План конспект лфк при дцп

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План-конспект открытого занятия по лечебной физкультуре для детей с ДЦП.

Время проведения: 30-35мин.

Место проведения: зал КППК.

Одежда и обувь: спортивная.

Оборудование и инвентарь: большой гимнастический мяч (фитбол), гимнастические палки, мягкий мат, стульчики детские, тактильные дорожки, рама, палочка для игры, детские тренажеры, сухой бассейн.

Цель: способствовать коррекции психомоторного, речевого, эмоционального, общего психического и физического развития детей.

-развитие силовой выносливости мышц спины;

-совершенствование координации движений во время ходьбы;

- закрепление правильной осанки;

- воспитание умения слушать учителя

-развивать мелкую моторику, координацию движений и речь детей.

Подготовительная часть.

-На базар ходили мы.

-Много груш там и хурмы.

-Виноград и курага.

-Но купили мы арбуз!

-Замечательный на вкус!

Ходьба с помощью рамки.

Зарядка.сидя на стуле.

Ручки вверх мы поднимаем, Ручки вниз мы опускаем,
Кулачки мы крепко сжали, Кулачками постучали:
Ножками потопали:
Топ-топ-топ-топ.Ручкамипохлопали:
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп.

в медленном темпе контролировать дыханиеС помощью, следить за правильной постановкой стопы.

Темп средний, следить за дыханием.

Основная часть.

ОРУ с гимнастической палкой

на мягком мате.

И. п. – лежа на животе руки с палкой вперед, ноги прямые вместе; сч.1-4 подтянуть палку к груди, сч. 5-8 вернуться в и.п.- выдох.

И.п.- лежа на животе, руки вдоль туловища, палка на ногах; сч.1-2 согнуть ноги зажать палку, счет 3-4 разогнуть. Дыхание произвольное.

И.п.- лежа на спине колени согнуты, стопы врозь, руки вдоль туловища; сч.1-2 поднять таз, прогнуться-вдох, сч.3-4 вернуться в и.п.-выдох выполнять с помощью.

И.п.- лежа на спине, руки в стороны; правая нога согнута с опорой на мат, левая прямая;. Поднимание прямой ноги 3- раза; затем с другой ноги; дыхание произвольной.

И.п- сидя на мате ноги с опорой на пол палка на коленях; сч 1-2 поднять палку вверх, сч.3-4 опустить на шею, сч.5-6 поднять палку вверх, сч.7-8 –и.п.

И.п-сидя на мате палку держать перед собой; сч.1-2 встать (с помощью)-вдох, сч.3-4 сесть, выдох.

Вращать палочку пальцами, пока привязанная игрушка не окажется в руках.

Упражнения на тренажере;

Выполнять в медленном темпе

Ноги прямые, вместе.

Пятки касаются ягодиц.

Ноги на ширине плеч, дыхание свободное..

Движения выполнять по команде, не спешить, нога прямая.

Спина прямая, следить за осанкой.

Колени не сгибать, сохранять осанку.

Выполнять сидя или стоя с помощью.

Следить за дыханием, правильной осанкой, правильным положением стопы.

Заключительная часть.

-Ходьба в сухом бассейне с помощью бортиков, лежа на спине медленные вращения руками (разгребать шарики).

-упражнения на дыхание и расслабление.

В зале, стоя , ноги на ширине плеч упражнения на внимание.

Привести организм в относительно спокойное состояние.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Физическая культура и спорт: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Здоровьесберегающие технологии в деятельности учителя физической культуры в условиях реализации ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 337 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 05.03.2019 3490
  • DOCX 18.4 кбайт
  • 32 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Бутенко Диана Олеговна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Анна Кузьмина
Конспект занятия по ЛФК с диагнозом: ДЦП, гемипаретическая форма.

Конспект занятия по ЛФК с детьми старшего школьного возраста с диагнозом : гемипаретическая форма ДЦП.

Цель: Создать условия, способствующие более высокому уровню физического развития и коррекции двигательной активности.

Задачи: - формирование и закрепление навыка правильной осанки;

- нормолизация мышечного тонуса;

- укрепление мышечного корсета;

- улучшение подвижности в суставах пораженной руки и ноги;

- укрепление мышц верхних и нижних конечностей, в частности с пораженной

- улучшение координации движений и равновесия;

- обучение правильному дыханию при выполнении упражнений.

Вводная часть:( 5-7 мин.)

1. Коррекция осанки у гимнастической стенки.

2. Ходьба: - с высоким подниманием бедра (руки впереди прямые);

- приставным шагом правым и левым боком;

- выпадами (при выпаде руки на колено);

3. Ходьба с движениями рук.

1- руки к плечам;

3- руки в стороны;

Повторить упражнение 4-5 раз.

Упражнения выполняются на фитболах.

И. п. - сидя на мяче.

Повороты головы вправо-влево – 4-5р.

Одновременное и поочередное поднимание и опускание плеч. - 6-8 р.

Наклоны в стороны с подниманием руки вверх и отведением ноги в сторону 6-8р.

Повороты туловища с отведением руки в сторону 6-8р.

Переступая ногами вперед, лечь на мяч, с последующим переступанием ногами назад, перейти в и. п. - сидя – 3-4р.

Переступать ногами вокруг своей оси в правую и левую сторону с пружинищими движениями – по 2-3 р в каждую сторону.

И. п. - лежа на спине, ноги на ширине плеч.

1. Руки в стороны. Поочередное подтягивание руками колена к животу и головы к колену на выдохе. Возвращение в и. п-вдох. 5-6р.

2. Руки вдоль туловища, ноги согнуты во всех суставах до 90 градусов. Поднимание таза- на выдохе, опускание- вдох. 5-6р.

3. Кистью здоровой руки достать противоположное ухо.

4. То же упражнение для обеих конечностей одновременно с перекрещиванием предплечий. Последовательно меняется верхняя позиция правой и левой руки. Также выполнить с закрытыми глазами.

5. Разгибание кисти и круговые движения кистями.

6. Согнуть пораженную ногу в коленном и тазобедренном суставе, завести ее за здоровую ногу и поставить стопу с наружной стороны в области коленного сустава. (5-6р).

7. Паретичную ногу захватить с внутренней стороны коленного сустава и тыльной

стороной стопы. Совершать круговые движения стопой, затем согнуть ногу в коленном и тазобедренном суставе и завести ее за здоровую ногу. Пассивные движения во всех суставах паретичной конечности.

8. Выполнение упражнения №4 для обеих ног, попеременно меняя нахождение в верхней позиции то правой, то левой ноги. 5-6р.

Перекрестить ноги, согнутые в коленных и тазобедренных суставах, приблизить их к животу. Опустить таз, поворачиваясь на левый бок (при необходимости с помощью инструктора, затем повернуться на спину 5-6р.

И. п. - лежа на боку, верхняя рука перед собой, предплечье лежит на опоре, нижняя рука и нога прямые. Верхняя нога согнута в суставах. Верхнюю руку отвести в сторону, вернуться в и. п. Верхнюю ногу отвести в сторону, вернуться в и. п. Затем движения выполнять одновременно. То же выполнить на другом боку по 5-6р.

И. п. - стоя на четвереньках в коленно-локтевом положении. Выполняется разгибание в локтевых суставах и опора переходит на ладонь. (при затруднении инструктор фиксирует руку в области локтевого сустава и кисти). Затем производить сгибание в локтевом суставе, возвращаясь в и. п. Повторить 5-6р.

И. п. - то же. Поочередное отведение прямой ноги назад (мах ногой). Сначала паретичной ногой, затем здоровой. По 5-6р каждой ногой.

И. п. - на коленях, ягодицы прижаты к пяткам. Наклониться вперед, потянуться за руками с последующим расслаблением.

И. п. - стоя на четвереньках в коленно- кистевом положении. Поднять паретичную руку и удержание руки от 1до 10сек. Возврат в и. п. То же для здоровой руки (при необходимости инструктор фиксирует паретичную руку).

И. п. - то же. Сгибание в коленных и тазобедренных суставах, опускание ягодиц на пятки, не отрывая ладоней от опоры (при необходимости инструктор фиксирует кисть, затем разгибание в коленных и тазобедренных суставах до 90 градусов. 5-6р.

И. п. - сидя ягодицами на пятках, ладони на бедрах. Разгибание в тазобедренных и коленных суставах (встать на колени, возврат в и. п. 5-6р.

И. п. - стоя на коленях. Сгибание паретичной ноги в тазобедренном суставе и разгибание в голеностопном, поставить ногу перед собой, возврат в и. п. То же выполнить здоровой ногой. По 5-6р.

И. п. - сидя по - турецки. Производить горизонтальные движения глазными яблоками от крайне левого отведения, до крайне правого. Голова и туловище неподвижны. 5-6р.

Руки через стороны поднять вверх- вдох (через нос, опустить руки вниз- выдох (через рот). 2-3р.

Коррекция осанки у гимнастической стенки.

Конспект физкультурного занятия для детей с диагнозом ДЦП Физкультурно-игровое коррекционное занятие "Морские приключения" (для детей с диагнозом ДЦП) На занятии показано, что внедрение инновационных.


1. обучение упражнению из исходного положения лежа на полу для сохранения и укрепления правильной осанки.

2. Развитие самостоятельной двигательной активности.

3. Повышение эмоционального состояния, внимательное отношение к партнеру.

б) И. п. -о. с., флажки в правой руке.

сч. 1-2 руки через стороны вверх передать флажки над головой;

сч. 3-4 руки опустить, флажки в левой руке.

сч. 5-8 повторить.

в) И. п. -ноги на ширине плеч, руки внизу, флажки в руках;

сч. 1-2 присесть, сохраняя правильную осанку, руки вперед-выдох;

сч. 3-4 выпрямиться-вдох;

сч. 5-8 повторить.

Упражнение на дыхание.

И. п. -лежа на полу, руки вдоль туловища.

сч. 1-4 руки вверх, вдох;

сч. 5-8 руки вниз, выдох.

г) И. п. -лежа на спине, руки вдоль туловища, ладони прижаты к полу;

сч. 1-4 поднять таз опираясь на ладони, плечи, стопы;

сч. 5-8 вернуться в и. п.

д) И. п. -лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах, ладони к полу;


1. Мастюкова Е.М. Дети с церебральным параличом // Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. - М., 2003.

3. Епифанов В. А. Лечебная физическая культура: учебное пособие / В. А. Епифанов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 568 с.

Форму протекания заболевания, должен определить детский невропатолог. По Л.О. Бадаляну ДЦП проявляется в спастической форме, в виде гемиплегии, диплегии, двусторонней гемиплегии, в дистонической или гипотонической формах.

По А.Ю. Ратнеру, ДЦП делится на спастический тетрапарез (двойная гемиплегия), спастический гемипарез (обе формы сопровождаются эпилепсией), мозжечковый синдром (мышечная гипотония), гиперкинезы (насильственные движения, мешающие ходьбе).

По К.А. Семеновой определяют спастическую диплегию, двойную гемиплегию, гиперкинетическую форму ДЦП, атонически-астатический синдром, гемипаретическую форму патологии.

Существует еще и рудиментарный вариант ДЦП: минимальные мозговые дисфункции—неврологические нарушения в виде вялости, быстрой утомляемости, возбудимости, неусидчивости, тиков, головных болей, а в более старшем возрасте нарушения проявляются низкой успеваемостью в школе из-за сложностей с усвоением новой информации. У таких детей бывают трудности в общении, нарушения сна.

В течение болезни по данным разных авторов различают от 3 до 4 периодов:

1) острый период, или ранняя стадия (7-14 дней, до 2-3 месяцев), когда заболевание проявляется в виде синдромов:

– синдрома нарушения мозгового кровообращения — имеют место стон, судороги, резкое возбуждение ребенка с пронзительным криком, нарушения дыхания;

– синдрома повышения внутричерепного давления (гидроцефально-гипертензионного) — родничок напряжен или выбухает, размеры головки быстро увеличиваются, могут быть судороги;

– судорожного синдрома — судороги бывают по нескольку раз в день;

– синдрома угнетения безусловных (врожденных) рефлексов — хватательного, автоматической походки и др. Формируются неправильные установки туловища и конечностей;

– диэнцефального синдрома — отмечаются малая прибавка в массе, задержка роста, нарушение сна, температуры;

2) восстановительный период:

– ранний восстановительный период (начальная хронически-резидуальная стадия) — начинается вслед за стиханием острых проявлений кровоизлияния в мозг. По мнению разных авторов, этот период продолжается от 2 до 5 месяцев. Именно в это время врач может определить форму ДЦП. Чаще она бывает смешанной и включает различные двигательные нарушения; б) поздний восстановительный период — длится до 1-2 лет;

3) период остаточных явлений, или конечная резидуальная стадия, — начинается с 2 лет и продолжается весь период детства и юношества. Дети 4-7 лет с сохранным интеллектом посещают логопедические группы детских садов (двигательные нарушения сочетаются с нарушениями речи). Занятия по ЛФК с методистом проводятся через день, все остальные дни ребенок занимается с родителями. Двухлетний ребенок с ДЦП может находиться в движении до 2,5ч. в день, в 3-7 лет — до 6ч.

Наша задача — как можно раньше выявить симптомы заболевания, а для этого существуют специальные тесты. Учитывая, что в период новорожденности у ребенка в норме тонус мышц повышен, определять изменения мышечного тонуса можно по косвенным признакам только с конца первого месяца: при повышенном тонусе ребенок из положения на животе не делает попыток поднять голову и установить ее по средней линии.

Лечебная физкультура является важнейшим фактором физической реабилитации больных ДЦП, развития их самообслуживания. Малогрупповые занятия ЛФК, игры, лечебная хореография, гидрокинезотерапия способствуют совершенствованию психомоторных функций ребенка, максимально приближают его к уровню сверстников.

Одним из важных средств реабилитации детей, которые страдают церебральными параличами, является лечебная физкультура. Комплекс лечебной физкультуры состоит из выполнения физических упражнений (самостоятельно или при помощи взрослых), массажных процедур, закаливания и укрепления организма, активный образ жизни, рефлексотерапии, иглоукалывании, привлечения ребенка к легкой трудовой деятельности.

Цели ЛФК при ДЦП - развитие способности к произвольному торможению движений, снижение гипертонуса мышц, улучшение координации движений, увеличение амплитуды движений в суставах. Также в задачи ЛФК при ДЦП входит обучение детей бытовым навыкам, элементам трудовых процессов, самообслуживанию. Благодаря занятиям лечебной физкультурой, у ребенка вырабатываются новые навыки и правильные движения.

Лечебная физкультура при ДЦП преследует следующие задачи:

1) нормализация безусловно-рефлекторной основы становления произвольных движений;

2) развитие сенсомоторных возможностей больного на базе перестройки порочных компенсаций и стимуляции координированных функций анализаторных систем;

3) обучение жизненно необходимым двигательным навыкам и элементам спортивных упражнений на основе развития общей подвижности больного;

4) специальная разносторонняя тренировка координации движений.

Правильный охранительно-стимулирующий двигательный режим и физические упражнения способствуют общему укреплению организма, восстановлению функции различных систем, развитию координационных связей и благоприятных компенсаторных реакций.

Процесс занятий лечебной физкультурой должен быть теоретически обоснован, построен согласованно с другими методами лечения. Для выбора методик занятий необходимо предварительное тщательное обследование больного, детальное выяснение характера поражения, состояния суставов и мышечной системы, степень утраты функциональных возможностей и прогноз заболевания .

Поскольку физиологический смысл занятий лечебной физкультурой состоит в развитии новых условно-рефлекторных связей и механизмов в процессе коррекционной работы, одинаковое значение имеют как демонстрация, так и словесное объяснение комплекса физических упражнений. Основной формой их организации являются индивидуальные занятия. Необходимо производить периодическое определение изменений в состоянии функций с помощью специальных тестов, и, по возможности, физиологических исследований. Такие осмотры позволяют своевременно выявить необходимость изменения методики и одновременно отражают динамику функционального состояния больного, эффективность его лечения на каждом этапе.

Методика ЛФК при ДЦП базируется на следующих принципах: регулярность, систематичность и непрерывность занятий, индивидуальный подход, учет стадии и тяжести заболевания, а также возраста и психического развития ребенка. Немаловажное значение имеет увеличение физических нагрузок. Оно должно быть строго индивидуальным.

Важность ранней коррекционно-воспитательной работы при ДЦП обуславливается особенностями развития детского мозга, его пластичностью и способностью к компенсации нарушенных функций. Ранние занятия должны проводиться в самом раннем детстве, чем раньше, тем лучше, и должны способствовать восстановлению нарушенных функций, потому что замедление и искажение речи приводят к задержке умственного развития ребенка. Также занятия, проводимые с детьми, включают в себя артикуляционную гимнастику и логопедический массаж.

Перед началом занятий лечебной гимнастикой применяется криомассаж по В.И. Дубровскому для того, чтобы расслабить мышцы рук и ног. Для того, чтобы уменьшить гипертонус используется точечный массаж, сегментарный массаж, криомассаж и упражнения на растягивание. Также в комплекс ЛФК при ДЦП с успехом включается гидрокинезотерапия (аквааэробика), которая состоит из плавания, гимнастики и игр в воде. При этом температура воды должна быть не меньше 36-37 градусов. Упражнения проводятся по 15-20 минут. Курс - 20-30 процедур через день.

Большое значение имеют упражнения на расслабление. Эти упражнения способствуют снижению тонуса мышц, что в свою очередь приводит к ослаблению импульсов, которые идут от мышцы к коре больших полушарий мозга. Вследствие ослабления процессов возбуждения происходит значительное снижение напряжения соответствующих мышц.

Для снятия гипертонуса мышц рекомендуется использовать упражнения на мяче: 1. И.П. - лежа на животе и боку, на спине. Покачивание ребенка. Также можно в этом положении проводить ему классический массаж.

2. И.П. - лежа на животе. Ребенок должен поднять и опустить руки, затем отвести их в стороны, попытаться расслабить и с силой опустить.

Примерный комплекс упражнений для детей с ДЦП в раннем возрасте: растягивания, специальные положения и укладки. Согнуть или разогнуть конечность, удерживая ее в таком положении не менее 5-8 секунд, затем провести поглаживание, разминание и потряхивание напряженных мышц до тех пор, пока они не расслабятся.

Укладки выполняются при помощи мешочков с теплым песком. Можно сделать криомассаж спазмированных мышц. Ребенок укладывается в позу, противоположную той, при которой возникает повышенный мышечный тонус (гипертонус), и это приводит к тому, что патологический двигательный стереотип постепенно разрушается, патологическая афферентация с рецепторных полей патологически активного рефлекса снижается, и нормализуется регуляция мышечного тонуса в покое и при произвольных движениях.

При обучении бытовым навыкам (самообслуживанию) широко используются такие виды деятельности, как занятия рисованием, письмом, также у ребенка вырабатываются умения держать ложку, вилку, карандаш, зубную щетку, умываться, причесывать волосы и т.д. В тренировки включают ходьбу по ровной поверхности, по ступенькам лестницы, передвижения в специальной коляске. У ребенка вырабатывается способность стоять между брусьями (для этого устанавливаются параллельные рейки на уровне тазобедренных суставов), ходить с преодолением препятствий (в виде препятствий используются кубики, мячи, палки и др. предметы). Что касается обучения ходьбе, то сначала следует провести массаж спазированных мышц. Также в занятия лечебной физкультурой при ДЦП необходимо включать упражнения на координацию движений, сохранение равновесия и нормализации подвижности в суставах. Упражнения выполняются в различных положениях - стоя, сидя, лежа. Также очень полезны упражнения с передвижением на четвереньках и на коленях, с их помощью устраняются тонические рефлексы. В освоении акта ходьбы это является важным этапом. Развитию координации способствуют упражнения, в которых задействованы руки и ноги. Эти упражнения выполняются на месте и в движении, с открытыми и закрытыми глазами, а также с изменением ритма и темпа выполнения.

При наличии гипертонуса мышц быстрота движений, их координация резко снижаются. Поэтому перед тем, как приступить к выполнению упражнений, необходимо сделать массаж (можно криомассаж), а также вибромассаж стоп. Когда придет время непосредственно приступить к упражнениям, то сначала следует выполнять более простые упражнения в медленном темпе, с малым числом повторений. Затем постепенно следует усложнять упражнения и ускорять ритм их выполнения. Упражнения выполняются на месте и в движении (например, ходьба, бег и пр.)

Таким образом, Правильный охранительно-стимулирующий двигательный режим и физические упражнения способствуют общему укреплению организма, восстановлению функции различных систем, развитию координационных связей и благоприятных компенсаторных реакций.

Читайте также: