План конспект по химии 9 класс кислород

Обновлено: 04.07.2024

Реактивы: перманганат калия, пероксид водорода, оксид марганца (IV), уголек древесный, известковая вода, сера.

Ход урока

I. Организационный момент.

  • Подготовка учащихся к уроку.
  • Приветствие.
  • Отсутствующие.

II. Мотивация познавательной деятельности

Перед нами сегодня стоят следующие цели: слайд-презентация. (Приложение 2)

  • Порядковый номер
  • Массовое число
  • Номер периода
  • Номер группы

Напишите схему строения атома кислорода – 1 ученик чертит схему строения на доске.

Назовите элементы, которые входят в VI А группу.

А ведь и в самом деле основные руды, используемые в металлургической промышленности, представляют собой соединения родоначальников подгруппы кислорода – оксиды:

а) Красный железняк (гематит) – Fe2O3

б) Бурый железняк (лимонит) - 2Fe2O3 ∙ 3 Н2О

в) Магнитный железняк (магнетит) – Fe3O4

и серы:

г) Железный колчедан (пирит) – FeS2

д) Медный колчедан- CuFeS3

е) Цинковая обманка – ZnS

ж) Свинцовый блеск - PbS

Рассказ ученика + слайд – презентация

«Кислород открыли и впервые получили почти одновременно два выдающихся химика XVIII века – швед Карл Шееле путем нагревания селитры и англичанин Джозеф Пристли.

Джозеф Пристли нагревал красный оксида ртути (II) в солнечных лучах, сфокусированных линзой. Пристли собрал полученный газ над ртутью, внес в него слабо горящую свечу, тлеющую лучинку и нагретую железную проволоку. Свеча в полученном газе загоралась ярко, лучинка вспыхивала, проволока начинала светиться.

Шееле получил кислород раньше, чем Пристли, но результаты опытов Пристли стали известны сразу же, а труды Шееле значительно позже.

Классический опыт Пристли, во время которого умирающие мыши оживали после внесения под колпак зеленых веток, ученые смогли объяснить лишь после создания учения о фотосинтезе.

Учитель:

Из атомов мир создавала Природа,
Два атома легких взяла водорода,
Прибавила атом один кислорода-
И получилась частичка воды,
Море воды, океаны и льды…
Стал кислород
Чуть не всюду начинкой
С кремнием он обернулся песчинкой.
В воздух попал кислород.
Как ни странно,
Из голубой глубины океана.
И на земле появились растения,
Жизнь появилась:
Дыхание, горение…
Первые птицы и первые звери,
первые люди, что жили в пещере…
Огонь добывали при помощи трения,
Хоть и не знали причины горения.
Роль кислорода на нашей Земле
Понял великий Лавуазье.

Рассказ учителя + слайд – презентация.

Кислород – самый распространенный химический элемент на нашей планете. Он входит в состав воды - 88,9%, в состав многочисленных минералов – 49,6% (в составе земной коры).

Как простое вещество кислород входит в состав атмосферы ≈ 21 % - по объему.

Как химический элемент кислород образует две аллотропных модификации – кислород с молекулярной формулой О2 и озон с молекулярной формулой – О3, которые резко отличаются друг от друга по свойствам.

Учитель: На этой станции мы побываем с вами в химической лаборатории и узнаем, а также и повторим сведения о том, как же можно получить такое замечательное вещество – кислород в нашем химическом кабинете.

Способы получения кислорода и собирания в лаборатории – демонстрационные опыты, Приложение 3.

Опыт № 1. Разложение пероксида водорода в присутствии оксида марганца (IV) и собирание кислорода способом вытеснения воздуха.

MnО2 – катализатор – т.е. вещество, которое увеличивает скорость протекания химической реакции (записать определение в тетрадях).

Опыт № 2. Разложение перманганата калия и собирание кислорода способом вытеснения воды – актуализация понятия.

Вывод – формулируют учащиеся по опорным вопросам:

  • Агрегатное состояние кислорода…
  • Цвет…
  • Запах
  • Растворимость в воде…

Плотность по отношению к воздуху…

Способы собирания кислорода…

Кислород – это газ без цвета, запаха, малорастворимый в воде, чуть тяжелее воздуха.

Кислород можно собирать способом вытеснения воды т.к. кислород в воде малорастворим и способом вытеснения воздуха, т.к. кислород чуть тяжелее воздуха (Мr(возд) = 29) 0 + О2 0 = C +4О2 -2 + Q

2. Со сложными веществами

1. Реакции горения – это такие реакции, которые сопровождаются выделением тепла и света.

2. Реакции окисления – это такие реакции, которые протекают с участием кислорода:

  • Горение
  • Медленное окисление-переваривание пищи
  • Дыхание- газообмен в легких и тканях
  • Фотосинтез

По горизонтали:

  1. Соединенения, состоящие из двух элементов, одним из которых является кислород (оксиды)
  2. Фамилия английского ученого, получившего кислород разложением оксида ртути (II) (Пристли)
  3. Орган растения, где образуется кислород (лист)
  4. Вещество, ускоряющее химическую реакцию (катализатор)
  5. Процесс образования кислорода на свету (фотосинтез)
  6. Реакция окисления, которая сопровождается выделением тепла и света (горение)
  7. Вещество, в состав которого входит элемент кислород (песок)
  8. Самое распространенное вещество на Земле, в состав которого входит кислород (вода)

Ключевое слово - самый распространенный химический элемент на Земле (кислород)

IV. Рефлексия.

  1. Что нового вы узнали сегодня на уроке?
  2. В чем испытывали затруднения?
  3. Что понравилось на уроке?

V.Домашнее задание: § 21 №№ 1-3 (письменно) + презентация тем (по выбору учащихся)

Ключевые слова конспекта: химические свойства простых веществ-неметаллов, характеристика элемента? простое вещество — кислород O2, получение кислорода.

Характеристика элемента кислорода

кислород

Кислород О – элемент № 8, 2-й период, VIA группа. Электронная конфигурация атома кислорода 1s 2 2s 2 2p 4 .

Валентные возможности кислорода – II и III (с учётом возможности образования связи по донорно–акцепторному механизму, например в ионе гидроксония Н3О + ). Возможные степени окисления кислорода:

+2 – в соединении со фтором OF2;
+1 – в соединении со фтором О2F2;
0 – в простых веществах O2 (кислород), O3 (озон);
–1 – в пероксидах (Н2O2, Na2O2);
–2 – во всех остальных соединениях кислорода (кроме супероксидов).

Кислород – самый распространённый элемент в земной коре. Кислороду присуща аллотропия, элемент кислород образует два простых вещества – киcлород O2 и озон O3.

Кислород – простое вещество O2

Кислород является молекулярным веществом, молекула двухатомна. В молекуле кислорода связь ковалентная неполярная.

При обычных условиях кислoрoд – газ без цвета и запаха, тяжелее воздуха, плохо растворим в воде (несколько лучше, чем азот). В жидком состоянии кислород светло-голубого, в твёрдом – синего цвета.

Кислород является хорошим окислителем. Реагирует практически со всеми простыми веществами (кроме инертных газов, галогенов, благородных металлов). Так, например, киcлород окисляет металлы:

O2 + 2Zn = 2ZnO
3O2 + 4Al = 2Al2O3
O2 + 2Cu = 2CuO
2O2 + 3Fe = Fe3O4

Кислорoд является также окислителем многих неметаллов. В некоторых случаях, для того чтобы началась реакция, требуется нагревание:

Кислoрод реагирует с азотом в электрической дуге (реакция обратима, идёт с небольшим выходом NO):


В кислороде сгорают многие горючие вещества, практически все органические вещества:

Кислoрoд окисляет многие сложные вещества – как неорганические, так и органические:

В промышленности кислород получают перегонкой воздуха. Способ основан на том, что у азота и кислорода разные температуры кипения. В лаборатории киcлорoд получают:


а) электролизом воды:


б) разложением пероксида водорода под действием катализатора:


в) разложением перманганата калия при нагревании:


г) разложением хлората калия (бертолетовой соли) при нагревании:


д) разложением нитратов щелочных металлов при нагревании:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока

Тема урока: Кислород

Цель: Систематизация и расширение знаний учащихся о кислороде, как простом веществе.

- систематизировать, обобщить и углубить знания учащихся о химическом элементе кислороде,о простых

веществах кислороде и озоне,о его химических свойствах и способах получения кислорода;

- познакомить учащихся с нахождением кислорода в природе и его применением;

- продолжить формирование научной картины мира;

- осуществить экологическое воспитание;

- развить у учащихся умения анализировать, сравнивать, обобщать учебный материал;

- развить познавательные умения слушать, выделять главное, выдвигать гипотезы, составлять план;

Оборудование и материалы: доска, мел, интерактивная доска, ПСХЭ Д.И. Менделеева, раздаточный материал,демонстрационный штатив с пробирками, лучинка, спички, перекись водорода, оксид марганца ( IV ).

Тип урока: урок открытия нового знания.

Методы и методические приемы: словесные (объяснение с элементами беседы), словесно-наглядные (химический эксперимент, демонстрация презентации)

Габриелян, О. С. Химия. 9 класс : учебник / О. С. Габриелян. – 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2014. – 319, [1] с. : ил.

Рабочие программы. Химия. 7 – 9 : учебно-методическое пособие / сост. Т. Д. Гамбурцева. – 2-е изд., перераб. – М. : Дрофа, 2013. – 159, [1] с.

Литература для ученика:

Габриелян, О. С. Химия. 9 класс : учебник / О. С. Габриелян. – 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2014. – 319, [1] с. : ил.

Структура урока с хронологией

Организационный момент – 1 мин.

Подготовка к изучению нового материала – 4 мин.

Ознакомление с новым материалом – 20 мин.

Первичное осмысление и применение изученного материала – 10 мин.

Подведение итогов урока – 3 мин.

В чем горят дрова и газ,
Фосфор, водород, алмаз?
Дышит чем любой из нас
Каждый миг и каждый час?
Без чего мертва природа?
Правильно без …(слайд 1).

Давайте вспомним, что вы знаете о кислороде?

Какими физическими свойствами обладает кислород?

Назовите аллотропные модификации кислорода?

Кто открыл кислород?

И так цель нашего урока:Систематизация и расширение знаний учащихся о кислороде

Положение кислорода в ПСХЭ Д.И. Менделеева

Химические свойства кислорода

Применение и роль кислорода в природе

Давайте посмотрим на ПСХЭ Д.И. Менделеева и охарактеризуем кислород (слайд 2).

С некоторыми аспектами химии кислорода вы уже частично знакомы. Получение кислорода из пероксида водорода и перманганата калия (слайд 3).

Какими методами собирают кислород (слайд 4)?

В начале урока мы вспоминали ученых, которые открыли кислород. И так, кислород открыли и впервые получили почти одновременно два выдающихся химика XVIII в. – швед К. Шееле путём нагревания селитры (слайды 5, 6) и англичанин Дж. Пристли при нагревании оксида ртути (слайд 7). Название этому элементу дал великий французский химик А. Лавуазье(слайд 8).

Кислород – самый распространенный элемент на нашей планете (слайд 9). Он входит в состав гидросферы (89%), атмосферы по объему (23%), по массе (21%), в состав литосферы (слайд 10).

Также вы хорошо знакомы с аллотропией кислорода. Какую аллотропную модификацию имеет кислород?

Заполните сравнительную таблицу (слайд 11).

Мы с вами повторили физические свойства кислорода. А как вы думаете какие еще есть свойства у кислорода?

Рассмотрим химические свойства кислорода

Кислород взаимодействует почти со всеми простыми веществами, кроме галогенов, благородных газов, золота и платиновых металлов. Например энергично реагируют с Ме: щелочными, образуя оксид с литием Li 2 O , или например пероксиды, с железом, образуя железную окалину Fe 3 O 4 .

Реакции металлов и неметаллов с кислородом протекают с выделение теплоты, реакции идут при нагревании.

Почти все реакции с кислородом эндотермические, но исключение составляет взаимодействие азота с кислородом: это эндотермическая реакция, протекающая при температуре выше 2000 градусов или при электрическом разряде:

Кислород энергично окисляет не только простые, но и многие сложные вещества, при этом образуются оксиды элементов, из которых они построены:

Запишите все уравнения реакции в тетрадь.

Кислород участвует и в процессах дыхания. Медленное окисление пищи в нашем организме является источником энергии, за счет которой живет организм. Как вы думаете, что такое реакция окисления?

Вот и в нашем организме кислород доставляется гемоглобином крови, который способен образовываться с ним непрочное соединение уже при комнатной температуре. Окисленный гемоглобин доставляет во все ткани и клетки организма кислород, который окисляет белки, жиры и углеводы, образуя при этом оксид углерода ( IV ) и воду и освобождая энергию, необходимую для деятельности человека (слайд 12).

Как вы думаете, ребята растения дышат?

Растения также поглощают атмосферный кислород. Но если в темноте идет только процесс поглощения растениями кислорода, то на свету протекает еще один противоположный ему процесс, в результате которого растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Как называется этот процесс? (слайд 13)

Напиши уравнение реакции фотосинтеза?

Содержание свободного кислорода Земли сохраняется благодаря зелёным растениям, хотя изначально атмосфера нашей планеты была другой. (стр 184, рис 112.)

Круговорот кислорода в природе (слайд 14).

Кислород широко используется и в быту. Как же его получают?

Именно сейчас я вам продемонстрирую опыт получение и распознавание кислорода. Для этого нам понадобится демонстрационный штатив и 2 демонстрационные пробирки. Наливаем в каждую по 5-10 мл раствора пероксида водорода. В первую пробирку добавляем на кончике шпателя оксид марганца ( IV ). Что вы наблюдаете? Как вы думаете, какой газ выделяется? Как доказать наличие кислорода в сосуде?

Доказываем наличие кислорода. Какую роль играет в этой реакции оксид марганца ( IV )?

Запишите наблюдение и вывод в тетрадь.

Давайте вспомним, где применяют кислород:

в металлургии и химической промышленности, для сварки и резки металлов, для жизнеобеспечения на подводных и космических кораблях, при работе водолазов, пожарных, в медицине – кислородные подушки (слайд 15).


Данный конспект урока могут использовать учителя химии при изучении химического элемента - кислорода в 9 классе. Учитель познакомит учащихся с кислородом как простым веществом и химическим элементом, аллотропией, распространением, открытием, физическими и химическими свойствами, способами получения и применения.

Содержимое разработки

Урок химии в 9 классе

Тема: Кислород.

Цель: Познакомить обучающихся с кислородом, как простым веществом и химическим элементом, аллотропией кислорода, его распространением, открытием, физическими и химическими свойствами, способами получения, научить применять на практике знания пользования химическими реактивами и оборудованием.

Задачи: Образовательные:

актуализировать знания учащихся о положении элемента кислорода в ПСХЭ Д.И. Менделеева;

познакомить учащихся с историей открытия кислорода;

дать понятие о кислороде как о химическом элементе и простом веществе: нахождение в природе, химические свойства кислорода: взаимодействие с простыми веществами (металлами и неметаллами), сложными веществами; применение кислорода.

актуализировать понятия: горение и медленное окисление, дыхание и фотосинтез;

дать понятие о способах получения кислорода и биологическом значении кислорода.

Развивающие:

развивать речь учащихся, память;

развивать логическое мышление, умение анализировать, делать выводы;

развивать общеучебные компетенции: умение слушать, делать записи, применять полученные знания в практической деятельности.

Воспитательные:

формировать естественно-научное мировоззрение учащихся;

воспитывать положительное отношение к предмету;

Тип урока: комбинированный

Формы и методы работы на уроке: фронтальный, объяснительно – иллюстративный, наглядный, работа с дидактическим материалом, ИКТ.

Оборудование: Компьютер, видеопроектор, экран, презентация, ПСХЭ, ряд электроотрицательности, карточки и дидактический материал на столах, реактивы и оборудование для проведения демонстрационного опыта по получению кислорода.

Готовность к уроку. Настрой на урок.

II. Повторение изученного материала.

- Какую группу неметаллов мы закончили изучать на предыдущем уроке?

- Какие элементы относятся к галогенам и где они стоят в ПСХЭ?

- Почему они называются галогены?

Проверочная работа

Тесты:

1.Какой галоген является самым сильным окислителем?

2.Какой галоген образует простое вещество – буровато – коричневую жидкость с резким зловонным запахом?

3.Какой галоген имеет металлический блеск, хотя он неметалл?

4.Какой галоген был открыт французским учёным Б.Куртуа?

5.Какой галоген впервые применили в качестве химического оружия?

6.Какой галоген применяется в медицине, как дезинфицирующее средство?

7.Какой галоген входит в состав поваренной соли?

8.Какой галоген входит в состав зубных паст и предотвращает заболевание кариес?

9.Какой галоген входит в состав желудочного сока?

10.Какой галоген применяется при лечении нервных заболеваний?

11.Недостаток, какого галогена приводит к заболеванию щитовидной железы?

Самопроверка

1.А; 2.В; 3.Г; 4.Г; 5.Б; 6.Г; 7.Б; 8.А; 9.Б; 10.В; 11.Г;

III. Изучение нового материала. Мотивация.

Примерно века два назад

Открыт он был случайно.

Сейчас знаком с ним стар и млад.

Он для вас не тайна.

Известно, что горят отлично

В нем сера, фосфор, углерод,

Железо, магний. Энергично

Сгорает также водород.

Без газа этого на свете

Не жили б звери и народ.

Его назвать могли бы дети,

Ведь это - … (кислород)

Этот элемент очень важен для жизни любого живого существа, давайте же подробнее узнаем об этом удивительном элементе…

Тема сегодняшнего урока: Кислород. (записать в тетради)

Давайте определим цель урока. Что мы должны узнать на уроке?

Положение химического элемента кислорода в ПСХЭ Д.И.Менделеева.

Обучающиеся самостоятельно составляют характеристику.

Написать схему строения атома кислорода и его электронную формулу.

Аллотропия кислорода.

- Что такое аллотропия?

- Обладает ли кислород аллотропией?

- Какие аллотропные видоизменения он образует?



Кислород Озон

- Дайте характеристику обоим видоизменениям.

- Вспомните, где в природе встречается озон и какое его значение для живых организмов?

- Сразу проведём проверку свойствам кислорода и озона.

Кислород – это … газ. Он … воздуха, … в воде. Не имеет…(малорастворим, тяжелее, бесцветный, запах).

Озон – газ … цвета с запахом свежести, малорастворим в … Озон - … окислитель. Он убивает … в питьевой воде, сточных водах, помещениях.

(сильный, бактерии, воздух, вода, голубой).

Нахождение кислорода в природе.

- У меня вопрос, где встречается кислород в природе?

Химические свойства кислорода.

- Предположите, с какими веществами будет взаимодействовать кислород и почему?

1). С металлами

Напишите уравнения реакции взаимодействия кислорода с: литием, кальцием, цинком, алюминием, железом. Разберите уравнения как окислительно – восстановительные.

2). С неметаллами

Напишите уравнения реакции взаимодействия кислорода с: водородом, серой, фосфором, углеродом, азотом. Разберите уравнения как окислительно – восстановительные.

Физкультминутка. Видеофильм.

Получение кислорода.

1). В промышленности

Из жидкого воздуха

2). В лаборатории

Разложением пероксида водорода Н2О2 Демонстрация опыта

2О2 → 2Н2О + О2

- Как в лаборатории ещё можно получить кислород? Посмотрим фильм.

Применение кислорода.

Открытие кислорода.

Послушаем (Ф.И. ученика)

IV. Делаем выводы по уроку.

- Что вы узнали сегодня на уроке?

V. Домашнее задание.

§ 21, упр. 1,2 стр. 129. Творческое задание по желанию упр.7

VI. Рефлексия.

Закончите предложения:

Мне было (интересно, неинтересно) на уроке____________

Я доволен(льна), не доволен(льна)) своей работой на уроке____________

Я понял(ла), не понял(ла))______________ учебный материал на уроке.

Я выполнил(ла)), не выполнил(ла))_____________ цели и задачи, поставленные мною в начале урока.

VII. Закрепление изученного материала.

Упр.6 стр. 129; Упр.4 стр. 129


-75%

Читайте также: