Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему продукты питания

Обновлено: 03.07.2024

Занятие представленное в данном конспекте позволит расширить представления детей о продуктах питания, их значении для здоровья человека. Предложенные методические приемы, игры, упражнения позволяют продолжить знакомить детей с разными способами образования слов. В ходе занятия обучающиеся научатся образовывать относительные прилагательные и включать их в предложения. В процессе проведения речевого занятия развивается зрительное восприятие, любознательность; воспитыватся художественный вкус, восприимчивость к богатству русского языка.

Оценить 1236 0

Воспитатель: Воропаева Анна Анатольевна

Цель: Расширить представления детей о продуктах питания, их значении для здоровья человека.

Задачи: продолжить знакомить детей с разными способами образования слов. Учить образовывать относительные прилагательные и включать их в предложения. Развивать зрительное восприятие, любознательность. Воспитывать художественный вкус, восприимчивость к богатству русского языка.

Ход занятия:

Воспитатель: Правильно. Его профессия повар. Он готовит еду, пищу. Прежде чем продолжить давайте с вами выполним дыхательное упражнение.

Воспитатель: Ребята скажите, а для чего мы едим, зачем нам нужно есть? (чтобы быть сильными, не болеть, быть красивыми)

Воспитатель: Послушайте стихотворение: Ходит Митя как кощей, Ни супов не ест, ни щей, Падает от слабости, А любит только сладости. Как вы думаете, почему мальчик Митя был худой и слабый? (ответы детей)

Воспитатель: Чтобы быть здоровыми, сколько нам нужно раз в день есть? (ответы детей)

Как называется прием пищи утром? (завтрак) Утром завтрак и мы завтракаем, днем у нас (обед) и мы (обедаем, после дневного сна у нас… (полдник) и мы (полдничаем, вечером - (ужин) и мы … (ужинаем).

Воспитатель: Давайте мы с вами встанем в хоровод и вместе с дядей Сашей сварим кашу. (воспитатель берет кастрюлю (чугунок, спрашивая при этом что это, ставит на пол, рядом дядю Сашу. Дети вокруг них встают в хоровод, распределяются роли)

1, 2, 3 Кашу нам горшок вари. Мы внимательными будем – Ничего не позабудем. Держась за руки идут по кругу

Наливаем молоко. Выходит молоко в центр круга

Мы внимательными будем – Ничего не позабудем. Держась за руки идут по кругу

Сыплем соль. Выходит соль

Мы внимательными будем – Ничего не позабудем. Держась за руки идут по кругу

Сыплем сахар. Выходит сахар

Мы внимательными будем – Ничего не позабудем. Держась за руки идут по кругу

Насыпаем мы крупу. Выходит крупа

Мы внимательными будем – Ничего не позабудем. Держась за руки идут по кругу

Каша варится пых-пых, Пых-пых.

Для друзей и для родных. Руки к верху, приседаем.

Воспитатель: Дети, пока мы с вами варили кашу, к нам в гости пришла лягушка. - Откуда идешь ты, лягушка-квакушка?

- С базара домой, дорогая подружка.

- А что ты купила?

Купила ква-крупы, ква-кофе и ква-кароны.

На стол выкладываются разные сыпучие продукты. Дети рассматривают баночки с продуктами. Берут по баночке и отвечают на вопрос.

- Как называется этот продукт и что можно из него приготовить?

- Как будет называться суп из вермишели? (вермишелевый)

- Какой напиток можно приготовить из кофе? (кофейный)

- Какую запеканку можно сделать из макарон? (макаронную)

- Какую кашу можно сварить из крупы? (рисовую, манную, пшенную, гречневую, геркулесовую)

Кому что нравится? (ответы детей)

Воспитатель: Нам повар хочет загадать загадку, но прежде чем он это сделает давайте разомнемся, приготовим и поедим капусту.

Мы капусту рубим-рубим,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту трем-трем,

Мы капусту жмем-жмем,

Мы капусту в рот кладем

Воспитатель: Ребята давайте сядем на стульчики и посмотрим какую загадку хочет загадать нам повар. (банка с вареньем заклеена бумагой).

Воспитатель: Какое варенье в банке, мы не знаем, но попробуем догадаться. Я буду показывать картинки, а вы скажете, какое варенье из этого можно сварить. (клубничное, малиновое, смородиновое, и т. п.)

Чтение стихотворения "Варенье" О. Григорьев (можно текст сопровождать действиями вместе с детьми)

У Сергея нет терпенья,

Он руками ест варенье.

Слиплись пальцы у Сережи,

Приросла рубашка к коже.

Ног от пола не отнять,

Рук от ног не оторвать.

Слиплись локти и колени.

Уши склеило варенье.

Раздается жалкий всхлип.

Сам к себе Сергей прилип

Воспитатель: Давайте с вами подведем итог занятия. Что сегодня нового вы узнали?

(Профессия дяди Саши – повар. Есть нужно разнообразную пищу, завтрак – завтракаем, обед – обедаем, полдник – полдничаем, ужин – ужинаем, название блюд из разных продуктов)

Воспитатель: Прежде чем попрощаться лягушка и повар вам приготовили проверочное задание. Сварить кашу, правильно подберите продукты для каши. Сделайте это вместе со своими мамами и папами. (Раздаются листочки с набором продуктов, необходимо нужные продукты соединить с кастрюлей.)

Задачи: Систематизировать элементарные знания дошкольников: о продуктах питания.

Конкретизировать знания о том, для чего человеку нужны продукты питания.

Воспитывать культуру речевого общения, излагать свои мысли понятно для окружающих.

Ход занятия

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о продуктах питания, вспомним, что можно из них приготовить. Но сначала посмотрите сюда (на доске выставлена картинка- пекаря) кто это за человек? (пекарь) Дети сидят полукругом.

-Что делает пекарь? (печет пироги, торты, хлеб, батоны и. т. д)

- Из чего пекарь печет? (муки, яйца т. д.)

- Назовите продукты из муки. (макароны, сушки, калачи и. т. д.)

- Как называют продукты из муки? (мучные)

-Давайте назовем продукты из молока. Что делают из молока? (творог, сыр, масло, кефир, простоквашу)

-Продукты из молока, какие они? (молочные)

- Ребята, назовите мне продукты из мяса. (колбаса, сосиски, фарш и т. д.)

- Продукты из мяса, какие они? (мясные)

Раздается стук. Я сейчас посмотрю, кто там стучится.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, нам почтальон принес бандероль.

- Давайте посмотрим, что там. Это книга- очень интересная и необычная. Называется она "вкусные истории”

- Как вы думаете, о чем эта книга?

- Кто может быть главными героями "вкусных историй”?

(да главными героями таких историй – это продукты, овощи и фрукты). Авторы этой книги приготовили для вас не просто "вкусные истории” а вкусные – превкусные задания. И если вы будете внимательны и терпеливы, все испытания пройдете - сладкий приз приобретете.

- Вы готовы к таким испытаниям?

Ребята, сейчас я ее открою:

Здесь задание 1. Ребята, первое задание-это игра. Давайте пройдем на ковер, мы немного с вами поиграем, игра называется: "Съедобное – несъедобное” (бросаю мяч)

- Я буду называть предметы. Если их можно употреблять в пищу, вы хором говорите "съедобное” если нельзя "несъедобное”.

(Майонез, печенье, каша, стул, мед, салат, погремушка, мармелад, творог, стол, сыр, молоко, палка, колбаса)

- Молодцы. Я считаю, что вы хорошо разбираетесь в продуктах питания.

- А поэтому пора заглянуть на вторую страницу книги, а называется она "скатерть – самобранка”.

Задание 2. Наша скатерть-самобранка полным – полна сказочными угощениями из вкусных сказок и стихов.

- Давайте вспомним продукты, которые упоминаются в русских народных сказках? (на доске иллюстрации к сказкам)

- Изделие из теста убежавшее от дедушки и бабушки? (колобок)

- Угощение для больной бабушки? (пирожки, горшочек маслица)Как называется сказка (про красную шапочку)

- Кто спас Машеньку с братцем от гусей-лебедей? (молочная река, кисельные берега, печка с ржаными пирожками, яблоня с яблочками)

- Какой овощ тянули, тянули – не могли вытянуть, а с помощью мышки вытянули? (репка)

- Гостинцы, которые нес медведь в коробе? (пирожки) и. д.

А теперь вспомним мультфильмы, где есть продукты питания.

- Любимое лакомство Карлсона? (варенье,торт)

- Что любила Фрекин Боб? (плюшки)

- Что ел Дядя Федор, когда спускался по лестнице? (бутерброд)

- Что любил пить кот Матроскин? (молоко) и. т. д

Ну что же много вы назвали продуктов. Теперь можно что-нибудь вкусненькое приготовить. Открываем страницу следующую.

- Ребята, чтобы правильно приготовить блюдо, нужно строго следовать указаниям рецепта. Отгадав загадки, мы узнаем, какие здесь блюда и какие продукты используются для их приготовления.

Ребята, а теперь я вам предлагаю - пойти на коврик.

Задание 3. Слушаем загадки, находим отгадки на картинках и выкладываем их перед собой. (можно использовать муляжи)

Как слива темна

Как репа кругла

На грядке силу копила

К хозяйке в борщ угодила (свекла)

До слез доводит

Вы догадались? Это (лук)

Кругла, рассыпчата, бела

На стол она с полей пришла (картошка)

Голова на ножке

В голове горошки (горох)

Сидит девица в темнице

А коса на улице (морковь)

- А теперь посмотрим внимательно на продукты и скажите, какие блюда можно из них приготовить? (винегрет или овощной салат)

Молодцы. Слушаем дальше.

Жить в квашне я не хочу

Поднимаюсь и пыхчу.

Надоела мне квашня

Посадите в печь меня (тесто)

Сто одежек и все без застежек (капуста)

- Ребята, какое блюдо можно приготовить из теста и капусты? (пирожки с капустой)

Всем нам пригодится

Из водицы белой

Все что хочешь делай:

Масло в нашу кашу (молоко)

Свесив ножки –мучное изделие (лапша)

- Что из этих продуктов можно приготовить? (Молочную лапшу)

- Молодцы я думаю, что вы будете хорошими помощниками маме на кухне.

А теперь давайте сядем за столы.

Ребята, послушайте кто-то к нам опять стучится. Это наш повар-Виктория Викторовна. У нее случилось неприятное происшествие. Она решила посмотреть меню на завтрашний день и увидела, что они все перепутались. Давайте поможем ей правильно составить меню. Но дело это не простое –все картинки разлетелись на маленькие кусочки- пазлы. Надо их выложить правильно на коврике. Разделимся на 2 команды6 мальчики и девочки.

Молодцы, ребята- вы собрали все правильно. Скажите, пожайлуста, что у нас у нас будет на завтрак и обед. Теперь наш повар будет очень довольна. А в подарок она вам приготовила тортики. Но необычные-сейчас мы с вами их доделаем. Мы будем в роли пекаря, сами раскрасим свои торты. Вот вам картинки-приступайте.

Пролистали мы странички

Из прекрасной вкусной книжки

Много аппетитного нашли:

Сказки, игры и стихи и конечно же призы

(детям вручается сладкий приз)

Давайте угостим наших гостей.

Всем большое спасибо.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное занятие направлено на уточнение и расширение представлений детей о продуктах питания, их назначении для человека, развитие словаря по теме: "Продукты питания", грамматического сртоя речи через речевые игры.

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе

- уточнить представление детей о продуктах питания, их значении для человека , где они производятся, что из них можно приготовить;

- уточнить знания о вредных и полезных продуктах;

- развитие грамматического строя речи (

- учить детей выделять общий признак в сло­вах, развивать умение обобщать.

- упражнять в составлении предложений.

- развивать внимание, воображение, мышле­ние детей;

- раз­вивать связную речь.

- воспитывать у детей навык культурного по­ведения в общественных местах.

Оборудование: поварские колпаки, предметные картинки с изображением различных про­дуктов и блюд.

1. Организационный момент.

Дети договаривают пропущенные слова, а затем садятся на свои места.

Если мамы дома нет —

Кто сготовит нам. (Обед?)

Нужно мамочке помочь —

Помогает маме. (Дочь.)

Дочь наварит свежих щей, В щи положит. (Овощей.)

Будет сытно, будет вкусно.

В щи нарезана. (Капуста.)

Ножик режет очень ловко —

В щи отправилась. (Морковка.)

И, конечно же, немножко Бросим мы туда. (Картошки.)

Чтобы вышли щи на славу,

Добавляем мы. (Приправу.)

Только входит мама в дом —

Мы к столу ее. (Ведем.)

Объявление темы.

- Сейчас мы превратимся в поварят и будем учиться готовить разные блюда. Но сначала послушайте рассказ о продуктах.

2. Основная часть

Мы питаемся продуктами, которые дают орга­низму все необходимое для жизни. Мясо, яйца и фасоль помогают организму оставаться сильным; хлеб, макароны и рис обеспечивают организм энер­гией; масло, молоко, сыр сохраняют энергию наше­го организма.

- Как вы думаете, человек может прожить без еды?
- Нет.
- Какое-то время может, но совсем немного. Чтобы человек хорошо рос, развивался, ему необходимо каждый день кушать. В продуктах содержатся питательные вещества – витамины. Витамины обозначаются буквами A, B, C, D (показывает буквы, но читаются они по латыни. Когда пойдете в школу, вы научитесь читать эти буквы.
Витамин А – очень важен для зрения и роста, а есть он в моркови, сливочном масле, помидорах, яйцах, петрушке.
Витамин В – помогает работать нашему сердцу. Его можно найти в молоке, мясе, хлебе.
Витамин С – укрепляет весь организм, защищает от простуды. Он есть в апельсинах, лимонах, ягодах, капусте, луке.
Витамин D – делает наши руки и ног крепкими. Его много в молоке, яйцах, растительном масле.

Организму человека необходимы разные про­дукты и вода для питья. Особенно необходимы про­дукты, богатые витаминами, — овощи и фрукты.

Детям предлагается разбиться на две команды у кого картинки с изображение вредных продуктов и тех, у кого картинки с полезными продуктами.

- Дети, внимательно посмотрите на свои картинки и подумайте на них нарисованы полезные или вредные продукты. Сейчас я сосчитаю до 3 и вы разобьетесь на две команды: у голубого стула - с полезными продуктами ,а у зеленого - с вредными.

- Пять братишек-поварят

У плиты стоят, ворчат:

Дел у нас невпроворот,

Целый день полно хлопот.

Первый повар говорит:

Чтоб детишек накормить,

Надо кашу мне сварить.

- Ребята! Скажите, какие продукты нужно взять:

для манной каши — манную крупу, сахар, молоко, масло;

для гречневой каши — гречневую крупу, са­хар, молоко, масло;

для рисовой каши — рис, сахар, молоко, масло;

для пшенной каши — пшено, сахар, молоко, масло.

- А второй ему в ответ:

А мне салат из овощей Надо сделать поскорей.

Что нужно положить в овощной салат? (Огурцы,

помидоры, редис, соль, лук, капусту, подсолнеч

- Ну а третий поваренок говорит:

На обед сварю я щи,

Пусть хлебают малыши А какие же продукты понадобятся для щей?

(Капуста, морковка, картошка, приправа.)

- Тут четвертый подоспел,

И, довольный, пропыхтел:

Плов готов уже давно.

Какие продукты положил повар в плов? (Рис,

морковь, лук, мясо.)

- А пятый поваренок говорит:

Я пожарил вам котлет.

Будет вкусным ваш обед.

Какие котлеты пожарил для нас пятый повар?

Котлеты из мяса — мясные котлеты.

Котлеты из курицы — куриные котлеты.

Котлеты из рыбы — рыбные котлеты.

Котлеты из капусты — капустные котлеты.

Котлеты из моркови — морковные котлеты.

Котлеты из свеклы — свекольные котлеты.

Котлеты из риса — рисовые котлеты.

- Как вы думаете, прежде чем начать го­товить, где побывали веселые поварята? (В магази­не.) А как называется магазин, в котором продают продукты? (Продуктовый.)

Представьте, что вы в продуктовом магазине и ходите по разным отделам. Я буду называть от­делы, а вы мне расскажите, какие продукты там можно приобрести.

В мясном отделе — мясо, колбасу, сосиски и т.д. В рыбном отделе — рыбу, кальмаров, креветки И т.д.

В молочном отделе — молоко, сметану, творог, сливки и т.д.

В хлебном отделе — булки, батоны и т.д.

Выполнение движений по тексту стихотворения.

Сумку в руки мы берем,

Наклоняются и берут вооб­ражаемую сумку.

В магазин с тобой идем.

Шагают на месте.

В магазине же на полках Не шарфы и не футболки.

Поднимают руки вверх и отрицательно покачивают головой.

Вкусно пахнет здесь

Поворот головы вправо, за­тем влево с вдыханием воз­духа.

В доме — вкусная еда.

- Вы очень много узнали о продуктах. А теперь попробуйте выделить тот продукт, кото­рый отличается от других по каким-то признакам.

Кекс, батон, сыр, хлеб. (Сыр.)

Молоко, булка, сливки, сметана. (Булка.) Карамель, сок, шоколад, леденец. (Сок.)

Чай, сок, квас, мороженое. (Мороженое.)

Какао, морс, суп, кисель. (Суп.)

Котлеты, масло, колбаса, шашлык. (Масло.) Масло, творог, ветчина, сметана. (Ветчина.) Яичница, омлет, пельмени, яйца всмятку. (Цель мени.)

Повидло, варенье, джем, шоколад. (Шоколад.)

Перед вами отделы продуктового магазина. Выбе­рите отдел, покупку и обращайтесь ко мне, продавцу этого магазина. Я с удовольствием вас обслужу.

Я пойду в мясной отдел. Взвесьте мне, пожалуй­ста, колбасы. Я пойду в рыбный отдел. Положи­те мне рыбы. И т.д.

Итог занятия.

- Как называется магазин, в котором можно купить продукты? В каком отделе продают мясо, колбасу, сосиски? В каком отделе продают хлеб? В каком отделе продают рыбу, кальмары, креветки? Как нужно вести себя в магазине?

- Ребята. Сегодня мы повторим с вами, какие бывают продукты, вспомним, как готовят пищу, будем учить образовывать новые слова, составлять предложения и задавать вопросы. Но сначала посмотрите сюда (на наборном полотне выставлена картинка изображающая профессию пекаря), кто это за человек?

- Правильно, давайте вспомним, как пекарь выпекает из муки хлеб, ватрушки, булочки.

1. Упражнение на развитие мелкой моторики.

Пальчиковая гимнастика "Пекарь".

Пекарь, пекарь, из муки испеки нам колобки.

(выполняют круговые движения ладонями - имитация скатывания колобка)

Да сушки - Ванюшке,
Да баранки - Танюшке,
Да бублики - Мишке.
Да калачи - Маришке.

(поочередно соединяют большие пальцы обеих рук с остальными пальцами - упражнение "колечки").

2. Ответы на вопросы логопеда.

Логопед. Что делает пекарь?

Дети. Пекарь печёт хлеб, батоны и т.д.

Логопед. Из чего пекарь испёк сушки, калачи, бублики?

Дети. Пекарь испёк сушки, калачи, бублики из муки.

Логопед. Назовите другие продукты из муки.

Дети. Макароны, пироги, печенье и т.д.

Логопед. Продукты из муки какие?

Логопед. Ребята, отгадайте загадку: "Жидкое, а не вода, белое, а не снег"

Логопед. Давайте назовем продукты из молока.

Дети. Из молока делают творог, масло, кефир:

Логопед. Продукты из молока будут какие?

3. Беседа о значении продуктов питания для человека.

Ходит Митя, как Кощей,
Ни супов не ест, ни щей,
Падает от слабости,
А любит только сладости.

Как вы думаете, почему мальчик Митя был худой и слабый?

Дети. Потому что человек должен есть разнообразную пищу, чтобы быть сильным и не болеть и т.д. Дети, которые хорошо едят, быстро растут. Если есть одни сладости, то заболят зубы, желудок.

4. Грамматические упражнения.

Образование относительных прилагательных

Игра "Что приготовить?"

Дети рассматривают и называют крупы в приготовленных прозрачных баночках (манка, греча, рис, геркулес, горох, пшено, овсянка). Каждый ребёнок берёт одну баночку с крупой и составляет предложения.

Дети. В баночке пшено. Из пшена можно сварить пшенную кашу. И т.д

Упражнение "Пирожки с начинкой"

Дети соотносят предметные картинки с их силуэтным изображением. Логопед показывает детям иллюстрацию к сказке "Маша и медведь".

Логопед. Вспомните, как называется эта сказка. Для кого Маша пекла пироги? Как вы думаете, с чем Маша могла испечь пирожки для бабушки и дедушки?

Дети узнают силуэтное изображение, после чего получают цветную картинку и образуют соответствующее прилагательное.

Дети. Это капуста. Маша испекла капустный пирог. Малина - малиновый, морковь - морковный, земляника - земляничный, гриб - грибной, рыба - рыбный.

Игра с мячом "Думай и отвечай"

Игра способствует активизации глаголов, близких по значению.

Логопед (бросает мяч ребёнку и задаёт вопросы). Котлеты варят или жарят? Назови, что ещё жарят?

Ребёнок. Рыбу, яйцо, картофель.

Логопед. Хлеб пекут или тушат? Назови, что ещё пекут?

Ребёнок. Пироги, торты, печенье.

Логопед. Молоко кипятят или варят? Назови, что ещё варят?

Ребёнок. Кашу, суп, компот, макароны.

Подбор обобщающего слова

Логопед. (Показывает силуэтные изображения). Как назвать, одним словом капусту и морковь?

Дети. Овощи.

Логопед. Начинка из овощей, какая?

Дети. Овощная.

Логопед. Как назвать, одним словом малину и землянику?

Дети. Ягоды.

Логопед. Начинка из ягод, какая?

Проводится игра с речевым сопровождением "Маша и медведь".

Дети (идут по кругу на внешней стороне стопы, имитируя походку медведя). Сяду на пенёк, съем пирожок.

Машенька (грозит пальчиком). Высоко сижу, далеко гляжу. Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке.

Игра повторяется 2-3 раза. Роль Машеньки исполняют разные дети.

5. Развитие фразовой речи.

Лена пить лимон чай. - Лена пьёт лимонный чай.

Ваня готовить овощи салат. - Ваня готовит овощной салат.

Оля есть шоколад торт. - Оля ест шоколадный торт.

Света любить горох суп. - Света любит гороховый суп.

Игра "Отгадай, какой сок у Незнайки"

В этой игре дети закрепляют умение самостоятельно задавать вопросы.

Незнайка. Спасибо, ребята, что научили меня составлять предложения. За это я хочу угостить вас вкусным соком. Но прежде попробуйте угадать, какой сок у меня в пакете.

Дети в диалоге отгадывают название сока. Логопед побуждает их задавать разнообразные вопросы.

Дети. Незнайка, ты купил:сок? Ты угостишь нас:соком? Скажи, пожалуйста, в твоём пакете:сок?

После того как дети угадают название сока, Незнайка наливает его из пакета и угощает детей.

Логопед вместе с детьми повторяет названия продуктов (молочные, мучные, мясные), уточняет значение разнообразной пищи для здоровья человека и всех людей.

Читайте также: