Растительные мотивы в изобразительном искусстве 7 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Сформировать представление о тематической (сюжетной) картине, ее видах, процессе создания картины.

Подвести учащихся к пониманию особенностей жанра через повторение и обобщение.

Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.

Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность.

Оборудование и материалы:

Художественные материалы для практической работы.

Беседа о понятии жанра с проверкой и закреплением знании учащихся.

Ознакомительная беседа о тематической картине, ее видах, процессе работы над тематической картиной с демонстрацией иллюстраций и с проверкой и закреплением знании учащихся.

Постановка художественной задачи.

Подведение итогов и анализ работ.

- На предыдущих уроках речь шла о роли изобразительного искусства в жизни человека и о том, что главной темой в искусстве является Человек. Искусство главным образом говорит о человеке, о его достижениях, мыслях, о его жизни. Изобразительное искусство говорит об этом на своем особом языке.

Художники пишут разные картины. Мы знаем, что картина – это взгляд художника на мир. На одних мы видим природу, на других – людей, третьи рассказывают о самых повседневных, обыденных вещах. И вот по содержанию картины стали делить на жанры: изображение природы- пейзаж, вещей- натюрморт, человека- портрет, событий жизни- сюжетно-тематическая картина.

В свою очередь каждый из жанров имеет свои подразделения - жанровые разновидности. Так, пейзаж может быть сельский, городской, индустриальный. А художники, изображающие море, называются маринистами. В жанре портрета тоже есть разновидности – портрет парадный, интимный, групповой. Жанровые разновидности сюжетно-тематической картины – историческая, батальная, бытовая картины.

Исторический – ему принадлежит особое место. Этот жанр включает произведения на тему большого общественного звучания, отражающие значительные для истории события.

Однако не обязательно произведение должно быть посвящено минувшему: это могут быть какие-либо важные события наших дней, имеющие большое историческое значение.

(Такими картинами могут считаться произведения художников 60-70-х годов, посвященные покорению космоса.)

Батальный жанр (от франц. bataille – битва) – посвящен темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни. Он может быть составной частью исторического и мифологического жанра, а также изображать современную жизнь армии и флота.

Бытовой жанр – изображение повседневной жизни.

- Понятие бытового жанра формируется в европейском искусстве нового времени. Его родиной считается Голландия XVII века. В наше время это один из наиболее распространенных жанров изобразительного искусства, хотя еще в первой половине XIX века, он считался низшим, недостойным внимания художника. Часто произведения на бытовые сюжеты называют жанровыми, или относящимися к жанровой живописи.

У меня представлены картины - Каков сюжет представленных живописных работ?

Давайте вспомним, что же такое сюжет?

Сюжет - это определённое событие, ситуация, изображенные в произведении и часто обозначаемые в его названии. Сюжет представляет собой конкретное, детальное, образно-повествовательное раскрытие идеи произведения.

А все то, что изображено на картине –это Содержание.

И мы можем сказать, что тематическая или как называем иногда сюжетная картина является выражением идейных представлений художника, как обобщенный образ его наблюдений и размышлений о жизни.

Урок больше теоретический и, чтобы оценить ваши знания , выполним несколько заданий из рабочего листа:№ 1,2,3. При выполнении 3-го задания вы используете наглядный материал представленный в кабинете .

И если мы рассмотрим большинство тематических картин, то можем увидеть какая колоссальная работа была выполнена художником.

Как вы думаете, какой процесс, какие виды работ или деятельности выполняет художник при создании картины?

Этапы создания картины:

замысел и его зарисовка – эскиз – поиск композиционного решения картины;

рисунки, зарисовки и этюды - сбор зрительного материала и зарисовка необходимых деталей (из книг, альбомов): костюмов, предметной и архитектурной среды, соответствующей теме;

развитие композиции и продолжение работы над эскизами -композиционные поисковые эскизы(размещение на плоскости листа центральных действующих лиц, передача движения, поз , действия)

процесс творческого живописного исполнения произведения.

Рассмотрим на примерах 2 картин процесс работы художника.

Выполнение задания № 4 в РЛ

Оцените правильность выполненной работы друг у друга, поставьте оценку.

Легко ли создать картину?

Почему? Приведите примеры.

Домашнее задание : выбор темы сюжетной картины из истории нашей Родины, сбор наглядных материалов.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Презентация Microsoft Office PowerPoint.pptx

Природная среда как источник творческого вдохновения Растительные мотивы в из.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Природная среда как источник творческого вдохновения Растительные мотивы в из.

Природная среда как источник творческого вдохновения Растительные мотивы в изобразительном искусстве

 Александр Афонин И. Шишкин Л.И. Левитан. Одуванчики И.И. Шишкин. Белые цветы

Александр Афонин И. Шишкин Л.И. Левитан. Одуванчики И.И. Шишкин. Белые цветы

Набросок (от французского croque; немецкого - Entwurf; английского - sketch) .

Набросок (от французского croque; немецкого - Entwurf; английского - sketch) Набросок - это быстрый рисунок в общих чертах; разновидность графики (преимущественно), но бывает и в живописи, в скульптуре.

Материалы и инструменты Простой графитный карандаш

Материалы и инструменты Простой графитный карандаш

Этапы работы: Первый этап - необходимо изучить форму и объем изображаемых пре.

Этапы работы: Первый этап - необходимо изучить форму и объем изображаемых предметов, их сходство и различие, при этом необходимо обвести пальцем предметы и сделать несколько быстрых набросков с разных положений и разными материалами. Необходимо соблюдать правильные пропорции соотношения по величине. Второй этап - необходимо выбрать такое положение предмета, которое будет наиболее выгодно. Обратить внимание на то, что предметы кое-где перекрывают друг друга, а так же расположение предметов на листе – композицию. Третий этап - Тонкими линиями обозначаем на листе общие габариты предмета, особенности конструкции предмета. Уточняем пропорциональность частей предмета - соотношение высоты и ширины, целого и частей. Рисуем общий контур предмета одной непрерывной линией - линейный рисунок.

Правила штриховки: 1. Штрих наносим по форме предмета. 2. Штрихуем от тени к.

Правила штриховки: 1. Штрих наносим по форме предмета. 2. Штрихуем от тени к свету. 3. Используем перекрестную штриховку. 4. Нельзя смешивать перекрестную штриховку и растушевку. 5. Делайте короткие штрихи. 6. Чем больше слоев, тем ровнее штриховка.

Рефлексия Я не знал, а теперь знаю. Домашнее задание: 1. Приготовить сухие.

Рефлексия Я не знал, а теперь знаю. Домашнее задание: 1. Приготовить сухие листья. 2. Сделать набросок любого природного объекта.

Выбранный для просмотра документ растительные мотивы.docx

Конспект урока изобразительного искусства в 7 классе

Автор: Чикунова Н.А. учитель ИЗО

Тип урока: комбинированный

Цель : Научиться делать наброски и зарисовки

- Привлечь внимание учащихся к природным объектам.

- Раскрыть значение наброска и зарисовок в работе художника.

- Обучать передаче мгновения, настроения по восприятию, по впечатлению, с натуры в быстром рисунке; контролировать тональное решение работы.

Формирование УУД:

приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура),

развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Метапредметные

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

Зрительный ряд:

Слайды с элементами

I. Организация урока. (3 мин)

1. Приветствие учителя.

Всем, доброго дня!

Вот и прозвенел звонок,

Нужно нам начать урок.

Встаньте прямо, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь.

А теперь садитесь!

– Проверим готовность к уроку.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

Учитель. Ребята, сегодня я просила принести простые карандаши разной твердости, точилку и ластик, а также альбом.

II. Актуализация знаний, формулировка темы. (6 мин.)

Наедине с природой, независимо

От всех философических препон,

Магический я слышу перезвон

Высоких сосен и деревьев лиственных.

Я и природа. Никаких посредников!

И хоть все горы на меня обрушь,

Я не приму назойливых серебреников

За то, чтобы покинуть эту глушь.

Ослепшие становятся здесь зрячими,

Оглохшие здесь обретают слух,

Как будто мы впервые мыслить начали

Вне тесных пут свиданий и разлук.

(слова сопровождаются картинами о природе)

Природа всегда была и будет великим учителем и творческим вдохновителем для любого художника. Художник способен увидеть красивое в самом обычном и передать свои впечатления на рисунке. Но так ли это просто? Конечно нет. Природа изменчива. Она может изменится от дуновения ветра или капель дождя. Лишь художник способен остановить ход времени и зафиксировать на листе определенный момент. Что ему в этом помогает? Умение делать быстрый рисунок - набросок.

Кто то может сказать, над чем мы будем сегодня работать?

Учащиеся. Над наброском.

Учитель. Верно. Создание наброска дело сложное, но и захватывающее, ведь художник становится исследователем - он внимательно изучает натуру.

III. Изучение нового материала. ( 8 мин.)

Материалы и инструменты для работы:

Делать набросок можно любыми графическими материалами (карандашом, углем, сангиной), мы же будем использовать графитный карандаш.

hello_html_591d0a12.jpg

Лучше иметь карандаши разной мягкости - они пригодятся для штриховки.

Шкала маркировки карандашей:

hello_html_m1122735f.jpg

hello_html_m6fdf04b9.jpg

hello_html_m38fdae2f.jpg

IV Новый материал.

Этапы работы над наброском:

Первый этап - необходимо изучить форму и объем изображаемых предметов, их сходство и различие, при этом необходимо обвести пальцем предметы и сделать несколько быстрых набросков с разных положений и разными материалами. Необходимо соблюдать правильные пропорции соотношения по величине.

Второй этап - необходимо выбрать такое положение предмета, которое будет наиболее выгодно. Обратить внимание на то, что предметы кое-где перекрывают друг друга, а так же расположение предметов на листе – композицию.

Третий этап - Тонкими линиями обозначаем на листе общие габариты предмета, особенности конструкции предмета. Уточняем пропорциональность частей предмета - соотношение высоты и ширины, целого и частей. Рисуем общий контур предмета одной непрерывной линией - линейный рисунок.

В работе важно правильно держать карандаш:

hello_html_m317d10f2.jpg

V . Практическая работа.

Ребята, нравиться ли вам ваша работа, чего в ней не хватает?

Учащиеся. Работа как бы не завершена, бледная, не выразительная.

Учитель. Действительно, линейному рисунку не хватает тонального решения и проработки ярких элементов конструкции, их уточнения. Сейчас вам понадобится более мягкий карандаш.

правила штриховки:

1. Штрих наносим по форме предмета.

2. Штрихуем от тени к свету.

3. Используем перекрестную штриховку.

4. Нельзя смешивать перекрестную штриховку и растушевку .

5. Делайте короткие штрихи.

6. Чем больше слоев, тем ровнее штриховка.

hello_html_m35040d1d.jpg

VI . Подведение итогов, презентация работ. (2 мин.)

Учитель. Готовые работы крепим к доске. Оцениваем что получилось, что можно доработать.

VII . Рефлексия.

Учащиеся высказываются, завершая фразу

Я не знал, а теперь знаю.

IIX . Домашнее задание.

1. Приготовить сухие листья.

2. Сделать зарисовку любого природного объекта.

Источники для подготовки к уроку:

1. Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство:7 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций/Е.А. Ермолинская, Е.С., Медкова, Л.Г., Савенкова. - М.:Вентана - Граф, 2017. - 256с.:ил.

Уроки по ИЗО 7 класс и другие полезные материалы для учителя ИЗО, которые вы можете выбрать и скачать бесплатно в этом разделе.


Графика. Силуэт

Уроки


Город сквозь времена и страны. Образ - стилевой язык архитектуры прошлого.

Уроки

Предлагаю конспект урока с презентацией по теме: "Город сквозь времена и страны. Образ - стилевой язык архитектуры прошлого." Учащиеся узнают понятия "архитектура", "стиль";.


Изображение фигуры человека в истории искусства

Уроки

Создать условия для формирования представлений учащихся об изображении человека в графике, живописи, скульптуре; способствовать расширению знаний учащихся о пропорциях и строении.


Конспект урока ИЗО:"Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Текст и изображение как элементы.

Уроки

Цель урока: формирование умения использовать приемы, средства композиции, развитие эстетического вкуса на примере художественных произведений, построенных с учетом композиционных.


Проект " Ее величество- мода"

Уроки

проект к уроку ИЗО


Конспект урока по изобразительному искусству "Царицын-Сталинград-Волгоград""

Уроки


Уроки


Уроки

Интегрированный урок музыки и изо


Конспект урока изобразительного искусства в 7 классе " Конструкция головы человека и её пропорции"

Уроки

Цель урока: познакомить учащихся с закономерностями в конструкции головы человека, пропорциями лица человека, величиной и формой глаз, носа, расположением и формой рта, научить.


Конспект урока для 7 класса по теме "Выполнение иллюстраций к рассказу Б.Ганаго "Прозрение"

Уроки

Урок- восхождение из разряда уроков-образов с использованием технологии критического мышления в соответствии с современными требованиями методики преподавания ИЗО.


Получайте новое первыми











Лицензия на право ведения образовательной деятельности №5251 от 25.08.2017 г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока в 6-м классе: познакомить учащихся с жанром натюрморт, основами композиции и правилами постановки натюрморта.

Задачи урока в 6 –м классе

2) формировать навыки художественного изображения способом аппликации.

3) Формировать навыки грамотного размещения натюрморта на плоскости.

4) Развивать способности к эстетическим переживаниям при знакомстве с произведениями искусства в жанре натюрморт, развивать чувство вкуса при создании композиций из различных предметов.

5)Развивать чувство коллективизма.

6) Развивать творческие способности, формировать навыки художественного изображения способом аппликации.

7)Воспитывать уважительное отношение к одноклассникам.

8) Воспитывать бережное отношение к вещам.

Цель урока в 7 –м классе: познакомить учащихся с бытовым жанром в искусстве разных народов на примере искусства Китая, Японии и Кореи

Задачи урока в 7-м классе:

- раскрыть роль изобразительного искусства в формировании наших представлений о жизни людей разных эпох;

- формировать умение различать произведения древних культур по их стилистическим признакам и традициям поэтики и искусства;

- развивать способности к эстетическим переживаниям при знакомстве с произведениями искусства в бытовом жанре;

- развивать ценностные представления о многообразии и единстве мира;

- формировать навыки в изображении композиции;

- формировать умение изображать выбранные мотивы из жизни разных народов в контексте традиций поэтики их искусства;

- развивать творческие способности

- воспитывать уважение к искусству других народов

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок – восхождение (по Неменскому)

Может ли об этом рассказать изобразительное искусство? Да. Может - слайд №1

Предъявление нового материала

1) Сравнение картин, относящихся к жанру натюрморт и бытовому жанру. Беседа по этим картинам

Не смотря на то, что у этих картин много общего, они относятся к разным жанрам изобразительного искусства. Если на картине изображена обычная сцена из жизни людей, значит эта картина относится к бытовому жанру. Даша, прочитай пожалуйста определение бытового жанра – слайд №4

А , если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу,

Знай, что это – натюрморт.

Таня, прочитай нам, пожалуйста определение натюрморта – слайд №5

Ребята, мы с вами только что убедились в том, что собранные вместе предметы рассказывают нам об атмосфере, в которой живёт человек, о его привычках, характере. Вещи, предметы – это неотъемлемая часть жизни людей. Так и натюрморт когда – то был только составной частью бытовой сцены, а самостоятельным жанром он стал сравнительно недавно. Даша провела небольшое исследование и проследила путь натюрморта от бытовой сцены до самостоятельного жанра.

3) Знакомство с историей развития натюрморта.

Натюрморт: от бытовой сцены до самостоятельного жанра

Слайд №6 Первый этап в развитии натюрморта относится к палеолитическому периоду. Подлинный целый предмет можно встретить уже в бронзовом веке.

Слайд №7 В росписях Древнего Египта предметы всегда изображаются изолированными друг от друга. Впервые вводится мотив цветка, тема срезанных растений.

Слайд №8 В произведениях эгейского искусства появляется соотносительность пропорций. Предметы изображаются в три четверти, скомпонованные группами.

Слайд №10 В Древнем Риме большую популярность приобрело украшение стен. Стены вилл, жилых домов и общественных зданий покрывали росписями и мозаиками, достигая большой достоверности в изображении. Римляне любили изображать пиршества, блюда с плодами, рыбу, растения, птиц, проявляя тонкую наблюдательность, а иногда наделяя предметы символическим смыслом.

Каждая эпоха, каждый народ имели свои излюбленные предметы, свои поводы и причины для их изображения.

Слайд №11 В средневековом искусстве предмет становится атрибутом, а не объектом изображения. Большую роль также продолжает играть орнамент, особенно активно используемый в витражах католических соборов.

Слайд №12 Особенно ярко жанр натюрморта проявился в нидерландской живописи проторенессанса . Он все еще является частью интерьера, но при этом любовь художников к детализации создает удивительные маленькие натюрморты: посуда, рабочий стол, обувь, стоящая на полу. Все это изображается с такой же любовью как и фигуры людей и святых.

Слайд №13 В Италии натюрморт появляется из декорации. В дальнейшем предмет получает своеобразную самостоятельную активность, становится участником действа. Начиная с проторенессанса предметный мир становится все более реалистичным, иногда даже почти осязаемым. Он перестает быть бутафорией, а становится бытом. В 16 веке художники северного Возрождения начинают обнажать предметы, срывать с них покровы (например, кожу с животных).

4) Закрепление прослушенного материала. Задание 6-му классу: восстановить в хронологической последовательности основные этапы развития натюрморта. Учитель выдаёт обучающимся полоски бумаги, на каждой из которых написан один из этапов развития натюрморта. Задача детей расположить эти полоски в соответствии с хронологической последовательностью развития натюрморта. Работа осуществляется в парах.

5) Беседа с 7- м классом. Даша, в то время как ты проводила своё исследование, ты наверное, обратила внимание на то, что интерес к жизни человека был всегда и у разных народов. И в Древнем мире и в Средние века жанровые сцены создавались под воздействием религиозных воззрений, социально-политических процессов. Они были распространены в росписях и рельефах, в разных миниатюрах.

Сегодня ты поближе познакомишься с бытовым жанром в изобразительном искусстве восточных стран. Для этого ознакомься, пожалуйста, со следующей информацией, ответь на вопросы и начинай выполнять задание.

6) Самостоятельная работа 7 класса

7) Проверка выполнения задания в 6-м классе – слайд №16

8) Знакомство учащихся 6 –го класса с основами композиции и правилами постановки натюрморта

Ребята, сейчас мы с вами познакомимся с основами композиции и правилами постановки натюрморта.

Слайд №16 Композиция – это планомерное, строго определённое соединение предметов, переданное художником в своей работе.

Слайд №17 Какой предмет здесь является композиционным центром?

Слайд №18 Прочитайте это слово. Сначала слева направо, а потом наоборот. В каком случае вам было легче читать? – Слева направо. Причина этого- ещё одна особенность нашего зрительного восприятия. Наши глаза легче и охотнее движутся слева направо.

Эту особенность нужно учитывать при изображении натюрморта. Классический вариант композиции получается, если все основные предметы находятся почти посередине картины с небольшим сдвигом вправо – демонстрация наглядного пособия.

Сравните 2 композиции. Какая вам нравится больше? Что не так в другой?

Во второй композиции предметы располагаются разобщено, а в первой объединены в единое целое. Предметы должны гармонично сочетаться друг с другом, соприкасаться, составлять единое целое.

Слайд №19 Какой из этих предметов можно сюда добавить? - Грушу

Почему?- Потому что в этом натюрморте изображено яблоко, яблоко – это фрукт и груша тоже фрукт. Композиция натюрморта должна состоять из предметов тематически связанных между собой, но в то же время в состав натюрморта должны входить предметы, разнообразные по форме, величине, фактуре, цвету.

Слайды 20 -22 Композиция натюрморта может быть вписана в любую геометрическую форму: например, овал, треугольник, прямоугольник

Слайд 23 Вот насколько схем расположения предметов в натюрморте

Но не следует думать, что предметы нужно обязательно располагать по схеме.

Слайд 24 Оригинальное композиционное решение может возникнуть в результате того, что, например, грибы случайно высыпались из корзины

Слайд 25 Или обеденный стол остался неприбранным. Всё богатство предметов окружающего мира может стать основой для создания натюрморта. Нужно учиться видеть красоту обыкновенных вещей.

9) Практическая работа в 6 классе. Создание постановок натюрмортов на заданные темы. Работа в группах.

10) Беседа с 7- м классом. Слайды 26-31

С чем связано появление первых бытовых сцен в Китае?

Когда формировались первые школы китайской жанровой живописи?

Когда наступил расцвет бытового жанра в Японии?

Что стремились передать мастера корейской бытовой живописи?

4. Практическое задание 7-му классу. Даша, изобрази бытовую сцену из жизни какого – либо народа. Постарайся передать в своей работе особенности традиций поэтики и искусства выбранной тобою страны.

5. Анализ композиций 6 –го класса.

6. Практическое задание 6-му классу. Ребята, сейчас вам нужно будет изобразить натюрморт способом аппликации. Я выдаю вам шаблоны силуэтных изображений различных предметов. Выберите три предмета наиболее подходящие для вашей композиции. Подумайте, какой из этих предметов будет главным. Как выделить этот предмет, каким будет фон. Не забывайте о правиле контраста, ритме.

Звучит классическая музыка.

7.Анализ работ. Подведение итогов. С какими жанрами изобразительного искусства вы сегодня познакомились? – натюрмортом и бытовым жанром

Чем они отличаются? – в бытовом жанре изображены люди и вещи. В натюрморте – только вещи.

Читайте также: