Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему посуда

Обновлено: 06.07.2024

I. Организационный момент
1. Психологический настрой
Воспитатель: Правда, ребята, сегодня хороший день?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда давайте возьмемся за руки, слегка пожмем их, посмотрим ласково друг другу в глаза, улыбнемся. Правда, стало хорошо?
Дети: Да
Воспитатель: Какие же вы, ребята?
Дети: Добрые, веселые, ласковые…
Воспитатель: А вы бы хотели, ребята, красиво и правильно говорить?
Дети: Да
Воспитатель: А что мы делаем для того, чтобы научиться красиво и правильно говорить? (гимнастика, чистоговорки, скороговорки).
2. Артикуляционная гимнастика
Губки сожмем и рот прополощем,
И самоваром пыхтим, что есть мочи.
Блюдца поставим – положат блины нам,
Чашки поставим, чтоб чаю налили.
На нос подули, мы чай остудили,
Чаю попили – ни кто не обижен
Вкусный был завтрак – мы губки оближем.
II Основная часть
Воспитатель: Послушайте загадку.
,,Возле леса на опушке
Троя их живет в избушке
Там три стула, три подушки
Угадайте без подсказки
Кто герой этой сказки? (Три медведя)



Воспитатель: А их зовут?
Дети: Михайло Потапыч, Настасья Никулишна, Мишутка
Воспитатель: Правильно, Михайло Потапыч, Настасья Никулишна и Мишутка пришли к нам в гости.
Мишутка: Вы умеете разгадывать загадки?
Дети: Да
Мишутка: Тогда слушайте внимательно.
,,Я рукотворная , звучащая
Воды не боюсь, для еды горжусь,
А ударят, разобьюсь. (Посуда)
Мишутка: Что это?
Мишутка: Посмотрите, я нарисовал для вас рисунок, но у меня все перепуталось.



(дети находят, называют и обводят найденный предмет, называют его значение)[/i]
Воспитатель: Что вы видите на рисунке Мишутки?
Воспитатель: Какой предмет лишний? Почему?
Настасья Никулишна: Смотрите, что я вам принесла. Что это?
Дети: Сундук
Настасья Никулишна: А что такое сундук?
Настасья Никулишна: Хотите узнать, что в нём? Тогда слушайте мою загадку.
1) На огне я стою. Еду вкусную варю.
Дети: Кастрюля



Настасья Никулишна: Что такое кастрюля?
Дети: Кастрюля это посуда, - в которой готовят горячую еду.
Настасья Никулишна: Открываем мой сундук. Есть там ответ на нашу загадку?
(если ответ верный дети достают нужный предмет)
Настасья Никулишна: А какую еще посуду, вы знаете, в которой можно готовить горячую еду?
Дети: Чайник, сковорода и т.д.





Настасья Никулишна: Куда её отнесем?
(дети распределяют посуду по соответствующим игровым зонам)
Дети: На кухню
Настасья Никулишна: Слушайте следующую загадку.
2) При виде еды не считают ворон,
Бросаются дружно с обеих сторон
Один разрезает, другая хватает,
Обоим работы в тарелки хватает.
Дети: Нож, вилка – это столовые приборы.




Настасья Никулишна: Какую ещё вы знаете столовую посуду? (дети перечисляют)
Настасья Никулишна: Посмотрите, есть ли она в моём сундуке?





Настасья Никулишна: Куда вы ее отнесете? (в столовую)
Настасья Никулишна: Какая еще есть посуда в моём сундуке?
Дети: Чашки и блюдца



Настасья Никулишна: Для чего нужна чашка, блюдце?
Дети: Чашки и блюдца нужны для питья чая
Настасья Никулишна: А посуда для питья чая, как назовём?
Дети: Чайная посуда



Настасья Никулишна: Правильно, куда её поставим?
Воспитатель: - Ребята, скажите, на какие группы делятся посуда? ( кухонная, столовая, чайная)
Дидактическая игра “Из чего сделана посуда?”.
(игра на образование относительных прилагательных.)
Воспитатель: Ребята, из чего может быть сделана посуда?
Дети: Посуда может быть сделана из фарфора, стекла, дерева, глины и метала.
Мишутка: Ой, ой, а вы знаете, совсем недавно мама мне прочитала одну сказку о посуде, которая сбежала от бабушки. Только не помню, как она называется.
Мишутка: А вы ребята знаете эту сказку? А кто её автор?




Мишутка: Почему К.И Чуковский, так назвал свою сказку? (потому что в сказке рассказывается о Федоре, от которой сбежала вся посуда, и она очень огорчилась)
Воспитатель: - А почему посуда сбежала?




Воспитатель: Что мы видим в лесу? (Елочки, грибочки, т.д.)
Воспитатель: А если приглядеться, во что превратилась посуда?
Мишутка: Ой, ребята пока вы тут воображаете этот чудесный сказочный лес, мне захотелось превратиться в листочек и прогуляться в этом сказочном лесу.
Физ. минутка
Три медведя шли домой.
Папа был большой-большой.
Мама с ним поменьше роста.
А сынок- малютка просто.
Очень маленький он был
С погремушками ходил.
Дзинь-дзинь-дзинь.(2 раза)
Воспитатель: Вернулась ли посуда к Федоре? Почему?
Воспитатель: Какая стала Федора (показ иллюстрации)



Цель: формировать представление детей о разновидностях посуды; учить использовать посуду в соответствии с ее предназначением.

Социально-коммуникативное развитие: воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, умение выслушивать друг друга ; учить детей быть внимательными к близким людям, заботиться о них.

Познавательное развитие: формировать у детей умение различать и называть предметы посуды; учить группировать и объединять предметы посуды по сходным признакам (по назначению).

Речевое развитие: развивать умение детей четко и полно отвечать на вопросы; развивать навыки устной речи; обогащать словарный запас детей.

Физическое развитие: формировать у дошкольников элементарные навыки здорового образа жизни.

Художественно-эстетическое развитие: закреплять умение детей украшать посуду, используя линии, мазки, точки, кружки и другие знакомые элементы; развивать эстетическое восприятие, самостоятельность, инициативу.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, а вы любите отгадывать загадки?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Тогда слушайте загадки, и говорите отгадки.

У кого ответа нет -
В чем сварить себе обед?
На плите стоит чистюля.
Суп сварить - нужна.
(Кастрюля)

Из железа, чугуна -
С длинной ручкой и кругла,
Жарь на ней ты без труда!
Это что?
(Сковорода)

Захочешь чай - любую выбирай!
Вот они - толстушки.
Кто такие?
(Кружки)

Чтоб поужинать всем дружно,
Что на стол поставить нужно?
Глубокую иль мелкую
Для еды.
(Тарелку)

Он пыхтит, как паровоз,
Важно кверху держит нос.
Пошумит, остепенится –
Пригласит чайку напиться.
(Чайник)

По моей тарелке лодочка плывёт.
Лодочку с едою отправляю в рот.
(Ложка)

Если хорошо заточен,
Все легко он режет очень –
Хлеб, картошку, свеклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло.
(Нож)

Воспитатель: Молодцы ребята, все загадки отгадали.

- Скажите ребята, о чём были загадки?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: А как это можно назвать, одним словом?

- Какую посуду вы ещё знаете?
- Для чего нужна посуда?
- Можно ли прожить без посуды?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Давайте послушаем стихотворение о том, чтобы мы делали, если б не было посуды:
Если б не было посуды,
Нам пришлось бы очень худо.
Мы бы тут же из людей,
Превратились в дикарей:
Брали мясо бы руками,
Разрывали бы зубами,
Пили воду бы в реке,
Или в грязном ручейке.
К счастью, помогает всюду
Нам различная посуда:
На неё еду кладут,
Из неё едят и пьют.
Сохраняют в ней продукты:
Сыр и масло, хлеб и фрукты…
В ней готовят сотни блюд-
Варят, жарят и пекут!
Воспитатель: Вот как необходима нам посуда.

- У нас на столе есть много разной посуды. Я её перемыла, а расставить не успела. Поможете мне? Нужно её разобрать по назначению.
Воспитатель: Выберите стол, на который поставим посуду, с помощью которой мы готовим еду. Поставьте на него эмблему плиты.

Дети: выбирают стол, ставят эмблему.
Воспитатель: Теперь выберите стол, на который поставим посуду, которая нам нужна для еды. Эмблема – стол.

Дети: выбирают стол, ставят эмблему.
Воспитатель: Теперь выберите стол, на который поставим посуду, которая нам нужна для чаепития. Эмблема-чашка чая.

Воспитатель: Подходите по очереди, выбирайте любой предмет посуды, и определяйте куда поставить.

Дети: дети выполняют задание.

После выполнения встаём вокруг столов и рассматриваем:

Воспитатель: Какая посуда стоит на столе с эмблемой плиты? Перечислите её. Какая она? Для чего нужна вся эта посуда?

Дети: ответы детей.


Воспитатель: Правильно эта посуда нужна для приготовления пищи на кухне и поэтому она так и называется - КУХОННАЯ.
Аналогично рассматриваем посуду на столе с эмблемой - стол. Эта посуда ставится на стол во время обеда, ужина. И называется – СТОЛОВАЯ.
Какая посуда стоит на столе с эмблемой – чашка чая? Для чего нужна эта посуда? Эта посуда так и называется – ЧАЙНАЯ, потому что нужна во время чаепития.
Воспитатель: Вот сколько посуды вы знаете. Молодцы.
- Ребята, давайте немного отдохнем.

Материал разработан для ознакомления с окружающим миром по теме недели "Посуда", цель которого - расширять и систематизировать представления детей о посуде.
На занятии решаются следующие задачи: формировать умение детей классифицировать предметы посуды по их назначению (кухонная, чайная, столовая); расширять представления о посуде, ее назначении и материала, из которого она изготовлена. Развивать мышление, ловкость, память, закрепить умение правильно использовать существительные с суффиксом –ниц (сухарница, хлебница, сахарница). Воспитывать бережное отношение к посуде.

Оценить 6888 1

Цель: Расширять и систематизировать представления детей о посуде.

Задачи: формировать умение классифицировать предметы посуды по их назначению (кухонная, чайная, столовая); расширять представления о посуде, ее назначении и материала, из которого она изготовлена. Развивать мышление, ловкость, память, закрепить умение правильно использовать существительные с суффиксом –ниц (сухарница, хлебница, сахарница). Воспитывать бережное отношение к посуде.

Организационный момент. Дети встают в круг, здороваются друг с другом по имени, передавая платочек, затем садятся на стульчики)

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отгадать загадки, если вы их отгадаете, то узнаете то, о чём мы с вами сегодня будем говорить (воспитатель читает загадки, после того, как дети говорят отгадку – размещает отгаданный предмет посуды га доске)

1.Имеет хобот, а не слон,

Он чашкам отдает поклон (чайник).

2. Для нас она необходима,

Ведь пищу из нее едим мы

Глубокая и мелкая

Зовут ее … (тарелкою)

3. На кухоньке нашей

Мы варим в ней кашу,

Супы, макароны (кастрюля)

4. На кухне ей всегда почет

Она и жарит и печет,

Не приготовить нам еды

На кухне без … (сковороды)

Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали. Ребята, (показывает на доску с картинками) как назвать одним словом все эти предметы? (Посуда)

Основная часть

Воспитатель: Правильно, посуде! Посуда бывает разная по назначению и использованию. Сегодня мы с вами вспомним, какая бывает посуда.

Воспитатель: Как называется посуда, из которой мы пьем чай? (Чайная посуда).

Воспитатель:Назовите, что относится к чайной посуде? (Чашка, блюдце, сахарница, молочник, чашка, блюдце, стакан, бокал, сахарница, конфетница, молочник, чайник, сухарница.

Воспитатель: Для чего нужна чашка? (чтобы пить)

Воспитатель: Что можно пить из чашки, стакана? (чай, какао, кофе, сок)

Воспитатель: Что мы кладем в сахарницу, сухарницу, конфетницу? (сахар, сухари, конфеты)

Воспитатель: Что наливаем в молочник? (молоко)

Воспитатель: Как называется посуда, из какой мы кушаем? Столовая).

Воспитатель: Назовите, что относится к столовой посуде? (тарелка, супница, солонка, хлебница, перечница, масленка, салатница, соусница).

Воспитатель: К столовой посуде относятся еще нож, вилка, ложка – это столовые приборы.

Воспитатель: Зачем нужна супница, хлебница? (для супа и хлеба).

Воспитатель: Что находится в масленке, солонке, перечнице, соуснице, салатнице? (масло, соль, перец, соус, салат)

Воспитатель: Как называется посуда в которой готовят пищу? Кухонная посуда.

Воспитатель: Назовите, что относится к кухонной посуде? (кастрюля, сковородка, миска, половник, сито, кувшин).

Воспитатель: Для чего нужны кастрюля, половник?

Воспитатель: Как используют сковородку, сито? (жарить, сито-просеивать муку)

Воспитатель: Вот такая разная бывает посуда.

Вот большой, стеклянный чайник (одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник (другая рука изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки (присесть, одна рука на поясе)

Очень хрупкие бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца (кружиться)

Только стукни - разобьются.

Вот серебряные ложка (потянуться, руки сомкнуты над головой)

Вот пластмассовый поднос (сделать большой круг)

Он посуду нам принес (ходьба на месте)

Воспитатель: А вы знаете, что у каждого предмета посуды свой голос, своя необычная песенка. Как вы думаете почему? (Предположения детей).

Воспитатель: Действительно, голос посуды зависит от материала, из которого она сделана. (Легко постукивает деревянной палочкой по стеклянной, деревянной, металлической, хрустальной, керамической посуде).

Воспитатель: Давайте подумаем и скажем, если стакан сделан из стекла, значит он какой… (стеклянный). Чашка из фарфора, она … (фарфоровая). Ложка из дерева, значит она… (деревянная). Кастрюля из металла, значит она… (металлическая). Сковорода сделан из чугуна, значит она… (чугунная).

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, (Чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)

Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку (Загибать пальчики по одному, начиная с мизинца)

И большую поварешку.

Только чашку мы разбили, (Разгибать пальчики по одному, начиная с большого)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так Федоре помогали! (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)

Воспитатель: (задание за столом) Перед вами лежат карточки с изображением посуды. Я буду загадывать вам загадку, а вы отгадываете, находите и обводите этот предмет, о котором говорится в загадке в кружок на карточке.

1 Воду, овощи бери,

Суп и борщ во мне вари.

Я чистюля, не грязнуля,

Я же мамина. (Кастрюля)

2 Салат, макароны, котлеты, картошку

Их можно, конечно, покушать и ложкой,

Но мною удобней у меня есть зубчики

Правда, невозможно мною кушать супчики (Вилка)

4 По моей тарелке лодочка плывёт.

Лодочку с едою отправляю в рот. (Ложка)

5.Ее за ручку мы берем

Чай, кофе из нее мы пьем (чашка)

6 Закипит — исходит паром,

И свистит, и пышет жаром,

Крышкой брякает, стучит,

Эй, сними меня! кричит. (Чайник)

7 В ней пожарю я котлету

И картошку без труда,

Испеку блины к обеду,

Ведь она – (Сковорода)

8 Скажите, как назвать её:

Все в дырках зубы у неё,

Но свёклу, редьку, хрен, морковку

Она перетирает ловко. (Тёрка)

9 Лишь для хлеба создана,

Бережет его она (хлебница)

10 Сделаны из стекла,

Предназначены для чая, сока, молока (стаканы

Если б не было посуды

Нам пришлось бы очень туго

Мы бы тут же из людей

Превратились в дикарей,

Брали мясо бы руками,

Разрывали бы зубами,

Пили воду бы в реке,

Или в грязном ручейке.

К счастью, помогает всюду

Нам различная посуда:

На неё еду кладут,

Из неё едят и пьют.

Сохраняют в ней продукты:

Сыр и масло, хлеб и фрукты…

В ней готовят сотни блюд-

Варят, жарят и пекут!

Вот какая она помощница

Подведение итогов. Рефлексия.

Воспитатель: О чем мы сегодня разговаривали? (Ответы детей)

Воспитатель: Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, помните сказку, в которой вся посуда убежала от хозяйки? Как она называется? (Федорино горе). Кто написал эту сказку? (К. И. Чуковский)

Воспитатель: Почему вся посуда убежала? Правильно, потому, что она не ухаживала за своей посудой, не мыла ее.

Цель: учить сравнивать посуду по значению и уметь классифицировать ее.

Программное содержание:

  • Познакомить детей с разными видами посуды.
  • Научить детей отличать посуду по мере ее использования в быту.
  • Учить определять материал, из которого сделана эта посуда.
  • Развивать у детей внимание, мышление, речь, интерес к познанию.
  • Воспитывать бережное отношение к посуде, чувство взаимопомощи другим.

Оборудование: различные виды кухонной, чайной, столовой, одноразовой, кофейной посуды, план супермаркета, грамзапись.

1. Звучит грамзапись

Внимание! Внимание! Сегодня открывается новый большой магазин-супермаркет. В ассортименте различная посуда. Заходите, посмотрите, купите то, что вам понравится!

Воспитатель сообщает детям:

- Ребята, нас пригласили в большой магазин, где продают различную посуду. Мы пойдем туда?

(воспитатель с детьми заходят в группу, подходят к плану супермаркета)

- Это план супермаркета. Но супермаркет так торопились открыть, что даже не успели доделать этот план. Посмотрев на этот план, вам понятно, какая посуда продается в этом магазине?

- И все остальные люди, которые придут в этот магазин тоже ничего не поймут. По этому плану только видно, что в супермаркете несколько отделов. Но, ни у одного отдела нет своего обозначения или символа. Может быть, ребята мы поможем сотрудникам этого супермаркета придумать символы или обозначения каждому отделу, т.е. поможем доделать план. Чтобы это сделать, нам надо пройтись по всем отделам супермаркета, и посмотреть какая посуда там продается.

2. Воспитатель читает небольшое стихотворение

У Катюши день рождения
Значит, будет чай с вареньем
Катя чашки достает
Чайник важно нос дерет.

Вопросы к детям:

- А если к вам придут домой гости, чем вы их будете угощать?

- Но для того чтобы попить чай нужна специальная посуда. Какая?

- Чашки, чайник, блюдца, сахарница, чайные ложки и т.п.

- Давайте посмотрим есть ли в этом супермаркете отдел стакой посудой, из которой пьют чай.

Педагог с детьми разговаривают о чайной посуде:

- Ребята, назовите, какая посуда продается в этом отделе?

(дети перечисляют посуду, которая стоит на столе)

- Для чего людям нужна эта посуда?

- Мы попали в тот отдел, какой хотели?

- Как вы думаете, как люди одним словом называют эту посуду?

- Значит это отдел чайной посуды.

- Из какого материала сделана эта посуда?

- А если уронить эту чашку на пол или блюдце, что может с ними случиться?

- Они сломаются, разобьются.

- Как нужно обращаться с этой посудой?

(воспитатель просит детей повторить еще раз, как одним словом можно назвать эту посуду)

3. Педагог с детьми подходят ко второму столу (кофейная посуда)

Сравнивают чайную посуду с посудой, которая лежит на столе:

- Какая посуда продается в этом отделе?

- Кофейник, молочник, кофейные чашки, кофейные блюдца.

- Для чего людям нужна эта посуда?

- Если люди из этой посуды пьют кофе, то как одним словом можно назвать эту посуду?

- А чем кофейная посуда отличается от чайной? А из какого материала сделана эта посуда?

Делается вывод, что эта посуда тоже может биться и подводит детей к тому, как нужно обращаться с чайной и кофейной посудой. Воспитатель просит еще раз повторить детей, как одним словом называется эта посуда и подводит детей к тому, что этот отдел называется кофейная посуда.

4. Педагог загадывает загадку

Ходит в белом колпаке
С поварешкою в руке
Он готовит нам обед:
Кашу, щи и винегрет (повар)

Воспитатель просит детей вспомнить жизненный опыт:

- Ребята, в загадке сказано, что повар готовит еду. А какую посуду люди используют, для того, чтобы приготовить еду?

- Кастрюли, сковородки, поварешки, чайники и т.п.

- Давайте посмотрим, есть ли в этом супермаркете отдел с такой посудой?

(дети с воспитателем рассматривают посуду из кухонного отдела).

Воспитатель обращается к детям:

- Вы сказали, что эта посуда нужна детям для того, чтобы в ней готовить. А в каком месте дома она должна находиться?

- А из какого материала сделана эта посуда?

Эксперимент: воспитатель обращает внимание детей на простой кусок железа, который лежит в воде.

Вы сказали, что кухонная посуда сделана из железа, и я вам показываю кусок железа. Они одинаковые? (нет) Почему? (потому что тот кусок, который лежит у меня в воде покрыт ржавчиной, а посуда сделана из красивого материала)

- Ребята! Если бы посуда была сделана из такого материала и ее постоянно мыли, то она может покрыться такой ржавчиной, поэтому люди придумали покрывать такую посуду цветной эмалью. И поэтому такую посуду еще называют эмалированной.

5. Педагог загадывает детям загадки

- Для чего людям ложки?

- Ими люди едят пищу.

- Чем еще едят люди? Из чего едят люди?

- Тарелки это тоже необходимая посуда для человека.

- Может быть, в этом супермаркете продают и такую посуду.

Воспитатель просит перечислить посуду, которая продается в этом отделе, сообщает детям, что такую посуду называют столовой. Ребята с помощью воспитателя сравниваю тарелки для супа и для вторых блюд.

- Чем отличаются эти тарелки? Для чего предназначается каждая из них? Из какого материала сделана столовая посуда? (фарфора)

Воспитатель подводит детей к тому, что эта посуда тоже может биться, ломаться, т.е. она хрупкая, и с ней надо очень бережно обращаться. Давайте скажем, как можно назвать этот отдел?

6. Педагог сообщает детям, что остался еще один не пройденный отдел в этом супермаркете

- Что продается в этом отделе?

- А из какого материала сделана эта посуда? (пластика)

- Когда люди используют эту посуду?

- В этой посуде нельзя разогревать пищу на огне. Почему?

Эксперимент: Воспитатель над огнем нагревает пластиковую посуду.

- Что с ней происходит?

Сжимает стаканчик в руках, мнет его, ломает.

- Сейчас, что с ним происходит?

Дети, с помощью воспитателя размещают символы, обозначения на плане супермаркета.

- Ребята, мы обошли все отдел. Давайте вернемся к плану супермаркета. Вот у меня здесь приготовлены символы, обозначения посуды. Нам надо правильно перенести эти обозначения на план.

7. Итог занятия

Вот теперь по этому плану видно, какие в супермаркете есть посудные отделы. Люди придут, посмотрят на эти обозначения и сразу поймут, что здесь продается:

  • чайная посуда
  • кухонная посуда
  • столовая посуда
  • кофейная посуда
  • одноразовая посуда.

Ребята, мы с вами уже долго ходим по супермаркету, но, как и во всех магазинах, в этом супермаркете тоже есть обед, поэтому давайте поторопимся уйти из этого магазина, т.к. он уже закрывается на обед.

Читайте также: