: Дома я предлагаю вам нарисовать то, что вы представили, пока слушали эту музыку, а желающие могут еще найти загадки или стихотворения про Бабу-Ягу.
№ слайда 1
Сказочные герои в музыке
№ слайда 2
№ слайда 3
№ слайда 5
А. Головин. Кощеево царство. Эскиз декорации
№ слайда 6
Эскизы костюмов Л. Бакста к балету "Жар-птица.
№ слайда 7
1.Каким вы представляете себе кощеево царство, слушая музыку Игоря Стравинского? (рисунок или словесное описание)2. Звучание какого инструмента придаёт музыке волшебный колорит?
№ слайда 8
Челеста — клавишные колокольчики
№ слайда 11
№ слайда 12
№ слайда 13
2 куплетЗабудь свои заботы,Падения и взлёты,Не хнычь, когда судьба себяВедёт не как сестра.Но если с другом худо,Не уповай на чудо,Спеши к нему, всегда ведиДорогою добра.Но если с другом худо,Не уповай на чудо,Спеши к нему, всегда ведиДорогою добра.
№ слайда 14
3 куплетАх, сколько будет разныхСомнений и соблазнов,Не забывай, что это жизнь,Не детская игра.Ты прочь гони соблазны,Усвой закон негласный,Иди, мой друг, всегда идиДорогою добра.Ты прочь гони соблазны,Усвой закон негласный,Иди, мой друг, всегда идиДорогою добра.
№ слайда 15
Домашнее заданиеНарисуй наиболее понравившийся тебе музыкальный образ: Кощеева царства или Бабы- Яги
Конспект урока музыки по теме "Встреча с героями музыкальных сказок" для учащихся 1 классов. Дети отправляются в путешествие с музыкой Г.Гладкова "Песня друзей" и на нескольких музыкальных станциях встречаются с разными героями.
Урок музыки в 1 классе.
Тема урока: Встреча с героями музыкальных сказок.
Цели урока: показать разнообразие музыкального мира, окружающего ребенка через близкие и знакомые ему с детства образы.
Планируемые результаты.
- формировать умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, участвовать в музыкальной жизни класса;
- формировать эстетические потребности, ценности и чувства;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладения навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- реализация творческого потенциала учащихся, позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей.
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности;
- умение воспринимать музыку, выражать свое отношение к музыкальным произведениям, анализировать содержание музыкального произведения, его характер;
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, в процессе интонационно-образного анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности.
Формы работы: диалогические, индивидуальная работа, групповая работа, фронтальная работа
Методы: Общедидактические: практический, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, игровой, методы стимулирования деятельности учащихся: метод эмоционального воздействия, создание игровых и проблемно-поисковых ситуаций ситуаций, метод создания композиций.
Тип данного урока: комбинированный (раскрытие темы – 3 урок по теме на основе нового музыкального материала с частичным включением ранее изученного). Здесь и урок углубления темы, и формирование умений и навыков, и повторения пройденного материала.
Жанр урока: тематический
Вид урока: путешествие
Научный подход: деятельностный.
Дидактические единицы
(ключевые знания, термины, понятия, выводы, обобщения)
Материал урока (муз. репертуар, инструментарий, УМК, средства обучения, ЦОР и др.)
Характеристика деятельности учащихся
Универсальные учебные действия
в соответствии с ФГОС
личностные
регулятивные
познавательные
коммуникативные
1.Музыкальное приветствие, певческая установка, вступление, фортепиано, коллективное исполнение.
Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, учитель!
Самоконтроль правильной певческой установки. Исполнение музыкального приветствия в ансамбле с учителем.
осознание особенностей деятельности исполнителя,
взаимодействие с учителем,
освоение начальных форм личностной рефлексии
саморегуляция поведеняи в начале урока, настрой на рабочий лад
усвоение элементов музыкального языка как средства создания музыкальных образов
освоение способов взаимодействия в коллективной работе при исполнении музыки
2.Введение в тему
2.Музыкальное путешествие, встреча с героями музыкальных сказок, песня.
Угадывание песни по мелодии, коллективное исполнение 1 куплета с учителем двигательная импровизация
понимание значения музыки в жизни человека (с веселой песней легче в пути)
осмысление полученной информации,
планирование собственных действий в процессе исполнения музыки (подбор движений)
развитие музыкальной памяти, навыков вокально-хоровой работы: одновременное вступление после музыкального вступления, окончание движения вместе с музыкой
грамотное построение речевых высказываний в устной форме
3.Раскрытие темы, усвоение новых знаний
3. Песня, ритмический рисунок (шажки лисы), мелодия (движение мелодии по руке- нотный стан), унисон (дружно поем, как один).
характер главного героя,
прохлопывание ритмического рисунка (кулачки- ладошки),
выбор правильной мелодической линии(с опорой на наглядность),
разучивание мелодии (по руке – нотный стан).
усвоение первоклассниками жизненного содержания музыкальных сочинений;
- осознание особенностей деятельности композитор, исполнителя, слушателя
-опора на имеющий жизненно-музыкальный опыт в процессе знакомства с новыми музыкальными произведениями;
оценка воздействия музыкального сочинения на собственные чувства и мысли, ощущения (переживания) других слушателей.
усвоение элементов музыкального языка- долгие и короткие звуки, движение мелодии;
овладение первичными умениями анализа музыкальных сочинений;
осмысление преобразования чувственной формы в модель (пространственно-графическую и знаково- символическую);
выполнение действий творческого характера
умение слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем в процессе размышлений о музыке;
освоение способов взаимодействия в коллективной, работе при восприятии и исполнении музыки
4.Раскрытие темы, исполнение рефрена
4.Музыкальное путешествие, встреча с другими героями музыкальных сказок, песня.
Коллективное исполнение 1 куплета с учителем, двигательная импровизация
формирование личностных качеств отзывчивости, толерантности и т.д.
корректирование собственных действий по указанию учителя
5.Раскрытие темы, усвоение новых знаний
5. Песня, певческая установка, музыкальное эхо, ансамбль, музыкальная фраза.
беседа по содержанию и характеру музыки,
разучивание песни с элементами музыкального эха и пластического рисования музыкальных фраз, исполнение произведения
формирование умения выделять нравственный аспект произведения (труболюбие главного героя – как залог успеха жизнедеятельности)
оценка воздействия музыкального сочинения на собственные чувства и мысли, анализ собственной коллективной исполнительской деятельности
овладение первичными умениями анализа музыкальных сочинений; развитие быстроты реакции, развитие умений пластического интонирования музыки
освоение способов взаимодействия в групповой работе
6.Раскрытие темы, исполнение рефрена
6.Музыкальное путешествие, встреча с другими героями музыкальных сказок, песня.
Коллективное исполнение 1 куплета с учителем, двигательная импровизация
осознание формы построения урока- путешествия (возвращение к рефрену)
осуществление коррекции действий в процессе музицирования
7.Раскрытие темы, усвоение новых знаний
7. Сказка, иллюстрации, краткое содержание, диалог, мелодическая импровизация, музыкальные звуки - высокие и низкие.
Угадывание сказки по иллюстрации, рассказывание сказки по иллюстрациям, анализ содержания, вычленение повторяющихся фраз главных героев, мелодическая импровизация
формирование нравственных качеств терпимости, уважения
планирование собственных действий в процессе сочинения мелодии
овладение основами анализа произведения, выполнение действий творческого, поискового характера, понимание отличия музыкальной речи от разговорной
умение слушать, вступать в диалог со сверстниками, учителем;
освоение способов взаимодействия при работе в паре
8.Раскрытие темы, исполнение рефрена
8.Музыкальное путешествие, встреча с другими героями музыкальных сказок, песня.
Коллективное исполнение 1 куплета с учителем, двигательная импровизация
9.Повторение пройденного материала, анализ Д/З, исполнение на новом качественном уровне
9. Песня, угадывание по мелодии, анализ рисунков к произведению, ансамбль.
Угадывание произведения по мелодии, анализ выполненного домашнего задания – рисунков к песне, исполнение в ансамбле с учителем с имитирующими движениями в проигрыше
усвоение жизненного содержания произведения; осознание особенностей деятельности композитора, исполнителя, слушателя
оценка выполненного Д/З, развитие интереса к различным видам творческой деятельности
развитие навыков слухового анализа произведения, формирование исполнительских навыков, формирование навыков анализа иллюстраций к произведению
умение рассказать о содержании рисунка,
участие в коллективной исполнительской деятельности
10.Раскрытие темы, исполнение рефрена
10.Музыкальное путешествие заканчивается, возвращение домой.
Коллективное исполнение 1 куплета с учителем, двигательная импровизация
12.Подведение итогов урока
Подведение итогов, обобщение, оценка деятельности учащихся.
Беседа по содержанию урока, оценивание своей деятельности, выбор героев с которыми хотелось встретиться еще.
оценка воздействия музыкальных сочинений на собственные чувства и мысли, ощущения (переживания) других слушателей
Читайте также: