Конспект урока пейзаж гармония с природой воздушная перспектива

Обновлено: 05.07.2024

Словарь: пейзаж, линейная и воздушная перспектива, линия горизонта, картинная плоскость, точка зрения.

План урока:

Ход урока

Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски я стремлюсь подметить,
А то, что в этих красках светит.
Любовь и радость бытия,
Она повсюду разлита…
Она везде, где красота.
И. Бунин

1. Организационная часть.

– проверка готовности к уроку.

Учитель. Ребята, сегодня мы будем говорить о пейзаже, о природе родного края. Познакомимся с законами перспективы. Научимся показывать глубину пространства.

3. Повторение изученного материала.

Вспомним, что же означает понятие пейзаж? Правильно, это жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности. Верно, что родина пейзажа Голландия, и как самостоятельный жанр он появился в 17 веке. Вам известно, что пейзажи подразделяются на сельский, городской, архитектурный, индустриальный, парковый, морской.

4. Изучение нового материала.

Любой из вас, наверняка, знает нашу местную поэтессу Марию Ивановну Неретину. Давайте послушаем одно из ее стихотворений.

Я иду по лугам, я иду по полям
И по берегу реченьки синей.
И тихонько шепчу, что тебя не предам,
Дорогая, родная Россия.
А весною, вдыхая садов аромат,
Понимаю – счастливая все же.
Мой воронежский край красотою богат,
И его нет на свете дороже.

Слушая эти строки, невольно представляешь знакомые пейзажи. Сейчас мы посмотрим фотографии поселка, которые приготовила ученица 10 класса Фомина Маша.

Не зря говорят – мать земля, матушка природа. Тем самым выражают любовь к родной земле. Художники – пейзажисты изображали в своих творениях красоту русской природы. Пример тому полотна русских художников – лириков.

Чтобы грамотно написать картину необходимо располагать знаниями о перспективе.

Перспектива – это система отображения на плоскости глубины пространства.

Для понимания темы обсудим плановость в картине.

Передний план. Все предметы воспринимаются объемно, цвет наиболее контрастен.

Средний план. Объем и цвет постепенно смягчаются.

Задний план. Все сливается в воздушной дымке.

Воздушная перспектива – изменение предметов под воздействием воздушной среды и пространства, изменение цвета, очертаний и степени освещенности, возникающие по мере удаления натуры от глаз наблюдателя.

Линейная перспектива – точная наука, которая учит изображать на плоскости предметы окружающей действительности так, чтобы создавалось впечатление реальности.

Необходимо знать законы перспективы.

  1. По мере удаления предметы зрительно уменьшаются.
  2. Цвет бледнеет.
  3. Контрастность постепенно смягчается.
  4. Ближние предметы изображаются детально, а дальние обобщенно.
  5. Удаленные светлые предметы притемняются, а темные осветляются.

Рассмотрим схему определения линии горизонта. Познакомимся с понятиями – точка зрения, линия горизонта, картинная плоскость.

Точка зрения – это взгляд из одной неподвижной точки.

Линия горизонта – это линия, которая находится на уровне наших глаз.

Картинная плоскость – это изображение видимых предметов в том порядке, в котором мы их видим.

А сейчас давайте обратим внимание на схемы изменения высоты линии горизонта.

5. Закрепление

6. Постановка художественной задачи.

А сейчас, ребята, используя полученные знания вы нарисуете пейзаж в технике по – сырому.

1 этап работы.

– Простым карандашом создать контурный рисунок (слайд 13)

2 этап работы.

– Смочить все водой и быстро приступить к цветовому решению.

– Начинать работу с неба, от заднего плана к переднему (слайд 14)

3 этап работы.

– Мелкие детали дорисовать по сухому слою краски.

– Усилить контрастность цвета (слайд 15)

7. Физкультминутка

8. Самостоятельная работа.

Ученики самостоятельно выполняют эскиз пейзажа, применяя на практике полученные знания.

9. Проверка знаний.

Выбрать правильный ответ из представленных вариантов

  1. наука о цвете.
  2. изображение с применением линии горизонта.
  3. система отображения на плоскости глубины пространства.

10. Итог урока.

Выставка работ. Молодцы, ребята, пейзажи получились необыкновенно выразительные. Вы смогли выразить любовь к родной земле, применить в своих работах законы перспективы, тем самым показали глубину пространства. Каждое из ваших творений заслуживает особое внимание. Для дальнейшего совершенствования рекомендую вам исследовать творчество Алексея Саврасова, Василия Поленова, Игоря Грабаря и других художников, воспевающих красоту русской природы.

Домашнее задание: написать реферат по творчеству одного из изученных художников-пейзажистов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Раздел долгосрочного плана: Визуальное искусство .

Дата: 23.09.2019

ФИО учителя: Трегубов Александр Владимирович

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Пейзаж. Гармония с природой. Воздушная перспектива .

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

5.1.1.1 - Изучать и определять ассоциативные значения и визуальные характеристики окружающего мира (композиция, цвет, форма, фактура, пропорции).

5.2.1.1 - Использовать визуальные элементы окружающего мира и выразительные средства искусства для передачи своих идей и чувств.

Развивать способности к анализу художественных картин, дать общее преставление о воздушной перспективе.

Критерии оценивания

Рисует пейзаж используя определенную технику.

Языковые цели

- развить способности к анализу выразительных средств пейзажной живописи;

- расширить представления о перспективе, как средстве организации пространства в картине.

Привитие ценностей

Воспитание художественного вкуса.

Межпредметные связи

Естествознание, история Казахстана.

Предварительные

Изображает пейзаж с соблюдением законов воздушной перспективы.

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

1.Приветствие.

Психологический настрой.

Есть у меня шестерка слуг,

И все, что вижу я вокруг, –

Все узнаю я от них.

Они по зову моему

Являются в нужде.

Зовут их Как и Почему,

Кто, Что, Когда и Где.

Р. Киплинг в переводе С. Я. Маршака

2. Деление на группы. АО.

Берутся несколько рисунков (одинакового размера). Разрезаем на части. Все фрагменты перемешиваем.

Ученик вытягивает фрагмент и ищет свою команду, объединяясь с тем, кому досталась часть, необходимая для составления целого рисунка.

3. Погружение в тему урока: АО

Учитель предлагает рассмотреть иллюстрации картин в жанре пейзаж и ответить на вопросы:

В чем особенность изображения переднего плана?

С помощью каких цветов художники изобразили задний план?

Учитель совместно с учениками определяет тему и цели урока.

Ученики знакомятся с целями урока и критериями. Проговаривают цели урока

Подберите самостоятельно репродукции картин. Рассмотрите, как художники изображают перспективу.

Выполните графический рисунок в жанре пейзаж с передачей воздушной перспективы (дорога, пашня, луг).

Ответьте на вопросы:

- О каких видах пейзажа вы узнали?

- В чем заключается правило воздушной перспективы?

Карточки, рисунки

Дескриптор: Обучающийся

- подбирает репродукции картин;

- выполняет рисунок в жанре пейзаж;

- отвечает на вопросы.

4.Объяснение нового материала.

Воздушная перспектива. Передний план – предметы изображаем объемно, цвет контрастен. Средний план – объем и цвет смягчаются. Задний план – все сливается в воздушной дымке.

5.Закрепление.

6.Практическая работа.

Выполните пейзаж в технике монотипия с передачей воздушной перспективы:

Лист бумаги сгибаем наполовину.

В верхней части листа рисуем набросок пейзажа. Выполняем рисунок в цвете, соблюдая правило воздушной перспективы.

В нижней части листа рисуем реку (озеро). Выполняем рисунок в цвете.

Сжимаем половинки листа, получая оттиск изображения пейзажа в реке (озере). Получается оттиск в зеркальном отображении.

Материалы: 1.Гладкая поверхность 2.Гуашь 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды

Дескриптор: Обучающийся

- выполняет пейзаж в технике монотипия;

- соблюдает правило воздушной перспективы.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 003 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 21.09.2019 883
  • DOCX 34.2 кбайт
  • 25 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Трегубов Александр Владимирович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Цель: Научить передавать пространство на плоскости изображения.

Обучающая: Научить изображать пейзаж по законам перспективы с передачей

Воспитывающая: Воспитывать интерес и наблюдательность к окружающе му миру.

Для учителя: репродукции картин художников, презентация.

Для учеников: альбом, карандаш, ластик, акварель или гуашь.

Термины: линейная и воздушная перспектива, линия горизонта, плано вость.

На сегодняшнем уроке мы с вами разберем правила линейной и воздушной

перспективы, и выясним, для чего художникам нужны эти правила. Как вы

Но для начала вспомним, о чем мы говорили на предыдуще м уроке.

Ребята, скажите, что изображено на этой картине? (пейзаж)

Что художник изображает в пейзаже? (природу, пространство)

Сегодня нам понятно, что пейзаж – это, прежде всего и зображение п ространства.

Давайте вспомним, какие способы изображения мы изучили ранее.

В эпоху Древнего Египта фронтальн ая перс пектива изображения никогда не

создавали иллюзию объёма. Изображение переносил ось на плоскость не в том виде, в

котором оно предстает глазу, а в том, которое наиболее выра жает ее суть.

Обратная линейная перспектива - ви д перспективы, применяем ый в

византийской и древнерусской живописи , при которой изобра женные предметы

представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя, картин а имеет

несколько горизонтов и точек зрения, и другие особенности.

В эпоху Возрождения в искусст ве преобладал интерес к изучению реально

наблюдаемого мира и личности человека. Родилось понятие – перспектива, линия

Перспектива — это изображение предме тов так, как их видит человечес кий глаз.

Перспектива нам нужна для того, чтобы изображать предметы реалистично.

Во время презентации вам даётся возможность зафиксировать основные понятия на

выданных карточках для дальнейшего обсуждения и запоминания, в дальнейшем и х

можно приклеить на обратную сторону листа вашего рисунка.

Для того чтобы научить ся изображать объёмные предм еты необ ходимо знать

законы построения линейной и воздушной перспективы.

Основной отличительной особенность ю линейной перспективы (будь он а прямой

или обратной) является фиксированный угол з рения и наличие общей точки схода

Представим себе желез ную дорогу. В се знают, что рельсы леж ат параллельно, а это

Но если мы встанем на пути и посмотрим вдаль, то будет казаться, что с удалением

от нас, рельсы сходятся ближе, ближе, пока, наконец, не сольются в одну точку.

Точку, где рельсы или края дороги соединяются, называ ют " точкой

схода или точка зрения ". Эта точка всегда лежит на линии горизонта.

Линия горизонта – это линия, которая находится на уровне наших глаз.

Линия горизонта быва ет высокой и н изкой, это средство выразительности. Для

передачи земных далей нужна высокая точка зрения, а когда лини я горизонта

расположена у нижнего края картины, мы видим просторы небес.

Воздушная перспектива — ка жущиеся изменения некоторых признаков

предметов п од воздей ствием воздушной среды и пространств а, из менения цвета ,

очертаний и степени освещенности предметов, возн икающие по мере удал ени я натуры от

Воздушная перспектива связана с изменением тонов , потому она может

Воздушная среда, особенно если воздух наполнен дымкой или туманом, помогает

передать в рисунке пространство, подчеркивает плановость в композиции . В творческой

работе необходимо учитывать перспективные изменения воздушной среды, благодаря

которым дальние планы кажутся светлее передних, контуры п редме тов расплываются,

теряют четкость. Особенно это заметно в горах или на равнине, поросшей лес ом.

Обычно принято говорить о планах – переднем (первом), средне м (втором) и

дальнем (третьем). На переднем плане все п редметы воспринимаются наиболее объёмно,

их светотень и окраска н аиболее контр астны. На втором – вс ё это н есколько смягчается,

Передний план. Все предметы воспринимаются объемно, цвет наиболее

Пришло время на практике проверить, как вы усвоили изученный материал.

А сейчас, используя полученные знания, вы нарисуете пейз аж. Ваша зада ча на

сегодняшний урок: выполнить построение по всем правилам линейн ой и воздушной

перспективы. Для того чтобы получит ь хорошую оценку, вы должны в своей работе

правильно показать линию горизонта, точку схода, перспективное сокращение дороги

(тропинки), и по возможности применить правила воздушной п ерспе ктивы. Весь рисунок

Некоторые: учащиеся используют полученные навыки при рисовании акварелью.

Критерии успеха

Обучающиеся:

знают что такое пейзаж и перспектива;

понимают основные правила воздушной перспективы;

изображают пейзаж по законам перспективы с передачей глубины пространства.

Языковые цели

Учащиеся могут применять терминологию.

Учащиеся могут анализировать и делать выводы.

Учащиеся могут комментировать и вносить конструктивные изменения в улучшение своих работ и работ других.

Лексика и терминология, специфичная для предмета: пейзаж, перспектива, воздушная перспектива, гармония, композиция, цвет, форма, фактура, пропорция

Полезные выражения для диалогов и письма:

Правила воздушной перспективы говорят о том…

Что такое пейзаж?

О чем говорят правила воздушной перспективы?

Привитие ценностей

уважение и умение ценить чужие взгляды;

создание сотрудничества между учениками во время обсуждения в групповой работе;

творчески и критически мыслить, чтобы принимать верные решения и созидательно участвовать в жизни общества

Межпредметные связи

Искусство, география, русский язык, казахский язык, английский язык.

Навыки использования ИКТ

Использование интерактивной доски для исследования работ художников

Предварительные знания

жанры изобразительного искусства, основные виды пейзажа, техника работы с акварелью

Читайте также: