План конспект и презентация урока по литературе 11 класс замятин мы
Обновлено: 30.06.2024
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 20-х гг. XX в.
ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ ЗАМЯТИН
(1884—1937)
Уроки литературы в 11 классе[1]
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)
2. Беседа
• Как Октябрьская революция 1917 г. повлияла на судьбу русской литературы?
• Приведите примеры из ранее изученных биографий Максима Горького, И. А. Бунина, А. И. Куприна, А. А. Блока, С. А. Есенина.
• Насколько идея официальной критики 1920-х гг. о разделении писателей на пролетарских писателей, попутчиков и внутренних эмигрантов соответствовала реальной действительности?
Слово учителя
— Становление и развитие жанров утопии и антиутопии в русской литературе первой трети XX в. было обусловлено кризисными явлениями в экономической, политической и духовной жизни общества, столкновением взглядов на мир, человека, прошлое, настоящее и будущее страны. Модель будущего (оптимистическая или пессимистическая) объединяет философско-эстетические искания всех писателей, обращавшихся к жанру утопии или антиутопии.
Глобальные и социально-экономические проблемы современности способствуют дальнейшему развитию жанров утопии и, в большей степени, антиутопии, в которых авторы предлагают свои модели общественного устройства.
Назначение утопии состоит прежде всего в том, чтобы указать миру путь к совершенству, задача антиутопии — предупредить мир об опасностях, которые ждут его на этом пути.
IV. Работа над темой урока
1. Вступительное слово учителя
— Вопрос о том, какие явления, события XX в. предвидел Евгений Иванович Замятин, возникает сам собой при чтении его романа, ибо писатель не только изобразил в условно-фантастической форме победу техники над человеком (об этом заставил писателя задуматься увиденный им в Англии процесс бурного развития науки и техники), но и сумел предсказать тот социально-политический режим, который называется тоталитарным.
Роман замечателен не только тем, что автор уже в 1920 г. сумел предсказать глобальные катастрофы XX в. Главный вопрос, который он поставил в своём произведении: выстоит ли человек перед всё усиливающимся насилием над его совестью, душой, волей?
С чтением его Замятин не раз выступал на вечерах, знакомил с рукописью критиков и литературоведов. Опубликован в России роман не был: современники восприняли его как злую карикатуру на социалистическое, коммунистическое общество будущего.
Форма конспекта — и никаких эмоций, короткие предложения, многочисленные тире и двоеточия. Для понимания содержания важно и то, что многие слова пишутся только с большой буквы: Мы, Благодетель, Часовая Скрижаль, Материнская Норма и т. п. Несколько искусственный, сухой язык идёт от искусственности того мира, в котором живут герои.
Примерная запись в тетрадях
• Что настораживает читателя сразу?
• В какие моменты жизни герой Д-503 чувствует себя абсолютно счастливым?
• Какое воплощение получила в Едином Государстве идея всеобщего равенства?
• Почему объектом поклонения для нумеров стала фигура Тэйлора? Каков смысл антитезы Тэйлор — Кант в контексте романа?
• Найдите эпизоды, в которых определена цена человеческой жизни в Едином Государстве.
• Какую роль в формировании отношений человека с человеком, человека с властью играет Lex sexualis? Определите авторское отношение к этому закону.
• Какова роль Зелёной Стены, Часовой Скрижали, Единой Государственной Науки в формировании сознания граждан Единого Государства?
• Какова функция искусства в изображенной государственной системе?
• Как строится в Едином Государстве система подавления инакомыслия?
• Найдите в тексте романа словесные обоснования истинности счастья Нумеров (эстетические, математические, религиозные). В чём своеобразие логики этих обоснований?
• Как деформировались в сознании нумеров традиционные нравственные ценности? Охарактеризуйте тип общественного сознания, который воссоздан Е. И. Замятиным.
Г) Постановка и решение
проблемного вопроса (работа в парах)
• Докажите, что в начале романа Д-503 — фанатик Единого Государства.
Что изначально отличает главного героя от остальных нумеров? Какие внешние факторы послужили толчком к глубоким изменениям в психике героя? В чём суть конфликта в душе Д-503? Докажите, что внутренний конфликт носит трагический характер. Как изменила любовь героя к I-330 его мироощущение, его видение мира и понимание своего места в нём? Почему автор доверяет повествование в романе именно Д-503? Можно ли назвать этого героя лирическим героем Замятина?
• В Едином Государстве решены все проблемы — все сыты, одеты, обуты, у всех есть жильё, работа, природные стихии подчинены. Государство избавило человека от необходимости принимать решения, делать выбор (цель — убедить, что такая жизнь — счастье). Но чем оплачено стопроцентное счастье?
• Почему находятся люди, поднимающие бунт? Бунт против счастья?
• Согласились бы вы принять такое 100 % -ное счастье?
• Какие события, явления XX в. сумел предсказать Е. И. Замятин в своём романе?
V. Рефлексия.
Подведение итогов урока
• Что собой представляет роман по жанру?
• Можно ли считать, что утопическую идею Замятин подвергает проверке в жанре утопии, или это её опровержение — антиутопия? В чём их принципиальное различие?
• Каковы были источники литературной манеры Замятина?
• Случайно ли, что одним из любимых современных писателей для него был Герберт Уэллс, собрание сочинений которого Замятин редактировал, о котором написал небольшую книжечку?
• В чём сходство и различие манеры этих двух писателей? Уэллс создавал утопию или антиутопию?
• В каком отношении, согласно оценке Замятина, уэллсовская фантастика находится к настоящему?
2. Обобщающее слово учителя
Когда Е. И. Замятин писал свой роман, ему, взявшемуся в художественной форме изучить и разоблачить губительность тоталитарной системы для личности человека и мира в целом, жизнь подарила возможность своими глазами наблюдать зарождение в крови и хаосе Единого Государства.
VI. Домашнее задание
1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)
Цель урока: Рассмотреть проблему взаимоотношения личности и государства в романе Е. И. Замятина “Мы”.
- “Погружение” и “вживание” в созданный автором мир романа: попробовать понять, как передал Е. Замятин проблемы ошибочного выбора развития страны, боролся за сохранение человека и утверждение человеческих ценностей;
- Сопоставление событий 20-30 годов в нашей стране, возникновение тоталитарных режимов и сюжетных линий романа “Мы”;
- Воспитание нравственных качеств личности, желания разобраться в трудных ситуациях, умения найти и принять свое решение, отстаивать свой выбор;
- Анализ художественного текста;
- Закрепление литературоведческих терминов;
- Развитие творческой и познавательной активности учащихся;
- Развитие навыков анализа и синтеза материала;
- Овладение речью как средством передачи мыслей, чувств, содержания внутреннего мира человека;
- Создание на уроке особой теплой атмосферы человеческого общения, средством которого выступает литература как искусство слова.
Оборудование: доска, портрет писателя, магнитофон, раздаточный материал, схемы.
Самое страшное в утопиях то, что они сбываются…
Н.А. Бердяев
Настоящая литература может быть только там, где ее делают не исполнительные чиновники, а безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари.
Е. И. Замятин
Слово учителя: Прочитана последняя страница романа Евгения Ивановича Замятина “Мы”. Романа необычного, во многом непонятного сразу, и даже страшного. Кажется, сколько в нем обжигающей горечи, тревоги за судьбу человека в обществе. Со страниц романа Замятин через десятилетия немоты кричит нам: “Человек, не дай себя убить, превратить в биоробота, прикрываясь построением нового общества, где все будут счастливы”.
Евгений Иванович Замятин (1884 – 1937) – яркий прозаик и драматург. Роман “Мы”, написанный в 1920 году, как и многие другие его произведения, увидел свет лишь в 80-90 годы XX столетия. XX век - век торжества человеческого разума, век невиданного прогресса стал самым кровавым в истории человечества.
Когда Евгений Замятин писал свой роман, ему, взявшемуся в художественной форме изучить и разоблачить губительность тоталитарной системы для личности человека, жизнь подарила возможность своими глазами наблюдать зарождение в крови и хаосе Единого Государства.
Итак, роман написан 1920 году в холодном полуразрушенном Петрограде, опубликован лишь в 1988. Возникает вопрос: почему этот роман не дошел до читателя раньше? Выдержки из документов и воспоминаний помогут ответить на этот вопрос.
(На столах учащихся – документы)
Учитель: Шел 1929-й год - год Великого перелома, наступления сталинизма. Работать, как литератору, в России Замятину стало бессмысленно и невозможно, и он в 1931 году уезжает за границу.
Почему роман “Мы” был назван “низким пасквилем на коммунизм и социалистическое будущее, клеветой на советский строй”, почему на роман был повешен ярлык “контрреволюционного”?
- Это роман о бездуховном обществе.
- О счастье, каким его представляют люди будущего.
- Это роман о любви и предательстве.
- Роман о свободе и несвободе человека, о его праве на выбор.
- Это роман о будущем, при котором человеческая личность обесценена, подавлена властью машин и политической диктатурой.
- Жанр романа “антиутопия” диктовал выбор сюжетного приема. Повествование представляет собой записи – конспект строителя космического корабля Д-503.
- Интересен стиль писателя: форма конспекта – и никаких эмоций, короткие предложения, многочисленные тире и двоеточия. Многие слова пишутся с большой буквы. Это символы. Искусственный, сухой язык идет от искусственности того мира, в котором живут герои.
- Д-503 рассказывает о том периоде своей жизни, которую позже определит как болезнь. Каждая запись (их в романе 40, и это тоже символично) имеет свой заголовок. 40 дней в истории Д-503 - история обретения и утраты им живой души, своего “я”.
- Это злая карикатура на социалистическое, коммунистическое общество будущего.
- Предмет изображения – будущее. Утопическое государство, где все счастливы всеобщим “математическим” счастьем.
- А мне кажется, Замятина, прежде всего, интересуют проблемы взаимоотношения личности и государства. Прогресс знания, науки, техники – это еще не прогресс человечества.
- Я считаю, что писатель прогнозирует пути развития человека, общества, страны.
- Замятин ничего не выдумывал: он лишь довел до логического завершения идею построения коммунистического общества.
- Во время чтения романа меня поразила проницательность писателя, оказавшегося способным предугадать дальнейшие ходы большевиков после их прихода к власти.
Учитель: “Мы” - первый роман – антиутопия, предупреждение об опасностях на пути реализации социалистических идей. Е.И. Замятин проследил логический путь, который ведет к Единому Государству, но вместо идеального, справедливого, гуманного и счастливого общества, о котором мечтали поколения социалистов, обнаружился бездушный, казарменный строй, в котором обезличенные “нумера” интегрированы в послушное и пассивное “мы”, слаженный, но неодушевленный механизм. Но только ли роман “Мы” - антиутопия? Или это страшная реальность? Давайте попробуем ответить на этот вопрос, посмотреть на Единое Государство не только, как на утопическое государство будущего, созданное воображением писателя, но и как на реально существовавшее в нашей стране. Стране, угнетенной тоталитарным режимом, лагерями, боязнью быть личностью, ярким “я”.
Посмотрим на это с точки зрения историков и литераторов.
Какие принципы были заложены в основу советского государства? На этот вопрос ответят нам историки.
А какой государственный рай построен по Замятину? Какова общественная система Единого Государства? Это вопросы для литераторов.
Работа в группах. Составление схем учащимися. Звучит музыка
Учитель: Послушаем точку зрения историков. Что тревожного увидел Замятин в 20-е годы?
Историки: Анализируя историю советского общества, мы приходим к выводу, что в России пытались построить утопию (социализм) в самом уродливом варианте, это тоталитарный режим и красный террор. Власть контролирует все слагаемые государственной системы.
Но уже к концу 1920-х годов в зеркале “Мы” все больше начинает отражаться советская тоталитарная реальность: всеобщее присутствие Вождя-Благодетеля, строительство Стены на границе с Западом (Замятин будет выпущен за нее одним из последних), институт государственных поэтов, дни единогласия и выборы без выбора, публичные казни при всеобщем одобрении, идея последней и окончательной революции — “его социальные предвидения выписывать можно многими десятками”.
Разлом в замятинском мире проходит не между человеком и машиной, а между человеком и государством, между “мы” и “я”.
Литераторы: Государство полностью приковало жителей к счастью: всеобщему, обязательному, равному. В Едином Государстве все разумно, все учтено, все подчинено великой цели. Во главе всей системы стоит Благодетель. Он управляет Операционным отделом, имеет Бюро Хранителей (полицейская система), подслушивающие и подсматривающие устройства, Скрижаль (Сердце и пульс Единого Государства), камеры. Есть искусство, наука, предусмотрены “личные часы”. Но мы видим, что человек растворен в государстве, нет личности, остается лишь нумер, который должен подчиняться раз и навсегда заведенным законам, а малейшее неисполнение закона каралось сразу.
Коммунистическая дисциплина узнается также в строгом подчинении порядку, в правилах, ограничивающих свободу в Едином Государстве, где повседневная жизнь населения напоминает сталинские трудовые лагеря: все человеческие потребности – от приема пищи и прогулки до любви – совершаются по сигналу. Здесь отражена даже проблема стукачества: стены домов жителей сделаны из стекла, чтобы все могли видеть и знать, кто, чем занимается. “Нам нечего скрывать друг от друга”.
Это обычное тоталитарное государство, в котором живет закрытое общество.
Диктатура одного человека
Учитель: Замятин показал Единое Государство таким же, каким и была большевистская Россия: человек лишился права на индивидуальность и независимость суждений, права быть личностью. Идея равенства обернулась всеобщей уравниловкой, когда “мы” шагали стройными рядами, и никак иначе. Название для романа выбрано очень верно: в обществе “нумеров”, как и в советском, ценность отдельной личности снижена до минимума. Здесь человек - винтик большого отлаженного механизма.
Звучит стихотворение Ю. Левитанского “Все гаечки да винтики…”
Учитель: Работая в группах, попробуйте определить, какая разница между человеком и нумером, которого мы увидели у Замятина. Найдем точки соприкосновения человека и нумера с природой, искусством, наукой и любовью.Ответы участников групп.
Учитель: Нумера строят машину, “огненный Тамерлан счастья”. Для чего? Чтобы разнести свои лозунги и заповеди во всю Вселенную. “Незаменимых нумеров в государстве нет”, “Нумер решает все”. Главный лозунг: “Наш долг – заставить всех быть счастливыми”. Но можно ли заставить быть счастливыми? Можно ли железной рукой загнать человечество в счастье?
- У каждого человека свое представление о счастье. Общего счастья никогда не было, и быть не может.
- В романе есть фраза “блаженство и зависть – это числитель и знаменатель дроби, именуемой счастьем”. А завидовать в мире нумеров нечему. Значит их счастье бесконечно?
- Д-503 говорит: “Несвобода – наше счастье”.
Учитель: Для Единого Государства необходимо всеми средствами заглушить желание свободы, одолеть дьявола, а значит убить в себе “я”, поскольку “я” от дьявола. Мы видим, как Единое Государство забирает свободу, но дает права. Вспомним их.Отдать жизнь за государство.Облобызать руку Благодетеля.Участвовать в выборах.Учитель: Чему служат эти права? Они уничтожают человека, превращают его в животное, которое можно приручить, превратить в ничтожество. Эти права являются издевательством. И ведет это все к тому, что человек становиться марионеткой. А это приводит к диктатурам: сталинизму, фашизму…
- Террор
- Репрессии
- Тоталитаризм
Историки, попробуйте объяснить эти понятия применительно к роману “Мы”. А литераторы выберут из предложенных стихотворений те, которые наиболее ярко выражают эти понятия.
(работа в группах, ответы учеников)
Учитель: Главная тема романа – судьба человеческой личности, ее взаимоотношения с государством. Вспомним по тексту: ““Мы” - от бога, “я” - от дьявола”. Главное оружие Единого Государства – не оружие в прямом смысле, а стандартизация, всесильное среднее арифметическое “от кретина до Шекспира”.
- Главную опасность представляет внутренний мир человека.
- Когда человек осознает себя человеком.
- Когда человек сохраняет свой шанс на свободу, пока у человека есть душа.
Учитель: Замятин показывает, что само общество не стоит и гроша ломанного вне человека. Своей войной против человека общество убивает и себя. Замятин еще в 1920 году сумел увидеть и показать трагедию расчеловечивания. Символичным представляется тот факт, что Замятин умер в 1937 году, словно и за рубежами Родины ему не удалось уйти от того большого террора, который сам он предсказал в своем романе. И может быть, причина замятинского молчания в последние годы кроится еще и в том, что слишком тяжело было писателю видеть, как сбываются самые мрачные его пророчества, торжествует энтропия и в ледяную пустыню превращается Сад русской литературы. Замятин подводит нас к мысли о том, что каждый для себя должен решить, “что принести в жертву – “я” деспотичному “мы”, или “мы” деспотичному “я”. В истории было и то и другое. Это и диктатура большевиков, и культ Сталина, и фашизм. Хочется надеяться, что это больше никогда не повториться в жизни нашей страны. И сегодня мы думаем над вопросом: каким должно быть государство и личность в нем?
Государство – это “мы”, которое должно состоять из ярких “я”, умеющих выступить против любой диктатуры.
2 Появление романа Тревогой за судьбы мира, страны, народа продиктован роман Мы, написанный 1920–1921 гг. Впервые опубликован в 1924 году Нью-Йорке на английском языке, там же в 1952 г. – на русском. В нашей стране роман увидел свет лишь 1988 г. В журнале Знамя 4, 5. Это роман - антиутопия.
4 Роман-антиутопия Мы роман-антиутопия Евгения Замятина с элементами сатиры (1920). Действие разворачивается в двадцать шестом веке. Роман описывает общество жесткого контроля над личностью: имена и фамилии заменены буквами и номерами, государство контролирует даже интимную жизнь.
5 Утопия (др. греч. ου – нет и τοπος – место, т.е дословно: место, которого нет) - жанр, характеризующийся развернутым описанием общественной, государственной и частной жизни воображаемой страны, отвечающей тому или иному идеалу социальной гармонии. Утопия – мечта.
9 Антиутопия – изображение опасных, пагубных последствий разного рода социальных экспериментов, связанных с построением общества, соответствующему тому или иному идеалу.
12 Конспект героя Ангел-хранитель = шпион Запись 7-я: Есть запах ландыша – и есть мерзкий запах белены: и то и другое запах. Были шпионы в древнем государстве – есть шпионы у нас… Но ведь ясно же: там шпион – это белена, тут шпион – ландыш Помощники Благодетеля = Инквизиция Запись 15-я: …глупцы…. Сравнивали Операционное с древней инквизицией, но это так нелепо, как ставить на одну точку хирурга… и разбойника… один – благодетель, другой – преступник Любовь = Жестокость Запись 21-я: …я считаю, что самая трудная и высокая любовь – это жестокость Счастье = Несвобода Запись 31-я: Ведь все желания – мучительны… И ясно: счастье – когда нет уже никаких желаний, нет ни одного Запись 16-я: Крылья – чтобы летать, а нам уже некуда: мы – прилетели, мы – нашли Душа = Холера Запись 16-я: Как: душа? Душа, вы говорите? Черт знает что! Этак мы скоро и до холеры дойдем… Икона = Скрижаль Бог = Благодетель
13 Стерильный Город и живую природу разделяет Зелёная Стена: люди следуют законам природы, живут, руководствуясь инстинктами и физиологическими потребностями; светит ослепляющее солнце, плывут облака, воздух полон всевозможных запахов, земля пружинистая и неровная; ветер кружит голову и опьяняет оказавшегося за Городом героя. Не случайно Д-503 близок к состоянию безумия.
14 Горожане не подозревают, что за Зелёной Стеной существует жизнь. Основными образами загородного мира являются деревья: «Как свечки, в самое небо; как на корявых лапах присевшие к земле пауки; как немые зелёные фонтаны. В мифах дерево выступает в двух формах древо жизни и древо познания. Свеча означает связь с Богом, с космосом, иными мирами. Когда же дерево напоминает паука, то это символизирует кровожадность и неутомимость, реализуя идею колеса жизни, паук потенциальный источник смерти.
15 Служение Единому Государству Рационализм Материальный расчёт Врожденные инстинкты Смирение Единогласие Безликость Винтик в системе Повиновение государству
16 Тяжелая рука, огромная рука Благодетеля.
17 Диктатура большинства Диктатура партии Диктатура партийного аппарата Диктатура одного человека Тот миропорядок, принцип, который Е. Замятин увидел в двадцатые годы, оценивается как тоталитарный режим, основанный на насилии, уничтожении, полном подчинении. Он предрекал, что бороться с этой системой будет очень тяжело.
18 Обращение к потомкам Своим романом Замятин решает ряд важнейших общечеловеческих и политических проблем: главными в романе являются темы свободы и счастья, государства и личности, столкновение индивидуального и коллективного. Замятин показывает, что не может быть благополучным общество, не считающееся с запросами и интересами своих граждан, с их правом на выбор. В окружающей себя действительности писатель увидел тенденцию к всеобщему уравниванию, обесцениванию человеческой личности. Е. Замятин создает пророческую книгу, в которой рисует модель нежелательного будущего – антиутопию.
В разработке анализируется и осмысляется содержание романа при помощи интерактивных методов обучения, таких как ролевая игра, герменевтическое толкование поэтического текста с позиции одного из героев романа, составление синквейна и формулы счастья.
Урок литературы в 11 классе на тему
русского языка и литературы
Березан Анна Николаевна
Цель: проанализировать содержание романа, способствовать осмыслению сюжета, развивать умение связно, грамотно, творчески излагать собственные мысли, аналитически относиться к полученной информации, формировать культуру речи.
Эпиграф к уроку:
Мы неполной жизнью живём
И неполной грудью дышим,
Вполголос песни поём,
Даже письма с оглядкой пишем.
До чего ж мы были просты
С нашей верою беспросветной
С нашей преданностью несусветной,
Доходившей до слепоты! (А.Яшин)
1. Организационны момент.
Мотивация деятельности
Учитель: Напишите в тетрадях в столбик сферы жизни человека. После коллективного обсуждения учитель записывает на доске сферы жизни, нумеруя их. Примерные ответы:
2. Работа по теме урока
Антиуто́пия — изображение общественного строя или сообщества, представляющегося нежелательным, отталкивающим или пугающим. Является противоположностью утопии. Антиутопические общества описаны во многих художественных произведениях, действие которых в литературе Нового времени происходит в будущем. Антиутопия как жанр зачастую используется, чтобы обратить внимание на реальные проблемы в окружающей среде, политике, экономике, религии, технологии. Антиутопия – жанр фантастической литературы, который показывает, каким могло бы быть будущее человечества при неблагоприятном развитии.
3. Работа по сюжету романа.
Учитель: На доске написаны сферы жизни человека, которые мы пронумеровали. Представитель каждого ряда тянет два жребия с номером. В зависимости от этого каждый ряд работает с той или иной сферой жизни (например, любовь, творчество или семья, досуг и т.д.).
Задание для работы в группах: Охарактеризуйте сферы жизни в Едином Государстве. Как протекает жизнь граждан, касающаяся этой сферы? Счастливы ли люди? Почему?
На совещание дается 5-7 минут. Заслушиваются ответы групп. Другие группы могут дополнять и корректировать одноклассников.
4. Характеристика образов. Ролевая игра.
Учитель: Я являюсь репортером из древности, из 21 века. Каждый из вас является жителем Единого Государства. Если знаете ответ на вопрос, поднимайте руку.
Вопросы Д-503:
Нравится вам жить в Едином Государстве?
Зачем вы строите Интеграл?
Если вам нравится в Е.Г., зачем вы согласились захватить Интеграл?
Что вам сказал Благодетель такого, что потрясло вас?
Вы считаете себя предателем? А кем тогда?
Вопросы І-330:
Почему вы пошли против системы? Вам плохо жилось в Е.Г.?
Вы любили Д-503? Почему у вас было много мужчин?
Вам страшно было умирать? Вы раскаялись?
Вопросы О-90:
Вы считаете себя революционеркой?
Как думаете, почему мы считаем вас самой счастливой из известных нам нумеров?
Как вам живется за Зеленой стеной?
Как вы назвали своего ребенка?
Учитель: Спасибо нумерам за ответы.
Послушайте стихи А.Галича, написанные в 50-х годах ХХ века. От имени какого героя романа они могли быть написаны? Ответ объясните:
Сердце моё заштопано,
В серой пыли виски,
Но я выбираю свободу-
И свистите во все свистки!
Я выбираю Свободу,-
Пускай груба и ряба,
А вы валяйте, по капле
Я выбираю свободу-
Но не из боя, а в бой,
Я выбираю свободу
Быть просто самим собой.
5. Работа над проблемой романа.
6. Итог урока.
Мы нечасто обращаемся к написанию синквейнов по теме урока. Я предлагаю сейчас это сделать. Итак, 1 существительное, 2 прилагательных, 3 глагола, 1 предложение и слово-итог.
Дети пишут несколько минут. Зачитывают свои работы.
7. Рефлексия.
Учитель предлагает учащимся выбрать из разноцветных карточек ту, которая подходит по цвету настроению от романа. Задание: написать на карточке СВОЮ формулу счастья.
8. Оценивание. Д/з: Нарисовать страницу понравившегося героя в любой соцсети, указать статус, группы, любимые цитаты и высказывания, фотографии.
Читайте также: