О любви и милосердии в разных религиях конспект 5 класса

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

О милосердии когда рисуют голубей.mp4

Пальто- История милосердия.mp4

Выбранный для просмотра документ Конспект мероприятия милосердие и любовь.docx

Тема: Любовь, милосердие: нужны ли они в наше время?

Цель: формирование этических норм поведения в общении друг с другом, развитие эмоционально- ценностной сферы обучающихся.

- формировать у обучающихся этические представления, знания о категориях добра и зла, понятия милосердия;

-развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- формироватьумение совместно работать в группе;

- способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения;

- воспитывать доброе отношение к окружающим людям, культурное поведение во всех сферах жизни.

Ход классного часа:

Организационный момент. (учитель при входе в кабинет выдает каждому ребенку жетон для разделения детей на группы по ходу кл. часа).

-Здравствуйте , ребята и гости нашего классного часа! Меня зовут Юлия Владимировна. Сегодня я у вас проведу классный час.

2 . Введение в тему кл. часа.

Итак, о чем мы будем вести беседу на кл. часе? ( о милосердии, любви. Слайд 1).

Ребята, а вы себя считаете милосердными?

Вот сегодня мы и посмотрим, на сколько вы милосердны, умеете ли вы быть милосердными по отношению друг к другу. Работать вы будете в группах, помогая друг другу.

Проведение кл. часа.

У вас на столах лежат большие листы, на которых вы будете выполнять все задания. Также есть необходимые материалы: карандаши, фломастеры, ножницы, цветная бумага, клей

Первое задание у вас такое – на листочках у вас разрезанные пословицы и поговорки о милосердии. Вам надо найти начало и конец пословицы, склеить их.

это ступень лестницы, ведущей к небесам.

Источник зла есть тщеславие,

а источник добра – милосердие…

Лучшее из возможных сочетаний – власть и милосердие;

худшее – слабость и драчливость.

Кто милосердствует о нищих,

тот дает взаймы Богу.

Давайте проверим, что у вас получилось. (Дети зачитывают получившиеся пословицы. Слайд 2).

А теперь, ребята, посмотрите на свои жетоны. Разделитесь на группы согласно форме геометрической фигуры.

Сейчас вы выполните следующее задание. У каждой группы оно различно.

Рассказывают, что в самом начале времён, когда только – только были созданы все животные, вышел к ним ангел с корзинкой, а в ней – чего только нет: самые разные качества, на любой вкус. Ну и стали все животные разбирать эти качества. Лиса взяла хитрость, мышь – запасливость, муравей – трудолюбие и т. д.

А последнему, как это обычно и бывает, ничего не досталось. Знаете, кто был последним? Правильно, человек. Тогда ангел отдал человеку опустевшую корзинку, сказав:

- Наполни её тем, чем сам сочтёшь нужным!

Вот и вам надо наполнить свои корзинки цветами. В серединке каждого цветка надо написать разные качества человека, связанные с милосердием.

(ВЕРА, НАДЕЖДА, МИЛОСЕРДИЕ, СОСТРАДАНИЕ, ДОБРОТА, ЛЮБОВЬ )

Перед вами лежат карточки с разными словами, вам надо выбрать те, которые связаны с милосердием и составить из них кластер.

(Спросить чем каждая группа занималась)

А сейчас, ребята, вы опять пересядете. У вас жетоны все разного цвета. Пересядьте в группы согласно вашему цвету.

Сформулируйте Заповеди милосердия. Приклейте их потом в свой коллаж.

Никогда не ……

Безграмотного надо ……

Печального надо….

Обиды надо …..

Голодного надо……..

Плачущего надо……..

Больного надо…..

Нищего надо ……

Давайте проверим, какие заповед и у вас получились. (Зачитывает один человек из группы)

Посмотрите, какие красивые у нас получились коллажи: яркие, необычные. И главное, о добром, хорошем, милосердном.

Ребята, а можно ли сказать, что милосердие – это почти одно и то же, что и любовь? ( да)

Значит ли это, что милосердие = любовь? ( Слайд 3)

Приклейте название вашему коллажу.

Итог классного часа. Рефлексия.

- Ребята, а нужны ли милосердие и любовь в наше время? (дети высказывают свое мнение)

На память о нашем сегодняшнем классном часе, я дарю вам этих голубей.

Когда к вам обратятся за помощью, всегда помогайте, Ведь, милосердие – это бесценный дар.

Спасибо за работу!

Выбранный для просмотра документ наглядности.docx

Каждый милосердный поступок

это ступень лестницы, ведущей к небесам.

Источник зла есть тщеславие,

а источник добра – милосердие…

Лучшее из возможных сочетаний – власть и милосердие;

худшее – слабость и драчливость.

Кто милосердствует о нищих,

тот дает взаймы Богу.

Рассказывают, что в самом начале времён, когда только – только были созданы все животные, вышел к ним ангел с корзинкой, а в ней – чего только нет: самые разные качества, на любой вкус. Ну и стали все животные разбирать эти качества. Лиса взяла хитрость, мышь – запасливость, муравей – трудолюбие и т. д.

А последнему, как это обычно и бывает, ничего не досталось. Знаете, кто был последним? Правильно, человек. Тогда ангел отдал человеку опустевшую корзинку, сказав:

- Наполни её тем, чем сам сочтёшь нужным!

Вот и вам надо наполнить свою корзинку цветами. В серединке каждого цветка надо написать разные качества человека, связанные с милосердием.

Перед вами лежат карточки с разными словами, вам надо выбрать те, которые связаны с милосердием и составить из них кластер.

Никогда не ……

Безграмотного надо ……

Печального надо….

Обиды надо …..

Голодного надо……..

Плачущего надо……..

Больного надо…..

Нищего надо ……

Выбранный для просмотра документ презентация к классному часу.pptx

Милосердие спасет мир

Описание презентации по отдельным слайдам:

Милосердие спасет мир

Милосердие спасет мир

Пословицы о милосердии Каждый милосердный поступок - это ступень лестницы, ве.

Пословицы о милосердии Каждый милосердный поступок - это ступень лестницы, ведущей к небесам. Источник зла есть тщеславие, а источник добра – милосердие… Лучшее из возможных сочетаний – власть и милосердие, а худшее – слабость и драчливость. Кто милосердствует о нищих, тот дает взаймы Богу. Милосердие - всегда кстати… Доброе дело не забудется. Делая добро, не жди добра.

 Милосердие = любовь

 Спасибо за работу! Будьте милосердны!

Спасибо за работу! Будьте милосердны!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 400 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 11.04.2016 2048
  • RAR 37.1 мбайт
  • 9 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Жолудева Юлия Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

ВложениеРазмер
miloserdie_i_sostradanie.docx 34.67 КБ

Предварительный просмотр:

Галичкина Ирина Владимировна,

учитель русского языка и литературы, ОПК

муниципального района Саратовской области

(ОПК в рамках курса ОРКСЭ)

Тип урока: открытия новых знаний

Вид урока : смешанный

Развивающая: осознать суть христианского отношения к ближнему; понять, каким должно быть отношение христианина к личным врагам.

Воспитательная: усвоить, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются.

Материально-техническое обеспечение урока: мультимедиапроектор – презентация темы в ИКТ режиме, карточки

Мотивация знаний и введение в тему

Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас. Давайте улыбнёмся друг другу. Покажите карточку, которая соответствует вашему настроению сейчас . У всех учеников есть четыре цветных карточки (красный, оранжевый, зелёный, чёрный)

- О чём мы беседовали на прошлом уроке?

– Послушайте пятую из девяти заповедей блаженства, данных Христом в Нагорной проповеди.

- Как вы думаете, о ком здесь говорится?

- О чём же мы будем говорить на уроке?

О заповедях, данных Богом пророку Моисею на горе Синай.

О тех, кто милует, кто милостивый.

Доброта, сострадание милосердие, помощь, милостыня, милость, …

Этап актуализации учебного действия

Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет. О сердце, которое открыто и беде и радости близкого человека. В толковом словаре значение этого слова даётся так: Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Посмотрите внимательно фильм-притчу и приготовьтесь отвечать на вопросы.

– Какие вопросы были заданы Христу?

– Как ответил Христос? (притчей)

– Как вы поняли притчу Христа о добром самарянине?

– Кто оказался ближним пострадавшему человеку?

Найдите на с.42 и запишите одну из главных заповедей, данную людям Христом (табличка крепится на доску).

Запишите и то, кто является человеку ближним.

Даже если человек виноват перед тобой, в трудную минуту, когда он в беде, надо забыть обиды и протянуть руку помощи. Милосердное прощение благороднее, чем справедливое возмездие.

- Ребята, а легко ли прощать? Почему?

А вот в истории человечества есть такие примеры, когда вопреки всему человек достигает необыкновенного величия духа и исполняет заповедь Христа. Мой рассказ о

II . Великая княгиня Елизавета Фёдоровна была женой великого князя Сергея Александровича, брата российского императора Александра III.

4 февраля 1905 её супруг был убит террористом, который метнул в него ручную бомбу. Когда Елизавета Федоровна прибыла к месту взрыва, там уже собралась толпа. Кто-то попытался помешать ей подойти к останкам супруга, но она своими руками собрала на носилки разбросанные взрывом куски тела мужа. Она очень переживала утрату…

Позднее великая княгиня посетила в тюрьме убийцу: она передала ему прощение от имени Сергея Александровича, оставила ему Евангелие. Более того, она подала прошение императору Николаю II о помиловании террориста, но оно не было удовлетворено.

- Найдите на с.44 учебника призыв Христа по отношению к врагам . Запишите в тетрадь (табличка крепится на доску).

- Как же нелегко любить тех, кто проявил себя, как твой враг! Сколько мужества надо, чтобы простить убийцу! Какого величия духа надо, чтобы любить того, кто разрушил твоё счастье, сломал жизнь.

Вскоре после гибели мужа Елизавета Фёдоровна продала свои драгоценности и на вырученные деньги основала Марфо-Мариинскую Обитель Милосердия, названную в честь библейских сестёр Марфы и Марии, женщин праведных, отзывчивых к страданиям, готовых помочь, хотя и противоположных по характеру. Вместе со своим братом Лазарем были особо любимым семейством Господа Иисуса Христа. По свидетельству Предания, Марфа и Мария были в числе жен-мироносиц у гроба Спасителя.

Сестры Марфо-Мариинской обители занимались благотворительной и медицинской работой. В обители были созданы больница, отличная амбулатория, аптека, где часть лекарств выдавалась бесплатно, приют, бесплатная столовая. Елизавета Фёдоровна ночами ухаживала за тяжелобольными, молилась над умершими, а днём трудилась, как и сёстры, обходя беднейшие кварталы, сама посещала Хитров рынок — самое криминогенное место тогдашней Москвы, вызволяя оттуда малолетних детей.

Во время Первой мировой войны активно заботилась о помощи русской армии, в том числе раненым солдатам. Тогда же она старалась помочь военнопленным, которыми были переполнены госпитали.

Мученически погибла в июле 1918 года от рук большевиков – сброшена в шахту недалеко от Алапаевска.

- Можно ли научиться милосердию?

- формировать у обучающихся потребность в доброжелательном отношении к окружающим, развивать навыки проявления сострадания и сочувствия; воспитывать способность к совершению добрых дел во благо других людей;

- способствовать созданию благоприятных условий для атмосферы и взаимопомощи в коллективе класса;

- развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.

Методические приемы. Игровые ситуации, беседа-диалог, просмотри фильмов

Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, шкатулка, шарики воздушные.

Возраст детей от 5 – 14 лет

Выступление иерея Константин – настоятеля прихода в честь Сергия Радонежского с. Убинское, Новосибирской области

(Презентация. Слайд 2)

Учитель : Ребята, посмотрите на слайд - как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить? (Ответы детей)

- Сегодня мы поговорим о добре, любви и милосердии. Как прекрасно, что человек живёт не один на свете, что рядом с нами есть люди. Каждый должен это понимать, чувствовать, ценить.

- Какие качества вы больше всего цените в людях? (Ответы детей)

- Что же означает это слово МИЛОСЕРДИЕ? (Ответы: милость к людям, к животным, к растениям – ко всему, что нас окружает).

-Какие слова «идут рядом с милосердием?

Учитель : Милосердие означает, что при встрече с чужой бедой, надо отложить свои дела, забыть обо всем, кроме того, что ты должен помочь . Милосердный человек никогда не пройдёт мимо нуждающегося в помощи. Он всегда приходит на помощь в трудную минуту.

Милосердие – это доброжелательное и заботливое отношение к людям.

Милосердие - это сочувствие, мягкосердечность, любовь на деле, готовность делать добро каждому.

Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие. ( Сергей Ожегов. Толковый словарь русского языка)

(слайд 4) ЗАБОТА О БЛИЖНИХ

- Ребята, как вы думаете, где ребёнок учится любить окружающий мир, учится быть добрым, заботливым, быть милосердным? (Ответы детей)

- Если оглядеться и посмотреть внимательно вокруг, трудно не заметить, что рядом с нами живут люди, которым необходимо и дорого самое обыкновенное человеческое внимание и доброта , взаимоподдержка и помощь. Это семья – наши родные и близкие . Ведь когда с тобой рядом крепкая опора твоих родных и друзей, то любое дело тебе по плечу.

- Как можно проявить заботу о близких людях? Чем им можно помочь? (Ответы детей)

- Милосердие , доброта , искренность, сострадание, сопереживание… В последнее время мы часто стали обращаться к этим словам. Будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближнем .

- Что вы можете сказать о взаимоотношениях родных людей – сестёр?

- Почему старшая сестра вернула подарок? Какие качества её характеризуют?

- А могла младшая сестра поступить по-другому?

- Главное - научится сопереживать, сочувствовать другому. Ведь неумение сопереживать, опустошает человеческую душу.

Доброта, милосердие, любовь… Какие старые слова ! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна, достойна почтения или смешна.

Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает. Доброта живет в доме , где ты родился, где тебя любят. Мне особо хотелось бы сказать об отношении к родителям, к пожилым людям, нужно относиться уважительно, бережно. Они прожили долгую жизнь, накопили большой опыт, многое знают и умеют. Прислушивайтесь к их советам, выполняйте просьбы, старайтесь помогать, чем можете. Сколько радости ваш труд принесет родным! Им всегда будет приятна ваша забота.

Будьте ласковыми, добрыми , внимательными сыновьями и дочерьми, достойными, добрыми людьми . Проявляйте любовь и благодарность, оберегайте их покой, будьте добрыми помощниками .

Человеческая доброта и милосердие , умение радоваться и переживать за других людей создает основу человеческого счастья . Человек, делающий другим добро , умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым.

(слайд 5) О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ:

В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта . Добрый человек любит природу и охраняет её. Добрый человек – любит животных и помогает им.

Доброта слабых делает сильными, сильных великодушными, а весь мир чище и ярче.

Дети читают по ролям стихотворение “Милосердие” Ольги Май:

Маленький мальчик стоял у витрины
И по слогам объявленье читал.
В нём сообщал продавец магазина,
Что он забавных котят продавал.

Он потихоньку извлёк всё, что было,
Да, это мало, хоть долго копил.
Детское сердце невольно заныло .
С горечью в голосе он попросил:

И продавец неспеша открывает
Крышку в огромной коробке, и вот
Восемь котят из неё выбегают,
Ну, а девятый за ними ползёт,

Хочет успеть за друзьями своими,
Но не угнаться за ними ему.
А всё потому лишь, что ножки больные,
Так он родился . себе на беду.

Мальчика словно водой окатили,
Глазки свои отвести он не смел,
Даже сказать что-то был он не в силах,
Лишь на хромого котёнка смотрел.

А продавец посмотрев с изумленьем,
Грустно ответил, кивнув на него:
«Знаешь, котёнок больной, к сожаленью,
Родился таким, не излечишь его.

Мальчик ответил серьёзно и строго:
«Деньги у мамы могу я занять,
Я заплачу за котёнка хромого,
Чем же он хуже здоровых котят?

Это сказав, он неловко нагнулся
И под штанину зачем-то полез.
Взглянув на него, продавец ужаснулся :
Вместо ноги он увидел протез .

Слёзы в глазах, в горле ком, дрожь по телу.. .
Всё стало ясно теперь продавцу.
Мальчика крепко обнять захотелось,
Он протянул свои руки мальцу.

- Кто проявил милосердие?

- Как вы думаете, ребята, а мальчик сам нуждался в милосердии?

- Что вызвало возмущение ребёнка? Почему?

- Ребята, как вам кажется, мальчик – это сильная личность ? (Да, преодолевая собственную беду, он оказался милосердным к другому, более слабому существу)

Проявляйте участие к бездомным животным, помогайте им выжить.

(слайд 7) О ЛЮДЯХ, НЕСУЩИХ ДОБРО В НАШУ ЖИЗНЬ,
посвятивших себя служению другим людям. Сёстры милосердия

- Как вы думаете легко быть сестрой милосердия? (ответы детей)

Первыми сестрами милосердия в России были барышни из высшего сословия, умеющие ПИСАТЬ, СЧИТАТЬ, ЧИТАТЬ НА НЕСКОЛЬКИХ ЯЗЫКАХ, ОБЛАДАЮЩИЕ ГЛУБОКОЙ ЛЮБОВЬЮ К РОССИИ И РОССИЯНАМ, ОВЛАДЕВШИЕ МЕДИЦИНСКИМИ ЗНАНИЯМИ И ВЫСОКО ЧТИВШИЕ СВОЮ ПРОФЕССИЮ - сестры милосердия.

Представители Царского Дома участвовали в движении сестёр милосердия . Во время первой мировой войны императрица Александра Фёдоровна и четыре Великие Княжны стали сёстрами милосердия, а Зимний дворец превратился в госпиталь.

Великая княгиня Елена Павловна открыла в Санкт-Петербурге Крестовоздвиженскую общину сестёр милосердия, которых готовили для работы в военных госпиталях.

В наше время Российский Красный Крест - неотъемлемая часть международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца, объединяет многие благотворительные организации, оказывают помощь нуждающимся .

(слайд 11) ПОДВИГ ПРАСКОВЬИ ЩЕГОЛЕВОЙ

- Не может стать добрым тот, кто любит только себя. Ребенок приходит в этот мир и ему еще предстоит сделать свой выбор: быть добрым или злым, любить только себя или весь окружающий мир, быть жестоким или милостивым…

А чтобы полюбить других, нужно научиться откликаться на чужую беду , научиться оказывать бескорыстную помощь другому.

- В тяжёлые годы войны, люди оказывали помощь окружающим. Отдавали свою жизнь, чтобы спасти другого человека. Пожертвовать своей жизнью может не каждый, только очень сильный люди.

Во время голодной окопной жизни было ИСКЛЮЧЕНО, чтобы при виде раненого пройти мимо . Помогали, тащили на себе, подвозили. И после войны сохранились самые добрые, самые горячие чувства взаимопомощи, взаимовыручки. Люди делились всем. Тысячи детей, оставшихся без родителей, были усыновлены и удочерены. И всё это благодаря любви к Отчизне, благодаря стойкости и мужеству нашего народа.

В середине 2000-х в Семилуках была создана инициативная группа по канонизации Прасковьи Щёголевой . Группа, в которую затем вошли известные люди (в том числе председатель областного совета ветеранов Иван Шматов), направила обращение митрополиту Воронежскому и Борисоглебскому Сергию с просьбой возбудить ходатайство перед Священным Синодом о причислении нашей землячки к лику святых. Так как достоверных свидетельств того, что Прасковья Щёголева была крещёной и православной, не нашлось, поэтому обращение было отклонено и ходатайство в Священный Синод не было отправлено.

Был ли у Прасковьи выбор?

Наверное, был. Она вместе с детьми могла бы убежать до прихода немцев и спрятаться, а могла б совсем не подходить к горящему самолету, где без ее помощи наверняка бы сгорел летчик. Могла и выдать его, указав направление, куда он пошел прятаться. Смотришь, за это фашисты могли детям и ей паек из суррогатных продуктов. Но Прасковья поступила так, как поступила, как подсказывала ей совесть.

Прасковья Ивановна Щеголева награждена орденом Отечественной войны первой степени, Александр Степанович Щеголев – медалью "За отвагу".

(слайд 12. В жизни по- разному можно жить)

Учитель: В течение всей жизни каждый день с Вами будут происходить различные события, вы будете общаться с разными людьми, будете попадать в различные ситуации, возможно и тяжёлые жизненные обстоятельства будут встречаться на вашем пути.

Все жизненные обстоятельства – это испытание для человека, проверка его мыслей, желаний и поступков. Как Вы себя поведёте – зависит только от Вас. Что Вы выберешь, какой дорогой идти дорогою добра или зла?

(слайд 13) Ученица читает стихотворение: Добро и зло ведут свой спор

Добро и зло ведут свой спор
Как свет со тьмой всегда воюют
Такой у них уж уговор
Ведь Бог и дьявол существуют

Как параллельные миры
Они нас всех сопровождают
И каждые свои дары
На перебой нам предлагают

Ожесточенная борьба
За наши души происходит
У всех у нас своя судьба
И каждый путь ее проходит

А по пути своей судьбы
Нас искушенья поджидают

И не без внутренней борьбы
Пороки люди побеждают

Но дьявол очень уж хитер
Так просто сразу не сдается
Искусный он всегда актер
Вновь всех запутать удается

Тогда одно спасенье храм
Что нам господь предоставляет
И очищает он всех там
Грехи заблудшим отпускает

Вновь возрожденная душа
Свой путь по жизни продолжает
А дьявол снова не спеша
Ее как прежде искушает.

Учитель: - Кого можно назвать самым милостивым человеком в мире?

Господь наш Иисус Христос, Сын Божий явил высочайший образ такой жертвенной любви.

Все мы знаем Иисуса Христа. Он исцелял больных, кормил голодных, жертвовал личным временем и силами, чтобы оказать помощь. И вот, когда Он узнал, что скоро умрет, даже знал, кто его предаст. Он захотел в последний раз собраться со своими друзьями-учениками, поужинать с ними. Захотел в последний раз подарить любовь тем, кто его окружает. Иисус Христос всегда пребывал в радости.

(слайд 16 милосердие начинается с тебя)

Учитель: Сегодня к нам в гости пришла ДОБРОТА. Она хочет провести с вами игру.

Учитель: Может быть, Вам покажется, что выполнить всё это очень трудно, но в духовной жизни всё происходит постепенно. Начните с маленьких добрых дел, и со временем вам будут под силу большие добрые дела.

Самый красивый и дорогой из драгоценных камней – бриллиант . Но делают бриллиант из алмаза, который, когда его только найдут, совсем не кажется красивым. Чтобы алмаз превратить в бриллиант, требуется долгая работа по его очистке и огранке. И когда эта работа закончена – прекрасный камень сверкает, переливаясь гранями. Так же и душа наша – требует много трудов, чтобы она засияла святостью, добротой, любовью и милосердием.

Чем раньше Вы начнёте идти по дороге добра, тем легче будет идти, и тем больших успехов сможете достичь.

О доброте , любви и милосердии можно говорить долго и пусть ОНИ шагают по нашей планете, согревая наши души и сердца верой , надеждой и любовью . Я надеюсь, что всё услышанное, увиденное тронуло ваши сердца. Думаю, многие из вас не станут больше смеяться над слабыми, а, наоборот, по возможности предложат им свою помощь, подарят капельку тепла, заботы, внимания, любви.

НАУЧИТЬСЯ БЫТЬ МИЛОСЕРДНЫМ ЧРЕЗВЫЧАЙНО СЛОЖНО, НО НЕОБХОДИМО.

Подходит к концу наше мероприятие. Благодарим всех участников, всех гостей за их отзывчивость, доброту и теплоту , частички которой они подарили! А сейчас ребята пожелают Вам добрых ласковых тёплых слов.

В доме добрыми делами занята,

Тихо ходит доброта

Утро доброе у нас

Добрый день и добрый час

Было доброе вчера

И откуда спросишь ты

В доме столько доброты

Доброта нужна всем людям,

Пусть побольше добрых будет.

Говорят не зря при встрече:

И не зря ведь есть у нас

Доброта — она от века

Иногда люди слишком жестоки,

Равнодушные к бедам других,

Не приемлют чужие пороки,

Совершенно не видя своих.

Но давайте мы будем добрее,

Милосердие - вот наш девиз!

Доброты ничего нет добрее,

Без неё так безрадостна жизнь!

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей

Но зло творится без труда

Добро творить трудней.

Рождает зверя зверь

Рождает птица птицу

От доброго — добро

От злого — зло родится.

Добро, коль не было б оно мало

Гораздо лучше, чем большое зло.

Добрых людей, как всегда, не хватает,
Добрых людей, как всегда, дефицит.
Добрых людей не всегда понимают,
Сердце у добрых сильнее болит.
Добрые — щедро больным помогают,
Добрые — дарят тепло и уют,
Добрые — в ногу со слабым шагают
И никакого спа-си-бо не ждут.
(Генрих Акулов)

Дарите людям доброту,
Заботу и любовь,
И пониманье и мечту –
Дарите вновь и вновь!

Пусть о награде мысли нет
И никогда не будет,
Ответный сердца тёплый свет
Тебе подарят люди.

И жизнь изменится твоя,
Удачливее станет,
Когда потоком на тебя
Волна любви нагрянет!
Дарите людям доброту… (Зоя Буцаева)

Доброту не купишь на базаре.
Искренность у песни не займёшь.
Не из книг приходит к людям зависть.
И без книг мы постигаем ложь.
Видимо, порой образованью
Тронуть душу
Не хватает сил.
Дед мой без диплома и без званья
Просто добрым человеком был.
Значит, доброта была вначале.
Пусть она приходит в каждый дом,
Что бы мы потом ни изучали,
Кем бы в жизни ни были потом.
А. Дементьев

Доброта непременно спасает весь мир
Доброта непременно спасает весь мир
Помогает расти всем на свете
Чтобы людям гармонию, мир обрести
Свое сердце в добре вы согрейте

Милосердие вдруг в твоем сердце зажглось
И оно разнеслось несомненно
Все познают его, если в сердце твоем
Оно даже зажглось на мгновенье

Много сил и усердия нужно вложить
Чтоб Добро сбереглось и Терпение
Только Истина в том, чтобы в сердце хранить
Истину, Доброту и Терпение

Тема: Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.

  • формировать понимание, каким должен быть настоящий человек в современном обществе, его моральные и духовные ценности;
  • дать знания о том, как разные религии учат милосердию, состраданию и помощи людям;
  • учить работать с учебным текстом, выделять главные мысли, ключевые слова;
  • развивать умение размышлять, задумываться над поступками людей;
  • развитие нравственных качеств и творческих способностей.

Оборудование: толковые словари авт. Ожегова С.И., Ушакова Д.Н., Даль В.И. мультимедийный проектор, экран.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа с иллюстрированным материалом, работа с толковым словарём, выполнение коллективной творческой работы.

I. Организационный момент

На доске листы со словами по темам прошлых уроков и 3 слова из новой темы. Дети по очереди выходят к доске, берут один лист и распределяют понятие к одной из религий (объясняя если нужно – если возникнут разногласия) почему именно к этой религии.

Слова: причащение, Кааба, Стена Плача, нирвана, троица, мечеть, хала, трипитака, кулич, хадж, коран, Синагога, лама,закят, коран, шабат, песах, Гаутама, бодхисатва.

Слова новой темы: закят, бодхисатва.

Если дети не смогут определить куда отнести новые слова, то оставляем их в другой стороне доски. Если определят, то затем вернуться и проверить, после изучения темы (правильно ли определили).

1. Настрой на тему урока

– Ребята! Сегодня мы поговорим об очень важном, о том, что волнует многих людей живущих на планете. Хотите узнать, что это? Послушайте внимательно, пожалуйста, одну историю.

– Как продавец назвал мальчика? (Милосердным, сердечным хозяином)
– Как вы думаете, эта история может чему-то научить людей? Чему?

2. Постановка целей урока

– Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня на уроке будем говорить?
– Вы считаете тему урока серьезной? Почему?

3. Коллективная работа над понятиями темы: милосердие, забота, взаимопомощь.

– Что такое милосердие?

– Из каких же слов рождено это слово?

В этом слове соединились два: милость и сердце. Милость – добровольный дар, щедрость. Милосерден тот, у кого этот дар идет от сердца. Милосердие (по Ожегову) – готовность помочь кому-нибудь.

– Кто такой милосердный человек? (у которого доброе, отзывчивое на чужую беду сердце, жалеющее и сочувствующее окружающим).

– Только та помощь, которую мы совершаем без какой – либо выгоды, и есть милосердие.

– К кому мы проявляем милосердие? Можно научиться милосердию? Как? (Делать добрые дела и совершать добрые поступки)
– Кому нужна наша забота?
– Как вы понимаете что такое взаимопомощь?

4. Работа со словарём

5. Работа в группе

6. Работа по учебнику

– В традиционных религиях говориться о том, что настоящий человек в современном обществе должен быть милосердным.
– А теперь предлагаю обратиться к учебнику и найти, как традиционные религии учат человека быть милосердным, сострадать и помогать людям.

III. Работа по теме урока

Христианство

– Иисус Христос, многократно учил Своих приверженцев тому, что они должны отдавать людям всё, что имеют. Но Иисус не просто призывал не быть жадным. Поскольку в Его учении завет о любви к Богу и завет о любви к человеку имеют равное значение, Иисус учил Своих последователей, что всякий добрый или, наоборот, дурной поступок, который мы совершаем в отношении другого человека, обращён к Богу.

а) Работа с притчей

– Как вы поняли смысл притчи? (На последнем всеобщем Страшном суде все люди (даже христиане) будут судиться Богом только по их делам милосердия, или по отсутствию у них добрых дел).

Иисус Христос учил своих приверженцев тому, что они должны отдавать людям всё, что имеют.
Иисус учил своих последователей, что всякий добрый или, наоборот, дурной поступок, который мы совершаем в отношении другого человека, обращён к Богу.

б) Работа с учебником стр. 72 (1-5 абзац).

– Как проявляется милосердие в христианстве?

Ислам

Ислам уделяет много внимания вопросам милосердия, прочтите об этом в учебнике.
Сердце мусульманина должно быть переполнено милосердием, поскольку Аллах тоже требует от мусульманина милосердия. Отсутствие милосердия в сердце – это беда и несчастье.

Милосердие мусульманина (обсуждение).

а) Милосердие мусульманина – это закят и милостыня

– Что значит каждое из понятий?
– В чем их отличие?

Для каждого мусульманина есть обязательный размер пожертвований – это закят.
Закят – это материальная помощь ближнему.
Каждый мусульманин может и должен творить дела милосердия.
Вот хадис об этом.

Хадис – изречение пророкаМухаммада. Хадисы передавались посредствомсподвижников пророка.

б) Работа по учебнику стр. 72 (6 абзац), стр. 73 (1-2 абзац)

– Как проявляется милосердие в исламе?

Буддизм

а) Все учение буддизма построено на сострадании ко всем живым существам

Буддист должен молиться за все живые существа и стремиться не допустить никакого вреда ни одной живой душе в этом мире
Одним из примеров самоотверженности и милосердия в буддизме являются бодхисатвы.

Бодхисатвы отказываются от нирваны, чтобы спасать другие живые существа.

огиня Милосердия – богиня Гуаньинь.

В буддизме Гуаньинь почитают как сострадательную спасительницу, бодхисатву милосердия.
Авалокитешвара (Владыка, Взирающий на Мир) – воплощение милосердия и сострадания в буддизме. Его часто изображают с одиннадцатью лицами.
(Слайд 10)
Согласно легенде, однажды он спустился в ад и увидел страдания его обитателей. От ужаса голова Авалокитешвары раскололась на 10 частей.
Будда Амитабха собрал эти части, превратил их в отдельные головы – девять мирных и одну гневную, для решительных действий. Сверху он скрепил их своей собственной головой.
Каждая голова имеет три глаза, что указывает на способность Авалокитешвары охватывать взглядом все сферы мироздания. Кроме того, у Авалокитешвары – тысяча рук, а в ладони каждой из них есть глаз. Благодаря этому он обладает даром всевидения и всегда готов прийти на помощь.

б) Работа по учебнику стр. 73 (3 абзац)

– Как проявляется милосердие в буддизме?

Иудаизм

Благотворительность – одно из основных предписаний иудаизма. Необходимо не забывать о нуждающихся в праздничные дни и всегда иметь в виду нужды бедняков.

В еврейской общине создают кассу благотворительности.

– Как проявляется милосердие в иудаизме?

Вывод:

– Чему учат религии разных народов?
Религии разных народов учат милосердию, состраданию ко всему живому, к тем, кто попал в беду, к бездомным, больным.
Главное, чтобы эта помощь шла от чистого сердца!
Надо любить мир, все живое. Приносить свой вклад в дела милосердия.

– Ребята, а можно ли в себе воспитать милосердие? Как? (Делать добрые дела и совершать добрые поступки).
– В каких делах мы можем проявить милосердие и сострадание?

Работа с карточками.

– На ваших карточках перечислены дела в которых мы можем проявить милосердие и сострадание, но есть там и неверные утверждения. Найдите их и вычеркните.

Подать милостыню; прощать от сердца обиды; накормить голодного; дать из-за боязни показаться другим жадным; предупредить об опасности; подарить то, что самому негоже; утешить печального, плачущего; не мстить за зло; напоить жаждущего; дать в обмен на что-то; одеть бедного; сделать доброе ради похвалы или благодарности; помочь немощному по хозяйству; отдать игрушку брата; поделиться последним куском хлеба; творить добро не на показ; посетить больного; дать добрый совет.

– Напишите внизу цифру, которая покажет сколько вы вычеркнули действий. У кого пять – вы очень хорошо разобрались в сегодняшнем материале, у кого четыре — вы молодцы, вам просто нужно немножко времени чтобы разобраться со всей информацией, у кого три – не растраивайтесь, учебник, родители и ваше желание помогут осилить до конца этот материал дома.

– Настоящее благородство негромкое, оно остается в тени. Я хочу вам пожелать: будьте внимательнее к людям, старайтесь их понять, в нужную минуту окажите посильную помощь, но не гордитесь этим, радуйтесь сами, радуйте других, будьте искренны и естественны. Когда отдаешь, то становишься богаче духовно.
Будьте глубоко нравственными людьми!
Пусть милое сердце, которое мы с вами сложили из частичек, добавит в наш мир доброты и отзывчивости.
И помните: делать людям хорошее – хорошеть самому.

V. Домашнее задание

Данный материал будет полезен учителям предметникам, классным руководителям 5-6 классов, педагогам-организаторам, заместителю директора по воспитательной работе. Материал можно применять на классном часе и во внеурочное время.
Цель: Формирование нравственных качеств обучающихся: умение любить, быть милосердными, общаться в коллективе.
Задачи:
• Дать понятие любовь, милосердие.
• Учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, учить разделять радости и печали.
• Воспитывать уважение к окружающим, вежливое обращение ребят друг к другу.
• Развивать умения аргументировать свою точку зрения
В результате занятия участники смогут:
- сформулировать понятие “любовь, милосердие”,
- практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем,
- приобретут навыки работы в сотрудничестве.
Тип занятия: проблемно-диалогический
Технологии:
Проблемного обучения
Групповая технология
Игровая технология
Методы проведения: поисковые, дискуссионные, игровые (моделирование жизненно-важных ситуаций)
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки с заданиями, воздушный шарик, сердечки.

1. Приветствие. Настрой на работу
Добрый день, дорогие ребята! Меня зовут Т.А., очень рада вас видеть.
Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться.
– Потому что скоро будет весна.
– Сегодня светит солнце.
– Может быть, потому что скоро каникулы?
Учитель: Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем занятии….

- Вы сегодня будете работать в группах. Кто напомнит правила работы группы. (Дети отвечают и потом на слайде)

2. Определение темы
Мне сегодня по электронной почте пришло несколько писем, вот одно из них.
Дети получают письмо:

Бывает женским именем и нежным чувством.
Для многих – Муза, вдохновение, искусство. (Любовь).

Оно приходит к человеку вновь и вновь….
Красивое чувство, зовется…. (Любовь).

Значит, о чем будем говорить?
И говорить мы с вами будем о том, что вы думаете о любви, милосердии… Нужны ли они в наше время?
- Классный час у нас будет необычный, мы с вами будем работниками службы милосердия. Что такое служба милосердия (на слайде)
1. Беседа. Определение понятия милосердия.
- Вот еще одно письмо, о нем я хочу вам рассказать.
В американском городе Сиэтле в 1998 году проходила олимпиада для людей с ограниченными возможностями – паралимпийская олимпиада.
Во время забега на дистанции стало плохо спортсмену, и он упал. В забеге принимало участие 9 спортсменов. Каждый из них приехал на олимпиаду с надеждой победить, завоевать медаль для своей страны. Но когда спортсмены увидели, что их соперник упал, они прекратили бег, вернулись к нему, подняли его на руки и понесли к финишу. Все 9 спортсменов одновременно пересекли финишную черту.
- Ребята, как, вы думаете, отреагировали на это болельщики на трибунах?
Ответы детей.
Учитель: Люди на трибунах встали и долго аплодировали. Они были восхищены поступком спортсменов, которые проявили лучшие человеческие качества в тот момент, когда решалась судьба и их медали.

- Как вы думаете, какое решение приняли судьи по отношению к спортсменам, которые нарушили все правила проведения олимпиады, передвинули время проведения других спортивных состязаний.
Ответы детей.
Учитель: Судьи приняли решение, что каждый из 9 спортсменов достоин золотой медали в этом забеге. Ведь они прошли испытание не только на физическую силу и выносливость, но и на милосердие.

Учитель: Ребята, как вы понимаете, что значит быть милосердным человеком? Что значит само понятие “милосердие”?
Ответы детей. Милое сердце, значит доброе.
-Доброта, сострадание.
-Всевозможная помощь.
-Добрые поступки.
-Когда помогаешь другим, ничего не требуя взамен.
Учитель: Какое слово у вас ассоциируется с милосердием (доброта добродушие, добросердечность.
Милосердие – это сострадание. Это бескорыстная искренняя помощь нуждающимся. Милосердие проявляется в оказании материальной и моральной поддержки, всевозможной помощи.

Милосердие традиционная черта россиян.

А какова была помощь, взаимовыручка на войне?! Во время рассказа на слайде фото)
В тяжелые годы Великой Отечественной войны, особенно в голодной окопной жизни было исключено, чтобы при виде раненого пройти мимо. Помогали, тащили на себе, подвозили.
И после войны самые добрые, самые горячие чувства взаимопомощи, взаимообязанности сохранялись. Люди делились всем. Тысячи детей, оставшихся без родителей, были усыновлены и удочерены.
Но вот беда – все чаще мы видим в современной жизни совсем другое. Около 500 тыс. брошенных детей при живых родителях – результат жестокости и эгоизма. Человек считает возможным пройти мимо упавшего, пострадавшего, лежащего на земле.
Трагедия в городе Беслане в сентябре 2004 года показала яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого человека. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Среди них 74-летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший в спину 3 пули. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства, помощь пострадавшим оказывали все народы России. Сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям
Но террористические акты, наводнения, землетрясения – это аварийные ситуации.
Куда чаще милосердие и сочувствие требуются в нормальной, повседневной жизни. В нашей стране и, в частности, в нашей школе и в нашем городе есть много людей, которым необходимо простейшее чувство сострадания и милосердие.

- Зачем нужны любовь и милосердие?
(Для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы общение приносило радость.)
- В общении каждый человек использует слова, от которых становится тепло и хорошо.

Читайте также: