Международные отношения 9 класс сороко цюпа конспект

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Международные отношения в 1930-е гг.

раскрыть причины нарастания международной напряжённости;

выяснить причины и сущность политики умиротворения;

научиться анализировать причины бессилия Лиги Наций и демократических стран и США в противостоянии агрессивной политике фашистских государств;

развивать умение находить причинно-следственные связи в изучаемых событиях и давать им свою оценку.

Актуализация опорных знаний

- В 2019 году исполнилось ровно 80 лет с момента начала самой кровопролитной, самой разрушительной, самой жестокой из всех войн – Второй мировой. Что произошло, когда мир, еще не оправившись от ужасов Первой мировой войны, был втянут в горнила Второй мировой? Почему? Об этом и поговорим мы сегодня на нашем уроке.

III . Изучение нового материала

1. Крах Версальско-Вашингтонской системы.

Давайте вспомним, когда состоялась конференция в Версале? ( Верса́льский ми́рный догово́р — договор, подписанный 28 июня 1919 года (ровно через пять лет после убийства эрцгерцога Франца Фердинанда) в Версальском дворце во Франции, официально завершивший Первую мировую войну 1914—1918 годов. После длительных секретных совещаний условия договора были выработаны на Парижской мирной конференции 1919—1920 годов и мирный договор был подписан между представителями с одной стороны стран-победительниц и капитулировавшей Германией — с другой).

- Какие решения были приняты на этой конференции? (определяли послевоенные границы, были унизительными для Германии)

- Какое отношение имеет Версальская система к Вашингтону? (Вашингтонские соглашения — конференция была созвана для того, чтобы рассмотреть вопросы о послевоенном соотношении сил в Тихоокеанском бассейне и об ограничении морских вооружений. Американская дипломатия стремилась взять реванш за поражение в Париже и добиться усиления своего влияния в решении важных международных проблем.)

- До начала мирового кризиса сохранялась стабильность в отношениях между государствами, соблюдался Версальско-Вашингтонский договор. Но с началом кризиса появилась неустойчивость существующей системы международных отношений, началось её разрушение.

2) работа по учебнику:

- В чём проявилась эта неустойчивость, вы должны узнать сами, прочитав п.1 на стр. 133 – 134 и выделить эти признаки

1) торгово-экономические связи между ведущими капиталистическими странами стали свёртываться

2) были возведены барьеры в виде таможенных пошлин

3) каждая страна действовала в одиночку

4) США вернулась к политике изоляционизма

5) Япония привела в действие свою программу экспансии на материк

6) возмутителями мирового спокойствия стала Германия и примкнувшая к ней фашистская Италия.

2. Несостоятельность Лиги Наций

Давайте вспомним, что это за организация (Ли́га На́ций — международная организация, основанная в результате Версальско-Вашингтонской системы Версальского соглашения в 1919—20 годах.

- Сколько государств входило в Лигу Наций? (В период с 28 сентября 1934 по 23 февраля 1935 в Лигу Наций входило 58 государств-участников.)

- С какой целью она была создана? (разоружение, предотвращение военных действий, обеспечение коллективной безопасности, урегулирование споров между странами путём дипломатических переговоров, а также улучшение качества жизни на планете.)

- Лига Наций прекратила своё существование в 1946 году.

- В уставе Лиги Наций в статье 16 предусмотрена система санкций против страны – агрессора.

- Как вы думаете, могла ли Лига Наций в 1930-е годы воспользоваться этой статьёй?

- Как действовала Лига Наций по отношению к странам-агрессорам?

- Прочитайте материал п.2 и подтвердите свой ответ примерами.

- Чём вам говорит название этого блока?

-Три державы агрессора, вставшие на путь агрессии, заключили военно-политические договорённости

Октябрь 1936 г. – итало-германское соглашение (Берлинский протокол) ось «Берлин-Рим

Стороны договорились о следующем :

«Правительство Великой Японской Империи, правительство Германии и правительство Италии, признавая предварительным и необходимым условием долговременного мира предоставление каждому государству возможности занять свое место в мире, считают основным принципом создание и поддержание нового порядка, необходимого для того, чтобы народы в районах Великой Восточной Азии и Европы могли пожинать плоды сосуществования и взаимного процветания всех заинтересованных наций, выражают решимость взаимно сотрудничать и предпринимать согласованные действия в указанных районах в отношении усилий, основывающихся на этих намерениях. Правительства трех держав, преисполненные стремления к сотрудничеству со всеми государствами, которые прилагают подобные усилия во всем мире, полны желания продемонстрировать свою непреклонную волю к миру во всем мире, для чего правительство Великой Японской Империи, правительство Германии и правительство Италии заключили нижеследующее соглашение.

Статья 1 . Япония признает и уважает руководящее положение Германии и Италии в установлении нового порядка в Европе.

Статья 2 . Германия и Италия признают и уважают руководящее положение Японии в установлении нового порядка в Великой Восточной Азии.

Статья 3. Япония, Германия и Италия соглашаются осуществлять взаимное сотрудничество, основывающееся на указанном курсе, если одна из трех договаривающихся сторон подвергнется нападению со стороны какой-либо державы, которая в настоящее время не участвует в европейской войне и в японо-китайском конфликте, то три страны обязуются оказывать взаимную помощь всеми имеющимися в их распоряжении политическими, экономическими и военными средствами.

Статья 4. В целях осуществления настоящего пакта безотлагательно создается смешанная комиссия, назначаемая правительством Японии, правительством Германии и правительством Италии.

Статья 5. Япония, Германия и Италия подтверждают, что указанные выше статьи никоим образом не затрагивают политического курса, существующего в настоящее время между каждым из трех участников пакта и Советским Союзом.

Ноябрь 1936 г . – германо-японское соглашение о борьбе против коммунизма (Антикоминтерновский пакт). В 1937 присоединилась Италия. Так образовался военно-политический треугольник.

4. Чехословацкий кризис. Мюнхенский сговор 1938г. Политика умиротворения агрессора .
Аншлюс Австрии – начало планов Гитлера по воссоединению с Германией территорий, где проживают этнические немцы.
В Судетской области Чехословакии большинство населения – немцы, Германия требует эту территорию.
29-30 сентября 1938г. – Мюнхенский сговор, участники – Чемберлен (Великобритания), Даладье (Франция),Гитлер (Германия), Муссолини (Италия).
1-10 октября 1938г. – Судетская область передана Германии.
Март 1939г. – Германия захватила оставшуюся часть Чехословакии.

5. Провал идеи коллективной безопасности

В 1934 г. после выхода Германии и Японии из Лиги Наций в её состав приглашён Советский Союз.

Весной 1939 г. обстановка в Европе осложнилась. Оккупирована Чехословакия, фашистский режим Франко в Испании, Франция окружена тремя фашистскими государствами. Италия захватила Албанию.

У Сталина вызывали недоверие Англия и Франция, а это на руку Германии.

23 августа 1939 г был заключен советско-германский пакт о ненападении, который предусматривал нейтралитет СССР и Германии в случае военных конфликтов одной из сторон. Но это был вынужденный шаг для СССР, т.к. развязывала руки в отношении Балтии и Финляндии, и разделе Польши.

1 сентября 1939 года Германия вторглась в Польшу. 3 сентября 1939 года Англия и Франция объявили войну Германии. Началась Вторая мировая война – самая кровопролитная, самая жестокая, охватившая 61 государство мира, где проживало 80% населения Земли. Число погибших составило 65-66 миллионов человек.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа содержит подробный конспект урока. Конспект составлен к учебнику Всеообщая история. История Нового времени 9 класс.

Тема урока: Международные отношения в конце XIX начале XX вв.

Цели и задачи урока:

Раскрыть историческое значение международных отношений, актуализировать знания о развитии истории стран Западной Европы на рубеже XIX-XX веков.

Способствовать воспитанию у учащихся чувства неприятия войны как средства решения международных конфликтов, становлению ценностных ориентаций школьников на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров.

Донести до сознания учащихся мысль, что накопление военного потенциала, всплеск расизма и шовинизма представляют большую угрозу миру, что нет “малых войн”, каждая война антигуманна и несёт угрозу человеческой цивилизации, сформировать чувство протеста против несправедливых захватнических войн, стремление бороться с проявлениями национализма, шовинизма, расизма как одних из самых опасных проявлений агрессии.

Расширить кругозор школьников за счёт сведений, выходящих за рамки школьного учебника.

Охарактеризовать общее состояние международных отношений.

Описать формирование блоковой системы.

Показать нарастание международной напряжённости в конце XIX в начале XX в. , проявившееся в гонке вооружений, росте национализма и шовинизма, создании военных союзов, региональных войнах за раздел мира.

Основные понятия:

модернизация, империализм, империалистические войны, колониализм, сферы влияния; Антанта; “Союз трёх императоров”,

“Тройственный союз”, “Франко-русский союз”; принцип “блестяшей изоляции”.

Кризис Венской системы.

Система Союзов Бисмарка.

Рост колониальной активности. Особенности колониальной политика ведущих держав мира.


В качестве средства обучения применяется электронный образовательный ресурс “Новейшая история зарубежных стран. 9 класс” 1С (Таблица 1, Рисунок 1).

Таблица 1
Использование образовательных ресурсов для организации деятельности школьников

Основное содержание Характеристика основных видов деятельности ученика “Новейшая история зарубежных стран. 9 класс” Иные образовательные ресурсы
Международные отношения в 1920— 1930-е гг. Лига Наций и ее деятельность в 1920-е гг. Обострение международных отношений в 1930-е гг. Ось “Берлин-Рим-Токио”. Агрессия на Дальнем Востоке, в Европе. Политика невмешательства и умиротворения. Дипломатические переговоры 1939 г., их результаты Раскрывать значения понятий и терминов коллективная безопасность, аншлюс, Судетская проблема, политика невмешательства. Словарная справка

Карта “Европа накануне Второй Мировой войны”

“Мюнхенское соглашение об отторжении Судетской области от Чехословакии” “Договор о ненападении между СССР и Германией”

Карикатура “Свадьба Гитлера и Сталина” 1939.

I Расстановка сил на международной арене. Локальные конфликты. Постановка проблемы.

Учитель ставит перед ученикам проблему и начинает составлять на традиционной доске меловой рисунок: опорный конспект “Международные отношения” (Рисунок 2).

  1. Можно ли было предотвратить начало второй мировой войны? Если “да”, то какими способами, если “нет”, то почему?
  2. Какими были внешнеполитические планы Гитлера? Как они соотносились с нацистской идеологией?
  3. В чем совпадали и в чем не совпадали планы Германии, Италии и Японии?

Примечание: проблемные вопросы и опорный конспект составлены по учебнику Кредера А.А. Новейшая история зарубежных стран. В классе ученики пользуются учебником Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс.


II Система международных договоров. Политика умиротворения. Эвристическая беседа.

  1. В чем причина неудач СССР в борьбе за коллективную безопасность?
  2. Почему Мюнхенское соглашение – позорная страница англо-французской дипломатии?
  3. Почему Мюнхенский договор позволял Германии оккупировать Судетскую область (Рисунок 3)?


Марина Цветаева “Стихи к Чехии”

  1. В чем причина советско-германского сближения в 1939 году?
  2. Как вы оцениваете этическую сторону Пакта о ненападении и Секретного протокола 1939 года (Рисунок 4).


III Существовала ли реальная возможность предотвратить II Мировую войну. Коллективная дискуссия.

Учитель предлагает познакомиться с анимированной картой “Европа накануне II мировой войны” и ответить на вопрос, сформулированный в начале урока:

Можно ли было предотвратить начало второй мировой войны? Если “да”, то какими способами, если “нет”, то почему?

После того, как ученики выскажут свою точку зрения, звучат стихи Марины Цветаевой:

Марина Цветаева “Стихи к Чехии”

О слезы на глазах!
Плач гнева и любви!
О Чехия в слезах!
Испания в крови!

О черная гора,
Затмившая - весь свет!
Пора - пора - пора
Творцу вернуть билет.

Не надо мне ни дыр
Ушных, ни вещих глаз.
На твой безумный мир
Ответ один - отказ.
15 марта - 11 мая 1939

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Международные отношения" для 9 класса.

Сформировать у школьников целостные представления о политическом, идеологическом и экономическом противостоянии европейских стран.

Тема: Международные отношения в 19 начале 20 века

Цели урока:

1) Образовательные -

Объяснить, какие вызвало перемены во внешней политике европейских стран после победы над Наполеоном.

- Сформировать у школьников целостное представление о политическом, идеологическом и экономическом противостоянии Европейских стран, определившем содержание крупного периода всемирной истории в Х1Х, начале ХХ в.

- работать над развитием устной речи;

- развивать умение сопоставлять и систематизировать исторический материал;

- устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы;

- продолжить работу по формированию умения высказывать свою точку зрения, приводить аргументы;

- развивать у учащихся навыки работать в группе;

- работать над развитием познавательной активности, информационной грамотности, умения оформлять и представлять результаты познания;

- продолжить развитие критического мышления у учащихся.

3) Воспитательные:

- продолжить формирование интереса к истории;

- способствовать нравственному воспитанию учащихся;

- воспитывать у учащихся толерантность, ответственность и инициативу.

1. Актуализация знаний пройденного материала.

2. Мотивационный этап.

4. Рефлексивно-оценочный этап.

Рост напряженности на Балканах. 1908–1909 гг. – Боснийский кризис. 1912–1913 гг. – Первая и вторая Балканские войны.

Участники: Сербия – Болгария. К 1907 г. в Европе сложились два блока – Антанта и Тройственный союз. Страны, входившие в союзы, увеличивали численность кадровой армии и резервистов, перевооружали армии. К 1914 г. армия Германии уже была перевооружена, остальные страны – участницы двух военно-политических блоков находились в процессе перевооружения своих армий. Милитаризм в Европе усиливался. Противоречия стран – участниц блоков перед Первой мировой войной: Борьба между Россией и Австро-Венгрией за сферы влияния на Балканах. Соперничество между собой молодых балканских государств (за расширение территорий). Стремление к независимости народов, входящих в состав империй. Борьба за передел мира (борьба за колониальные владения) (Территориальные претензии европейских держав: Франция хотела вернуть Эльзас и Лотарингию, Италия – отобрать у Франции приграничные, населенные итальянцами земли, у Австро-Венгрии – территории в Альпах, Россия была заинтересована в Галиции (принадлежала Австро-Венгрии) и польских землях (были в составе Германии), Германия стремилась подчинить себе Прибалтику и Украину.

Учитель подводит итоги урока, делает вывод о работе класса, озвучивает результаты полученные обучающимися в ходе урока.

Читайте также: