Рисование украсим белорусские игрушки средняя группа конспект

Обновлено: 06.07.2024

Задачи. Продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками, учить отмечать их характерные особенности, выделять элементы узора: круги, кольца, точки, полосы. Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, композиции, цвета. Воспитывать самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца, прививать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев. Обращать внимание на тесную связь народных традиций, музыки и устного народного творчества.

И. О. О.: Х.-Э. р., П. р., Р. р., С.-К. р., Ф. р.

Материалы. Игрушка театра би-ба-бо Петрушка. Иллюстрации дымковских игрушек. Краски гуашь разного цвета, альбомные листы с шаблонами дымковских игрушек, кисти, банки с водой, салфетки (на каждого ребёнка).

Словарная работа: Дымковские игрушки, узор, кольцо, круг, прямая и волнистая линия, нарядная, праздничная, глиняные.

Начало НОД.

Под русскую народную плясовую мелодию появляется Петрушка:

— Ребята, к нам в детский сад пришла посылка из села Дымково. Ее нам отправили дымковские мастера. Хотите узнать, что в ней? Открываем.

- Да, ребята, трудное задание! Сможем ли мы? Справимся ли? Ведь быть мастером – непростое дело! Хотите вы стать мастерами? Распишете игрушки? Ну, тогда приступим.

Основная часть.

1.Рассматривание дымковских игрушек.

- Вы знаете, как называются эти игрушки? А почему они так называются? А почему село назвали Дымково? Правильно, потому что зимой, когда там топят печки, а летом, когда туман, село стоит как будто в дымке.

Жили в том селе люди. Когда на улице было холодно и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливали печи, дым окутывал крыши, да так, что ничего не было видно, один дым. Вот и назвали то село Дымково. Трудились взрослые в том селе с утра до позднего вечера: сеяли хлеб, готовили еду, пасли домашних животных: коровушек, барашек, лошадок, овец, ходили рыбку ловить. А дети играли на лугу, пели песни. И задумались взрослые, чем же детишек порадовать? Набрали они на берегу реки глины, замесили её как тесто и начали из неё лепить. В начале они сделали много свистулек, слепили их, обожгли в печи, покрыли их белым мелом, а затем раскрасили яркими красками и отдали все свистульки детям. Много радости было у детей от игры на свистульках.

Приезжали в деревню Дымково гости из других деревень и просили люди сделать для их детей тоже такие игрушки. И начали дымковские мастера лепить всё больше и больше, всё краше и краше, и не только свистульки, а разные фигурки. И появились барышни, водоноски, кавалеры, повозки с лошадками, гусары, олени, козлики, рыбы, петушки, курочки с цыплятами и ещё много, много других игрушек. Так мастера из деревни Дымково прославились своими игрушками на всю нашу страну, на всю Россию!

Какие эти игрушки нарядные, яркие и с узорами. Ребята, а какими узорами украшены эти игрушки? Круги, кольца, полосы, волнистые линии. А вы знаете, что в этих элементах есть секрет: круг означает солнце, волнистые линии - воду, а пересечение прямых линий - землю.

2.Показ образца воспитателем.

—Ребята, вспомните, как нужно работать при росписи. Перед тем как набрать другую краску, надо промыть кисть, и только после этого взять другую краску. Теперь рисуем точки кончиком кисточки. Полоски рисуем, приложив кисточку к бумаге. Придумайте свой узор, только не забывайте, что элементы узора должны быть одинаковыми. И продумайте сочетание цветов, чтобы игрушки получились яркими, красивыми.

А пока давайте немножко отдохнем, сделаем зарядку для пальчиков:

3.Пальчиковая гимнастика.

Дружат в нашей группе (Хлопают в ладоши.)

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим (Стучат кулачками друг об друга.)

Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца.)

Будем снова мы считать.

Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на др. руке.)

Мы закончили считать.

4.Самостоятельная работа.

– Ребята, все справились?

Итог. Выставка работ.

Петрушка. Ну, ребята - мастера! Полюбуйся, детвора!

- Ребята, игрушки получились просто загляденье! Яркие, красивые, с настоящей дымковской росписью. Давайте полюбуемся ими.

– Что нового вы сегодня узнали? Почему игрушки называются дымковские? Из чего их делают? Какими элементами расписывают?

Цель: формирование интереса к многообразию предметов рукотворного мира (игрушек, познанию их особенностей, способов изготовления, истории создания; познакомить детей с особенностью белорусского орнамента и его отличительных чертах от орнаментов других народов; развитие интереса к национальным ценностям белорусского народа; воспитание бережного отношения к игрушкам.

Нерегламентированная деятельность:

ОБЩЕНИЕ:

Закрепить представления детей о том, что все игрушки изготовлены из разных материалов.

Мэта: фарміраваць цікавасць да беларускай цаццы, ўзбагаціць беларускі слоўнік дзяцей ужываннем абагульняючага слова, назвамі уласцівасцяў цацак.

Цель: активизировать умение рассуждать, прогнозировать развитие событий.

ИГРА:

Цель: развивать игровые действия, межличностные отношения в условиях игры, умение участвовать в диалоге.

Мэта: развіваць гульнявыя дзеянні, межличностые адносіны ва ўмовах гульні, уменне ўдзельнічаць у дыялогу.

ППД:

Цель: закрепить знания детей о светофоре, его сигналах, назначении.

Мэта: замацоўваць правілы дарожнага руху, фарміраваць уменне прымяняць веды, атрыманыя ў УДВ.

Цель: развивать умение подбирать игрушки по нескольким качествам (величина, материал)

ХУД. ДЕЯТ-ТЬ:

Цель: развивать умение эмоционально воспринимать литературного произведения на белорусском языке, воспитывать бережное отношение к игрушкам, аккуратность в обращении с ними.

Мэта: развіваць уменне выразна інтанацыйна перадаваць характар паэтычнага твора.

Цель: развивать творческие способности в процессе занятия дизайном.

ТРУД:

Хоз. быт. труд “Ремонт коробок настольно-печатных игр”

Цель: совместно с педагогом ремонтировать коробки из-под настольно-печатных игр.

Мэта: фарміраваць уменне сумесна з педагогам сціраць лялечнае бялізну.

Цель: формировать представления о необходимости ручного труда.

Регламентированная деятельность

Задачи: формировать умение у детей расписывать белорусские игрушки, используя элементы растительного орнамента, поддерживать стремление к нахождению и передаче в рисунке сходства с изображаемого объекта с оригиналом; закреплять прием примакивания, стимулировать самостоятельность; воспитывать интерес к белорусским игрушкам.

2. Ребенок и общество

Задачи: формировать понятие музей и представление детей об истории создания кукол, познакомить с коллекцией различных кукол; развивать монологическую речь; воспитывать вежливость, доброжелательность, бережное отношение к предметам, созданными руками человека.

3. Развіццё маўлення і культура маўленчых зносін

Задачы: пашыраць веды пра якасці і ўласцівасці дрэва, тканіны, паперы, шкла; пазнаёміць з народнымі вырабамі з розных матэрыялаў; узбагачаць слоўнік беларускімі словамі; практыкаваць у зносінах на беларускай мове; развіваць памяць, уважлівасць, назіральнасць.

5. Ребенок и природа

Задачи: познакомить детей с игрушками в групповой комнате. Побуждать детей к активности и самостоятельности. Закрепить знание детей о местонахождении разных игрушек, умение убирать каждую игрушку на свое место. Воспитывать желание выполнять действия с желанием, эмоциональным подъемом.

Задачи. Продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками, учить отмечать их характерные особенности, выделять элементы узора: круги, кольца, точки, полосы. Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, композиции, цвета. Воспитывать самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца, прививать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев. Обращать внимание на тесную связь народных традиций, музыки и устного народного творчества.

И. О. О.: Х.-Э. р., П. р., Р. р., С.-К. р., Ф. р.

Материалы. Игрушка театра би-ба-бо Петрушка. Иллюстрации дымковских игрушек. Краски гуашь разного цвета, альбомные листы с шаблонами дымковских игрушек, кисти, банки с водой, салфетки (на каждого ребёнка).

Словарная работа: Дымковские игрушки, узор, кольцо, круг, прямая и волнистая линия, нарядная, праздничная, глиняные.

Начало НОД.

Под русскую народную плясовую мелодию появляется Петрушка:

— Ребята, к нам в детский сад пришла посылка из села Дымково. Ее нам отправили дымковские мастера. Хотите узнать, что в ней? Открываем.

- Да, ребята, трудное задание! Сможем ли мы? Справимся ли? Ведь быть мастером – непростое дело! Хотите вы побывать мастерами? Распишете игрушки? Ну, тогда приступим.

Основная часть.

1.Рассматривание дымковских игрушек.

- Вы знаете, как называются эти игрушки? А почему они так называются? А почему село назвали Дымково? Правильно, потому что зимой, когда там топят печки, а летом, когда туман, село стоит как будто в дымке.

Жили в том селе люди. Когда на улице было холодно и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливали печи, дым окутывал крыши, да так, что ничего не было видно, один дым. Вот и назвали то село Дымково. Трудились взрослые в том селе с утра до позднего вечера: сеяли хлеб, готовили еду, пасли домашних животных: коровушек, барашек, лошадок, овец, ходили рыбку ловить. А дети играли на лугу, пели песни. И задумались взрослые, чем же детишек порадовать? Набрали они на берегу реки глины, замесили её как тесто и начали из неё лепить. В начале они сделали много свистулек, слепили их, обожгли в печи, покрыли их белым мелом, а затем раскрасили яркими красками и отдали все свистульки детям. Много радости было у детей от игры на свистульках.

Приезжали в деревню Дымково гости из других деревень и просили люди сделать для их детей тоже такие игрушки. И начали Дымковские мастера лепить всё больше и больше, всё краше и краше, и не только свистульки, а разные фигурки. И появились барышни, водоноски, кавалеры, повозки с лошадками, гусары, олени, козлики, рыбы, петушки, курочки с цыплятами и ещё много, много других игрушек. Так мастера из деревни Дымково прославились своими игрушками на всю нашу страну, на всю Россию!

Какие эти игрушки нарядные, яркие и с узорами. Ребята, а какими узорами украшены эти игрушки? Круги, кольца, полосы, волнистые линии. А вы знаете, что в этих элементах есть секрет: круг означает солнце, волнистые линии - воду, а пересечение прямых линий - землю.

2.Показ образца воспитателем.

—Ребята, вспомните, как нужно работать при росписи. Перед тем как набрать другую краску, надо промыть кисть, и только после этого взять другую краску. Теперь рисуем точки кончиком кисточки. Полоски рисуем, приложив кисточку к бумаге. Придумайте свой узор, только не забывайте, что элементы узора должны быть одинаковыми. И продумайте сочетание цветов, чтобы игрушки получились яркими, красивыми.

А пока давайте немножко отдохнем, сделаем зарядку для пальчиков:

3.Пальчиковая гимнастика.

Дружат в нашей группе (Хлопают в ладоши.)

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим (Стучат кулачками друг об друга.)

Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца.)

Будем снова мы считать.

Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на др. руке.)

Мы закончили считать.

4.Самостоятельная работа.

– Ребята, все справились?

Итог. Выставка работ.

Петрушка. Ну, ребята - мастера! Полюбуйся, детвора!

- Ребята, игрушки получились просто загляденье! Яркие, красивые, с настоящей дымковской росписью. Давайте полюбуемся ими.

– Что нового вы сегодня узнали? Почему игрушки называются дымковские? Из чего их делают? Какими элементами расписывают?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект занятия

для детей группы общеразвивающей направленности, в возрасте от 4 до 5 лет

Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие

Занятие: Рисование

Приоритетное направление: Художественно-эстетическое развитие, интегрируется с физическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.

Цель: познакомить детей с особенностями дымковской росписи.

Образовательные:

- Продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками, учить отмечать их характерные особенности, выделять элементы узора: круги, кольца, точки, полосы.

- Закреплять представление детей о ярком, нарядном, праздничном колорите игрушек.

- Закреплять приемы рисования кистью.

Развивающие:

- Развивать эстетическое восприятие.

Воспитательные:

- Воспитывать аккуратность в работе с гуашью.

Предварительная работа: Знакомство с дымковскими изделиями, их росписью. Лепка игрушек.

Формы работы : Индивидуальная, совместная деятельность воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность детей.

Словесные: вопросы к детям, беседа об игрушках.

Наглядные : Дымковские барышни, уточка, лошадки, картинки с изображением дымковских игрушек, образец разукрашенной игрушки .

Практические: продуктивная деятельность.

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Индивидуальная работа : На листе нарисована одна игрушка, вторую нарисовать и разрисовать по аналогии.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал : Дымковские барышни, уточка, лошадки, картинки с изображением дымковских игрушек, образец разукрашенной игрушки .

Раздаточный материал: Альбомные листы, краски гуашь, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Мотивация: приглашение в музей дымковской игрушки.

Ход занятия:

I . Вводная часть

Мотивационный момент:

Воспитатель: Ребята, сегодня я приготовила вам сюрприз. Вы когда-нибудь были в музее? ( ответы детей ) Я приглашаю вас в музей. Хотите вместе со мной посетить музей? ( ответы детей ) Закройте глаза ( звучит музыка ). Открывайте глаза. Вот мы с вами и в музее ( проходят к столу с игрушками ) II. Основная часть

Воспитатель: Сегодня в музее выставка игрушек. Посмотрите на них, какие они яркие, нарядные. Может кто-нибудь назовет, как называются эти игрушки? ( ответы детей – дымковские ) Правильно, это дымковская игрушка! Давайте, ребята, вспомним историю этой игрушки. А почему их так назвали? ( ответы детей - потому что их сделали в селе Дымково )
Воспитатель: А почему село это назвали Дымково? ( ответы детей ) Правильно, потому что зимой, когда там топят печки, а летом, когда туман, село стоит как будто в дымке ( рассматривание картинок с изображением деревни зимой)
Воспитатель:
Дым из труб столбом, точно в дымке все кругом.
Голубые дали, и село большое "Дымково " назвали.
Там любили песни, пляски, в селе рождались чудо-сказки.
Все игрушки не простые, а волшебно-расписные.
Сами белоснежны, как березки,
А на них яркие кружочки, клеточки, полоски.

Воспитатель: Да, вот в старину в селе Дымково и зародилась дымковская игрушка. Из чего же мастера ее делали? ( ответы детей - Делали эту игрушку из глины) . Но ведь глиняные игрушки выглядят не очень нарядными, как же дымковские получались такими веселыми и нарядными? ( ответы детей - потому что дымковские мастера их расписывали яркими узорами )
Воспитатель: А какие элементы росписи использовали мастера? (ответы детей - круги, полоски, точки, сетка, кольцо)
Воспитатель: Молодцы, правильно. А вы знаете, что в этих элементах есть секрет: круг означает солнце, волнистые линии - воду, а пересечение прямых линий - землю.
Воспитатель: А какие цвета использовали мастера для росписи игрушки?

(красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, а вот в озере плавает уточка - марфуточка. А вот ее утята. Что же с ними случилось, почему они все белые, а не такие яркие и красивые как мама? Что же мы будем делать? ( ответы детей) Предлагаю вам побыть немного мастерами дымковской игрушки.

Воспитатель: Отправляемся в нашу мастерскую.

Физкультминутка .
Вышли уточки на луг, Кря-кря-кря! (Шагаем.)
Пролетел веселый жук, Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)
Гуси шеи выгибают, Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)
Зашептал в воде камыш, Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.)
И опять настала тишь, Ш-ш-ш.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, в нашей мастерской все есть для превращения обычной фигурки в настоящую расписную дымковскую игрушку. Мы с вами будем расписывать наших уточек дымковскими узорами. Давайте рассмотрим узоры на нашей уточке ( рассматривают узоры на уточке)
Воспитатель: Утушка – это любимый образ в народном творчестве, связанный с солнцем, изобилием. Грудку и крылья птицы украшают узоры, напоминающие большое и маленькое солнышко.
Утка-Марфутка Бережком идет,
Уточек-Марфуточек Купаться ведет.
Воспитатель. Посмотрите, как я украсила свою уточку.
Ребята, вспомните как нужно работать при росписи.
Перед тем как набрать другую краску, надо промыть кисть, и только после этого взять другую краску. Теперь рисуем точки кончиком кисточки. Полоски рисуем, приложив кисточку к бумаге, ведем ее слева направо.
А сейчас я предлагаю занять свои рабочие места. Посмотреть, что приготовлено для работы. Вспоминаем, как мы пользуемся салфеткой, как убираем лишнюю краску, промываем кисточку.
( Выполнение работ детьми )
Воспитатель: Ребята, вы настоящие народные мастера, хорошо потрудились.
Дети рассматривают расписных утят, высказывают своё мнение.
Дети закрывают глаза, звучит музыка.

Читайте также: