План конспект мероприятия по психологическому просвещению родителей воспитывающих детей с овз
Обновлено: 03.07.2024
В современных социально-экономических условиях значительно обострились проблемы социальной адаптации и реабилитации лиц с особыми потребностями. Несмотря на множество предложенных форм образования и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, семья, воспитывающая ребенка-инвалида, сталкивается с трудностями в решении педагогических, социально-психологических и правовых задач.
Семья не может воспитывать ребенка изолированно от других воспитательных институтов, так как ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посещает дошкольное учреждение, школу, различные центры и другие образовательные учреждения.
Семья, имеющая ребенка с особыми нуждами - это семья, где происходит дезинтеграция семейных отношений. Болезнь ребенка зачастую меняет весь привычный уклад жизни в семье. Возникают неровные, конфликтные отношения между супругами и другими членами семьи. Также, появление в семье ребенка-инвалида может вызвать стремление родителей к изоляции от общества.
Родители затрудняются определить свою роль в новых сложных условиях, они не всегда умеют создать условия, позволяющие ребенку нормально развиваться, обучаться и самореализовываться. Самостоятельно изменить сложившуюся ситуацию многие семьи не способны. Родителю, не включенному в коррекционный и абилитационный процесс, сложно изменить сложившиеся стереотипы своего взаимодействия с ребенком, что тормозит сам процесс коррекции и абилитации. При оказании своевременной психолого-педагогической помощи повышаются шансы успешной адаптации детей-инвалидов и их семей к общественной жизни и укрепления морального и психологического климата в таких семьях.
Поэтому в деятельности любого образовательного учреждения, где воспитываются и обучаются дети-инвалиды, необходимо развивать сотрудничество специалистов с родителями, активизировать формы работы по взаимодействию образовательного учреждения с семьей, совершенствовать систему комплексного психолого-педагогического сопровождения.
Для специалистов и педагогов установление отношений сотрудничества с родителями, взаимодействие с семьей предполагает изменение перспективы профессиональной деятельности, дает ощущение востребованности собственной деятельности, пробуждает ресурсы для творчества, поиска новых форм работы, выбора методического подхода, повышает эффективность и результативность деятельности.
Для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, сотрудничество с педагогом расширяет представление о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует пониманию своих возможностей и компенсаторных возможностей ребенка, активному участию в процессе обучения и воспитания, помогает родителю и ребенку адекватно взаимодействовать друг с другом.
В программу включены мероприятия, направленные на поддержку семей, воспитывающих детей-инвалидов, на развитие системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и их родителей в условиях ГООУ ЦПМСС, на активное использование в деятельности специалистов новых форм работы по взаимодействию с семьей и сотрудничеству с родителями.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Цель программы – обеспечение взаимодействия образовательного учреждения с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида с множественными нарушениями, привлечение родителей к коррекционно-абилитационному и воспитательному процессу.
Задачи программы:
- обучение родителей коррекционно-развивающему взаимодействию с ребенком;
- формирование эффективной родительской позиции,
- оказание своевременной психологической и информационной помощи семьям, воспитывающим ребенка-инвалида;
- формирование интереса родителей к личностному развитию ребенка на основе его компенсаторных возможностей,
- формирование позитивного образа ребенка, его будущего через изменение уровня родительских притязаний.
Целевая группа – родители, воспитывающие детей-инвалидов с множественными нарушениями в возрасте от 4 до 12 лет.
Сроки реализации:
- 18 часов с периодичностью занятий 1-2 раза в месяц.
- Продолжительность занятия – 3 часа.
Формы и методы работы:
- Количество участников в группе не более 5-7 человек.
- В ходе реализации программы используются индивидуальные, групповые формы работы со всеми участниками образовательного процесса.
- Формы работы варьируются в зависимости от типа семейного воспитания, вида образовательного учреждения, от времени пребывания в нем ребенка, условий содержания, от характера и степени нарушений развития ребенка.
- Практические занятия организуются с каждой семьёй индивидуально, совместно с родителями и детьми-инвалидами.
- Методы работы: семинар, лекция, групповой тренинг, практические занятия в группах и индивидуально.
Ожидаемые результаты реализации программы:
- Осознание роли семьи и её влияния на формирование личности ребенка с ОВЗ.
- Создание условий для обеспечения психологической безопасности семьи, воспитывающей ребенка с особыми потребностями.
- Повышение уровня знаний о состоянии развития и здоровья детей с ОВЗ, реальных возможностях и механизмах их адаптации в обществе.
- Овладение навыками коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком.
- Формирование эмоционального принятия индивидуальности ребенка с ОВЗ и изменения уровня родительских притязаний.
Основные требования к реализации программы:
Цели родительского образования и просвещения в образовательном учреждении значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль родителей как главных союзников в образовательном учреждении в ряду других субъектов воспитательного процесса.
Взаимодействие с родителями – совершенно особый вид педагогической деятельности, требующий специальных психологических знаний, такта, терпимости. Образованию родителей свойственна определенная очередность, постепенность освоения знаний, этапность, что определяет и специфику форм работы родительского всеобуча, и особенности контингента слушателей, и формы проводимых занятий.
Образование и просвещение родителей детей-инвалидов ориентировано на актуальные проблемы жизнедеятельности ребенка с множественными нарушениями, на психологическую безопасность (безопасная семья, безопасная школа или сад, социальное окружение) семьи и ее взаимодействия с ОУ.
Следует учитывать, что наибольший эффект достигается тогда, когда обучение соединено с решением практических задач воспитания детей с особыми потребностями с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей.
Для успешной организации обучения нужны специалисты, педагоги, которые будут проводить эту работу. В реализации программы принимают участие специалисты разного профиля: педагоги-психологи, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, врачи-специалисты, социальные педагоги, которые помогут расширить знания родителей в отдельных вопросах социальной адаптации, интеграции, развития детей-инвалидов с множественными нарушениями.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО ВСЕОБУЧА
На протяжении всех занятий участникам программы предоставляются информационно-методические материалы и памятки для закрепления и изучения материала самостоятельно.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Типы семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка.
- Основные периоды развития семьи и функции членов семьи.
- Психологическая безопасность (безопасная семья, безопасная школа, социальное окружение) - необходимое условие нормального развития ребенка.
- Возможности семьи в развитии детей с нарушениями интеллектуального развития.
- Показатели успеха коррекционно-педагогической работы.
- Семейное воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями интеллектуального развития (умственное воспитание, трудовое воспитание, эмоционально-личностное развитие, физическое воспитание)
- Семейное воспитание детей школьного возраста с нарушениями интеллектуального развития.
- Вопросы и задания.
- Информационный блок по юридическим и правовым аспектам.
- Анкетирование родителей.
- Дискуссия по основным проблемам инвалидности.
- Роль общественных объединений родителей детей-инвалидов.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Время занятия: 45 минут.
Участники: старшая группа детей детского сада и их родители.
Возраст участников:
· Родители: 23-30 лет.
Тип занятия: групповое занятие.
Описание материала: Конспект занятия может быть использован в работе педагогов-психологов, имеющих опыт развития детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных заболеваниями нервной системы (ЗПР, ДЦП и др.).
Групповые занятия, направленные на совместные двигательно-игровые действия родителей и детей, с особыми потребностями, помогают снять эмоциональное напряжение в семье, развивают у детей социальные навыки общения, а так же учат родителей и их детей настраиваться друг на друга и находить взаимопонимание.
Цель: помочь научиться правильно взаимодействовать родителям и детям с Ограниченными Возможностями Здоровья и настраиваться друг на друга, а так же ощущать радость и удовольствие от совместной двигательно – игровой деятельности.
Задачи:
• научить родителей и детей правильно настраиваться друг на друга и действовать согласованно;
• развить у детей чувство равновесия, координацию движений, ориентировку в пространстве, научить ощущать свою силу и ловкость.
• способствовать развитию у детей социальных навыков общения и способность к самооценке.
• развивать воображение, память и внимание.
Ход занятия:
1. Разминка
- (Приветствие)
( Дальше гуляем по лесу) «Медведи проснулись после зимней спячки. Мамы большие медведицы, дети медвежата (встают к мамам на носки и ходят вместе). Потом все зайчата (мамы помогают детям высоко подпрыгнуть). Потом мамы лисы, а дети – лисята.
А сейчас лисята, зайчата и медвежата попробуют перешагнуть через брёвнышки. (Родители садятся в ряд, расставляя ноги) Дети по очереди перешагивают через ноги всех взрослых.
А теперь, ребята, давайте пойдём на полянку, искать цветы? Садимся за общий стол.
2. Основная часть
- Пальчиковая гимнастика
Подведение итога занятия. Рефлексия.
Проведённое групповое занятие соответствует целям и задачам. Содержание используемого материала было доступно в соответствии с возрастными особенностями участников. Во время проведения занятия наблюдалась организованность, активность и заинтересованность ребят на всех этапах мероприятия.
Подготовка мероприятия способствовала совершенствованию межличностных отношений в коллективе, росту симпатии к организатору и исполнителям, сплочённости коллектива группы.
Мероприятие отличается доходчивостью, логичностью и достаточной полнотой раскрытия целей и задач.
· В ходе проведения мероприятия цели и задачи поставленные первоначально были реализованы
· Условия, которые способствовали удачному проведению мероприятия: хорошо подготовленное оборудование, удачно подобрана песня, которая помогла эмоционально и убедительно раскрыть цели и задачи мероприятия, сценарий соответствующий возрастным особенностям участников.
· Педагогические способности и умения, которые были проявлены в ходе воспитательной работы с участниками: тактичность, доброжелательность, умение увлечь участников общим делом.
Программа предназначена для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время низко выражена психолого-педагогическая компетентность и культура родителей по вопросам воспитания детей с ОВЗ. Причиной этого является недостаточное взаимодействие школы и семьи.
Целью данной программы является:
создание благоприятных психолого-педагогических условий, направленных на повышение компетентности и культуры родителей, воспитывающий детей с ОВЗ.
Перечислим основные задачи.
Обучение родителей различным приемам, важным для проведения занятий.
Формирование доверительных отношений с ребенком.
Помощь в придании уверенности в том, что обучение и воспитание ребенка в школе будет иметь успех.
Оказание психологической помощи родителям в решении проблемы уменьшения уровня стресса и тревожности у детей с ОВЗ.
Оказание психологической помощи родителям в развитии учебной мотивации и познавательной сферы детей с ОВЗ.
Формы работы – индивидуальные и групповые консультативно-просветительские занятия. Занятия проводятся в виде отдельных консультаций и лекториев.
Срок реализации программы – 1 год.
Контингент –это родители, воспитывающие детей с ОВЗ всех возрастов.
Новизной программы является то, что она впервые комплексно освещает просветительскую работу с родителями детей с ОВЗ.
Программа направлена на повышение компетентности и культуры родителей, воспитывающий детей с ОВЗ; выработку благоприятного взаимодействия со своими детьми и образовательной средой.
Результаты освоения программы.
Метапредметные результаты:
1. освоение формами личностной рефлексии;
2. готовность слушать собеседника и вести диалог.
Предметные результаты:
1. умение ориентироваться в целях, задачах и условиях общения, выбирать языковые средства для успешного решения задач;
2. способность к самоконтролю своего поведения при общении с детьми с ОВЗ.
Личностные результаты
1. формирование целостной психолого-педагогической культуры;
2. формирование уважительного отношения к своим детям;
3. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам детей с ОВЗ;
4. развитие навыков сотрудничества с педагогами и детьми с ОВЗ.
Содержание методической разработки
В программе описаны виды и содержание работы. Они для удобства представлены ниже в перспективном плане.
Перспективный план психолого-педагогической работы с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ
Формы работы
Содержание работы
Беседы с классными руководителями, родителями и самими детьми, направленные на изучение семьи ребенка с ОВЗ, наблюдение за поведением и состоянием ребенка во время учебных занятий и перерывов между ними, посещение семьи ребенка на дому
Развитие познавательной сферы детей с ОВЗ (консультации, с предложением родителям различных игр)
Раздача памяток при проведении собраний родителям, содержащие рекомендации, игры и сказки для их самостоятельной работы с детьми дома
Торжественное вынесение благодарности родителям на общешкольном родительском собрании за их участие в работе
Перечень необходимого оборудования, инструментов и материалов
Оборудование и инструменты:
использование ИКТ в создании мультимедийных презентаций, содержащие рекомендации, игры и сказки родителям при проведении собраний:
создание памяток и буклетов родителям.
К материалам относятся следующие виды рекомендаций, игр и сказок, предъявляемых родителям при проведении собраний и консультаций.
Рекомендации по развитию учебной мотивации у детей с ОВЗ (форма работы – групповое родительское собрание). Цель - оказание психологической помощи родителям в развитии учебной мотивации детей с ОВЗ.
Для возникновения интереса к гуманитарным предметам помогайте создавать своим детям рисунки, отражающие наиболее важные (или запомнившиеся) моменты учебного материала.
Для возникновения интереса к техническим дисциплинам помогайте своим детям красочно оформлять формулы, диаграммы, таблицы и т.п.
Важно поощрять, хвалить Вашего ребенка за результативность и старание в учебе, а не бранить и критиковать.
Опирайтесь на привлекательные виды деятельности и интересы ребенка (рисование, лепку и т.п.).
Давайте понять ребенку, что у него все получится, что он справится.
Внушайте ребенку, что он способен и многого добьется в жизни.
Отмечайте положительные стороны в учебной деятельности ребенка.
Рекомендации родителям по уменьшению уровня стресса и тревожности у детей с ОВЗ (форма работы – групповое родительское собрание). Цель - оказание психологической помощи родителям (законным представителям) в решении данной проблемы. Перечень рекомендаций представлен ниже.
Научите детей сокращать моменты, которые могут привести к стрессу и тревожности. В жизни их может быть много: это и плохая погода, и машина, запачкавшая грязью, и замечания учителей, и плохие оценки на уроках и т.п. Хотя, бывает, таких событий трудно избежать, можно уменьшить их число: например, если вдруг пошел дождь, нужно взять зонтик или даже найти в этом радость, сказав себе: дождь – это хорошо, он освежает воздух.
Научите детей принять ту, ситуацию, которую они не в силах изменить с мужеством и терпением.
Научите детей обращайтесь со стрессом как с вызовом.
Научите детей действовать так, что, если у них возникла какая-то проблема, думать о ее решении, не застревать на самих себе, на прошлых неудачах или на плохих мыслях о будущем.
Научите детей жить настоящим. Конечно, нужно ставить перед собой цель и планировать свой день, но сильный страх перед будущем мешает полноценно жить: ведь любая минута драгоценна и никогда не вернется снова.
Если ребенок проявляет неуспех или небрежность в учебе, разберитесь, в чем причина. Объясните ему непонятное.
Помогайте ребенку находить положительные моменты в каких-либо для него трудных или неинтересных ситуациях [4].
Рекомендации, игры и сказки родителям по развитию эмоционально-волевой и личностной сфер детей с ограниченными возможностями (форма работы – групповое родительское собрание). Цель - оказание психологической помощи родителям (законным представителям) и педагогам в развитии данных сфер детей с ОВЗ. Перечень рекомендаций, а также игр и авторских сказок представлен ниже.
Хвалите детей за старание выполнения заданий, а не только за результативность.
Познакомьте детей с основными эмоциями: радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом.
Учите детей распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, интонации и пр.).
Давайте детям понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные.
Игнорируйте негативные поступки и поощряйте позитивные.
Полезно проводить следующие игры для развития воли.
Сказки (авторские), даваемые родителям на родительских собраниях для предъявления детям с ОВЗ.
Волшебный сад (1-4 класс).
История о розах (4-7 классы).
Сказка о солнечных огоньках (3-6 класс).
Живет на Солнце прекрасная фея – фея-Солнце. Высокая она, стройная королева с длинными золотыми волосами. Они и корона сверкают ярко, как свет. Дарит она солнышку золотистые огоньки, которые появляются, лишь взмахнет она волшебной палочкой. Оттого и сияет Солнце. Решила однажды фея-Солнце посетить Землю. Пришла она по облакам, неся с собой волшебную палочку. Захотелось ей одарить своими огоньками и своих основных друзей – людей. Эти огоньки на Земле приобретали особую силу: они могли превращаться во что угодно и находиться там, где человек пожелает. С щедростью и радостью она приходила в дом к каждому, взмахивала палочкой и дарила человеку свой огонек. Но не все оценили ее подарок. Одни превратили его в золото и заперли в огромные сундуки, не делясь ни с кем. Другие – в огонь и, таким образом, стали выжигать леса, чтобы строить свои дома. Третьи – в роскошные светильники, чтобы потом их продавать в огромном количестве. Но были и те, что оставляли огоньки прежними и помещали их в свое сердце. От этого они становились с каждой секундой все ярче и ярче. Да и сами люди, являлись добрым светом, неся любовь и заботу другим. Увидела фея-Солнце, как решили люди использовать ее дары, взмахнула снова волшебной палочкой и превратила золото, и светильники в пыль; на месте лесов, которые они сжигали, выросли новые, а дома рухнули. Затем она навсегда покинула этот мир. Однако те огоньки, которые находились в сердцах, не угасали никогда и передавались новым поколениям.
Новый год и Время (1-7 класс).
Далеко есть величественный белоснежный дворец с огромными часами над входом. Обитает в нем необыкновенно красивая королева Время. Есть у нее лучшие друзья – годы. В канун каждого Нового года посылает она к нам из Чудесной Земли Будущего нежного маленького ребенка, который и является Новым годом. В течение года, отдавая нам свои часы, минуты и секунды, этот ребенок вырастает, постепенно становясь мудрым стариком с белоснежной бородой – старым годом. В конце концов он уходит в Стародавнюю Землю Прошлого, где счастливо живет вечно с другими мудрыми бородатыми стариками – прошедшими годами. На смену ему снова, зимней волшебной ночью, ударяя часы 12 раз, королева Время зовет нового прелестного ребенка. Так один год сменяется другим. Из маленького ребенка он превращается в бородатого старика, который может давать нам в дальнейшем мудрые советы, и его мы должны почитать. А приход нового маленького ребенка – Нового года – мы должны встречать радостно, с добротой и благодарностью, не боясь и не пугаясь его, желая всем лишь счастливых дней и здоровья. И грустно становится королеве, если она видит в наших сердцах зло. Слезы наворачиваются на ее глаза…Ведь она дарит каждому из нас время, и хочет, чтобы мы проводили его с добрыми намерениями в душе и поступали хорошо.
История о том, как куранты начали бить под Новый год (3-7 класс).
Давным-давно в одном маленьком городке, дома которого были похожи на сказочные, находилась красивая белая башня с часами. Башня эта стояла в центре основной площади городка. Стены ее были белоснежными, а шпиль – золотой. Эту башню звали Курантом, а часы – Курантами. Башня была волшебной, живой и обладала необыкновенной добротой. Каждый день она показывала самым разным людям, который час, чтобы они могли делать все вовремя, и знали, когда нужно работать, когда отдыхать или отмечать праздники, а каждый час она дарила красивую музыку. В праздничные дни из башни-Куранта начинали доноситься веселые сказочные мелодии, а в праздничные вечера она пускала вверх удивительно пышные фейерверки, похожие на огромные гирлянды, цветы и шары, которые можно было видеть далеко вокруг. Даже самые грустные люди, услышав музыку, или заметив фейерверки, начинали смеяться, а те, кто тяжело болел, выздоравливал. Очень любила башня-Курант доставлять людям радость или приносить здоровье. Сколько всего придумывала она для этого! Мелодии ее и фейерверки были совершенно разные. А иногда она делала еще более невероятные вещи и не только в праздники. Так, увидев однажды летом на площади множество гуляющих детей со своими родителями, она решила преподнести им сюрприз. Вдруг она на их глазах в небо послала сотни конфетти самых потрясающих цветов, а затем целый день от нее вверх устремлялись воздушные шарики разнообразных оттенков и размеров в подарок детям: дети могли поймать шарик и оставить у себя. А в другой раз, когда дети с родителями были на площади, целый день она создавала красочные мыльные пузыри. Но самым удивительным праздником для всех жителей того городка был Новый год. В это время все люди ждали чего-то чудесного и волшебного. Башня-Курант в новогодние торжества устраивала самые пышные фейерверки, мелодии ее были самыми красивыми, а вдобавок к этому – конфетти и воздушные шарики – самыми яркими. Однажды в канун Нового года башня-Курант со своими часами придумала новую, дивную вещь. Ровно в полночь, когда старый год сменялся новым, часы стали удивительно мелодично и звонко бить. Пробили 12 раз они. И эти звуки всем принесли самую большую радость, так как приветствовали приход Нового года. Увидев это, решила башня это делать каждый год. …Века прошли с тех пор. Уже ныне все забыли, где находится этот городок и волшебная башня-Курант, и поэтому никто не может отыскать туда дорогу. Возможно, этот городок с башней живут в сказке? Это мне не известно. Только бой часов в новогоднюю ночь люди помнят в наше время. И поэтому каждую полночь в этот праздник он раздается.
История о ромашке (1-7 класс).
При предъявлении этой сказки родителям можно порекомендовать создать дома со своими детьми предлагаемые ромашки.
Развитие познавательной сферы детей с ОВЗ (форма работы – индивидуальная). На консультациях родителям даются следующие игры по развитию познавательной сферы их детей с ОВЗ. Перечень игр – ниже.
Чтение текста до заданного выражения. Детям предлагается: читать текст до заранее указанного родителем выражения.
Рекомендации родителям по обучению и воспитанию детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (форма работы – индивидуальная). Перечень рекомендаций – ниже.
Создавайте у ребенка во время занятий постоянный положительный эмоциональный фон.
Указывайте ребенку на его достижения в учебе и на дальнейшие возможности развития осваиваемого действия.
Поощряйте ребенка за сделанное.
Проводите настольные игры (шашки, шахматы и т.п.) и игры на воздухе с использованием соответствующего оборудования.
В ходе занятия важны физкультминутки, снимающих утомление, а также надо использовать небольшие игры, что способствует усвоению материала.
Знакомьте ребенка с литературой нравственного содержания.
Избегайте отношения к ребенку как к инвалиду.
Не осуждайте ребенка за его недостатки.
Избегайте чрезмерной опеки и эмоционального отвержения в воспитании ребенка.
Рекомендации родителям по обучению и воспитанию детей с ОВЗ с речевыми нарушениями. Цель - оказание психологической помощи родителям (законным представителям) в разрешении проблемы по развитию познавательной и эмоциональной сфер детей с ограниченными возможностями с речевыми нарушениями. Рекомендации приведены ниже.
Создавайте у ребенка во время игр и занятий постоянный положительный эмоциональный фон.
Указывайте ребенку на его достижения в учебе и на дальнейшие возможности развития осваиваемого действия.
Поощряйте ребенка за сделанное.
Постоянно развивайте восприятие и внимание ребенка, фиксируя его взор на одинаковых предметах, а затем на одинаковых картинках, при этом называя предметы.
Для развития восприятия, внимания и мышления ребенка проводите с ним дидактические игры, направленные на узнавание целостного образа по деталям, нахождение изображения предмета на фоне шума.
Описание основных результатов, достигнутых при использовании методической разработки
Результаты бесед с классными руководителями, учителями-предметниками, родителями, сами детьми с ОВЗ, наблюдений, показали эффективность вышеописанной работы. Она выражается в следующем:
- повысилась успеваемость школьников с ОВЗ как следствие увеличения уровня учебной мотивации;
- школьники с ОВЗ стали чувствовать себя более комфортными в классах, у них сформировалась раскованность в общении, уверенность в себе;
- родители выразили достаточную активность при посещении собраний, готовность к индивидуальным консультациям; на занятиях они проявляли активное слушание и заинтересованность в предоставляемых рекомендациях, играх и сказках;
- взаимодействие родителей и педагогов стало более благоприятным;
- у родителей повысилась психолого-педагогическая культура, они начали лучше понимать особенности развития своих детей.
Все это говорит об успешности в реализации предложенной методической разработки.
Любая встреча, любой разговор, а также и тренинг начинается с приветствия. Приглашаем вас в середину комнаты.
ИГРА-АКТИВАТОР - приветствие в кругу:
- Встаньте в круг. По-моему сигналу вы обмениваетесь разнообразными приветствиями… вежливо, искренне, доброжелательно
- Вам все понятно.
- Начали… под звон бубенца
- Мне приятно, что вы умеете быть приветливыми и уважительными друг с другом .
- Мы рады, что мы снова с Вами!
Предлагается возможность лучше узнать друг друга!
- любит петь;
- те, у кого голубые глаза;
- те, у кого сын;
- кто любит природу,
- те, у кого в одежде сегодня белый цвет;
- кто сегодня слушал музыку;
- те, у кого есть хомяк;
- те, чьи дети любят петь;
- те, у кого дочь,
- те, у кого есть семейные традиции: праздники, совместный отдых;
- те, кто летом с ребенком ходит на речку купаться;
- кто просыпается по будильнику;
- у кого есть друзья;
- кто помогает делать уроки ребенку;
- кто утром поцеловал ребенка;
- те, чьи дети с радостью идут в школу,
- кто любит ходить на лыжах,
- чьи дети любят танцевать,
- те, кто любит животных;
- те, у кого в этом месяце день рождение;
- те, кто занимался спортом,
- кто любит мороженое;
- те, кто анализирует свои поступки,
- кто любит рисовать,
- у кого хорошее настроение,
- те, кто читает сказки ребенку на ночь;
- те, кто всегда старается быть организованным,
- кто любит играть с ребенком;
- кто с удовольствием пришел на тренинг;
- кто считает себя счастливым родителем (мамой, отцом)?
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
… Приглашаем ВАС в путешествие - далекое плавание
Психолог: Душа ребенка – это полная чаша
(на доске чаша, вырезанная из листа ватмана)
Подумайте и скажите
-Каким вы хотите видеть своего ребенка?
-Какими чертами характера он должен обладать?
-Какими качествами вы бы хотели его наделить?
У каждого из Вас (и у меня) есть цветная бумага, вырежете сердечки, поместите его в чашу и назовите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка?
Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…
Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка!
А какими должны быть мы - взрослые, среди которых живет ребенок, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче?
Добрыми, умными, щедрыми, сильными, справедливыми, заботливыми… И здесь важно понять, что каждый ребенок нуждается в том, чтобы его слышали, понимали, принимали, помогали.
Приглашаем ВАС в путешествие
Звучит музыка, слышен шум моря
Представьте себе, что у нас есть удивительная возможность путешествовать на этом корабле.
Парусник легко качается на волнах. Мы стоим на палубе, и ветер странствий зовет нас в дальний путь, треплет наши волосы. Мы смотрим в морскую даль, такую манящую и загадочную. Над нами огромное синее небо, такое же безбрежное, как море.
- Но случилось непредвиденное. Море сыграло злую шутку. Корабль потерпел крушение.
- Мы с вами оказались на необитаемом острове.
- Нас выбросило на берег, здесь много камней. Придется идти по воде.
- Так как мы с вами все разные, то и чувствуем все по – разному,
поэтому и движения мы будем выполнять по - разному – кто как чувствует, кто как может. Построились друг за другом и идём
1) Чувствуете, как тяжело идти по воде. Вода упруго обтекает ноги, все мышцы ног напряглись.
2) Наконец - то мы с вами выбрались на берег. А вон и тропинка. Куда это она нас приведёт? Идём спокойно.
3) А вот появились лужи. Обходим – первая, вторая, третья. Идём спокойно.
4) А это что? Болото, появились кочки – прыгаем через кочки, с кочки на кочку. 1,2,3,4. Прошли болото, идём спокойно.
5) Стоп. Перед нами овраг, через овраг перекинуто бревно, оно качается.
Нужно идти осторожно. Идите. Перешли овраг, идём спокойно.
6) Что – то тропинка стала скользкой и липкой от глины. Ноги так и вязнут в грязи. Еле-еле отдираем ноги от земли.
7) Вновь стала ровной тропинка. Показались деревья. Ветви качаются на ветру. Остановились и повернулись лицом в круг.
8) Деревья крепко стоят на земле – упор ногами. Стволы ровные – выпрямить спину. Макушечки тянутся к солнцу.
9) Повторяем вместе:
Я чувствую землю под ногами, земля прочная и твёрдая
Я стою на земле смело и уверенно.
Помощи ждать не приходиться.
Нельзя теряться, постарайтесь сохранять спокойствие, быть организованными и чувствовать себя уверенными!
И будем учить этому детей.
геометрическая фигура - треугольник выходит в круг, садится на стул, будет выступать в роли ребёнка. А каждый из нас мама этого ребенка.
- Я, как мама (каждая из вас), очень забочусь о своем ребенке, чтобы он был здоровенький, чистенький, сытый, общительный.
Участникам предлагается вспомнить и назвать наиболее часто употребляемые запреты в отношении детей. Каждый запрет фиксируется на “ребёнке”
(например, на запрет:
- “Не кричи, кому сказала!” – завязываем рот;
- “Не бегай, голова уже кругом!” – завязываем ноги;
- “Не грызи ногти, черви заведутся!” – завязываем руки;
- “Не подглядывай, а то по носу щелкну!” – завязываем глаза;
- “Не крутись бестолку, как белка в колесе!” – забинтовываем корпус тела;
- - Что ревешь, я тебя спрашиваю? Позоришь меня! Я кому сказала – перестань реветь, ты слышишь меня! – завязываем платком сердце.
Рефлексия: Какие чувства Вы (ребенок) испытывали с такими запретами? Какой из запретов Вас больше всего тяготил?
Посмотрите на этого ребенка, сможет ли он в этом состоянии эффективно общаться, развиваться полноценно. Эти все действия и слова родителей негативно влияют на развитие ребенка. Давайте найдем позитивные решения
Родители находят компромисс для решения сложных ситуаций:
- Не завязывать глаза или уши - разговаривать спокойным голосом, не ругаться;
- Не завязывать рта - выслушать ребенка;
- Не завязывать руки – соблюдать чистоту рук;
- Не завязывать ноги – обучать правилам поведения;
- Не завязывать сердце – выслушать и понять ребенка.
Психолог:
Давайте будем не учить детей жить!
Просто позволим им смотреть как это делаем мы!
Цель: Использование тактильных ощущений
Тихо звучит спокойная музыка. Психолог просит всех присутствующих закрыть глаза и положить свои руки на колени ладонями вверх. Один человек подходит к любому другому, кладет свои ладони на его ладони и садится на его место, а тот продолжает упражнение и т.д. Упражнение выполняется, молча в течение 5-7 минут.
Итог: Для детей очень важно почувствовать прикосновение, внимание к себе взрослых. Когда ладони ребенка прикасаются к ладоням например, мамы, происходит контакт двух людей, и третьего нет, никто не может вмешаться в контакт родителя с ребёнком – ни второй родитель, ни бабушка, ни другие дети. Конечно, этот контакт не должен быть направлен против кого-то третьего, иначе это приведёт к формированию невротической личности ребёнка . Поэтому и с нашими детьми с особыми детьми необходимо вести себя именно так.
Цель: знакомство со звуковой гимнастикой, укрепление духа и тела.
Правила применения: спокойное, расслабленное состояние, сидя, с выпрямленной спиной.
Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим
Припеваем следующие звуки в течение 30 сек.:
- А — воздействует благотворно на весь организм;
- Е — воздействует на щитовидную железу;
- И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
- О — воздействует на сердце, легкие;
- У — воздействует на органы, расположенные в области живота;
- Я — воздействует на работу всего организма;
- М — воздействует на работу всего организма;
- X — помогает очищению организма;
- ХА — помогает повысить настроение.
Ведущий: Заботьтесь о психофизиологическом здоровье своей семьи!
(включить музыку)
Поднимаемся по трапу на палубу корабля
Психолог: Вместе подходим к штурвалу.
Представляем, как вздымаются паруса, и нос корабля рассекает морскую гладь.
Читайте также: