Конспект по истории 5 класс параграф 9

Обновлено: 03.07.2024

Представленный конспект урока по теме "Военные походы фараонов" подготовлен по учебнику "История Древнего мира" 5 класс (А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая), глава 4 "Древний Египет", раздел "Древний Восток".

План изучения урока по теме включает в себя следующие вопросы:

1.Отряды пеших воинов.

2. Боевые колесницы.

3. Войско возвращается с добычей.

4. Пленных обращают в рабство.

5. Рядовому воину доставались лишь тяготы походной жизни.

Вывод: военные походы фараонов в другие страны расширяли территорию Египта, приводили к обогащению знати, но вместе с тем войны постепенно вели к ослаблению царства.

Предмет: История
Категория материала: Конспекты
Класс: 5 класс
Автор: Руденко Светлана Борисовна это Вы?
Тип материала: Документ Microsoft Word (doc)
Размер: 56.00 Kb

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Раздел: Древний восток

Глава 4. Древний Египет

Параграф 9. Военные походы фараонов

1.Отряды пеших воинов.

2. Боевые колесницы.

3. Войско возвращается с добычей.

4. Пленных обращают в рабство.

5. Рядовому воину доставались лишь тяготы походной жизни.

1.Отряды пеших воинов.

Чем больше становилось государство, чем богаче становился Египет, чем всё большая власть сосредотачивалась в руках фараона, тем всё большее и хорошо обученное постоянное войско было нужно фараону. Египет был государством со строгим учётом всего, писцы вели перепись населения: каждый десятый юноша забирался в армию, и уходил туда на многие годы. Исход войны во многом зависел от действия пехоты, от её выучки и выносливости. По вооружению пехота делилась на:

- Тяжеловооружённую (копья, топорики, щиты, искривлённые мечи);

- Легковооружённая (стрелки из лука)

Юношей разбивали на отряды, в каждом отряде осваивали один вид оружия. У одних это были луки и стрелы; у других - копья; боевые топорики; кинжалы. Опытные командиры обучали воинов маршировать и бегать ширенгами, стрелять из лука, владеть копьем и кинжалом. Ленивых безжалостно избивали палками. Наконечники копий, топорики и кинжалы были бронзовые. Бронза - это сплав меди и олова, который давал большую твёрдость, чем медь и камень. А чтобы усилить твёрдость, кинжалы делали короткими и массивными, тогда они не согнулись при ударе. Кинжал был коротким оружием и, чтобы защититься от копья противника в рукопашном бою, пехотинец имел кроме кинжала небольшой лёгкий щит. При изготовлении щита на деревянную или тростниковую основу натягивали кожу. Металлические шлемы в Египте встречались не часто. Обычно воины надевали шапочки изо льна или кожи, с закрепленными на них бляхами. Знатные воины могли иметь кожаный панцирь с нашитыми на него металлическими пластинами и кинжалы.
Фараоны гордились своими военными победами, а потому в гробницах часто изображались колонны выступивших в поход пеших воинов, идущих нога в ногу.

2. Боевые колесницы.

Во 2 тысячелетии в Египте стали разводить лошадей, привезённых из Азии. А раньше, силу каких животных использовали египтяне? (быки и коровы).

Использование лошадей позволило создать большое колесничное войско, являвшееся

ударной силой войска фараона.

В середине второго тысячелетия до нашей эры в египетском войске появились новые отряды - боевых колесниц, запряженных лошадьми. Колесница была лёгкая, т.к. делалась из крепкого дерева. На двух колёсах маленькая площадка, рассчитанная на двух человек - возницы и лучника. От площадки шло дышло - длинная палка, за которую колесницу везли два коня. Колесница была дорогостоящим видом оружие, а потому только богатые египтяне могли быть колесничими. Управлял лошадьми возничий, а колесничий стрелял из лука или метал дротики. Колесница украшалась разными бляшками, а головы коней - разноцветными страусиными перьями. Можно представить какое ошеломительное действие производили колесницы, молниеносно врываясь в строй противника.

В крупных сражениях начинали лучники - издалека осыпая врага стрелами, затем в ряды противника молниеносно врывались боевые колесницы, нарушая строй и порядок их рядов. И уж потом шли пехотинцы, вооружённые копьями и топориками.

Бегущего неприятеля догоняли (или брали в плен) на колесницах. Отряды боевых колесниц, могли быстро преодолеть огромные пространства и внезапно напасть на ничего не подозревающего противника.

3. Войско возвращается с добычей.

Древний Египет - большое и сильное государство. Ни одно соседнее, не могло равняться с ним по величине. И конечно, велик был соблазн завоевать или ограбить соседей. Южнее Египта вдоль Нила от первого до третьего порога простиралось государство Нубия, славящаяся своими золотыми рудниками. На запад от Египта жили скотоводческие племена ливийцев. На северо-востоке, совсем рядом был Синайский полуостров богатый залежами меди. А ещё севернее - Палестина, Сирия, Финикия.

Когда в войске фараонов появились лёгкие боевые колесницы, войско египтян стало делать ежегодные набеги на соседей, пригоняя захваченный скот и пленников и привозя ценную древесину, золото, серебро, драгоценные камни и многое другое.

Хатшепсут умерла в 1503 году, и уже в этот год Тутмос III собрал большое войско и

отправился в Сирию. Ему было непросто: Египет не воевал более 20 лет - старые воины

одряхлели, молодые были неопытны. Но и враги, сирийцы и палестинцы, не си­дели сложа руки. Они создали антиегипетскую коалицию, подтянули войска к Мегиддо, важному стратегическому пункту, мощной по тем временам крепости. В битве под Мегиддо Тутмос III дважды возглав­лял войско, рискуя своей жизнью. У него не было пирамиды, а только подземная гробница.
За 19 лет Тутмос III совершил 17 успешных походов, овладел сотнями городов, Палестиной, Сирией. Это был крупнейший полководец.

Летописи царствования Тутмоса III, высечены на стенах знаменитого святилища в Фивах. Сейчас это святилище называют Карнакским, по названию современной деревни Карнак, расположенной на месте Фив. В этой летописи рассказывается об осаде и взятии крепости Мегиддо в 1482 г до н.э. Под Мегиддо были сосредоточены силы правителей Палестины, Финикии, Сирии и Царя города Кадеша, объединившихся для борьбы с Египтом.

При Тутмосе египтяне захватили Нубию с её золотом. А его походы в Азию привели к тому, что в состав Египта вошёл Синайский полуостров, и дальше Палестина, Сирия, Финикия; отодвинув границу Египта до реки Евфрат. Лишь через несколько столетий порабощённые египтянами народы смогли обрести свободу.

Дополнительная информация. Долгое время ученые, что недалекая родственница Тутмоса, Хатшепсут, как женщина не могла проводить военных походов, а её правление было предельно мирным. Однако новейшие исследования доказали , что она лично возглавляла один из двух совершенных во время её правления военных походов в Нубию, а также контролировала Синайский полуостров, Финикийское побережье, Южную Сирию и Палестину. В частности, ведение военных кампаний царицей подтверждает рассказ о ее победе, высеченный на скале в районе второго порога Нила. Предполагают, что Хатшепсут командовала египетскими войсками в ряде походов против мятежных сирийских и палестинских городов.

4. Пленных обращают в рабство.

ПОЯВЛЕНИЕ РАБОВ. Успешные войны египтян приводили к захвату огромного количества пленных. Они становились рабами - так как всё больше требовалось людей для возделывания земель фараона и вельмож, всё больше требовалось рабочих сил на строительстве дворцов и гробниц фараонов. Фараон мог милостиво подарить пленников воеводам и отличившимся в бою колесничим.

Всё больше чужеземцев влачило рабскую долю в долине реки Нил. Рабов использовали для выполнения самых тяжёлых работ. Они строили каналы и дороги, работали в рудниках, были носильщиками и гребцами на кораблях. Женщин-рабынь использовали в домах богатых египтян как прислугу. Они следили за детьми, прислуживали за столом, помогали по хозяйству. Рабы не имели никакого имущества и принадлежали своему господину. Он был волен сделать с ними всё что угодно: продать, наказать, даже убить.

5. Рядовому воину доставались лишь тяготы походной жизни.

Богатые воеводы фараона, колесничие возвращались из военных походов с добычей и богатели. Жизнь рядового воина в таких походах была трудна. Брёл он навьюченный как мулл, всё на себе тащил: и запасы воды (как без неё прожить в песках пустыни), и чёрствые лепёшки. И если он живой домой добирался, то и там разруха: без кормильца земля хирела, а семья голодала.

Фараоны не доверяли египетским воинам, боялись заговоров вельмож и бунта рядовых воинов. Потому нанимали для своей охраны НАЁМНОЕ ВОЙСКО, веря, что за хорошую плату чужеземцы будут верны им.

Итак, военные походы фараонов в другие страны расширяли территорию Египта,

приводили к обогащению знати, но вместе с тем войны постепенно вели к ослаблению

Ответ. Длительные войны надолго отрывали земледельцев от их полей. Они возвращались с войны к разорённым полям и домам. Войны разоряли земледельцев – главное население страны, платившее налоги. Поэтому фараоны постепенно перешли к набору в войско наёмников, хорошо подготовленных, но не всегда надёжных в бою.

Превращение армии в наёмную ослабило Египетское царство, и оно потеряло владения

в Азии, Нубии и с трудом оборонялось от соседей.

Вопросы и ответы:

1). Познавательная задача. Во время сражения египетские колесничие часто прибегали

рядах противника. Чем были опасны колесницы и в чем заключался маневр «гнев

острые длинные ножи, которые, когда колесница врывалась в расположение врага,

2). В какие страны были совершены военные походы египетских фараонов? (Нубия,

Ливия, Палестина, Сирия, Финикия, территория Синайского п-ова)

Где находится город Мегиддо? (на территории Палестины).

3). Беседа:

Что захватывали в качестве добычи в таких походах египет­ские воины? (Оружие, коней, скот, рабов и, конечно, золо­тые, и серебряные вещи.)

Кому воздавали хвалу воины Египта? (Своему фараону.)

Кому они приносили награбленное? (Своему фараону.)

Как распределял награбленное имущество фараон? (Ему и вельможам доставалось практически все, а простые вои­ны ничего не получали.)

Какой характер носили войны? (Грабительский, несправед­ливый.)

По пыльным дорогам Азии египетские воины гонят в Египет огромные стада овец, коров, быков, коней, везут награбленное золото, бронзу, ткани, дорогое черное дерево. Но главная добыча - множест­во пленников. Почему пленники считались главной добычей на войне? (Пленники становились рабами, то есть полно­стью принадлежали хозяину. Рабы могли трудиться, что-то создавать, обогащать хозяина, при этом платить рабам было не нужно).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Место урока: данное занятие входит в раздел Древняя Греция. В данном разделе является 10 учебным занятием.

Учебная литература: История Древнего мираУчебник для 5 класса общеобразовательных заведений. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. –М.Просвещение, 2015 г.

Тема урока: Олимпийские игры в древности.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический

Формы организации познавательной деятельности обучающихся:работа в парах и группах, коллективная, индивидуальная.

Оборудование:учебник, тетрадь, ручка, компьютерс выходом в интернет, проектор, историческая карта Древняя Греция.

Цель урока: ознакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными соревнованиями, традициями.

Задачи урока:

Образовательные:

─ объяснить процесс зарождения Олимпийских игр;

─ выделить значение Олимпийских игр, их общегреческий характер;

─ описать порядок проведения и виды состязаний, состав участников Олимпийских игр;

Развивающие:

─ продолжить формирование умений работать с текстом учебника и аудиовизуальной информацией, иллюстрациями;

─ выделять главное, описывать, оценивать, характеризовать, сопоставлять, оперировать терминами, делать выводы.

Воспитательные:

─ воспитание чувства прекрасного, стремление к физическому совершенству;

─ пробудить интерес к занятиям спортом;

─ популяризовать здоровый образ жизни.

Предпосылки урока:

Личностные: развитие сотрудничества при работе в парах и группах; формирование чувства самоуважения и взаимоуважения, оценка значения спорта для формирования ЗОЖ.

Коммуникативные: умение находить общий язык со сверстниками при работе в парах и группах.

Регулятивные: принимать решение в проблемной ситуации.

Предметные: учащиеся получают представления об истории Олимпийских игр, вырабатывают навыки работы с учебным текстом, иллюстрациями, документами, умение работать с учебником, овладение понятиями атлет, ипподром, пятиборье, Олимпия, самостоятельной работы с информацией, умения находить её, осмысливать и использовать.

Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия

Предполагаемый результат: учащиеся получают представления об истории Олимпийских игр, а также дальнейшее развитие навыков работы с текстами, иллюстрациями.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат. Формируемые УУД

Время

Примечание

Создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

Настраиваются на учебную деятельность.

Организационные умения, самоорганизация, самодисциплина.

Формирование доброжелательного отношения к людям.

Раскрепощение мышления ребёнка, решение проблем комплексного развития внимания, наблюдательности, воображения.

2. Актуализация знаний.

Цель: Определение темы и цели урока.

Вопрос: Поднимите руки те из вас, кто занимается спортом.

Назовите свой любимый вид спорта.

- Скажите, что развивает спорт?

- Никто из вас не догадался, почему я спрашиваю сегодня вас о спорте и какое отношение эти вопросы имеют к теме урока?

Чётко проговаривается цель урока.

Сегодня мы с вами познакомимся с самыми главными спортивными соревнованиями, которые ждут спортсмены всего мира и все люди на Земле. Может быть, и среди вас находится будущий победитель таких соревнований, которые проводятся 1 раз в 4 года. О каких соревнованиях я говорю- об Олимпийских играх.

Отвечают на вопросы, высказывают мнение при определении целей и темы урока.

Тему урока записывают в тетрадь.

актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);

Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения

Наверное, нет человека на земле, который был бы равнодушен к Олимпийским играм. Задолго до очередного Олимпийского года готовятся к нему страны мира. Специальные комитеты обсуждают и решают, в какой стране проводить игры. Лихорадочно тренируются будущие участники, заранее волнуются судьи, томятся ожиданием зрители. И наконец, раз в четыре года, знаменательный день настаёт.

Вопросы по ходу просмотра фрагмента:

1)Почему факел с огнём несколько раз передают из рук в руки?

2)Что происходит после зажжения огня на стадионе?

3)Почему шествие стран-участниц открывает делегация Греции?

Работа с текстом учебника:

При изучении данной темы в тексте учебника вы встретите следующие новые понятия.

Группа наших учащихся заранее поработала с различными источниками, в том числе словарями, и выяснила их значение. Предоставим им слово.

Просматривают фрагмент хроники; слушают учителя; отвечают на вопросы.

Подготовленные ученикиготовят к просмотру сценку, в которой участники рассказывают о правилах проведения Олимпийских игр.

Работа с понятийным аппаратом

Группа обучающихся раскрывает значение понятий урока, которые представлены на Слайде № 3-6

Атлет – участник состязаний, человек крепкого телосложения.

Пятиборье - пять видов спортивных состязаний.

Ипподром – место для проведения конных состязаний. Олимпия – городок в южной Греции, место проведения Олимпийских игр. Определения записываются в тетрадь

Познавательные: умение осознанно строить речевое высказывание.

Регулятивные: формирование собственного мнения и умения аргументировать; умение регулировать свои действия. Коммуникативные: устанавливать рабочие взаимоотношения, умение слушать ответы других, умение сотрудничать в группе

Овладение понятийным аппаратом, развитие речи.

Формирование умения добывать знания из различных источников, анализировать, делать выводы, умение работать в парах, группе

4. Первичная проверка понимания изученного материала

- Почему центром Олимпийских игр стала именно Олимпия?

Итак, мы находимся в Олимпии (Слайд №9-12). Расскажите, пожалуйста, кто был участником Олимпийских игр? Сколько времени и как проходила их подготовка к Олимпийским играм? Сколько времени продолжались и где проходили Олимпийские игры?

Пять незабываемых дней - именно столько длились Олимпийские игры древности.

-Что же происходило на стадионе в эти дни? - Какие виды спортивных состязаний были в Древней Греции?

Работают в парах и группах по индивидуальным заданиям.

Отвечает I пара.

Один ученик считает у доски, остальные – на местах.

II пара учеников высказывает предположения, доказывает свою точку зрения, учитель корректирует их ответы и выделяет причины, которые записываются в тетрадь.

Заслушиваются ответы I группы учащихся.

Отвечают обучающиеся 1-2 групп.

Отвечают обучающиеся 3 группы.

Познавательные: умение осознанно строить речевое высказываниевладение диалоговой речью.

Регулятивные: формирование собственного мнения и умения аргументировать; умение регулировать свои действия,

взаимодействовать в группе.

Коммуникативные: Устанавливать рабочие взаимоотношения, оказывать взаимопомощь.

5. Закрепление полученных знаний

Выполняют задания с раздаточного материала

Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку.

Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательство.

Познавательные: умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления

Определение домашнего задания.

Домашнее задание пар. 33

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса;

умение соотносить результаты деятельности с целью.

Приложение №1

Задания группам и парам:

I пара: поработать с учебником (п.1 параграфа 33), картой и атласом, отрывком документа и ответить на вопросы:

-Где и когда были проведены первые Олимпийские игры? Показать на карте. Отметить на контурной карте.

-Почему центром Олимпийских игр стала Олимпия?

Отрывок из документа: Олимпия располагалась на территории Эллады, в северо-западной части полуострова Пелопоннес, у слияния рек Алфей и Кладей. До нее было легко добираться из всех греческих городов. В Олимпии располагался храм Зевса -главного бога Древней Греции, поэтому она объявлялась священным местом, и всякий, кто вторгался сюда с оружием, объявлялся богоотступником. Здесь находился Алтис (Альтис) – легендарная священная роща Зевса и храмово-культовый комплекс, окончательно сформировавшийся примерно в VI в. до н.э. На территории святилища располагались культовые здания, монументы, спортивные сооружения и дома, где в период проведения состязаний проживали атлеты и гости. Олимпийское святилище оставалось средоточием греческого искусства вплоть до 4 в. до н.э.

II пара: прочитать в учебнике миф об основании Олимпийских игр, отрывки из документов и ответить на вопрос:

-Что послужило причиной появления Олимпийских игр?

Документ 1: Царь Элиды Ифит, видя, что его народ устал от бесконечных войн, отправился в Дельфы, где жрица Аполлона передала ему повеление богов: устроить угодные им общегреческие атлетические празднества. После чего Ифит, спартанский законодатель Ликург и афинский законодатель, и реформатор Клиосфен установили порядок проведения таких игр и заключили священный союз. Олимпию, где надлежало проводить это празднество, объявили священным местом, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, – преступником.

I группа: поработать с учебником (п.п.2-3 параграфа 33) и ответить на вопросы:

- Кто был участником олимпийских игр?

- Сколько времени и как проходила подготовка к олимпийским играм?

- Сколько времени они продолжались?

II группа: поработать с учебником (п.3 параграфа 33), иллюстрациями археологических находок - ваз древних греков и ответить на вопросы:

- Какие виды спортивных состязаний были в Древней Греции?

- Как они распределялись по дням Олимпиады?

III группа: поработать с учебником (п.4 параграфа 33) и ответить на вопросы:

- Как чествовали победителей Олимпийских игр?

- Имена каких знаменитых атлетов навсегда увековечены в Греции? Чем они прославились?

Приложение №2

Древний писатель рассказывал, что незадолго до начала Олимпийских игр спартанцы осадили враждебный им город. Весть об этом разнеслась по всей Элладе, и спартанцам запретили целых 20 лет участвовать в играх. Какой обычай нарушили спартанцы? (Ответы обучающихся)

  1. Найдите ошибки в рассказе древнего грека об Олимпийских играх.

1. Как сейчас помню, 450-й год до нашей эры был годом Олимпийских игр.

2. Купив за драхму билет в первом ряду, я занял свое место на ипподроме, где атлеты состязались в пятиборье.

3. Главным победителем в беге оказался молодой скиф, который превзошел в мастерстве и умении остальных юношей. Ему и досталась главная награда – венок из золотых листьев.

3. Выполните небольшую тестовую работу и, используя взаимопроверку, сверьте свои ответы с моими:

История России – это очень длительный период становления великой державы. Он берет свое начало, тогда когда еще не было самого государства, как такового, и продолжается, по сей день. В настоящее время Российская Федерация является исторической преемницей предшествующих форм непрерывной государственности с 862 года: Древнерусского государства (862—1240), Великого княжества Владимирского (1157—1389), Московского княжества (1263—1547), Русского царства (1547—1721), Российской империи (1721—1917), Российской республики (1917), Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (1917—1922, с 1922 года республика в составе СССР) и Союза Советских Социалистических Республик (1922—1991).

Часть 1. С древнейших времен до конца XVI века .

Часть 2. С конца XVI до конца XVIII века.

Часть 3. С XIX до начала XX века.

Часть 4. С XX до начала XXI века.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ИСТОРИИ






(с) Цитаты из вышеуказанных учебных пособий использованы на сайте в незначительных объемах, исключительно в учебных и информационных целях (пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ).

Читайте также: