Роль народных художественных промыслов в современной жизни 5 класс изо конспект

Обновлено: 06.07.2024

В рамках урока раскрыта история возникновения, развитие и особенности таких современных народных промыслов как Павлово-Посадские платки, тульский пряники, финифть, филигрань(скань).

Цель: сформировать умение ориентироваться в современных художественных промыслах России

  • узнать историю развития художественных промыслов Павлово- Посадского платка, тульского пряника, ростовской финифти, филиграни;
  • особенностей современных художественных промыслов.

Узнаем о роли и месте народных промыслов в современной жизни.

Научимся различать и называть произведения центров народных промыслов.

Сможем выполнить эскиз Павлово-Посадского платка.

Глоссарий по теме урока:

Традиция– элементы культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенном обществе в течение длительного времени.

Русские народные промыслы — форма народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются русские традиции, зародившиеся много веков назад.

Финифть– это художественное произведение, написанное в технике миниатюрной живописи по эмали.

Филигрань — символ изящества и мастерства. Затейливо переплетенные нити из драгоценных металлов обретают форму в руках мастера.

Обязательная литература:

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал

Промысел и промыслы – это особая деятельность, которая на Руси соединяла изготовление предметов быта с высокохудожественными способами их изготовления и украшения. В изделиях народного промысла нашло отражение исторических, духовных и культурных традиций русского народа.

Сегодня вековые традиции народных промыслов совершенствуются, используя уникальные технологии и новые материалы.

В 1795 году в селе Павлово (сегодня это Павловский Посад) Иван Лабзин основал текстильную фабрику по производству тканых платков.

Вначале в качестве фона использовали только три основных цвета - чёрный, свекольный и неотбеленный лён. Позже в качестве основного фона стали использовать голубой, розовый, зеленый, коричневый цвета. Стиль и образ Павлово-Посадского платка с его колоритной цветочной росписью окончательно сложился в конце XIX века.

Позже платки стали расписывать пионами, тюльпанами, лилиями, георгинами, а потом появились и скоромные полевые цветы ромашки, колокольчики, васильки, незабудки.

Изделия Павлово-Посадской мануфактуры отличались художественным стилем и непревзойдённым качеством и были отмечены наградами на международных выставках.

Современные художники создают новые уникальные узоры и работают над сохранением и воссозданием старых рисунков. Быстро меняется мода, но Павлово – Посадские платки остаются в центре внимания прекрасного пола вот уже две сотни лет. Известные модельеры используют изысканные цветочные мотивы в создании современных костюмов и платьев.

Благодаря российским мастерам, Павлово-Посадский платок известен и любим во всем мире, и является визитной карточкой России.

Тульский печатный пряник

Тульскому прянику уже около трех сотен лет, первые сведения о нём упоминается в документах 1685 года.

По форме пряники бывают печатные, вырезные, лепные или архангельские козули. Лепные пряники в виде звездочек, фигурок зверей и птиц лепили из теста вручную. Для изготовления печатных пряников использовали специальные деревянные формовочные доски. Так получались пряники, с разнообразными рисунками, сюжетными сценками, витиеватыми надписями. Формовочные или пряничные доски вырезались из ствола березы или груши, их толщина составляла примерно около 5 см, их очень долго сушили (до 20-ти лет), края заделывали смолой или воском, и только потом наносилась резьба.

Пряничные доски делили на пять видов: фигурная, штучная, наборная, почётная, городская. Фигурная доска имела прямоугольную форму разного размера, на лицевой стороне было изображение животных, рыб или птиц. При помощи штучной пряничной доски в основном изготавливали пряники для простых людей, имеющие различные орнаменты. Наборная доска применялась для выпекания сразу нескольких небольших пряников. Тематика была разнообразной. Чтобы испечь пряник большого размера, весом около 10 килограмм использовали почётную пряничную доску. На городской пряничной доске была резная надпись о названии города.

В экспозиции Тульского краеведческого музея выставлены резные деревянные доски для печатных пряников, на которых нанесены инициалы известных в свое время тульских мастеров-прянишников: СК – Семен Кузьмич, Щ – Щукин, РГ – Роман Гречихин, ТГ – Тула, Гусев.

Финифть в современном понимании – это художественное произведение, написанное в технике миниатюрной живописи по эмали.

Вначале искусство финифти знали только мастера Киева и Москвы. В XVII веке промысел освоили мастера из Вологодской области города Усолье (сегодня — Сольвычегодск). Усольские (вологодские) художники создали свой собственный уникальный стиль. Они на белом фоне изображали райских птиц, зверей, растительные узоры, мифологические сюжеты. Одним из самых популярных было изображение птицы Сирин.

Мастерство эмальеров города Ростова во многом определили популярность промысла. Ростов Великий в те годы слыл духовным центром страны. Небольшие финифтевые иконки стоили недорого и массово продавались в церковных лавках. Паломники из разных уголков России стремились приехать в ростовские старинные церкви и монастыри, чтобы увезти с собой памятную иконку.

После революции 1917 года на ростовских эмалях появились изображения героических побед Гражданской войны и трудовые подвиги. Цветочные орнаменты уступили место пятиконечной звезде, колосьям с серпом и молотом, лозунгам нового советского государства.

После войны мастера ростовской финифти объединились в артели и расписывали в основном ювелирные изделия. В 1960-е годы появились финифти с изображением известных современников, например космонавта Юрия Гагарина.

Ростов и сегодня является центром промысла финифти. Творческие объединения эмальеров и фабрики выпускают иконы, ювелирные изделия, предметы быта и декора с видами Ростова. Многие мастера, как и прежде, вручную расписывают изделия, сохраняя традиции известных династий. Сегодня финифть это не только дорогое украшение, но и предмет декоративного выставочного искусства.

Часто возникает вопрос: чем же скань отличается от филиграни?

Эту технику ювелирного искусства была изобретена в древнем Египте. В VI–IV веках до нашей эры филигрань была главным ювелирным искусством. Торговыми путями с Востока филигрань в IX веке попала на Русскую землю и прижилась в Киевской Руси.

Тонкая проволока из меди или серебра, свитая или скрученная служат основой для создания филигранных изделий.

Процесс этот очень сложный. Мельчайшие отрезки витой проволоки собирают в рисунок будущего изделия на металлической основе специальными инструментами. Далее его посыпают измельченным в порошок сплавом и нагревают до определённой температуры для скрепления элементов.

Скань может быть ажурной напайной или объёмной.

Объемная филигрань – это целые скульптурные композиции. Талантливые ювелиры создают из металлического кружева уникальные шкатулки и вазы, фигурные подсвечники, разнообразные предметы интерьера и декора.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1.Название задания. Цветы на Павлово-Посадском платке.

Текст задания. Какие цветы чаще всего изображены на Павлово – Посадских платках?

Выберите правильные ответы:

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

2.Название задания. Пряничные доски.

Текст задания. Установите соответствие между изображением пряничных досок и их названием.

Тема урока: Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

Тип урока : урок обобщения и систематизации знаний.

Метод обучения : наглядный, практический, контроль.

Форма учебной работы учащихся : фронтальная, индивидуальная, групповая работа.

Тема раздела : Связь времен в народном искусстве.

Учебник: Н.А. Горяева, О.В. Островская. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека 5 класс. Издательство Просвещение, 2007.

Предметные: Осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

применять установленные правила в решении задачи.

осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

проявлять активность для решения познавательных задач.

Личностные: Уважительное отношение к культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, края.

Вид средств ИКТ, используемых на уроке: компьютер, проектор, альбом для рисования, карандаши, акварельные краски, кисти, гелиевые ручки, фломастеры. Музыкальное сопровождение – русские народные песни.

Методическое назначение средств ИКТ: обучающее, демонстрационное при обобщении ранее изученного материала.

Планируемый результат (для учителя):

Планируемый результат (для учащихся):

Предметные: расширят представление о декоративно-прикладном искусстве; познакомятся с художественным языком декоративно-прикладного искусства в изделиях народных промыслов; научатся выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов; выполнять декоративную композицию и подбирать цвет, художественный материал в зависимости от замысла.

Метапредметные: регулятивные - научатся принимать и сохранять учебную задачу, определять в диалоге с учителем успешность выполнения задания; познавательные - научатся находить необходимую информацию в учебнике и другой дополнительной литературе, наблюдать, анализировать, делать выводы; различать и называть произведении я ведущих центров народных художественных промыслов; объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях; коммуникативные - научатся рассуждать, формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, участвовать в работе творческих групп, слушать одноклассников, учителя; вести познавательный диалог по теме урока.

Личностные: смогут развить свой собственный опыт, экспериментируя с вариациями по составлению композиции с учётом заданной формы; имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; научатся объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов.

  1. Организационный момент
  2. Вступительная беседа
  3. Объяснение темы урока
  4. Постановка художественной задачи
  5. Практическая работа. Выполнение творческого задания
  6. Актуализация знаний. Рефлексия
  7. Подведение итогов. Анализ и оценка работ учащихся.

Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку.

Приглашение учеников к участию в игре.

Начнем скорей урок.

2. Вступительная беседа. Проблемное изложение, выход на тему урока

Учитель . Ребята, посмотрите на доску. Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Учащиеся озвучивают свои ответы)

Попробуйте перечислить все известные вам наименования промыслов (Гжель, Городецкая роспись, Хохлома, Жостово, Щепа и др.)

Учитель. Рассмотрите разную посуду на столе. Чем отличаются предметы друг от друга? (наличием росписи; для красоты, чтобы русские народные промыслы нашли свое применение и в современной жизни)

Учитель. А чем же можно украсить предметы народного быта? Для чего? ( Учащиеся озвучивают свои ответы).

3. Объяснение темы урока

Древние ремесла расцветают благодаря труду и творчеству новых мастеров, а секреты старых мастеров бережно хранятся, передаются из поколения в поколение.

На Руси издавна существовали географические центры народных промыслов – места, где сложился и развивается определенный вид декоративно-прикладного искусства, где народные мастера создают изумительные по красоте и оригинальности предметы.

Учитель . Ребята, перед тем, как приступить к практической части игры, нужно проверить и закрепить свои знания, в этом нам поможет тест. Попрошу для этого воспользоваться чистым листом бумаги и ручкой. Для того, чтобы определить наименования творческих мастерских, необходимо выполнить теоретические задания №1-3. На каждое задание отводится по 1 минуте. Ответы записывайте в столбик на наших листах бумаги.

Тестовые задания для закрепления знаний.

Вопросы для творческой группы № 1 (Жостово)

1.Самый первый прием в жостовской росписи.

а) замалевок б) зарисовка в) набросок г) рисунок

2.Основной мотив декоративной росписи Жостова.

а) пупавка б) букет в) кудрина г) венок

3.Как назывался древнерусский глиняный сосуд 10-12 вв. с округлым туловом и двумя ручками?

а) кастрюля б) казан в) корчага г) котел

Вопросы для творческой группы № 2 (Гжель)

1.Гжельское изделие с округлым туловом и узкой шейкой

а) кувшин б) скопкарь в) кумган г) братина

2.Название гжельского сосуда, имеющего круглое тулово с отверстием посередине.

а) кувшин б) кумган в) квасник г) чайник

3.Как называется село, где в конце 18 в. возник художественный промысел, для которого характерна миниатюрная живопись маслом на лаковых изделиях из папье-маше?

а) Хохлома б) Федоскино в) Палех г) Мстера

Вопросы для творческой группы № 3 (Хохлома)

1.Название хохломского узора

а) пупавки б) букеты в) кудрина г) мальва

2. Назовите российский город, известный с конца 19в своей расписной деревянной посудой?

а) Сергиев Посад б) Палех в) Хохлома г) Хотьково

3. Завершающий прием в городецкой росписи, который выполняется белой и черной красками

а) пупавка б) замалевок в) букет г) оживка

Учитель . Ребята, время вышло. Итак, слово творческой группе №1. Остальные слушают ответ, либо соглашаясь с ним, либо высказывая иную точку зрения.

Учитель. Молодцы. Сейчас я подойду к каждой группе с жетоном, на каждом из которых изображена цифра. Пожалуйста, выберите жетон с понравившейся цифрой.

Учитель. Спасибо. Выбор вами сделан. Итак, цифры 1, 2, 3 – это номера только что выполненных тестовых заданий. Каждая группа будет названа в соответствии с одним из ранее выполненным заданием (№1-3), т.е. номером выбранного жетона.

Учитель. Следующее задание - это отгадывание кроссворда. Ваша задача – отгадать как можно больше слов (правильно) их и записать в соответствующую таблицу.

Учитель. Следующие задания связаны с отгадкой конкретных росписей. Ваша задача – отгадать их и записать в соответствующую таблицу на листе бумаги. Внимание на доску.

Учитель. Чем отличаются предметы друг от друга? Какая гамма, декор, форма присуща каждому видам росписей?

Разминка для глаз

Глазки видят все вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано -
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

4. Постановка художественной задачи

Теперь, когда деятельность творческих мастерских в самом разгаре, мы переходим к выполнению практического задания. Каждой мастерской необходимо выполнить творческую работу и доказать жизненную силу народных промыслов в современном мире на примере разработки эскизов изделий, которые вам предстоит расписать в стиле выбранного вашей группой промысла.

  1. Практическая работа. Выполнение творческого задания

Выполнение творческого задания. Звучат русские народные песни.

В ходе самостоятельной работы учащихся педагог наблюдает, советует, отвечает на вопросы, помогает затрудняющимся в выполнении задания.

Ребята, наш урок подходит к концу.

Какие художественные промыслы вам больше всего запомнились? Каковы характерные особенности?

В чем актуальность художественных промыслов в современной жизни?

7. Подведение итогов. Анализ и оценка работ учащихся. Запись домашнего задания

- Посмотрите на выполненные творческие работы - эскизы изделий, украшенных росписью определенного вида народных промыслов.

-Какая работа произвела на вас особое впечатление?

- Можно ли сказать, что народные художественные промыслы – это ветви единого дерева, поднявшегося на русской почве. Надо ли нам его беречь?

Запишите домашнее задание. Нарисовать фрагмент настольной игры, украсив его элементами росписи художественных промыслов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок по изобраительному искусству 5 класс

Цель урока: создать условия для определения роли и места народных промыслов в современной жизни

Задачи урока:

Предметные: обобщить и углубить знания учащихся о народных промыслах, полученные в курсе изучения изобразительного искусства.

Личностные: развивать творческий вкус, создать атмосферу для творческих заданий.

Метапредметные: осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Материалы и оборудование:

ТСО: компьютеры, мультимедиа – проектор, экран;

4) гуашь, кисти,трафареты изделий

Ход урока:

1.Организационный момент (2мин.): приветствие . Оптимистический настрой детей на работу. Здравствуйте, дети! В нашем классе сегодня – светло и весело. А весело от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Давайте будем чаще улыбаться друг другу и дарить свою радость окружающим.

1.Повторение изученного

Внимание на экран

Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старину не вспоминаем,
Забываем мы о ней.

Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину

Велика Россия наша, И талантлив наш народ, О Руси родной умельцах На весь мир молва идет.

Ей не налюбуются.

И в Париже, и в Нью-Йорке

Любовались гости чудом,

В нижегородском крае

Столько радости для глаз,

Она приносит людям!

Ребята вы прослушали эпиграф к нашему сегодняшнему уроку. Как вы думаете о чем сегодня мы с вами будем говорить на уроке?

Давайте сформулируем тему нашего урока (Роль народных промыслов в современной жизни)

Поставим цели и задачи урока.

(Повторение и закрепление пройденного)

Вопросы: Чем отличаются предметы друг от друга?

( в первом случае предметы скучные, а во втором предметы расписные, красивые)

-А чем же можно украсить предметы быта? Для чего?

(росписью, для красоты, чтобы русские народные промыслы нашли свое применение и в современной жизни)

Наше национальное декоративно-прикладное искусство славится своими традициями, промыслами.

Давайте с вами вспомним о чем мы с вами узнали на предыдущем уроке и ответим на вопросы.

1.Что такое НДПИ?

2.Какие виды НДПИ Нижегородской области вы изучили.

3.Что такое орнамент?

Учитель п оказывает выставку с предметами НДПИ .

Посмотрите! Эти вещи нынче

В гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России

Мир преданий и добра

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо – люди – мастера!

Ребята сегодня не случайно выставлены в классе произведения народного творчества. На сегодняшнем занятии мы закрепим знания о народных ремеслах которые мы изучили и обобщим наши представления о народных традициях украшать свой быт и дарить радость другим людям

Давайте вспомним домашнее задание.

Д/з Составить композицию хохломской росписи. Работа с компьютером.

Ну а сейчас проверим свои знания .

На каждую парту выдается тест .Работа в парах. (работа по тесту)-5 мин.

Тест по ИЗО «Народные промыслы Нижегородской области 1. Что общего в промыслах?

Роспись по дереву, промыслы Нижегородского края 2.Основа Городецкого цветка
А. Круг Б. Овал В. Завиток

3.Родина Хохломы

А. Нижегородская область
Б. Кировская область
В. Московская область

4.Традиционные цвета городецкой росписи.
А. белый, голубой, синий
Б. желтый, голубой, синий, розовый, красный, зеленый.
В. золотой, красный, чёрный

5.Из какого материала делают эту красоту мастера?

А.металла Б.дерева В.глины

6. В каком виде промысла используются 4 цвета

А. Хохлома Б.Гжель В.Городец

7.Соотнеси виды росписи при помощи стрелок

Городец

Городец

Городец

Городец

Офтальмологическая разминка

Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

В современной жизни, люди стремятся сохранить прошлое. Древние ремесла расцветают благодаря труду и творчеству новых мастеров, а секреты старых мастеров бережно хранятся, передаются из поколения в поколение – ниточка, связывающая нас с далекими предками, не рвется.

Наше национальное декоративно-прикладное искусство славится своими традициями, промыслами.

На Руси издавна существовали географические центры народных промыслов – места, где сложился и развивается определенный вид декоративно-прикладного искусства, где народные мастера создают изумительные по красоте и оригинальности предметы. Посмотрите на карту, на ней отмечены центры НДП Нижегородского края.

Стоит студеная зима,

Снежинки крутит буйный ветер,

Напоминает нам о лете.

Грустят деревья и дома,

Но сохраняет хохлома

В ромашках, в ложках,

в плошках – Радость!

Ладья – цветущий хвост, корма.

Нос - петушиная головка.

Плывет по лету Хохлома,

Бочонок солнечен весьма,

На нем цветы и земляника.

В тарелочках не полутьма.

Не сумрак в вазах и солонках,

Родную, милую сторонку.

Зимний вечер бесконечен: за окошком стужа, лёд, воет ветер, снег идёт.

На краю села избушка, там, до утренней зари не погаснет свет свечи!

Расцветут в избушке розы, чудо-птица прилетит, конь копытом застучит.

Не колдун творит у печки, не волшебник там живёт, а мастеровой народ.

Доски, прялки и посуда, деревянный сундучок, Городцу везде почёт!

На домах и на воротах распускаются цветы!

Городецкие узоры не завянут от зимы!

Сегодня у нас работают художественные мастерские, которые будут представлять центры народных промыслов. Перед тем как приступить к практической работе мы с вами определим, кто будет представлять тот или иной промысел. Из сундучка учащиеся по очереди достают трафареты изделий хохломской и городецкой росписей, определяя этим, в какой мастерской он будет работать.

П рактическая работа.

Мастера представьте, пожалуйста, центр народного промысла, роспись которого вы будете выполнять.

Приступаем к работе (во время работы звучит музыка)

Подведение итогов урока. Заполнение таблицы.

Рабочий день наших мастерских подходит к концу. Мастера представьте свои работы (показ работ учащихся)

Мы познакомились лишь с малой частью великого культурного наследия, которое оставили нам предки. Произведения, созданные нашим народом, хранятся в музеях, показываются на выставках, служат образцами на производствах традиционных промыслов и продолжают делать нашу жизнь ярче и красивее.

Дети оценивают свою работу в цвете и прикрепляют свои итоги (разноцветные кружки ) к нарисованной ветке смородины .

Учитель: Ребята, посмотрите, какой цвет преобладает на нашей ветке смородины?

Дети самостоятельно определяют цвет. Если преобладает красный ,это значит дети усвоили материал, и им понравился урок.

Учитель: А ваши работы украсят нашу выставку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект обобщающего урока ИЗО в 5 классе содержит работу в группе и творческое сотрудничество. Даёт возможность повторить и применить на практике изученное о народных промыслах.

Урок № 17 ИЗО 5 класс_____________________

Тема Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы).

Цели : обобщить изученное во 2 четверти о народных промыслах, выяснить их значение в современной жизни; развивать творческие способности учащихся; воспитывать толерантность и патриотизм.

Знать названия народных промыслов, отличать их, уметь выполнять элементы росписи.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: формировать собственное мнение, формировать интерес к истокам народной культуры.

Регулятивные: адекватно использовать речь.

Личностные результаты: отношение к труду и культуре своего народа.

Открытие темы и определение целей. Мотивация деятельности.

На доске картинки с разными предметами быта.

Чем отличаются предметы друг от друга?( в первом случае предметы скучные, а во втором предметы расписные, красивые)

-А чем же можно украсить предметы народного быта? Для чего?

(росписью, для красоты, чтобы русские народные промыслы нашли свое применение и в современной жизни)

В современной жизни, люди упрямо стремятся сохранить прошлое. Древние ремесла расцветают благодаря труду и творчеству новых мастеров, а секреты старых мастеров бережно хранятся, передаются из поколения в поколение – ниточка, связывающая нас с далекими предками, не рвется.

Наше национальное декоративно-прикладное искусство славится своими традициями, промыслами. Так давайте теперь сформулируем тему нашего урока (Роль народных промыслов в современной жизни)

Каковы же цели нашего урока? Поставим их перед собой и в конце урока посмотрим: удалось ли нам их добиться.

Актуализация опорных знаний(повторение).

На Руси издавна существовали географические центры народных промыслов – места, где сложился и развивается определенный вид декоративно-прикладного искусства, где народные мастера создают изумительные по красоте и оригинальности предметы. Что вы знаете о декоративных народных промыслах? (ответы)

Отгадайте, о каких промыслах идёт речь:

Есть в России уголок,
Где из труб идет дымок,
Знаменита деревушка
Яркой глиняной игрушкой:
Свистульками звонкими
С голосами тонкими,
Пестрыми фигурками.
Кошечками Мурками,
Расписными петухами,
Курицами, индюками,
Змейки, ленточки и точки.
Клетки, кольца, завиточки,
Веселит, ласкает взор
Пестрый Дымковый узор.

Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрешка)

В синих купавках,

В красных бутонах,

Крупных и мелких

Из города ….(Городец).

Посуда не простая,
А точно – золотая!
С яркими узорчиками
Ягодками и листочками.
Называется она-
Золотая Хохлома.

Синие птицы по белому небу,
Море цветов голубых!
Кувшины и кружки – быль или небыль?
Изделия рук золотых!
Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и терпение –
Русская звонкая Гжель!

Работа над темой.

Работа в группах.

Каждая группа получает картинку. Надо определить вид промысла, вспомнить его особенности и рассказать о нём так, чтоб другие группы могли узнать, о каком промысле идёт речь.

1гр. Городец 2гр. Гжель 3гр. Хохлома.

Творческая практическая работа.

Каждая группа получает шаблоны. Необходимо расписать их в одной их техник и создать коллаж их этих рисунков.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-обобщение изученного материала по теме "Роль народных промыслов в современной жизни".Учащиеся в игровой форме повторяют особенности хохломской, городецкой,гжелевой и жостовской росписей.На практической части урока ,работая в группах ,учащиеся создают свои проекты - сувениры ,расписанные указанными видами росписей.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний о народный промыслах

образовательные: систематизация знаний о народных промыслах, формирование навыков умения выявлять особенности каждого вида ДПИ, сравнивать, делать выводы.

развивающие: содействовать развитию творческой фантазии, познавательной активности и художественного вкуса, развивать творческое воображение.

воспитывающие: воспитывать любовь к Родине, русским народным традициям её истории и национальной культуре, прививать любовь к природе.

здоровьесберегающие: повышение работоспособности учащихся путём физической (динамической ) паузы , работа по профилактике здоровья органов зрения.

Задачи:

1) повторить все виды народного творчества, с которыми познакомились на предыдущих уроках;

2) выявить особенности каждого изученного вида народного промысла, провести сравнительный анализ и заполнить таблицу;

3) развивать графические умения и навыки, творческое воображение;

4) расширить представления детей о современных видах ДПИ.

Результаты обучения:

Личностные: осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества, развивать фантазию, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений мастеров и работ учащихся.

Метапредметные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу и оценивать ее результаты, анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.

Оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор, экран, бумага, краски, кисти, баночка для воды, палитра.

Оформление класса: Класс оформлен детскими рисунками, экспонатами изделий народных промыслов, на доске большое панно “Ярмарка”, составленное из рисунков учащихся.

На столах раздаточный материал с элементами росписей художественных промыслов Городца, Гжели, Хохломы, Жостова, таблички с названиями народных промыслов.

Литературный ряд: книги о народных промыслах России.

Музыкальный ряд: русские народные песни, сопровождение презентации.

Используемые методы и технологии: метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности, метод сравнений (ассоциации).

Педагогические технологии: личностно-ориентированные, объяснительно - иллюстративные, проблемное обучение, игровые технологии, ИКТ.

Неменский Б.М., Неменская Л.А., Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б.М. Неменского.-М.: Просвещение, 2009.

Горяева Н.А., Островская О.В. Изобразительное искусство. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. 5 класс. – М.: Просвещение, 2012.

Введение в урок. Подготовка учащихся к активному восприятию материала урока.

Постановка учебных задач. Повторение пройденного материала.

Подготовка к творческой работе. (Динамическая пауза)

Представление творческих работ.

Итоги урока и домашнее задание.

1.Мотивация учащихся. Актуализация знаний.

Учитель: Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

Как много улыбок засветилось. Спасибо!

А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Урок я хочу начать со стихотворения:

Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старину не вспоминаем,

Забываем мы о ней.

Хоть и более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину.

- Сделайте вывод. Что значит для нашего урока это стихотворение?

- Перед вами интересные и разные предметы. Все они сделаны руками настоящих мастеров, украшены сказочными цветами, птицами.

- Как думаете, какова тема урока? (Что объединяет карточки с рисунками и карточки с названиями промыслов? Каким общим словом можно назвать эти рисунки?)

2. Постановка учебных задач. Повторение пройденного материала.

Перед вами лежат картинки с изображением различных видов народного творчества и картинки с их названиями.

Приложение 2. Работая в парах, найдите соответствие.

- Какова главная цель урока?

Ученик: вспомнить виды и особенности народных промыслов, с которыми познакомились на предыдущих занятиях.

- Какова задача урока? (-Какие задачи нужно решить мастеру для создания художественного образа? )

Ученик: У каждого вида росписи есть свои отличительные признаки, следовательно, задача урока состоит в том, чтобы, вспомнить особенности каждого вида росписи.

Учитель: Давайте вспомним особенности каждой росписи и занесем их в таблицу.

Читайте также: