Тип членистоногие конспект и презентация

Обновлено: 03.07.2024

Презентация на тему: " Тип Членистоногие 7 класс. Самый многочисленный Самый распространенный Самый процветающий тип животных Цветковые Растения Грибы Простейшие Членистоногие." — Транскрипт:

1 Тип Членистоногие 7 класс

2 Самый многочисленный Самый распространенный Самый процветающий тип животных Цветковые Растения Грибы Простейшие Членистоногие Моллюски Позвоночные Другие беспозвоночные

3 На нашей планете обитает более 1 миллиона видов Членистоногих Численность Членистоногих превосходит Позвоночных в 20 раз (на 1 позвоночное приходится 20 членистоногих)

4 1. Членистые конечности. 1. Членистые конечности. Конечности членистоногих подвижно соединяются с телом посредством суставов и сами состоят из нескольких члеников. Это многочисленные рычаги, посредством которых можно плавать, ходить, захватывать добычу, пережевывать ее. Тазик вертлуг бедро голень лапка У большинства многоножек, стрекоз и перепончатокрылых вертлуг двучлениковый

5 2. Сегментированное тело (гетерономная сегментация) Голова Брюшко Головогрудь Грудь Брюшко Насекомые Ракообразные Паукообразные Конечности

6 3. Хитиновый покров (Хитин-легкое и прочное вещество, напоминающее пластмассу.) У некоторых животных хитиновые пластины сливаются, образуя единый хитиновый покров. В хитиновом панцире краб или жук напоминает закованного в латы средневекового рыцаря. Его тело прикрыто броней, но она позволяет ему быстро двигаться

7 Хитиновый покров очень прочен и выполняет многочисленные функции: наружного скелета (к внутренним выростам хитинового покрова крепятся мышцы), защищает тело членистоногих от различных механических и химических повреждений, препятствует излишней потери влаги, защищает от ожогов. Иногда хитин пропитывается известью, поэтому некоторых крабов трудно разбить даже молотком.

8 4. Линька У хитинового скелета есть недостаток он не позволяет постоянно расти. Приходится регулярно линять сбрасывать старые «латы Сброшенный при линьке хитиновый покров речного рака. Линька процесс непростой, ведь из старой брони приходится вытаскивать даже тончайшие усики. Линька кузнечика

9 В тот момент, когда старые покровы сброшены, а новые еще не успели затвердеть, происходит увеличение размеров и объема тела.

10 5. Смешанная полость тела (миксоцель) В полости тела находятся внутренние органы, относящиеся к: пищеварительной, дыхательной, кровеносной, нервной, выделительной, половой системам.

11 6. Нервная система узлового типа. Состоит из окологлоточного нервного кольца и брюшной нервной цепочки.

12 Хорошо развиты органы чувств: органы зрения, органы обоняния, органы осязания, органы слуха, органы равновесия.

13 Размножение и развитие Членистоногие – раздельнополые животные. У многих ярко выражен половой диморфизм. Развитие происходит как с метаморфозом, так и без него Некоторые размножаются партеногенезом (дафнии, тли ) Жук-носорог. Самец Жук-носорог. Самка Личинка Куколка

14 Происхождение членистоногих Членистоногие – очень древний тип животных. Членистоногие возникли раньше позвоночных. Их предками были древние многощетинковые кольчатые черви. Первыми членистоногими на Земле были представители двух классов: дожившие до настоящего времени ракообразные и вымершие примерно 250 миллионов лет назад трилобиты.

15 Систематика Тип Членистоногие Меростомовые ТрилобитыМногоножки Класс Ракообразные Класс Паукообразные Класс Насекомые

16 Трилобиты Самая древняя, вымершая группа примитивных членистоногих. Их тело, до полуметра длиной, было разделено продольными бороздками на центральную и две боковые части. Оно состояло из множества сегментов, объединенных в три отдела, типичных для членистоногих. На голове располагались фасеточные глаза и антенны.

17 Меростомовые (Мечехвост) Самая древняя группа хелицеровых. К ним относятся ракоскорпионы – наиболее крупные из членистоногих, населявших моря и даже пресные водоемы. Они вымерли около 280 миллионов лет назад. А вот некоторые из мечехвостов – крупных, до метра, морских хелицеровых – дожили до наших дней, практически не изменившись за последние 350 миллионов лет.

18 Многоножки Червеобразное тело многоножек расчленено на большое (до 200) число одинаковых члеников, из которых отличаются только передний и последний. Каждый членик снабжен 1 или 2 парами членистых ножек, заканчивающихся коготком. Головной сегмент несет пару нитевидных щупалец и несколько глаз. Многоножки живут преимущественно в темных сырых местах, в почве. Питаются разлагающейся органикой или мелкими животными. Наиболее известны из них сколопендры, костянки и кивсяки.

20 Если сколопендра пробежит по телу, то на коже остается неприятная обжигающая слизь. От ожогов, полученных от тропических сколопендр, может скончаться и взрослый здоровый человек. Каких-либо мер по оказанию первой помощи, в случае укуса или ожога ядом сколопендры, нет. Можно протереть пораженное место спиртом и наложить стерильную повязку, но, даже если боль начала стихать, все равно в обязательном порядке нужно обратиться в ближайшую больницу, так как симптомы могут повториться. Длина: до 30 см Место обитания: Австралия, Южная Америка, Крым, Средиземноморье и Закавказье. Гигантская сколопендра

21 Закрепление пройденного материала 1. Линька у членистоногих происходит в связи с тем, что хитиновый покров по мере роста животного 1) изнашивается 2) теряет свою окраску 3) становится нерастяжимым 4) пропускает воду

22 2. Усложнение членистоногих по сравнению с кольчатыми червями проявляется в том, что 1) многие имеют покровительственную или предостерегающую окраску 2) появилась кровеносная система органов 3) у них есть пищеварительная, выделительная, кровеносная, нервная системы органов 4) наружный скелет состоит из хитина, конечности членистые

24 Выбрать правильные ответы Членистоногие животные имеют: А)лучевую симметрию Б)трехслойные тело В)вторичную полость тела Г)гетерономную метамерию Д)незамкнутую кровеносную систему Е)внутренний скелет Ж)узловую нервную систему И)Кожно-мускульный мешок

Методическая разработка урока биологии в 7 классе содержит подробный конспект и презентацию к уроку. Тип урока - урок изучения нового материала.



Целевая аудитория: для 7 класса

Как указано в аннотации автора, ресурс содержит конспект урока и презентацию по теме. В разработке указано проведение лабораторной работы, которая помогает ученикам изучать ракообразных. Хотелось бы видеть ее в приложении к уроку. Большая просьба к автору работы, в следующий раз писать более подробную аннотацию, которая является своеобразной визиткой труда учителя. Эксперт.

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ тип Членистоногие.doc

Конспект урока

ФИО педагога: Клявузова Юлия Владимировна

Место работы: МОУ СОШ № 2 им. В.А. Новикова

Должность: учитель

Предмет: биология

УМК: В.В. Пасечник

Тема урока: Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Общая характеристика.

Тип урока: Комбинированный

Цели урока: расширить и углубить знания о типе Членистоногие путем изучения класса насекомых, выявить наиболее прогрессивные признаки класса в сравнении с ракообразными и паукообразными.

Планируемые результаты:

уметь выявлять особенности организации класса Насекомые;

должны знать особенности внешнего и внутреннего строения насекомых;

уметь определять и называть насекомых, которые чаще дру­гих встречаются в нашей местности: пчела, оса, муравей, майский жук, стрекоза, комар, муха и т. д.

знать о вреде, наносимом насекомыми-вредителями.

Метапредметные:

планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей;

выбирают способы достижения задачи;

слушают и понимают других, задают уточняющие вопросы;

оформляют свои мысли в устной и письменной форме;

осуществляют поиск информации с использованием различных источников.

осознавать роль и красоту насекомых.

осуществляют самопроверку и рефлексию своей деятельности.

Примечание: В таблице прописываются все этапы урока, независимо от того, используется цифровое оборудование или нет.

Этап 1. Организационный. Самоопределение к деятельности (10 мин.)

hello_html_m5e4a7a95.jpg

hello_html_26ca8d4b.jpg

hello_html_m3218caa2.jpg

Проверка готовности к уроку.

Организация проверки домашнего задания при помощи загадок про Членистоногих, незаконченных схем и работы с текстом.

Слушают преподавателя, отгадывают загадки, дополнят схему, при работе с текстом вставляют пропущенные понятия.

Технологический комментарий: заполнение схем и пропусков в тексте осуществляется при помощи ручки в режиме игры.

Этап 2. Изучение нового материала

Общее строение класса Насекомые (15мин.)

hello_html_64d84b38.jpg

hello_html_542b070f.jpg

Постановка учебного вопроса по определению темы урока в виде кроссворда.

Рассказ про места обитания и многочисленность класса, про особенности внешнего строения

Организация самостоятельной работы с учебником по изучению роли насекомых в экосистеме.

Технологический комментарий:

Нажатие на цифры в кроссворде выводят правильные ответы.

Нажатие на кружочки вокруг насекомого выдают названия соответствующего органа.

Щелкая на стрелки рентгена проявляются уточнения к интересующим органам.

Нажатие букв Н и РА, осуществляют переход на следующие страницы с интересующими органами.

Ученики отвечают на вопросы кроссворда самостоятельно определяют тему урока и записывают систематические характеристики в тетради.

Слушают и фиксируют рассказ учителя в тетради, выполняют уточняющие рисунки.

Рассказывают о роли насекомых в экосистеме.

Этап 3. Закрепление изученного матерьяла (10 мин.)

hello_html_m35697bab.jpg

hello_html_m406f854a.jpg

Осуществление промежуточного контроля знаний учащихся по определению различных видов животных по группам, определение строение майского жука.

Соотносят изображения различных видов насекомых с имеющимися группами. Самостоятельно в тетради зарисовывают майского жука и по аналогии определяют его внешнее строение.

Технологический комментарий: по цепочке нажимают на изображения животных и переносят их в соответствующие квадраты.

Этап 4. Обобщение (7мин.)

Проговаривает основные моменты внешнего строения класса. Задавание уточняющих вопросов.

Помогают учителю обобщать, отвечая на уточняющие вопросы.

Этап 5. Домашнее задание (3 мин.)

Познакомимся с домашним заданием.

Знакомятся с заданием, записывают его.

Использованные ресурсы:

1. Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные: Учебник для 7 кл. общеобразоват. учеб, заведений. - М.: Дрофа, 2008 - 304 с.: ил.

Оказывается, жизнь – бесконечная цепь явлений и существ. Всё перепутано, но в этом беспорядке рождается удивительная гармония, хрупкая и ранимая.

Бабочка.…Это всего лишь штрих на огромной картине, имя которой жизнь. Вот она прижалась к цветку, молчит, смотрит на нас сквозь густую траву так же как сотни глаз крошечных обитателей. Она надеется, что вы пройдёте мимо, только восхищаясь её красотой. И ты должен быть счастлив, что чувствуешь себя одним целым со всем этим прекрасным миром.

Давайте учиться не просто смотреть, но и видеть, не просто слушать, но и слышать. Сильные чувства рождают великие мысли. И рано или поздно мы осознаем свою неразрывную связь со всем окружающим нас живым миром и скажем:

Я жизнь, желающая жить среди жизни, желающей жить.

Фронтальный опрос

1. По каким признакам внешнего строения кольчатых червей можно отличить от свободноживущих плоских и круглых червей?

(длинное тело, состоящее из сегментов)

2. Какие системы внутренних органов имеются у кольчатых червей?

(кожно-мускульный мешок, кровеносная система, пищеварительная система, нервная система, выделительная система в форме трубочек – метанефридий).

3. Какое строение имеет кровеносная система кольчатых червей? Её функции.

и выводит продукты распада)

4. Каковы особенности нервной системы кольчатых червей?

(парные надглоточные и подглоточные нервные узлы – ганглии, соединённые в окологлоточное кольцо и брюшная нервная цепочка).

5. Каково происхождение кольчатых червей?

(от древних свободноживущих плоских червей произошли многощетинковые (т. к. личинки многощетинковых сходны с планариями), затем малощетинковые, пиявки).

Задание на определение типа животных.


По первым буквам живых организмов, изображенных на картинках, определите тип животных, которых мы должны изучить.

1. Какие царства живых организмов изображены на картинках?

(царства грибов, царства растений, царства животных).

2. Какие царства отсутствуют на картинках?

Определите систематическое положение данного типа животных:

  • царство Животные;
  • подцарство Многоклеточные;
  • тип Членистоногие;
  • класс Ракообразные; класс Паукообразные ; класс Насекомые.

Учитель: Тип членистоногих животных очень многообразен. Около 1 миллиона видов населяет все среды обитания.

Это самый богатый видами и процветающий тип животных.

Проблемный вопрос. Что объединяет такое многообразие видов животных типа членистоногих?

Рассмотрим многообразие типа членистоногих, используя компьютер

( электронный атлас для школьника – зоология 7-8класс).

Работаем по группам.

Особенности строения членистоногих

Паукообразные

Насекомые

голова, грудь, брюшко

Дыхание

выросты кожи - жабры

Кровеносная система

сердце трубчатое, состоит из нескольких камер

Выделительная система

( у основания усиков)

почки и выделительные трубочки

выделительные трубочки, мальпигиевые сосуды

Пищеварительная система

Нервная система

укрупнение надглоточного и подглоточного узлов,

брюшная нервная цепочка + органы чувств: зрение, обоняние, осязание

Половая система

Яйцо личинка взрослая особь

Яйцо личинка куколка взрослая особь

Физминутка

Проблемный вопрос.

Какие признаки внешнего строения позволяют объединить ракообразных, паукообразных и насекомых в тип членистоногие?

  1. Передвигаются с помощью конечностей.
  2. Членистоногие имеют членистые конечности, которые могут сгибаться.
  3. Тело подразделяется на отделы : головогрудь и брюшко или голову, грудь и брюшко.
  4. Тело состоит из сегментов, правда при наружном осмотре сегменты не просматриваются у пауков и клещей, но наиболее отчётливо выражены у насекомых, мокриц, многоножек. (Сходство с кольчатыми червями).
  1. Тело покрыто плотной оболочкой (кутикулой), основой которой является органическое вещество – хитин.

Расскажите о значении кутикулы.

  • защита от повреждений;
  • защита от высыхания (потери влаги);
  • наружный скелет, к которому прикреплены мышцы изнутри.

Комментарий учителя. Покров очень прочный, плохо растяжим. Это мешает росту членистоногих, поэтому они время от времени линяют.

Рост прерывистый, сначала мягкая кутикула, позволяющая расти, потом постепенно твердеет до новой линьки.

Последний вопрос, который необходимо выяснить.

Происхождение членистоногих.

Не зря мы сегодня повторяли тип кольчатые черви. Их сегментированное тело, строение кровеносной и нервной системы указывает на родство с членистоногими. Однако, членистоногие выше по организации.

В процессе эволюции (исторического развития) у них определились отделы тела, расчленились конечности, появился хитиновый покров, усложнились системы органов дыхания, нервной, органов чувств.

Эти признаки способствовали их процветанию на Земле.

Пусть любое существо на земле ощущает себя необходимой частью природы.

Спасибо за урок!

Алгоритм самостоятельной работы учащихся на уроке (7класс).

Задание №1. Ответьте на вопросы.

  • По каким признакам внешнего строения кольчатых червей можно отличить от свободноживущих плоских и круглых червей?
  • Какие системы внутренних органов имеются у кольчатых червей?
  • Какое строение имеет кровеносная система кольчатых червей? Её функции.
  • Каковы особенности нервной системы кольчатых червей?
  • Каково происхождение кольчатых червей?

Задание №2

По первым буквам живых организмов определите тип животных, которых мы должны изучить.


Задание №3

Определите систематическое положение данного типа животных:

Проблемный вопрос. Что объединяет такое многообразие видов животных типа членистоногих?

Задание №4

Работаем по группам.

Рассмотрите многообразие животных типа членистоногих. Определите особенности строения членистоногих.

Читайте также: