План конспект о ломоносове

Обновлено: 01.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Михаил Васильевич Ломоносов.

Личность и судьба гениального человека. Литературное творчество М.В.Ломоносова.

- Понимать особенности поэтического языка М.В. Ломоносова, его роль в развитии русской литературы.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

Уметь выразительно читать и анализировать поэтический текст, определять особенности жанра оды (высокий слог, эмоциональность, торжественность, использование ораторских приемов);

Познавательные:

Регулятивные:

Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

Коммуникативные:

Соблюдать правила речевого поведения;

Личностные результаты:

Формирование мотивации учения.

Оборудование урока: портрет Михаила Васильевича Ломоносова, книги М.В. Ломоносова, словари Сергея Ивановича Ожегова, тетрадь по литературе, учебник по литературе (Коровина В.Я., часть I ).

Великий характер, явление, делающее честь

человеческой природе и русскому имени.

В.Г.Белинский.

(Данный эпиграф записан на доске).

1. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок будет посвящен одному из самых великих и талантливых людей России Михаилу Васильевичу Ломоносову.

Произведения, созданные Ломоносовым, живы и будут жить дальше, потому что их одушевляет огромная нравственная сила.

2. Активизация познавательной деятельности учащихся.

Михаил Ломоносов родился в ноябре 1711г. в деревне Денисовка близ города Холмогоры. Отец Ломоносова - Василий Дорофеевич - был крестьянином-рыбаком. Десятилетним мальчиком Ломоносов уходит с отцом в долгие плавания по Белому морю на небольшом парусном судне. В этих плаваниях закалились мужество и энергия мальчика, познавалась жизнь в ее заманчивой красоте и трудностях.

Грамоте Ломоносов обучился поздно – к двенадцати годам. Учился он сначала у соседнего крестьянина, а потом у местного дьяка Сабельникова. Сохранились любопытные сведения о том, что Ломоносов очень скоро превзошел в искусстве чтения не только сверстников, но и своего наставника дьяка.

Вскоре Ломоносов поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Не довольствуясь поурочными заданиями, Ломоносов самостоятельно изучает древнерусскую летопись, труды греческих и римских авторов. В особенности значительными были его познания в области истории, поэтики, риторики.

В сентябре 1736 года Ломоносова как лучшего студента Академии вместе с двумя студентами направляют в Марбург для изучения химии и горнорудного дела.

Ломоносов мечтал о процветании родины и своими научными трудами как только мог способствовал этому.

Выдающийся ученый, человек гениального ума, он страстно верил в силу человеческого разума, в познаваемость мира, был неутомимым экспериментатором.

Мастерство ее отделки остается непревзойденным.

Столь же настойчив был и в других изысканиях. В работе он забывал о еде, отдыхе и, можно сказать, не щадил жизни своей ради науки.

Меж стен и при огне лишь только обращаюсь;

Отрада вся, когда о лете я пишу;

О лете я пишу, а им не наслаждаюсь

И радости в одном мечтании ищу.

Такое признание сделал Ломоносов о себе в одном частном послании 1750 года.

Исключительно велики заслуги Ломоносова в деле развития отечественного просвещения. 26 апреля 1755 года был открыт Московский университет, сразу же став признанным флагманом русской науки.

Таким образом, Ломоносов взял курс на ограничение церковнославянизмов, на сближение литературного языка с разговорной речью.

Преобразование Ломоносова способствовали очищению родного языка от таких иностранных слов, употребление которых не вызывалось необходимостью.

3. Обращение к учебнику по литературе 7 класс (Коровина В.Я., часть I , стр. 64).

Учитель: … Для России было счастьем, что столь деятельный, столь гениальный ум оказался направлен в сторону наук, наиболее нужных в то время стране и народу…

Горячечность, страстность, вспыльчивость, готовность ежечасно умереть за свою правду, праведный гнев, движимый на всех, кто мешает и не радеет об умножении наук в России, - эти свойства Ломоносова и врагов ему создавали, и ярость их поддерживали…

Однако гений архангельского мужика сиял столь светло, что загородить этот свет уже было не под силу никому…

Михайло Васильевич не дожил до старости. Весною 1765 года он простудился и умер.

Перед смертью говорил другу своему Штелину:

- Я прожил, потерпел и умираю спокойно. Жалею только, что не мог завершить все, что делал для родины, для блага науки в России, для славы Академии. Не тужу о смерти, дети отечества вспомнят обо мне и пожалеют…

Учитель: А теперь обратимся к словарю. (На каждой парте по одному толковому словарю С.И. Ожегова). В словаре ученики находят определение оды, записывают его.

Ода – наиболее важный жанр в литературе 18 в. Тогда считалось, что поэзия должна прежде всего участвовать в общих государственных делах, а не выражать чувства и мысли отдельного человека. Для одического стиля Ломоносова характерны высокий слог, эмоциональность, торжественность, использование ораторских приемов.

Учитель: Оды обычно были очень длинными произведениями, предназначались для громкого и торжественного чтения в зале.

Ода на день восшествия на

всероссийский престол ее величества

государыни императрицы

Елисаветы Петровны 1747 года

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде,

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде.

Учитель: К кому обращается автор в первых строках отрывка? (К молодым соотечественникам)

Учитель: К чему он их призывает? (К тому, чтобы они доказали, что Россия способна сама выращивать своих ученых, а не нанимать их на Западе, как это имело место после смерти Петра)

С именем Петра Ломоносов связывал свои представления о России. В лице Петра он воспевал мощь, силу и великую жизнеспособность русской нации. В этом нетрудно убедиться, обратившись к лучшей оде Ломоносова 1747года – на день восшествия на престол Елизаветы Петровны. (Слова учителя).

5. Рефлексия.

Что нового узнали на уроке?

Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

Понравилось ли вам на уроке?

Какое настроение у вас сейчас?

6. Итоговое тестирование.

Ребята, сейчас бы я хотела проверить ваши знания полученные на сегодняшнем уроке. Я проведу небольшое тестирование, оно состоит из 4 вопросов. Сейчас я вам раздам чистые листочки, на которых вы будете отвечать на вопросы, так же прошу подписать ИФ и класс. Я диктую вопрос и предлагаемые ответы под буквами : а,б,в. Вы должны выбрать один верный ответ. В конце урока прошу вас сдать мне листочки на проверку, каждый получит оценку за работу на уроке.

1. Творчество Ломоносова относится к…

а) классицизму б) сентиментализму в) романтизму

2. В Москве М.В.Ломоносов поступил в…

а) в Духовную семинарию

б) Славяно-греко-латинскую Академию

в) Навигационную школу

3. Для обучения горному делу Ломоносова отправляют в…

а) Кембриджский университет

б) Итонский университет

в) Марбургский университет

4. В России Ломоносов служил в…

а) Академии Наук

б) Академии Искусств

в) Военной Академии

7. Домашнее задание.

1) Составьте рассказ о поэте, опираясь на прочитанные произведения и статьи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

познакомить учащихся с личностью, литературной деятельностью и удивительной жизнью русского учёного- М. В. Ломоносова; рассмотреть основное содержание и художественные особенности стихотворения; обучать выразительному чтению;

развивать умения находить в тексте юмористические моменты; развивать умения работать со словарём, анализировать стихотворный текст;

воспитывать интерес к истории развития русского языка, к литературе, её теоретическим аспектам.

Совместное целеполагание, обсуждение эпиграфа к уроку.

Слово о Ломоносове.

Знакомство со стихотворением (чтение стихотворения учителем, акцент на логич. ударениях, паузах).

Беседа по тексту.

Словарная работа: ритор, механик, минералы. Астроном, очаг. Весь­ма, слыл, о сём.

Оборудование: книги Ломоносова, репродукции мозаик, портрет.

Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,

Не хочется играть сегодня в прятки.

И недосуг дуть на корабль бумажный –

Сегодня у ребят урок уж очень важный.

Совместное целеполагание, обсуждение эпиграфа к уроку.

Запишите тему урока в тетради и скажите, каковы цели нашего сегодняшнего урока? Что нового мы узнаем?

Историк, ритор, механик, химик,

минералог, художник и сти­хотворец,

он всё испытал и всё прошёл.

1. Объясните значение непонятных слов.

2. Что нам сказали о Ломоносове эти пушкинские слова?

3. Слово о Ломоносове.

Подобно всем детям из крестьянских семей, Михайло рано начал трудиться: сначала помогал по дому, а уже в десятилетнем возрасте стал ходить в море вместе с отцом. В одиннадцать-двенадцать Ломоносов стал учиться читать и писать по Псалтири и грамматике XVII века, осваивая азы точных наук по учебнику арифметики, изданному уже при Петре I. Учился он старательно и плодотворно. Ломоносовские односельчане вспоминали в конце столетия, что дьячок, обучавший Ломоносова грамоте, через год по­сле начала занятий пал перед ним на колени и чистосердечно признался, что передал ему всё, что знал, и ничему его больше научить его не может.

В 1730 году тайком от отца Ломоносов уходит пешком вместе с обо­зом рыбы в Москву, надеясь там продолжить своё учение. В возрасте де­вятнадцати лет (то есть в возрасте выпускника) он поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Ему удалось закончить двенадцатилетний куре менее чем за шесть лет, и в 1735 году его в числе двенадцати лучших уче­ников направляют в университет при Академии наук в Петербурге для про­должения образования. Там он за несколько месяцев так преуспел в науках, что осенью 1736 года, когда было решено послать троих студентов в Гер­манию для изучения химии и горного дела, он был выбран как наиболее достойный.

В Германии Ломоносов учился с 1736 по 1741 год, сначала в Марбургском университете (вторым великим русским, обучавшимся там, был Борис Пастернак) под руководством известного философа и физика Христиана Вольфа, а затем во Фрейбурге под руководством профессора химии и гор­ных дел Иоганна Ганкеля. Наряду с физикой, химией и геологией Ломоно­сов за это время овладел немецким, французским, итальянским и англий­ским языками (латынь и греческий он изучил в Москве), он стал отличным рисовальщиком. Но, пожалуй, самым главным за этот период стало то, что Ломоносов сформировался как поэт и теоретик литературы, блестящий ре­форматор русского стихосложения.

Знакомство со стихотворением (чтение стихотворения учителем, акцент на логич. ударениях, паузах).

Словарная работа:

-Какие слова в стихотворении вам показались непонятными, сложными?

Коперник, Птолемей, астроном, очаг, слыл, о сем, весьма.

Астроном - астроном (ученый).

Весьма - очень сильно.

В жару - в пылу спора (сильно).

Слыл - все его знали.

Коперник — польский астроном.

Птолемей - древнегреческий астроном.

Очаг — место, где разводят огонь, для приготовления пищи.

Беседа по тексту.

- Какова тема этого стихотворения? В чём его необычность?

- О чём спорили учёные Коперник и Птолемей?

— Кто разрешил их спор?

- Какие доводы использовал для этого повар?

- Что хотел сказать своим произведением автор?

- Почему сцена, описанная Ломоносовым, выглядит смеш­но?

- Что сообщили вам энциклопедические справки о Копернике и Птолемее?

Юмор- понимание комического, умение видеть и показывать смешное, снисходительно – насмешливое отношение к чему- нибудь.

РОДЫ И ЖАНРЫ ЛИТЕРАТУРЫ

Вы начинаете читать и обсуждать произведения рус­ской и зарубежной литературы XVIII, XIX и XX веков. Очень важно запомнить, что все произведения художест­венной литературы делятся на три большие группы, или, иначе, роды, литературы: эпос, лирика, драма.

Если образовать от этих терминов определения, то по­лучится, что мы знаем произведения эпические, лириче­ские, драматические.

Эпические произведения повествуют о событиях, про­исходящих с героями произведения.

Лирические произведения передают чувства, мысли, переживания человека.

Драматические произведения изображают действия, в которых участвуют герои. Драматические произведе­ния предназначены для постановки на сцене.

Каждый род литературы состоит из более мелких групп произведений, которые называются жанрами.

Многие жанры, входящие в каждую из этих групп (родов), вам уже давно известны, например: эпос вклю­чает в себя рассказы, повести, крупные прозаические произведения — романы и т. д.; лирика — стихотворе­ния; драма — пьесы, сценки.

В дальнейшем ваши знания о жанрах будут расши­ряться. Вы узнаете о романах-эпопеях и трагедиях, поэ­мах и одах.

Домашнее задание.

С.52 (наизусть); с. 55 (термины), с.56- 64 (чтение, 2 басни наизусть)

Оценки. Итоги.

Работа с таблицей. Укажите в таблице стрелкой соответствия.

произведения передают чувства, мысли, переживания человека.

произведения изображают действия, в которых участвуют герои. Драматические произведе­ния предназначены для постановки на сцене

произведения повествуют о событиях, про­исходящих с героями произведения.

Эпос включает в себя жанры:

оды, стихотворения, баллады, поэмы, песни

Лирика включает в себя жанры:

пьесы, сценки, комедии, трагедии

Драма включает в себя жанры:

рассказы, повести, крупные прозаические произведения — романы, эпопеи, трилогии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Беляева Любовь Ивановна,

учитель русского языка и литературы,

План-конспект урока литературы в 7 классе.

Тема: М.В. Ломоносов – самородок земли русской.

Цель: познакомить учащихся с отдельными событиями жизни М.В. Ломоносова, его гражданской позицией, ролью в русской литературе; дать понятие об оде как жанре лирической поэзии; совершенствовать умения систематизировать материал различными способами, сотрудничать, оценивать собственную деятельность; формировать гражданскую позицию.

Предполагаемые результаты:

Предметные: объясняют вклад М. Ломоносова в русскую литературу, умеют выразительно прочесть стихотворения М. Ломоносова, понимают их смысл, знают что такое ода и ее характерные признаки.

Метапредметные:

личностные: учатся оценивать собственную учебную деятельность, использовать правила коллективного сотрудничества; выражают гражданскую позицию;

познавательные: анализируют материал учебника, преобразовывают информацию, делают на основе полученных знаний собственные выводы;

коммуникативные: строят конструктивные взаимоотношения со сверстниками; совершенствуют навыки работы в группе.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Формы работы учащихся: групповая, парная, индивидуальная

Оборудование: учебник Коровина В.Я. Литература. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч.- 5-е изд. – М.: Просвещение, 2016, презентация, проектор, карточки, аудиозапись, колонки.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

1200 километров – много это или мало?

Самолет преодолеет это расстояние за 2 часа, поезд – за 20 часов, на автомобиле путь займет часов 16. А пешком пробовали? А кто хотел бы попробовать? Каким должен быть человек, способный преодолеть такое расстояние пешком?

Учителю нужно быстро записать на доске перечисляемые учащимися качества.

Хочу вам представить двух известных людей, ученых, обладавшими качествами, которые вы назвали.

15 декабря 1730 г - первый покинул Архангельскую губернию и пешком отправился в Москву. За три недели он прошел 1200 км. За 54 года жизни он стал одним из выдающихся ученых европейского уровня, совершил открытия в химии, физике, механике, которыми мы пользуемся до сих пор. Разработал подробный план маршрута первой русской полярной экспедиции по Северному Ледовитому океану на восток.

Учитель предлагает поднять руки тем, кто хочет узнать о М. Ломоносове.

Словарная работа: самородок – человек, обладающий большими природными дарованиями, талантами.

2. Актуализация и пробное учебное действие.

Нам предстоит выяснить, каков вклад М. Ломоносова в развитие русской литературы. Можно ли назвать его реформатором?

Словарная работа: реформатор – человек, который что-либо преобразовывает, изменяет.

Обратитесь за помощью к учебнику (с. 85). Ответ на вопрос представьте или в виде кластера, или в виде таблицы в рабочей тетради.

Дифференциация. Слабые учащиеся получает схему кластера или заготовку таблицы, в которую нужно только вписать информацию (приложение 2).

Самопроверка по эталону. На экран выводятся слайды, по которым учащиеся (слайд 4,5) пошагово сравнивают выполненную работу.

Выявление места и причины затруднения.

Для того, чтобы подготовить учащихся к самостоятельному выразительному чтению стихотворений М. Ломоносова, учитель предлагает прослушать аудиозапись актерского чтения.

Что нужно сделать, чтобы прочитать стихотворение торжественно?

Учитель предлагает учащимся объединиться в 4 группы для дальнейшей работы на уроке.

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Один представитель группы выразительно читает стихотворение.

Учитель предлагает группам оценить услышанное чтение.

Что было сложным при чтении?

Перескажите содержание стихотворения. На какие заслуги Петра I указывает поэт в стихотворении?

Словарная работа: Зрак — образ, лик, облик; изображение, картина.

Самопроверка по образцу (слайд 6)

Динамическая пауза (слайд 7). Предлагаю послушать музыку, популярную в XVIII веке и выполнить под нее несколько упражнений.

Ломоносов был лучшим поэтом XVIII века. Он писал произведения самых различных жанров: оды, трагедии, лирические и сатирические стихотворения, басни, эпиграммы. Но любимым его жанром была ода.

В одах Ломоносов воспевает таланты великого русского народа, его могучий дух, необъятные просторы Родины, ее неисчерпаемые природные богатства, прославляет победы русских над врагами или отмечает различные торжественные даты.

Один представитель группы выразительно читает стихотворение.

Учитель предлагает группам оценить услышанное чтение.

Представьте, императрице Елизавете Петровне так понравилась ода, что она приказала нагрузить два воза медными монетами на сумму 2000 и отравить его к дому М. Ломоносова. Чье чтение достойно подарка императрицы?

Что было сложным при чтении? Какие слова, их значения были непонятны?

Словарная работа: благословенны – благополучны, счастливы;

дерзайте – смело стремитесь к новому; раченье – старание, усердие; отрада – то, что успокаивает, утешает.

Какие заветные мечты поэта нашли отражение в оде?

Теория литературы: К какому жанру относится данное стихотворение?

Учитель раздает группам карточки, на которых дано неполное определение оды, им нужно его дополнить и записать в тетради (приложение 3).

Кто смог бы сформулировать определение оды без карточки-помощника?

5. Включение в систему знаний и повторение.

Творческая работа в группах.

До нас не дошло ни одного оригинала портрета М. Ломоносова. Оба прижизненные портрета писателя потеряны. Вот и написанное М. Ломоносовым стихотворение почти потеряно. Предлагаю, используя материал для справок, восстановить написанное, почувствовать себя поэтом XVIII века (приложение 4).

Группы получают по одному отрывку для восстановления, т.е. фрагмент № 1 – у первой и второй группы, а фрагмент № 2 - у третьей и четвертой группы.

Реализация построенного проекта.

Для того, чтобы представить результат, группам нужно объединиться, выбрав двух представителей для выразительного чтения.

Над чем задумывается М. Ломоносов, о чем размышляет?

Учитель предлагает всем занять свои места.

. 7. Рефлексия учебной деятельности

М. Ломоносов прожил 54 года: он умер в 1765 году. Как вы считаете, он много или мало прожил? А что он успел сделать за свою жизнь? (слайд 9)

С помощью экспресс-теста сейчас выясним, что узнали.

а) активно использовать просторечные слова;

б) каждому жанру должна соответствовать своя лексика;

в) смешивать три стиля.

а) прославление спокойной, счастливой жизни страны, управляемой императрицей;

б) восхваление личных качеств императрицы;

в) критика деятельности императрицы.

3. Ломоносов жил и творил в: а) XVIII веке; б) XIX веке; в) XVII веке.

4. Свою деятельность в различных областях М. В. Ломоносов рассматривал с точки зрения:

а) выгоды, повышения по службе;

б) пользы родной Отчизне;

в) тяжёлой работы, которую выполняет простой русский народ.

5. Основное содержание творчества Ломоносова определяли:

а) мысли о воинских победах России;

б) мысли о собственном величии;

в) мысли о таланте русского народа.

Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работу, сравнив с образцом. (слайд 10)

Домашнее задание

Обязательное для всех: прочитать материал учебника с.89-91. Найти и записать в тетрадь название восстановленного стихотворения М.В. Ломоносова.

По выбору: Написать похвальное слово М. Ломоносову.

Сформулировать и записать 6 вопросов для одноклассников по теме сегодняшнего урока.

Составить подборку высказываний о М. Ломоносове.

Источники информации, которые использовались при подготовке к уроку

Болгаров М. В. Русская и зарубежная литература в кроссвордах и заданиях. 7 класс.- Х.: Основа, 2004.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765 гг.) – великий русский ученый, химик, физик, художник, историк, поэт и писатель, труды которого стали известны во всем мире. Прославился в таких областях знаний, как:астрономия, геология, приборостроение, география и многие другие.


Ранние годы

Родился Михаил Ломоносов 8 (19) ноября 1711 года в деревне Мишанинская (Архангельская губерния, сейчас — село Ломоносово) в зажиточной семье. С ранних лет он любил выходить с отцом в море. Эти плавания оказали влияние на формирование представлений юного Ломоносова о красоте природы, закалили его характер.

Грамоте и чтению Ломоносову удалось обучиться еще в детстве. В возрасте 14 лет Михаил уже умел грамотно писать. Узнав, что отец хочет его женить, в 19 лет решает бежать в Москву.

Учеба и трудовая деятельность

Движимый стремлением к знаниям, он пешком приходит в Москву (1731 г.), где поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Там жизнь Ломоносова очень трудна и бедна. Однако благодаря упорству ему удается за 5 лет пройти весь 12-летний курс обучения.

В числе лучших студентов в 1736 году отправляется учиться в Германию, где изучает технические и естественные науки, а также иностранные языки и литературу. Начал собирать свою библиотеку, в которую вошли как античные авторы, так и современники.

Для тех времен биография Михаила Ломоносова была весьма насыщенной. Он изучает множество наук, ставит опыты, выступает с лекциями. Даже при такой занятости у Ломоносова остается время на сочинение стихотворений.

В 1741 году Михаил Васильевич возвращается на родину.

В 1742 году Ломоносов был назначен адъюнктом физики в Петербургской академии наук, а через 3 года стал профессором химии.

Смерть и наследие

В 1754 году он разработал проект Московского университета, названный позже в его честь университетом Ломоносова. Кроме того, краткая биография Ломоносова знаменательна открытием закона сохранения материи, написанием работ по теории цвета, построением множества оптических приборов.

Смерть настигла Михаила Ломоносова в возрасте 54 лет. Умер великий ученый от воспаления легких 4 (15) апреля 1765 года и был похоронен на Лазаревском кладбище в Санкт-Петербурге.

Читайте также: