Биологическое разнообразие как проблема науки биологии 10 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Краткое описание: многие виды деятельности человека можно считать особыми экологическими факторами, которые получили название антропогенных. Деятельность человека приобрела глобальный характер, стала особым и мощным экологическим фактором, масштаб действия которого в последнее время

Урок по биологии в 10 классе

Цель: показать разнообразие растительного и животного мира как на всей планете, так и на территории своего региона, редкие и исчезающие виды, проблемы утраты биоразнообразия и значение его сохранения.

образовательная - обобщить и систематизировать знания о разнообразии растительного и животного мира как на всей Земле, так и на территории своего региона, изучить проблему утраты биоразнообразия и меры его сохране6ния, показать значение сохранения биоразнообразия.

развивающая - развивать умения видеть проблемы братьев наших меньших, осознавать, что человек-это уникальный вид живой природы, способный понять проблему утраты биоразнообразия и решить ее, развивать экологическое мышление, понимания необходимости сохранения биоразнообразия для предотвращения исчезновения всего живого на Земле;

воспитательная - воспитание неравнодушного отношения ко всему живому, понимания необходимости заботы о братьях наших меньших.

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: традиционная с использованием ИКТ

Создание мотивационного настроя

2. Создание проблемной ситуации

4. Проверка д\з, повто-

5.Продолжение изучения новой темы

Урок начинает учитель с чтения стихотворения Р.Рождественского:

«Кромсаем лед, меняем рек теченье, Пока об этом думать неохота,

Твердим о том, что дел невпроворот. Сейчас нам не до этого…пока,

Но мы еще придем просить прощенья Аэродромы, пирсы и перроны,

У этих рек, барханов и болот, Леса без птиц и земли без воды…

У самого гигантского восхода, Все меньше окружающей природы,


Учитель: многие виды деятельности человека можно считать особыми экологическими факторами, которые получили название антропогенных. Деятельность человека приобрела глобальный характер, стала особым и мощным экологическим фактором, масштаб действия которого в последнее время становится сопоставимым с действием геологических сил. Биосфера реагирует на воздействие антропогенных факторов сокращением численности видов, обеднением генофонда популяций, изменением направления действия естественного отбора, вымиранием видов.

Антропогенные воздействия вызывают следующие реакции биологических систем:

---- гибель особей и сокращение численности популяций;

---- нарушение онтогенеза организмов: загрязняющие вещества вызывают нарушение функций половых желез и органов, приводят к сокращению сроков жизни, а действуя на эмбрионы, приводят к уродствам и аномалиям развития;

--- изменения структуры популяций, т. е. соотношения численности самцов и самок, что иногда затрудняет поиск брачных партнеров; нарушение циклов размножения, уменьшение числа детенышей в помете, рост смертности новорожденных, распад ареала;

Таким образом, на наших глазах происходит резкое и значительное обеднение генофонда биосферы вследствие вымирания видов, возникла проблема утраты биоразнообразия. И она стала одной из глобальных экологических проблем.

А что такое биоразнообразие?

Каковы причины снижения биоразнообразия?

Какова стратегия охраны природных видов?

Это есть цель нашего урока. Запишите ее в тетрадь.

В 1992 году на Конференции ООН по окружающей среде в

Проще говоря: «Биоразнообразие - это разнообразие живых организмов -т.е. все виды растений, животных, грибов и микроорганизмов, в том числе редкие и исчезающие виды.

Разнообразие видов неискушенному человеку представляется нагромождением, хаосом. Однако на самом деле это не так. И разобраться в этом хаосе помогает, с одной стороны, систематика, с другой - экология.

А что такое систематика? (отвечают дети)

Что такое таксон?

На чем основывается современная систематика, строя свою систему?

Как называется такая система?

Назовите основную единицу классификации.

Особая роль систематики заключается в том, что она создает возможность ориентироваться во множестве существующих видов.

Не везде на Земле существует одинаковое число видов. Видовое богатство не распределяется равномерно по земному шару. Есть места, где встречается очень много различных видов, но есть и такие области, где видов мало.


Рассмотрите многообразие растительного и животного мира на территории Самарской области по географической карте.

Распределение общего числа видов живых организмов, относящихся к отдельным таксонам, тоже неравномерно. Причиной тому может быть то, что некоторые таксоны плохо изучены, а многие виды остаются еще неизвестными для науки.

К тому же, в перечнях видов, обитающих на той или иной территории, не указано даже приблизительное количество видов грибов и бактерий, жизнедеятельность которых весьма ощутима в природных экосистемах и важна для здравоохранения.

Знание о составе видов необходимо для оценки биологических ресурсов каждого региона и всей биосферы, а также для представления обо всем разнообразии свойств живой материи, которое появилось на нашей планете за период ее существования, для выяснения эволюционно - родственных связей и зависимостей видов, для установления пределов возможностей природы в удовлетворении запросов человека.

Причины гибели видов

Действительно, вы только представьте себе, что с лица земли навсегда исчезли слоны, носороги, большая панда…

А ведь на самом деле, по мнению ряда ученых, ежечасно вымирает один вид растений или животных. А сколько за год?

Начиная с 1600 года, на нашей планете вымерло ≈150 видов животных, причем более половины из них - за последние 50 лет. За малым исключением все эти животные вымерли по вине человека.

Таким образом, основными причинами сокращения и исчезновения численности видов являются:

--- разрушение среды обитания;

--- загрязнения окружающей среды; (так из-за розливов нефти в Средиземном море погибли тюлени)

--- непонимание или игнорирование значения биологического разнообразия;

--- привнесение инородных растений и животных и чрезмерная эксплуатация биологических ресурсов.

Например: коллекционирование рогов поставило на грань вымирания носорогов, а красивый мех - леопардов и гепардов. Завезенные на Галапагосские острова козы объедают местных слоновых черепах.

В 1966 году Международный союз охраны природы (МСОП) учредил Красную книгу. Хранится она в швейцарском городе Морже. В нее заносятся данные обо всех растениях и животных, которые срочно нуждаются в опеке и защите человека, иначе они могут навсегда исчезнуть с лица Земли, как исчезли морская корова и странствующие голуби.

Редкие виды - это те, которые еще не находятся под угрозой исчезновения, но их общая численность на планете мала.

Исчезающие виды - это те, которые находятся под угрозой исчезновения и выживание которых невозможно без устранения факторов, вызывающих эту угрозу.

Познакомьтесь с Красной книгой Самарской области (презентация, выполненная учащимися в качестве опережающего творческого домашнего задания)

Таким образом, биоразнообразие - это главное условие для нормальной жизнедеятельности людей.

Выводы: биологическое разнообразие является необходимым условием поддержания устойчивости биосферы как среды жизни человечества. Прогнозирование климата, получение лекарственных веществ, поддержание постоянства газового состава атмосферы, озонового слоя, повышение урожайности, создание сортов с\х растений и пород животных, устойчивых к болезням - решение этих и многих других жизненно важных вопросов связано с сохранением биоразнообразия.

В природе нет ненужных видов. Каждый вид обладает неповторимым генофондом и необходим природе.

Утрата каждого вида безвозвратна, ведь эволюция необратима. А значит сохранение видов - это обязанность всего человечества.

«Очень важно предвидеть, предупредить и устранить причины уменьшения биологического разнообразия.

Ну, а теперь, приняв во внимание все то, что вы услышали сегодня на уроке, оценив свое отношение к теме урока, объясните высказывание, которое вы видели в начале, как девиз нашего сегодняшнего урока.

--- о редких или исчезающих видах растений или животных Самарской области;

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок по биологии в 10 классе

Цель: показать разнообразие растительного и животного мира как на всей планете, так и на территории своего региона, редкие и исчезающие виды, проблемы утраты биоразнообразия и значение его сохранения.

образовательная – обобщить и систематизировать знания о разнообразии растительного и животного мира как на всей Земле, так и на территории своего региона, изучить проблему утраты биоразнообразия и меры его сохране6ния, показать значение сохранения биоразнообразия.

развивающая – развивать умения видеть проблемы братьев наших меньших, осознавать, что человек-это уникальный вид живой природы, способный понять проблему утраты биоразнообразия и решить ее, развивать экологическое мышление, понимания необходимости сохранения биоразнообразия для предотвращения исчезновения всего живого на Земле;

воспитательная – воспитание неравнодушного отношения ко всему живому, понимания необходимости заботы о братьях наших меньших.

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: традиционная с использованием ИКТ

Создание мотивационного настроя

2. Создание проблемной ситуации

4. Проверка д\з, повто-

5.Продолжение изучения новой темы

Урок начинает учитель с чтения стихотворения Р.Рождественского:

«Кромсаем лед, меняем рек теченье, Пока об этом думать неохота,

Твердим о том, что дел невпроворот. Сейчас нам не до этого…пока,

Но мы еще придем просить прощенья Аэродромы, пирсы и перроны,

У этих рек, барханов и болот, Леса без птиц и земли без воды…

У самого гигантского восхода, Все меньше окружающей природы,

hello_html_51bdae23.jpg

Учитель: многие виды деятельности человека можно считать особыми экологическими факторами, которые получили название антропогенных. Деятельность человека приобрела глобальный характер, стала особым и мощным экологическим фактором, масштаб действия которого в последнее время становится сопоставимым с действием геологических сил. Биосфера реагирует на воздействие антропогенных факторов сокращением численности видов, обеднением генофонда популяций, изменением направления действия естественного отбора, вымиранием видов.

Антропогенные воздействия вызывают следующие реакции биологических систем:

---- гибель особей и сокращение численности популяций;

---- нарушение онтогенеза организмов: загрязняющие вещества вызывают нарушение функций половых желез и органов, приводят к сокращению сроков жизни, а действуя на эмбрионы, приводят к уродствам и аномалиям развития;

--- изменения структуры популяций, т. е. соотношения численности самцов и самок, что иногда затрудняет поиск брачных партнеров; нарушение циклов размножения, уменьшение числа детенышей в помете, рост смертности новорожденных, распад ареала;

Таким образом, на наших глазах происходит резкое и значительное обеднение генофонда биосферы вследствие вымирания видов, возникла проблема утраты биоразнообразия. И она стала одной из глобальных экологических проблем.

А что такое биоразнообразие?

Каковы причины снижения биоразнообразия?

Какова стратегия охраны природных видов?

Это есть цель нашего урока. Запишите ее в тетрадь.

В 1992 году на Конференции ООН по окружающей среде в

Проще говоря: «Биоразнообразие – это разнообразие живых организмов –т.е. все виды растений, животных, грибов и микроорганизмов, в том числе редкие и исчезающие виды.

Разнообразие видов неискушенному человеку представляется нагромождением, хаосом. Однако на самом деле это не так. И разобраться в этом хаосе помогает, с одной стороны, систематика, с другой – экология.

А что такое систематика? (отвечают дети)

Что такое таксон?

На чем основывается современная систематика, строя свою систему?

Как называется такая система?

Назовите основную единицу классификации.

Особая роль систематики заключается в том, что она создает возможность ориентироваться во множестве существующих видов.

Не везде на Земле существует одинаковое число видов. Видовое богатство не распределяется равномерно по земному шару. Есть места, где встречается очень много различных видов, но есть и такие области, где видов мало.

hello_html_34f7b0f9.jpg

Рассмотрите многообразие растительного и животного мира на территории Самарской области по географической карте.

Распределение общего числа видов живых организмов, относящихся к отдельным таксонам, тоже неравномерно. Причиной тому может быть то, что некоторые таксоны плохо изучены, а многие виды остаются еще неизвестными для науки.

К тому же, в перечнях видов, обитающих на той или иной территории, не указано даже приблизительное количество видов грибов и бактерий, жизнедеятельность которых весьма ощутима в природных экосистемах и важна для здравоохранения.

Знание о составе видов необходимо для оценки биологических ресурсов каждого региона и всей биосферы, а также для представления обо всем разнообразии свойств живой материи, которое появилось на нашей планете за период ее существования, для выяснения эволюционно – родственных связей и зависимостей видов, для установления пределов возможностей природы в удовлетворении запросов человека.

Причины гибели видов

Действительно, вы только представьте себе, что с лица земли навсегда исчезли слоны, носороги, большая панда…

А ведь на самом деле, по мнению ряда ученых, ежечасно вымирает один вид растений или животных. А сколько за год?

Начиная с 1600 года, на нашей планете вымерло ≈150 видов животных, причем более половины из них – за последние 50 лет. За малым исключением все эти животные вымерли по вине человека.

Таким образом, основными причинами сокращения и исчезновения численности видов являются:

--- разрушение среды обитания;

--- загрязнения окружающей среды; (так из-за розливов нефти в Средиземном море погибли тюлени)

--- непонимание или игнорирование значения биологического разнообразия;

--- привнесение инородных растений и животных и чрезмерная эксплуатация биологических ресурсов.

Например: коллекционирование рогов поставило на грань вымирания носорогов, а красивый мех – леопардов и гепардов. Завезенные на Галапагосские острова козы объедают местных слоновых черепах.

В 1966 году Международный союз охраны природы (МСОП) учредил Красную книгу. Хранится она в швейцарском городе Морже. В нее заносятся данные обо всех растениях и животных, которые срочно нуждаются в опеке и защите человека, иначе они могут навсегда исчезнуть с лица Земли, как исчезли морская корова и странствующие голуби.

Редкие виды – это те, которые еще не находятся под угрозой исчезновения, но их общая численность на планете мала.

Исчезающие виды – это те, которые находятся под угрозой исчезновения и выживание которых невозможно без устранения факторов, вызывающих эту угрозу.

Познакомьтесь с Красной книгой Самарской области ( презентация, выполненная учащимися в качестве опережающего творческого домашнего задания)

Таким образом, биоразнообразие – это главное условие для нормальной жизнедеятельности людей.

Выводы: биологическое разнообразие является необходимым условием поддержания устойчивости биосферы как среды жизни человечества. Прогнозирование климата, получение лекарственных веществ, поддержание постоянства газового состава атмосферы, озонового слоя, повышение урожайности, создание сортов с\х растений и пород животных, устойчивых к болезням – решение этих и многих других жизненно важных вопросов связано с сохранением биоразнообразия.

В природе нет ненужных видов. Каждый вид обладает неповторимым генофондом и необходим природе.

Утрата каждого вида безвозвратна, ведь эволюция необратима. А значит сохранение видов – это обязанность всего человечества.

«Очень важно предвидеть, предупредить и устранить причины уменьшения биологического разнообразия.

Ну, а теперь, приняв во внимание все то, что вы услышали сегодня на уроке, оценив свое отношение к теме урока, объясните высказывание, которое вы видели в начале, как девиз нашего сегодняшнего урока.

--- о редких или исчезающих видах растений или животных Самарской области;

Обучающие: познакомить учащихся с историей возникновения биологии как науки, основными методами научного познания, учеными, внесшими важный вклад в развитие и становление биологии, как науки.

Развивающие: развивать личностно-смысловое отношение к наукам биологии, развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе приобретения знаний по предмету с использованием различных источников информации и информационных технологий,

Воспитательные: Воспитывать убеждённость в возможностях познания науки биологии и использования достижений науки на благо развития цивилизации, продолжить формирование у учащихся навыков самостоятельной деятельности, взаимоконтроля и самоконтроля, воспитывать коммуникативные способности у старшеклассников.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация к уроку.

Форма урока: урок-презентация

Тип урока: изучение нового материала.

1.Организационный момент: приветствие и настрой учащихся.

2. Изучение нового материала.

Сформировать полную картину о развитии биологии как науки о живых организмах

Выявить основные направления современной биологии

Познакомиться с историей и основоположниками науки биологии

Воспитывать информационную культуру.

Биология изучает все проявления жизни: строение, функции, развитие и происхождение живых организмов , их взаимоотношения в природных сообществах со средой обитания и с другими живыми организмами.

Современная биология — комплексная наука , для которой характерно взаимопроникновение идей и методов различных биологических дисциплин, а также других наук — прежде всего физики , химии и математики . Слайд 2.

Основные направления развития современной биологии.

В настоящее время условно можно выделить три направления в биологии.

Во-первых, это классическая биология. Ее представляют ученые-натуралисты, изучающие многообразие живой природы . Они объективно наблюдают и анализируют все, что происходит в живой природе, изучают живые организмы и классифицируют их. Неправильно думать, что в классической биологии все открытия уже сделаны.

Второе направление — это эволюционная биология.

В XIX в. автор теории естественного отбора Чарлз Дарвин начинал как обычный натуралист: он коллекционировал, наблюдал, описывал, путешествовал, раскрывая тайны живой природы. Однако основным результатом его работы , сделавшим его известным ученым, стала теория, объясняющая органическое разнообразие.

Третье направление — физико-химическая биология, исследующая строение живых объектов при помощи современных физических и химических методов. Это быстро развивающееся направление биологии, важное как в теоретическом, так и в практическом отношении. Можно с уверенностью говорить, что в физико-химической биологии нас ждут новые открытия, которые позволят решить многие проблемы, стоящие перед человечеством.

Слайд 4 . Направления развития современной биологии

Вклад в развитие биологии

Древний мир

Аристотель –384-322 до н.э

Основоположник зоологии. Делил окружающий мир на 4 царства:

Неодушевленный мир земли, воды, воздуха и мир растений,

животных, и. Он описал многих

животных, положил начало Систематике

Гиппократ –460-377 до н.э.

Основоположник современной медицины. Д a л п ep в oe подробное
описание строения человека и животных. Указал на роль среды и наследственности в развитии заболеваний. Изучал влияние на здоровье человека природных факторов: воды, пищи, земли, на которой выращивают продукты, температуры и влажности воздуха

Теофраст 372-287до н.э.

Основатель ботаники. Опис a л б o л ee 500 вид o в pa ст e ний, ввел в употребление многие ботанические термины

Клавдий Гален 130-200 н.э.

Вскрывая домашних и диких животных (обезьян), он предложил, человек устроен сходным образом. Доказал, что при жизни у животных течет по артериям кровь (до этого считали, что воздух)

В течение 14 столетий его работы были основой мед. знаний в Европе и Ср. Востоке

Гай Плиний 22-79 г.н.э

Эпоха возрождения 14-16 вв.

Леонардо да Винчи
1452-1519

Основоположник пластической анатомии

-Описал строение скелета человека

Рафаэль Санти
1483-1520

Изучал, описывал и зарисовывал строение тела человека, считал, что для правильного изображения человека надо знать расположение костей его скелета в той или иной позе.

Карл Линней
1707-1778 г.

Жан Батист Ламарк
1774-1829

Создал первую эволюционную теорию

Карл Бэр
1792- 1876 г.

Основатель эмбриологии: установил сходство эмбрионов высших и низших животных, последовательное появление в эмбриогенезе признаков типа, класса, отряда.; описал развитие всех основных органов позвоночных

Чарльз Роберт Дарвин
1809-1882 г.

(1810-1882г.), Матиас Шлейден

Авторы клеточной теории

Э. Дженнер (1749-1823) Луи Пастер (1822-1895 )

Роберт Кох
1845-1919г

В 1882 г. Удостоен Нобелевской премии за открытие возбудителя туберкулеза (БК)

Грегор Мендель
1822–1884

открыл основные принципы наследственности, основатель генетики.

Настолько опередил свое время, что его законы заново были переоткрыты в начале 20 века учеными Хуго Де Фризом, Карлом Корренсом и Эрих фон Чермак

Николай Иванович Пирогов
1810-1881

Работа в анатомической лаборатории с трупами (для точного определения расположения внутренних органов и тканей)

-Впервые применил эфирный наркоз, гипсовые повязки.

Основы военно-полевой хирургии

Иван Михайлович Сеченов
1829-1905

Изучал рефлексы головного мозга

Объяснение психической деятельности человека, как результата деятельности головного мозга

Иван Петрович Павлов
1849-1936

Подтверждил теорию Сеченова экспериментально

Предложил фистульный метод изучения функций пищеварительных желез,

открыл условные рефлексы

Слайд 26. Методы исследования в биологии

Проблемные вопр осы: ( Работа учащихся с текстом стр.9)

Что такое наука? ( способ изучения и познания окружающего мира)

Какая цель, задача у науки?

Что означает научный факт?

Слайд 27. Наука как сфера человеческой деятельности

Научным фактом является лишь тот, который можно воспроизвести и подтвердить.

Научный метод – совокупность приемов и операций, используемых при построении системы научных знаний.

Слайд 30- 35. Методы исследования

(учащиеся записывают все методы по ходу показа презентации в тетрадь)

Описательный – сбор фактического материала и его описание.

Сравнительный – выявление сходства и различия между организмами и их частями..

Исторический- Сопоставление фактов с ранее известными фактами.

Экспериментальный – изучение того или иного явления с помощью опыта.

Моделирование — это изучение объекта посредством моделей с переносом полученных знаний на оригинал.

Слайд 38. Рефлексия (на слайде вопросы), учащиеся отвечают на листочках.

1. Какие направления в развитии биологии вы можете выделить?
2. Какие великие ученые древности внесли заметный вклад в развитие-биологических знаний?
3. Почему в средние века о биологии как науке можно было говорить лишь условно?
4. Почему современную биологию считают комплексной наукой?
5. Какова роль биологии в современном обществе?

Слайд 39. Домашнее задание:

Развитие биологии как науки (таблица) заполнить дома

Биологическое разнообразие (биоразнообразие) — это разнообразие всего живого на Земле — от генов до экосистем. В его основе лежит видовое разнообразие. Оно включает миллионы видов животных, растений, микроорганизмов, живущих на нашей планете. Однако биоразнообразие охватывает и всю совокупность природных экосистем, которые слагаются этими видами. Таким образом, под биоразнообразием следует понимать разнообразие организмов и их природных сочетаний. На основе биоразнообразия создается структурная и функциональная организация биосферы и составляющих ее экосистем, которая определяет их стабильность и устойчивость к внешним воздействиям.

Совокупность живых организмов, тесно взаимодействующих между собой и со средой их обитания, образует экосистему. Элементарной экосистемой является биогеоценоз, а глобальной — биосфера.

Биогеоценоз – это устойчивый, достаточно однородный комплекс взаимосвязанных видов живых организмов и компонентов окружающей среды, например, лиственный лес, заливной луг, озеро.

Существует три основных типа биоразнообразия:

  • генетическое, отражающее внутривидовое разнообразие и обусловленное изменчивостью особей;
  • видовое, отражающее разнообразие живых организмов (растений, животных, грибов и микроорганизмов);
  • разнообразие экосистем, охватывающее различия между типами экосистем, средами обитания и экологическими процессами.

Разнообразие экосистем отмечается не только по структурным и функциональным составляющим, но и по масштабу — от биоценоза до биосферы.

Все типы биологического разнообразия взаимосвязаны:
— генетическое разнообразие обеспечивает разнообразие видов;
— разнообразие экосистем и ландшафтов создает условия для образования новых видов;
— повышение видового разнообразия увеличивает общий генетический потенциал живых организмов биосферы.
Каждый вид вносит свой вклад в разнообразие, и с этой точки зрения не существует бесполезных или вредных видов.


Существуют и другие классификации биологического разнообразия, например:

Биоразнообразие характеризует процесс реальной эволюции, который идет на многих уровнях организации живого. По оценкам ученых, общее число видов живых существ составляет от 5 до 30 млн. Из них в настоящее время описано не более 2,0 млн. Таким образом, со времен Линнея, попытавшегося создать классификацию живых организмов, количество видов животных и растений, известных науке, возросло с 11 тыс. до 2 млн.

Животные — один из ведущих компонентов экологических систем Земли. В настоящее время науке известно (описано) немногим более 1 млн. видов животных, что составляет приблизительно около половины всех существующих на планете.

Биологическое разнообразие видов максимально среди насекомых и высших растений. По оценкам специалистов, общее количество организмов всех жизненных форм колеблется между 10 и 100 млн. Эти миллионы видов животных и растений поддерживают условия, необходимые для продолжения жизни на Земле.

Величина биоразнообразия как внутри вида, так и в рамках всей биосферы признана в биологии одним из главных показателей жизнеспособности (живучести) вида и экосистемы в целом и получила название Принцип биологического разнообразия. Действительно, при большом однообразии характеристик особей внутри одного вида (это относится и к человеку, и к растениям, и к микроорганизмам) любое существенное изменение внешних условий (погода, эпидемия, изменение кормов и пр.) более критично скажется на выживаемости вида, чем в случае, когда последний имеет большую степень биологического разнообразия. То же (на другом уровне) относится и к богатству (биоразнообразию) видов в биосфере в целом.

Сохранение биоразнообразия

Работа по сохранению биоразнообразия в рамках всего человечества не должна быть ограничена охраной лишь нескольких особо богатых видами экосистем (тропические леса или коралловые рифы). Не только охраняемые природные территории (заповедники, местообитания тех или иных редких видов и др.), но и местности, где люди живут и работают.

Биологическое разнообразие. Причины сохранения

Биоразнообразие (биологическое разнообразие) – разнообразие жизни во всех её проявлениях, а также показатель сложности биологической системы, разнокачественности её компонентов.

Биологические ресурсы – живые источники получения необходимых человеку материальных благ (пищи, сырья для промышленности, материала для селекции культурных растений, сельскохозяйственных животных и микроорганизмов, для рекреационного использования).

Сохранение биологического разнообразия – поддержание регулирующих механизмов природы, обеспечивающих бесперебойное функционирование и устойчивое развитие биогеоценозов и биосферы в целом.

Красная книга – аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов.

Эндемики, или эндемы (от греч. ἔνδημος – местный) – виды, роды, семейства или другие таксоны животных и растений, представители которых обитают на относительно ограниченном ареале, представлены небольшой географической областью.

Основная и дополнительная литература (точные библиографические данные с указанием страниц):

Обязательная литература:

  1. Экология. 10–11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень / М. В. Аргунова, Д. В. Моргун, Т. А. Плюснина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 143 с.

Дополнительные источники:

  1. Экология. 10–11 классы: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Н. М., Чернова, В. М. Галушин, В. М.: Константинов; под род. Н. М. Черновой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 302 с.
  2. Ларина О.В. Удивительная экология / О. В. Ларина. – Москва: ЭНАС-КНИГА, 2014. – 256 с. – (О чём умолчали учебники). Экологический словарь в 2-х томах / Данилов-Данильян В. И. – М.: Энциклопедия, 2018.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Биологическое разнообразие нашей планеты огромно. Современная наука выделяет три уровня биологического разнообразия: генетическое, видовое и разнообразие экосистем. Значение биоразнообразия огромно как для экологии планеты, так и для экономического развития всех стран мира.

Для некоторых территорий характерны только определённые виды животных или растений, не встречающиеся более ни в одном другом уголке планеты. Такие виды называют эндемичными.

Высокое видовое разнообразие обеспечивает такие свойства сложных экосистем, как взаимная дополнительность их частей (в сообществах уживаются те виды, которые делят между собой экологические ниши и дополняют друг друга в использовании ресурсов среды), взаимозаменяемость видов (любой биоценоз может быть заменён другим, со сходными экологическими требованиями и функциями), регуляторные свойства (на основе обратных связей); надёжность обеспечения функций (создание и разрушение органического вещества, регуляция численности видов). Таким образом биологическое разнообразие – основное условие устойчивости жизни на Земле.

В связи со значительной антропогенной нагрузкой на все природные оболочки Земли, биоразнообразие на нашей планете неуклонно сокращается. Потеря биоразнообразия является одной из глобальных экологических проблем современности.

Для учёта видов, находящихся на грани вымирания, во многих странах, в том числе и в России создаются Красные книги.

Для сохранения биоразнообразия на конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992) представителями 179 государств была принята Конвенция по биоразнообразию. В конвенции по биоразнообразию в качестве важнейших поставлены следующие задачи: сохранение биоразнообразия; устойчивое использование его компонентов; справедливое и равноправное получение выгод, возникающих в результате использования генетических ресурсов.

Первая Красная книга

Примеры заданий тренировочного модуля. Не менее 2

Расставьте подписи к изображениям основных причин сокращения биоразнообразия

Читайте также: