Сказочные герои в музыке 1 класс конспект урока с презентацией

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1-А, Б класс (19.01.2018).

Учитель: Супрунова Ю.В.

Тема урока: Сказочные герои в музыке

Цель урока: знакомство с музыкальными произведениями через сказочные образы. Расширить кругозор детей в области сказки. Создание эмоционального настроя.

Задачи урока:

Развивающие: развитие памяти, воображения, выражения своих чувств и настроений от прослушанных произведений; чувства ритма

Воспитательные: воспитание интереса к народной сказке, любви к красоте понимания добра и зла.

Планируемые результаты:

Личностные: развитие эмоциональной отзывчивости на доступные по настроению муз. Произведения, интерес к народному творчеству, умение определять добрых героев и злых;

Регулятивные: развивать умение слушать задания учителя и давать простейшие ответы; эмоционально откликаться на муз. Характеристику сказочных образов.

Познавательные: расширять свои представления о музыке,

соотносить прослушанные произведения со знакомыми сказочными героями, с произведениями живописи.

Коммуникативные: выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, понимать содержание вопросов о музыке и воспроизводить их, умение петь в коллективе.

Тип урока: комбинированный.

1. Организационный момент.

Музыкальное приветствие

- Что за герой к нам пришел на урок. (Садко)

2. Актуализация темы

Каждый человек имеет свой характер, и в музыкальном произведении можно определить его. Как можно определить музыкальный характер? (По звучанию музыки, какого настроения музыка, такой и характер.)

- Послушайте три пьесы и представьте тех, кого изобразила музыка.

- На доске написаны слова, которые нам помогут разгадать тайны наших персонажей. Нужно выбрать и подчеркнуть те слова, которые передают настроение каждой пьесы.

1. Таинственно, зло, резко, ласково, грозно, мягко, стремительно.

2. Нежно, грациозно, грузно, неторопливо, изящно, в характере танца.

3. Скороговоркой, хвастливо, болтливо, медленно, торопливо, убедительно, суетливо.

Прослушивание трех отрывков:

(слушаем каждый фрагмент отдельно, и после каждого прослушивания учитель читает слова, а ученик подчеркивает нужное слово, дети определяют героев.)

- Музыка помогла вам узнать, как они выглядят или какой у них характер, настроение? Музыка помогла вам определить какой сказочный герой добрый, а какой злой? Ответы.

Если бы вы были художниками, какими бы красками мы нарисовали Бабу-Ягу и Царевну- Лебедь? Обратите внимание на произведения живописи, где изображены эти герои. Художники Иван Яковлевич Билибин и Михаил Александрович Врубель тоже использовали такие краски, как и вы. Молодцы.

3.Игра на детских музыкальных инструментах

Народ сочинял сказки не только о волшебных героях, но много сказок, где есть герои- животные. Назовите такие сказки. (Рукавичка, Репка, Теремок)

-Вы не только музыканты, но и актеры. Сами придумайте походку своему герою (Мышка, Лягушка, Зайчик, Лиса, Волк, Медведь).

4. Вокальная работа.

Исполнение разными видами.

5.Рефлексия . Сегодня мы путешествовали по стране … (сказок).

- Кто из русских поэтов любил сказки? (А.С. Пушкин)

- Слушая фрагменты музыки, сыграйте этого героя.

- И в заключении хором скажем слова восхищения от сказок (эпиграф)

Молодцы. Вы хорошо работали сейчас мы посмотрим фрагменты мульфильмов, в которых показаны наши сказочные герои

6. Домашнее задание. Расскажите родителям о сказочных музыкальных героях и вместе нарисуйте понравившегося героя.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Получение учащимися опыта сравнительного анализа средств музыкальной выразительности прослушанного произведения.

Закрепление на практике понятий: лад, темп, регистр, динамика.

Развитие навыка осознанного, эмоционально-активного слушания музыки,

Развитие умения проанализировать прозвучавший фрагмент и рассказать о своих впечатлениях, используя музыкальные термины, сравнения, эпитеты.

Формирование непредметных умений (сравнение, обобщение, анализ, оперирование понятиями)

Развитие психических свойств (таких, как память, внимание, концентрация)

Воспитание слушательской культуры учащихся

Умение работать в коллективе

Формирование эмоционально-позитивного настроя на процесс совместного восприятия музыки и обсуждения прослушанного произведения

Форма урока – комбинированная

Опрос индивидуальный и групповой

Дидактическое обеспечение урока, оборудование:

Ноутбук, интерактивная доска

Вводная часть (2 мин.)

Цель: создание благоприятного эмоционального климата и настроя на учебную деятельность.

Основная часть урока (36 мин.)

Педагог: Мы продолжаем с вами говорить о сказочных персонажах в музыке и сегодня познакомимся с героем, который очень часто встречается в русских народных сказках. Каких отрицательных персонажей из русских сказок вы знаете?

Дети: Баба-Яга, Кащей Бессмертный!

Педагог: Молодцы, вы угадали. Все вы наверняка знаете сказки про Бабу-Ягу. Давайте вспомним, кто она, что вы о ней знаете?

Дети: Баба-Яга живет в лесу в избушке на курьих ножках. У нее есть ступа, в которой она может летать, и помело.

Педагог: Верно. А как выглядит Баба-Яга?

Дети: Она страшная, у нее костяная нога и нос крючком.

Рассказ педагога об истории создания пьесы.

На рисунке, который увидел композитор, изображались часы в форме избушки на курьих ножках (педагог показывает иллюстрацию рисунка В. Гартмана на интерактивной доске). Однако фантазия автора оживила эту картинку, создав яркий образ обитательницы этого волшебного жилища, который он воплотил в звуках.

А сейчас, прежде чем послушать пьесу, давайте представим, что мы с вами тоже композиторы, и нам нужно отобрать средства музыкальной выразительности, которые помогли бы нам создать музыкальный портрет Бабы-Яги. (Педагог раздает листы со списком прилагательных, характеризующих средства музыкальной выразительности: темп, лад, динамика, регистр и др.)

Педагог: Давайте сначала подумаем, какой характер будет у нашей Бабы-Яги – спокойный, ласковый, добрый или грозный, хмурый, мрачный?

Дети (выбирают из списка прилагательных): Характер будет грозным, хмурым, устрашающим, решительным, напористым, мрачным.

Педагог: Согласна. Теперь посмотрим на столбик с указанием динамических оттенков. Какие динамические оттенки лучше подойдут к этому образу – тихая, приглушенная динамика (пиано, меццо пиано) или громкая, местами нарастающая.

Дети: Громкая, нарастающая. Скорее всего, форте.

Педагог: Хорошо. Какой регистр вы бы использовали: высокий и светлый или низкий – темный и мрачный?

Дети: Больше подойдет низкий. Хотя, если она будет летать в ступе, может подойти и высокий.

Педагог: Мне нравится, как вы рассуждаете, молодцы. Теперь темп. Какой темп нам лучше подойдет – неторопливый, размеренный или быстрый стремительный?

Дети: Скорее всего, быстрый, особенно если она будет летать.

Педагог: Хорошо. Осталось определить лад и мелодический облик главной темы пьесы. Какой лад, на ваш взгляд, больше соответствует характеру нашей героини?

Дети: Лад – больше подойдет минорный, потому что она злая и вредная.

Педагог: Хорошо. А какой будет мелодия? Плавной и нежной или резкой и угловатой?

Дети: Резкой и угловатой.

Педагог: Замечательно. А сейчас мы с вами послушаем пьесу, и проверим, совпали ли наши догадки с замыслом композитора.

Педагог: Ну что, совпали наши ожидания с тем, что мы услышали?

Дети: Да! Все совпало. Только… темп не всегда был быстрый. Сначала он был быстрым, потом стал спокойнее, а потом снова ускорился.

Педагог: Молодцы, что заметили это. В этой пьесе три части: крайние из них почти одинаковы по музыке и по темпу, а средняя часть, более сдержанная, по характеру от них отличается.

А теперь, посмотрите, пожалуйста, на доску, и скажите, какая из двух иллюстраций больше подходит к прослушанной нами музыке? (на интерактивной доске показаны две картинки с изображением Бабы-Яги: на одной из них она веселая и добродушная, на другой – хмурая и грозная)

Дети: Больше подходит вторая!

Педагог: Согласна с вами, я тоже так думаю.

Заключительная часть (2 мин.)

Педагог: Дома я предлагаю вам нарисовать то, что вы представили, пока слушали эту музыку, а желающие могут еще найти загадки или стихотворения про Бабу-Ягу.

Сказочные герои в музыке

№ слайда 1

Сказочные герои в музыке

Композиторы

№ слайда 2

«В зловещее Кощеево царство, спрятанное высоко в горах и окруженное скалами, пыт

№ слайда 3

А. Головин. Кощеево царство. Эскиз декорации

№ слайда 5

А. Головин. Кощеево царство. Эскиз декорации

Эскизы костюмов Л. Бакста к балету

№ слайда 6

Эскизы костюмов Л. Бакста к балету "Жар-птица.

1.Каким вы представляете себе кощеево царство, слушая музыку Игоря Стравинского?

№ слайда 7

1.Каким вы представляете себе кощеево царство, слушая музыку Игоря Стравинского? (рисунок или словесное описание)2. Звучание какого инструмента придаёт музыке волшебный колорит?

 Челеста — клавишные колокольчики

№ слайда 8

Челеста — клавишные колокольчики


№ слайда 11

Дорога добра1.Спроси у жизни строгойКакой идти дорогой,Куда по свету беломуОтпра

№ слайда 12

2 куплетЗабудь свои заботы,Падения и взлёты,Не хнычь, когда судьба себяВедёт не

№ слайда 13

2 куплетЗабудь свои заботы,Падения и взлёты,Не хнычь, когда судьба себяВедёт не как сестра.Но если с другом худо,Не уповай на чудо,Спеши к нему, всегда ведиДорогою добра.Но если с другом худо,Не уповай на чудо,Спеши к нему, всегда ведиДорогою добра.

3 куплетАх, сколько будет разныхСомнений и соблазнов,Не забывай, что это жизнь,Н

№ слайда 14

3 куплетАх, сколько будет разныхСомнений и соблазнов,Не забывай, что это жизнь,Не детская игра.Ты прочь гони соблазны,Усвой закон негласный,Иди, мой друг, всегда идиДорогою добра.Ты прочь гони соблазны,Усвой закон негласный,Иди, мой друг, всегда идиДорогою добра.

Домашнее заданиеНарисуй наиболее понравившийся тебе музыкальный образ: Кощеева ц

№ слайда 15

Домашнее заданиеНарисуй наиболее понравившийся тебе музыкальный образ: Кощеева царства или Бабы- Яги

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока музыки по теме "Встреча с героями музыкальных сказок" для учащихся 1 классов. Дети отправляются в путешествие с музыкой Г.Гладкова "Песня друзей" и на нескольких музыкальных станциях встречаются с разными героями.

Урок музыки в 1 классе.

Тема урока: Встреча с героями музыкальных сказок.

Цели урока: показать разнообразие музыкального мира, окружающего ребенка через близкие и знакомые ему с детства образы.

Планируемые результаты.

- формировать умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, участвовать в музыкальной жизни класса;

- формировать эстетические потребности, ценности и чувства;

- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладения навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

- реализация творческого потенциала учащихся, позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей.

- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности;

- умение воспринимать музыку, выражать свое отношение к музыкальным произведениям, анализировать содержание музыкального произведения, его характер;

- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, в процессе интонационно-образного анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности.

Формы работы: диалогические, индивидуальная работа, групповая работа, фронтальная работа

Методы: Общедидактические: практический, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, игровой, методы стимулирования деятельности учащихся: метод эмоционального воздействия, создание игровых и проблемно-поисковых ситуаций ситуаций, метод создания композиций.

Тип данного урока: комбинированный (раскрытие темы – 3 урок по теме на основе нового музыкального материала с частичным включением ранее изученного). Здесь и урок углубления темы, и формирование умений и навыков, и повторения пройденного материала.

Жанр урока: тематический

Вид урока: путешествие

Научный подход: деятельностный.

Дидактические единицы

(ключевые знания, термины, понятия, выводы, обобщения)

Материал урока (муз. репертуар, инструментарий, УМК, средства обучения, ЦОР и др.)

Характеристика деятельности учащихся

Универсальные учебные действия

в соответствии с ФГОС

личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

1.Музыкальное приветствие, певческая установка, вступление, фортепиано, коллективное исполнение.

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, учитель!

Самоконтроль правильной певческой установки. Исполнение музыкального приветствия в ансамбле с учителем.

осознание особенностей деятельности исполнителя,

взаимодействие с учителем,

освоение начальных форм личностной рефлексии

саморегуляция поведеняи в начале урока, настрой на рабочий лад

усвоение элементов музыкального языка как средства создания музыкальных образов

освоение способов взаимодействия в коллективной работе при исполнении музыки

2.Введение в тему

2.Музыкальное путешествие, встреча с героями музыкальных сказок, песня.

Угадывание песни по мелодии, коллективное исполнение 1 куплета с учителем двигательная импровизация

понимание значения музыки в жизни человека (с веселой песней легче в пути)

осмысление полученной информации,

планирование собственных действий в процессе исполнения музыки (подбор движений)

развитие музыкальной памяти, навыков вокально-хоровой работы: одновременное вступление после музыкального вступления, окончание движения вместе с музыкой

грамотное построение речевых высказываний в устной форме

3.Раскрытие темы, усвоение новых знаний

3. Песня, ритмический рисунок (шажки лисы), мелодия (движение мелодии по руке- нотный стан), унисон (дружно поем, как один).

характер главного героя,

прохлопывание ритмического рисунка (кулачки- ладошки),
выбор правильной мелодической линии(с опорой на наглядность),
разучивание мелодии (по руке – нотный стан).

усвоение первоклассниками жизненного содержания музыкальных сочинений;

- осознание особенностей деятельности композитор, исполнителя, слушателя

-опора на имеющий жизненно-музыкальный опыт в процессе знакомства с новыми музыкальными произведениями;

оценка воздействия музыкального сочинения на собственные чувства и мысли, ощущения (переживания) других слушателей.

усвоение элементов музыкального языка- долгие и короткие звуки, движение мелодии;
овладение первичными умениями анализа музыкальных сочинений;

осмысление преобразования чувственной формы в модель (пространственно-графическую и знаково- символическую);

выполнение действий творческого характера

умение слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем в процессе размышлений о музыке;

освоение способов взаимодействия в коллективной, работе при восприятии и исполнении музыки

4.Раскрытие темы, исполнение рефрена

4.Музыкальное путешествие, встреча с другими героями музыкальных сказок, песня.

Коллективное исполнение 1 куплета с учителем, двигательная импровизация

формирование личностных качеств отзывчивости, толерантности и т.д.

корректирование собственных действий по указанию учителя

5.Раскрытие темы, усвоение новых знаний

5. Песня, певческая установка, музыкальное эхо, ансамбль, музыкальная фраза.

беседа по содержанию и характеру музыки,

разучивание песни с элементами музыкального эха и пластического рисования музыкальных фраз, исполнение произведения

формирование умения выделять нравственный аспект произведения (труболюбие главного героя – как залог успеха жизнедеятельности)

оценка воздействия музыкального сочинения на собственные чувства и мысли, анализ собственной коллективной исполнительской деятельности

овладение первичными умениями анализа музыкальных сочинений; развитие быстроты реакции, развитие умений пластического интонирования музыки

освоение способов взаимодействия в групповой работе

6.Раскрытие темы, исполнение рефрена

6.Музыкальное путешествие, встреча с другими героями музыкальных сказок, песня.

Коллективное исполнение 1 куплета с учителем, двигательная импровизация

осознание формы построения урока- путешествия (возвращение к рефрену)

осуществление коррекции действий в процессе музицирования

7.Раскрытие темы, усвоение новых знаний

7. Сказка, иллюстрации, краткое содержание, диалог, мелодическая импровизация, музыкальные звуки - высокие и низкие.

Угадывание сказки по иллюстрации, рассказывание сказки по иллюстрациям, анализ содержания, вычленение повторяющихся фраз главных героев, мелодическая импровизация

формирование нравственных качеств терпимости, уважения

планирование собственных действий в процессе сочинения мелодии

овладение основами анализа произведения, выполнение действий творческого, поискового характера, понимание отличия музыкальной речи от разговорной

умение слушать, вступать в диалог со сверстниками, учителем;

освоение способов взаимодействия при работе в паре

8.Раскрытие темы, исполнение рефрена

8.Музыкальное путешествие, встреча с другими героями музыкальных сказок, песня.

Коллективное исполнение 1 куплета с учителем, двигательная импровизация

9.Повторение пройденного материала, анализ Д/З, исполнение на новом качественном уровне

9. Песня, угадывание по мелодии, анализ рисунков к произведению, ансамбль.

Угадывание произведения по мелодии, анализ выполненного домашнего задания – рисунков к песне, исполнение в ансамбле с учителем с имитирующими движениями в проигрыше

усвоение жизненного содержания произведения; осознание особенностей деятельности композитора, исполнителя, слушателя

оценка выполненного Д/З, развитие интереса к различным видам творческой деятельности

развитие навыков слухового анализа произведения, формирование исполнительских навыков, формирование навыков анализа иллюстраций к произведению

умение рассказать о содержании рисунка,

участие в коллективной исполнительской деятельности

10.Раскрытие темы, исполнение рефрена

10.Музыкальное путешествие заканчивается, возвращение домой.

Коллективное исполнение 1 куплета с учителем, двигательная импровизация

12.Подведение итогов урока

Подведение итогов, обобщение, оценка деятельности учащихся.

Беседа по содержанию урока, оценивание своей деятельности, выбор героев с которыми хотелось встретиться еще.

оценка воздействия музыкальных сочинений на собственные чувства и мысли, ощущения (переживания) других слушателей

Читайте также: